Меню

Усилитель для микрофона с регулировками



3 ПРОСТЫХ УСИЛИТЕЛЯ для МИКРОФОНА

Как сделать Микрофонный усилитель ? Прежде чем делать усилитель для сигнала получаемого от микрофона нужно понять — С каким микрофоном мы будем иметь дело?

Микрофоны бывают весьма экзотическими и их действие основывается на разных принципах изменения электрических параметров в зависимости от получаемого звукового сигнала.

Микрофоны могут быть пассивными — не генерирующими электросигналы самостоятельно, активными — те у которых под воздействием звука вырабатывается ток или напряжение, могут быть совмещенными и сложными, — таким к примеру как современные Электретные микрофоны сочетающие в себе и свойства конденсаторного микрофона и свойства угольного за счет применения небольшой электретной мембраны совмещенной с полевым транзистором.

Все эти разные виды микрофонов должны согласовываться с входами усилителей по сопротивлению и напряжению.

Так , старые магнитоиндукционные микрофоны нельзя подключить к современным высокоомным усилителям напрямую и требуется нечто вроде переходника — предварительного усилителя способного преобразовать сигнал микрофона в удобный для входа усилителя.

Простейший микрофонный усилитель для современных электретных микрофонов строится как делитель напряжения — последовательное соединение микрофона и резистора (для большинства моделей микрофона это 10 килоом). Такая схема обеспечивает фантомным питанием полевой транзистор на затворе которого происходит изменение потенциала (заряда) при колебаниях электретной мембраны.

Результат работы такого пассивного (он все таки активный из за транзистора) усилителя это изменяющийся электрический сигнал в точке соединения микрофона и резистора.
Этот переменный сигнал через разделительный конденсатор можно подавать на высокоомные входы современных усилителей.

Усиление микрофона транзистором

Этот микрофонный усилитель по своей сути является Усилителем класса А с отрицательной обратной связью образованной резистором в эмиттерной цепи. Точкой выхода сигнала является эмиттер транзистора с которого через разделительный конденсатор сигнал передается на следующий каскад или динамическую головку.
На входе этого усилителя размещен делитель напряжения образованный микрофоном (электретным) и резистором 10 килоом для питания 5 — 12 вольт.
Сигнал переменного напряжения через разделительный межкаскадный конденсатор подается на базу транзистора со смещением организованным с помощью резистора в коллекторной цепи.

За счет звуковых колебаний изменяется напряжение в точке делителя между микрофоном и резистором, эти колебания напряжения и усиливаются усилительным каскадом.

Эта схема аналогична предыдущей, но в ней нагрузкой транзистора является сопротивление в 1 килоом стоящее в коллекторной цепи. Эта классическая схема дополнена обратной связью с точки выхода на базу транзистора через сопротивление 500 килоом.

Как ведет себя простейшая схема Микрофонного усилителя можно услышать в видеоролике

Подписывайтесь на канал Яндекс.Дзен и узнавайте первыми о новых материалах, опубликованных на сайте.

ЕСЛИ СЧИТАЕТЕ СТАТЬЮ ПОЛЕЗНОЙ,
НЕ ЛЕНИТЕСЬ СТАВИТЬ ЛАЙКИ И ДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ.

Источник

Микрофонный усилитель с АРУ

Схема предварительного усилителя микрофона с автоматической ARW — автоматическое управление усилением, то есть система, которая независимо от уровня входного сигнала выдает фиксированный сигнал на выходе.

Если оказывается, что сигнал на выходе уже имеет желаемый размах, тогда схема ограничителя начинает работать, что уменьшает усиление и поддерживает выходной сигнал на постоянном уровне при увеличении входного сигнала. Практическая вещь заключается в том, что выходной сигнал должен иметь постоянное значение независимо от расстояния до микрофона.

Принципиальная схема усилителя показана на рисунке.

Схема запитывается от напряжения в пределах 15 . 24В. Усилитель U1A играет здесь главную роль. Его усиление определяется значениями сопротивлений R5 и R4 и сопротивлением полевого транзистора T2.

Сопротивление R11 не влияет на усиление, поскольку конденсатор C12 для кратковременных сигналов имеет короткое замыкание на землю. R6C2 уменьшает склонность усилителя к самовозбуждению согласно каталогу, микросхема U1 не должна работать с коэффициентом усиления менее 3, и в данном устройстве коэффициент усиления может упасть до единицы.

Как легко догадаться, регулирующим элементом является давно известный транзистор Т2 типа BF245. В режиме ожидания, когда на входе и выходе присутствуют слабые сигналы, этот транзистор полностью открыт и коэффициент усиления максимален.

Значение максимального усиления определяется в основном сопротивлением R4, но также в некоторой степени сопротивлением открытого транзистора (в несколько десятков Ом) и немного меньше, чем в 100 раз (40 дБ).

Когда на выходе появляется сигнал в несколько сотен милливольт, он будет дополнительно усилен в усилителе U1B. В схеме напряжение постоянного тока на выходе обоих усилителей составляет около 1,3 В. Следовательно, положительные полуволны сигнала на выходе усилителя U1B с амплитудой выше 0,6 откроют транзистор T1 (поскольку на его эмиттере также имеется напряжение около 1,3 В, определяемое диодами D1 и D2 и резистором R9).

Ток, протекающий через транзистор T1, заряжает конденсатор C7, и напряжение на затворе транзистора T2 уменьшается. Таким образом, транзистор T2 начинает закрываться сопротивление его канала увеличивается, а результирующее усиление усилителя U1 уменьшается.

Соотношение резисторов R7, R8, то есть усиления усилителя U1B, определяет максимальное выходное напряжение в точке B. Как вы знаете, полевые транзисторы JFET могут работать как переменное сопротивление, но с сигналами, превышающими несколько десятков милливольт, они вносят значительные искажения. Транзистор Т2 работает без значительных искажений при входных напряжениях, не превышающих 50 мВ.

Время активации цепи автоматизации очень важно в практических системах. После появления большого сигнала схема должна работать как можно быстрее (короткое время атаки), в то время как после исчезновения сигнала, возврата в состояние покоя, высокий коэффициент усиления должен возникать медленно, с определенной задержкой (длительное время спада).

В описанной схеме постоянная времени R10C7 определяет время атаки, а постоянная времени R3C7 определяет время спуска. Значения, приведенные на принципиальной схеме, были выбраны с использованием экспериментального метода во время испытаний.

Читайте также:  Камаз как регулировать корзину сцепления

Такие значения обеспечивают лучший эффект для слуха. В схему добавлены элементы R1, R2 и C6, которые нужны только при работе с электретным микрофоном.

Схема может быть собрана на печатной плате, приведенной на рисунке.

Стоит обратить внимание на транзистор Т2 — это транзистор, нужно паять на завершающем этапе. Работу схемы можно проверить, подключив микрофон к разъему X1 и любой усилитель с громкоговорителем к выходу X3.

Поскольку схема с микрофоном и громкоговорителем имеет тенденцию к самовозбуждению, два человека должны проверить это, разместив громкоговоритель в удаленной комнате. Только в таких условиях вы действительно сможете убедиться в высокой эффективности схемы и автоматической регулировке громкость будет почти одинаковой, независимо от того, говорит ли человек на расстоянии 10 см или 5м от микрофона изменится только тон голоса, но это связано с отражением звука от стен комнаты.

В случае возникновения проблем сначала проверьте напряжение постоянного тока на выходах обоих усилителей оно должно составлять 1,2 . 1,4 В. Если они в порядке, проверьте цепь транзистора Т2. При коротком замыкании D-стока и S-истока усиление должно быть максимальным примерно в 100 раз (40 дБ). После демонтажа одного вывода резистора R4 коэффициент усиления должен быть равен 1, но схема не должна возбуждаться.

В этом случае следует искать неисправности в цепи автоматической регулировке. Сначала нужно проверить напряжение на конденсаторе C7. В состоянии покоя без входного сигнала оно должно быть равно нулю (± 100 мВ).

При больших выходных сигналах это напряжение должно увеличиваться. Частотная характеристика никогда не бывает ниже 40 Гц . 20 кГц, эффективность регулировки была измерена с помощью специализированного прибора соответствующий график показан на рисунке.

Схема найдет ряд применений как в классических звуковых системах, так и, например, в системах прослушивания детской. При использовании устройства помните, что максимальный входной сигнал не должен превышать 50 мВ — в противном случае произойдет искажение сигнала.

Значение максимального напряжения на выходе определяется соотношением резисторов R7 и R8. Эти резисторы не стоит изменять, поскольку это может ухудшить параметры схемы. Максимальное значение усиления в 100 раз (40 дБ) для многих устройств будет слишком большим. Это усиление можно уменьшить, увеличив значение резистора R4.

Источник

Усилитель для электретного микрофона (+печатка)

Покупать качественный микрофон — весьма затратная мысль. Куда дешевле и интереснее соорудить своими руками предусилитель для микрофона, который вытянет максимум из петлички. Были опробованы несколько схем, в итоге я соорудил свой усилитель для микрофона. Для него даже была разведена печатная плата. Но обо всем по порядку…

Предусилитель для микрофона

Уже больше года я веду свою деятельность не только на этом сайте, но и на YouTube. Если вы там еще не были – советую заглянуть, сейчас я чаще бываю там, чем тут.
По мере улучшения качества своих роликов я пришел к необходимости улучшения качества записи звука. Исходно я записывал звук на петличку Maono AU101(покупал в этом магазине ). Вполне удобная петля, но для меня возник ряд пользовательских неудобств.

Так я и пришел к мысли собрать предусилитель для микрофона.Перед сборкой от предусилителя хотелось примерное следующего

  • питание от литий ионного аккумулятора
  • использование схемы на операционном усилителе.
  • создание печатной платы.

Описывать получившийся звук словами – странное занятие, да и дублировать содержимое ролика в статье не вижу смысла. Поэтому советую для начала посмотреть мой ролик, а уже потом продолжить чтение статьи. Они дополняют друг друга. Да и так будет понятнее надо ли оно вам.

Питание электретного микрофона

Почему-то в интернетах очень мало информации о том, как правильно включать электретные микрофоны. Обычно используется стандартный вариант, при котором напряжение подается через токоограничивающий резистор, а далее для отсечения постоянного напряжения устанавливается конденсатор.

При этом в большинстве схем ни слова не говорится о подборе этого резистора и просто указывается конкретное значение. Хотя в целом это не совсем верно. Величину этого резистора следует выбирать не с потолка, а подбирать для каждого конкретного микрофонного капсуля.

Но как же его подобрать?

К счастью была найдена очень интересная статья, в которой автор провел ряд измерений и сделал очень полезное, с практической точки зрения, заключение.

Итак, при подборе токоограничивающего резистора необходимо, чтобы в точке соединения резистора и микрофоном получалась ровно половина питающего напряжения.

Помимо оптимального режима работы микрофона эта фишка удобна еще и тем, что бонусом мы получаем смещение для операционного усилителя при питании от однополярного источника. Это означает, что можно выкинуть из схемы лишний конденсатор и два резистора.

Варианты схем усилителя

В другой своей статье, тот же автор предложил готовый предусилитель для микрофона. Это схема с АРУ (Автоматической Регулировкой Усиления). Вот так выглядит эта схема в оригинале (без цепи частотной коррекции):

Благодаря применению полевого транзистора (КП303Ж) в обратной связи, такая схема работает как компрессор и выравнивает громкость голоса, изменяя коэффициент усиления в некоторых пределах.

Схема полностью рабочая, была проверена мной лично на макете и никаких проблем не вызвала. Такая схема очень удобна, например, для микрофонов в конферент-залах и переговорных. Но может быть использована и как предусилитель для микрофона при подключении к компьютеру.

Лично для меня она не подошла по той причине, что при изменении усиления, громче и тише становится не только голос, а так же и все посторонние звуки и шумы. А значит при обработке записи голоса не получится избавиться от шумов обычным шумодавом. Про обработку голоса читайте в этой статье.

Поэтому от АРУ пришлось отказаться и схема была урезана до обычного неинвертирующего усилителя с постоянным коэффициентом усиления. Такая схема тоже отлично справляется со своими обязанностями.

Читайте также:  Какую выбрать ушм 125 с регулировкой оборотов

Коэффициент усиления

В таком случае коэффициент усиления задается резисторами R2 и R1, а если быть точнее, то он равен:

На таком усилителе можно задавать любой коэффициент усиления. Стоит лишь помнить, что обычно электретные микрофоны дают сигнал амплитудой до 50 мВ. На практике чаще всего это значение ограничивается 25-30 мВ.

Поэтому, если предполагается подключать микрофон в линейный вход компьютера, рассчитанный на сигнал 1 Вольт, то предусилитель для микрофона лучше рассчитать на коэффициент усиления порядка 20 ÷ 30.

Что касается конкретных значений сопротивлений, то лучше выбирать величины в диапазоне от 1 ÷10 кОм. Можно конечно использовать и бО’льшие значения сопротивлений, но не стоит забывать, что любой резистор сам по себе вносит шумы. Эти шумы тем больше, чем больше сопротивление резистора.

Когда я подключил предусилитель для микрофона к камере (Canon M50), у меня возникли некоторые трудности с коэффициентом усиления. Изначально я планировал установить его около 10. Тогда можно было бы установить на камере минимальное значение предусиления звука и все шумы должны были уйти в небытие…. Нооо….

Позже выяснилось, что даже при минимальном коэффициенте усиления, равном двум (R1=R2) сигнал записывается с перегрузкой.
И виной тому была перегрузка входных каскадов камеры. Поэтому я был вынужден увеличить значение резистора R1 вдвое. Это дало коэффициент усиления около 1,5. Зато все искажения как рукой сняло.

Не стоит думать, что при такой низком коэффициенте усиления предусилитель для микрофона бесполезен. На самом деле роль предусилителя состоит не только в увеличении амплитуды сигнала.

Очень большую роль играет согласование сопротивлений микрофона и входа камеры. Это не только облегчает жизнь камере, но и так же улучшает соотношение сигнал/шум и выравнивает АЧХ микрофона.

Однополярное питание усилителя

Важным моментом этих схем является необходимость в некоторых дополнительных манипуляциях, связанных с однополярностью питания.

Напряжение смещения ( 1 /2 питания) у нас уже создается на входе схемы и два резистора мы уже сэкономили. Но для того, чтобы это постоянное напряжение не пошло на выход там требуется конденсатор. Для этого нужен С3.

Так же стоит помнить — любой ОУ одинаково хорошо усиливает и переменное и постоянное напряжение. Поэтому необходимо превратить усилитель в усилитель переменного напряжения.

Для этой цели служит конденсатор С1. Благодаря нему коэффициент усиления по постоянному напряжению становится равным единице. А вот переменное напряжение усиливается в соответствии с заданным резисторами коэффициентом.

Частотная коррекция

Конденсатор С1 выполняет еще одну функцию. Вместе с резистором R1 они образуют RC-цепь, которая срезает низкие частоты. Т.е. работает как фильтр высоких частот.

Это очень удобный момент. Задав частоту среза порядка 30-80 Гц, мы избавимся от лишней низкочастотной составляющей на записи.

Расчет таких фильтров с упрощенными формулами был описан в статье RC-цепи, 5 самых ходовых схем фильтров и их простой рассчет.

Практически все нормальные микрофоны имеют в своем составе такие фильтры. На более дорогих моделях даже можно выбрать срезать на частоте 75 либо же 150 Гц.

В любом случае стоит сначала определиться с величиной резистора, а затем рассчитать под него конденсатор на желаемую частоту.

Для исключения самовозбуждения ОУ и ограничения звуковой полосы с верхней стороны используется конденсатор С2.

Принято считать, что человеческая речь лежит в диапазоне частот от 100Гц до 10кГц. Однако при редактировании записей, я неоднократно замечал, что хоть выше 10 кГц голоса и нет, но эти частоты все равно влияют на восприятие голоса. Поэтому частоту среза, на мой взгляд, лучше задать порядка 15кГц.

С его расчетом ситуация аналогичная. Сначала выбирается резистор, задающий коэффициент усиления (R2), а затем, по той же формуле, что С1 рассчитывается величина конденсатора С2.

Усилитель для микрофона готовая схема

Но меня все подмывал тот факт, что практически все ОУ которые есть у меня в наличии – сдвоенные, а я не люблю, когда половина операционника висит в воздухе. Как-то это не кошерно…

Поэтому недолго думая я перешел к своей любимой схеме — схеме усилителя для наушников. Она по сути такой же неинвертирующий усилитель, однако дополненная хитро включенным повторителем.

Причина перехода не только в желании задействовать оба операционных усилителя в корпусе микросхемы.

  • Во-первых мне давно хотелось попробовать эту схему при однополярном питании.
  • Во-вторых эта схема способна выдавать вдвое больший ток, при том же выходном напряжении. Это гарантирует отсутствие просадок и искажений сигнала на пути от предусилителя до записывающего устройства. Кабель то может быть и 5 и 10 метров.

Поэтому оставалось просто добавить в нее входную цепь с микрофоном и изменить номиналы конденсаторов под нашу задачу.
Вот так в итоге выглядит конечная схема.

Выбор ОУ

Выбор ОУ в предусилитель для микрофона сильно зависит от источника питания. Если предполагается питание от 9 вольтовой кроны, то в таком случае подойдет большинство распространенных ОУ. Но мне с самого начала хотелось использовать литиевый аккумулятор формата 18650. Во-первых у них хорошая емкость, во вторых их легко заряжать при помощи готовых модулей.

Поэтому на роль ОУ в предусилителе был выбран AD8616. Отличные, недорогие и доступные сдвоенные ОУ. Но главное это то, что работают они в диапазоне напряжений питания от 2.5 до 5 Вольт, что просто идеально для литиевого аккумулятора и портатива в целом.

Читайте также:  Регулировка редуктора zavoli zeta n

Единственным минусом может стать то, что они не выпускаются в dip корпусе. Но тут мне на помощь пришли переходники SO-8 в DIP8, которые я когда-то заказывал с АлиЭксперсс. Заказывал в этом магазине.

Печатная плата

После того, как я определился со схемой и опробовал ее на макете, пришла пора запилить печатную плату. Я уже несколько лет не делал печаток, но на удивление все получилось проще, чем я думал. Платы я развожу в P-CAD, поэтому нарисовал по быстрому схему и спустя несколько часов залипания в комп получил готовую печатку.

Плата была упакована в размеры 20х45мм. Такие размеры получились из-за выбранного корпуса, но они видятся мне удобными практически для любого корпуса. Указанные размеры соответствуют нарисованной по периметру полоске.

Скачать печатную плату предусилителя для микрофона вы можете по одно из ссылок ниже. Плата сохранена в формате ПДФ и готова к печати.

Я сделал два варианты платы, разница лишь в том, что первая как на рисунке выше, а вторая зеркальная. В случае использования зеркальной платы, после переноса она станет нормальной и детали следует располагать со стороны дорожек.

Изготовления платы ЛУТом.

Говоря, что лучше всего платы получаются при печати на страницах плейбоя. Раньше я так и делал, но в последнее время перешел на глянцевую с одной стороны бумагу. Жалко переводить интересные статьи на непонятно что….

В целом технология ЛУТ итак всем известна, и в ролике она показана, поэтому остановлюсь только на двух моментах.

  • Прожарку утюгом я делаю в течении минуты, а после закидываю плату в ближайшую книжку и встаю на книжку всем весом на 1-2 минуты.
  • Широкие места и дефекты переноса или печати я всегда промазывал перманентным маркером. В этот раз вместо перманентного маркера я воспользовался акриловым. При этом я ждал высыхания минут 10-15. Тем не менее он отлично справился и под ним ничего не травилось.

Подбор резистора R*

Сопротивление резистора R* сильно зависит от капсюлей. Для того чтобы подобрать резистор я сначала впаял многооборотный переменный резистор.

Покрутил его до нужного напряжения и отпаял. Сопротивление резистора составило ровно 6 кОм. Которого у меня не оказалось и пришлось собирать его из двух.

Однако, в случае с другими капсюлями, сопротивление может быть и 2 кОм и 8 кОм. Поэтому тут все очень индивидуально.

Корпус усилителя для микрофона

Теперь пару слов о корпусе. Для этих целей я использовал корпус от вэйпа. Он уже давно валялся у меня в шкафу и ждал своей участи. Он оказался просто идеальным вариантом, т.к. располагает отсеком для аккумулятора и имеет отверстия, которых мне будет достаточно для счастья.

Для начала я выкинул из него все что напоминает о его происхождении, а так же достал и прочистил контакты для аккумулятора. После этого на место кнопки был установлен выключатель от настольной лампы. Он идеально подошел по размеру, потребовалось только сделать пропил под фиксатор.

Для того чтобы минимизировать уровень шумов от предусилителя я решил экранировать корпус. Для этого в съемные стенки корпуса я вырезал кусочки медной фольги которые приклеил на двусторонний скотч. Впоследствии их я соединю с минусом аккумулятора.

Единственное, что меня смущало в этом корпусе, так это отверстие на передней панели. Но оно сыграло мне даже на руку.
Из оргстекла я вырезал вставку, которую приклеил к крышке. Она не только закрывала имеющуюся дырка но так же была призвана демонстрировать синий светодиод намекающий на включенность устройства.

Чтобы как-то разнообразить вставку, а заодно усилить свечение я выгравировал на ней символичное изображение микрофона. Теперь, даже издалека и при ярком свете, я всегда смогу увидеть включен ли мой микрофон.

Ну а теперь остается продеть провода через отверстие и подпаять их к плате.

Заключение

Вот такой вот получился предусилитель для микрофона. Я очень доволен получившимся результатом. Использование такого усилителя позволило свести к минимуму обработку звуковой дорожки. В видео по теме я вообще не обрабатывал звук. Он итак звучит очень хорошо. Поэтому если вы еще не смотрели ролик, но заинтересованы в таком предусилителе – советую вам это сделать. Иначе что, зря я старался?))

Единственное, что я бы сделал с голосом на пост обработке – наложил бы компрессию для большего удобства слушателя. В остальном голос звучит очень ровно и натурально. Даже несмотря на использование довольно дешевой петлички с непонятно каким капсюлем.

В планах прикупить нормальный оригинальный капсюль, например Phuillips 61A и радоваться жизни.

Спасибо за внимание, всем хорошего звука!

Статья подготовлена исключительно для сайта AudioGeek.ru

Привет! В этом окошке авторы блогов любят мериться крутостью биографий. Мне же будет гораздо приятнее услышать критику статей и блога в комментариях. Обычный человек, который любит музыку, копание в железе, электронике и софте, особенно когда эти вещи пересекаются и составляют целое, отсюда и название — АудиоГик. Материалы этого сайта — личный опыт, который, надеюсь, пригодится и Вам. Приятно, что прочитали 🙂

Источник

Adblock
detector