Специальная часть административного права регулирует
Административное право как отрасль права Украины — это целостная система правовых норм, имеет четкую внутреннюю организацию, построение
В основе построения системы административного права является масштабность действия административно-правовых норм. Соответственно, различают нормы, которые позволяют совместить единые основы государственного управления (общее) и специфику функционирования аппарата управления в рамках отдельных отраслей или сфер управления (особенно).
Система административного права состоит, таким образом, из двух частей:. Общей и. Особенной
Общая часть объединяет нормы, имеющие общий характер и присущие для всей системы государственного управления, для всех его отраслей и сфер. Это — административно-правовые нормы, закрепляющие:
— основные принципы осуществления государственного управления;
— административно-правовой статус субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений, организаций и граждан);
— формы и методы осуществления управленческой деятельности (издание юридических актов, убеждение и принуждение и т.д.), ответственность за совершение административных правонарушений;
— порядок административно-процессуальной деятельности;
— порядок обеспечения законности в государственном управлении. Особенная часть объединяет нормы, которые действуют в масштабе отраслей и сфер государственного управления. Это — административно-правовые нормы, которые определяют в организацию управления экономической, социально-культурной, административно-политической сферами и отдельными отраслями общественной жизни государствви.
Каждая из указанных сфер государственного управления регулируется как в целом, так и отдельно по отраслям. Например, экономическая сфера имеет следующие области управления: промышленность, сельское хозяйство и агропрома исловий комплекс; капитальное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; транспорт и дорожное хозяйство, торговля и внешние экономические связи, связь тощо.
Особенная часть административного права конкретизирует нормы. Общей части, исходя из специфических условий их применения, например, в пределах определенной области государственного управления
Разнообразные управленческие отношения, регулируемые административным правом, можно конгломеруваты в однородные блоки. Речь идет о выделения определенных групп административно-правовых норм по признаку регулир. Ання однородных административно-правовых отношений, то есть правовых институтов. Так, в административном праве различают следующие правовые институтыи:
— субъекты административного права;
контроль и надзор;
— правовой статус граждан и др.
Каждый из таких правовых институтов может иметь одновременно нормы как. Общей, так и. Особенной частей административного права
Нормы указанных административно-правых институтов регулируют отношения, которые имеют общий характер для всех направлений управленческой деятельности то же время, нормы административного права группируются путем. Решение норм, регулирующих отношения в определенных сферах государственного управления (например, хозяйственная, административно-политическая сферы), или в отдельных его отраслях (например, промышленность, торговля, здравоохранение).
Административное право делится также на материальную и процессуальную части
Нормы материального административного права закрепляют систему органов исполнительной власти государства, их компетенцию, структуру, а также права и обязанности граждан, предприятий, учреждений, организаций, долж адовых лиц в сфере государственного управле.
Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм, процедуру их осуществления в сфере исполнительной и распорядительной деятельности. Процессуальные административно-правовые нормы часто устанавливают ь порядок реализации материальных норм не только административного, но и других отраслей права (трудового, экологического, финансового и др..).
Административное право не имеет единого универсального процесса, как в уголовном и гражданском праве (уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право). Административный процесс имеет много ризновы идив, что определяется широтой и разнообразием общественных отношений, которые регулируются нормами административного права. Например, даже в сфере разрешения индивидуальных дел, одна процедура установлена ??ежедн в предоставлении жилья, другая — о выдаче разрешения на приобретение охотничьего ружья, третья — для решения вопроса о приеме на обучение в учебные заведения, четвертая — для решения дел о админ тративни правонарушения же время, приведенные выше и другие процессы имеют определенные общие черты, является, на наш взгляд, для выделения особой отрасли права — административно-процессуального права и его кодификации отдельно от административного права. Сегодня такая точка зрения имеет как своих сторонников, так и оппонентов среди ученых-юристов. Этот вопрос не решен, так как во многих источниках админист ративного права содержатся одновременно и материальные и процессуальные нормынорми.
В отдельных литературных источниках иногда различают третью часть административного права -. Специальную. Специальная часть административного права, по мнению авторов, состоит норм, регулирующих админ нистративного-правовую деятельность субъектов управления конкретными сферами. Например, административная деятельность органов внутренних дел, административная деятельность органов таможенного контроллю.
По нашему мнению,. Специальную часть составляют процессуальные нормы. Особенной части административного права и отделение. Специальной части нецелесообразно
Мы рассмотрели систему административного права, т.е. его внутреннее строение и взаимосвязи между отдельными нормами, частями и административно-правовыми институтами. Теперь необходимо рассмотреть, конкре. Этне формы отражения норм административного права, т.е. его источникова.
Источником административного права являются правотворческий акт органа законодательной или исполнительной власти государства, содержит административно-правовые предписания, с помощью которых и осуществляется регулирование исполнительно о распорядительной деятельно.
Если в правовом акте наряду с нормами административного права содержатся нормы других отраслей права (гражданского, уголовного и др.), то для административного права он будет источником в той части, как ка наполнена административно-правовыми предписаниями. Нормы административного права содержатся в различных по своему происхождению и значению нормативных актах. Основой для классификации источников административного п рава является их юридическая силила.
Главным источником административного права является. Конституция Украины, которая определяет основы общественного строя и политики государства, закрепляет основные права, свободы и обязанности граждан, регулирует основные принцип пи организации и деятельности центральных и местных органов исполнительной власти государств.
Следующим источником является такая юридическая единица как международный договор, прошел ратификации процедуру в. Верховной. Раде Украины. Согласно концепции примата международного права, которую поддерживает Украину, по оложення, содержащиеся в таких актах являются априорными относительно других юридических регуляторов национального характеру.
Среди законов Украины особое место занимают комплексные законы, которые называют кодексами. В кодексах собраны по определенным критериям, согласованы и размещены в определенном порядке правовые нормы, которые регулируют юють отдельную сферу или отрасль управления. Например,. Кодекс Украины об административных правонарушениях,. Воздушный кодекс,. Таможенный кодекс и др.. Всего в Украине разработаны и приняты 17 кодексесів.
На третьем месте, по юридической силе, есть законы Украины. Они, в свою очередь, делятся на конституционные законы и законы, принятые в порядке текущего законодательства. Конституционные законы, наличие яки их предусмотрена. Конституцией Украины, содержат нормы, которые устанавливают систему органов исполнительной власти, принципы их деятельности, определяют круг основных прав и обязанностей общественных организаций и граж дан в сфере управления и др.. Например, законы Украины»О гражданстве»,»О местном самоуправлении в Украинедування в. Україні».
Конституционные законы имеют высшую юридическую силу и является, как и. Конституция Украины, юридической основой для текущего законодательства
Законы, принимаемые в порядке текущего законодательства, регулирующих различные стороны социально-политической, хозяйственной, культурной жизни страны. Они детализируют и конкретизируют основные положения. Конст титуции Украины и конституционных законов. Таковы, например, законы»Об основах градостроительства»,»Об оперативно-розыскной деятельности»,»О предварительном заключенииt;Про попереднє ув’язнення».
Следующими, по юридической силе, нормативно-правовыми актами являются указы. Президента Украины, постановления. Кабинета. Министров Украины, различные положения, правила, инструкции, уставы и другие документы, утвержден карманы постановлениями. Верховной. Рады Украины и. Кабинета. Министров Украины (например,. Дисциплинарный устав органов внутренних дел). Они содержат значительное количество норм административного права и регулируют отдельные вопросы государственного управления в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферах государственного управлея.
Особая роль как источникам административного права относится нормативно-правовым актам министерств, государственных комитетов, других центральных ведомств. Такими нормативными актами являются приказы, положения; инстру укции, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в соответствующих отраслях и сферах государственного управления. Некоторые из этих источников содержат нормы административного права, обя связочно не только для подведомственных органов и должностных лиц, но и для других органов, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Например,. Инструкция. МВД Украины относительно порядка приобретения мыслился ькои огнестрельного оружиярої.
Значительное количество норм административного права содержится в нормативных актах, принимаемых местными органами исполнительной власти и местного самоуправления Украины
Отдельную группу составляют приказы руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений и организаций. Нормы административного права являются в общих актах управления, выданных государственными и негосударственными органами и (например, администрацией предприятия и профсоюзами, общественными организациями и тпп.).
И, наконец, нормативные акты общественных организаций, если они утверждены, или санкционированные государственными органами и содержат правила, регулирующие любые стороны государственного управления
В завершение освещение этого вопроса следует кратко остановиться на проблеме систематизации административного права
Систематизация административного права осуществляется в двух формах: в виде инкорпорации и кодификации
Инкорпорация предусматривает собрание отдельных нормативных актов, выписок из них и размещения их в определенной последовательности. Основанием инкорпорации является определенное направление деятельности, отдельный вопрос или круг родственных их вопросам. Например, приватизация имущества, земельная реформа. Инкорпорация может проводиться любыми органами и имеет неофициальный характер. Она призвана облегчить пользование нормативной базой различными к атегориямы гражданамадян.
Кодификация означает не только собрание нормативно-правового материала и его размещения в определенном порядке, но и пересмотр нормативных актов с целью устранения противоречий между ними, внесение изменений в существующие чих, создания новых и ликвидации устаревших правовых норм, а следовательно — предусматривает изменение нормативного материала акте.
Кодификация имеет только официальный характер. Кодексы — это комплексные законы, которые принимаются. Верховной. Радой Украины
В связи с тем, что нормы административного права регулируют очень широкую и многогранную сферу общественных управленческих отношений, их количество превосходит все другие отрасли права. Это обстоятельство вызывает необх мость систематизации: инкорпорации, а где возможно, — и кодификации административно-правовых норм. Однако это невозможно сделать в одном нормативном документе. На сегодня, мы можем сказать, что ад тративне право кодифицировано лишь частично. Примером является. Кодекс Украины об административных правонарушениях,. Воздушный,. Таможенный кодексы и иа ін.
В научной юридической литературе розгадаються вопрос о кодификации норм административного права за его институтами
В современных условиях ведется работа по подготовке нового. Кодекса Украины об административных правонарушениях, разрабатывается. Налоговый кодекс. Возникла необходимость проведения в Украине административной реф формы, а это требует коренного изменения действующего административного законодательстваа.
Источник
Основные понятия административного права
1. Понятие административного права, его предмет, источники, субъекты и принципы.
2. Характеристика административных правоотношений.
3. Понятие административной ответственности и виды административных наказаний.
1. Административное право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления. Слово «администрация» в переводе с латинского означает «управление», поэтому административное право называют управленческим. В широком смысле государственное управление близко к понятию исполнительной власти, хотя в более узком (строгом) смысле правительство является высшим органом государственного управления.
Органы государственного управления характеризуются тремя основными признаками:
1) наличием управленческого (административного) аппарата;
2) исполнительно-распорядительной деятельностью этого аппарата;
3) используемой при этом властью.
Роль органов государственного управления заключается в том, чтобы обеспечивать согласованные действия людей в ходе их совместной работы, направлять их действия на решение общих задач. Это касается функционирования как одного предприятия (учреждения), так и жизни общества; в целом.
Функции органов государственного управления:
1) управление различными сферами экономики;
2) выполнение задач по социокультурному строительству;
3) обеспечение общественного порядка и государственной безопасности;
4) реализация внешней политики государства, развитие экономических и иных связей с другими странами.
Предмет административного права:
1) отношения, возникающие в связи с функционированием систем исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации;
2) отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления;
3) отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т. д.).
Источники административного права:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральные конституционные законы (в п. 2 ст. 114 Конституции РФ записано: «Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом»).
3. Федеральные законы, содержащие нормы административного права.
4. Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового регулирования.
5. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственного управления.
6. Кодифицированные акты (Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года (в ред. от 25 июля 2002 года) — КоАП).
7. Приказы и постановления министерств и ведомств.
8. Законы, принимаемые представительными органами власти субъектов Российской Федерации.
9. Распоряжения и постановления органов местного самоуправления (т. е. городских и районных администраций).
10. Приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).
11. Распоряжения в устной или письменной форме (чаще в устной) руководителей подразделений предприятия (учреждения).
Субъекты административного права:
2. Органы местного самоуправления.
3. Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные).
4. Общественные объединения (организации).
5. Государственные служащие (должностные лица).
Принципы административного управления:
1. Принцип подчиненности и соответствующей подотчетности нижестоящих органов управления вышестоящим.
2. Принцип участия населения в управлении. Граждане участвуют в управлении государством через свободные демократические выборы своих представителей в органы власти. Участие граждан в управлении может осуществляться через общественные организации, трудовые коллективы, митинги, забастовки и другие массовые мероприятия, не запрещенные законом.
3. Принцип законности в управлении. Вся исполнительно-распорядительная Деятельность административных органов власти должна осуществляться на основе закона и во имя исполнения закона.
4. Принцип федерализма проявляется во взаимоотношениях между Центральными и региональными органами управления, которые должны работать в единой системе законодательства.
Система административного права
Административное право делится на общую и особенную части.
Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие:
1) административно-правовой статус граждан (статус — это наличие, определенных прав и обязанностей);
2) правовые основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);
3) административно-правовой статус негосударственных организаций;
4) порядок применения норм административного права (какие государственные органы или должностные лица могут применять нормы административного права, какова компетенция этих органов и т. д.). ;
Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления.
Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие:
1) обеспечение безопасности граждан, общества и государства (эти нормы в основном составляют содержание Кодекса об административных правонарушениях);
2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации (эти нормы в основном содержатся во внутриведомственных инструкциях и других подзаконных актах);
3) социально-культурную и благотворительную деятельность (это нормы, регулирующие деятельность отделов социального обеспечения, комитетов защиты малоимущих граждан, фондов помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т. д.);
4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических, культурных и иных связей с другими странами.
2. Административно-правовые отношения характеризуются тем, что обязательном порядке одной стороной этих отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в соответствии с возложенными на него задачами реализует свои властные полномочия. Наличие властных полномочий (т. е. обладание исполнительно-распорядительным функциями) у одной из сторон является необходимым условием возникновения административных отношений.
Особенности административно-правовых отношений:
1. Административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания. Поэтому административные отношения называют властеотношениями.
Эта особенность определена внешними приоритетами госудаственно-управленческой деятельности и в конечном счете является главным условием функционирования всего административно-государственного аппарата. Если на каком-то этапе управления принцип «власть — подчинение» не срабатывает, значит, вся система государственного управления дает сбой, и встает вопрос о замене вышедшего из подчинения звена административной цепочки.
2. Неравенство сторон, так как управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. Сторона, обладающая властными полномочиями, имеет доминирующее положение по отношению к другой стороне, не имеющей таких полномочий и находящейся в подчинении у первой.
3. Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон (а именно: стороны, которая обладает властными полномочиями по отношению к другой). Это резко выделяет административные отношения из всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по взаимному согласию сторон
4. Административные отношения по своей сути являются организационными, т. е. направлены прежде всего на организацию процесса правоисполнения. В функциональном смысле это регулирующее воздействие на поведение всех, кто связан со сферой государственного управления.
5. Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возникающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях. Существует особый административный порядок обжалования действий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.
6. Если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством.
Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.
Государственное управление, в сфере которого складываются административно-правовые отношения, в конечном счете сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности людей.
Виды административных отношений многообразны. В зависимости от особенностей участников этих отношений выделяют отношения соподчиненных субъектов и отношения несоподчиненных субъектов.
К несоподчиненному виду административных связей относится взаимодействие двух и более равнозначных и не находящихся в подчинении Друг к другу субъектов исполнительной власти (например, взаимоотношения между министерствами).
Соподчиненный вид административных связей может быть представлен в следующих вариантах:
1. Отношения вышестоящего субъекта исполнительной власти с нижестоящими субъектами исполнительной власти (например, отношения Правительства РФ с министерствами и ведомствами).
2. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (учреждением), находящимся в его подчинении (например, отношения Министерства общего и профессионального образования с вузами).
3. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (учреждением), не находящимся в его подчинении (например, отношения органов финансового контроля с предприятием). Это внешняя форма соподчинения. Она означает, что исполнитель не находится в прямой зависимости от субъекта исполнительной власти.
4. Отношения субъекта исполнительной власти республиканского (областного) значения с органами местного самоуправления.
5. Отношения субъекта исполнительной власти (федерального или муниципального) с негосударственными объединениями (коммерческими структурами, социально-культурными объединениями, общественными организациями и др.).
6. Отношения субъекта исполнительной власти (должностного лица) с гражданами. Это может быть как внутренняя, так и внешняя форма соподчинения (например, отношения начальника с подчиненными — внутренняя форма соподчинения, а отношения сотрудника ГИБДД с водителями — внешняя форма соподчинения).
Во всех видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной субъект исполнительной власти. Без него управленческие отношения в административном смысле возникнуть не могут, ибо только субъект исполнительной власти имеет полномочия выражать в юридической форме волю и интересы государства, т. е. он реализует на практике в исполнительном варианте государственную власть.
3. Административная ответственность наступает при наличии административного проступка.
Административный проступок — это посягающие на общественный порядок противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия или бездействия, которые запрещены административным законодательством (например, Кодексом об административных правонарушениях).
Административная ответственность в Российской Федерации наступает для граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста. За лиц в возрасте до 16 лет ответственность несут родители или опекуны правонарушителя. К лицам от 16 до 18 лет административные взыскания применяются в соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 26 июня 1999 года № 120-ФЗ (в ред. от 13 января 2001 года).
Военнослужащие и сотрудники ОВД в ряде случаев за административный проступок несут дисциплинарную, а не административную ответственность. Например, если гражданин задержан в нетрезвом состоянии, к нему будет применено административное взыскание, а военнослужащий за аналогичный проступок может получить только дисциплинарное взыскание. В других случаях военнослужащие несут административную ответственность наряду с гражданскими лицами (например, за нарушение правил дорожного движения, правил охоты и рыболовства, таможенных правил и т. д.).
Административное право предусматривает такое понятие, как вина без вины. Например, руководитель автопредприятия несет административную ответственность, если водитель этого предприятия будет признан виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия.
Административная ответственность не может применяться:
1) при крайней необходимости (в данном случае лицо не несет административной ответственности, но не освобождается от материальной ответственности перед третьими лицами);
2) в случае состояния невменяемости лица в момент совершения правонарушения;
3) если правонарушение имело незначительные вредные последствия или вовсе не имело их;
Административная ответственность иностранцев и лиц без гражданства наступает на общих основаниях, кроме случаев, когда правонарушитель пользуется дипломатической неприкосновенностью. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Законодательство об административных правонарушениях коллективных субъектов не кодифицировано.
Мерой ответственности за административное правонарушение является административное наказание.
Виды административных наказаний:
1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
2. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:
1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее — минимальный размер оплаты труда);
2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.
Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда — для граждан, для должностных лиц — пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц — одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.
Административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в предыдущем абзаце, но не может превышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Запрет на посещение спортивно –массовых мероприятий
4. Конфискация — принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения. Например, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Конфискация должна осуществляться в соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
5. Лишение специальных прав (права управления транспортным средством, права охоты и т. д.) — применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвалидам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.
Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
6. Административный арест — применяется за правонарушения, близкие к преступлениям, либо за повторные грубые административные правонарушения. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).
Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к:
а) беременным женщинам;
б) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;
в) лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет;
г) инвалидам I и II групп.
Административный арест назначается судьей.
7. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.
8. Дисквалификация — заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
9. Обязательные работы
взыскания подразделяются на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация предмета может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взыскании, остальные — только в качестве основных (ст. 3.3 КоАП).
Административные взыскания следует отличать от мер административного пресечения, которые предшествуют применению административного взыскания и направлены на прекращение правонарушения.
В административном праве предусмотрена также такая процедура, как административное задержание. Это не взыскание, и применяется оно лишь в целях выяснения обстоятельств дела и выяснения личности задержанного. Обычно административному задержанию подвергаются лица, подозреваемые в совершении преступления или в силу обстоятельств замешанные в тех или иных противоправных деяниях. Срок административного задержания может длиться не более трех часов либо до рассмотрения дела о правонарушении народным судьей или начальником органа внутренних дел. Задержанию сопутствуют личный досмотр и досмотр вещей задержанного с обязательным составлением протокола в присутствии не менее двух понятых.
Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим взыскание в течение установленного срока. Применять административные взыскания могут должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Однако в законодательстве еще не решен вопрос о компетентности лиц, применяющих взыскание.
Особую область представляет административная ответственность организаций. Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются норм земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов области строительства, санитарных норм и т. д. Основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, являет штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензий на осуществление строительной деятельности или на право торговли сроком до трех месяцев.
Общие выводы. Административное право занимает особое место системе права Российской Федерации. Если конституционное право закладывает основные принципы деятельности государственного механизма, то административное право приводит этот механизм в действие, непосредственно закрепляет существующую систему органов исполнительной власти, регулирует государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами. Административное право закрепляет права личности, дает гражданам гарантии защиты от произвола должностных лиц, устанавливает контроль за деятельностью государственной администрации.
Без управления не может существовать ни одно государство. Анархия и произвол — прямой путь к самоуничтожению общества и государства. История показывает: чем сильнее государственная власть, чем спокойнее и целеустремленнее действуют исполнительные органы, доводя свою волю до законопослушных граждан, обязанных непременно исполнять все законы, тем сильнее, могущественнее держава. Такие государства могут гордиться не только своим внутренним порядком, но и определять мировой порядок в целом, так как они не на словах, а на деле являются великими державами.
Источник