Меню

Задача публичного права регулировать



Публичное и частное регулирование.

Частное- охраняет интересы отдельных лиц.

Публичное- охраняет общие интересы государства.

Публичное право состоит из отраслей, которые связаны с полномочиями и функционированием государства – конституционного, административного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального, международного публичного права

Частное право обслуживает потребности людей, возникающие на основе имущественных и личных неимущественных отношений, – гражданское, семейное, международное частное право.

Черты публичного права:

1) императивность норм;

2) ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов;

3) иерархические отношения субъектов публичных отношений;

4) одностороннее волеизъявление субъектов;

5) широкая сфера усмотрения государственных органов и должностных лиц;

6) санкции преимущественно штрафного (карательного) характера;

7) большая степень централизованного урегулирования.

Черты частного права:

1) равенство субъектов правоотношений;

2) диспозитивное содержание правового регулирования;

3) свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав;

4) ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов;

5) самоответственность по своим обязательствам и действиям;

6) правовосстановительные санкции;

7) децентрализованность, так как субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения (например, брачный договор в семейном праве, договор подряда в гражданском праве, условия авторского договора и т. д.).

БИЛЕТ №21

Содержание правовых отношений: субъективное право и юридическая обязанность.

Субъективное право— мера возможного поведения управомоченного лица. Гарантированная возможность поведения.

Юридическая обязанность- мера должного или необходимого поведения в интересах управомоченного лица.

Субъективное право включает в себя полномочия:

а) на собственные фактические действия, например использование вещи, находящейся в собственности данного лица;

б) на принятие юридического решения продать, обменять, подарить, завещать определенное имущество;

в) право требовать от другой стороны правоотношения исполнения обязанности, например возвратить долг, обменять проданную некачественную вещь;

г) правопритязание, т. е. принудительное исполнение обязанностей другой стороной правоотношения.

Юридическая обязанность проявляется в трех формах:

1) пассивное поведение, когда соблюдается запрет, предусмотренный нормой права;

2) активное поведение, т. е. совершение конкретных действий, предусмотренных нормой права или соглашением сторон;

3) юридическая ответственность, т. е. претерпевание негативных последствий личного или имущественного характера за невыполнение возложенных обязанностей.

2. Материальное и процессуальное право.

Материальное право непосредственно регулирует предметные (базовые), материальные отношения.

Материальное право представлено большинством отраслей – гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное, международное и др. Одновременно идет формирование новых отраслей и подотраслей

Процессуальное праворегулирует порядок реализации норм материального права, воплощения их в жизнь. Регламентирует юридические процедуры, порядок применения норм материального права, направлены на достижение конкретного юридического результата.

БИЛЕТ №22

1. Понятие, принципы и виды правотворчества.

Правотворчество- деятельность государственных органов (в случае референдума всего народа и должностных лиц) по изданию, переработке и отмене НПА.

1. Народный характер правотворчества

2. Демократизм проявляется в привлечении граждан в правотворчество, в гласности

3. Научный характер, связь с правоприменительной практикой

4. Законность правотворчества (подготовка, принятие, опубликование)

2. Должностные лица

Виды правотворчества по субъекту:

1. Правотворчество народа – референдум (общефед., субъекта, местный)

2. Правотворчество гос. Органов

3. Правотворчество отдельных должностных лиц (должностное лицо— гражданин, занимающий определенную должность в органах госвласти или госуправления, наделенный правом принимать правовые акты)

4. Правотворчество органов местного самоуправления

5. Правотворчество общественных организаций

Виды правотворчества по значимости:

2. Подзаконное правотворчество

3. Делегированное правотворчество (передача)

2.Национальное и международное право.

Национальное право — право, целиком находящееся в компетенции одного государства.(внутригосударственное право)

Международное право — правовая система договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств. Источниками международного права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. Нормы международного права регулируют отношения государств в условиях и в сфере сотрудничества и борьбы. Международное право подразделяется на публичное и частное.

Международное право не входит в систему права ни одного государства, не входит в систему законодательства. Оно устанавливает общие правила взаимоотношений государств на мировой арене (конвенции, соглашения и т.д.)

Международное право используется для решения глобальных проблем, имеющих общепланетарное значение.

БИЛЕТ №23

1. Понятие, структура и классификация норм права.

Норма права— общеобязательное веление, выраженное в виде государственное-властного предписания и регулирующая общественные отношения.

Признаки правовой нормы:

1. Отражает наиболее важные, имеющие ценность для общества и личности общественные отношения

2. Представляет собой модель регулируемых общественных отношений

3. Отражает и закрепляет типичность социальных процессов, явлений, их повторяемость

4. Обладает общеобязательным характером

5. Санкционируется государством

Структура правовой нормы:

Гипотеза – условия или те фактические жизненные обстоятельства, при наличии которых возникает диспозиция. «ЕСЛИ…,» (простая-1 условие., сложная-несколько. условий., альтернативная-одно из нескольких условий.)

Диспозиция- это само правило поведения, которое состоит из прав и обязанностей субъектов. «…ТО…,» (абсолютно-опред.- исчерпывающе формулирует правило, относит.-опред. – дает возможность уточнить в каждом отдельном случае, бланкетная— отсылает к норме другого акта, отсылочная- отсылает к норме этого же акта)

Санкция —это неблагоприятные последствия, которые возникают вследствие нарушения диспозиции или ненадлежащего исполнения. «…ИНАЧЕ…» (абсолют.-опред.- четкая мера воздействия на правонарушителя, относит.- опред.- допуск использования меры воздействия в опред. рамках (от-до), альтернативная- содержат указание на несколько возможных мер)

Читайте также:  Регулировка генератора в санта фе

Виды правовых норм:

1. По функциям:

— исходные (нормы-начала, нормы-принципы, нормы-установки, т.е. задачи)

— нормы- дефиниции (содержат определения правовых понятий и категорий)

— нормы- правила поведения (общие, т.е. охватывают своим действием все правовые институты и специальные, т.е. относятся к институтам, регулирующим определенный вид общественных отношений)

2. по предмету правового регулирования (по отраслям)

— Материальные (закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение)

— Процессуальное (регулируют организационные отношения, носят сугубо процедурный характер)

3. По методу правового регулирования:

Императивные (только так и не иначе)

Диспозитивные (многовариантность действий)

4. По форме выражения предписания:

Управомочивающие (может, имеет право)

Обязывающие (обязан, должен)

Запрещающие (основная цель- предотвратить нежелательное поведение. Не допускается, запрещается, не вправе)

2. Технико-юридические категории.

Правовая аксиома – это положение, принимаемое в юридической науке и практике без доказательств, в силу его очевидности, убедительности и истинности. (Например, «закон обратной силы не имеет», «субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность», «никто не может быть судьей в собственном деле», «из двух актов по одному и тому же вопросу действует акт, принятый вышестоящим органом, и акт, принятый позже, чем предыдущий».)

Правовая презумпция— предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.(общеправовые- знание закона, добропорядочность, невиновности; и отраслевые презумпции- виновности, невиновности, равные доли нажитого совместного имущества в браке)

Юридические фикции – это несуществующее положение, однако признаваемое законодательством в качестве существующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным. (усыновление, признание безвестно пропавшим)

Преюдиции (дословный перевод с латыни – «отношение к предыдущему судебному решению») представляют собой обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда.

Юридическая конструкция- специфическое построение нормативного материала по тому или иному типу и связи между ее элементами.

(гражданское право- договор, право собственности

Уголовное право – состав преступления, невменяемость)

Правовые символы – герб, флаг, судейская мантия, гимн, уважение к суду.

Источник

Взаимодействие частного и публичного права

Частное и публичное право являются двумя необходимыми компонентами системы права. Однако, отмечая сам факт существования двух подсистем права – частного и публичного, нельзя не обратить внимания на явление взаимодействия между ними.

Определить взаимодействие между различными частями права, в том числе между частной и публичной его подсистемами, возможно как их взаимную связь, обусловленную функционированием соотносящихся правовых образований в рамках целого – права, и служащую достижению общей цели права – упорядочению массива взаимопересекающихся общественных отношений. Важно подчеркнуть, что подобная связь является развивающейся, динамичной, хотя бы потому что границы между теми или иными правовыми образованиями могут быть исторически изменчивыми, на что указывается в научной литературе, например, по отношению к частному и публичному праву С.С.Алексеевым, Ю.А.Тихомировым, а также другими авторами. Кроме того, в научной литературе справедливо отмечается, в частности Н.В.Колотовой, что под взаимодействием следует понимать не только взаимные связи между явлениями, но и

всякое активное отношение между ними. Представляется, что при оценке такого явления как взаимодействие в праве указанная позиция, несомненно, должна быть учтена.

В.Ф. Яковлев справедливо указывает: «Если нет развитого частного права, рассчитывать на эффективное развитие общества не приходится. Если нет развитого публичного права, частное право не может быть действенным».

Системный характер связи частного и публичного права обуславливает невозможность реального совершенствования правового регулирования исключительно в рамках одного из них, без учета взаимодействия.

Так, Ф.М .Раянов пишет, что частное и публичное право есть «. парные категории, которые работают во взаимодействии друг с другом».

Т.Н. Нешатаева указывает, что: «. деление права на публичное и частное. предполагает постоянное взаимодействие частноправовых и публично-правовых норм. Совершенство правовой системы зависит от соблюдения баланса между этими частями, разумного использования отсылок от одних норм к другим».

Характеризуя связь частного и публичного права, В.Ф.Яковлев справедливо отмечает:«нужно, чтобы было обеспечено тесное взаимодействие публичного и частного права без этого частное право эффективно функционировать не может. Оно должно подкрепляться нормами публично-правового воздействия и защитой, исходящей от публичного права».

Таким образом, нормы частного и публичного права не могут эффективно действо-вать друг без друга. При этом, публичное право устанавливает правосубъектность индивидов, обеспечивает правосубъектность и безопасность угрозой наказания для тех, кто посягает на жизнь, личную свободу, собственность и другие правовые ценности.

Следовательно, требуются публично-властные институты, обеспечивающие правовую свободу и принуждающие к соблюдению правовых запретов.

Соответственно требуются нормы публичного права, которые устанавливают правомочия этих властных институтов, необходимые для защиты правопорядка, для

пресечения и наказания нарушений правовых запретов, для разрешения конфликтов. Наконец, нужны нормы, регулирующие участие индивидов-субъектов права в формировании и осуществлении государственной власти.

Круг индивидуальных субъектов политического участия и степень их участия определяют, в какой мере государственно-властные субъекты будут признавать, соблюдать и защищать правовую свободу.

Читайте также:  Котел вайлант турбофит регулировка температуры отопления

В то же время, происходит постоянное сближение частного и публичного права. Так, нормы Конституции, закрепляющие экономические права граждан Российской Федерации, получают развитие в отраслевом законодательстве. Происходит сближение норм конституционного и гражданского права. Вот что по этому поводу пишет Г.А.Гаджиев: «Итак, с одной стороны, конституционное право начинает регулировать важнейшие экономические отношения, в том числе ранее считавшиеся монополией частного права, с другой стороны, происходит усиление публичных начал в гражданском праве». Тесное взаимодействие публичного и частного права приводит к «размыванию границ между публичным и частным правом, к образованию комплексных правовых отраслей и институтов, в которых нормы гражданского и публичного права теснейшим образом взаимосвязаны».

При этом в разных сферах соотношение публичных и частных методов неодинаково. Есть отношения, требующие базового регулирования, есть большие сферы публично-правовых отношений, основой развития которых являются гражданский оборот, гражданские права на имущество и сделки. Такова связь институтов залога, пени, поручительства в гражданском, налоговом и таможенном законодательстве. Властные отношения остаются в сфере гражданского права, когда речь идет о возмещении вреда, причиненного актом власти. В то же время понятия и виды госорганов, их компетенция, юридические режимы, определяемые в сфере публичного права, должны строго использоваться в частном праве.

Хорошим примером сочетания публично-правовых и частноправовых начал является трудовое право. Возросшая роль коллективного трудового договора, расширение объема договорного регулирования сочетаются с государственным

регулированием и установлением минимальных гарантий, с государственной охраной труда и участием госорганов в разрешении трудовых конфликтов. Такое пояснение места трудового права в системе российского права позволяет, далее, установить его связь с гражданским и административным правом, с правом социального обеспечения. При этом следует отметить и ряд проблем, связанных с взаимодействием частного и публичного права. Более того, несмотря на непрерывно увеличивающееся число конфликтов между частноправовыми и публично-правовыми положениями в российском законодательстве и правоприменительной практике, а также обострение существующих между ними противоречий, приобретающих иногда угрожающие размеры, данная проблема не получила адекватного отражения ни в законодательстве, ни в правовой доктрине.

В связи с этим нельзя не согласиться с мнением В.Ф.Яковлева о необходимости «объединения цивилистов и публичников, то есть тех, кто работает в сфере частного и публичного права, потому что без установления оптимального соотношения между тем и другим сколько-нибудь совершенного механизма регулирования экономических отношений нет и быть не может». В.Ф. Яковлев предлагает и пути решения проблемы устранения противоречий между публично-правовым и частноправовым регулированием имущественных отношений. По его мнению, при этом можно говорить по крайней мере о трех задачах. Во-первых, установление оптимального соотношения и взаимодействия публично-правового и частноправового регулирования экономических отношений в целом. Речь идет об обеспечении пропорционального использования для экономического регулирования наряду с гражданским также и административного, финансового, налогового законодательства. Во-вторых, надо учитывать имеющее место проникновение одного в другое, в частности наличие элементов публично-правового регулирования в гражданском законодательстве: положения о лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности, о принудительной реорганизации юридических лиц, о государственной регистрации юридических лиц и сделок с недвижимостью и т.д. И, наконец, в-третьих, важная задача – четко разграничить предметы и сферы применения публичного и частного

Если же говорить о конкретных путях решения задачи определения оптимального соотношения частноправового и публично-правового регулирования, то имеющиеся проблемы во взаимодействии публично-правовых и частноправовых норм требуют авторитетного судебного толкования в виде совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Такое толкование призвано не только дать разъяснения по практике применения законодательства, но и заложить принципиальные основы, определяющие порядок применения в судебной практике положений публичного права, не корреспондирующих частноправовым нормам.

Следует поддержать и модель, которую предлагает В.А.Бублик: взаимодействие публичного и частного права должно основываться на внедрении частноправовых начал в публично-правовую материю, когда публичные отношения начинают все более широко регулироваться с использованием элементов частноправового метода. Целесообразно также в одном из федеральных конституционных законов предусмотреть механизм устранения противоречий между публично-правовыми и частноправовыми нормами на стадии подготовки и принятия соответствующих законопроектов. Этого можно добиться путем установления законоположения, в соответствии с которым нормы публичного права, изменяющие частноправовые отношения, могут быть введены в действие лишь после соответствующего изменения законодательства, регулирующего эти частноправовые отношения, и, напротив, введение в действие новых частноправовых норм должно сопровождаться (при необходимости) изменением и публично-правового регулирования соответствующих отношений.

Источник

Функции и особенности публичного права

Функциональное предназначение публичного права

Публичное право представляет собой совокупность отраслей – административное право, конституционное право, которые регулируют работу органов государственной власти, отношения между этими органами и гражданами страны.

Стоит отметить, что сам термин «публичность» произошел от латинского «publicus», что в переводе на русский язык означает «общественный, открытый, гласный» и имеет достаточно емкое содержательное значение. Понятие «публичного права» имеет оправданную преемственность и историческую устойчивость. Оно отображает необходимую для данного явления меру его содержательности.

Читайте также:  Регулировка рулевых механизмов камаз

С точки зрения юриспруденции публичное право состоит в правопонимании, которое отличается специфическим представлением о праве. Оно не кроется в сумме норм или актов, а представляет собой целостное понимание правовых особенностей право в значимой для общества сфере, которая является первоосновой существования, функционирования и развития государства, общества, корпораций, организованных групп, граждан и их объединений.

Готовые работы на аналогичную тему

Охват публичным правом различных сфер достаточно широк. Оно состоит из устройства власти и государства, организации и управления, выражения публичного интереса в сферах экономики, социальной сфере, политической, общественной и так далее. Кроме того, публичное право направлено на общепризнанное установление целей в действиях субъектов правоотношений, создание основ и контроль функционирования системы права, поддержание единых правотворческих и правоприменительных принципов.

Если говорить о предмете публичного права, следует отметить его особую специфику. Она заключается отнюдь не в многообразии субъектов публичных правоотношений, а скорее в укрепленности, с социальной точки зрения, предметов правового регулирования. Несмотря на то, что практически во всех случаях, в качестве предмета воздействия выступает волеизъявление и поведение субъекта, сам состав участников является не совсем обычным. Они приобретают особый статус в публично-правовой области, а именно, получают юридически обеспеченную возможность использовать принадлежащие им управленческие властные полномочия, решать государственные, политические, социальные проблемы, которые открывают путь к решению и других, не менее важных и, в то же время более конкретизированных, задач в других областях жизнедеятельности, используя при этом различные отрасли законодательства.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Функции публичного права

Сложившаяся в мировом сообществе правовая практика указывает на то, что публичное право, являющееся правовым институтом, играет положительную роль в обеспечении поддержания необходимого баланса интересов социума, в более динамичном и гибком развитии общественных интересов, в охране и защите правовых свобод человека и гражданина.

Главной функцией публичного права является функция, направленная на регулирование человеческих отношений посредством велений и действий государственных органов, а более обширно, государственной власти.

Помимо указанной функции публичное право имеет и ряд вспомогательных функций, к которым можно отнести следующие:

  • регулирование публично-правовых отношений путем издания и реализации нормативно-правовых актов органами законодательной власти;
  • обеспечение определенных интересов граждан и организаций;
  • безличное и общее содержание конкретных норм, воздействие которых имеет нормативно-ориентирующий характер или директивное обязательное определение;
  • организация обеспечения публичных интересов путем установления обязанностей и запретов;
  • многогранность и широта в использовании новейших технических средств и приемов.

Задача, стоящая перед публичным правом, и одновременно диктующая возникновение тех или иных функций, заключается в защите интересов всего общества. Считается, что общество обладает общими интересами не только в стабильности, но и в развитии, а также в безопасности, а государство обязано эти интересы поддерживать и защищать.

Публичное право определяет устройство государств, формирование государственных органов, права и обязанности этих органов, а также то, насколько опасны нарушения законодательства, их выявление и расследование за счет государства.

Особенности публичного права

Помимо функций публичное право обладает некоторыми присущими только ему особенностями. К ним можно отнести следующие:

  1. субъектный состав публичных правоотношений;
  2. императивный характер публично-правовых норм;
  3. специфичность ответственности в публичном праве.

Субъектами публичного правоотношения выступают, как правило, с одной стороны физические и юридические лица, а с другой государство и государственные органы, которые его представляют. Данная система правоотношений получила название «вертикальной», так как участники в данной ситуации имеют неравное правовое положение. Преступник и следователь, участник судебного процесса и судья, налогоплательщик и налоговая инспекция – очевидно, какой субъект в данном случае имеет большую власть. Помимо этого, правоотношение может возникнуть и между теми, кто представляет государство. Однако и здесь стороны обычно находят в неравном правовом статусе, например, Министр обороны и Президент РФ, следователь и судья, полицейский и прокурор. При этом в публичном праве можно наблюдать и равноправие в отношениях участников, например, два следователя из разных регионов страны.

Большая часть норм публичного права обладает императивным характером. Как правило, права и обязанности четко определены в законе. Древнеримские юристы подчеркивали, что публичное право невозможно изменить частным лицам, заключившим соглашение. Так, в отличие от возможностей гражданского права прийти к консенсусу при заключении сделки, установив свои правила, публичное право такое отрицает. К примеру, водитель и работник ГАИ не могут договориться ни о каких вещах, выходящих за рамки процедуры, прописанной законом.

Нарушение норм публичного права физическим или юридическим лицом влечет за собой применение соответствующих мер самим государством или государственным органом. Речь идет о том, что лица, которые пострадали в результате нарушения законодательных норм кем-либо, могут не проявлять инициативу для наказания виновного, однако государство само применит соответствующие меры или инициирует судебное разбирательство.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник

Adblock
detector