Меню

У грузовых автомобилей регулируют



Регулировка сходимости колес грузовых машин и тракторов

Установка передних колес характеризуется углами развала, наклона шкворня вбок и предельного его наклона, а также схождения колес. Эти углы обеспечивают направляющим колесам способность самостоятельно поддерживать прямолинейное движение транспортного средства, а при повороте — возвращаться в положение, соответствующее прямолинейному движению.

В процессе эксплуатации транспортных средств регулируют угол схождения и углы поворота передних колес. Для проверки схождения колес автомобиль или трактор устанавливают на осмотровую канаву или ровную горизонтальную площадку; колеса должны занимать положение на движение по прямой. Давление в шипах должно ныть в норме.

Наиболее простым прибором для контроля схождения передних колес является телескопическая линейка 2182 или КИ-650. Линейку устанавливают между боковыми поверхностями шин перед передней осью, после чего автомобиль или трактор подают вперед па половину оборота колеса и определяют расстояние А и Б. На рисунке 8 показана схема углов установки передних колес. Высоту установки линейки определяют длиной контрольной цепочки, закрепленной на линейке (схождение колес ЗИЛ-130 и ЗИЛ-164А рекомендуется проверять не между боковинами шин, а между кромками ободов колес). Шкалу линейки переставляют так, чтобы риска «ноль» располагалась против подвижного указателя. После подачи транспортного средства на полколеса вперед по шкале определяют схождение. Величину схождения определяют разностью замеров А и Б.

Схождение колес регулируют изменением длины поперечной рулевой тяги. Углы установки передних колес основных марок автомобилей и автобусов, наиболее широко используемых в сельском хозяйстве, приведены в таблице 6.

На тракторах, имеющих ведущий передний мост, сходимость колес регулируют с помощью левой и правой труб рулевых тяг, которые должны быть одинаковыми по длине.

В таблице 7 приведены углы установки передних колес тракторов.

Регулировка схождения колес является одной из основных эксплуатационных регулировок ходовой части автомобиля.
Передние колеса регулируют на предельные углы поворота, причем межу углами поворота колес во время поворота должно быть определенное соотношение. Правильным соотношением считают такое, когда качение колес при попорото происходит с минимальным боковым проскальзыванием. при этом угол поворота внутреннего колеса (левого при повороте направо и правого при повороте направо) всегда должен быть больше угла поворота наружного колеса. Нарушение соотношения между углами поворота колес ухудшает маневренность автомобиля и затрудняет управление. Его регулируют регулировочными болтами, ввернутыми в рулевые рычаги поворотных цапф. Правильность соотношения между углами поворота колес можно проверить прибором модели 2183. Этим же прибором проверяют углы бокового и продольного наклона шкворней. Отклонение величины углов наклона шкворней от норм недолжно превышать 30′.

Угол развала колес проверяют угольником, измеряя расстояние В и Г между угольником и ободом колес; при нормальном развала колес для ГАЗ-51 и ГАЭ-53А разность должна составлять 7- 10 мм, что соответствует углу развала до 1°. С помощью прибора 2183 с уровнем можно проверить углы развала колес более точно. В эксплуатации угол развала у грузовых автомобилей и автобусов не регулирую, он обеспечивается наклоном оси поворотной цапфы. Если угол развала не соответствует норме, следует проводить боковой наклон шкворня этим же прибором. Неправильный наклон шкворня указывает на погнутость балки моста или повышенный износ деталей.

В большой степенью на безопасность движения автомобильного транспорта влияет техническое состояние шин.
Отклонения от рекомендованных пределов сходимости приводят к тому, что шина частично проскальзывает по дороге из-за несовпадения вращения колеса и направления транспортного средства. Если сходимость слишком велика, то изнашивается больше наружная сторона протектора и, наоборот, износ внутренней СТОРОНЫ протектора свидетельствует о недостаточной сходимости.

Перед выездом из автогаража водитель обязан внимательно осмотреть состояние шин, застрявшие в них гвозди, стекла и другие предметы следует удалить. Нельзя эксплуатировать шины со сквозными и не отремонтированными боковинами. Не допускается установка на сдвоенные колеса покрышек с разным протектором или неравномерным его насосом. Разница в глубине износа рисунка допускается не более 3 мм. Запрещается на грузовых автомобилях для перевозки людей применять на передних колесах шины с восстановленным протекторам.

При эксплуатации автомобилей внутреннее давление в шинах должно соответствовать нормам, для грузовых автомобилей отклонение давления от норм допускается не более чем на 0,2 кгс/см2, для легковых —0,1 кгс/см2. При движении автомобилей ЗИЛ-131 и ЗШ-157 по мягкому грунту допускается для них отклонение давления до 0.5 кгс/см2.

Чтобы увеличить срок эксплуатации автомобильных шин, их необходимо при ТО-2 перестанавливать согласно схеме перестановки, показанной на рисунке 9

В перестановках запасная шина участвует только в случае ее равноценности с остальными шинами автомобиля. Направление перестановки запасной шины указано на схеме пунктирной линией.
При неисправности ходовой части ухудшается управляемость и плавность хода транспортного средства.

Основным требованием безопасности, предъявляемым к подвеске, является ее надежное крепление прочность и правильное расположение переднего и заднего мостов относительно рамы или кузова. Не допускается работа при трещинах и потере упругости рессор, износ пальцев рессор и их втулок, а также зазоре между листами на длине более 1/3 листа более 0,5 мм и расхождения рессорных листов вбок более 3 мм.

Рис. 9. Схема перестановки шин на колесах автомобилей:
А- ненаправленным рисунком протектора; б—с направленным рисунком, протектора; в — перестановка шин по оси

Источник

Как настроить сход-развал у грузового авто

Развал-схождение — очень важный элемент настройки грузового автомобиля. Если его неверно настроить, или сделать это не до конца точно, водитель рискует не только увеличить изнашивание шин, тем самым сократив их срок службы, но и увеличить сопротивляемость воздуху, что может негативно влиять на работу некоторых деталей и общую физическую скорость набираемую автомобилем. Более, того, стертые шины и ненастроенное схождение-расхождение могут стать потенциальной причиной несчастных случаев на дороге, поскольку стертая поверхность, и неравномерность нагрузки — это залог потери управления столь большим транспортным средством.

Читайте также:  Регулировка рулевой рейки на шевроле авео 2008

Конечно, при обнаружении подобного рода проблем, необходимо сразу же обращаться в автосервис, тут вам помогут выбрать и осуществить правильные настройки развала-схождения, во избежание возникновения с этим проблем. Каким же образом?

Варианты неисправности настройки развала-схождения

  • Варианты существуют разные, в одном случае колеса установлены верно, и никаких помех не происходит, но в другом варианте развития событий передние колеса могут быть расширенные, а задние — сужены, или наоборот, это в случае если конструкция подразумевает продольное расположение.
  • Если конструкция подразумевает поперечное расположение, то есть крепление двух колес будет не вдоль, а поперек, здесь начинается больший простор для поломок и смещений, например колеса могут быть перекошены всеми своими парами в одном направлении. Например, все три пары колес смещены влево.
  • Но одновременное смещение всех колес в одну сторону еще не так плохо, хуже бывает, если они все смещены в разных направлениях, тогда теряется существенная часть топлива в никуда, вплоть до 20 процентов.

Как регулируют сход-расход колес на грузовых автомобилях

Уж точно не методом для легковых. Если пользоваться измерительными приборами от последних для подсчета угла перестановки развала и схождения, вы рискуете увеличить его ещё сильнее. Поэтому используем специальные установки конкретно для грузовых автомобилей, которые есть в сервисных центрах и на станциях обслуживания.

В таких заведениях для определения ровности используется линия оси автомобиля, а коррекция проводится обученными мастерами, что позволит исправить неровности любого уровня, и отрегулировать ваш развал-схождение на нужный уровень.

Данную процедуру по замеру рекомендуется проводить в СТО, а корректировку сделать без помощи других невозможно. Так что пускай работает профессионал, и приятного вам вождения!

Источник

Зачем нужен грузовой развал-схождение?

Развалом называется угол отклонения колёс автомобиля. Развал бывает положительным и отрицательным – это зависит от того, в каком направлении отклоняется колесо грузового автомобиля. Если колесо как бы направлено книзу – его нижняя часть отклонена внутрь, под грузовик, а верхняя – наружу, то развал положительный. В противоположном случае – когда колесо будто сползает под давлением массы грузовика, развал является отрицательным. Схождение – это разница в расстоянии между передней и задней частью колеса, другими словами – это угол, который образуется между направлением, в котором движется колесо, и плоскостью, в которой оно вращается.

Обязательно посмотрите видео о регулировке схода и развала на стенде:

Соответственно, этот параметр нормирован для каждого автомобиля и измеряется в градусах (°), минутах (‘) и миллиметрах (мм). В идеале, колёса должны быть строго параллельны друг другу и не создавать при этом аварийных условий. Разумеется, не будет безопасным транспортное средство, у которого колёса параллельно наклонены под 70° к земле. Замеры «на глазок» в такой ситуации не подойдут, и для точной регулировки нужно воспользоваться специальным стендом. Если говорить о грузовом транспорте, большое значение имеет геометрия несущей рамы, которая не учитывается при регулировке легковых авто: им этот параметр просто не нужен.

Неправильная или нарушенная регулировка

Для грузового и легкового транспорта существуют отдельные типы стендов настройки развал-схождения. При диагностике на стенде для легковых авто велика вероятность не только не отрегулировать оси и углы отклонения, но и вообще сбить параметры дальнейших настроек.

При сбитой или неправильной регулировке развала-схождения грузового авто дают о себе знать следующие неисправности:

  1. Шины изнашиваются намного быстрее положенного
  2. Протектор неравномерно изнашивается и повреждается
  3. Во время движения покрышки создают сильный шум
  4. Растёт расход топлива

Последняя неполадка выражается по-разному. Зависит это не только от того, корректна ли регулировка вообще, но и от того, насколько она некорректна. Рассмотрим это на примере трёхосного прицепа и возьмём в качестве примера расход 30л бензина на 100км:

  1. Оси отрегулированы правильно. Они находятся параллельно друг другу, углы с корпусом и поверхностью прямые. В таком случае расход топлива минимален: пресловутые 30л/100км.
  2. Оси параллельны друг другу, но установлены косо. Помимо того, что прицеп или сам грузовик начинает «сносить» в одну сторону, это вызывает повышенный расход топлива. Вырастает он до 5% и составляет около 31.5л/100км
  3. Оси перекошены и не параллельны. Такая ситуация встречается наиболее часто. Автомобиль тяжело вести, и он расходует до 20% больше топлива. Это 35л/100км.

Миллиметровые погрешности в установке колёс увеличивают износ шин на 5-10%.
Правильно и вовремя отрегулированное развал-схождение грузового транспорта, да и автотранспорта вообще, значительно увеличивает срок службы шин, сохраняет надёжность подвески и рулевого управления. Стоит иметь в виду, что настройка сход-развала имеет смысл лишь тогда, когда автомобиль не имеет выраженных повреждений подвески. Помимо этого, важна правильность геометрии кузова и правильно выставленные торсионы.

Последствия неправильной регулировки

Какими могут быть последствия и «симптомы» неправильной регулировки развала-схождения?

  • Шины сильно изнашиваются с одной стороны протектора. В зависимости от типа, шина изнашивается с разных сторон: при отрицательном развале это внутренняя сторона, при положительном – внешняя.
  • Крен и проблемы с построением траектории движения: при неправильной регулировке автомобиль «ведёт» в сторону, особенно при высокой скорости. Особенно сильно это выражается при разностороннем развале.
  • Автомобиль «не слушается» руля, поворот идёт туго.
  • Нарушается посадка авто.
  • Руль не возвращается в исходное положение после поворота.
  • Нарушается радиус разворота влево и вправо – он попросту разный, чего быть не должно.
Читайте также:  Хендай ix35 регулировка троса акпп

Неправильное схождение также становится причиной ускоренной изношенности шин и нарушением траектории движения. Дабы избежать этих проблем и вызываемых ими угроз, каждые 10-13тыс.км пробега владельцам грузовых авто рекомендуется проводить проверку и регулировку на стенде. Кроме того, эта процедура необходима после замены пружин или других компонентов подвески, ситуаций аварийного торможения и в условиях сильного износа автомобиля в целом. К помощи стенда также стоит прибегнуть в случаях, когда были нанесены удары в подвеску какими-либо препятствиями, сильными неровностями на дороге и посторонними объектами.

Подведём итог. Как и любая другая неисправность автомобиля, нарушения в регулировке развал-схождения могут стоит не только денег на более сложный ремонт и детали, но и жизни Вам и Вашим соседям по дороге.

Меж тем, грузовое авто с правильно отрегулированным развал-схождением обладает целым рядом преимуществ:

  1. Отличная управляемость и полный контроль траектории
  2. Лёгкость и манёвренность в движении
  3. Меньшая вероятность заносов
  4. Экономия топлива и внушительный срок эксплуатации шин, компонентов подвески и рулевого управления
  5. Разумеется, Ваша безопасность.

Рекомендуется регулярно и тщательно проводить проверку своего транспортного средства в автосервисах и на специализированных стендах. Берегите свой транспорт, а он в свою очередь ответит Вам надёжной и долгой службой.

Источник

Регулировка грузовых автомобилей с помощью стендов Hunter

Грузовые стенды «сход-развал» Hunter, как полнофункциональные серии WA HD так и бюджетные серии PT200 позволяют выполнить полную регулировку грузового автомобиля (а также прицепа или полуприцепа). При полной регулировке каждая из осей грузового автомобиля измеряется и в результате регулировки все оси выставляются параллельно, и вращаются таким образом при движении автомобиля в одном и том же направлении, минимизируя сопротивление качению, улучшая управляемость автомобиля и снижая расход топлива и износ шин.

На первом этапе датчики инфракрасной измерительной системы Hunter устанавливаются на переднюю ось и базовую заднюю ось, проводится компенсация биения.

Как правило за базовую заднюю ось берут самую заднюю ось (но бывают и исключения — в случае если одна из осей не регулируется, последняя ось подъемная, управляемая и.т.д.).

На втором этапе стенд вычисляет центровую линию шасси и измеряет угол тяги. В случае, когда задняя ось может быть отрегулирована производится корректировка с целью совмещения линии тяги с центровой линией (угол тяги при этом будет как можно ближе к нулю).
Далее производится регулировка передней управляемой оси — при наличии возможности и потребности регулируется кастер, развал и схождение колес передней оси.
На следующем этапе передние датчики переносятся с передней оси на вторую заднюю ось, которая выставляется параллельно базовой.
Для автомобилей с колесными формулами отличными от представленной регулировка проводится похожим способом, приводя все оси параллельно к базовой. Программное обеспечение Hunter Winalign HD и Proalign HD включает 37 колесных формул которые покрывают 100% автомобилей на рынке.

Немного теории регулировки углов установки колес

Правильная регулировка углов установки колес грузового автомобиля

У отрегулированного автомобиля все колеса вращаются в одном направлении. Существуют допуски установленные производителем автомобиля (или его моста) которые приемлемы и не влияют на существенный износ шин или увод.

Для чего нужно производить регулировку «сход-развала» грузовых автомобилей

Основные эксплуатационные расходы грузовых парков помимо затрат на лизинг и кредит это расходы на топливо и шины. Считается что эти расходы тяжело поддаются контролю. Регулярная проверка углов установки колес грузовых автомобилей является наиболее эффективным способом контролировать факторы, влияющие на износ шин. Контроль «сход-развала» также является важным фактором влияющим на расход топлива.

Проблемы, возникающие при неправильной установке углов регулировки колес грузовых автомобилей

  1. Чрезмерный износ шин
  2. Повышенный расход топлива вследствие увеличенного сопротивления качению
  3. Небезопасная управляемость грузового автомобиля вследствие увода или нестабильного поведения на дороге
  4. Проблемы связанные с усталостью водителя из-за его постоянных усилий по удержанию автомобиля в полосе
  5. Преждевременный износ деталей подвески и рулевого управления

Большая часть парка грузовых автомобилей на дорогах России имеют неправильные углы установки колес!

Владельцы транспортных компаний и грузовых автомобилей, в целом, считают что услуги по проверке и регулировке колес не столь важны и достаточно тяжело найти профессионалов в этой области готовых выполнить свою работу качественно и за разумные деньги. Результатом этой политики является то, что про «сход-развал» вспоминают когда преждевременный износ шин уже очевиден. Если бы о процедуре регулировки углов установки колес задумывались как о регулярной регламентной процедуре как например, замена масла, то на этих расходах было бы можно сэкономить.

Услуги по регулировке «сход-развала» грузовых автомобилей являются естественным продолжением услуг по ремонту подвески. Все что нужно для слесарного цеха это прецизионный и удобный инструмент, такой как Hunter DSP740T или DSP760T!

Углы установки колес и их влияние

Износ шин из-за неправильного угла схождения колес

Схождение — наиболее критичный угол для управляемой оси или осей (управляемая ось — та, с помощью колес которой водитель управляет автомобилем). Схождение может измеряться как в линейных так и в угловых величинах.

Суммарное схождение это угол сформированный плоскостями вращения колес на одной оси. Положительным суммарное схождение считается когда плоскости пересекаются впереди автомобиля, а отрицательным когда они пересекаются позади автомобиля. Суммарное схождение считается нулевым если плоскости параллельны и не пересекаются.

Индивидуальное схождение это угол сформированный проекцией плоскости вращения колеса на горизонтальную плоскость и линией тяги автомобиля которая задается базовой (эталонной) задней осью. Отрицательным или положительным индивидуальной схождение считается по тому же принципу как и суммарное.

Результатом неправильной установки углов схождения является симметричный износ плечевых зон двух шин сразу, при этом при чрезмерно положительном схождении изнашивается внешняя плечевая зона и примыкающая к ней часть протектора, а при чрезмерно отрицательном внутренняя.

При слишком большом положительном схождении изнашиваются внешние кромки шин При слишком большом отрицательном схождении изнашиваются наружная часть шин

Износ шин из-за неправильного угла развала колес

Угол развала формируется пересечением плоскости вращения колеса и вертикалью. Развал измеряется в угловых величинах (градусах и долях градусов). Развал считается положительным когда колесо наклонено наружу в верхней части и отрицательным когда колесо наклонено внутрь.

Износ шин при неправильно отрегулированном развале имеет место быть с наружной стороны при чрезмерно положительном развале и с внутренней стороны при чрезмерно отрицательном развале.

Определение положительного и отрицательного развала Серыми стрелками показаны части шин подверженных чрезмерному износу при неправильно отрегулированном развале

Угол продольного наклона оси поворота (кастер) и его влияние на управляемость автомобиля

Кастер — это угол наклона оси поворота относительно вертикали если смотреть на автомобиль с боковой стороны. Кастер также иногда называют продольным углом наклона шкворня. Измеряется в угловых величинах. Кастер считается положительным когда ось поворота наклонена назад к центру автомобиля и отрицательным когда она наклонена вперед. В силу ряда причин кастер у грузовых автомобилей всегда положительный.

Кастер напрямую не влияет на износ шин, но влияет на управляемость автомобиля а также косвенно может влиять на износ шин из-за того что при выполнении поворотов он сильно влияет на угол развала колес.

Правильно выставленный кастер важен для курсовой устойчивости автомобиля и возврата рулевого колеса к центральному положения после выполнения поворота. Неправильно отрегулированный кастер может вызывать повышенные нагрузки на рулевой механизм, шимми или вобблинг, увод автомобиля от прямолинейного движения и износ плечевой зоны на колесах управляемой оси.

Угол разности поворота колес

При выполнении поворота автомобиля колеса на управляемой оси поворачиваются на разные углы. Внутреннее колесо всегда поворачивается на больший угол.

Измерение угла разности колес при повороте позволяет выявить проблемы в рулевом механизме и неправильном износе шин. Неправильный угол разности поворота колес может вызывать преждевременный износ шин.

Регулировка грузовых автомобилей с тремя осями и более

Геометрическая центровая линия автомобиля формируется линией проведенной через точки находящиеся по центру линий, проведенных между колесами передней управляемой и базовой задней осей.
Линия тяги это биссектриса суммарного схождения оси, принятой за базовую. Она показывает направление куда ось толкает автомобиль по сравнению с центровой линией.
Угол тяги сформирован геометрической центровой линией автомобиля и линией тяги
Угол трения сдвоенной оси это угол который был сформирован двумя индивидуальными линиями тяги каждой из задних осей.
На рисунке справа неправильно отрегулированный угол трения (непараллельность осей) заставляет две оси работать друг против друга, при этом водитель должен постоянно подруливать передней осью для того, чтобы автомобиль двигался прямолинейно. Такое состояние вызывает повышенный износ всех шин. Износ шин от непараллельности осей возникает на выступающих вперед кромках колес управляющей оси. Так, например, при конфигурации как на рисунке справа износ будет на внешней кромке левой шины и внутренней кромке правой шины, а также на всех шинах задней оси.

Регулировка прицепа и износ шин

Условия, относящиеся к грузовым автомобилям также в полной мере действуют и на прицепы. Непараллельные оси прицепов вызывают быстрый износ всех шин. Также если прицеп не отцентрирован относительно тягача он подвергается сильному воздействию набегающего потока воздуха, что может приводить к повышенному расходу топлива и проблемам в управлении.

Неправильно отрегулированные углы установки колес увеличивают сопротивление качения и расход топлива

В то время как износ шин вследствие неправильной регулировки углов установки колес очевиден, ущерб от увеличенного расхода топлива оценить сложнее. Повышенный расход топлива может быть вызван сразу несколькими причинами. Однако очевидно, что неправильный «сход-развал» должен увеличивать сопротивление качению — а сопротивление качению является одним из основных факторов влияющих на расход топлива.

Регулировка по геометрической центровой (осевой) линии

Геометрическая центровая линия может использоваться как линия отсчета от которой происходит измерение индивидуального схождения колес. Геометрическая центровая линия автомобиля определяется как линия, соединяющая средние точки передней и последней задней оси. Эта линия не привязана напрямую к раме.

Измерительная система стенда регулировки углов установки колес задает геометрическую центровую линию после установки датчиков на колеса.

Центровая (осевая) линия рамы и ее смещение

Угол смещения рамы формируется углом между осевой линией проходящей через центр рамы и центры виртуальных линий проходящих через измерительные датчики.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Adblock
detector