Меню

Технология проверки и регулировки схождения управляемых колес



Технология проверки и регулировки схождения управляемых колес

Неправильно настроенный развал-схождения увеличивает расход топлива и ускоряет износ протектора на покрышках – это общеизвестный факт, не требующий доказательств. А потому процесс выставления этих параметров требует максимально ответственного, индивидуального и внимательного подхода.

Впрочем, несмотря на свою кажущуюся сложность, процедура может быть выполнена даже рядовым автовладельцем, не имеющим соответствующего опыта и образования. Важно лишь соблюсти установленный порядок настройки схода-развала и обеспечить правильное выполнение всех предусмотренных операций. В этом материале мы подробно опишем технологический процесс и поделимся полезными советами с новичками-механиками.

Устойчивость транспортного средства на дороге обеспечивается таким параметром, как стабилизация ведущей оси подвески. То есть, при езде по прямой дороге колеса должны быть направлены строго вперед, и после поворота принимать исходное положение.

Собственно, этим и объясняется важность обеспечения стабильного положения колес. Отсутствие этого параметра чревато «ведением» машины в сторону при передвижении по прямой. Водителю приходится при помощи рулевого колеса постоянно корректировать положение колес, что крайне некомфортно и даже опасно (из-за чрезмерного перенапряжения и быстрой потери концентрации), особенно во время езды на высоких скоростях. Помимо этого, нестабилизированные колеса оказывают серьезную нагрузку на соединения рулевого привода, также становясь причиной их ускоренного износа.

Какие параметры оказывают влияние на устойчивость колес ведущей оси? Безусловно, правильно выполненная коррекция развала и схождения. Данную услугу оказывают все современные автомастерские, к тому же ее можно с успехом выполнить самостоятельно в условиях обычного гаража.

Первым делом необходимо провести предварительную диагностику, чтобы выявить отклонения в настройках развала-схождения.

Чаще всего причинами для проведения процедуры являются следующие неполадки:

  • Неравномерный износ протектора на колесах;
  • Нарушена курсовая устойчивость автомобиля.

В процессе визуального осмотра протекторного рисунка ведущих колес особое внимание следует уделить кромкам продольных канавок. Если они одинаковы, значит, износ равномерен и необходимости в выполнении дальнейших процедур нет. Разные кромки указывают на наличие проблем в подвеске. Однако и здесь существуют свои нюансы: бить тревогу следует лишь тем, кто привык ездить на умеренной скорости, при быстрой езде разный протекторный рисунок является обычным явлением.

Езда на автомобиле по прямой, а также выполнение маневров на машине со сбитой курсовой устойчивостью – мероприятия исключительно сложные и небезопасные.

О необходимости выполнения настройки схода-развала свидетельствует наличие в транспортном средстве хотя бы одного из перечисленных признаков.

Порядок коррекции развала

Для выполнения процедуры потребуются следующие составляющие:

  • Измерительный прибор (линейка);
  • Набор стандартных отверток;
  • Обычный мел;
  • Отвес (веревка с грузиком);
  • Гараж с подъемником, эстакада или смотровая яма.

Прежде всего, определяем точность выполненной прежде коррекции развала. Для этого фиксируем положение руля в процессе езды автомобиля по прямой:

  • Размещаем транспортное средство на идеально ровной поверхности;
  • Проворачиваем руль до упора в одну сторону и делаем на руле соответствующую отметку.
  • Аналогичные действия выполняются с другой стороной.
  • Подсчитываем число выполненных вращений (полных и частичных).
  • Полученное число вращений делим пополам и ставим руль на эту отметку.
  • При совпадении результата с изначальным положением руля можно сделать вывод о правильном выставлении «нулевого» положения рейки.
  • В противном случае, для решения проблемы придется предпринимать соответствующие меры.

Особенности выставления «нулевого» положения рулевой рейки

  • Отвинчиваем гайку и производим демонтаж руля.
  • Фиксируем его в предварительно высчитанном «нулевом» положении (придерживаясь симметричного положения спиц руля).
  • Полученный результат используем в качестве ориентира.
  • Проверяем правильность выполнения настройки поочередными поворотами руля в обе стороны – количество оборотов должно быть одинаковым.
  • Ослабляем стопорные крепежи на наконечниках рулевых стоек.
  • Важный момент: немного выкручиваем одну тягу и закручиваем другую, выполняя одинаковое количество оборотов.

Как отмечают специалисты, подобная регулировка производится на автомобиле единоразово. При правильном выполнении процедуры впоследствии для корректировки угла расположения колес потребуется только настройка схождения.

Особенности регулировки схождения колес

Добившись оптимальной курсовой устойчивости автомобиля, можем приступать к выполнению следующего этапа диагностики. Для этого выполняем проверку нагрузки на кузов авто, анализируем давление внутри шин, убеждаемся в надежности крепежей рулевого механизма и ходовой части.

Диагностика схождения заключается в вычислении разницы между отметками на внутренней и наружной сторонах обода. Для выполнения операции потребуется специальная телескопическая линейка, которая размещается между колес. Перекатывая автомобиль вперед, можно по шкале линейки определить уровень схождения и при необходимости откорректировать его.

Настройка параметра выполняется вращением соединительных муфт на боковых стойках рулевого механизма. После завершения процедуры контрольные гайки плотно затягиваются.

Коррекция угла развала колес

Операция эта достаточно сложная, но выполнимая. Для ее осуществления автомобиль размещаем на подъемниках таким образом, чтобы колеса не касались поверхности земли. Далее определяем места идентичного осевого биения покрышек. Для этого на прямо расположенных колесах при помощи мела и отвеса по всей окружности устанавливаем соответствующие метки.

Разность расстояний между крайней точкой обода и отвесом будет являться уровнем развала. Чтобы добиться максимальной точности результатов, перемещаем колеса авто на 90 о . Проделываем процедуру несколько раз и фиксируем результат.

После этого выполняем демонтаж колеса и послабляем два крепежных болта на стойке амортизатора. Руководствуясь выполненными замерами, перемещаем поворотный кулак в нужное положение – это позволит определить оптимальный угол развала. После коррекции плотно затягиваем болты, устанавливаем колесо и снова выполняем замеры.

Читайте также:  Увлажнитель воздуха автоматическая регулировка влажности

Самостоятельная настройка параметров развала-схождения требует многократного проведения контрольных замеров, которые позволят установить среднее арифметическое значение. Правильное выполнение всех процедур избавит транспортное средство от проблемы одностороннего увода, обеспечит равномерность износа покрышек.

Необходимость в выполнении повторной коррекции может возникать в случае отсутствия должного эффекта после выполнения обозначенных выше процедур. Продолжающееся неравномерное «съедание» резины на разных осях также укажет на ошибки в сходе или развале.

Безусловно, настройка развала-схождения своими силами – достаточно эффективное решение с точки зрения экономичности. Но не стоит забывать о том, что сложная конструкция некоторых современных транспортных средств допускает только обслуживание в условиях специализированных автосервисов, неквалифицированное вмешательство в работу таких авто может обернуться серьезным растратами.

Источник

Развал-схождение колес – особенности регулировки развала-схождения

Плотно установившийся в речи автомобилистов термин, а на деле настройка углов установки колес – крайне важная процедура, жизненно необходимая для безопасной езды. Как правило, в первую очередь настраивают управляющие (передние) колеса, но эти параметры актуальны и для задней оси. Собственно говоря, камбер и схождение не все углы – есть еще наклон оси поворота, продольный («кастер») и поперечный. Каждый отвечает за свое направление и требует особого внимания, ведь их совокупность определяет правильное пятно контакта покрышек с дорожным полотном. Не будем далеко ходить и разберемся, где сделать развал-схождение, когда он нужен и в чем суть операции.

Где можно сделать развал-схождение

Сначала определимся, как понять, что пора на развал-схождение. Благо тут все просто, есть ряд характерных признаков:

  • для движения прямо требуется слегка повернуть руль вправо или влево;
  • когда тормозите, авто начинает заносить;
  • если отпустить руль, машина начнет «крениться», отчего постоянно приходится подруливать;
  • транспорт уводит в сторону на разгоне;
  • поворот на высоких оборотах сопровождается громким визгом;
  • наконец, отчетливо виден неравномерный износ шин и характерная кривизна колес.

При обнаружении этих симптомов ситуацию надо исправлять.

Развал-схождение в автосервисе – плюсы и минусы

Существует интересная закономерность, когда речь об этой услуге: чаще всего она не выступает первичной причиной визита СТО. Иногда автомеханики сделают шиномонтаж, после чего скажут, что необходимо выполнить развал-схождение колес. Стоит учесть, что вероятно это не будет обманом, так как проверку необходимости таких манипуляций автоэксперты рекомендуют проводить хотя бы раз в 30 000 км пробега, не говоря о плановом ТО и попадании в ДТП. Однако основной минус обслуживания в техцентре заключается именно в ситуациях, когда дорогостоящие работы «навязывают» без необходимости. Поэтому приведем небольшой перечень процедур, которые сами по себе не требуют сопутствующей регулировки:

  • Смена резины: сезонная «переобувка», когда выполнена стандартными методами, не нарушает углов установки колес.
  • Обновление амортизаторов.
  • Замена стабилизаторов.

Развал-схождение своими руками — плюсы и минусы

Здесь «за» и «против» очевидны: при недостатке опыта, инструментов и понимания устройства машины, можно только навредить своей «ласточке». Так, отрегулировать схождение задних колес бывает невозможно из-за того, что конструкция не предусматривает вмешательства в эти параметры. Главные минусы «самолечения»:

  • отсутствует спец. оборудование;
  • незнание характеристик своей машины (не всегда нужно устанавливать углы «в ноль»);
  • неправильная геометрия кузова и/или изношенные детали подвески сделают все усилия бессмысленными.

Где лучше сделать развал-схождение

Основываясь на приведенных данных, можно сказать, что идеальный вариант – обращение в хороший технический центр с грамотными мастерами и сертифицированным оборудованием. Важно помнить и о целеполагании: например, отрицательный камбер придется кстати для профессиональных гонщиков, поскольку такой параметр улучшает управляемость в поворотах на больших скоростях, а положительный – для водителей фур, перевозящих тяжелые грузы. Наконец, как уже упоминалось, сделать развал-схождение в автосервисе предложат, если обнаружат неисправность или выполненные работы непосредственно повлияли на положение колес. Ниже приведем как раз такие:

  • заменили шаровые опоры;
  • поменяли рулевой наконечник;
  • обновили ШРУС.

Регулировка развал-схождения

Окончательно установим, что есть что. Камбер определяет угол наклона колес на вертикальной оси относительно дороги, может быть «-» («домиком»), «+» (наоборот) и «0» – «прямоугольник». Он имеет значение как для ведущих, так и для ведомых колес. Сход – это то, как колеса «смотрят» друг на друга: корректный – параллельно, отрицательный – в разные стороны, положительный – «в кучку». Кастер: нулевой – колесо со ступицей не смещаются, минусовой – колесо уходит назад; положительный – стойка идет назад, а колесо вперед. Чем «положительнее», тем стабильнее едет авто на скорости. Поперечный угол наклона оси влияет на стабильность малого хода, его настройка конструктивно не предусмотрена. Все они влияют друг на друга, при регулировке начинают с кастера и заканчивают схождением.

Отрегулировать развал-схождение своими руками

Такой вариант, конечно, возможен, пусть и без хирургической точности. Когда машина «косолапит», надо, во-первых, определить причину, а во-вторых, подготовить инструменты, рабочее пространство и наметить последовательность действий.

Кривизна днища, истечение ресурса комплектующих – основные причины появления обсуждаемой неисправности. Рассмотрим, как выправлять конкретные углы. Итак, камбер исправляется эксцентриковыми болтами, перемещая нижний рычаг, поворотный кулак – по отношению к амортизаторной стойке или подкладывая шайбы под ось верхнего рычага. Схождение регулируют, меняя длину рулевых тяг с помощью наконечников. Кастер на большинстве автоконструкций не регулируется, но на некоторых это осуществляется помещением прокладок под верхний рычаг подвески. Что же до задних колес: на большинстве бюджетных авто там установлена торсионная балка, отчего сход-развал задней оси особо не настроишь.

Читайте также:  Регулировка дворников бмв е39

Стенд регулировки сход-развала колес

Наличие этого станка – главное преимущество автомастерских перед самостоятельной работой. Сегодня существуют высокотехнологичные стенды самой разной комплектации:

  • оптические (с камерами и мишенями);
  • лазерные (с инфракрасными датчиками);
  • компьютерные.

Максимально точные результаты замеров выводятся на диагностический дисплей в режиме реального времени с учетом заранее занесенных в базу допустимых показателей, основанных на рекомендациях производителя и нюансах конструкции конкретной модели авто. Какими же должны быть углы?

Примерные рекомендации для самой «неприхотливой» повседневной езды таковы: небольшой отрицательный камбер в 5-10 минут, схождение – лучше ближе к нулю, допустимо до 25 минут, кастер – от -10 до 50 минут, допускается 60-65 минут. Однако показатели индивидуальны и зависят, в частности, от размера колеи, жесткости и упругости деталей, колесного вылета, кинематических характеристик подвески и пр. Словом, если вы живете в столице, лучше найти хороший автосервис в Москве.

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что калибровка углов установки колес – задача не из самых легких. И если диагностика на специальном оборудовании не будет стоить дорого, сама процедура может «влететь в копеечку». Рассматривая варианты, рекомендуем воспользоваться онлайн-платформой Uremont . В пределах России, Беларуси и Казахстана вы найдете лучшего исполнителя как на весь комплекс услуг, так и на отдельные его компоненты. К примеру, если вам нужен именно развал задних колес в автосервисе, вбейте эту услугу в строке поиска, укажите параметры своего авто, отправьте заявку и выберите лучший ближайший сервис по отзывам и расценками. Наш агрегатор сэкономит вам время, деньги и нервы. Изучайте свой автомобиль, будьте осторожны на дорогах и обращайтесь к нам, если понадобится помощь.

Источник

Проверка и регулировка схождения и развала управляемых колес

При ТО-2 после устранения люфта в подшипниках ступиц колес, проверки давления воздуха в шинах и крепления дисков колес контролируют углы установки управляемых колес и соотношение углов колес при повороте.

Поддержание оптимальных углов установки управляемых колес обеспечивает нормальную работу переднего моста, стабилизацию управляемых колес, устойчивость и управляемость автомобиля, уменьшение износа шин и деталей передней подвески, а также снижение расхода топлива.

Схождение колес на ВАЗ 2105 регулируется изменением длины рулевых тяг путем вращения их резьбовых муфт. Это обеспечивает правильное положение передних колес автомобиля при разных скоростях и радиусах поворота.

Проверку и регулировку всех углов установки передних колес проводят на легковых автомобилях, имеющих независимую подвеску передних колес и низкое давление воздуха в шинах.

После проведения первого технического обслуживания и последующей эксплуатации значение углов должно соответствовать следующим величинам:
угол продольного наклона оси поворота колес:4°±30′ (3°±30′)*;
угол развала колес: 4°30’+20′ (0°5’+20′)*;
схождение колес: 2 — 4 (3 — 5)* мм.

Для выполнения работы по проверке схождения колес, использовать прочную нить с привязанными на концах крючками из проволоки. Зацеплять крючки за протектор на уровне осей задних и передних колес.

Так как колея задних колес меньше колеи передних на 44 мм, подкладывать под нить к боковине каждого заднего колеса брусок толщиной 22 мм.

Рис.26 Проверка схождения колес с помощью нити.

Установить рулевое колесо в такое положение, чтобы нить коснулась боковины шины переднего колеса в диаметрально противоположных точках.

Закрепить нить на протекторах с противоположной стороны и под нить на боковину заднего колеса подкладывая брусок толщиной 6 мм.

Рис.27 Схема углов установки колес: 1 — передние колеса; 2 — задние колеса.
Таким образом, общая толщина брусков с одной стороны заднего колеса составит 28 мм. При схождении 1 мм для одного переднего колеса нить должна слегка коснуться боковины его шины в диаметрально противоположных точках.

Двумя ключами на 13 мм ослабить стяжные хомуты муфты наружной рулевой тяги.

Рис.28 Регулировка схождения.

Раздвижными пассатижами вращать муфту и регулировать длину тяги до исчезновения зазоров между нитью и боковиной шины переднего колеса. После окончания регулировки затянуть стяжные хомуты.

Аналогичную работу проводить с другим колесом и добиваться суммарного схождения передних колес 2 мм.

Для установки схождения одного колеса, равного 1,5 мм, под нить необходимо подложить брусок толщиной 31 мм, для схождения 2 мм — 34 мм соответственно.
Наиболее простым прибором для контроля схождения передних колес автомобиля является телескопическая (раздвижная) линейка.

Линейку устанавливают между колесами перед передней осью в горизонтальном положении так, чтобы конические упоры 3 находились в начальных положениях на уровне центров колес в месте соприкосновения шины с ободом колеса. При этом цепочки 4 на концах линейки должны касаться пола. Шкалу 2 передвигают до совмещения указателя 5 с нулевым делением и фиксируют ее положение стопорным винтом 1. Затем автомобиль перекатывают вперед до тех пор, пока линейка не займет симметричное положение за передней осью. Перемещение шкалы относительно неподвижного указателя позволяет определить линейное схождение колес. Не следует при контроле схождения колес переставлять линейку, делая замер спереди и сзади. Это ведет к неизбежным ошибкам. Углы схождения колес регулируют, изменяя длину поперечных рулевых тяг одновременно. Для замера углов установки управляемых колес могут использоваться переносные приборы и стенды.

Контроль и регулировка геометрических параметров передней подвески завершается проверкой параллельности передней и задней осей. Даже незначительное отклонение (перекос) мостов приводит к нарушению управляемости автомобиля, к дополнительным сопротивлениям его движению, повышенному расходу горючего и износу шин.

Читайте также:  Регулировка клапанов регулировочные стаканы

Рис. 29 Линейка для проверки углов схождения передних колес автомобиля:

а — линейка; б — установка линейки.

Для проверки развала колес необходимо выполнить следующие действия:

Рис. 30 Проверка углов развала колес: 1-поперечина, 2-регулировочные шайбы, 3-нижний рычаг, 4-отвес, 5-шина колеса, 6- верхний рычаг, a и b — расстояние от нити до закраин обода.

Для этого подвести к верхней части шины отвес (рис. 31) и измерить линейкой расстояния «а» и «b» между его нитью и ободом в нижней и верхней точках колес. Если разность полученных величин (b — a) находится в пределах от 1 до 5мм — значит угол развала колес в норме.
Разность менее 1 мм указывает на то, что угол недостаточен. Чтобы увеличить его, следует удалить нужное количество регулировочных прокладок (шайб), расположенных между осью нижнего рычага подвески и поперечиной, предварительно ослабив две гайки крепления.
При чрезмерном угле развала (b — а больше 5 мм) нужно добавлять шайбы.

Изменение их суммарной толщины должно быть одинаковым под передним и под задним болтом. В противном случае нарушится продольный угол, на который наклоняется ось поворота колеса, и в результате автомобиль будет тянуть в сторону.

Периодически при ТО-2 следует проверять работоспособность амортизаторов, отсоединяя нижнюю точку крепления и проверяя способность противодействовать резкому перемещению его корпуса по вертикали. При появлении на амортизаторе следов подтекания жидкости необходимо снять амортизатор, отремонтировать его и заправить амортизаторной жидкостью в мастерской. Амортизаторы легковых автомобилей проверяют на специальных стендах по их способности гасить колебания за определенный отрезок времени.

Балансировка колес.

Нарушение балансировки колес при движении на высоких скоростях приводит к появлению больших центробежных сил, возрастающих пропорционально квадрату скорости. Эти силы усложняют управление автомобилем и создают дополнительные динамические нагрузки на подшипники колес, нарушают углы установки управляемых колес, увеличивают износ протектора шин, деталей ходовой части и рулевого управления.

Для устранения неуравновешенности колес их подвергают статической или динамической балансировке.

Статическая балансировка заключается в определении момента силы тяжести неуравновешенной массы колеса относительно оси вращения и установке грузика-противовеса. Причиной возникновения дисбаланса является неравномерное распределение материала в элементах колеса (шины, обода, ступицы и т. д.). Статическая балансировка снятых с автомобиля колес производится на балансировочных стендах. Колесо крепится к ступице, ось вращения которой расположена горизонтально. Колесо вращают легким толчком руки сначала в одну, а затем в другую сторону до полной остановки и отмечают мелом низшие точки для обоих случаев. Несовпадение отмеченных мелом точек происходит из-за наличия сил трения в подшипниках вала станка. Определив наиболее «тяжелое» место колеса, которое находится между этими точками, укрепляют на противоположной «легкой» части обода балансировочный грузик, уравновешивающий несбалансированную массу колеса (рис. 27, а).

Однако статическая балансировка не во всех случаях устраняет не сбалансированность колеса. Иногда после статической балансировки возникает динамическая неуравновешенность, или динамический дисбаланс.

Динамическая неуравновешенность не может быть выявлена в статическом состоянии, она проявляет себя только при вращении колеса. Если при статической балансировке уравновешенной массы, находящейся по одну сторону вертикальной плоскости симметрии колеса, балансировочный грузик поместили по другую сторону, то в этом случае при вращении колеса возникает момент от центробежных сил, стремящийся повернуть колесо относительно плоскости вращения. При повороте колеса вокруг своей оси на 180° момент центробежных сил будет действовать уже в противоположном направлении, в результате чего возникает боковое биение колеса, вызывающее проскальзывание шины в плоскости контакта ее с дорогой и интенсивный износ протектора.

Динамическую балансировку колеса выполняют на специальных стендах. Установив колесо на стенде, сначала осуществляют его статическую балансировку указанным выше способом, после чего приступают к динамической балансировке. Вал стенда, на котором крепится колесо, имеет одну плавающую опору, т. е, опору, которая имеет некоторую свободу перемещения вместе с валом. Когда колесо, имеющее дисбаланс, начинает «бить» при вращении, эти колебания воспринимаются валом и передаются на индикатор, определяющий место установки и массу балансировочных грузиков. Недостатком балансировочных стендов является необходимость снятия колес с автомобиля для проведения их балансировки и то, что не учитывается возможная несбалансированность тормозного барабана и ступицы. Более совершенны в этом отношении стенды, которые позволяют балансировать колесо в сборе с тормозным барабаном, без снятия их с автомобиля.

Рис. 31 Схема неуравновешенности колеса

Важное значение для сохранности шин имеет качество проведения монтажно-демонтажных работ. Перед проведением монтажных работ тщательно проверяют состояние колес. Ободья очищают от грязи и ржавчины, устраняют погнутости и вмятины, окрашивают для предохранения от коррозии. Особенно тщательно надо следить за состоянием ободьев бескамерных шин. Для правки и зачистки ободьев существуют специальные стенды.

Рис. 32 Схема перестановки шин автомобиля. Перестановку шин выполняют, чтобы обеспечить их равномерное изнашивание и увеличение срока их службы. При ТО-2 в зависимости от условий эксплуатации рекомендуется переставлять колеса вместе с шинами, меняя их местами в последовательности, указанной на рис. 28. Запасная шина участвует в перестановке только в случае ее равноценного состояния в сравнении с остальными шинами.

Источник

Adblock
detector