Меню

Статьи из конституции которые регулируют семейные отношения



Конституционная регламентация семейного права в России

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Дата публикации: 03.07.2015

Статья просмотрена: 1380 раз

Библиографическое описание:

Берая, И. О. Конституционная регламентация семейного права в России / И. О. Берая. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/142/8452/ (дата обращения: 11.11.2020).

История развития брачно-семейных отношений тесным образом связано с историей развития общества. Государство разными религиозными или правовыми способами оказывало влияние на функционирование института семьи. Не опровержима особая значимость семейно-правовых отношений в обществе. Так же неоспоримо и то, что Конституция как основной закон государства является базой норм многих отраслей права, в том числе и семейного права. В связи с чем, роль Конституции и его основополагающих принципов играет важнейшую роль для развития и совершенствования норм права.

Первыми актами, послужившими фундаментом брачно-семейного законодательства послереволюционной России, были декреты ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака» от 19 декабря 1917. Первый из декретов установил юридическую силу гражданских браков, зарегистрированных в органах записи гражданского состояния, провозгласил свободу заключения брака, равенство супругов в личных и имущественных правах. Декрет так же закрепил принцип единобрачия и приравнял права детей, рожденных вне брака с рожденными в браке [1]. Декрет от 19 декабря 1917 г. свободу расторжения брака. Брак мог быть расторгнут по обоюдной просьбе супругов в ЗАГСе, а по желанию одного из супругов в суде [2].

В первые Конституционное закрепление принципов касающихся семейного права произошло с принятием Конституции РСФСР от 21.01.1937 когда в статье 126 женщины были уравнены в правах с мужчинами и государство обеспечивало охрану интересов матери и ребенка [3]. Продолжение конституционного закрепления семейных норм произошло с принятием Конституции СССР от 07.10.1977. Статья 53 Конституции провозгласила, что семья находится под защитой государства, брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины, супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Статья 66 определила обязанности граждан СССР заботиться о воспитании детей, готовит их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества и обязанность детей заботиться о родителях и оказывать им помощь [4].

События, произошедшие в 90-х годах XX столетия на постсоветском пространстве, обусловили принятие 12 декабря 1993 годаz в России Конституции Российской Федерации. В соответствии со статье 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [5, с. 3]. Ряд статей Конституции РФ расширили регламентацию отрасли семейного права:

— (ст.7) Обеспечиваются государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

— (ст.19) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации;

— (ст.38) Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботится о родителях. Материнство и детство, семья находится под защитой государства [5, с. 5, 7, 12].

Закрепленное в рассматриваемой статье право граждан Российской Федерации является важным средством осуществления и защиты конституционных и других прав и свобод граждан, укрепления связей государственного аппарата с населением, одной из форм решения вопросов защиты прав семьи и участников семейно-брачных отношений. Это касается социальной защиты детей, детей оставшихся без попечительства родителей, многодетных семей, малообеспеченных семей, граждан, потерявших кормильца.

Право на обращение граждан в органы государственной власти и местного самоуправления дает возможность решения вопросов вне судебном порядке, что обеспечивает возможность удовлетворения личных интересов граждан компетентными органами. В свою очередь обязанностью должностных лиц, которым они направлено, обращение гражданина или его представителя, является внимательно в установленном порядке рассмотреть обращение и принять по нему законное и обоснованное решение.

Обращения граждан способствуют усилению контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, отвечающих за реализацию тех или иных прав граждан, а это в свою очередь способствует борьбе с бюрократизмом и волокитой при решении вопросов защиты прав и законных интересов граждан. Вышеуказанная статья Конституции реализуется статьями Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон). Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином России закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения данных обращений [6].

Институт обращений граждан в органы власти выполняет три функции:

1. Правозащитная функция заключается в том, что обращения как юридический институт являются одним из средств защиты прав граждан: они позволяют предупредить правонарушение, а если оно уже совершено — устранить его последствия и восстановить нарушенное право. Правозащитная функция, вне всякого сомнения, является определяющей, центральной.

Читайте также:  Мопед альфа 110 кубов регулировка карбюратора

2. Информационная функция: обращения граждан являются источником аналитической информации, позволяющий уточнить приоритеты законотворческой деятельности, использовать новые подходы для поиска решения наиболее актуальных социально-экономических проблем.

3. Коммуникативная функция заключается в следующем: обращения граждан могут быть средством коммуникации между государством и гражданами, служить своего рода каналом воздействия, с помощью которого граждане получают возможность так или иначе воздействовать на властные решения, участвовать в процессе их принятия.

Специальные обращения граждан регламентируются отдельным законодательством. Их отличает: предмет обращения, форма, специальные сроки подачи и документы, которые необходимо предоставить, специальные органы, рассматривающие такие обращения, процедурные особенности рассмотрения, уплата государственной пошлины и др.

К примеру, жалобы на нарушение порядка предоставления государственных услуг регулируются постановлением Правительства РФ от 16 августа 2012 г. N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации». Правила определяют процедуру подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных слуг, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии).

Действие правил распространяется на жалобы, поданные с соблюдением требований Закона об организации предоставления муниципальных и государственных слуг. Приведены требования к содержанию жалоб. Они подаются в письменной форме, в т. ч. при личном приеме заявителя, или в электронном виде. Жалобы принимаются в месте, где заявитель подавал запрос на предоставление услуги, либо там, где он получил результат [7].

Правильный подход к устному обращению обеспечивает максимальную быстроту и законность его разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой целесообразно решить вопрос без волокиты. Таким образом, применение устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и бумажную волокиту и помогает более оперативно решить возникший вопрос.

Устные обращения могут подразделяться на личные, поданные при личной встрече, и телефонные [8, с. 12]. Особой формой устных обращений можно признать и обращения, поданные в ходе телемостов высших руководителей государства и граждан. Подобная форма применяется в России, когда Президент РФ отвечает в прямом эфире на вопросы заданные по телефону, через Интернет и посредством телемостов. Данный правовой институт функционирует и служит эффективным средством демократизации общества и формирования правового государства.

Подводя итоги вышеизложенного приходим к выводу:

1. Семья — это объект правовой охраны;

2. Семья охраняется в первую очередь со стороны государства экономическими, социальными и правовыми гарантиями;

3. Задача правовой охраны семьи носит комплексный характер. Она реализуется многими отраслями права (нормами гражданского права, уголовного права, трудового права, права социального обеспечения, жилищного права и т. д..)

Этому обязывает Конституция РФ и международные обязательства, участницей которых является Российская Федерация. Всеобщая декларация прав человека стала основополагающим документом для стран, стремящихся к соблюдению международных норм и неотъемлемых свобод человека. Статья 16 Всеобщей декларации прав человека гласит, что мужчины и женщин, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью [9]. Данная статья обуславливает право мужчины и женщины на вступление в брак именно для создания семьи. Как принято считать счастливые браки заключаются на «небесах», но реалии развития истории человечества показывают необходимость защиты семьи и семейных правоотношений со стороны государства, так как обеспечение и защита прав человека является одним из важнейших составляющих для жизнеспособности всех систем — политических, экономических, социальных и др.

1. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»// Сайт Консультант плюс. http://mail.yandex.ru/?win=172&clid=2191302 (дата обращения 22.05.2015);

2. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 19 декабря 1917 «О расторжении брака»// Сайт Консультант плюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ESU&n=4308&req=doc (дата обращения 22.05.2015);

3. Конституция РСФСР от 21.01.1937// Сайт Консультант плюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ESU&n=3228&req=doc (дата обращения 15.06.2015);

4. Конституции СССР от 07.10.1977// Сайт Консультант плюс. http://www.consultant.ru/popular/conscccr/ (дата обращения 15.06.2015);

5. Конституция Российской Федерации. — М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005 (Библиотека Российского законодательства);

6. Федеральный закон от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в редакции от 24.11.2014)// Сайт Консультант плюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171254/ (дата обращения 05.04.2015);

7. Постановление Правительства РФ от 16 августа 2012 г. N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»// Сайт Консультант плюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172134 (дата обращения 10.05.2015);

8. Бородин И. А. «О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод» / И. А. Бородин // Военно-юридический журнал. — 2007. — № 8;

9. Всеобщая декларация прав человека /Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948// Сайт Консультант плюс. http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120805 (дата обращения 20.06.2015).

Похожие статьи

Обращение граждан: необходимость или право? | Молодой ученый

культурное наследие, РФ, орган, обращение, порядок рассмотрения обращений граждан, местное самоуправление, Российская Федерация, государственная власть, рассмотрение обращения, Конституция РФ.

Читайте также:  Как гражданский кодекс регулирует трудовые соглашения

Принципы производства по обращениям граждан

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Право граждан на обращения | Статья в сборнике.

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений.

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской.

Актуальность проблемы реализации гражданином закрепленного за ним статьей 33 Конституции Российской Федерации (РФ) [1] права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления обусловлена тем.

Конституционно-правовая сущность института обращений.

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений. Проблемы административного обжалования ненормативных.

Внедрение современных проектов для улучшения работы.

Конституционно-правовая сущность института обращений. местное самоуправление, орган, обращение, Казахстан, лицо, гражданин, гражданин Республики, обращение граждан, государственный орган, должностное лицо.

Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила в ст. 2 приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе общепризнанных ценностей [1]. Это обуславливает необходимость создания механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и.

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении.

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений. Внедрение современных проектов для улучшения работы.

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Улучшение регулирования деятельности органов местного. местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальное образование

Конституция РФ вслед за Европейской Хартией местного самоуправления установила, что местное самоуправление в Российской.

Источник

Статья 38 Конституции России

Текст Ст. 38 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Комментарий к Ст. 38 Конституции Российской Федерации

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В статье 72 сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей не только являются частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение.

В данной норме не выделен институт отцовства (в отличие от ч. 2 ст. 7 и ст. 72 Конституции РФ), в силу, как представляется, особой значимости защиты института материнства, незаменимости, особенно в начальный период детства, матери для нормального развития ребенка. Семейное законодательство, опираясь на Конституцию РФ, в ч. 1 ст. 1, объединяя отцовство, материнство, детство и семью в одну статью, говорит, что все они находятся под защитой государства. И это не случайно, ведь термины «материнство» и «отцовство», как и «детство», неотделимы от понятия семьи, поэтому рассматривать их необходимо в контексте единого института «защиты семьи, материнства, отцовства и детства».

Детство — это период возрастного развития от рождения до 18 лет либо иного возраста, с которым закон связывает дееспособность в гражданско-правовом смысле. Материнство — реализованная способность женщины к рождению, вскармливанию и воспитанию детей*(164). Отцовство — кровное родство между отцом и его ребенком (детьми)*(165). Семья — это социальный институт и одновременно общественный механизм репродукции человека. Понятием «семья» охватываются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, старшими и младшими в семейной иерархии и основанная на указанных отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью*(166).

Терминологически защита семьи, материнства, отцовства и детства понимается в нескольких значениях. Во-первых, это отношение к ним как к ценности, во-вторых, создание необходимых условий для развития семьи, материнства*(167), отцовства и детства, в-третьих, охрана в случае нарушения их прав и законных интересов. Термин защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеет двоякое значение. С одной стороны, он включает предусмотренные меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов, с другой стороны, может рассматриваться в узком смысле слова — как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке*(168).

Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой — обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Семья в комментируемой статье находится на третьем месте, в отличие от п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 (в ред. от 5 октября 2002 г.) были утверждены Основные направления государственной семейной политики, в которых сформулированы отношение государства к семье и пути разрешения проблем семьи и детства. Она исходит из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, из необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества, из учета потребности судом.

Читайте также:  Пробуксовка сцепления вследствие износа или нарушения регулировки

Защита материнства — одна из приоритетных задач российского государства. В настоящее время женщины особенно остро нуждаются в поддержке государства. Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты развития семьи, материнства и детства. Одной из важнейших задач государства является правовая защита материнства от неблагоприятных воздействий, максимальное сохранение физического и психического здоровья матери и ребенка.

Предметом особой заботы и защиты государства, общества, законодательства, помимо материнства, является детство. Особенность положения ребенка в семье и за ее пределами заключается в его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью. Традиционно охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных, возлагается на родителей либо на лиц, их заменяющих*(169).

В связи с тем что дети являются одной из самых незащищенных групп населения, следует оказывать внимание ребенку и как личности, и как члену общества, наделенному определенными правами. В статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано, что государства — члены совета Европы обязуются «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры»*(170). Следовательно, забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична, а реализация прав и обязанностей родителей «принимается во внимание». В российском законодательстве обеспечение прав и свобод детей, защита их законных интересов является прерогативой родителей и лишь в случае недобросовестности последних, выразившейся в неисполнении данных обязательств либо злоупотреблении ими, государство берет на себя ответственность за замещение родительских функций.

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен и в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация. К базовым законам, закрепляющим права детей в России, относятся Конституция РФ, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»*(171) и Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»*(172). Их объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка.

2. Право родителей на воспитание ребенка объявляется законом и как их обязанность (ст. 63 СК РФ

). Таким образом, в законодательном порядке отражены два аспекта воспитания детей: частноправовой, поскольку оно является одной из личных потребностей человека, и публично-правовой, так как общество заинтересовано в качественном воспитании детей и ему не безразлично, каких членов общества «продуцирует» семья*(173).

Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I и III групп, лица пенсионного возраста). Семья, как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи*(174). Семейный кодекс РФ предусматривает приоритетную защиту нетрудоспособных членов семьи, а также содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 87, 89, 90, 93-98).

3. Часть 3 комментируемой статьи обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ч. 1 ст. 87 СК РФ); аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК РФ) и т.д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке (ч. 2 ст. 87 СК РФ и др.).

Нетрудоспособность родителей означает достижение ими пенсионного возраста либо наличие инвалидности. Нуждаемость родителей в помощи со стороны детей возникает, когда их собственных средств не хватает для поддержания своего материального состояния на уровне прожиточного минимума.

При взыскании алиментов в пользу нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей обязателен учет материального, семейного положения как родителей, так и детей, а также любых других заслуживающих внимания интересов сторон. Определяя размер алиментов, подлежащих уплате в пользу родителей, суд обязан установить источники дохода каждой из сторон, выяснить наличие иждивенцев, других лиц, которых обязаны содержать алиментнообязанные лица, и пр.

Источник

Adblock
detector