Меню

Винт регулировки положения верхнего ролика относительно звезд



Снятие, установка и настройка заднего переключателя передач

У современного заднего переключателя передач многоскоростного велосипеда существует до 6 различных регулировок. Рассмотрим их.

  1. Болт крепления переключателя передач (регулировкой не является).
  2. Болт крепления управляющего тросика.
  3. Полый винт регулировки натяжения управляющего тросика.
  4. Ограничительный винт низшей передачи (большая звезда, L).
  5. Ограничительный винт высшей передачи (малая звезда, H).
  6. Винт регулировки положения верхнего ролика относительно звезд.

Натяжение тросика может регулироваться и бобышкой на манетке, если такая у вас есть. На некоторых переключателях передач есть не все перечисленные элементы. На переключателях передач Shimano XTR снизу еще располагается винт регулировки натяжения пружины параллелограммного механизма.

Необходимые инструменты

  • Шестигранник 5 мм.
  • Шестигранник 3 мм.
  • (Рожковый или торцевой ключ 9 мм).
  • Плоская или крестовая отвертка.

Снятие

  1. Ослабьте болт, крепящий тросик и выньте его.
  2. Отвинтите ролики переключателя передач или снимите цепь с велосипеда.
  3. Отвинтите болт, крепящий переключатель. Снимите переключатель.

Установка

  1. Привинтите новый переключатель. При затяжке оттяивайте переключатель назад, чтобы не повредить винт положения верхнего ролика относительно касеты.
  2. Завинтите регулировочные бобышки на переключателе и манетке до упора и отверните на один оборот. Натяните тросик и, аккуратно уложив его в канавку, затяните болт крепящий тросик.

Регулировка

Прежде, чем регулировать задний переключатель необходимо почистить и смазать сам переключатель, ролики и цепь, а также вытащить весь мусор из кассеты.

Для обычных переключателей и переключателей «с обратной пружиной» Shimano RapidRise/LowNormal, к коим относятся вся линейка из серии Comfort (C050 — C900 и Nexave), и часть старых переключателей XTR, Deore XT, Deore LX и Deore, часть действий будет прямо противоположными. Здесь описана регулировка традиционного переключателя передач. По моему скромному мнению, возврат в 2007-2009 гг к традиционным переключателям — полностью оправдан. 🙂

  1. Ослабьте натяжение тросика регулировочной бобышкой или аналогичной бобышкой на манетке.
  2. Установите цепь на малую звезду кассеты и, вращая ограничитель H, установите рамку с роликами так, чтобы плоскость роликов четко совпала с плоскостью малой звездочки кассеты. Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к центру.
  3. Переключитесь на самую большую звезду и, вращая ограничитель L, установите рамку с роликами так, чтобы плоскость роликов четко совпала с плоскостью большой звездочки кассеты, отжимая при этом манеткой переключатель к спицам. Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к центру.
  4. Установите цепь на самую малую звезду спереди и большую сзади. Винтом регулировки положения роликов добейтесь того, чтобы при вращении педалей назад, ролик не задевал за зубья больщой звездочки, нонаходился всего в 3-5 мм от нее.
  5. Вращая педали, попробуйте попереключать передачи в обе стороны по одной. Если цепь плохо сходит с больших звезд на маленькие, необходимо ослабить тросик, вращая бобышку регулировки натяжения тросика по часовой стрелке. В противном случае — наоборот.

После того, как вы добьетесь четкого переключения, прокатитесь немного. Под нагрузкой четкость переключения несколько ниже. Если необходимо, произведите подстройку.

Проблемы

Если вы так и не смогли настроить переключатель, проверьте следующее.

Необходимо убедиться, что тросик нигде не заедает в рубашках. Для этого, установив цепь на самую большую звезду и не вращая педали, спустите манетку до последней передачи. Провисший тросик легко можно будет вынуть из упоров на раме. Все рубашки должны легко двигаться относительно тросика. Если это не так, попробуйте смазать тросик или замените рубашки, предварительно очистив тросик. На тросике не должно быть лопнувших жил в рабочей области. Установите тросик на место и прокрутите педали, чтобы цепь заняла соответствующую звезду.

Если переключатель стоит криво, т. е. плоскость натяжителя цепи не параллельна плоскости звезд, то необходима замена переключателя или «петуха» или правка последнего.

Взявшись за конец натяжителя, покачайте его вправо-влево относительно продольной плоскости велосипеда. Люфт на конце рамки при ее вертикальном положении не должен превышать 3-4 мм.

Люфт роликов должен быть незначителен. Новый верхний ролик имеет небольшой осевой люфт.

Можно также почитать об устройстве переключателей передач.

Последнее обновление 7 февраля 2012.

Источник

Настройка заднего переключателя

На заднем переключателе обычно имеется 5 регулировочных элементов:

  1. Винт крепления троса
  2. Барабан для регулировки натяжения троса. На некоторых переключателях может отсутствовать.
  3. Ограничительный винт регулировки малых передач (больших звездочек) -обозначается буквой L.
  4. Ограничительный винт регулировки больших передач (малых звездочек) -обозначается буквой H.
  5. Винт регулировки натяжителя цепи. На некоторых переключателях может отсутствовать.
Читайте также:  Настройка регулировка секционных ворот

Первый шаг. Настройка H- и L-винтов.

Эти винты регулируют положение переключателя в крайних положениях: на самой маленькой и самой большой звездах.
— Сначала устанавливаем цепь на самые маленькие звездочки спереди и сзади.
— Вращаем барабан регулировки натяжения троса по часовой стрелке до упора. То же самое проделаем с барабаном на манетке.
— Откручиваем болт, который держит трос переключателя:
Проверяем свободно ли движется трос. Если приходится прилагать усилия – это не нормально.

— Теперь регулируем H-винт (верхний из двух на картинке): надо сделать так, чтобы самая маленькая звезда и ролики натяжителя находились в одной плоскости. Заодно имеет смысл проверить нет ли геометрических деформаций: не погнут ли петух, все ли в порядке с рамкой переключателя, с креплением рамки переключателя и т.д.

Если ролики натяжителя сдвинуты вправо — цепь с трудом переходит на большие звездочки. Надо покрутить винт H по часовой стрелке.
Если ролики натяжителя сдвинуты влево — цепь с трудом переходит на меньшие звездочки. Надо покрутить винт H против часовой стрелке.

Вставляем тросик и фиксируем его, но без лишнего натяжения: положение переключателя не должно изменится. Следите за тем, чтобы тросик был прямым.

— Вытягиваем тросик до упора и перебрасываем цепь на самую большую из звезд, переводим манетку на 1-ю передачу.
— Регулируем L-винт (тросик держим натянутым): нужно сделать так чтобы самая большая звезда и ролики переключателя находились в одной плоскости.
Для этого сначала выворачиваем регулировочный винт L почти полностью (он не должен ограничивать перемещения переключателя). Затем надо встать сзади велосипеда, и, поворачивая регулировочный винт L, выровнять ролики нятяжителя и самую большую звездочку. Обычно регулировочный винт надо просто затянуть до тех пор, пока он не начнет туго вращаться.

Теперь проверяем что получилось: вращая педали руками вытягиваем тросик и смотрим как ведет себя цепь на крайних звездах, нет ли проблем с переключением, нормальный ли звук когда цепь на крайних звездах. Если есть сомнения – попробуйте разные варианты: в пределах ? оборота винтов по часовой и против часовой стрелки.

Второй шаг. Настройка B-винта.

Этот винт так называется потому, что он отвечает за угол наклона «тела» (натяжителя) переключателя (от англ. body). Переключите цепь на самую большую звездочку. Если ролик переключателя задевает за звезду – подкрутите B-винт (по часовой стрелке). Если расстояние слишком большое – наоборот ослабьте.

Можно сделать так: выкрутите винт, так чтобы ролик стал задевать, а потом подкрутите чтобы обеспечить небольшое расстояние.

На переключателях SRAM зазор должен быть 6 мм.

Примечание: У некоторых переключателей Shimano пружина работает наоборот: притягивает переключатель к раме велосипеда. В таком случае настройка происходит похожим образом, но с поправкой что в расслабленном состоянии переключателя цепь находится на большой звездочке.

Третий шаг. Настройка натяжения тросика.

Чем больше натянут тросик – тем ближе переключатель к раме и тем на большую звезду переключается цепь. Когда вы нажимаете рычажок на манетке (или поворачиваете гриптшифт) натяжение увеличивается ровно настолько, сколько необходимо для переключения на следующую звезду. Т.е. для регулировки необходимо задать только начальное положение.

Регулировать «начальное положение» можно винтом на переключатели или на манетках (удобно при движении на велосипеде). Регулировка происходит следующим образом: если цепь плохо забрасывается – увеличиваем натяжение (откручиваем винт). Если плохо сбрасывается – уменьшаем (вкручиваем винт).

Если цепь плохо переходит с крайних звездочек на соседние или плохо возвращается на крайние, то можно немного покрутить против часовой стрелки барабан для регулировки натяжения троса.

Если переключение передач работает нормально на больших звёздочках, но не на маленьких, или наоборот, это верный признак того, что переключатель погнут.

Источник

Регулировка заднего переключателя

Начинать настройку имеет смысл именно с заднего переключателя.

Задний переключатель имеет 5 регулировок.

1. Винт (гайка) крепления троса.

2. Полый болт (барабан) для регулировки натяжения троса. На некоторых переключателях может отсутствовать. Такой же болт находится на другом конце троса, на манетке, что полезно для расширения диапазона регулировки и для экстренной подстройки качества переключения во время поездки, сидя в седле. Тросы постепенно растягиваются, и периодически их приходится подтягивать.

Читайте также:  Ток возбуждения регулирует напряжение

Установка заднего переключателя Saint RD-M800

1. Установите звезду на заднюю втулку FH-M805/FHМ800, вставьте втулку в раму и пропустите через нее ось втулки.

Усилия затяжки для задней втулки/заднего переключателя 35-45 Нм (305-390lbs.)

2. Установите на ось фиксирующую гайку оси, которая соединена с задним переключателем. * FH-M805 (12 мм), FH-M800 (10 мм)

Прорезь типа ВМХ

3. Поверните ось втулки, чтобы закрепить втулку и задний переключатель на раме. Убедитесь, что упор наконечника совпал со стопором.

Регулировка заднего переключателя Low Normal

В механизме заднего переключателя Low Normal пружина возвращает цепь внутрь, т.е. на большие звезды кассеты. Поэтому регулировка натяжения троса производится иначе, чем у переключателя типа Top Normal

Вращая регулировочный винт низшей передачи, поместите направляющий ролик в одной плоскости с большой звездочкой.

1. Регулировка низшей передачи

2. Регулировка высшей передачи

Вращая шатун вручную, сбосьте цепь на высшую передачу (малая звездочка на кассете). При этом трос должен быть ослаблен. Затем, вращая регулировочный винт высшей передачи, поместите управляющий ролик переключателя на одной линии с внешней плоскостью малой звездочки, если смотреть сзади.

Выжмите рычаг переключения передач как минимум 8 раз, дабы установить его в положение низшей передачи. Затем снимите щиток и присоедините трос.

Присоедините трос с помощью зажимной гайки на переключателе передач.

Внимание: убедитесь в том. что тросик находится в канавке

Потяните трос, отпустите и, выбрав слабину, закрепите заново на заднем переключателе

4. Регулировка зазора

Регулировочный винт «В» необходим для настройки зазора между верхним роликом переключателя и кассетой. Установите цепь на малую звезду спереди (на системе) и большую звездочку сзади (на кассете). С помощью винта «В» приблизьте ролик к большой звездочке, чтобы при вращении шатунов назад ролик находился как можно ближе к звездочке, но не задевал ее. Затем установите цепь на малую звездочку и повторите операцию, дабы убедиться, что ролик не задевает звездочку.

Только для переключателей Low Normal* Нажмите рычаг переключения передач один раз, чтобы переместить цепь на 2-ю звездочку. После чего выжмите рычаг с учетом люфта и вращайте шатуны.

5. Регулировка SIS

В случае перескакивания цепи на 3-ю звездочку

Увеличьте натяжение троса регулировочным винтом, чтобы цепь вернулась на 2-ю звездочку

В случае отсутствия каких-либо звуков

Ослабьте натяжение троса регулировочным винтом троса, чтобы цепь коснулась звездочки и издала звук

ОПТИМАЛЬНАЯ РЕГУЛИРОВКА

Оптимальная регулировка достигается в том случае, когда регулировочный винт троса затягивается до появления звука (без больших усилий и не нажимая рычага переключения передач), а затем ослабляется обратным поворотом регулировочного винта на 90-180 градусов от этой точки. Для более эффективной работы SIS периодически смазывайте все детали трансмиссии.

* в системе переключения передач Low Normal наибольшая звездочка на кассете имеет номер 1, а наименьшая номер 7,8 или 9. А в системе Top Normal кстати все наоборот.

Регулировка заднего переключателя Top Normal

В механизме заднего переключателя Top NormaL пружина возвращает цепь наружу, т.е. на малые звезды кассеты. Поэтому регулировка натяжения троса производится иначе, чем у переключателя типа Low NormaL

1. Регулировка низшей передачи

Вращая регулировочный винт низшей передачи, поместите направляющий ролик 8 одной плоскости с большой звездочкой.

2. Регулировка высшей передачи

Вращая шатун вручную, сбосьте цепь на высшую передачу (малая звездочка на кассете). При этом трос должен быть ослаблен. Затем, вращая регулировочный винт высшей передачи, поместите управляющий ролик переключателя на одной линии с внешней плоскостью малой звездочки, если смотреть сзади.

3. Установка и крепление троса

Выжмите рычаг переключения передач как минимум 8 раз, дабы установить его э положение низшей передачи. Выньте заглушку, затем пропустите трос через манетку и поставьте заглушку на место.

Присоедините трос с помощью зажимной гайки на переключателе передач.

Внимание: убедитесь в том, что тросик находится о канавке

Потяните трос, отпустите и, выбрав слабину, закрепите заново на заднем переключателе

Момент затяжки 5-7 Нт

4. Регулировка зазора

Регулировочный винт «В» необходим для настройки зазора между верхним роликом переключателя и кассетой. Установите цепь на малую звезду спереди (на системе) и большую звездочку сзади (на кассете). С помощью винта «В» приблизьте ролик к большой звездочке, чтобы при вращении шатунов назад ролик находился как можно ближе к звездочке, но не задевал ее. Затем установите цепь на малую звездочку и повторите операцию, дабы убедиться, что ролик не задевает звездочку.

Читайте также:  Карбюратор пекар для урала регулировки

Только для переключателей Top Normal* Нажмите рычаг переключения передач один раз, чтобы переместить цепь на 2-ю звездочку. После чего выжмите рычаг с учетом люфта и вращайте шатуны.

5. Регулировка SIS

В случае перескакивания цепи на 3-ю звездочку

Ослабьте натяжение троса регулировочным винтом троса, чтобы цепь вернулась на 2-ю звездочку.

В случае отсутствия каких-либо звуков

Увеличьте натяжение троса регулировочным винтом, чтобы цепь коснулась звездочки и издала звук.

ОПТИМАЛЬНАЯ РЕГУЛИРОВКА. Оптимальная регулировка достигается в том случае, когда регулировочный винт троса затягивается до появления звука (без большихусилий и не нажимая рычага переключения передач), а затем ослабляется обратным поворотом регулировочного винта на 90-180 градусов от этой точки. Для более эффективной работы SIS периодически смазывайте все детали трансмиссии.

* в системе переключения передач Top Normal наименьшая звездочка на кассете имеет номер 1, а наибольшая номер 7,8 или 9.

3. Винт-ограничитель с маркером L (Low). Регулирует положение цепи относительно понижающих передач (больших звездочек).

4. Винт-ограничитель с маркером Н (High). Регулирует положение цепи относительно повышающих передач (малых звездочек).

5. Винт В регулировки натяжения цепи и расстояния от направляющего ролика до звездочек. На некоторых переключателях может отсутствовать.

С помощью регулировок 2, 3 и 4 можно отключать лишние передачи в случае необходимости. Например, если шифтер рассчитан на 8 передач, а кассета (трещотка) — на 7. Или, наоборот, шифтер на 7, а кассета на 8, тогда приходится «жертвовать» одной из передач: если ехать по асфальту или с горы, то понижающей, а если по тяжелому грунту и в гору, то повышающей.

Инструменты: тонкая крестовая отвертка, шестигранный ключ на 5 мм или гаечный ключ на 9 мм, полезно иметь под рукой и кусачки для тросов.

Длина тросов должна быть достаточной, чтобы при повороте руля тросы не натягивались.

Не стоит слишком сильно закручивать болт крепления переключателя к «петуху» на раме.

У двухподвесочных байков, кроме задней подвески типа URT, длина цепи может меняться при работе подвески. Поэтому регулировка должна проводится в таком положении заднего колеса, когда цепь имеет максимальную длину.

Возможные неполадки.

а. При нажатии переключения на большую звезду лапка задевает спицы. Причины. Скорее всего, погнуты либо рамка переключателя, л ибо «петух» на раме, либо, что мало вероятно, но изредка бывает, сдвинут вправо спицевой зонт колеса.

Решение: Править переключатель и петух (специальным инструментом/разводным ключом) — крайне аккуратно и лучше всего в мастерской.

б. Не получается четко настроить переключение передач вверх и вниз по кассете.

Причины. Слишком большое трение между тросом и оплетками или общий износ, деформирована или неправильно установлена кассета. Решение. Проверить оплетки на предмет резких изгибов, заломов, заменить старые и забитые грязью, почистить и смазать. Проверить установку и состояние кассеты.

в. Переключатель не сбрасывает с большой звезды, на остальных звездах работает правильно.

Причины. Размер большой звезды превышает допустимый для емкости переключателя.

Решение. Заменить переключатель, кассету или ее большую звезду, либо согласиться с небольшой некорректностью в работе.

г. Не сбрасывает на маленькую звезду.

Причина. Большое трение между тросом и оплетками, велико натяжение троса. Решение. Ослабить натяжение троса, если не поможет,то почистить, смазать или заменить трос и оплетку. На всякий случай, еще раз проверить регулировку — может, удастся найти компромисс.

д. Цепь трет об рамку, сильный шум при вращении педалей.

Причины. Неправильная «линия цепи», деформирован переключатель, загнут «петух» или изношен направляющий ролик. Решение. Поставить другой переключатель или проверить «линию цепи», и может, слегка подправить переключатель под эту неправильную линию (шутка!), исправить деформации «петуха» и переключателя, заменить ролик.

е. Очень туго переключается шифтер.

Решение. Проверить трос (грязный, расплетающийся трос) и оплетки (заломы и перегибы оплеток), проверить шифтер на предмет наличия смазки и на случай попадания воды, песка.

Источник

Adblock
detector