Меню

Регулировка зазоров в подшипниках и зацепление шестерен



Регулировка подшипников ведущей шестерни главной передачи

Подшипники ведущей шестерни регулировать в том случае, если осевой люфт шестерни превышает 0,03 мм.

Проверять люфт следует с помощью индикаторного приспособления путем перемещения ведущей шестерни из одного крайнего положения в другое, а при отсутствии приспособления — покачиванием фланца рукой.

Определение осевого люфта в подшипниках ведущей шестерни главной передачи индикатором

Подшипники необходимо регулировать при наличии люфта ведущей шестерни в конических подшипниках.

Регулировку производят в следующей последовательности:

1. Слить масло из картера моста.

2. Разъединить задний конец карданного вала.

3. Отвернуть болты крепления картера редуктора.

4. Вынуть полуоси.

5. Вынуть редуктор.

6. Отвернуть винт ведомой шестерни так, чтобы торец упора не выступал над торцом прилива в картере.

7. Снять маслоприемную трубку.

8. Расконтрить и отвернуть гайки подшипников дифференциала. Перед отвертыванием гаек заменить их положение относительно крышек подшипников дифференциала, нанеся метки на крышках и гайках.

9. Снять крышки подшипников дифференциала.

10. Отодвинуть дифференциал в сторону ведомой шестерни и вынуть его.

11. Отвернуть болты крепления муфты и вынуть муфту.

12. Проверить, не разбирая муфту, достаточна ли толщина регулировочного кольца, установленного между подшипниками. Для этого фланец муфты зажать в тисках, а гайку крепления фланца карданного вала расшплинтовать и завернуть до отказа. Если толщина регулировочного кольца превышает требуемую, то подтяжка гайки не приведет к заметному сопротивлению при вращении ведущей шестерни в подшипниках.

13. Отвернуть гайку крепления фланца карданного вала, снять фланец, крышку сальника и внутреннее кольцо с роликами наружного подшипника.

14. Уменьшить шлифовкой толщину регулировочного кольца до устранения осевого люфта ведущей шестерни и создания предварительного натяга подшипников (уменьшение толщины кольца должно быть равно сумме измеренного индикатором осевого люфта шестерни и величины 0,05 мм. предварительного натяга).

15. Собрать муфту в тисках в обратном порядке и затянуть гайку до отказа. При затягивании гайки необходимо проворачивать фланец для того, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение в обеих обоймах.

Гайка по окончании регулировки должна быть затянута до отказа. Нельзя даже немного поворачивать ее назад для совмещения отверстия под шплинт с прорезью гайки. При недостаточной затяжке возможно проворачивание внутреннего кольца подшипника, износ регулировочного кольца и, как следствие, опасное увеличение осевого люфта ведущей шестерни.

16. Проверить затяжку подшипников.

Для этого зажать муфту в тиски, за отверстие фланца зацепить крючком динамометра (рис. ниже) и плавно поворачивать шестерню. Показание на шкале динамометра должно находиться в пределах 2,9-6,2 даН (2,9-6,2 кгс). Когда сопротивление вращению подшипников окажется в пределах нормального, гайку зашплинтовать.

Проверка затяжки подшипников ведущей шестерни

17. Поставить на место муфту с крышкой сальника, равномерно затянуть их болтами.

18. Собрать главную передачу, при этом гайки подшипников дифференциала завернуть до положения, отмеченного метками.

19. Установить маслоприемную трубку.

20. Для правильной установки упора ведомой шестерни необходимо завернуть винт упора до отказа, затем отвернуть на 1/6 оборота и законтрить гайкой.

21. Поставить редуктора на место, соединить фланцы карданного вала и ведущей шестерни.

22. Вставить полуоси и затянуть гайки.

23. Залить масло в картер моста до уровня контрольного отверстия.

Для регулировки подшипников ведущей шестерни необходим следующий инструмент и приспособления: ключи гаечные 10, 12, 14, 17, 19, 22, 32, 36 и 41 мм., плоскогубцы, ключ для гаек подшипников дифференциала, бронзовая выколотка, динамометр, противень.

Источник

Регулировка главных передач автомобиля

В главной передаче автомобиля могут регулироваться осевые зазоры в подшипниках вала ведущей шестерни, подшипниках промежуточного вала двойной главной передачи, подшипниках коробки дифференциала, а также зацепление шестерен (положение ведущей и ведомой шестерен).

Необходимость в регулировке возникает при замене каких-либо деталей или при большом износе подшипников.

Осевой зазор подшипников вала ведущей шестерни главной передачи автомобиля ГАЗ-66 (см. рис. 71) проверяют при помощи индикатора или покачиванием фланца 12 рукой.

Регулировка необходима, если зазор превышает 0,03 мм. Для регулировки служат прокладки 15, установленные между распорным кольцом и торцом внутреннего кольца заднего конического подшипника.

Порядок регулировки следующий:

  1. отсоединить задний кардан и вынуть полуоси 9;
  2. отвернуть болты крепления картера главной передачи и вынуть ее;
  3. отвернуть упор 10, снять маслосъемную трубку;
  4. нанести метки на крышках 7 и гайках 17, отвернуть болты н снять стопорные пластины 8, отвернуть гайки 17, снять крышки 7, вынуть дифференциал;
  5. отвернуть болты крепления муфты 11, вынуть ее и зажать в тиски;
  6. отвернуть гайку 13 крепления фланца на ведущем валу 14, снять фланец 12, крышку сальника и внутреннее кольцо с роликами наружного подшипника;
  7. вынуть или добавить одну или две регулировочные прокладки 15;
  8. собрать муфту 11 (без сальника и крышки) и затянуть гайку 13 до отказа, поворачивая фланец 12;
  9. проверить затяжку подшипников. При повороте фланца 12 динамометром усилие должно быть 1,25—2,9 кГ;
  10. собрать муфту 11 с сальником, затянуть гайку 13 и зашплинтовать; поставить муфту на место;
  11. собрать главную передачу.

Гайки подшипников дифференциала завернуть до положения, отмеченного метками (см. п. 4). Упор 10 ведомой шестерни 6 завернуть до отказа, а затем отвернуть на 1/6 оборота и закрепить гайкой.

Люфт подшипников дифференциала, боковой зазор и контакт в зацеплении шестерен главной передачи регулируют гайками 17. Подшипники регулируют так, чтобы они не имели предварительной затяжки и осевого перемещения, а затем затягивают регулировочные гайки на одну выемку.

Боковой зазор в зацеплении шестерен проверяют индикатором в четырех равномерно расположенных точках. Для разных задних мостов зазор может быть 0,15—0,3 мм, но для шестерен одно го моста он не должен изменяться более чем на 0,1 мм.

Для увеличения бокового зазора надо отпустить регулировочную гайку со стороны ведомой шестерни и на столько же выемок затянуть гайку с другой стороны.

После отвертывалия гаек их надо затянуть, т. е. если нужно отвернуть гайку на одну выемку, ее отпускают на две выемки, а затем затягивают на одну выемку.

Положение ведущей шестерни относительно ведомой может быть изменено регулировочными прокладками 16, расположенными между фланцем муфты 11 подшипников и картером главной передачи.

Для проверки зацепления шестерен главной передачи окрашивают зубья краской, притормаживают ведущую шестерню и вращают ведомую в обоих направлениях до получения четкого пятна контакта.

Пятно контакта должно быть расположено в середине зуба и не должно выходить на вершину зуба (допускается небольшое смещение к узкому концу зуба).

Подшипники вала ведущей шестерни главных передач автомобиля ЗИЛ-131 регулируют подбором толщины регулировочных шайб 10 (см. рис. 69). Подшипники должны иметь небольшой предварительный натяг; осевой зазор не допускается. Усилие, приложенное к отверстиям фланцев 6 и 9, должно быть 1,3—2,7 кГ.

После замены конических шестерен необходимо отрегулировать боковой зазор и зацепление шестерен.

Для этого используют регулировочные прокладки 4 и 7. Боковой зазор должен быть 0,15 — 0,45 мм у широкой части зуба, что соответствует повороту фланца 6 (для среднего моста фланца 9) на 0,18—0,54 мм при замере на радиусе расположения отверстий для болтов при неподвижной ведомой шестерне.

После регулировки надо проверить правильность зацепления шестерен по пятну контакта.

Источник

Регулировка зазоров в подшипниках и зацепление шестерен

9.4.13. Регулировка зазора в конических подшипниках и контакта зацепления шестерен главных передач трактора Т-150К

Зазор в подшипниках 21 и 22 (рис. 63) ведущей шестерни проверяйте индикаторным приспособлением, перемещая ведущую шестерню в осевом направлении из одного крайнего положения в другое. Если приспособления нет, необходимость в регулировке подшипников проверяйте покачиванием ведущей шестерни за фланец кардана в радиальном и осевом направлениях.

При свободном перемещении ведущей шестерни в конических подшипниках произведите их регулировку следующим образом:

отсоедините конец карданного вала, для чего отвинтите четыре гайки и выньте болты из фланца 1

отверните шесть болтов 19 крепления стакана к корпусу 8 главной передачи> действуя двумя длинными болтами 4 как съемниками, выньте стакан 6; не разбирая стакана, проверьте правильность установки набора регулировочных прокладок 18 между подшипниками. Для этого зажмите фланец стакана, а гайку 2 хвостовика шестерни расшплинтуйте и затяните до отказа. Если прокладок больше, чем требуется, ведущая шестерня 7 свободно проворачивается за фланец 1, при этом ощущается перемещение ее в подшипниках. Если прокладок недостаточно, затягивание гайки вызывает перетяжку подшипников, вследствие чего ведущая шестерня проворачивается очень туго или совсем не проворачивается. В этом случае отрегулируйте подшипники, то есть правильно подберите толщину набора регулировочных прокладок, для чего добавляйте прокладки в несколько приемов так, чтобы получить в подшипниках необходимый натяг;

отверните гайку 2, снимите фланец 1, крышку 20 корпуса с манжетами, маслоотгонное кольцо и наружный подшипник 22 с внутренним кольцом;

выньте или добавьте, в зависимости от необходимости, одну или несколько прокладок;

соберите стакан в обратном порядке, не надевая крышку 20, и затяните гайку 2 до отказа так, чтобы одна из ее прорезей совпадала с отверстием для шплинта. При затягивании гайки проворачивайте ведущую шестерню за фланец, чтобы ролики подшипника заняли правильное положение относительно обоих колец:

проверьте затяжку подшипников. Натяг в подшипниках должен быть отрегулирован так, чтобы момент сопротивления вращения ведущей шестерни без манжет был 1,4—2,2 Нм (14—22 кгс. см). Контролируйте затяжку подшипников динамометрическим ключом или ручными пружинными весами. Для этого зажмите стакан 6 в тиски, зацепите крючок пружинных весов за отверстие фланца и плавно проворачивайте шестерню. Показание весов должно находиться в пределах 1—2,33 кг на плече 60 мм, что соответствует моменту сопротивления 1,4— 2,2 Нм (14—22 кгс. см). Если сопротивление вращению находится в указанных пределах, на торцы вала и гайки нанесите керном метки, чтобы заметить положение гайки относительно торца;

отверните гайку, поставьте на место крышку и затяните гайку до положения, отмеченного керном.

Внимание! После регулировки зазора в подшипниках ведущей шестерни для обеспечения правильного зацепления выдерживайте размер А = 189±0,1. Для получения размера А выньте необходимое количество прокладок 16 (при установке новых подшипников возможно добавление прокладок).

В процессе работы трактора вследствие износа подшипников и зубьев боковой зазор в главной паре увеличивается. Первоначальный зазор при сборке главной передачи с новыми шестернями установлен в пределах 0,17—0,58 мм. В дальнейшем зазор между зубьями не регулируйте до полного износа главной пары. Зазор в подшипниках ведомой шестерни (дифференциала) регулируйте только при сборке или замене деталей.

Зазор в подшипниках ведомой шестерни (дифференциала) и боковой зазор в зацеплении конических шестерен регулируйте одновременно следующим образом:

слейте масло из картера моста и колесных редукторов, затем снимите с картеров колесных редукторов крышки 13 (рис. 64) и выньте из редукторов солнечные шестерни 12 с полуосями 7;

отсоедините конец карданного вала от фланца 1 (рис. 63) главной передачи, отвинтите шестнадцать гаек и снимите главную передачу в сборе;

проверьте зазор в конических подшипниках ведущей шестерни, при необходимости отрегулируйте их и установите ведущую шестерню, выдержав размер А = 189±0,1 мм.

Отрегулируйте зазоры в подшипниках и зацепление конических шестерен, Для этого:

расшплинтуйте и отпустите гайки крепления крышек 13 подшипников;

отпустите регулировочную гайку 15 со стороны зубьев ведомой шестерни; проворачивая ведущую шестерню 7 регулировочной гайкой 15, расположенной со стороны торца шестерни, подожмите конический подшипник до получения беззазорного зацепления (ведомая шестерня не вращается) и отпустите ее на 6—8 стопорящих выступов; легким постукиванием по ведомой шестерне со стороны зубьев подожмите кольцо подшипника к регулировочной гайке, при этом ведомая шестерня должна вращаться свободно от руки;

переместите регулировочную гайку 15 со стороны зубьев шестерни до получения натяга в подшипнике и отпустите ее на 2—3 стопорящих выступа; застопорите регулировочные гайки 15 замковыми шайбами; затяните до отказа и зашплинтуйте гайки крышки 13 подшипников; проверьте боковой зазор в зацеплении конических шестерен, который должен находиться в пределах 0,17—0,58 мм для новой пары.

Для получения требуемого зазора в зацеплении без изменения зазоров в подшипниках отпустите гайки крышек подшипников ступицы н увеличьте или уменьшите боковой зазор в зацеплении конических шестерен. При слишком малом боковом зазоре отпустите регулировочную гайку со стороны торца ведомой шестерни на один стопорящий выступ, а затем подтяните на один стопорящий выступ регулировочную гайку, находящуюся со стороны зубьев ведомой шестерни. При слишком большом боковом зазоре подтяните регулировочную гайку со стороны торца ведомой шестерни на одни стопорящий выступ, предварительно отпустив на столько же регулировочную гайку, находящуюся со стороны зубьев ведомой шестерни;

затяните до отказа и зашплинтуйте гайки крышек подшипников дифференциала н застопорите регулировочные гайки замковыми шайбами.

Для получения требуемого зазора в подшипниках без изменения зазора в зацеплении выполните следующие операции:

отпустите гайки крышки дифференциала со стороны зубьев шестерни; увеличьте или уменьшите зазор в подшипниках, отпустив или подтянув регулировочную гайку со стороны зубьев шестерни на один-два стопорящих выступа;

затяните до отказа и зашплинтуйте гайки крышки подшипника и застопорите регулировочную гайку замковой шайбой.

Проверьте и при необходимости отрегулируйте контакт по отпечатку на рабочей стороне зуба ведущей и ведомой конических шестерен; для этого зубья ведомой конической шестерни покройте тонким слоем краски. Отпечаток контакта на вогнутой стороне ведущей шестерни должен составлять 50% длины зуба н располагаться иа образующей начального конуса на расстоянии не более 9 мм от наружных кромок зуба у меньшего основания конуса. При этом на выпуклой стороне зуба при заднем ходе трактора отпечаток контакта должен составлять также не менее 50% длины зуба и ие выходить на кромки торцов зубьев.

Правильное расположение отпечатка контакта на зубьях ведущей и ведомой шестерен показано в табл. 18.

Нарушать спаренность приработанных шестерен категорически запрещается! В случае выхода из строя одной из шестерен передачи обе шестерни замените новыми.

При установке новых шестерен или при сборке после замены каких-либо деталей в условиях, когда невозможно проверить размер А (рис. 63), правильный зазор и отпечаток контакта на зубьях устанавливайте, как показано в табл. 19.

Источник

Регулировка роликовых конических подшипников и зацепления конических шестерен главной передачи

Для обеспечения правильной работы конических шестерен главной передачи необходимо, чтобы осевое перемещение шестерен при передаче через них вращающего момента было минимальным, поэтому осуществляется предварительный натяг конических подшипников. По мере увеличения передаваемого вращающего момента натяг конических подшипников уменьшается, но и при значениях момента, близких к максимальному, шестерни получают минимальное осевое перемещение, следствием чего является уменьшение их износа.

Однако чрезмерный предварительный натяг может резко сократить долговечность подшипников.

Рис. Схема механизма привода управляемого ведущего моста

Правильность регулировки подшипников определяется величиной момента, который должен быть приложен к валам, установленным на подшипниках, для их проворачивания. Момент измеряется динамометрическим инструментом. Предварительный натяг конических подшипников 16 ведущего вала главной передачи регулируют изменением толщины шайб между внутренними кольцами подшипников. При этом внутренние кольца перемещаются в осевом направлении относительно наружных колец подшипников, и расстояние между конической поверхностью внутреннего кольца и конической поверхностью наружного кольца каждого из подшипников изменяется; меняется и степень зажатия конических роликов между кольцами. Аналогично регулируют роликовые конические подшипники вала ведомой конической шестерни 13. Регулировка роликовых конических подшипников корпуса дифференциала осуществляется поворачиванием регулировочных гаек, что обеспечивает осевое перемещение наружных колец подшипников относительно внутренних.

После регулировки, предварительного натяга роликовых конических подшипников регулируют зацепление конических шестерен по пятну контакта зубьев, для чего на зубья ведущей конической шестерни наносят тонкий слой краски и затем шестерни проворачивают. При правильном зацеплении шестерен пятно контакта у ведомой конической шестерни составляет около 2/3 длины зуба и немного сдвигается к его узкой части, располагаясь посередине высоты зуба.

В зависимости от расположения пятна контакта регулируют положение шестерен в соответствии с указаниями заводских инструкций.

Положение ведущей конической шестерни 14 регулируют изменением числа прокладок между корпусом подшипников 16 и фланцем картера 18 главной передачи, а положение ведомой конической шестерни 13 — с помощью прокладок между корпусом двухрядного роликового конического подшипника и боковым фланцем картера 18 главной передачи. Добиваясь необходимого положения пятна контакта на зубьях ведомой конической шестерни, контролируют боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой конических шестерен, который в среднем составляет 0,15…0,3 мм.

Источник

Проверка и регулировка конических подшипников и зацепления шестерен главной передачи

В процессе работы происходит постепенный износ конических роликоподшипников 10 (см. рис. «Задний мост») дифференциала и зубьев конических шестерен 41 и 6 главной передачи, в связи с чем возникает необходимость регулировки зазора в конических подшипниках и бокового зазора между зубьями в зацеплении шестерен. Эти регулировки проводите при появлении повышенного шума заднего моста при работе трактора.

Осевой зазор в подшипниках дифференциала не должен превышать 0,3 мм., а боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи не должен превышать 1,0 мм.

Для проверки осевого зазора в конических роликоподшипниках и бокового зазора в зацеплении конических шестерен главной передачи освободите крышку 43 заднего моста от установленных на ней узлов (кабина, топливные баки, гидроцилиндр и т. п.), а затем снимите ее. Подведите индикатор к венцу ведомой шестерни 6, перемещая монтировкой корпус дифференциала усилием 50-60 кгс (500-600 Н), определите осевой люфт. Если люфт окажется более 0,3 мм., обязательно восстановите первоначальную регулировку подшипников, выполнив следующие операции:

  1. снимите правый тормоз, для чего отсоедините тягу тормоза от ступицы правой педали и отверните болты крепления кожуха 33.
  2. отверните болты крепления стакана 37 и, завертывая их в демонтажные отверстия во фланце, выпрессуйте стакан на величину, допускающую свободное снятие регулировочных прокладок 38.
  3. уменьшая толщину набора прокладок 38 под фланцем стакана, добейтесь получения необходимого натяга в подшипниках; усилие, приложенное к наружному торцу зубьев ведомой шестерни главной передачи для проворачивания дифференциала в подшипниках, должно быть в пределах 3-5 кгс (30-50 Н).
  4. убедитесь в наличии достаточного бокового зазора в зацеплении конических шестерен главной передачи и установите на место снятые сборочные единицы и детали.
  5. при необходимости проведите регулировку конических шестерен. Изношенные шестерни заменяйте только в паре. При замене ведущую шестерню регулируйте согласно указаниям, приведенным в этой статье. Ведомую шестерню регулируйте до получения в зацеплении бокового зазора в пределах 0,25-0,55 мм. Это достигается путем перенесения регулировочных прокладок 38 из-под фланца одного стакана под фланец другого без изменения их общего количества. Для уменьшения зазора часть прокладок перенесите из-под фланца правого стакана под левый.

Боковой зазор в зацеплении проверяйте индикатором не менее чем в трех положениях ведомой шестерни. Чтобы убедиться в правильности регулировки, кроме бокового зазора проверьте прилегание зубьев (контакт) на окраску. Прилегание должно быть не менее чем на 50% поверхности зуба. Расположение отпечатка должно находиться в средней его части или ближе к вершине конуса. При неудовлетворительном отпечатке проверьте установку ведущей шестерни и подрегулируйте ее положение. Регулировку шестерен 6 и 41 производите только после регулировки осевого зазора в конических подшипниках (см. таблицу 13 ниже).

Проверка правильности зацепления шестерен главной передачи по пятну контакта

Источник

Читайте также:  Как отрегулировать громкость музыки