Меню

Всегда ли государство регулировало экономику



Нужно ли государству вмешиваться в экономику?

Теория

Многие экономисты, сторонники теории рынка, утверждают, что рыночный механизм максимизирует совокупное благосостояние в обществе. Исходя из этого они выступают за саморегулирование экономики и устранение контроля над ценами, дерегулирование рынков капитала, снижение торговых барьеров и уменьшение влияния государства на экономику, особенно посредством приватизации имущества. В результате этого, гибкость цен, и их моментальное реагирование на изменения спроса и предложения обеспечат равновесное состояние, где общее благосостояние в обществе будет доведена до максимума. Конкурентная среда, в свою очередь, приведет к росту эффективности производства.

С другой стороны, есть экономисты, которые акцентируют внимание на ограничениях рыночного подхода. Нереалистичность допущений о свободном входе/выходе на рынок, о владении людей полной информацией о ценах на всех рынках (кроме того, случай потребления одним человеком всего может считаться Парето оптимальным исходом) обосновывает, по их мнению, необходимость реализации государственной политики, нацеленной на оптимальное и справедливое перераспределение ресурсов в экономике. По мнению сторонников государственного вмешательства в экономику, «невидимая рука» не обязательно генерирует равный результат для всех слоев населения, которые изначально имеют разные уровни благосостояния.

Кроме того, необходимы определенные условия чтобы рыночные отношения обеспечивали экономически эффективный результат. Одним из таких условий можно считать, отсутствие внешних влияний (экстерналий). Например, предприятие может нанести ущерб окружающей среде, но не платит на загрязнение. Это приводит к тому, что продукт производится выше точки равновесия, потому что ущерб природе не отражается (как дополнительная стоимость) в основной цене продукта. В результате загрязнение окружающей среды будет продолжатся бесконечно. Кроме того, в условиях рынка всегда существует проблема развития общественной инфраструктуры на необходимом уровне.

Следовательно, к основным недостаткам рыночного механизма можно отнести следующее:

— стимулирование социального неравенства, высокий уровень дифференциации доходов населения (как в случае США и Китая);

— опасность загрязнения окружающей среды и неэффективного использования природных ресурсов (проблема глобального потепления возникла именно из-за халатного отношения к окружающей среде);

— отсутствие стимулов для развития общественной инфраструктуры (транспортная, социальная инфраструктура, оборона, охрана общественного порядка, космические исследования и т.п.);

— цикличное развитие экономики и разрушительный характер экономических кризисов (за последние пятьдесят лет было выявлено более ста финансовых, банковских и экономических кризисов).

Таким образом, основными функциями государства в условиях рыночной экономики должны стать:

  • перераспределение доходов и богатства (контроль уровня неравенства), так как в странах с динамичным экономическим ростом обычно наблюдается быстрый рост неравенства, когда богатые богатеют, а бедные беднеют.
  • создание и поддержание конкурентной среды, ресурсов для обеспечения общественными товарами (public goods) – так как каждый может пользоваться общественным товаром (дороги, парки и пр.) без ограничений и бесплатно, то у частного сектора нет стимулов их предлогать.
  • макроэкономическая стабилизационная политика – так как экономическое развитие обычно носит цикличный характер (возникают перегревы и рецессии), поэтому необходима макроэкономическая политика для сглаживания отклонений от тренда.
  • необходимая законодательная база и обеспечение общественного порядка через формальные институты.

Все это определяет добавленную стоимость и пользу государственного сектора для общества и обосновывает уместность многих видов выплат государству (налоги, полномочия и доверие).

С другой стороны, чрезмерное вмешательство государства в экономику приведет к нерациональному использованию имеющихся ресурсов (природных, капитальных, людских и т.п.) из-за возможного лоббирования интересов отдельных групп, а чрезмерный госконтроль – к неблагоприятным бюрократическим ограничениям, что, в свою очередь, влечет за собой потерю значительных временных и финансовых ресурсов для частного бизнеса. Вместе с тем, денежно-кредитная политика может вызвать высокий уровень инфляции, а бюджетная политика – постоянные высокие бюджетные дефициты, которые, обычно, выше, чем социально оптимальный уровень.

Главный вывод состоит в том, что госвмешательство искажает эффективное размещение ресурсов в экономике в условиях идеального функционирования рыночных механизмов, заложенных в теории рынка (информационных, финансовых и др.), а в ином случае вполне может способствовать эффективному размещению производственных мощностей, преодолев недостатки рынка (market failure).

Практика и важность государственных институтов

Сегодня организационные и институциональные факторы – экономические, идеологические, политические и социальные – играют такую же важную роль, как технические и технологические, поскольку создают основу для эффективного распределения ресурсов. Общепринято, что одним из ключевых факторов, определяющих динамику развития стран, является сила институтов, главным образом государственных, в том числе и способность государства гарантировать выполнение контрактов, права собственности, правопорядок в целом.

Исследования Всемирного Банка показывают, что устойчивый экономический рост невозможен без хорошей институциональной среды , эффективного правительства, способного грамотно формулировать и реализовывать макроэкономическую политику. Макроэкономическая и финансовая стабильность (профицит бюджета, низкая инфляция, низкий уровень госдолга и др.) позитивно влияют на экономический рост, только для этого необходимы адекватные институты . Если стране удастся поднять качество институтов на уровень, сопоставимый с развитыми странами, это позволит сократить разрыв по ВВП на душу населения. В странах Азии с высокими показателями эффективности правительства и качества регулирования темпы экономического были выше. Кроме того, данные показатели оказывают более значимое влияние на экономический рост, чем в остальных регионах мира.

Роль государства в переходной период

Отличительной чертой многих развивающихся стран является тот факт, что наблюдается очень много проблем в функционировании рыночных механизмов, заложенных в теории рынка:

  • неразвитая физическая и рыночная инфраструктура;
  • высокий уровень бедности и неравномерное распределение доходов;
  • низкое качество современных формальных институциональных отношений;
  • относительно низкий уровень образования населения;
  • высокая безработица и пр.

Следовательно, одной из основных составляющих их стратегии развития становится совершенствование институциональной среды для решения многоступенчатых задач долгосрочного развития , в отличие от развитых, где основная масса таких функций передается в сектор предпринимательства. Многие развивающиеся страны также прилагают целенаправленные усилия с целью повысить эффективность работы правительства. Одна из наиболее эффективных административных реформ была проведена в Корее , Китае, Словении и Чехии. Об этом свидетельствует как экономический успех этих страны, так и результаты многих исследований, посвященных изучению роли государства в развитии экономических процессов.

Следовательно, успешность реформ зависит от степени обеспечения следующих ключевых условий:

  • четко установленные и разделенные права собственности , процедуры приобретения и передачи прав собственности;
  • коммерческоезаконодательство и суды, обеспечивающие его выполнение, особенно законы о контракте и банкротстве;
  • свободная безлицензионная организация бизнеса во всех секторах, за исключением секторов, обладающих значительным внешним эффектом, аналогичная свобода сделок и доступа к профессиям, а также обращения в государственные учреждения (равные экономиче­ские возможности);
  • стабильная валюта и надежная, эффективная система финансовых трансфертов (банковская система);
  • государственный надзор или контроль над естественными монополиями (отраслями с растущим эффектом масштаба), как это имеет место в отраслях, где технологическая эффективность требует таких размеров фирмы, которые покрывают 10-15 % потреб­ностей внутреннего рынка;
  • обеспечение покупателей и продавцов адекватной информацией о характеристиках предлагаемой к продаже продукции, а также о состоянии предложения и спроса на всех рынках;
  • автономное формирование вкусов – защита потребительских предпочтений от влия­ния производителей и поставщиков;
  • контроль государства над внешними эффектами (как негативными, так и позитивны­ми экстерналиями) и снабжением населения товарами и услугами общего пользования;
  • инструменты для осуществления политики денежной и финансовой стабилизации ;
  • системы безопасности — условия для поддержания адекватного уровня потребления пострадавших от каких-то экономических кризисов , особенно потерявших работу, получивших производственные травмы, а также нетрудоспособных;
  • поощрение инноваций , в частности, выдача и защита патентов и авторских прав, а также поощрение распространения новаций.
Читайте также:  Симпа пресс подборщик регулировка

Узбекистан

В последние годы реформы, принятые в Узбекистане привели к улучшению делового и инвестиционного климата. Реформы включают изменения в валютной и налоговой системах, отмену государственных монополий в некоторых секторах (например, экспорт фруктов и овощей) и открытие банковского сектора для иностранных инвесторов.

В октябре 2018 года правительство отменило разрешения на экспорт и лицензирование для оптовых торговцев. Во второй половине 2018 года правительство либерализовало цены на хлеб и повысило цены на энергоносители для фирм, приблизив их к уровню возмещения затрат.

Следует отметить, что несмотря на предпринимаемые меры по повышению качества работы органов государственного управления, сохраняются риски снижения эффективности их деятельности.

Согласно исследованиям Всемирного банка, в последние годы проявляются относительное отставание и сохранение разрыва Узбекистана по показателям качества государственных институтов от стран-эталонов (см. рис. 1)

Основные проблемные моменты в государственном секторе можно рассматривать по нескольким направлениям.

Качество государственных услуг. В сфере высшего образования наблюдается очень низкий охват. В республике имеется более семидесяти вузов, но они в состоянии обеспечить места только 20% желающих получать высшее образование.

Следует упомянуть качество образования в вузах и школах. Содержание и методы обучения намного отстают от мировых аналогов . Большое число выпускников, работающих не по специальности, свидетельствует о серьезных проблемах в сфере качества высшего образования.

Несмотря на то, что более половины госбюджета направляется на социальные цели доля личных расходов на здравоохранение к общим расходам на здравоохранение составляет более 50%, оказывая дальнейшее понижательное давление на потребление. Это, в условиях, что ежегодно частные расходы на здравоохранение увеличиваются в среднем на 15%.

По многим другим направлениям предоставления государственных услуг наблюдается их несоответствие имеющимся потребностям населения. В частности, это касается строительства асфальтных дорог, мостов, парков и детских площадок.

Качество государственной службы. В условиях стран с формирующимися рынками, где основная роль формирования «правильных» институтов возлагается на государство, одной из основных мер по обеспечению долгосрочного развития является создание эффективной системы управления персоналом государственной службы.

Наиболее заметное проблема в том, что в настоящее время талантливая молодежь не пытается поступить на государственную службу. В некоторой степени, государственные должности не воспринимается как почетная работа. В результате, большинство талантов ищут рабочие места в частном секторе. Кроме того, в большинстве министерств и регионов принята децентрализованная система набора персонала. Таким образом, каждое учреждение устанавливает свои собственные правила при наборе сотрудников.

Регулирующее качество и способности правительства формулировать и осуществлять разумную политику для развития частного сектора. Цели национального развития обычно представлены не в терминах результата, а в терминах процесса (улучшить, способствовать, укрепить, содействовать и т.п.).

Верховенство закона. В отчете Solo Travel Safety Report 2019, опубликованном онлайн-сервисом для путешествий wegoplaces.me, перечислены самые безопасные страны для туристов-одиночек в 2019 году. На пятую строчку в рейтинге попал Узбекистан. По Индексу правопорядка Gall up представляющей собой совокупный показатель уверенности людей в местной полиции, их чувстве личной безопасности, и количестве случаев краж, нападений или ограблений страна также входит в самую лучшую пятерку стран. Вместе с тем, не прослеживается эффект законодательных актов на развитие экономики и общества.

Контроль над коррупцией. Несмотря на то, что Узбекистан входит в число 16 стран, которые в борьбе с коррупцией демонстрируют долгосрочную положительную динамику, уровень коррупции остается относительно высокой. По Индексу восприятия коррупции организации Transparency International Узбекистан 2019 году Узбекистан занял 153-е место из 180-ти, набрав 25 баллов, в то время как в 2010 году занимал 172-е место с 16 баллами.

Рекомендации для совершенствования системы управления

Исходя из теоретических соображений, мирового опыта и текущего состояния и проблем государственного сектора можно предложить следующие рекомендации.

Сокращение излишних экономических функций государства. Предлагается перераспределение полномочий и функций между государством и частным сектором и общественными институтами, усиление конструктивного взаимодействия с ними. Например, в Республике Корея в начале 1990-х годов, с целью установления рыночно-ориентированного механизма распределения финансовых ресурсов, была осуществлена программа приватизации финансовых институтов.

Повысить кадровый потенциал государственного сектора. Для этого целесообразно:

— тестировать потенциальных претендентов на трудоустройство в государственные учреждения в целях обеспечения должной квалификации государственных служащих.

-активно привлекать на государственную службу талантливых людей из академических кругов, компаний и международных институтов.

-сформулировать конкретные требования по квалификации, способностям, задачам госслужащих.

Например, в Республике Корея Центральный институт подготовки должностных лиц (Central Officials Training Institute), ответственен за образование и обучение должностных лиц высокого уровня. В настоящее время COTI выполняет следующие функции:

  • образование и тренинги для государственных служащих выше 5-го класса.
  • руководство и поддержка всех учреждений образования и обучения, принадлежащих правительству.
  • исследования и разработки учебных материалов и методов обучения, а также международное сотрудничество, связанное с образованием и обучением правительственных чиновников.

Усовершенствовать систему продвижения по карьерной лестнице. Разработать транспарентные правила продвижения и снятия с должности государственных служащих, в которых овладение современными навыками и личностные качества человека ставятся на передний план. Например, в Республике Корея государственный служащий может быть повышен 3-мя способами. Первый способ общее продвижение или продвижение по службе с прохождением экзаменов. Второй специальное продвижение в виде поощрения за отличную эффективность работы. Третий вариант продвижения с учетом стажа в классе 7 или ниже. Большинство продвижений для 5-го класса и выше осуществляется через общее продвижение по службе. До 1990-х годов, никто не мог получить звание 5-го класса, если он не проходит тест для продвижения.

Повысить эффективность государственных инвестиций . В этом направлении целесообразна замена существующего главного критерия успешности инвестиционного проекта «ввод мощностей» («освоение выделенных средств») на критерий «достижение предварительно установленных для данного инвестиционного проекта (группы проектов) конечных целевых ориентиров».

Источник

Всегда ли государство регулировало экономику

Балько Мария
Государственное регулирование экономики России
Балько Мария,
направление «Экономика» 2 курс

Я считаю, что любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.
Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы максимальную социальную эффективность рыночной экономики. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращают эту задачу в «вечную» проблему.
Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).
Особенно необходимо государственное регулирование в сферах естественных монополий. В Российской Федерации система регулирования монополий только формируется и предусматривает лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности.
Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки, я соглашаюсь с мнением автора уже потому, что они имеют много показателей. Многие проявления эффективности госрегулирования, например социальная стабильность в обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров. Кроме того, практически невозможно вычленить вклад каждого из трех «слоев» хозяйственного механизма в обеспечение приемлемых темпов экономического роста, увеличение занятости или повышение эффективности общественного производства. Вследствие этого можно предложить лишь некоторые качественные оценки эффективности госрегулирования.
На мой взгляд, госрегулирование в целом, безусловно, доказало свою высокую эффективность. В то же время эффективность госрегулирования далеко не безгранична, Так, оно не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства, порождающую в понижательных фазах цикла (кризис, депрессия) массу тяжелых экономических и социальных проблем. В течение длительных периодов оно не в состоянии, несмотря на все усилия, обеспечить приемлемого, социально терпимого уровня безработицы, а тем более полной занятости населения. Именно это наблюдалось в последние два десятилетия XX в., когда сдвиги в технологической базе производства и обострение мирохозяйственной конкуренции привели на Западе к свертыванию производства и уменьшению количества рабочих мест в ряде отраслей и ускорению замещения живого труда трудом, овеществленным в дополнительных элементах основного капитала (машинах, оборудовании и т.п.). При безработице, которая в последние два десятилетия в большинстве стран Запада колеблется в пределах 10-12% и более, неуклонно обостряется проблема финансирования системы социального страхования и ее поддержания на достигнутом качественном уровне.
В заключение хотелось бы сказать, что для современной России особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

Читайте также:  Как нервная система регулирует работу эндокринной системы 8 класс кратко

Государственное регулирование экономики России
Бурыко Ксения, направление «Экономика» 2 курс

Государство принимает существенное участие в рыночных отношениях. Ведь на протяжении всей истории своего существования государство, наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Оно решает такие важные задачи, как поддержание высокого уровня занятости, занимается правовыми аспектами экономики, защищает конкуренцию и способствует ее развитию, следит за функционированием монополий и пресекает создание незаконных монополий. Также следит за тем, чтобы крупные производители не могли диктовать цены на рынке, тем самым «убивая» малый и средний бизнес. Способствует созданию условий для динамичного, сбалансированного развития рынка. При помощи системы экономических механизмов воздействует на «провалы рынка». Важным аспектом деятельности государства является сглаживание социального неравенства посредством оказания различной материальной помощи в виде субсидий, пенсий, стипендий, пособий. Представленный перечень задач свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим участникам рыночных отношений. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для экономики и общества, поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения.
По моему мнению, задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную эффективность.
Я считаю, в первую очередь, в государственном регулировании нуждаются отрасли, где перестаёт эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции. Какие именно отрасли? Укажите! Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, выражаемые в денежной форме через спрос. Государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес из-за малой прибыльности или зачастую частники в такие отрасли просто опасаются вкладывать деньги. Как правило, это отрасли общенационального значения. Существуют потребности, которые невозможно измерить в деньгах: национальная оборона, охрана общественного порядка, военная промышленность, научные разработки, национальная сеть коммуникаций и т.д. На мой взгляд, все остальные отрасли гораздо лучше живут, когда регулируются частными лицами. Так же, стоит отметить, что государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными. Иначе это приведет к неизбежным негативным последствиям рыночных процессов.
Что касается государственного регулирования монополий, тут сложнее, по моему мнению, монополия больше создает проблемы населению страны, чем власти. С одной стороны, государству выгодно существование монополий, так как основным источником поступления в бюджеты всех уровней являются налоги и сборы, чем больше монополисты повышают цены, тем больше налогов платят. А, как известно, налог – это обязательный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства. При этом потребители никак не способны повлиять на уровень цен своим спросом. С другой стороны, игнорирование данной проблемы со стороны государства может привести к серьёзным последствиям, в частности к социальным взрывам.
На мой взгляд, причины, по которым современная экономика не справляется со своими задачами, это колоссальный бюрократический аппарат. В России очень громоздкая нерациональная структура государственного управления. Вирус бюрократии поразил многие правящие органы, от низших до высших. В России бюрократические традиции сдерживают эф

Государственное регулирование экономики России
Бурыко Ксения, направление «Экономика» 2 курс

эффективное проведение экономических преобразований, и тем самым являются тормозом на пути рыночных реформ. В России сформировался целый сегмент на рынке финансовых ресурсов, где функционируют кредиты, которыми распоряжается бюрократическая элита. Очевидно, что между степенью бюрократизации государственной власти и степенью её коррумпированности существует определённая зависимость. Даже в самых развитых демократических странах процессам политической и деловой жизни часто сопутствует коррупция. Ни одному государству, как показывает практика, не удалось полностью решить эту проблему. В России коррупция процветала во все времена. Нынешние масштабы коррупции достигли абсолютных пределов. Ещё одной из острейших проблем современной экономики России стал процесс сращивания власти с мафиозными структурами. По официальным данным Министерства внутренних дел России, из 1123 преступных группировок, выявленных в середине 90-х годов, 374 использовали связи с коррумпированными чиновниками. К началу третьего тысячелетия этот показатель увеличился почти в два раза. В 2000 году в России было совершено около 52 тыс. экономических преступлений. Коррупция в системе государственной службы всё больше приобретает характер эпидемии. Так же я считаю, что проблема «дыр» в регулировании государством экономики, является огромная площадь страны и численность людей. А еще, некая незаинтересованность людей узнавать и интересоваться информацией.
Нужно ли рыночной экономике государственное регулирование? На этот вопрос я несомненно отвечу, да. Ведь оно создаёт условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоёв населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Поэтому основной задачей государства является удерживание равновесия в стабильное время и умение принять жёсткие решения в сложных ситуациях.

Читайте также:  Двигатель cummins 6isbe регулировка клапанов

«Государственное регулирование экономики»
Струкова Юлия

Основной проблемой для любого государства является степень государственного вмешательства в экономику.
Существует две точки зрения на предмет вмешательства в экономику государства. Первую провозгласил Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он говорил, что рынок — это саморегулирующаяся система, которая не требует ничьего вмешательства.
Вторая точка зрения появилась значительно позже в конце 19 века. Аналитики пришли к выводу, что рынок — это институт имеющий ряд слабых мест, негативные последствия которых может и должно сглаживать государство.
Я поддерживаю вторую точку зрения и считаю, что в первую очередь государство должно регулировать образование цен на рынке. На данный момент экономическая деятельность в условиях рыночной системы приводит к концентрации производства, монополизации её сфер и угасанию конкуренции и ее регулирующей роли. Предприниматели идут на сговор в целях обеспечения высоких цен на продукцию и получения экономической прибыли и сверхприбыли. Так как рынок во многом является самонастраивающейся системой, я считаю недопустимым тотальное директивное планирование и всеохватный контроль за ценами. Государство должно влиять на него в основном лишь косвенными экономическими методами.
По мере ослабления конкуренции подрывается суверенитет потребителя и утверждается суверенитет монополиста. Научно-технический прогресс, требующий крупных затрат, на которые способно небольшое количество крупных фирм, становится привилегией монополистов. Господство монополий на рынке вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов, развивается дифференциация общества. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Для примера можно взять российский Сбербанк, который является почти монополистом в хранении вкладов населения. Через заниженный депозитный и завышенный кредитный проценты Сбербанк перераспределяет доходы общества в свою пользу, то есть получает монопольную сверхприбыль.
По моему мнению, российское государство должно придерживаться американской модели антимонопольной политики, которая основывается на принципе противоправности всех монополий с включением норм о недобросовестной конкуренции. В США государство устанавливает высокие налоги, из-за чего монополисты теряют значительную часть прибыли, все монополии в США, в конечном счете, оказываются государственными.
Так же рыночный механизм в России не обеспечивает стабильного развития экономики. Отсутствует полная занятость и полный объем производства, выражающийся в постоянном наличии безработицы, недогрузке предприятий и неполном использовании производственных возможностей.
Я поддерживаю кейнсианскую концепцию, которая основана на вмешательстве государства в регулирование трудовых отношений и считаю целесообразным использование как прямых государственных регуляторов в виде создания новых рабочих мест; формирования служб занятости; организации центров по переподготовке кадров; социальной поддержки, так и косвенных — использования инструментов денежно-кредитной, налоговой, амортизационной политики. Особая программа необходима для государственной поддержки маргинальных слоев населения Российской Федерации.
Государственное вмешательство в регулирование трудовых отношений в переходный период необходимо на всех фазах воспроизводства рабочей силы, включая формирование, распределение, перераспределение и рациональное использование кадров высшей квалификации. В настоящее время нередки случаи, когда научные и инженерно-технические работники, а также высококвалифицированные рабочие, обслуживавшие наиболее сложные в техническом отношении производства, используются на не требующих специальных знаний второстепенных работах.
Особое внимание государства, по моему мнению, должно уделяться проблеме неконкурентоспособности предприятий. Хотелось бы привести пример: специалисты Партии дела и эксперты по агромашиностроению предприняли эксперимент, в котором взяли конкретное производство тракторов

в Виннипеге (Канада) с высокими показателями работы за 2012 год и перенесли в Россию. Предприятие самое современное – с энергосберегающими технологиями, с системой контроля качества на каждой операции, с принципом работы без дорогих в содержании складов комплектующих, с высочайшей производительностью труда и минимальным управляющим штатом.
По итогам эксперимента предприятие погибает в России в первый же год работы.
Хочу отметить, что цены на природный газ здесь более чем вдвое ниже канадских. Зарплата российских работников – это 67-69% от зарплат канадских. Тем не менее, завод сразу же становится убыточным.
Хотелось бы сравнить Россию и Канаду:
— цена кредитов. Стоимость кредитов для завода в РФ в 2012 году – 11,75%. В Канаде – 2,3%. В процессе производства кредиты брать приходится неизбежно.
В Виннипеге 2012 года завод на выплату процентов по взятым ссудам потратил 3,5 млн. долларов США. В РФ за такие же кредиты тракторостроителям пришлось бы отдать 17,9 млн. долларов. Больше, чем вся чистая прибыль предприятия за год.
— электроэнергетика. В 2012 году завод в Виннипеге платил за киловатт-час 1,7 рубля. В РФ этому же заводу пришлось бы выложить 3,7 руб. То есть, переплатить в 2,2 раза, потратив дополнительно 2,18 миллиона долларов за год.
— перевозка продукции. Бензин в Канаде в среднем на 5,5% дешевле, чем в России. Потому за километр перевозки продукции на грузовиках в Канаде завод платил 39,4 рубля. А в РФ он вынужден был бы отдать 60рублей. Это обошлось бы ему в 4,18 миллиона долларов дополнительных затрат.
— налоги. Канадский аналог НДС– 12%, а в РФ – 18%. Если завод в Виннипеге заплатит оборотных налогов на 49 миллионов долларов, то в России НДС составит 73,5 миллиона долларов в год.
Налог на прибыль формально в Канаде выше, чем в РФ – 35% против 20%. Но в Канаде существуют льготы и вычеты из этого налога при техническом перевооружении завода. Поэтому реальная ставка налога на прибыль в Виннипеге – 16,7%. Если в Канаде владельцы завода вкладывают прибыль в его модернизацию, то получают ускоренную амортизацию в 30% стоимости ежегодно. А в РФ – только в первый год. Потом – только 7%. Потому вкладывать прибыль своего предприятия в станки и оборудование в Канаде намного выгоднее. Так же, если вкладывать прибыль своего предприятия в исследования и разработки (R&D), то налог на прибыль продолжают снижать. Если вложить в R&D половину годовой прибыли, то налог на прибыль обнуляют. Именно так на Западе обеспечивается создание экономики развития и непрерывных новаций.
По итогам 2012 г. высчитали: в РФ тот же самый завод, что и в Канаде, вынужден был бы заплатить 74,04 млн. долларов налогов. А в Виннипеге – как минимум на 26,1 млн. долларов меньше – за счет налоговых льгот канадского государства на перевооружение и обновление предприятия.
В заключение хочу сказать, что основная задача государства состоит в том, что бы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на экономику, так как слишком активное государственное вмешательство вредно для экономики и может привести к её деформации, а пассивное влияние – к неэффективности рыночной экономики как системы.

Источник

Adblock
detector