Меню

Верхний порожек с регулировкой



Верхний порожек электрогитары

Опубликовано: 2016-01-19 / Автор: Сергей Хмарук

Сегодня пойдет речь об одной маленькой, но довольно важной детали в конструкции электрогитары. В этой статье вы узнаете, каким бывает верхний порожек и из каких материалов его изготавливают. Также мы рассмотрим локовые порожки и несколько вариантов нестандартных типов.

Для чего нужен верхний порожек?

Как ни странно, но верхний порожек является одной из важнейших точек расположенных на гитаре, потому что именно здесь резонируют струны и именно с этой точки начинается звук. Еще эта точка отвечает за настройку инструмента.

Вот просто подумайте логически, а что если порожек будет неправильно пропилен или же не точно установлен? Конечно же, гитара уже не будет нормально звучать, скорее всего звенеть начнет, а высота струн будет слишком велика, что отразится на комфорте игры.

Основная задача верхнего порожка заключается в правильном расположении высоты струн над грифом гитары, а также в точном расстоянии между ними. Порожек устанавливают и пропиливают в соответствии с высотой ладов, шириной грифа, а также радиусом накладки. Из этого следует, что не существует универсального порожка для абсолютно всех гитар.

Для того, чтобы правильно установить и пропилить новый порожек, в первую очередь необходимо выполнить полную отстройку инструмента, которая также включает в себя выравнивание (шлифовку) ладов. Сперва порожек точно выставляется, после чего делается грубый пропил и уже потом производится точная подгонка до необходимой высоты вместе со струнами.

Если вы все же решитесь заменить на своей электрогитаре верхний порожек, то стоит учитывать, что сегодня существует достаточно много разных материалов, из которых его изготавливают. Каждый их них соответственно имеет свои определенные тональные характеристики.

Материалы для верхнего порожка

Bone Nut (Кость)

  • Твердый и плотный винтажный материал. Такой порожек должен быть аккуратно пропилен для того, чтобы избежать застревание струн в пазах.
  • Звук чистый, яркий и детализированный.
  • При обработке издает довольно неприятный запах.

Graphite Nut (Графит)

  • Материал самосмазывающийся, который идеально подходит для грифов и тремоло, где струны не проходят ровно через верхний порожек.
  • Ровное и теплое звучание.
  • Доступен в заготовках, легко пропиливается.

Nickel Nut (Никель)

  • Такой порожек изготовлен из такого же материала, что и лады на грифе. Он совпадает с их внешним видом и звуком.
  • Звук очень яркий с превосходным сустейном и арктикуляцией.
  • Отлично полируется, но трудный в обработке и при шлифовке нагревается.

Brass Nut (Латунь)

  • Этот материал достаточно твердый, но при этом хорошо полируется и с позолоченной фурнитурой выглядит отлично.
  • Яркий звук и превосходный сустейн, особенно на слайд и бас-гитарах.
  • Трудная обработка, при которой материал сильно нагревается, а пыль может затруднить пропиливание.

Tusq Nut (Таск)

  • Искусственный материал, который внешне похож на кость.
  • Ровное и теплое звучание.
  • Доступен в заготовках и легок в обработке.

Corian Nut (Кориан)

  • Синтетический твердый материал, требующий тонкой доводки.
  • Звук ровный, чистый и сбалансированный.
  • Доступен в очень больших заготовках, режется довольно медленно, но равномерно.

Выбор верхнего порожка

Калибр и тип струн может определять использование какого-либо из вышеперечисленных материалов. Поэтому отнеситесь с умом при выборе верхнего порожка, потому что именно с него начинается звук гитары, а это уж точно немаловажно.

На фабрике порожек может быть не всегда правильно пропилен, поэтому цена гитары, чаще всего, определяет общее время потраченное на доводку и отстройку инструмента. В отличие от дорогих гитар, на дешевых не уделяют особого внимания деталям. При наличии ровных рук можно, конечно же, и из дешевой палки сделать лялю, но это уже тема для отдельной статьи.

Итак, существуют три стандартных размера порожков, измеряемые по ширине, а именно:

Поэтому, чтобы определить, какой именно порожек вам подходит, для этого достаточно знать параметры радиуса накладки и учитывать форму грифа.

Локовые порожки

Поговорим теперь о так называемых локовых (запирающихся) порожках. В чем их суть? Устроены эти порожки таким образом, чтобы фиксировать струны в верхней точке грифа и тем самым позволяя использовать вам различные тремоло системы даже для самых глубоких покачиваниях рычага, при этом постоянно удерживая строй гитары.

Многие музыканты считают, что это чуть ли не единственный способ для того, чтобы гитара не теряла свой строй. И они правы в своих убеждениях, т.к. локовый порожек всегда справляется с этой задачей на ура. Но вот по сравнению со стандартным порожком, этот будет все же привносить в звук некоторое отличие. Какое?

Т.к. локовые порожки в основном делают из металла, при их использовании звук становится тоньше, а еще такой порожек не дает струнам достаточно долго резонировать в отличие от обычного. Для тех, кто хочет довольно активно пользоваться своей тремоло системой, локовый порожек будет идеальным решением.

Бывалые гитаристы скажут, что мол, мне нужен хороший тон и резонанс, но черт возьми, я также хочу наслаждаться использованием Floyd Rose на своем весле без необходимости каждый раз подстраивать его после нескольких движений рычагом! В связи с этим за последние 15 лет были специально разработаны новые продукты, стоящие где-то посередине между этими двумя крайностями.

Необычные порожки

Такие порожки представляют собой компромиссное решение между традиционным и локовым верхними порожками. Характеризуются они как хорошим звучанием так и своей функциональностью. Приведу пару примеров подобных продуктов.

Earvana Compensated Nut

Earvana – это компенсирующий порожек и отличный апгрейд для абсолютно любой электрогитары. Он не только улучшает интонирование, но и помогает сохранить строй гитары во время использования тремоло. С Earvana вы можете забыть о выпадении отдельных струн используя машинку, потому что благодаря компенсации порожка они всегда будут звучать ровно. Установив себе такой порожек, вы сами убедитесь, что это отличная штуковина, на которую стоит обратить внимание. Earvana вас не разочарует.

LSR Roller Nut

LSR – это роликовый верхний порожек, который при использовании машинки, как бы провожает струну через свои ролики и потом позволяет вернуться ей обратно в центральную точку. Такая штука на вашей гитаре позволит делать всякие разные тремоло фишки и прикольные вибрато. С помощью LSR Roller Nut можно даже легко исполнить партии Ван Халена и при этом не переживать за строй, который будет также хорошо держаться, как с использованием обычного локового порожка.

Читайте также:  Регулировка датчика положения педали тормоза приора

Есть также и множество других необычных порожков, которые существуют сегодня на рынке. Здесь, мы лишь рассмотрели самые популярные из них. Поэтому, если вы встречали нечто подобное, то смело можете дополнить эту статью своим комментарием.

Источник

Настройка гитары. Шаг 3. Проверка и регулировка высоты порожка

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Прежде чем что-нибудь регулировать, удостоверьтесь, что ваша гитара правильно настроена, гриф прямой, не скрученный или искривленный, а его прогиб правильный. Если гриф гитары выгнут или вогнут слишком сильно, т.е. имеет неправильный прогиб, то сначала нужно отрегулировать анкерный стержень. Если ваш скручен («гриф винтом») или искривлен, то это потребует более дорого ремонта – тут следует обратиться к профессионалам гитарным мастерам.

Прижмите каждую струну по отдельности, между вторым и третьим ладом, начиная с верхней ми. Затем проверьте расстояние между нижней частью струны и первым ладом – оно должно быть примерно 0,13 мм (в общем, очень мало =) ), а второго лада струна должна слегка касаться. Если замеры близки к этому значению, переходите к следующей струне и так до нижней ми. Возможно, вам захочется отмечать величину зазора на бумажке, по мере перехода от струны к струне, чтобы вычислить высоту слотов для струн в порожке для каждой струны.

Если выяснилось, что порожек установлен неправильно, вы сможете отстроить его высоту, используя указания приведенные ниже. Методы настройки будут зависеть от конкретного типа порожка, установленного у вас на гитаре.

Если у вас стандартный порожек и вы выяснили, что пазы для струн в порожке слишком низкие (такое случается при интенсивном использовании инструмента и в силу возраста), возможно, вы захотите сменить порожек. Если нет, то в таком случае порожек будет мешать правильной отстройке гитары. В любом случае, все будет зависеть от того, насколько это для вас критично.

Если же пазы для струн слишком высоки, то это автоматом вызывает слишком большой зазор между струной и первым ладом. В таком случае, снимите струну и проточите слот до нужной высоты. Если вы решитесь на это, то будьте очень аккуратны, если переборщите, то обратной дороги нет – только замена порожка. Для этой работы можно купить специальные натфили в интернет-магазинах или доверить это гитарному мастеру, у которого есть необходимый инструмент. Можно, конечно, обойтись и подручными средствами, в этом случае все будет зависеть от того, откуда у вас растут руки =). Цель тут ясна – пропилить порожек таким образом, чтобы добиться нужного расстояния между струнами и ладами

Если у вас локовый порожек, то тут выбор более ограничен – пропиливать тут ничего нельзя, т.к. порожек перестанет выполнять свои функции должным образом, т.е. фиксировать струны. В общем, нужно решить убирать ли из под порожка прокладку, или наоборот добавить. Сейчас можно купить (в интернет-магазинах, конечно, хотя может есть и в обычных, но я не видел) прокладку под порожек множества различных типов и толщины. Наиболее распространены прокладки в половину длины порожка и во всю длину, и конечно все они бывают разных толщин. Если необходимо, то можно комбинировать две или более прокладки, добиваясь тем самым оптимального подъема порожка.

Источник

Как материал верхнего порожка влияет на тон акустической гитары?

Гитаристы любят дискутировать обо всем, не оставляя без внимания ни одну часть гитары. Верхний порожек гитары — не исключение. Акустические гитаристы обсуждают лучшие материалы и настройки. Но действительно ли эта часть инструмента настолько важна?

Как и в случае любого другого элемента гитары, верхний порожек имеет значение, если для вас важны тонкости.

Однажды я услышал разговор двух гитаристов — поклонников верхних порожков из кости. Один из них похвалил костяной порожек за то, что тот придает звучанию более яркий тон, в то время, как второй подметил, что такой порожек делает звучание более теплым. Кто из них прав? Все очень индивидуально.

Эта статья — написанное мною субъективное руководство по выбору материала. Надеюсь, она поможет вам принять правильное решение при покупке новой гитары или замене существующего порожка.

Почему верхний порожек важен?

Верхний порожек непосредственно определяет качество звука открытых струн. Плотность материала влияет на сустейн и резонанс. Чем жестче материал — тем больше сустейн. Текстура и способность материала к самосмазыванию влияют на легкость движения струн при настройке, сгибании и использовании каподастра.

Нулевые лады, которые теперь все реже встречаются на акустических гитарах, вступая в контакт со струной сразу после верхнего порожка, делают его влияние на звучание менее значительным.

Не менее важно понимать, что влияние материала верхнего порожка на тон может быть испорчено плохой настройкой. Когда речь идет о великолепном звучании и играбельности, правильный угол наклона и глубина струны — столь же неотъемлемые факторы, как и материал верхнего порожка.

По иронии судьбы, в то время, как настройка важна для качественного звука, материал, который вы выбираете для своего верхнего порожка, напрямую влияет на вашу способность настраивать гитару. На самом деле это палка о двух концах. Поэтому, если это возможно, я советую вам найти надежного специалиста и поручить ему воплощение вашего решения в жизнь.

Для наших целей мы рассмотрим три материала верхнего порожка: пластик, ископаемую слоновую кость и просто кость. Я видел верхние порожки, сделанные из латуни, стали, черного дерева и окаменевшего дерева. Я даже видел нижний порожек, сделанный из алюминия. Но эти материалы, по большей части, являются исключениями из правила.

Читайте также:  Блок питания мало регулирует напряжение

Дешевые гитары — замечательная вещь. Я бы никогда не стал играть на гитаре, если бы не было доступных бюджетных инструментов. Но если вы решили отдать предпочтение низкой стоимости, то всегда упустите в качестве.

Пластиковые верхние порожки — настоящая чума дешевых инструментов. Они хрупкие и трудные для работы, приводят к слабому звучанию открытых струн и проблемам с настройкой. Во время последней единственным способом исправить ситуацию обычно становится замена порожка.

Тем не менее, существуют высококачественные плотные пластмассовые материалы, которые обладают долговечностью и звуковыми преимуществом. Например, верхние порожки Graph Tech TUSQ .

Создатели этого материала утверждают, что несоответствия в плотности, которые часто встречаются в верхних порожках из кости, не являются проблемой для пластикового аналога.

Используя верхние порожки TUSQ, я обнаружил, что, по сравнению с костью и синтетической костью, они обеспечивают более тонкое звучание, даже несмотря на то, что дают лучший басовый отклик.

Graph Tech также делает «производную от TUSQ», которая называется NuBone. NuBone реализуется как более дешевая, полноценная пластмассовая альтернатива кости. Она стоит меньше TUSQ, более хрупкая и с ней труднее работать.

На мой взгляд, TUSQ — это лучший выход, если вы предпочитаете пластиковые верхние порожки.

Ископаемая слоновая кость

Добывание слоновой кости — незаконно и, к тому же, аморально. С другой стороны, ископаемая слоновая кость является законной альтернативой слоновой кости и тональными качествами сопоставима с костью. Эта слоновая кость легальна в использовании, потому что она исходит от уже вымершего животного. Большая часть окаменевшей слоновой кости на рынке — это кость либо моржа, либо мамонта.

В целом, однако, ископаемую слоновую кость найти сложнее, чем более распространенные материалы, такие как кость и высококачественный пластик.

Мой Gibson J-60 Plus повидал на своем веку верхние порожки как из обычной кости, так и из ископаемой слоновой. Должен отметить, что различия хоть были и незначительны, но ископаемая слоновая кость сделала звучание более выразительным, а сустейн — более богатым.

Фактически, ископаемая слоновая кость во всем превзошла другие материалы. За исключением одного момента — настройки. Работать с ископаемой слоновой костью более сложно. В результате, я вынужден был перейти на обычную кость.

Кость, как материал для верхнего порожка, имеет много положительных отзывов. Благодаря своей равномерной плотности, этот материал обеспечивает яркое, детализированное звучание и легко поддается обработке.

Кроме того кость дает возможность гитаре оставаться настроенной, позволяя струне возвращаться к правильному звуку после сгиба или движения.

Звучание гитары начинается именно с верхнего порожка. Поэтому к выбору материала для его замены стоит отнестись ответственно.

А вам приходилось менять верхний порожек гитары? Какому материалу отдали предпочтение? Делитесь своим опытом в комментариях!

Источник

Верхний порожек для электрогитары 42 мм (?), или Будьте аккуратнее

Профи обзоров

Обновлено: 8 марта 2015

Сегодня я хотел бы рассказать о. не слишком удачной модификации своей электрогитары. Почему она не слишком удачная — поймете в самом конце. Модификация заключается в замене пластикового верхнего порожка на латунный. Т.е. апгрейд, казалось бы, полностью аналогичен вот этому. Апгрейд-то аналогичен, но вот приключения уже совсем другие. Итак, вот он — наш герой обзора.

Для начала я б хотел прояснить пару моментов. Если с бас-гитарой причина замены была в изломе, но здесь — в износе. Окончательно с калибром струн я еще не определился, поэтому покупаю пока что самые дешевые. Естественно, они достаточно быстро перестают ярко звенеть и нормально держать строй. И из-за этих постоянных корректировок строя, смены струн на новые (что автоматически подразумевает ослабление старых струн и натяжение новых), родной порожек сносился настолько, что 6 струна пару недель назад начала дребезжать о первый лад (но это я еще стерпел), а потом и вовсе на него легла (да и соседняя струна уже была «близка к цели»). Говоря простым языком, даже если гитару просто отложить в сторону и отойти, то 6 струна (самая толстая) остается прижатой на первый лад, как ни крути. 5я струна тоже уже начала звенеть от первый лад, т.е. еще одна-две смены комплекта и она тоже ляжет на первый лад. Т.е. играть стало абсолютно невозможно.

Ну а теперь, друзья, поговорим непосредственно про порожек. Продавец возможно, просто выслал мне не тот товар по ошибке, а может ошибка была в самой карточке. Теперь конкретика. Вот размеры, которые обещал продавец:

А вот реальные размеры:

Ну высоту уже мерить не стал, т.к. и без этого понятно, что это не то, что я заказывал. Мне нужен был порожек именно 42 мм в длину и 3-3,1 в толщину. Иначе он физически не влезет на место старого. Естественно, я открыл спор с продавцом и. и что-то мне подсказывает, что я на Али уже на каком-то особом счету, т.к. спор обострился в момент открытия, а решение администрация приняла (понятно что в мою пользу) в течении 24 часов. По китайскому времени это был один и тот же день.

Ну. с размерами я, правда, в споре немного преукрасил, раскрыв штангенциркуль на пару десяточек шире, чтоб было чуточку зрелищнее 🙂 Но тут суть не в этом, а в том, что вопрос решился за 1 день.

Тем не менее, не смотря на то, что это «не мой размер», я подумал, что «хуже чем есть — уже не будет» и решил попробовать все-таки приладить этот порожек на место покойника.

Хоть размеры порожка я и чуток преувеличил, я не соврал в той части, что он длиннее родного. Как видите — с одной стороны они вровень, а с другой — латунный выступает на те самые 1,5мм.

Да, я не спорю, излишки можно сточить, но. мало кто будет дрочить его напильником или надфилем. Но и это не все. Прикол в том, что канавки под струны располагаются не совсем в тех местах (по сравнению с родным порожком). Чтоб это было видно еще лучше — я выставил латунный порожек таким образом, чтоб у обоих порожков совпали канавки под 6 струну. И что в итоге?

Читайте также:  Плохо переключаются передачи регулировка

Как видите, смещение канавки на 1 струне составляет около 1,1-1,2мм это первое. Второе — если выставить латунный порожек так как он должен быть — 6 струна окажется чуточку ближе к краю грифа. Т.е. играть будет немного непривычно.

Далее давайте посмотрим под какой максимальный калибр струн он подойдет. Подлезать туда штангенциркулем будет очень неудобно, поэтому я воспользуюсь набором щупов-напильников.

Т.е. сначала я подберу максимальный по размеру щуп-напильник, а потом измерю его диаметр.

В канавку 6 струны спокойно уместился щуп номер 2 (я веду отсчет от самого толстого к самому тонкому).

Измерять его диаметр я буду электронным штангенциркулем в дюймовом режиме Т.е. достаточно будет убрать «первые» нули и калибр будет известен. В данном случае у нас диаметр 0,054 дюйма, значит это 54 калибр.

На 5 струне уместился щуп №3 46 калибра.

На 4 струне уместился щуп №7 35-го калибра (дробные показания я округляю в бОльшую сторону, т.к. штангенциркуль чуток может грешить в меньшую сторону).

На 3 струне уместился щуп №8 31-го калибры.

На 2 струне уместился щуп №9 27-го калибра.

И осталась только 1 струна, на которой разместился щуп №11 19-го калибра. Т.е. порожек годится под большинство основных комплектов струн. С одной стороны это хорошо. С другой — сравнительно «мелкие» струны будут на нем немного дребеждать. При чем биться они будут дребезжать именно о сам порожек, т.к. струне будет куда болтаться.

Ну да ладно, Теперь перейдем к самой процедуре замены. Родной порожек оказался вклеен, поэтому выбить молотком его не получилось. Единственное, что пришло в голову — хорошенько нагреть феном и выковырять его оттуда чем-нибудь. Например, отверткой. Это сработало, но для повторного использования порожек уже не годится.

Далее я почистил тонким надфилем канавку под порожек от остатков клея.

В моем случае идея с нагревом — не самая лучшая идея, т.к. гриф склеен из трех кусков. Т.е. клей между этими кусками вполне мог потерять свои свойства. Именно по этим причинам я решил установить порожек на сухую без клея — чтоб лишний раз не нагревать.

Далее мне предстояло расширить паз на 0,5мм (как оказалось — это была ошибка). Это достаточно сложное задание, т.к. если давить вниз, то мы увеличиваем глубину паза, а мне этого не нужно. А если в бок, то надфиль деформируется и середина в любом случае получится более узкой, чем края. Поэтому, думаю, такую работу лучше выполнять бор-машинкой, и то с очень высокой осторожностью.

Расширять паз имеет только в сторону колков. Если растачивать в сторону ладов, то положение порожка относительно 1 лада изменится, а это повлияет на строй. Поэтому стачиваем именно узкий участок справа от паза. На то, чтоб расширить паз у меня ушло минут 40. Стачивал очень аккуратно, делал кучу примерок, чтоб порожек встал плотно. После примерок я укоротил сам порожек на те самые 1,5мм. Получилось почти идеально.

Ну а теперь самая подлянка. Я натянул новый комплект струн, настроил гитару в повышенный фа-диез-строй (чтоб струны быстрее привыкли к натянутому состоянию), а пока они привыкали — я их «разыгрывал», периодически «выравнивая» строй. Поиграв минут 30, я отложил гитару, а затем разделся хруст и что-то вылетело. как оказалось — все-таки середину паза я не допилил, из-за чего отлетел кусок склейки клена с палисандром (фрагмент между 2 и 4 струнами)

Признаюсь, это моя ошибка — надо было стачивать сам порожек о напильник. Признаю, облажался. Но отрицательный результат — тоже результат. Признаюсь — я ни капельки не расстроен, т.к. гарантию на гитару я все равно потерял пару обзоров назад, да и вспомните для чего я ее вообще покупал — правильно: для оттачивания техники игры и экспериментов. Так что ничего страшного, все идет как по нотам, а то что я облажался — я именно так и задумывал 🙂

Ну и последнее — это действительно латунь, а не окрашенное железо. Напомню — я стачивал примерно 1,5мм, ну и плюс проверял магнитом — реакции не было.

Честно говоря. не то что бы я недоволен апгрейдом (тем более, что он бесплатный), но на первое время сойдет, а вообще буду думать, что с этим делать. Может выйдет еще один обзор на тему данного переапгрейда. Но одно могу сказать точно — ни капельки не жалею. Да и в любом случае этот порожек прослужит дольше, чем пластмассовый, т.к. латунь гораздо более износоустойчива.

Вот так вот. кхе. несколько подставил меня продавец. Но тут и моя вина — мог бы его перепродать и заказать еще раз, но уже у другого продавца. Но мы же русские привыкли идти более колхозным путем 🙂

Ну и самое последнее — ощущения от игры. Напомню — расположение струн на грифе немного изменилось. В диапазоне с 3 лада и до конца грифа это почти не ощущается, а вот на «открытых» аккордах играть стало, как ни странно, даже чуточку легче, т.к. расстояние меджу струнами стало больше и теперь легче попасть на нужную струну таким образом, чтоб не заглушить две соседние. Ну и в качестве бонуса шестую струну стало несколько удобнее глушить с помощью больного пальца путем «перекидывания» его через гриф, т.е. вот таким образом. В данном случае я «беру» «открытый до-мажор».

В этом аккорде шестая струна не участвует, поэтому ее необходимо заглушить. Именно это я и делаю с помощью большого пальца.

Источник

Adblock
detector