Меню

Сборка и регулировка сцепления ямз 236



Сборка и регулировка сцепления ямз 236

РЕГУЛИРОВКА ПОЛОЖЕНИЯ УПОРНОГО КОЛЬЦА ОТТЯЖНЫХ РЫЧАГОВ СЦЕПЛЕНИЯ ЯМЗ-236К, ЯМЗ-238

При сборке нажимного диска с кожухом в сборе отрегулировать положение упорного кольца. Эту регулировку производить в приспособлении, имеющем установочный размер 27±0,1 мм (рис. 27) регулировочными гайками 6 оттяжных рычагов при фиксированном положении кожуха и нажимного диска. Регулировкой обеспечить размер «В», равный 64±0,1 мм, при этом упорные поверхности всех четырех оттяжных рычагов 5 должны одновременно касаться упорного кольца 4. Перекос упорного кольца приведет к неравномерному отходу нажимного диска при выключении сцепления или ненормальной его работе.

После регулировки положения упорного кольца регулировочными гайками 6 установить стопорные 7 и опорные 8 пластины регулировочных гаек. Завернуть все восемь болтов крепления стопорных и опорных пластин, установив пружинные шайбы под головки болтов.

В случае использования нажимного диска с кожухом в комплекте с ведомыми дисками после ремонта, на которых установлены фрикционные накладки толщиной 4,15 мм, при регулировке положения упорного кольца размер «В» установить равным 67±0,1 мм.

Рис. 27. Приспособление для сборки нажимного диска с кожухом в сборе:
1 — подставка; 2 — направляющий штифт; 3 — болт крепления кожуха; 4 — упорное кольцо оттяжных рычагов; 5 — оттяжной рычаг; 6 — регулировочная гайка; 7 — стопорная пластина; 8 -опорная пластина; 9 — нажимной диск

Источник

Обслуживание и регулировки сцепления ЯМЗ-236

Регулировка сцепления ЯЗМ 238

Регулировка сцепления ямз 238. Возможные неисправности и пути рушения проблемы. Подробное руководство к действию.

Сцепление, механизм, который постоянно испытывает нагрузку. Максимальных значений она достигает в моменты начала движения или переключения передач. Именно очень важно, чтобы сцепление было правильно отрегулировано – это гарантия длительно работоспособности, как самого механизма, так и сохранности других деталей трансмиссии. Особенно это правило касается сцепления ЯМЗ 238, давайте разберемся почему.

Сцепление ЯМЗ 238

Конструктивные особенности

Сцепление этой модели обычно устанавливается на тяжелую мощную технику.

ЯМЗ 238 – это сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа цилиндрические пружины у механизма имеют периферическое расположение.

Мощность двигателя и собственно конструктивные особенности механизма очень часто приводят к тому, что неправильно настроенное сцепление запросто может выйти из строя. Дабы избежать поломки, необходимо с периодичностью как минимум раз в полгода проводить диагностику и регулировку сцепления ЯМЗ 238.

Необходимое техобслуживание сцепления

Каждый раз, приступая к ТО сцепления необходимо придерживаться строгой последовательности, дабы не упустить ничего важного и вовремя заметить неполадку:

  1. Первым делом следует проверить и в случае необходимости отрегулировать свободный ход муфты, отвечающей за включение сцепления (зазор должен составлять 3,2–4 мм).
  2. Далее, необходимо проверить механизм на отсутствие ведения. (проверка производится при заведенном двигателе на первой передаче и с выключенным сцеплением).

В случае если выяснить, что значение далеки от предельной нормы – выход один, регулировка трансмиссии ЯМЗ 238.

Регулировка сцепления

  • Начинать регулировку следует с измерения свободного хода педали сцепления. Для ЯМЗ 238 он должен составлять от 34 до 43 мм. Проверять значение следует с помощью линейки, спустив загодя воздух из пневмосистемы. Итак, если, что-то не в порядке приступаем к регулировке. Однако прежде все-таки убедитесь, зазор между торцом задней крышки корпуса клапана и стопорным кольцом в пределах нормы — 3,5+0,2 мм. При необходимости отрегулируйте и его.
  • Далее, необходимо обязательно отрегулировать зазор от второго ведомого диска до упорного кольца оттяжных рычагов. (он должен быть в пределах 64 мм).
  • Далее, регулируем и зазор упорным кольцом и подшипником муфты включение механизма ЯМЗ 238. Здесь значения колеблются в рамках 3,6 мм. Обратите внимание, что полное отсутствие этого зазора может привести к поломке нажимного подшипника и неисправности в работе ведомого диска.

Если принятые меры не помогают, а неисправность в работе сцепления сохраняется, скорее всего, регулировка не панацея и потребуется замена механизма.

Привод выключения сцепления гидравлический УРАЛ-5557

Главный цилиндр 7 (рис. 27) установлен в мотоотсеке и крепится на кронштейне к передней панели кабины. На поршень воздействует толкатель 13 (рис. 28), который через рычаг соединен с педальным механизмом 8 (см.рис. 27).

При воздействии на педаль сцепления давление жидкости из главного цилиндра передается по трубке 31, шлангу 24 в пневмогидравлический усилитель (ПГУ). В ПГУ жидкость давит на шток и одновременно открывает клапан пневмосистемы.

Пневматическая часть состоит из баллона 22 емкостью 8 литров, установленного на заднем кронштейне аккумуляторных батарей, одинарного защитного клапана 21, трубопроводов. Запитка осуществляется от отдельного контура пневмосистемы.

Одинарный защитный клапан установлен на баллоне и предназначен для разделения воздушной магистрали, идущей от отдельного контура пневмосистемы к баллону, и сохранения давления в ней независимо от падения давления в основных контурах. На баллоне установлен кран слива конденсата и клапан контрольного вывода 18.

Подвод воздуха к ПГУ осуществляется трубкой 17 и шлангом 16.

Тлавный цилиндр сцепления. Конструкция главного цилиндра показана на рис. 28. При необходимости ремонта при сборке кольцо 14 установить как показано на рис. 28.

Внутреннюю поверхность цилиндра, резиновые кольца и манжету при сборке смазать тормозной жидкостью.

Рис. 27. Привод управления сцеплением:

1 — бачок компенсационный; 2 — крышка бачка; 3 — болт; 4 — гайка; 5,14,23 — кронштейны; 6 — упор цилиндра; 7 — цилиндр главный; 8 — механизм педальный; 9,32 — пружины; 10 — педаль тормоза; 11—упор педали сцепления; 12,15 —тяги педали тормоза; 13 —рычаг управления тормозным краном; 16,24,33 — шланги; 17,19,31—трубки привода сцепления; 18 — клапан контрольного вывода; 20 — тройной защитный клапан; 21 — клапан защитный одинарный; 22 — баллон воздушный; 25 — рычаг вала вилки выключения сцепления; 26 — шток; 27 — усилитель пневмогидравлический (ПГУ); 28 — клапан прокачки ПГУ; 29 — болт упорный кронштейна; 30 —педаль сцепления; L= 185-200 мм; L1 = 254 мм; L2 =30-40 мм

Пневмогидравлический усилитель сцепления (ПГУ)

содержит корпус 1 (рис. 29), внутри которого расположены поршень 5 и шток 4. Поршень со штоком подвижно уплотнены в корпусе и могут перемещаться в осевом направлении. Поршень уплотнен в корпусе при помощи резиновой манжеты 9, а шток — двумя уплотнительными резиновыми кольцами 3.

Рис. 28. Цилиндр главный:

1 —пробка; 2,7 —кольца резиновые; 3 —пружина возвратная; 4 —чашка поджимной пружины; 5 —пружина поджимная; 6 —штуцер подводной; 8 —корпус цилиндра; 9 — поршень; 10 — манжета; 11 — кольцо стопорное; 12 — чехол защитный; 13 — толкатель; 14 — кольцо; 15 —кольцо уплотнительное; b = 0,2-0,6 мм

Корпус со стороны поршня закрыт крышкой 6, сквозь которую проходит шток. На конце штока закреплена вилка 8, которой ПГУ крепится к рычагу вилки выключения сцепления. В центре крышки 6 установлен резиновый грязесъемник 7, который очищает шток от грязи и предотвращает попадание ее внутрь корпуса.

С другой стороны корпуса 1 установлена вилка 14, при помощи которой ПГУ через кронштейн крепится к коробке передач. Вилка 14 имеет фланец, уплотненный в корпусе резиновым кольцом 13. В нижней части корпуса имеется выпускное окно 10, имеющее резиновый клапан. Клапан предотвращает попадание грязи внутрь корпуса.

В верхней части корпуса установлен клапан 2 для удаления воздуха из полости

О. К корпусу 1 при помощи двух болтов прикреплен клапан управления ПГУ, состоящий из корпуса 18, закрытый с двух сторон пробками 15 и 21. Внутри корпуса 18 расположены золотник 20 и воздушный клапан 17. Золотник подвижно уплотнен в корпусе двумя резиновыми кольцами и подпружинен относительно корпуса витой цилиндрической пружиной 19. Пружина 19 отодвигает золотник 20 от воздушного клапана до упора в пробку 21. Золотник имеет осевое и ради¬альное отверстия, которые сообщают полости Р и Ц.

Рис. 29. Усилитель пневмогидравлический сцепления:

1 —корпус; 2 —клапан прокачки; 3 —кольца уплотнительные; 4 —шток; 5 —поршень; 6 — крышка; 7 — грязесъемник; 8 —вилка; 9 — манжета; 10 —окно выпускное; 11—пробка; 12 —клапан управления; 13 —кольцо; 14 — вилка; 15,21— пробки; 16,19 —пружины; 17 — клапан воздушный; 18 —корпус; 20 —золотник; В,С,Б,Е,Б,С,К —полости; а —подвод сжатого воздуха; Ь — подвод рабочей жидкости

Воздушный клапан 17 пружиной 16 прижат к седлу, выполненному внутри корпуса, и разобщает полость Е с полостью Я.

Полость В системой отверстий связана с полостью Я, полость С и Э — с выпускным окном. Полости К и Э связаны между собой отверстиями. Полость К через присоединительное отверстие в пробке 21 при помощи трубопроводов связана с главным гидроцилиндром выключения сцепления. Полость Е через присоединительное отверстие в пробке 15 трубопроводом связана с ресивером. Из полости Е имеется вывод сжатого воздуха для привода управления усилителем.

Регулировка хода педали сцепления.

Регулировку проводить при полностью прокачанной системе и при отсутствии сжатого воздуха в пневматической части привода 22 в следующем порядке:

— ослабить контргайку упора 11 (см.рис. 27) и завернуть его до упора в педаль;

— перевести главный цилиндр 7 сцепления в верхнее положение в овальных отверстиях кронштейна 5;

— упором 6 и болтами 3 зафиксировать главный цилиндр;

— нажать педаль сцепления до упора в пол;

— проверить чистоту выключения сцепления (сцепление не должно «вести»);

— если сцепление «ведет», добиться выключения сцепления, перемещая главный цилиндр вниз с шагом 1/2 оборота упора 6, ослабив болты 3;

— затянуть болты 3 крепления главного цилиндра 7 моментом 44-56 Н.м (4,4-5,6 кгс.м);

— упором 11 отрегулировать свободный ход педали, зазор между толкателем 13 (см. рис. 28) и поршнем 9 должен быть Ь = 0,2-0,6 мм, что соответствует ходу педали 1-3 мм;

— с износом фрикционных накладок ведомого диска сцепления рычаг 25 (см. рис. 27) поворачивается против часовой стрелки, минимально допустимый размер Ц=254 мм. При достижении минимального размера Ц проверить состояние накладок, если оно удовлетворительно, переставить рычаг 25 на один шлиц по часовой стрелке;

— замерить ход штока 26 при давлении воздуха 800 кПа (8,1 кгс/см2), что соответствует отсечке регулятора давления, который должен быть в пределах Ц = 30-40 мм.

Прокачка. При замене тормозной жидкости или ремонте гидравлической части привода необходимо прокачать систему в следующем порядке:

— заполнить компенсационный бачок 1 тормозной жидкостью;

— снять защитный колпачок клапана 28, надеть шланг прокачки на клапан, отвернуть клапан на 1/2-3/4 оборота и погрузить конец шланга в чистый, прозрачный сосуд с тормозной жидкостью;

— ослабить гайку 4 и при появлении первых капель жидкости затянуть;

— резко нажать на педаль сцепления 30 при открытом клапане и медленно отпускать при закрытом клапане до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков воздуха из шланга. Если выход пузырьков воздуха с жидкостью прекратился, затянуть клапан прокачки.

Чтобы при прокачке воздух не засасывался главным цилиндром, нужно следить, чтобы уровень жидкости в компенсационном бачке был всегда более половины, а конец шланга находился постоянно в жидкости.

Критерием полной прокачки является резкое возрастание усилия на педали при ее перемещении на величину Ь2 = 35-40 мм после выбора свободного хода.

Возможна ускоренная прокачка гидропривода сцепления с использованием внешнего источника сжатого воздуха, для этого:

— заполнить компенсационный бачок тормозной жидкостью;

— снять защитный колпачок клапана 28, надеть шланг прокачки на клапан, отвернуть клапан на 1/2-3/4 оборота и погрузить конец шланга в чистый, прозрачный сосуд с тормозной жидкостью;

Читайте также:  Автомагнитолы регулировка с руля

— надеть шланг от внешнего источника сжатого воздуха на головку крышки 2 компенсационного бачка 1;

— при подаче воздуха давлением не более 200-250 кПа (2,0-2,5 кгс/см2) добиться отсутствия выхода пузырьков воздуха из трубки.

Обслуживание пневмогидропривода сцепления заключается в периодическом осмотре элементов привода, очистке от грязи и проверке:

— герметичности гидравлической и пневматической частей;

— уровня жидкости в компенсационном бачке и затяжки резьбовых соединений;

— плотности прилегания упорного болта 29 к картеру коробки передач.

При эксплуатации автомобиля дополнительно проводятся следующие работы:

— ежедневно проверять исправность сцепления и уровень жидкости в компенсационном бачке главного цилиндра, при необходимости долить. Уровень жидкости в бачке должен быть на 15-20 мм ниже верхней кромки заливной горловины;

— при техническом обслуживании в начальный период эксплуатации проверить свободный ход педали сцепления, который должен быть 1-3 мм;

— при сезонном техническом обслуживании (один раз в два года) сменить тормозную жидкость в гидроприводе сцепления. Уровень жидкости в бачке должен быть на 15-20 мм ниже верхней кромки заливной горловины. Применяемая тормозная жидкость «Томь» или «Нева», «Роса». При температуре ниже минус 40 °С разбавить тормозные жидкости этиловым спиртом в количестве 18-20 % по весу. Количество применяемой жидкости 0,5 л.

Обслуживание и регулировки сцепления ЯМЗ-236

Сцепление модели ЯМЗ-238 двухдисковое, сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением цилиндрических пружин. Кожух 16 (рис. 1) сцепления, штампованный из листовой стали, с нажимным диском 19 в сборе устанавливается на маховике 20 двигателя, а ведомые диски 21 — на шлицевой части первичного вала коробки передач.

Передний и задний ведомые диски устанавливаются в определенном положении, как показано на рисунке.

Ведомые диски сцепления зажимаются постоянным усилием цилиндрических нажимных пружин 17 между маховиком двигателя, средним и нажимным дисками.

Под пружины со стороны нажимного диска подложены термоизолирующие прокладки 18. Нажимной и средний ведущие диски связаны с маховиком четырьмя шинами, находящимися на наружной поверхности дисков.

Сборка сцепления автомобиля Урал

Рычаги в сборе с опорными вилками. Для облегчения сборки игольчатых подшипников предварительно вставить в отверстия рычага технологические шарики из мягкой резины 0 8,8-9,5 мм, затем между шариками и стенкой отверстия вставить ролики, слегка смазанные маслом. Совместив отверстия опорной вилки и рычага, вставить короткий палец вилки, вытолкнув при этом шарик, и зашплинтовать палец. При сборке сферический выступ внутреннего конца рычага должен быть направлен в одну сторону с резьбовым концом вилки.

Собирать подшипники можно и обычным способом с нанесением на поверхность отверстия слоя консистентной смазки, причем во второе отверстие рычага ролики закладывать после сборки рычага с вилкой. Нажимный диск в сборе с рычагами. Соблюдая разметку, сделанную при разборке, установить рычаг в паз кронштейна. Совмещая отверстия, вставить палец и зашплинтовать его. Аналогично установить остальные рычаги. При этом головки пальцев должны быть направлены в одну сторону. Нажимный диск с кожухом. Установить нажимный диск в приспособлении, на выступы диска наложить теплоизолирующие шайбы и поставить на них нажимные пружины. На пружины опустить кожух сцепления так, чтобы центрирующие отбортовки вошли внутрь пружин, метка «0» была совмещена с меткой на диске, а резьбовые концы опорных вилок вошли в соответствующие отверстия. Навернуть на резьбовые концы вилок регулировочные гайки, слегка нажимая на кожух. Совместить отверстия на опорных поверхностях кожуха сцепления с резьбовыми отверстиями приспособления, поставить центрирующие болты, завертывая их постепенно и последовательно.

Установить втулки в фасонные отверстия пружинных пластин, завернуть болты крепления этих пластин (момент затяжки 1,0- 1,5 кгс-м), затем застопорить их, отогнув тонкий буртик втулки на грань головки болта.

Ключом завернуть до упора регулировочные гайки. Установить опорные прижимные пластины на регулировочные гайки и завернуть болты крепления до соприкосновения концов пластины с кожухом.

Если заводская комплектность нарушена, нажимный диск с кожухом в сборе следует статически балансировать с точностью 90 гс-м. Для устранения дисбаланса допускается высверливать металл из бобышек диска.

Источник

Регулировка сцепления МАЗ своими руками: советы опытных мастеров

Сцепление – это специальное автомобильное устройство, состоящее из двух дисков. Такая конструкция относится к механизмам фрикционного типа. В механизме есть пружины, установленные периферийно. Место установки – чугунный картер. Несмотря на то, что конструкция имеет сложное строение и множество узлов, регулировка сцепления МАЗ – процесс, доступный любому автовладельцу, имеющему минимальные знания о механизме. Можно самостоятельно изучить устройство конструкции, разобраться в особенностях работы отдельных деталей, узнать о наиболее часто встречающихся неисправностях и своими руками отрегулировать этот механизм. Советы от опытных автомастеров, видео и пошаговое руководство для осуществления отдельных процессов по диагностике и наладке устройств в автомобилях МАЗ помогут разобраться в данном вопросе.

Устройство

В механизме под артикулом 2501 3708000 21 есть огромное количество составных элементов, которые совместной работой обеспечивают движение автомобиля МАЗ. Основные компоненты устройства следующие:

  • отжимной рычаг;
  • пружины;
  • вилка;
  • кольца, крепежи, пластины, муфты;
  • кожух, рукоятка, палец;
  • ступицы и маховик.

Все части конструкции делятся на ведущие и ведомые. Ведущие элементы устройства – диски трансмиссии. Любая составная часть механизма отличается своей прочностью и высоким качеством материала изготовления. Главное – выбирать надежные запчасти для устройства, так как конструкция зачастую бывает подвержена высоким нагрузкам. Самый популярный материал для изготовления запчастей этого автомобильного механизма – чугун.

Трансмиссия 238 – не только надежное, но и крепкое устройство. Это достигается благодаря особой системе крепежей.

Диск 2501 3708000 40 присоединяется к маховику через особые шипы. Такое соединение в механизме обеспечивает передачу момента кручения от узла с накладками и маховиком к стальному блину. В этом процессе образуется сила трения. Следует отметить, что привод не включает в свою конструкцию диски.

Для того чтобы предотвратить перегрев пружин, который неизбежно происходит во время продолжительной пробуксовки грузового автомобиля, конструкторы предложили особое решение для этого устройства: подложить под пружины пластину из прессованного картона.

Диск 236 не является взаимозаменяемой деталью. Элементы механизма закреплены на первичном валу через его шлицы.

Само сцепление МАЗ однодисковое состоит из ступицы, стального блина и его накладок, а также специального устройства – гасителя колебаний.

Последний элемент конструкции заслуживает отдельного внимания. Во время движения автомобиля МАЗ возникают колебания разной длины и передаются от вала двигателя. Трансмиссия подвержена воздействию этих колебаний, из-за чего устройство может выйти из строя. Чтобы избежать этого, в конструкции установлен особый гаситель, снижающий воздействие колебаний на механизм. Гаситель минимизирует риск появления сбоев в устройстве во время запуска грузовика МАЗ и позволяет сделать работу зацеплений более плавной.

Рассматриваемая деталь 256б 3407199 01 достаточно крепкая, это устройство редко выходит из строя. Однако такой механизм, как и любое другое устройство в автомобильной системе МАЗ, важно регулярно диагностировать на предмет дефектов. Все тяги и клапаны конструкции должны включаться последовательно. Такой процесс обеспечивает работу механической коробки передач, которая осуществляется с помощью усилительного цилиндра. Осмотр конструкции можно провести своими руками или обратиться на СТО. Самостоятельную диагностику механизма возможно произвести и неподготовленному автовладельцу. Но лучше перед осмотром устройства изучить строение конструкции, её особенности и допустимые отклонения.

Выявление каких-либо неполадок в механизме МАЗ не обязательно является поводом для приобретения запчастей. Ряд проблем решается проведением наладки устройства. Есть два типа регулировки:

  • наладка свободного хода педали;
  • изменение зазора между стопорным кольцом и крышкой клапана.

Проблемы конструкции

Безусловно, проблемы в механизмах новых автомобилях возникают нечасто. Одна из современных разработок, отличающихся надежностью – автобус МАЗ. Запчасти к нему не составит труда приобрести. Создать эту машину помог опыт конструирования таких автомобилей, как МАЗ 500 или МАЗ 5336.

Опыт эксплуатации одних и тех же моделей позволил выявить основные неисправности конструкций и разработать рекомендации по их решению.

Если свободный ход у муфты отключения в МАЗ уменьшился или совсем отсутствует, то проблема решается первоочередной регулировкой отхождения промдиска с последующей отладкой.

Существенный износ фрикционных накладок связан с большими перегрузками блока. В этом случае изношенные детали в механизме необходимо заменить. Замену можно сделать как локальную (поменять сами накладки), так и более масштабную: оставшиеся составные в собранном состоянии. Это же решение подойдет для случая, когда накладки чрезмерно пропитаны маслом и имеют сильные следы нагара.

Если настройки муфты 5440 недостаточно, то надо отрегулировать и проверить текущие настройки положения педали. При выявленной деформации нажимного диска 5551 устройство требуется заменить. Калибровка этого механизма в МАЗ не допускается. Если средний диск слишком сильно смещается или, наоборот, практически неподвижен, то проблему решит работа с корректировкой затяжки соответствующих винтов. Это поможет восстановить нужные параметры рабочего пространства конструкции.

Калибровка расстояния в промежутке между упорным кольцом и подшипником механизма производится путем настройки параметров муфты включения. Регулировка двухдискового сцепления в грузовиках МАЗ не решает ряд проблем, но в этом случае может помочь наладка привода. Так, слишком медленный возврат педали в первоначальное положение сигнализирует о недостаточности зазора в болтовом соединении между гайкой от тяги и нижней клапанной крышкой механизма. Скорректировать зазор необходимо согласно приложенной инструкции к детали. Если поврежден или сломан резиноармированный клапан, то поможет только замена запчасти маз 103. При слабом натяжении возвратной спирали требуется поставить новую или сдвинуть соответствующий держатель по тяге.

Деформации, загрязнение деталей или наличие ржавчины часто приводит к заклиниванию деталей в местах их соединений между собой.

Данная проблема решается выравниванием тяг, а так же качественной механической очисткой. После очищения важно произвести смазку трущихся поверхностей, чтобы предотвратить перегрев конструкции. Дополнительная смазка поршня поможет и при его застопоривании.

Кроме вышеперечисленных проблем в машинах МАЗ могут возникать неполадки в зоне пневматического усилителя и ПГУ. Замена последнего устройства выполняется на СТО. Чаще всего причиной неисправности механизма является пропускание воздуха через небольшие отверстия из-за нарушения герметичности или протекание рабочих жидкостей. В ряде случаев подача жидкости и воздуха в конструкции отсутствует. Распространенная процедура для устранения этого явления – замена изношенного элемента. Приобрести новый шланг или клапан для МАЗ не составит труда, так как, зная маркировку, автовладелец сможет достать точно такую же деталь. Если она в исправном состоянии, то дефект механизма можно устранить двумя способами: продувкой или прочисткой магистрали.

В ряде случаев неполадки пневмоусилителя МАЗ возникают из-за слишком большого зазора между крышкой тяги и крепежной гайки устройства.

Следует диагностировать текущий промежуток, так как не только ослабленное соединение приводит к проблемам, но и перетяжка механизма.

Таким образом, ряд неисправностей в МАЗ невозможно решить одной лишь регулировкой конструкции, даже в качестве временных мер. Действительно, некоторые группы неполадок устраняются только заменой компонента. Не все составные узла подходят для ремонта. Когда в блоке преимущественная часть не является ремонтопригодной, то дешевле заменить весь механизм целиком.

Безусловно, часть запчастей для МАЗ достаточно сложно найти. При этом важно обращаться только к проверенным продавцам запчастей, что предполагает повышенное качество, увеличенный срок службы и гарантийное обслуживание. Некачественная составляющая может не только привести к поломке всей конструкции, но и спровоцировать аварийные ситуации на дороге.

Читайте также:  Регулировка ручника на колодках на акценте

Регулирование конструкции

Элементы двигателя грузового автомобиля МАЗ не способны собственными силами обеспечивать достаточный для конструкции диапазон передаточных значений. Это стало причиной для разработки механизма совместной работы таких деталей и основной коробки передач. Объединенная система значительно расширила требуемые показатели и улучшила общий функционал двигателя МАЗ. Параллельно с этим нововведением конструкторы решали еще одну задачу: обеспечение плавности механизма переключения шестеренок добавочного редуктора. Сложность проблемы заключалась в том, что изменение происходит во время высоких нагрузок из-за вращения звеньев устройства.

В результате проведенного анализа был создан механизм, который позволяет кратковременно отключать трансмиссию и двигатель МАЗ при надобности.

Трансмиссия – достаточно специфическая конструкция. Особенность механизма заключается в том, что устройство является передающим звеном, а не зависимым. Процесс происходит за счет сил трения, а не во время зацепления зубчатых шестеренок, как в других запчастях. Потери мощности, геометрические отклонения и прочие дефекты конструкции (даже незначительные) могут существенно повлиять на общую работоспособность устройства.

Конструкторы Минского автомобильного завода должны были решить одновременно ряд проблем конструкции:

  • надежность соединения дизельного двигателя 5337 с коробкой передач;
  • организация отключения и подключения механизма во время передвижения грузовика;
  • предупреждение поломок составных звеньев силового устройства с одновременной гарантией безопасности остальных составных конструкции;
  • сохранение заданных характеристик МАЗ.

Надежность этого соединения в грузовиках от Минского автомобильного завода была достигнута благодаря добавлению в механизм качественных мощных пружин, прижимающих лепестковое устройство, которое установлено на маховик и шлицы от первичного вала. Второе нововведение от конструкторов МАЗ – специальные накладки к рабочим плоскостям конструкции. И эти накладки, и другие ведомые звенья отличаются сложносоставной конструкцией, где используется большое количество различных демпферов 53371, устраняющих возможные колебания и другие вредные механические явления, возникающих в соединениях такого типа.

Оставшиеся задачи были решены за счет введения новых устройств переключения механизма и особого способа (последовательности) сборки составляющих. Это решило проблемы в устройствах МАЗ, но одновременно добавило большое количество запчастей в конструкцию, а также обязало сборщиков повысить точность установки и обратить особое внимание на их взаимное месторасположение.

Контролировать и гарантировать качество установки в заводских условиях – достаточно просто. Процесс сборки и монтажа конструкции механизирован, поэтому допуски и промежутки строго соблюдаются на аппаратном уровне. Однако в процессе эксплуатации механизма неизбежно возникают изменения геометрических параметров.

Стандартный физический износ, ослабление резьбовых соединений и узловых регуляторов, растяжения пружин и их деформация, механические различные повреждения и температурные перепады – вот несколько причин, которые выводят этот механизм МАЗ из строя.

Существует огромное количество рекомендаций и предписаний по регулировке того или иного составного элемента трансмиссии МАЗ. Точные инструкции всегда дает производитель в сопроводительной документации. Однако есть ряд популярных неисправностей устройства, которые можно устранить самостоятельно.

Сборка конструкции

Нажимной комплект МАЗ должен собираться в специально оборудованном помещении и с обязательным использованием ручного пресса. Приспособление для сборки представляет собой поставку с размером, равным расстоянию от нижней плоскости кожуха до дискового верхнего корпуса. При этом допускается отклонение, не превышающее 0,1 миллиметра. Центр устройства – оправка, закрепленная болтом. Устройство служит для регулирования контрольного размера установки. Значение должно быть равно 64 миллиметра. Допуск отклонений – 0,5 миллиметра.

В строении оправки есть упорные сухари, легко перемещающиеся в полости механизма МАЗ. Во время монтажа нажимного комплекта в проектное положение на приспособлении эти сухари примыкают к лапкам оттяжек и принимают положение, зависящее от расположения рукояток устройства (либо утопают, либо выступают из поверхности). Размер оправки установлен так, чтобы при правильно выставленном параметре для оттяжных выступов сухари лапками не выступали над пространством корпуса оправки.

Вышеуказанные контрольные данные для конструкции включает толщину упорного кольца, устанавливаемого на оттяжных рычагах. Толщина варьируется в пределах 6 миллиметров. Регулировка нажимного механизма корзины сцепления МАЗ производится без кольца упора, поэтому надо ориентироваться на размер 58 миллиметров, то есть величину без упорного кольца.

Сборку с последующей настройкой следует производить так:

  • установить нажимной дисковый аппарат на подставку рабочей стороной вниз, зафиксировать блин шипами установкой их в пазы устройства;
  • закрепить игольчатый подшипник в отверстия оттяжных рычагов. Для каждого отверстия предусмотрено по двадцать иголок. При их укладывании необходимо использовать смазку пластичной консистенции;
  • зафиксировать вилки на оттяжных рычагах и установить оси;
  • вставить собранные рычаги в пазы для проушин блина и соответствующие оси;
  • на них одеть вилки от пружин упорного кольца;
  • зафиксировать оси рукояток с помощью особых замковых шайб, предварительно образовав среднюю часть на перемычке от фартука;
  • на окончания пружин одеть четыре петли;
  • установить на соответствующие бобышки нажимные пружины, перед этим обязательно положить под них термоизолирующие шайбы.

Во время эксплуатации главного блина, обработанного точением на 1 миллиметр, важно подкладывать под каждую пружину шайбу из стали со стороны, где установлены направляющие стаканчики кожуха.

Следующий этап сборки устройства – установка кожуха трансмиссии на штифты направления. Эти стаканчики кожуха должны свободно входить в спирали, а хвостики резьбы от рукояток оттяжек в отверстия на кожухе. Кожух конструкции требуется поджать при помощи пресса к монтажному приспособлению и зафиксировать болтовым соединением. Далее кожух можно вытащить из-под пресса. На каждый хвостик следует закрутить регулировочную гайку и закрепить оправку для калибрования местоположения лапкового выступа оттяжек. Затем зафиксировать механизм болтом. Ремень компрессора ямз 236 надо содержать в нормальном эксплуатационном состоянии, чтобы избежать чрезмерного или слишком слабого натяжения в конструкции.

После этого необходимо посредством регулировочных гаек скорректировать текущее положение рукояток конструкции МАЗ так, чтобы запчасти одновременно доставали до упорных сухарей. Те, в свою очередь, обязаны располагаться заподлицо с наружной поверхностью. Это действие во время монтажа кольца упора помогает образовать определенное пространство между кольцом и рабочей поверхностью от корпуса нажима.

На крепежные гайки настройки устанавливают пластины. На них – стопорные планки и пластины опор от вилок. Далее производят фиксацию определенных болтов. Их затяжка должна исключить возможный осевой люфт конструкции. Финальная фиксация болтов производится через отгибку усиков от планок стопора.

Упорное кольцо после установки на оттяжки важно закрепить так, чтобы оно прилегало сразу ко всем четырем опорным поверхностям.

Удары торцевой части от упорного кольца по отношению к рабочей поверхности нажимного лепесткового диска не могут превышать размер в 0,4 миллиметра на пути в радиусе 45 миллиметров. Учащенное биение вышеупомянутых поверхностей способно вывести из строя фрикционные накладки от ведомой детали и привести к обгоранию поверхностей звеньев конструкции.

Как наладить трансмиссию?

Главная задача устройства – качественная передача на двигатель 238 маз образованного крутящего момента. Нормальная эксплуатация автомобиля невозможна без качественного ухода за всеми конструкциями в машине. Не стоит проводить инструментальный контроль в механизме, не зная строения запчастей и нюансов их обслуживания. Однако провести визуальную диагностику устройства и внешний осмотр по силам даже новичку.

Автомобили МАЗ оборудованы сухим, двухдисковым (или однодисковым) устройством, которое устроено по фрикционному типу. Агрегаты такого вида отличаются установкой цилиндрических пружин по периферии механизма. Конструкция размещена в картере из литого чугуна.

Механизм предназначен для кратковременного разъединения коленвала двигателя и конструкции коробки передач МАЗ. Кроме этого, агрегат отвечает за плавное соединение частей во время старта движения автомобиля и при переключении скоростей.

Важно следить за тем, какой в данный момент уровень затяжки у крепежных болтов в конструкции соединения картера и аналогичной стороной маховика. Натяжение болта в устройстве должно быть в интервале от 8 до 10 кГм. Затяжку требуется проводить равномерно, плавно. Последовательность – перекрестная. После затяжки механизма необходимо отогнуть усики конструкции, смазать привод и все подшипники. В помощь автовладельцам МАЗ есть особый документ – смазочная карта, согласно которой ничего сложно оставить без внимания важные процедуры по обслуживанию устройства.

Регулировка сцепления на грузовиках

Во время наладки и калибровки механизма трансмиссии и всех составных грузовика МАЗ могут быть произведены следующие действия:

  • замер текущего отхода ведущего диска (среднего), который отвечает за наличие должного зазора рабочих поверхностей устройства после прекращения функционирования;
  • регулировка пространства между боковиной корпусной крышки от клапана и наладочной гайкой;
  • налаживание хода педали сцепления.

Для каждого типа регулирования устройства потребуется обычный набор ключей (инструменты накидного типа и рожковые варианты), мерная линейка и стальной штангенциркуль.

Этапы наладки механизма

Для того чтобы осуществить полноценную наладку однодискового сцепления в грузовиках МАЗ, начинать надо с осмотра места сопряжения и определить: как сильно отходит поверхность среднего ведущего блина. Это способствует обеспечению должного зазора на рабочих плоскостях конструкции. Дополнительно требуется произвести корректировку зазора в месте примыкания торца крышки к фиксирующей гайке. Далее можно приступать к наладке функционирования педали.

После этого важно выбрать способ демонтажа ведущей детали. Перед снятием устройства надо убрать крышки люков от автомобильных картеров МАЗ. Предварительно запустить трансмиссию и выставить на рычаге механизма нейтральную передачу. Далее повернуть маховик силового агрегата, закрутив при этом все четыре винта наладки до упора в пространство среднего ведущего звена. До этого надо ослабить болтовое соединение и отвернуть контргайки в конструкции.

Не переставая вращать блок, открутить регулировочные винты механизма не более одного оборота, далее зафиксировать всё контргайками. Во время затяжки контргаек важно не переусердствовать и придержать винт, чтобы исключить смещение откалиброванного промежутка.

Далее рекомендуется провести контрольное измерение текущего зазора между наладочной гайкой и торцом крышки. Показатель должен находиться в интервале от 3,3 до 3,7 миллиметра. Следить за расстоянием необходимо во время каждого технического осмотра устройства. Настройка конструкции проводится путем ослабления контргайки или её затяжки.

Следующий этап – наладка хода педали сцепления МАЗ. Для проведения размерной корректировки потребуется линейка, которая позволит измерить интервал хода педали по окончанию выхода воздуха из пневматической системы. Параметр свободного хода обязательно должен находиться около значения в 37 миллиметров. Минимальное значение – 34 миллиметров. Максимальный размер – 43 миллиметра. Контроль значения в обязательном порядке должен проводиться во время диагностик и технических осмотров.

Регулировка свободного хода в машинах МАЗ начинается с разъединения рукоятки привода и автомобильной вилки штока. Одновременно надо передвинуть поршень конструкции от цилиндра до самого низа. Нижний край от двуплечего рычага нужно повернуть в другую сторону до отказа. Необходимо проконтролировать, чтобы все сквозные отверстия вилок были смещены на половину размера. Отклонение в обе стороны не допускается. Увеличенное или недостаточное совмещение контролируется при помощи передвижения штока от цилиндра в устройстве.

Финальный этап наладки передач грузовика МАЗ – совмещение рукоятки механизма с отсоединенными частями и контрольная проверка расстояния между сквозными отверстиями вилок при помощи кручения этих компонентов. Процесс настройки устройства осложняется измененным физическим состоянием конструкции. Изношенность фрикционных накладок конструкции делает неизбежным перемещение двуплечего рычага на расстояние в один шлиц по направлению против движения часовой стрелки. Далее требуется откалибровать свободный ход педали.

Читайте также:  Схема регулировки клапанов камаз евро

Классическое решение устройства трансмиссии ЯМЗ – сухой тип, произведенный по чертежам минского автомобильного завода. Здесь монтируется двухдисковое устройство, выполненное в производственных условиях, и далее установленное в конструкцию грузовика. Основное отличие такого механизма от аналогичных устройств – периферийное расположение пружин. У них есть различные количественные и качественные показатели, однако общая суть работы механизма одинакова.

Главная задача устройства – корректный перенос образованного крутящего момента. Для обеспечения процесса у среднего и нажимного ведущего блина есть по 2 удаленных контакта, которые установлены на плоскости с пружинами. Перемещение точки по поверхности оси без препятствий производится благодаря влиянию особого прибора. Это венец маховика ямз 236 132 зуба. Также в процессе участвуют контактные приливы.

Безусловно, у каждой детали для МАЗ есть свой запас эксплуатации. Узнать его можно в инструкциях, приложенных к грузовику, или в гарантийной документации к замененным запчастям.

Бережное отношение к автомобилю, своевременная диагностика, смазка и осмотр звеньев конструкции позволят избежать неожиданных поломок и продлить срок службы машины.

Конструкция

Сцепление МАЗ – достаточно сложный механизм, который состоит из множества составных частей и крепежей:

  • основной маховик, оснащенный картером;
  • шток;
  • пружинный нажим и его отжимная составляющая;
  • диски (ведущий, нажимной, средний, ведомый);
  • рукоятка и корпус;
  • муфта с подшипниками, прикрепленная к втулке через фланцы;
  • регулировочные винты, гайки и контргайке;
  • планка упора;
  • ПГУ МАЗ;
  • герметизирующие, теплоизоляционные и примыкающие шайбы;
  • вилка.

Нажимные пружины конструкции одной стороной установлены в корпус узла, а другой стороной – в нажимной блин. Монтаж устройства обязательно включает в работу теплоизоляционные шайбы. Стальной блин передает силу на ведомые части, передвигая их по направлению к маховику механизма.

Если трансмиссия выключена, то происходит следующий процесс: спирали закрывают все существующие в узле пространства.

Износ фрикционных накладок в МАЗ – естественный процесс. Если выявлены повреждения, превышающие допустимые значения, то составляющую надо заменить.

Продолжение использования неработоспособных звеньев способно вывести из строя всю конструкцию и привести к необходимости дорогостоящего капитального ремонта автомобиля МАЗ.

Как часто необходимо ремонтировать механизм?

Не стоит постоянно менять накладки в МАЗ, если они выходят из строя. Иногда достаточно ограничиться корректировкой положения точки. Важно придерживаться инструкции от производителя во время проведения работ.

Когда накладки естественным образом износились, происходит небольшое перемещение блина с его первоначального местоположения по направлению к маховику. Вслед за ним разрезные кольца конструкции перемещаются ближе к корпусу. Проведение наладки может вернуть обратно первоначальные показатели промежутков в устройстве, что позволит увеличить эксплуатационный срок накладок.

Как сделать настройку механизма?

Калибровка автомобиля МАЗ – достаточно продолжительный процесс, на который надо отвести некоторый запас времени. Сначала нужно демонтировать картер маховика, который установлен на крышке люка. Это требуется сделать для того, чтобы обеспечить свободный доступ к среднему звену устройства. Далее процесс следующий:

  • отключить сцепление;
  • установить рычаг КПП МАЗ на нейтральное положение;
  • повернуть модуль силового двигателя;
  • отвернуть контргайки механизма;
  • ввернуть винты резьбой в средний диск.

Далее продолжить свободное вращение блока. Во время проведения ремонтного процесса такой конструкции МАЗ важно придерживать винт при помощи специального инструмента, который позволит держать зазор на выставленном уровне.

После того, как винты вернули обратно и зафиксировали, надо измерить текущий зазор, который должен быть равен 3,3 миллиметра. Если размер иной, то наладку механизма следует провести заново. Достигнутый результат закрепляется затяжками.

Прокачка устройства

Для прокачивания сцепления МАЗ необходимо наполнить жидкостью гидроприводной бачок. В качестве наполнителя для конструкции подойдет обычная вода. Заливание жидкостью должно происходить постепенно, пока не получится достигнуть уровень в 1-1,5 сантиметра.

Выпускной клапан от цилиндра чаще всего загрязнен, поэтому надо его прочистить. Перед этим с головной части следует демонтировать специальную крышку – колпачок, и установить на это место гибкий шланг из резины.

Далее край шланга надо погрузить в жидкость, которую предварительно нужно налить в банку объемом один литр до её середины. Для прокачки данного механизма в МАЗ нужно давить на педаль конструкции с интервалом в пару секунд. Действие следует повторить пять раз.

Важно внимательно выполнять все части процесса, так как игнорирование одного из пунктов прокачки может не дать желаемого результата. Турбина на МАЗ ЯМЗ 238 повысит общую производительность мотора.

Настройка привода выключения

Во время корректировки механизма настраивается не только зазор, но и свободный ход на педали передач. Проверка устройства в машинах МАЗ должна производиться не реже, чем через одно плановое ТО.

Допустимая величина зазора в конструкции – 0,35 сантиметра. Для калибровки механизма следует ослабить контргайку при помощи вилки. Величина пространства регулируется вращением. Допустимое отклонение от норматива – 0,02 сантиметра. Проверить текущий размер можно при помощи обычной измерительной линейки. Перед контрольным замером данных конструкции надо опустить водительскую кабину грузовика МАЗ и выпустить воздушные массы из пневматической системы.

Свободный ход калибруется следующим образом:

  • вилка отсоединяется от рычага;
  • рукоятка отводится обратно по направлению хода машины до врезания в место за нижним плечом.

Если не совмещать отверстия штоковой вилки и стального плеча, то размер составляет 0,8-1 сантиметр при фиксации поршня в крайнем нижнем углу. Если калибровка невозможна, то необходимо аккуратно передвинуть рычаг на 1 шлиц. Важно направлять действия по движению часовой стрелки.

Часто встречающиеся неполадки устройства

Авторемонтные мастерские отметили ряд популярных неисправностей в подобных узлах МАЗ, проанализировали проблемы конструкции и предложили возможные варианты для устранения неполадок.

Если наблюдается пробуксовка механизма сцепления, то это свидетельствует о возможном отсутствии достаточного свободного хода педали, блокировки поршневых составляющих и физическим износе накладок фрикциона. Проблема решается регулированием педали. Особенно важно содержать все составляющие устройства в чистоте. Обработка элементов механизма должна проводиться с использованием какого-либо очищающего состава, например, керосина. Если во время диагностики конструкции выявлены какие-то повреждения, то необходимо заменить изношенные части устройства.

В случае, когда трансмиссия МАЗ выключается не до конца, неисправность механизма может заключаться в неправильно установленной длине штока, недостаточном текущим уровнем воздушного давления в пневматике и нарушением герметичности среди манжет от поршней. Возможно, вышли из строя оттяжные рычаги конструкции. Такой дефект устройства исправляется наладкой длиной штока и герметизированием разрушенных участков.

Если педаль не до конца возвращается в исходное положение, то следует откалибровать пространство меду стопорным кольцом и конструкцией задней крышки. Клапаны, которые износились, следует заменить на новые. Держатель от пружинного блока надо монтировать ближе к конструкции тяги. Если на тягах есть дефекты, то их следует незамедлительно устранить. Все цилиндрические фигуры конструкции необходимо очистить и смазать.

Замена

Полный процесс замены конструкции выглядит следующим образом:

  • демонтаж устройства;
  • разбор узла;
  • сборка составных частей механизма;
  • установка агрегата обратно.

Демонтаж механизма

Для того чтобы вынуть сцепление из посадочного места, надо поставить грузовой автомобиль МАЗ на смотровую яму или иную конструкцию, предназначенную для ремонтных работ. Далее следует отсоединить и вытащить аккумуляторную батарею. Следующий этап – демонтаж воздушного фильтра. Потом можно вытащить брызговики от мотора, которые расположены в нижней части и боку отсека механизма. Дальнейшие действия выглядит так:

  • убрать поперечины от автомобильной подвески;
  • вытащить привод от ведущих автомобильных колес;
  • слить оставшуюся масляную жидкость;
  • отключить скоростные датчики, используя отвертку;
  • вытащить выключатель обратного хода;
  • демонтировать крепеж двигательного жгута;
  • ослабить болты крепления и демонтировать картер от стартера;
  • передвинуть трансмиссию назад;
  • вытащить первичный вал;
  • открутить болты крепежа от кожуха в несколько приемов;
  • вытащить нажимной круг.

Перед проведением работ убедиться, что коробка ямз 236 выключена.

Сборка устройства

Первый этап – сборка ведомого диска. Для этого надо присоединить к пружинному устройству соответствующие фрикционные накладки. Далее можно приступать к сборке главной части конструкции. Перед этим следует смазать все ролики, подшипники и прочие движущиеся части механизма особой жидкостью. Ролики необходимо уложить в пазы оттяжных рукояток, рычаг вмонтировать в отверстие, которое находится на нажимном блоке конструкции. Опорные вилки нужно прикрепить к рычагам и зашплинтовать.

Сборка устройства должна производиться под действием пресса, потому что он способен сдавить пружины механизма так сильно, чтобы вкрутить болты в отверстия к опорным вилкам. После того под пресс положить ведомый элемент, а сверху на него – главный. На выступы конструкции поставить шайбы теплоизоляции и непосредственно сами спирали. Затем кожух прижать прессом и закрутить болты устройства. Блины установить в картер от сцепного механизма. Рекомендуется продиагностировать стартер МАЗ ЯМЗ 236 перед монтажом конструкции.

Монтаж

Ведомую составляющую устройства надо монтировать так, чтобы длинное окончание ступицы было расположено по направлению к маховику. Последующие этапы:

  • монтаж ведущего блина вместе со штоками;
  • установка оставшегося ведомого механизма;
  • монтаж нажимного блина;
  • прикрепление разрезанных регулировочных колец к креплению;
  • установка планок упора и их закрепление с использованием кожуха;
  • монтаж собранного модуля на маховик.

После монтажа надо проверить зазор между кольцами упора и шайбами, предварительно включив механизм.

Установка блинов

Для качественной установки блинов необходимо провести следующие действия:

  • отключить карданный вал;
  • снять конструкцию тормозного барабана и колодок с колес;
  • отвернуть крепежи с полуосей при помощи гаечного ключа;
  • отсоединить контакты, провода и датчики, отвечающие за подачу электричества к фарам;
  • изъять кожух;
  • сдвинуть корпус КП в направлении обратному силовому агрегату;
  • снять сломанные элементы и заменить запчасти;
  • собрать сцепной агрегат МАЗ по пунктам в обратном порядке.

Обслуживание механизма

Качественное техническое обслуживание позволит существенно продлить эксплуатационный срок составляющих. Таких, например, как корзина сцепления МАЗ 4370 зубренок.

Первый этап – визуальный осмотр педали и примыкающих звеньев на предмет повреждений устройств. Если они отсутствуют, то можно приступать к выставлению свободного хода.

Далее следует прокачка привода гидравлического типа.

Следующий этап – проведение внешнего визуального осмотра оттяжек и крепежей устройства. Тогда же проводят смазку подшипников, муфты и других трущихся звеньев в конструкциях грузовика МАЗ.

После того, как убедились в работоспособности выключателя, а также втулки, приступают к осмотру вилок на предмет износа.

Общая проверка механизма проходит во время включения коробки на разгоне автомобиля, торможении и равномерном движении.

Если выявлены недостаточные зазоры или чрезмерно большие промежутки в конструкции, то проводят наладку допусков. В случае, когда нашлись негерметичные участки механизма в машине Минского автомобильного завода, то требуется заменить износившиеся заглушки и смазать цилиндрические фигуры устройства. Генератор МАЗ ЯМЗ 236 так же имеет свой срок службы, по истечению которого лучше заменить устройство.

Запчасти МАЗ

Замену составляющих в автомобиле МАЗ лучше всего производить на специальных станциях технического осмотра. Опытные мастера быстро и без проблем осуществят ремонт устройства любой сложности.

Зачастую автомастерские заключают договор с различными поставщиками. Не стоит соглашаться на ремонт механизма без предоставления сертификатов качества.

Приобретение запасных частей с заводскими документами для конструкции гарантирует высокое качество и обслуживание в течение всего эксплуатационного срока машин МАЗ.

Источник

Adblock
detector