Меню

Уровни и темпы урбанизации как их регулировать



Уровни и темпы урбанизации как их регулировать

Уровни и темпы урбанизации: как их регулировать?

Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и регионах она имеет свои особенности, которые прежде всего находят выражение в различных уровнях и темпах урбанизации.

По уровню урбанизации все страны мира можно подразделить на три большие группы. Но основной водораздел проходит все же между более и менее развитыми странами. В начале 90-х гг. в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся — 33%.

Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня. В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения в последнее время растет сравнительно медленно, а число жителей в столицах и других самых крупных городах, как правило, даже уменьшается.

В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно более низкий, она продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Ныне на их долю приходится более 4/5 всего ежегодного прироста числа городских жителей, а абсолютное число горожан уже намного превысило их число в экономически развитых странах. Это явление, получившее в науке наименование городского взрыва, стало одним из важнейших факторов всего социально-экономического развития развивающихся стран. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному «выталкиванию» избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, пояса трущоб. Подобная, как иногда говорят, «трущобная урбанизация» приняла очень большие размеры.

В ряде международных документов говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

В экономически развитых странах, напротив, предпринимаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, наряду с государственными органами участвуют архитекторы, демографы, географы, экономисты, социологи, представители многих других наук. По словам одного из исследователей, «все бросаются в один поток, только с разных участков берега».

В последнее время официальные органы и общественность экономически развитых стран принимают различные меры по охране и улучшению городской среды. В развивающихся странах положение гораздо более сложное. В условиях крайнего недостатка средств они не могут обеспечить не только переход к малоотходным технологиям, но и строительство очистных сооружений, мусороперерабатывающих заводов.

Источник

Введение. Уровни и темпы урбанизации в различных регионах мира

Содержание

Проблемы урбанизации.

Уровни и темпы урбанизации в различных регионах мира.

При наличии общих черт процесс урбанизации в разных странах имеет свои особенности, которые выражаются в уровне и темпах урбанизации.

По уровню урбанизации можно выделить:

Высокоурбанизированные страны Среднеурбанизированные страны Слабоурбанизированные страны
Доля городского населения более 50% Доля городского населения 20-50% Доля городского населения менее 20%
Великобритания Венесуэла Кувейт Швеция Австралия Япония Алжир Боливия Нигерия Индия Заир Египет Чад Эфиопия Сомали Нигер Мали Замбия

Уровень урбанизации в разных регионах мира различен. Наиболее высок он в Северной Америке, Зарубежной Европе, Латинской Америке и Австралии (71-75%); низкий уровень — в Зарубежной Азии (особенно в Южной и Юго-Восточной) и Африке (27-34%).

По темпам урбанизации резко различаются развитые и развивающиеся страны. В развивающихся странах темпы роста городского населения в 4,5 раза превышают темпы развитых стран. Наиболее высоки они в Африке и Зарубежной Азии, в странах, где уровень урбанизации сегодня наиболее низок. Высокие темпы роста численности горожан в развивающихся странах получили название «городской взрыв». Он сопровождается ростом числа больших городов и городов-миллионеров.

Особенностью процесса урбанизации в развитых странах стало явление субурбанизации — переезд части городского населения в пригороды. В США 60% жителей агломераций проживает в пригородах. Это связано с ухудшением экологических условий в крупных городах, удорожанием инфраструктуры.

Экологические проблемы городов — главные проблемы урбанизации. Города дают 80% всех выбросов в атмосферу и Э/4 общего объема всего загрязнения окружающей среды.

Все города мира ежегодно «выбрасывают» в окружающую среду до 3 млрд тонн твердых отходов, свыше 500 м3 промышленных и бытовых стоков, около 1 млрд тонн аэрозолей.

Особенно сильное воздействие на окружающую среду оказывают большие города и агломерации, их загрязняющее и тепловое воздействие прослеживается на расстоянии 50 км.

Кроме того, города изменяют естественные ландшафты. В них формируются городские антропогенные ландшафты.

Еще одной проблемой урбанизации является то, что этот процесс носит стихийный характер и трудноуправляем. «Городской взрыв» в развивающихся странах приводит к так называемой «трущобной урбанизации», связанной с притоком малоимущего сельского населения в крупные города.

В развитых странах прилагаются усилия по регулированию процесса урбанизации. Принимаются различные меры по охране и улучшению городской среды. Это проблема междисциплинарная, и ее решение требует участия различных специалистов.

1. Теоретические основы миграции населения

1.1 Понятие, сущность и функции миграции населения…………..……5

1.2 Виды миграции населения…………………………………………….8

1.3 Правовые основы миграционной политики РФ…………………….12

2. Особенности миграционной политики в Кировской области

2.1 Общая характеристика Кировской области………………………. 16

2.2 Анализ миграционных потоков в Кировской области …………….18

2.3 Основные направления регулирования миграционных потоков России и Кировской области………………………………………. 25

Миграция населения – перемещение населения, связанные с переменой места жительства. Миграция участвует в формировании расселения и структуры, трудового потенциала населения, изменению состава населению и способствует социально-экономическому развитию области и страны в целом. Каждый из нас когда-либо принимал участие в массовой миграции или мигрировал сам. В рабочие дни мы ходим учиться и работать, на выходные многие едут за город, проводят отпуск в совершенно других краях. Все эти явления заключены в одном понятии – миграция. В условиях стремительного сокращения численности населения и трудоспособного населения, совершенствование миграционной политики, приобретает особую актуальность. Создание условий для привлечения квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции нельзя осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о миграции. Источниками информации по миграции служит в первую очередь административная статистика, перепись и обследования населения. Однако все эти источники не в полной мере охватывают мигрантов, в первую очередь нелегальных, что затрудняет принятие экономических и политических решений. Миграционная политика Кировской области совершенствует комплекс правил, мер и ограничений, направленных на упорядочение гражданских и общественных отношений в области перемещения лиц как внутри так и за пределами ее региона.

Целью курсовой работы является изучение особенностей миграционной политики в Кировской области.

В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать сущность и виды миграции населения;

2) всесторонне изучить правовые основы миграционной политики России;

3) проанализировать миграционные потоки Кировской области;

4) выявить основные направления регулирования миграционных потоков.

Объект исследования – регулирование миграционных потоков в Кировской области. В границах данного объекта находится предмет исследования- миграционная политика Кировской области.

Источниками при написании курсовой работы нормативно-правовые акты Российской Федерации – законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», указы Президента Российской Федерации «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16.12.93 № 2145, 2146, учебные пособия по экономической теории, статистические данные.

Источник

Уровни и темпы урбанизации: мировая тенденция

Урбанизация, как процесс повышения роли городов и тренда на городской образ жизни, не относится к новшествам, которые принес с собой XXI век. С момента становления первых государств, а это IV — нач. III тыс. до н.э., городская централизация стала одним из катализаторов изменений экономики, систем ценностей, образа жизни и социальной культуры целых народов. Но именно сегодня, эти трансформации приобрели наибольшую популярность и достаточно неоднозначный характер: для одних стран урбанизация стала проявлением зрелой государственности, для других – угрозой и причиной социально-экономических проблем. О том, что определяет уровни и темпы урбанизации, и в каких странах зафиксирован наибольший процент городского населения будем рассматривать дальше.

Читайте также:  Как отрегулировать зажигание на лодочном моторе ямаха

Несмотря на повсеместность процесса, уровни и темпы урбанизации и в развитых странах существенно отличаются. Тем не менее, существуют общие критерии, на основании которых и проводят подсчет процентного показателя:

  • миграция сельского населения в более развитые города;
  • преобразование сельских населенных пунктов в городские, формирование устойчивых и развитых пригородных зон.

Уровни урбанизации

Показатель для низкого уровня установлен на отметке в 20% — к эти странам относится Эфиопия, Шри-Ланка, Лихтенштейн, Мадагаскар.

Средний показатель не превышает 50% (Таджикистан, Египет). На среднем уровне находится урбанизация в Африке, примерно 60% населения проживают в сельской местности, но с каждым годом, этот показатель снижается на 4%. И это один из самых высоких показателей по всему миру. Причины по которым, сельское население мигрирует в ближайшие крупные города — низкий уровень урожайности сельской продукции, и как следствие дефицит продуктов, рост безработицы и отсутствие фондов социальной защиты. Гражданские столкновения и военные конфликты также вынуждают искать убежища в городе. В отличие от руководителей африканских государств, которые слишком медленно реагируют на быстрый темп миграций, негосударственные фонды стараются улучшить ситуацию, создавая дополнительные рабочие места и охранные группы. Вместе с тем, именно Африканские страны сегодня привлекательны для инвесторов и технологических компаний (Alphabet Inc и Facebook). Для них открываются широкие возможности, как в поиске новых сотрудников, так и в создании и популяризации новых инновационных проектов.

В районе 33% находится уровень урбанизации в Индии. Самым урбанизированным городом древности считался Иерихон – 2 тыс. человек. Сегодня в самом густонаселенном городе Индии, Мумбаи, проживает 20,5 млн. человек. Полномасштабный рост численности городов начался после обретения страной независимости. Снижение объема ВВП от сельскохозяйственной продукции стало причиной нищеты, экономической стагнации и безработицы. Однако в последние годы, благодаря развитию технологий и промышленности, началось повышение уровня жизни и развитие инфраструктур городов, что дает основание предположить, что в ближайшие годы численность городского населения Индии будет увеличиваться.

Высокий уровень – до 70-72% (Украина, прибалтийские страны, Ирландия, Китай).

Китай демонстрирует всему миру колоссальный экономический прогресс. Современный Китай – сосредоточение населения, капиталов, возможностей, что в совокупности может стать хорошей платформой для урбанизации государства. Сегодня около 60% населения КНР живет в городах, и по прогнозам этот показатель будет только увеличиваться, что повлечет за собой изменения на рынке труда (конкуренция) и расширение границ городов.

Самые урбанизированные страны

Очень высокий – свыше 72% (Россия, Греция, Испания, Франция, США).

Около 80% населения США проживают в городах. Начиная с середины 19 века (тотальная индустриализация), процесс миграции в мегаполисы на протяжении столетия только набирал обороты. Тенденция сохранялась вплоть до 20 века, когда грамотная политика руководства страны ввела моду на субурбанизацию (возвращение в пригороды).

Население Кувейта, Монако, Науру и Сингапура – 100% городские жители.

Истинные и ложные трансформации

Процесс урбанизации, как впрочем, и глобализации, неоднократно становился темой для жарких споров на международных конференциях. Некоторые эксперты убеждены, что именно рост городского населения будет способствовать сглаживанию отрицательных последствий демографического взрыва, в том числе и через снижение рождаемости. По мнению других, это станет главной причиной роста промышленности в мегаполисах, загрязнению окружающей среды и безработицы, ведь приток сельского населения в несколько раз опережает число предложения на рынке труда. Однако, стоит отметить, что большинство из перечисленных негативных факторов относятся к ложной урбанизации.

Ложная урбанизация характеризуется дефицитом жилья, и как следствие ростом неблагоприятных городских районов с высоким уровнем преступности и антисанитарных условий, и таким же высоким уровнем безработицы. «Трущобная урбанизация» охватывает развивающиеся страны с низким уровнем жизни и высокой концентрацией населения (Латинская Америка, Африка), где процесс происходит стихийно и неупорядоченно.

Темпы и уровни урбанизации тесно связаны друг с другом: чем выше показатели и доля городского населения, тем медленней происходят дальнейшие изменения. Кроме того, сегодня все больше горожан отдают предпочтение проживанию в пригородах, что приводит к «размыванию» городских границ и созданию новых территорий и видов урбанизации.

Источник

Уровни и темпы урбанизации

Скачать
презентацию Высокоурбанизированные страны >>

Уровни и темпы урбанизации: как их регулировать? Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и регионах она имеет свои особенности, которые прежде всего находят выражение в различных уровнях и темпах урбанизации. По уровню урбанизации все страны мира можно подразделить на три большие группы:

Слайд 4 из презентации «Урбанизация». Размер архива с презентацией 213 КБ.

География 10 класс

«Хозяйство» — Три сектора мирового хозяйства. Трехчленная модель мирового хозяйства. Основные модели мирового хозяйства. Индустриальная структура хозяйства. Три стадии развития мировой экономики. Переход от производства товаров к производству услуг. Понятие о мировом хозяйстве. СНГ. Отраслевая структура мирового хозяйства. Аграрная структура хозяйства. Воздействие НТР на отраслевую структуру.

«Происхождение нефти» — Что такое нефть. Некоторые высказывания вспоминаются сейчас только как курьезы. Представление об органическом происхождении. Д. И. Менделеев, как он сам пишет, был поражен параллелизмом. В недрах Земли давление возрастает очень быстро. Много возражений. Ряд высказываний и теоретических схем, созданных на заре развития. Переходы из жидкой в газообразную или твердую фазу и обратно. Происхождение нефти – одна из труднейших проблем естествознания.

«Машиностроение и металлообработка» — Инвестиции в основной капитал. Состояние отраслей машиностроения и металлообработки. Инновационная и научно-техническая деятельность. Проблемы и перспективы развития общего машиностроения РФ. Динамика индекса физического объема отрасли машиностроения. Современная география общего машиностроения. Общее машиностроение. Внешнеэкономическая деятельность. Машиностроение. Факторы и особенности размещения отраслей общего машиностроения.

«География мировой промышленности» — Россия. Мировой рынок. Страна-экспортер минерального сырья. География промышленности. Чили. Медь. Минеральное сырье. Малайзия. ФРГ. Деревообрабатывающая промышленность. Конго и Замбия. Страна-экспортер. Страна, входящая в восемь «великих горнодобывающих держав». Багасса. Бразилия. Сколько тонн железной руды поступает ежегодно на мировой рынок. Крупнейший экспортер. Страна, специализирующая по добыче меди.

«Положения Вернадского о биосфере» — Ученый. Косное вещество. Структура биосферы. Владимир Иванович Вернадский. Учение. Биосфера. Биокосное вещество. Значение учения. Живое вещество. Границы биосферы. Свойства биосферы. Обобщение естественнонаучных знаний. Биогенное вещество. Функции живого вещества.

«Типология стран» — Формирование политической карты мира. Группировка стран. Типология стран и ее признаки. Современная политическая карта мира. Качественные изменения. Экономически развитые страны. О чем может рассказать политическая карта. Особенности различных исторических эпох. Страны – гиганты. Количество и группировка стран. Изменения на политической карте. Практическое задание. Различие между количественными и качественными сдвигами.

Всего в теме «География 10 класс» 121 презентация

Источник

Использование информационных технологий на уроке географии в 10-м классе по теме «Урбанизация. Города мира»

Разделы: География

Компьютер прочно вошел в нашу в повседневную жизнь, как средство обработки, хранения и предоставления информации. Применение компьютера в обучении — повышает положительную мотивацию к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка. Информационно-коммуникационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, использование активных методов обучения становятся базой современного образования. Что гарантирует необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Принцип наглядности в географии имеет особое значение, и внедрение современных технологий открывает огромные возможности в усилении наглядного представления об изучаемых явлениях и процессах. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается нами через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием ИКТ – создание эффекта присутствия (“Я это видел!”), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Читайте также:  Регулировка скорости одно фазного двигателя

Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить работу самостоятельно.

В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор информационных и интерактивных средств обучения географии. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям, интерактивная доска и т.п.

В своей практике использую компьютерные презентации как источник учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, фотографий, слайдов происходящих явлений, карт, предъявление зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными знаниями обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний. Компьютерная презентация в сочетании с живой речью учителя создает географический образ объекта, позволяет ученику связать слово и зрительный образ. При подготовке презентаций использую богатые информационные возможности различных поисковых систем Интернета. С появлением в школах интерактивных досок, уроки-практикумы стала проводить с применением этого электронного средства. Используя электронный карандаш (маркер), заменяющий мышь, можно управлять компьютером. Им можно делать надписи, пометки, чертить схемы. Интерактивные доски экономят время, так как они позволяют хранить все материалы в одном компьютере.

Все опрошенные учащиеся говорили, что учебный процесс стал более интересным и увлекательным. Учащиеся признают, что работать с интерактивной доской и другими ИКТ гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом.

Цель урока: обобщить представление об урбанизации как о всемирном процессе, основанном на росте городов и городского населения во всех регионах мира.

Познавательные – закрепить и обобщить знания об урбанизации как о всемирном процессе, определив общие черты урбанизации, объяснить различия в темпах и уровнях урбанизации отдельных регионов мира. Рассмотреть историю возникновения городов, получить представления об основных критериях города, географии крупнейших городов мира.

Развивающие – развивать умения работать с географическими картами и контурными картами, развивать творческие способности и познавательные интересы учащихся, расширить кругозор учащихся через работу с первичными источниками информации.

Воспитательные – воспитывать умение работать в группе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, умение слушать товарища, привитие уважительного отношения к мнению своих товарищей, самооценки и оценки работы одноклассников. Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе.

Средства обучения: политическая карта мира, статистические материалы, дополнительные источники информации, учебники, атласы, контурные карты, презентация, интерактивная доска.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, групповые опережающие задания, практическая работа с картами атласа и контурными картами, работа с интерактивной доской, беседа.

Форма проведения занятия (тип урока): урок повторения и обобщения знаний

Учащиеся класса разделены на группы (4). В каждой группе дифференцированно слабые и сильные ученики. Заранее ребята получили вопросы и задания для подготовки и обсуждения, и список литературы. Выбран тайм-скипер.

  • Обобщение знаний
  • Актуализация опорных знаний. Сообщение темы, цели урока. (Целевая установка). (Слайд 1,2)
  • Обсуждение вопросов, выступление групп. Вопросы для обсуждения на экране (доске).
  • В ходе урока каждая группа выступает по своему вопросу, представители других групп внимательно слушают, могут задавать дополнительные вопросы (их можно приготовить заранее). За каждый ответ и интересный вопрос группы получают жетоны – баллы. Работая в группах, отметка будет выставляться всей группе, поэтому задача ребят скоординировать работу группы, направить работу на получение максимально возможного количества баллов. Работу каждого члена команды оценивает вся группа, работу координирует консультант (бланк оценки работы в группе прилагается).
  • На выступление группам дается время – 5 минут.

    Вопросы и задания для обсуждения: (слайд 3)

    1. История возникновения городов. Первые города. Что вы о них знаете?
    2. Урбанизация. Охарактеризовать понятие “урбанизация” и ответить, какими общими чертами она обладает. Городские агломерации. Мегалополисы.
    3. Темпы и уровни урбанизации. Объяснить различия в темпах и уровнях урбанизации отдельных регионов мира. Можно ли управлять процессом урбанизации, регулировать его? Субурбанизация. Рурурбанизация. Ложная урбанизация.
    4. Современные города. Определить основные критерии города: численность, функции, плотность населения, планировка городов, уровень их благоустройства.

    Выступление группы 1. История возникновения городов. Первые города.

    Городские поселения возникли в результате развития ремесел, задолго до начала нашей эры. Город – от слова “городить”, “отгораживать”. Первые города появились в глубокой древности (в 4 тыс. до н.э.) в дельтах Нила, Тигра и Евфрата, в древней Иудее, в Индии, как центры торговли и ремесла.

    Имена первых городов – Урук, Ур, Ниппур, Лагаш – знакомы теперь лишь специалистам. В 3 тыс. до н.э. столицей Египта был Мемфис, позднее столицей стали Фивы. Это были огромные города. Их украшали дворцы, храмы и пирамиды – гробницы фараонов (смотри слайд 4,5,6).

    Следует отметить, что с 5 века до н.э. и до середины 19 века большинство из 25 крупнейших городов мира находилось в Африке и Азии. С 1369 г. До н.э. и по 1800 г. Титул самого большого города чаще имели африканские и азиатские поселения.

    В 1-2 тыс. до н.э. появились первые города в Европе (Старый Свет). Это древнегреческие города (смотри слайд 7). Особенность планировки древних городов одноэтажные здания, храм в центре.

    Чуть позже – римские города (смотри слайд 8 – фото Помпея. Италия).

    В средние века (11-13 вв.) город стал самым ярким и динамичным явлением. (Смотри слайд 9).

    В 18-19 века. Происходят промышленные перевороты в Англии, Франции.

    И результат промышленные города.

    И наконец, – 20 век. Современные города. (Смотри слайд 10)

    Итак, города возникли в связи с отделением ремесла и торговли от земледелия. Но большинство городов возникло в 19-20 вв. – в связи с развитием промышленности. Городов не существовало бы, если бы в них не было надобности. Они возникли там, где сконцентрировалось население, занимающееся разными видами деятельности.

    Выступление группы 2. Современные города.

    Говоря о современных городах, хотелось бы начать с вопроса: “А что такое город?”

    Город — это крупный населенный пункт, не связанный по преобладающему роду занятий его жителей с сельским хозяйством.

    А что значит крупный? Единого для всех стран понятия “город” не существует. Так, например:

    — в Дании, Швеции, Финляндии к городу относится поселение с числом жителей более 200 человек;

    • в ФРГ, Франции – свыше 2 тыс. человек;
    • в США, Мексике – свыше 2,5 тыс. человек;
    • в Нигерии – свыше 20 тыс. человек;
    • в Японии – свыше 30 тыс. человек;

    Вопрос классу: — Кто помнит, какова минимальная численность российского города? (12 тысяч человек)

    Да, в России с 1957 года начальная граница людности города определена в 12 тыс. чел. Кроме того. 85 % населения городов и ПГТ должны составлять рабочие и служащие с семьями. Как видно из российского примера, учитывается не только число жителей, но и преобладающий род занятий – в промышленности, сфере обслуживания. (Слайд 11)

    Понятие “город” объединяет поселения, которые очень сильно отличаются друг от друга по величине, возрасту и назначению, т.е. функциям. Многие города являются транспортными узлами и торгово-распределительными центрами, административными и культурными, учебными и научными центрами, городами – музеями и городами-курортами, и даже столицами. Некоторые города были специально построены, чтобы стать столицами. Например, столица Австралии – Канберра. (Слайд 12)

    Вопрос классу: Как вы думаете, чем город отличается от других населенных пунктов – сельских? (высокая людность и плотность населения, занятость жителей в промышленности, наличие административных функций, этажность застройки, динамичность населения, развитая инфраструктура, городской образ жизни, уровень благоустройства).

    Да, в крупнейших городах плотность населения достигает 700-800 ч/км 2 – Лондон, Париж, Нью-Йорк. И, конечно, этажность застройки — небоскребы. (Слайд 13,14)

    Итак, в наши дни размещение населения все более определяется географией городов, общее число которых на земном шаре исчисляется десятками тысяч.

    Учитель: города представляют собой сложное социально-экономическое явление. Это места концентрации материального и интеллектуального производства, сосредотачивающие весьма значительные массы людей. Определяя роль городов, Н.Н. Баранский писал: “Города — это как бы командный состав страны, организующий ее во всех отношениях — ив хозяйственном, и в политико-административном, и в культурном… С экономико-географической точки зрения, города плюс дорожная сеть — это каркас, это остов, на котором все остальное держится, остов, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию”

    Читайте также:  Регулировка привода управления коробкой передач камаз

    Выступление группы 3. Урбанизация. Понятие урбанизации. Черты урбанизации.

    По ходу выступления представителя группы, учащиеся класса составляют опорную схему – опорный конспект (Приложение 2).

    Учитель: В среднем городское население мира увеличивается на 60 млн. человек, т.е. наблюдается рост городского населения и рост количества городов. Этот процесс получил название урбанизация. О нем расскажут ребята группы 3. (смотри слайд 15 — 19)

    Итак, современная урбанизация как всемирный процесс обладает тремя чертами, характерными для большинства стран мира.

    Вопросы к группе 2.

    • В какой из стран мира самое большое абсолютное число горожан? (ответ: самая большая в мире численность горожан в Китае из-за высокой общей численности населения).
    • Возрастает численность горожан во всех регионах мира или в некоторых? (ответ: во всех регионах мира)

    Практическая работа “Крупнейшие агломерации мира” (слайд 20)

    Данные о крупнейших агломерациях учащиеся берут из карты учебника (смотри рис. 17, стр. 76) и отмечают на контурных картах. (Смотри слайд “Крупнейшие агломерации мира”). Во время практической работы по одну представителю групп подходят к интерактивной доске, где показана контурная карта мира. Им необходимо обозначить крупнейшие города мира, подписать маркером их названия. Каждому представителю – по 5 городов.

    Вопрос классу: Назовите регион мира, где сосредоточена большая часть городских агломераций? (Азия)

    Учитель: Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и регионах мира она имеет свои особенности, которые находят выражение в различных уровнях и темпах урбанизации.

    Выступление группы 4. Темпы и уровни урбанизации.

    По уровню урбанизации все страны можно разделить на три группы:

    • высокоурбанизированные (доля городского населения свыше 50 %);
    • среднеурбанизированные (доля городского населения от 20 до 50%);
    • слабоурбанизированные (доля городского населения ниже 20%).

    В некоторых городах-государствах уровень урбанизации достигает 100% — Сингапур, Ватикан, Сан-Марино – очень высокоурбанизированные страны.

    Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня.
    В экономически развитых странах, где высокий уровень урбанизации, доля городского населения в последнее время растет сравнительно медленно, урбанизация продолжает развиваться “вглубь”, приобретая новые формы.

    Многие горожане в США, а затем и в других развитых странах в связи с ухудшающимся состоянием окружающей среды и ростом преступности в крупных городах начали переселяться в пригороды. Очередная перепись населения показала, что в США в пригородах проживало больше населения, чем в самих крупных городах. Американцы говорили: “Мы нация не только городская, мы нация пригородная”. Этот процесс получил название субурбанизация. Дословно – урбанизация пригородов. (Смотри слайд 21).

    Одновременно наблюдается внедрение некоторых городских условий и норм жизни в сельские поселения, т.е. рурурбанизация (сельская урбанизация).

  • В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно более низкий, урбанизация продолжает расти “вширь”, а городское население быстро растет. В этих странах ныне находится также большинство городов-миллионеров и “сверхгородов”. Особенно велика (47%) доля Зарубежной Азии.
  • Это явление, получившее в науке наименование “городского взрыва”.. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному “выталкиванию” избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, пояса трущоб. Подобная, как иногда говорят, “трущобная урбанизация” или “ложная урбанизация” приняла очень большие размеры. (Смотри слайд 22)

    Итак, темпы урбанизации зависят от уровня урбанизации. Чем выше уровень урбанизации, тем ниже темпы, и наоборот.

    Вопросы группе 3.

  • Для каких стран характерна субурбанизация? (ответ: субурбанизация – это урбанизация пригородов. Она характерна для развитых стран).
  • Для каких стран характерна ложная урбанизация? (ответ: для развивающихся стран)
  • Проблемный вопрос: представьте ситуацию

    Два друга-корреспондента, выполнявшие задания российской газеты в большом городе одной из зарубежных стран, связались по радиотелефону:

    Первый пожаловался – “Ну и занесло же меня! Кругом одни трущобы, на улицах сплошная грязь, ни одного фонаря. Воды, кажется, тоже нет”.

    “Там, где я нахожусь, люди вообще не живут, — ответил второй. – Но район просто шикарный: небоскребы, сплошные офисы. Столько машин – никак не припаркуюсь”.

    Вопрос: в какой части города находится каждый из корреспондентов? В каких городах мог произойти этот разговор?

    (первый – в чайнатауне – так называются бедные районы, заселенные преимущественно эмигрантами; второй – в даунтауне или Сити – обиходное название центрального делового района города, от которой начинается нумерация зданий. Во многих крупнейших городах даунтаун получил свое собственное название: Сити в Лондоне, Манхеттен в Нью-Йорке, Луп в Чикаго, район улицы Гинза в Токио. Стоимость земли в городах обычно повышается от окраин к центру, т.к. центральное местоположение обладает немалыми транспортными выгодами. Определенную роль играет фактор престижности).

    Промежуточное подведение итогов – работы в группах

    “Мозговой штурм” — Города – это добро или зло

    Учитель: мы – горожане, более активны, мобильны, чаще контактируем, иногда не подозревая об этом, в автобусе, в магазине и т.д. В больших городах шире возможности для получения образования, отдыха и т.д. Назовите плюсы и минусы городской жизни.

    Каждая группа получает конверт с карточками, где написаны положительные и отрицательные стороны городов.

    Положительные стороны городов

    Отрицательные стороны городов Высокий уровень благоустройства Высокая стоимость жилья Этажность застройки Низкое качество питьевой воды Обеспечение города теплом и энергией Загрязнение воздуха Утилизация городских отходов на специальных предприятиях Богатые и бедные кварталы Развитая инфраструктура Грязные улицы Городской образ жизни Высокие цены на землю Динамичность населения Нехватка продовольствия и нерациональное питание. Высокие уровень развития медицины и здравоохранения Концентрация промышленного производства Большие возможности для получения образования Вспышки инфекционных заболеваний Высокая людность и плотность населения Автомобильные пробки

    Обсуждение работы групп.

    Выводы:(слайд 24)

  • Города возникли в глубокой древности, еще до н.э.
  • Современный город это “каркас” территории любой страны. Города наиболее полно удовлетворяют потребности населения в материальном и духовном плане.
  • Рост городского населения идет быстрыми темпами, особенно в развивающихся странах.
  • Население концентрируется в основном в крупных городах, что приводит к образованию более сложных систем городов (агломераций, мегалополисов)
  • Урбанизация охватила все регионы мира, т.е. это всемирный процесс.
  • Фото-викторина “Знаешь ли ты города мира?”

    Учитель: Известные города мира знамениты прежде всего, тем, что у любого человека, независимо от того, бывал он там или нет, есть свой собственный образ города, складывающийся по книгам и фильмам из отрывков, кусочков, ярких и незабываемых. Города – удивительные творения рук, ума, таланта человека. В каждом из них отражается история государства, уникальные архитектурные памятники

    Совершим путешествие по известным городам мира.

    • Первый в мире крытый стадион, вмещавший до ста тысяч зрителей – Колизей- символ этого государства. (Рим, столица Италии)
    • Биг-Бен, Таурский мост – символы этого города. (Лондон).
    • Московский Кремль символ этого российского города. (Москва)
    • 30-метровая статуя Христа из белого мрамора весом 1200 тонн? (Рио-де-Жанейро).
    • Оперный театр (Сидней).
    • Эйфелева башня — (Париж)
    • Статуя Свободы (Нью-Йорк).
    • Бранденбургские ворота, Берлинская стена (Берлин).
    • Город каналов и карнавалов. Гондолы длинные узкие лодки – Венеция.
    • Визитной карточкой этого европейского города стала бронзовая фигурка Русалочки с веточкой водорослей в руке; грустными глазами смотрит она в море. (Копенгаген, столица Дании)
    • В этом городе расположены Императорский дворец – центр Запретного города, и Храм Неба, и Летний дворец, и Великая Китайская стена. Его называют “город велосипедов” (Пекин).
    • Самсон, разрывающий пасть льва. Фонтан в Петергофе. (Санкт-Петербург).

    Источник

    Регулировка и синхронизация © 2021
    Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

    Adblock
    detector