Меню

Задний мост зил 131 регулировка



Регулировка подшипников и шестерен редуктора ЗИЛ-131

Конические роликоподшипники вала ведущей конической шестерни редуктора регулируются с небольшим предварительным натягом; осевой зазор не допускается.

Крутящий момент, необходимый для поворачивания вала в подшипниках, должен быть в пределах 0,08—0,16 кГм, что соответствует усилию 1,3—2,7 кГ, приложенному к отверстию фланца 21 (для редуктора среднего моста — к отверстию меньшего фланца 29).

Момент можно проверить при помощи безмена (динамометра).

Замерять крутящий момент необходимо при плавном поворачивании фланца в одну сторону и не менее чем после пяти полных оборотов вала. Подшипники при этом должны быть смазаны смазкой, указанной в карте смазки.

При проверке момента вращения ведущей шестерни переднего и среднего мостов крышка 28 подшипника должна быть сдвинута, чтобы центрирующий выступ стакана 25 подшипников вышел из гнезда крышки и сальник не оказывал бы сопротивления вращению шестерни, а гайка крепления фланца ведущей шестерни должна быть затянута.

Момент затяжки гайки должен быть равен 20—25 кГм.

При затяжке гайки необходимо проворачивать вал ведущей шестерни, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение между коническими поверхностями колец.

Регулировать подшипники ведущей шестерни следует путем подбора регулировочных шайб 32 необходимой толщины, устанавливаемых в количестве 2 шт. между торцами внутренних колец подшипников.

На заводе выпускаются регулировочные шайбы следующих толщин: 7,25; 7,30; 7,40; 7,50; 7,60; 7,70; 7,80 и 7,85 мм.

После окончательной регулировки подшипников гайка крепления фланца ведущей шестерни должна быть затянута и зашплинтована.

Двухрядный конический роликоподшипник 12 вала ведущей цилиндрической шестерни 8 поставляется заводом- изготовителем с подобранным регулировочным кольцом 13 и дополнительной регулировки не требует, детали этого подшипника не взаимозаменяемы, поэтому перестановка деталей с одного подшипника на другой и перестановка внутренних колец подшипника одного на место другого недопустимы.

Внутреннее кольцо подшипника 12, имеющее на торце клеймо — букву V, должно быть установлено со стороны заклейменного торца наружного кольца.

После затяжки гайки крепления подшипника 12 она должна быть законтрена обжатием ее тонкого края в один из пазов вала.

Момент затяжки должен быть 35—40 кГм. Если необходимо отвернуть гайку при ремонте, ее следует предварительно расстопорить, отогнув тонкий край гайки, обжатый в паз резьбового конца вала.

Ведущую 23 и ведомую 5 конические шестерни редуктора подбирают на заводе в комплекты по пятну контакта и боковому зазору в зацеплении, притирают и клеймят порядковым номером комплекта.

Кроме того, в процессе работы автомобиля шестерни прирабатываются одна к другой, поэтому при необходимости замены шестерни следует заменять обе шестерни одновременно.

Вновь устанавливаемые конические шестерни должны иметь один порядковый номер комплекта.

При установке новых конических шестерен редуктора они должны быть отрегулированы по пятну контакта, «на краску» и по боковому зазору в зацеплении (табл. 1 в конце статьи)

Пятно контакта на обеих сторонах зуба ведомой конической шестерни должно иметь длину, равную приблизительно ⅔ длины зуба, и не должно доходить до торца узкого конца зуба на 2—4 мм, а также не должно выходить на верхнюю кромку зуба.

На ведущей шестерне пятно контакта может доходить до верхней кромки зуба.

Пятно контакта получают путем вращения ведущей шестерни в обе стороны при одновременном подтормаживании рукой ведомой шестерни.

Боковой зазор должен быть в пределах 0,15—0,40 мм у широкой части зуба, что соответствует повороту фланца 21 вала ведущей конической шестерни на величину 0,18—0,48 мм при замере на радиусе расположения отверстий для болтов и при неподвижной ведомой шестерне, для редуктора среднего моста замер производится на меньшем фланце 29.

Боковой зазор необходимо проверять не менее чем для четырех зубьев ведомой шестерни, расположенных приблизительно на равных расстояниях по окружности.

При установке новых шестерен в редуктор необходимо установить регулировочные прокладки 24 общей толщиной 2 мм под фланец стакана 25 подшипников ведущей шестерни; после этого отрегулировать боковой зазор, перемещая ведомую коническую шестерню путем изменения количества прокладок 10 под фланец гнезда 9 подшипников ведомой конической шестерни, и проверить пятно контакта.

Если при этом правильного пятна контакта не получилось, необходимо передвинуть конические шестерни, как указано в табл. 1, изменяя количество прокладок под фланцами стакана подшипников ведущей шестерни и гнезда подшипников ведомой шестерни.

После окончательной регулировки в каждом наборе прокладок должно быть установлено не менее двух прокладок толщиной 0,1 мм.

Тонкие прокладки должны быть расположены по обеим сторонам набора прокладок для получения плотного не протекающего соединения.

Болты крепления стакана, гнезда и крышек подшипников после окончательной регулировки должны быть затянуты; момент затяжки 6—8 кГм.

После установки в картер редуктора переднего ведущего моста вала 25 (рис. 4) в сборе со стаканом подшипников необходимо легким ударом через оправку по торцу наружного кольца цилиндрического роликоподшипника 29 с внутренней стороны освободить ролики подшипника от прижатия торцами к кольцам подшипника. Крышка 28 картера редуктора при этом должна быть снята.

Если шестерни имеют увеличенный окружной зазор в зацеплении вследствие износа зубьев, то регулировать их не следует, так как это нарушает правильность зацепления.

Читайте также:  Вортекс эстина регулировка ручника

Конические шестерни должны работать до полного износа без дополнительной регулировки.

Если увеличение окружного зазора появилось в результате износа конических роликоподшипников, т. е. если одновременно с увеличением бокового зазора имеется заметный осевой зазор в подшипниках, можно уменьшить боковой зазор, вынув соответствующее количество прокладок для компенсации этого износа; при этом сначала необходимо восстановить предварительный натяг подшипников ведущей конической шестерни.

После регулировки обязательно проверить правильность пятна контакта.

Устанавливать собранный дифференциал в картер редуктора следует после установки и регулировки конических шестерен и окончательной затяжки болтов крепления крышек подшипников.

После установки дифференциала в сборе с подшипниками в гнезде картера редуктора нужно завернуть от руки регулировочные гайки 2 (см. рис. 3) подшипников так, чтобы они плотно прилегали к кольцам подшипников, а потом поставить крышки подшипников дифференциала.

Если крышки не садятся на место, это значит, что регулировочные гайки перекошены, и их нужно завернуть еще раз. Принудительная постановка крышек может привести к повреждению картера, крышек и гаек.

После установки крышек подшипников нужно завернуть до отказа гайки крепления крышек и после этого отпустить их настолько, чтобы можно было провернуть регулировочные гайки 2.

Завертывая и вывертывая регулировочные гайки, необходимо сместить дифференциал так, чтобы ведомая цилиндрическая шестерня 14 заняла положение, симметричное по отношению к ведущей шестерне 8.

Конические роликоподшипники дифференциала должны быть отрегулированы с небольшим предварительным натягом. Для этого сначала регулировочные гайки нужно отрегулировать так, чтобы дифференциал имел осевое перемещение, не превышающее 0,1 мм.

Проверять величину осевого перемещения нужно индикатором, установленным против венца ведомой цилиндрической шестерни и закрепленным на крышке подшипника.

После этого каждую из регулировочных гаек нужно завернуть на один паз, застопорить в этом положении стопором 1, завернуть гайки крепления крышек подшипников и зашплинтовать их (момент затяжки должен быть 17—19 кГм).

При регулировке подшипников необходимо несколько раз повернуть дифференциал, чтобы ролики подшипников приняли правильное положение между коническими поверхностями колец.

При сборке дифференциала необходимо следить, чтобы метки на чашках 20 были установлены одна против другой, момент затяжки гайки болтов дифференциала должен быть 12—14 кГм.

Регулировка подшипников и шестерен редуктора переднего ведущего моста аналогична регулировке редукторов заднего и среднего мостов. Необходимо помнить, что при движении автомобиля вперед рабочей стороной зуба ведомой конической шестерни является для заднего и среднего мостов выпуклая сторона, а для переднего моста вогнутая сторона зуба.

Источник

ЗИЛ 131

Содержание материала

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЕДУЩИХ МОСТОВ

При проведении первого технического обслуживания очищают от грязи и промывают сапуны, на балках 2 ведущих мостов, на концевых фланцах балок среднего и заднего мостов и на корпусах поворотных кулаков. Если из отверстий сапунов появляется смазка, значит из системы регулирования давления воздуха в шинах выходит воздух.

При втором техническом обслуживании проверяют схождение колес. Разность расстояний Б—А, замеренная на уровне горизонтальных осей колес, должна быть в пределах 2—5 мм. Схождение колес регулируют изменением длины поперечной тяги 3, на концах которой имеются регулировочные головки 1и 4. Свинчивая или навинчивая

головки, изменяют положение колес относительно балки переднего ведущего моста.

Подшипники шкворней и шарниры полуосей переднего моста смазывают через пробки 8, пресс-масленки 11. Консистентную карданную автомобильную смазку АМ в подогретом состоянии нагнетают до выхода свежей смазки из контрольного отверстия, закрываемого пробкой 5 в шаровой опоре 10. После 8000—12 000 км пробега через одно ТО-2 разбирают шарниры, удаляют старую смазку, промывают детали и закладывают 1,3 кГ свежей смазки в каждый шарнир.

Также через одно ТО-2 при разборке промывают подшипники и ступицы колес и тщательно смазывают ролики и внешние кольца подшипников. Проверяют уровень масла в редукторах ведущих мостов. В редукторах среднего и заднего мостов это делают указателем 22, который вставляют в специальное отверстие, закрываемое одним из болтов 23. Доливают масло через отверстие, закрываемое пробкой 21.

После 24 000—36 000 км пробега (через шесть ТО-2) масло меняют. Теплое масло сливают при открытой пробке 21, через отверстие, закрываемое пробкой 25, а остатки масла из верхних картеров редукторов — через отверстия 31, закрываемые дополнительными сливными пробками. Подтягивают болты 23 крепления редуктора к картеру 24 ведущего моста (включая два болта, находящиеся внутри картера).

Осевое перемещение шкворней 9 указывает на необходимость регулировки подшипников. Обычно нижний подшипник изнашивается больше, поэтому из-под нижней накладки 6 удаляют прокладки 7. Если износ подшипников одинаков, то такое же количество прокладок 12 удаляют из-под верхней накладки.

При сильном износе нижний и верхний подшипники меняют местами. После регулировки новых подшипников у каждого устанавливают не менее десяти прокладок толщиной 0,05 мм и не менее двух — 0,1 мм. Общая монтажная высота верхнего и нижнего подшипников с прокладками должна быть одинакова.

При регулировке подшипников 14 ступиц колес гайку 15 крепления подшипников затягивают специальным ключом 13 до начала торможения ступицы, после чего ее отпускают на 1/5 оборота до совпадения стопорного штифта гайки с отверстием в замочной шайбе и затягивают контргайку, прилагая усилие в 12—15 кГм.

Читайте также:  Кран регулирующий двойной регулировки шаровый крдш

Регулировку подшипников в ступицах переднего моста проверяют при снятых фланцах кулака шарнира полуоси, а в ступицах заднего и среднего мостов при вынутых полуосях. Если подшипники отрегулированы правильно, колеса должны свободно вращаться при толчках от руки и не иметь заметной боковой качки.

Регулировка подшипников и шестерен редукторов главных передач ведущих мостов. Конические роликовые подшипники вала ведущей шестерни 16 регулируют подбором шайб 26, которых должно быть две штуки. Завод выпускает эти шайбы разной толщины: 7,25; 7,30; 7,40; 7,50; 7,60; 7,70; 7,80 и 7,85 мм. После регулировки гайку 19 затягивают с усилием 20—25 кГм. Правильность регулировки проверяют, замеряя крутящий момент, проворачивая вал за фланец 18 при отпущенной крышке 20 и смазанных подшипниках. Двухрядный конический роликовый подшипник вала ведущей цилиндрической шестерни регулировки не требует, так как регулировочное кольцо 28 в этом подшипнике подобрано на заводе.

Гайку 29 затягивают моментом 35— 40 кГм, после чего ее тонкий край вдавливают в один из пазов резьбового конца вала.

Комплекты конических шестерен 16 и 17 подбирают на заводе, проверяя пятно контакта и боковой зазор в зацеплении.

Положение шестерни 16 регулируют прокладками 27, толщина пакета которых должна быть равна 2 мм. Боковой зазор регулируется прокладками 30. Толщина регулировочных прокладок 0,05 мм и 0,1 мм. После регулировки их должно быть не менее, чем по две штуки.

Конические роликовые подшипники дифференциала регулируют своими гайками, при этом дифференциал должен иметь осевое перемещение не более 0,1 мм. Гайки крепления крышек подшипников затягивают, прилагая момент 17—21 кГм. Момент затяжки болтов дифференциала должен быть 1 2—1 4 кГм.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ХОДОВОЙ ЧАСТИ

При ежедневном обслуживании проверяют нагрев ступиц колес и тормозных барабанов, осматривают шины, в начале работы открывают шинные краны.

При первом техническом обслуживании, прикладывая момент 25—30 кГм, подтягивают гайки стремянок 13 передних 10 и задних 12 рессор и моментом в 5,5—6 кГм подтягивают стяжные болты 9 пальцев передних рессор. Гайки пальцев реактивных штанг подтягивают, прикладывая момент 35—40 кГм. Стяжные болты 16 разрезных гаек ступиц балансирной подвески подтягивают моментом 8—10 кГм, болты крепления кронштейнов задней подвески к раме моментом 14—16 кГм и болты крепления оси 18 балансирной подвески к кронштейнам рамы — 35—40 кГм. Гайки стяжных шпилек 14 щек ступиц 17 под-

тягивают до устранения зазоров между щетками и рессорой 12.

Пальцы 8 передних рессор 10 смазывают консистентной смазкой УС-1, пресс-солидолом С или солидолом С до выдавливания свежей смазки. В условиях работы на грязных и пыльных дорогах и при бездорожье смазку осуществляют ежедневно.

При первом техническом обслуживании также проверяют состояние рамы, амортизаторов, резиновых ограничителей хода мостов, сцепного прибора и шин.

При появлении подтекания жидкости амортизатор снимают, резервуар 1 за нижнюю проушину закрепляют в тиски, кожух 3 поднимают и специальным ключом 4 подтягивают гайку 2. Если течь не устраняется, следует заменить сальник штока 6. Гайки пальцев крепления амортизатора со стороны кронштейнов крепления подтягиваются приложением момента 12—14 кГм, а с противоположной стороны — 5,5—6 кГм.

При проверке шин 19 необходимо убедиться в наличии колпачков вентилей, проверить состояние шинных кранов, удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе, и проверить давление воздуха в шинах. Нормальное давление при нагрузке в кузове 3,5 т должно быть 3 кГ/см2, а при нагрузке 5 т —4,2 кГ/см2.

Гайки крепления колес к ступицам затягивают равномерно (крест-накрест), прикладывая момент 40 кГм.

При втором техническом обслуживании проверяют схождение передних колес, а в случае сильного износа протектора шин 19 колеса переставляют, как показано на схеме.

Через одно ТО-2 проверяют состояние коренных листов 11 задней рессоры и в случае необходимости первый и третий листы рессоры.

Через отверстие, закрываемое пробкой 15, в каждую ступицу 17 балансир-ной подвески заливают по 0,325 л трансмиссионного масла, применяемого для коробки передач, а в подшипники ступиц колес закладывается по 0,8 кГ консистентной смазки 1—13с или ЯНЗ-2.

При втором или третьем ТО-2 проверяют величину дисбаланса колес.

Амортизаторную жидкость заменяют через 35 000—50 000 км пробега, но не реже одного раза в год.

Не разрешается доливать жидкость в процессе эксплуатации. В качестве амортизаторнои жидкости применяют жидкость АЖ-12Т, масло веретенное АУ или смесь трансформаторного и турбинного 22 масел (по 50%).

Для смены жидкости амортизатор снимают с автомобиля, закрепляют в тисках, выкручивают гайку 2 резервуара, вытягивают шток 6 с поршнем 7 и про-, мывают амортизатор неэтилированным бензином или керосином.

В рабочий цилиндр 5 каждого амортизатора заливают по 0,45 л жидкости, соблюдая чистоту. Жидкость, не помещающаяся в цилиндр 5, сливается в резервуар 1 амортизатора.

Листы рессор 10 и 12 смазывают при переборке или ремонте. Для смазки передних и задних рессор требуется 1 кГ графитной смазки УСс-А.

Источник

Задний мост зил 131 регулировка

Главная передача двойная, одна пара — конические шестерни со спиральными зубьями, вторая пара — цилиндрические шестерни с косыми зубьями, общее передаточное отношение — 7,33.

Читайте также:  Углы регулировки колес skoda octavia

Главные передачи среднего и заднего мостов одинаковы по устройству и расположению, их картеры крепятся к балкам мостов горизонтальными фланцами. Главная передача переднего моста имеет такое же устройство, но крепится к балке моста вертикальным фланцем.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 1. Шарниры равных угловых скоростей:
1, 2, 8 — кулаки; 3 — ведущие шарики; 4 — палец; 5 — центрирующий шарик; 6 —наружная полуось; 7—вилка; 9 — диск; 10 — внутренняя полуось

Рис. 2. Схема устройства и работы шестеренчатого дифференциала:
а — автомобиль идет по прямой, сателлиты не вращаются, ведущие колеса вращаются с одинаковой скоростью; б — автомобиль движется по закруглению, скорости ведущих колес разные, сателлиты вращаются вокруг своих осей; 1 — ведомая шестерня; 2 — ведущая шестерня; 3 — сателлит; 4 — полуосевая шестерня; 5 — полуось

Главная передача состоит из картера с крышкой, первичного вала с конической шестерней и подшипниками, ведомой конической шестерни, ведущей цилиндрической шестерни с валом, ведомой цилиндрической шестерни.

Картер крепится к балке моста болтами; два из них расположены внутри картера (доступ к ним может быть осуществлен через боковую крышку). Заливное отверстие, закрываемое пробкой, у картеров среднего и заднего мостов находится сверху, сливное отверстие с пробкой находится в картере моста, пробка дополнительного сливного отверстия имеется в картере главной передачи. Проверка уровня масла осуществляется при помощи специального указателя, имеющегося в наборе инструмента водителя; этот указатель вставляется в отверстие под один из болтов крепления картера главной передачи к балке моста. Уровень масла при заливке можно проверять также через контрольное отверстие, которое имеется в картере моста. Вентиляция картера осуществляется через сапун. У переднего моста контрольно заливное отверстие находится в крьшке балки моста, а сливное— в нижней части балки моста.

Ведущий вал вращается на одном роликовом цилиндрическом и двух конических подшипниках. Между фланцами стакана подшипников н картером устанавливаются металлические прокладки.

Рис. 3. Задний мост автомобиля ЗИЛ -Ш:
1 — сапун; 2—полуось; 3 — ведомая коническая шестерня; 4— вал ведущей цилиндрической .шестерни; 5 — ведущая коническая шестерня; 6 — пробка заливного отверстия; 7, 31 — ведущая и ведомая цилиндрические шестерни; 8 — картер главной передачи; 9, 34 — регулировочные прокладки; 10 — стакан подшипника; 11 — крышка подшипника; 12 — чашка дифференциала; 13 — полуосевая шестерня; 14 — блок сальников подвода воздуха; 15 — тормозной барабан; 16, 17 — сальники ступицы; 18 — замочная шайба; 19 — контргайка; 20 — шинный кран; 21 — фланец полуоси; 22 — регулировочная гайка; 23 — винт; 24 — ступица; 25 — шпилька; 26 — опорный диск; 27 — цапфа; 28 — тормозной барабан; 29 — пробка сливного отверстия; 30 — сателлит; 32 — первичный вал; 33 — регулировочные шайбы

Рис. 4. Смазка главной передачи автомобиля ЗИЛ -131;

Ведущая цилиндрическая шестерня изготовлена заодно с валом, который вращается на цилиндрическом роликовом и двухрядном коническом подшипниках. Между стаканом подшипников и картером располагаются прокладки. Ведомая цилиндрическая шестерня представляет собой зубчатый венец, который крепится к чашкам дифференциала.

При работе главной передачи крутящий момент изменяется в обеих парах шестерен по величине, а в конической паре, кроме того, и по направлению.

Смазка главной передачи осуществляется разбрызгиванием, для прохода масла к подшипникам в стенках картера имеются каналы. В картеры главных передач всех мостов заливается по 5 л масла.

Регулировка конических подшипников вала ведущей конической шестерни производится при появлении в них осевого зазора и осуществляется подбором регулировочных шайб необходимой толщины, расположенных между внутренними кольцами подшипников. Правильность регулировки проверяется по усилию, необходимому для проворачивания вала в подшипниках. Это усилие, определяемое с помощью динамометра, зацепленного за фланец вала, должно быть в пределах 1,3—2,7 кгс.

Двухрядный конический подшипник ведущей цилиндрической шестерни устанавливается с подобранным регулировочным кольцом и дополнительной регулировки не требует.

Боковой зазор между зубьями конических шестерен должен быть 0,15—0,45 мм у широкой части зуба, что соответствует повороту фланца первичного вала на величину 0,18—0,54 мм при замере на радиусе расположения отверстий под болты и при неподвижной ведомой шестерне. Указанный зазор регулируется перемещением ведущей и ведомой шестерен путем изменения количества прокладок.

Правильность зацепления конических шестерен проверяется на краску по пятну контакта.

Дифференциалы автомобиля ЗИЛ -131 шестеренчатые, конические, устанавливаются ;в картерах редукторов мостов на двух подшипниках каждый. Дифференциалы всех трех мостов одинаковы по устройству и отличаются от дифференциала автомобиля ГАЭ -53А лишь размерами и формой деталей.

Полуоси автомобиля ЗИЛ -131 фланцевые, полностью разгруженные, по устройству и креплению такие же, как у автомобиля ГАЗ -66. Каждая полуось уплотняется сальником, расположенным во фланце балки моста.

Шарниры равных угловых скоростей шариковые, по устройству и работе аналогичны шарнирам автомобиля ГАЗ -66. Отличие лишь в том, что центральный шарик не имеет пальца. В каждый шарнир закладывается по 1,3 кг смазки марки AM.

Источник

Adblock
detector