Меню

Умение регулировать эмоциональное состояние детей



Как научить ребенка контролировать свои эмоции

Мамам, папам, бабушкам и всем, принимающим участие в воспитании, взрослым посвящается.

Каждому из нас приходится встречаться с сильными негативными эмоциями детей. Малыши и дети постарше пугаются, испытывают боль, обижаются, злятся, протестуют — это естественно. Способность испытывать эмоции — врожденная, а вот управлять ими ребёнку приходится учиться.

Заинтересованным взрослым (мамам, папам и бабушкам, а также учителям и воспитателям) важно понимать, что научить ребёнка эмоциональной саморегуляции — первоочередная воспитательная задача. Научить управлять эмоциями важнее, чем научить читать, писать и важнее, чем дать энциклопедические знания.

Гипотетически, представим ребёнка, который, став взрослым, так и остался безграмотным, не выучил джентльменский набор знаний об окружающем. Такой взрослый вполне сможет жить в обществе и даже будет иметь возможность зарабатывать себе на жизнь. У человека, который так и не научился управлять эмоциями, будет гораздо меньше шансов найти своё место в обществе, иногда такие люди становятся и опасными для него.

Жаль, что современные родители больше обеспокоены развитием интеллекта и мало обращают внимание на развитие способности ребёнка управлять эмоциями, а значит и поведением.

Если вы как раз из тех взрослых, которые понимают важность развития у сына или дочери способности к эмоциональной саморегуляции, то задача №1 для вас — сформировать у ребёнка понимание, что за свои эмоции отвечает он сам. Поэтому, мы не успокаиваем ребёнка (если ему больше 3-х лет), а помогаем ему успокоиться.

Близкие, которые окружают ребёнка часто формируют у своего чадо противоположное убеждение — «твои эмоции зависят от других людей, от обстоятельств. Ты не отвечаешь за свою злость, обиду, страх и т.п.

Это происходит, когда окружающие взрослые:

• упрекают друг друга: «Ты что, не можешь его успокоить!», «Что это за мать (бабушка, воспитатель, учитель), которая не может успокоить ребёнка!»

• регулярно говорят сыну или дочери: «Ты меня довел до крика (слёз, истерики)!»

• в разговорах друг с другом говорят о том, что кто-то их «вывел из себя», «довел до. ».

Понимание необходимости саморегуляции эмоционального состояния и стремление его регулировать у ребенка формируется, когда:

• он слышит подкрепляющие фразы типа: «Ты сегодня так быстро успокоился. Молодец!», «Мне радостно видеть, что ты спокойно слушаешь меня, высказываешь свои аргументы, ты стал совсем большой!»;

• он видит, что близкие ему люди умеют справляться со своими негативными эмоциями;

• или хотя бы стремятся управлять ими: «Сейчас я успокоюсь и мы продолжим разговор», «Сожалею, что я не смог справиться со своими чувствами и накричал».

Взрослым стоит вспомнить, что плач, крик — это естественная реакция ребёнка на какое-либо неблагополучие. Цель крика и плача — привлечь внимание взрослого к своим нуждам и проблемам. Поэтому, не менее важно научить ребёнка речевым способам выражения желаний, потребностей и . несогласия.

В некоторых семьях нет необходимости учить этому специально. Мальчики и девочки усваивают речевые конструкции, которые используют близкие взрослые в общении с детьми, между собой и другими людьми, но часто встречаются семьи, в которых ребёнку не у кого этому учиться. Мама, папа, а иногда и бабушки сами не владеют навыками эффективного общения, в частности навыками выражения несогласия, ведения спора, выражения чувств и потребностей.

Мы с вами, конечно, понимаем, что ребёнку трудно справляться с эмоциями. Чем младше ребёнок, тем труднее решить ему эту задачу.

Растёт малыш спокойным или он постоянно кричит и плачет — во многом зависит от врожденных особенностей его нервной системы. С возрастом стрессоустойчивость ребёнка (а потом и взрослого человека) все больше и больше начинает зависеть от установок и мировоззрения.

Постарайтесь сформировать у сына или дочери такое мировоззрение, при котором часть (лучше — большую часть) ситуаций ребёнок научится воспринимать без негативных эмоций, то есть не будет оценивать как угрожающие своему физическому или социальному «Я». Тогда поводов бояться, тревожиться, обижаться, злиться будет гораздо меньше.

В практической работе с семьями, я часто сталкиваюсь с тем, что такому мировосприятию необходимо учиться и самим родителям. Во многих случаях выясняется, что мамы и папы проблемных детей сами склонны негативно и эмоционально бурно реагировать на широкий спектр жизненных обстоятельств.

Успешное решение перечисленных задач сформирует у ребёнка качества и умения, которые помогут ему достичь высокой стрессоустойчивости, а она залог счастливой и успешной жизни.

Совершенствуйтесь сами и будьте примером для своих детей.

Помните о том, что любую проблему легче предотвратить, чем потом решать, поэтому интересуйтесь психологией, совершенствуйте свои методы воспитания. А чтобы получать больше полезной информации подписывайтесь на мой канал и вступайте в группу Вконтакте , Одноклассники , Facebook.

Другие статьи этого же автора:

Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).

Источник

Развитие ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Развитие ребенка
  • Развиваем у детей навыки управления эмоциями

Управление эмоциями важно для развития самообладания ребенка, гибкости в общении и чувства собственного «я»

Развиваем у детей навыки управления эмоциями

Чтобы научиться управлять эмоциями, детям необходима помощь родителей и чтобы к их потребностям относились с уважением и заботой. Это помогает повысить самооценку, лучше справляться с эмоциями и ладить с окружающими людьми. Дети, имеющие такой опыт, психически здоровы и умеют налаживать хорошие взаимоотношения с другими. Они чаще ощущают себя счастливыми, умеют радоваться жизни, намного более успешны в выбранных занятиях.

Помогая детям справляться с эмоциями, родители развивают их эмоциональную сферу. Шаг за шагом это помогает им достичь того, чего в одиночку они не смогли бы достичь. Дети учатся контролировать себя и адекватно проявлять эмоции, наблюдая, как взрослые взаимодействуют с ними и между собой.

Родители могут помочь ребенку преодолеть стрессовые ситуации (например, в моменты потрясений и неуверенности), с заботой относясь к их потребностям и показывая, как лучше справиться со стрессом. При таком отношении ребенок чувствует себя в безопасности и не боится исследовать окружающий мир, будучи уверенным в том, что родители о нем заботятся. Ощущение безопасности и доверия важно для развития собственного «я» ребенка.

Доверительные и теплые взаимоотношения с ребенком формируют у него адекватную эмоциональную реакцию на события, высокую самооценку, помогают понимать эмоции других людей. Дети, которым родители помогают справляться со сложными чувствами, постепенно учатся управлять эмоциями самостоятельно.

Со временем ребенок всё лучше управляется с эмоциями во многих жизненных ситуациях. Так или иначе, ему важно понимать, что в сложных жизненных ситуациях он может обратиться за поддержкой к другим людям.

Когда ребенок доверяет родителям – он чувствует, что сможет справиться с любыми жизненными ситуациями. Такой положительный эмоциональный опыт необходим для здорового развития психики и формирования личности.

От «гормонов стресса» – к «гормонам радости»

Чтобы научить ребенка управлять эмоциями, необходимо развить у него ощущение безопасности и оптимизма. Для этого нужно помочь ему перейти от негативных эмоций (таких как стресс, страх или беспокойство) к позитивному состоянию безопасности и готовности к действиям. В свою очередь, для этого требуется снизить уровень «гормонов стресса», таких как кортизол и адреналин, повышая уровень «гормонов счастья», таких как допамин, серотонин и окситоцин.

У взрослых «гормоны счастья» способствуют эмоциональной устойчивости, укрепляют память и внимание, повышают доверие к окружающим и снижают уровень страха, развивают социальные навыки и сочувствие. При высоком уровне «гормонов счастья» человек чувствует удовлетворенность жизнью. Выработка данных гормонов, в частности окситоцина, происходит у человека и тогда, когда он о ком-то заботится. Окситоцин помогает родителям чувствовать себя хорошо, заботясь о ребенке, и лучше понимать его потребности.

У детей основным «гормоном счастья» является серотонин. Его уровень повышается, когда мы посвящаем ребенку время, играем с ним, вместе занимаемся чем-то, что ему интересно. Когда родители сами указывают ребенку, что ему делать, когда он должен заниматься чем-то по расписанию, ребенок испытывает стресс и быстро утомляется. Это может вызвать у него приступы гнева, недоверие или расстройства сна.

Высокий уровень «гормонов стресса» ослабляет концентрацию ребенка, его способность решать конфликты и задачи, исследовать новое. Дети, у которых в дошкольном возрасте наблюдался высокий уровень стресса, чаще проявляли агрессию и беспокойство, хуже контактировали со сверстниками. Однако никогда не поздно научиться преодолевать стресс и управлять эмоциями.

Когда у ребенка высокий уровень «гормонов стресса» и низкий уровень «гормонов счастья», у него могут проявляться следующие симптомы:

  • высокий уровень конфликтности и проблемы с выражением благодарности;
  • низкий уровень мотивации, подавленность;
  • проблемы с концентрацией;
  • нежелание идти на контакт с окружающими;
  • в стрессовых ситуациях – избегание других людей;
  • обеспокоенность, настороженность;
  • гиперактивность, неадекватное поведение;
  • быстрая утомляемость, проблемы со сном.

Когда родители понимают взаимосвязь между эмоциями ребенка и его поведением, они могут, основываясь на эмоциональном опыте ребенка, помогать ему развиваться. Проявление заботы, увеличение количества тактильных контактов с ребенком снижают у него уровень «гормонов стресса» и повышают уровень «гормонов счастья». Ребенок, который имеет много тактильных контактов, легче реагирует на стрессовые ситуации и быстрее успокаивается. Термин «эмоциональная регуляция» обозначает состояние, когда у ребенка развито достаточное количество эмоций, моделей поведения и физиологических механизмов, с помощью которых он реагирует на ситуации сразу или через определенное время.

Помочь ребенку обеспечить свои потребности не означает оградить его от всех стрессовых ситуаций и разочарований. Детям нужны жизненные препятствия, с которыми они могут справиться. Это развивает у них навыки решения жизненных задач и эмоциональной саморегуляции.

Забота о детях помогает снизить уровень «гормонов стресса» и повысить уровень «гормонов счастья» как у детей, так и у их родителей. Дети меньше подвержены стрессу, когда им позволяют самим решать, когда и в каком темпе выполнять задачи.

Проявляйте заботу о ребенке

Обеспечивая ребенку ощущение безопасности, вы помогаете ему справляться с эмоциями. Иногда, когда ребенок чувствует усталость, голод, подавленность, страх или волнение, ему может потребоваться ваша помощь и забота. Самое элементарное проявление заботы о ребенке – это открытый и честный разговор с ним. Во время разговора придерживайтесь следующих правил:

  • Задавайте ребенку вопросы о его чувствах.
  • Используйте открытые вопросы, мотивирующие ребенка выражать эмоции («Что тебе больше всего понравилось во время прогулки в парке?», «Что еще можно вылепить из пластилина?»).
  • Давайте ребенку понять, что его слышат и понимают. Разговаривайте с ним наедине, а во время разговора не занимайтесь ничем посторонним.
  • Во время разговора находитесь на одном уровне с ребенком, чтобы не вызвать у него ощущение дискомфорта.
  • Поддерживайте визуальный контакт с ребенком, проявляя к нему интерес.
  • Во время разговора принимайте открытую, расслабленную позу.
  • Выражение лица во время разговора должно быть позитивным.
  • Слушайте, что говорит ребенок, и сами поддерживайте разговор с ним.
  • Разговаривайте не слишком громко и быстро.

Проявляйте тактильные контакты

Чтобы развить социальные навыки и научиться управлять эмоциями, детям нужны тактильные контакты. Родителям следует чаще обнимать и дружески похлопывать своих детей, проявляя уважение и теплоту по отношению к ним. Тактильные контакты дают ребенку положительные эмоции и поддерживают его в сложных эмоциональных ситуациях: «Я понимаю, что ты сейчас расстроен», «Я знаю, что ты злишься. Я спокоен и помогу тебе успокоиться».

Тактильные контакты важны на протяжении всей жизни. Конечно, у детей есть свои предпочтения, и для родителей важно относиться к ним с уважением. Некоторые дети не любят прикосновений, и в таком случае для родителей важно найти другие способы устанавливать контакт с ними. Тактильные контакты важны для развития у ребенка собственного «я» и помогают ему развивать способность устанавливать близкие взаимоотношения с другими людьми.

Многим маленьким детям нравятся объятия. Старшим детям больше нравятся дружественные прикосновения к руке, плечу, голове или просто жесты одобрения. Простые тактильные контакты снижают уровень «гормонов стресса» и способствуют выработке «гормонов счастья», а также необходимых для ребенка гормонов роста.

Отражайте эмоции ребенка

Правильно реагируя на эмоциональные сигналы детей, родители могут помочь им научиться понимать свои эмоции и управлять ими. Отражение эмоций происходит тогда, когда родители отвечают на эмоциональные реакции ребенка, объясняя и называя ему его эмоции. При этом важно следить за своим тоном голоса и жестами. Это поможет ребенку:

  • усвоить, что его эмоции признают;
  • научиться понимать свой внутренний мир и распознавать эмоции;
  • усвоить, что эмоции – это неотъемлемая часть жизни;
  • установить связь между своим эмоциональным опытом и новыми жизненными ситуациями;
  • различать эмоции и чувства;
  • называть эмоции.

Для отражения («отзеркаливания») эмоций ребенка можно также использовать невербальные средства коммуникации – позы, жесты и т. д. Для эмоционального развития ребенка важно, чтобы вербальные и невербальные сигналы родителей соответствовали друг другу. Например, спокойный тон и открытые жесты в сочетании с терпеливым объяснением вселяют в ребенка ощущение безопасности и доверие. Использование невербальных сигналов делает слова взрослого более убедительными. То, как вы говорите, не менее важно, чем то, что́ вы говорите. Несоответствие вербальных и невербальных сигналов сбивает ребенка с толку.

Практикуйтесь отражать эмоции

Чтобы выработать новый навык, потребуются время и упорство. Практикуйтесь отражать эмоции ребенка каждый день, и он постепенно научится контролировать себя. Наблюдайте, как другие родители общаются со своими детьми. Так вы узнаете о различных способах устанавливать контакт с ребенком и успокаивать его, когда он расстроен.

Каждый ребенок уникален

У каждого ребенка по-разному проявляются восприятие, реакции и взаимодействие с внешним миром. Одни дети энергичны, другие – более спокойны. Одни любят исследовать всё новое, а другие предпочитают привычные вещи. Одни дружелюбны и позитивны, а другие склонны к конфликтам. У некоторых малышей быстро меняется настроение, другим требуется помощь, чтобы справиться с огорчением. В новых ситуациях некоторые дети сразу включаются в происходящее, другие склонны наблюдать со стороны и долго обдумывать свои решения. Концентрация у детей также различается: одни выполняют задачи дольше, чем другие. Эти различия и делают каждого ребенка уникальным.

Когда ребенка понимают и принимают таким, какой он есть, он чувствует свою ценность. Детям лучше удается выполнять задачи, когда у них для этого достаточно времени и пространства. Родители могут помочь детям справляться с эмоциями, если они будут прислушиваться к их мнению и уважать их потребности.

Источник

Как научить ребенка управлять эмоциями

Человек испытывает огромное количество эмоций и чувств, некоторые из них он даже не контролирует. Дети — самые эмоционально-неустойчивые люди. Захотел кинуть игрушку — кинул, захотел закричать — закричал. С возрастом ребенок эмоционально созревает и учиться контролировать свои чувства.

1.Выражайте чувства словами.

В первую очередь, нужно научить ребенка выражать свои чувства словами. Это очень важно уметь словами описывать свои желания и переживания. Когда у ребенка достаточно слов, нет необходимости накидываться с кулаками. Научить выражать эмоции лучше через беседы. Разговаривайте с детьми часто, задавайте вопросы, читайте книги, стимулируйте его к разговору о его состоянии. Пусть он учится выговариваться, так он сможет освободиться от угнетающего состояния.
Дети притворяться не умеют. Если ребенок расстроен, то это видно. Как только вы это заметили — сразу начинайте разговор, чтобы ребенок выговорился.

2. Развивайте самоконтроль у ребенка.

К 5-6 годам ребенок уже способен частично себя контролировать. Развивать самоконтроль можно через игры (например настольные игры с правилами). Ребенок должен будет подчиняться правилам игры.

Сюжетно-ролевые игры. В этих играх ребенок выполняет то, что предложено игрой (например: нужно замереть и молчать, а хочется смеяться). Так ребенок учится самоконтролю. И если он справляется с этой ролью, то его самооценка повышается.

Игра «Светофор». У ведущего есть три таблички (красная, желтая, зеленая). Когда он показывает зеленую — нужно прыгать и кричать. Желтая карточка — нужно превратиться в мышку. Красная карточка — нужно замереть и не двигаться. Если бы у современных детей было бы больше сюжетно-ролевых игр, не было бы у них столько проблем с самоконтролем.

3. Как научить ребенка владеть собой.

У детей разный темперамент. И они по-разному показывают свои эмоции. И не всегда бурное проявление эмоций считается проблемой, которую срочно нужно решать. Есть дети эмоциональные от рождения, такова их нервная система, это не патология. Здесь нужно учить его лучше управлять собой. Вот если яркие негативные состояния (истерики, страхи, резкие перепады настроения) проявляются длительное время, тогда это повод для тревоги.

4. К эмоциям ребенка относиться нужно с пониманием.

Не употребляйте такие фразы как: «Не чего тут бояться», «мальчики не плачут», «это ерунда, не реви», и т.п. Этими фразами вы как бы отнимаете у ребенка право их испытывать. Он будет вынужден их подавлять, что приведет к нагрузке на нервную систему.

Говорите ребенку, что он может испытывать разные эмоции, описывайте их. Показывайте пример правильного выражения эмоций. Например: у ребенка игрушка упала в лужу, он плачет. Ваши слова — «Я вижу, что ты расстроен, потому что твоя машинка упала в лужу, но мы ее сейчас достанем и помоем, и будет машинка чистая и красивая».

5. Помогайте ребенку выражать свои чувства и объясните почему это чувство возникло.

«Тебе обидно потому, что…». Ребенок должен осознавать, что с ним происходит. Чувства, которые вы охарактеризовали словами — уже можно контролировать. Так ребенок не будет как в бушующем океане, не зная куда двигаться и что делать.

Хорошо помогают справиться с эмоциями физические игры и спортивные упражнения.

6. Не используйте для снятия агрессии компьютерные игры — стрелялки.

Дети не способны понять разницу между игрой и реальностью. Агрессия будет только усиливаться, а не прорабатываться.

7. «Разговор с эмоцией».

Девочка приходит домой с прогулки. Швыряет игрушку об стену, она ломается. Причина — на детской площадке ребята начали забирать нее игрушку. Она разозлилась и ушла домой. Мама: «Ты сейчас злишься, в этом нет ни чего плохого. Все люди злятся. Одни люди, когда злятся- ломают вещи (как ты сейчас). А другие люди выражают злость иначе. Сейчас ты сломала игрушку у тебя ее больше нет. Это сделала твоя злость, и кому от этого хуже? Тем, на кого ты разозлилась или тебе?

— Мне, у меня теперь нет игрушки.

-Значит надо злость успокоить, чтобы она не причинила тебе еще проблем. Давай вообразим, что твоя злость живая и сидит у тебя внутри. Ей там плохо, вот она тебя и злит. А ты ее выпусти, пусть идет к себе.

-Пойди злость к себе, я тебя не держу.

Ребенок не будет искать виноватых, а успокоится. Он поймет, что реакция может быть разной. Людям, которые всегда ищут виноватых, очень тяжело в жизни приходится. И им же от этого плохо.

8. Учите ребенка способам релаксации

Дыхательная гимнастика, посчитать до 10, которые будут сдерживать его в периоды бурных чувств.

Для верующих — молитва (Отче Наш). Вообще молитвы успокаивают лучше всех других методик, подходят всем без исключения. Проходят злость и обиды.

9. Рисуйте, танцуйте, пойте, играйте.

Эмоции дают энергию и вдохновение для творчества. А творчество, в свою очередь развивает эмоциональный интеллект. Есть книга «Творческая связь», автор — психолог Натали Роджерс. В ней подробно описано как экспрессивные искусства помогают развивать эмоциональный интеллект и понять себя. В книге много упражнений и практических советов. Подходит и педагогам и родителям.

Творчество — мощный инструмент самовыражения, его нужно использовать с детьми. Иногда легче нарисовать состояние, которое испытываешь, чем выразить словами. Либо нарисовать, а потом обсудить, разобрать, почему такой цвет, что он значит. Можно станцевать, спеть. Все средства хороши. Главное быть внимательным к чувствам своим и к тем, кто рядом.

10. Эмоции мальчиков.

Отдельно скажу об эмоциях, которые испытывают мальчики. Почему-то принято так, что мальчики не должны выражать свои чувства, даже положительные. Это такие культурные традиции и ни чего с этим не поделаешь. Если мальчик лет 10-11 заплачет при одноклассниках, то его высмеют, посчитают слабым. Но подавлять сильные чувства гнева и обиды нельзя. Это приведет к проблемам эмоциональным, вплоть до нарушения психики.

Мальчик должен знать, что он имеет право испытывать любые чувства и выражать их, но нее прилюдно, а в укромном месте, дома например, где любящие родители всегда выслушают и поддержат.

Вывод:

Нужно учиться проявлять свои эмоции и чувства. Родители должны ребенку в этом помочь. Ведь неумелое проявление своих эмоций может негативно сказаться в отношениях с людьми. Есть люди эмоционально незрелые до самой старости, они не умеют сдерживать своих чувств и желаний. Ведут себя такие люди как подростки на протяжении всей жизни, захотел — сделал, и не думают о том, что испытывают окружающие. Таких людей называют инфантильными, то есть незрелыми — это взрослые дети. Подумайте об этом.

Понимая, как научить ребенка управлять эмоциями, вы поможете ему не только в этом, но и в будущем, когда он станет взрослым человеком.

Терпения и радости в воспитании детей!

Источник

Читайте также:  Основы законодательства российской федерации о культуре регулирует
Adblock
detector