Меню

Регулировка зазоров клапанов щупом ваз



Регулировка теплового зазора клапанов щупом ВАЗ-2107

Как вы помните, в прошлый раз мы разобрали как заменить цепь и звездочки ГРМ на новые. Однако, перед установкой клапанной крышки на место необходимо отрегулировать тепловой зазор в приводе клапанов. Сегодня разберем этот момент.

Регулировку зазора проводят после работ, связанных с вмешательством в газо-распределительный механизм, при возникновении громкого стука на прогретом двигателе, а также, каждые 10 тысяч км пробега (согласно руководства к эксплуатации).

Перед работой необходимо проверить и отрегулировать натяжение цепи, что мы проделали ранее.

Регулировку проводят плоским широким щупом толщиной 0,15 мм или регулировочной рейкой при температуре двигателя 20 С°, однако, можно и при другой, сделав необходимую поправку.

Однако, следует учитывать, что тогда понадобится набор щупов различной толщины.

Настройка рейкой считается наиболее точной для выставления зазора, даже при значительном износе распредвала и рычагов клапана (рокеров). Щупом же выставить правильный зазор на деталях даже с малой выработкой уже проблематично, однако такой вариант более прост и доступен в гаражных условиях.

Итак, нам понадобятся:

  • торцевые ключи «на 8», «на 10»
  • гаечные ключи «на 13», «на 17»
  • плоская отвертка
  • спецключ или торцевая головка для гайки (храповика) коленчатого вала
  • щуп 0.15 мм

Перед началом работы необходимо заглушить мотор, дать ему остыть до требуемой температуры. Снять крышку головки блока цилиндров, предварительно сняв или отведя в сторону мешающиеся патрубки и фильтры.

Теперь необходимо установить коленчатый и распределительный валы в положение верхней мертвой точки 4-го цилиндра (ВМТ), совместив заводские метки на шкиву коленвала и звездочке распредвала с соответствующими метками-отливами на корпусе двигателя.

Это можно сделать с помощью спецключа (или головки), проворачивая коленвал за гайку по часовой стрелке.

Источник

Проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов на автомобилях ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107

Перед проверкой и регулировкой тепловых зазоров клапанов необходимо снять крышку трамблера и клапанную крышку двигателя автомобиля, отрегулировать натяжение цепи (двигатели 2101, 21011, 2103, 2106) или ремня (двигатель 2105). Проверку и регулировку следует проводить на холодном двигателе.

На двигателях заднеприводных автомобилей ВАЗ 2101, 21011, 2103, 2105, 2106 измеряется тепловой зазор между задней частью кулачка распредвала и рабочей поверхностью рычага клапана. Он составляет 0,14-0,17 мм для впускных и выпускных клапанов.

Порядок проведения проверки и регулировки тепловых зазоров клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106

— Проверяем и регулируем зазор у 8-го и 6-го клапанов

Поворачиваем коленчатый вал за храповик специальным ключом по часовой стрелке до момента совпадения установочной метки на звездочке (шкиве) распредвала с выступом-меткой на корпусе подшипников распредвала. Контакт «бегунка» трамблера смотрит на гнездо высоковольтного провода четвертого цилиндра в его крышке (для определения расположения нужного гнезда при снятой крышке трамблера ориентируемся на винты с четырех сторон корпуса трамблера, они совпадают с расположением гнезд).

При совпадении меток в четвертом цилиндре происходит такт сжатия, в третьем впуска. Соответственно 8-й выпускной клапан в четвертом и 6-й впускной в третьем цилиндрах будут закрыты, между рабочей поверхностью их рычагов и тыльной стороной кулачков распредвала будет определенный зазор. Его-то и следует проверять и регулировать.

Проверяем тепловой зазор – вставляем щуп между кулачком и рычагом, он должен входить с легким защемлением и не «закусываться».

Если зазор слишком маленький или слишком большой, ослабляем ключом на 17 контргайку регулировочного болта, придерживаем ее им от проворачивания, другим ключом на 13, вращаем регулировочный болт, уменьшая или увеличивая зазор. Проверяем зазор щупом и если он соответствует норме, затягиваем контргайку, удерживая регулировочный болт ключом на 13.

— Проверяем и регулируем тепловой зазор у 4-го и 7-го клапанов

Для этого поворачиваем коленчатый вал на 180º за храповик. Контакт «бегунка» при этом поворачивается на 90º и смотрит на второй цилиндр. Проверяем и если необходимо регулируем тепловой зазор.

— Проверяем и регулируем тепловые зазоры у 1-го и 3-го клапанов

Опять поворачиваем коленчатый вал на 180º за храповик. Контакт поворачивается еще на 90º и смотрит на 1-й цилиндр.

— Проверяем и регулируем тепловой зазор у 5-го и 2-го клапанов

Снова поворачиваем коленчатый вал на 180º за храповик. Контакт поворачивается еще на 90º и смотрит на 3-й цилиндр. Аналогично проводим проверку и регулировку.

Все проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя завершена. Возможно, после ее проведения придется несколько подкорректировать обороты холостого хода двигателя регулировочными винтами карбюратора.

Таблица последовательности регулировки тепловых зазоров клапанов двигателей 2101, 21011, 2103, 2105, 2106, 2107

Примечания и дополнения

— Тепловые зазоры в приводе клапанов необходимы для компенсации теплового расширения его элементов в процессе прогрева и работы двигателя. Если зазоры маленькие или вообще отсутствуют – клапана неплотно прикрываются, обгорают их кромки, процесс горения топливной смеси в камерах сгорания нарушается, соответственно снижается мощность и приемистость двигателя. Повышается расход топлива. Если, наоборот. Зазоры слишком велики, слышен металлический цокот под клапанной крышкой на холостом ходу, клапана приоткрываются недостаточно, наполнение камер сгорания и последующая их вентиляция нарушается. Опять же это приводит к падению мощности и приемистости двигателя, повышению расхода топлива, неравномерной его работе на холостом ходу.

Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107

Читайте также:  Как регулировать сцепление рено кангу

Источник

Как регулировать клапана ВАЗ 2107

Настройка тепловых зазоров впускных и выпускных клапанов на «Жигулях» ВАЗ 2107 своими силами доступна каждому автовладельцу. Для этого потребуется лишь минимум инструмента, терпение и аккуратность. Ниже Вы найдете таблицу с порядком регулировки по меткам с использованием щупа.

Нужна ли регулировка клапанов

В двигателях внутреннего сгорания применяются впускные и выпускные клапана. Впускной клапан отвечает за подачу топливно-воздушной смеси в цилиндр, а выпускной — за отвод отработавших газов.

Для правильной работы двигателя ВАЗ 2107 между рокером и штоком клапана должен быть зазор 0.15 мм. Если это расстояние будет больше — появится характерный «стук клапанов». Если расстояние будет меньше или его совсем не будет — то клапан не будет полностью закрываться, что может привести к «прогару тарелок».

Кроме того, неправильно выставленный тепловой зазор ведет к снижению КПД двигателя.

Когда нужна регулировка клапанов

В соответствии с рекомендациями завода, необходимо производить регулировку клапанов ВАЗ 2107 один раз на 15 тысяч километров пробега. Также стоит провести регулировку в следующих случаях

1) Появление характерного «стука»
2) Снижение приемистости двигателя
3) Повышенный расход топлива
4) Сниженная компрессия
После каждого ремонта ГРМ

Щуп для регулировки клапанов ВАЗ 2107

Расстояние между рокером и штоком на холодном двигателе должно точно равняться 0.15 мм. Для проверки и настройки можно использовать либо комплект универсальных щупов, либо более удобный специальный щуп.

Стоит еще раз особо отметить, что зазор 0.15 мм выставляется на холодном двигателе. Если работы выполняются «на горячую» то необходим учесть коэффициент теплового расширения и выставлять зазоры 0.20 мм.

Также нам потребуются два рожковых ключа
— на 13 — для головки регулировочного болта
— на 17 — для контрагайки

Метки регулировки клапанов 2107

Перед началом регулировки необходимо выставить ВМТ (верхнюю мертвую точку) газораспределительного механизма (ГРМ). Для этого нужно повернуть коленвал и добиться совмещения точки(впадины) на звездочке и выступа на корпусе. В этом положении можно приступать к регулировке клапанов 6 и 8.

Поворачивать коленвал можно следующим способом. Поставить коробку на 5 скорость. На домкрате поднять одно из передних колес и поворачивать его до тех пор, пока метки не займут положение, соответствующее ВМТ. Таким же образом можно проворачивать коленвал для регулировки последующих пар клапанов.

Расположение цилиндров ВАЗ 2107

Регулировка клапанов производится в строгой последовательности.

Обратите внимание на нумерацию цилиндров — отсчет начинается от радиатора автомобиля, как показано на фото. Соответственно, цилиндру 1 соответствуют клапана 1 и 2, цилиндру 2 — клапана 3 и 4, и так далее.

Схема регулировки клапанов ВАЗ 2107 по таблице

Каждый клапан настраивается при определенном положении коленвала.
Начинаем регулировку с клапанов 6 и 8 в положении ВМТ и далее — по таблице.
Для поворачивания коленвала нам потребуется ключ на 38 и кусок металлической трубы.

Порядок регулировки клапанов ваз 2107

Итак, коленвал у нас установлен в положение ВМТ по меткам ( см выше).
Теперь вставьте щуп между кулачком распределительного вала и рычагом клапана ( рокером). Очень важно, чтобы щуп входил в зазор «с натягом». Если щуп болтается или не входит — необходимо произвести регулировку.

1) Ослабить контра гайку ( на 17).
2) Повернуть регулировочный болт ( ключ на 13).
3) Затянуть Контра гайку.
4) Еще раз проверить зазор щупом ( должен входить «с натягом»)
5) Если зазор слишком большой или слишком узкий — еще раз ослабляем контрагайку, поворачиваем регулировочный болт и контрим.

Повторяем вышеописанные шаги, пока не добьёмся правильного зазора в 0,15 мм.

Регулировка клапанов на Ваз 2107 по микрометру


Вместо щупа для регулировки зазора клапанов применяется микрометр, устанавливаемый на специальной рейке. С его помощью можно контролировать величину свободного хода рокеров. Зазор 0.15 миллиметров соответствует свободному ходу рокера 0,52 миллиметра.

Рейка имеет специальные гайки, позволяющие прикручивать ее на шпильки крепления распредвала. Это позволяет последовательно устанавливать ее над каждой из пар клапанов. Необходимо хорошо затягивать гайки крепления рейки, чтобы она не качалась во время проведения замеров. После этого надо закрепить микрометр (индикатор) на рейке так, чтоб он упирался в край рокера, нажимающего регулируемый клапан.

Чтобы проверить зазор, надо поднять кулачок рокера специальным захватом или пальцем и проконтролировать по стрелке прибора величину свободного хода. Если он не равен 0,52 мм, то его следует выставить так же, как при регулировке при помощи щупа.

Данный способ регулировки более точный и надежный. Щуп, проходя между рокером и распредвалом, игнорирует возможный зазор, появляющийся в результате выработки на деталях.

Микрометр определяет действительную величину свободного хода рокера, кроме этого, ориентироваться по показаниям индикатора проще и надежней, чем по свободному ходу щупа. Это позволяет отрегулировать зазоры в клапанном механизме максимально точно.

Особенности регулировки 2107 инжектор

  • Во-первых, на инжекторной модели нет бегунка, поэтому угол поворота можно выставлять только по распредвалу (так же, как и для карбюраторной модели)
  • Во-вторых, здесь нет необходимости снимать корус воздушного фильтра для получения доступа к крышке ГБЦ (в отличие от карбюраторной модели)
  • В третьих, для поворота коленвала на инжекторной модели не получится использовать ключ на 38. Можно задомкратить заднее колесо, поставить коробку на высшую передачу и менять угол коленвала, прокручивая заднее колесо.

Все детали клапанного механизма


1 — клапан;
2 — стопорное кольцо;
3 — направляющая втулка;
4 — маслоотражательный колпачок;
5 — опорная шайба наружной пружины;
6 —опорная шайба внутренней пружины;
7 — внутренняя пружина;
8 — наружная пружина;
9 — тарелка пружины;
10 — сухари;
11 — рычаг привода клапана;
12 — пружина рычага;
13 — регулировочный болт;
14 — контргайка регулировочного болта;
15 — втулка регулировочного болта;
16 — стопорная пластина пружины рычага.

Читайте также:  Как регулировать сцепление шевроле авео

Видео — Регулировка клапанов на ВАЗ 2107


Источник

Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106 и замена сальников своими руками

Конструктивным отличием большинства отечественных автомобилей, выпущенных в прошлом веке, является необходимость регулировки многих параметров вручную. Не является исключением и ВАЗ 2106, для поддержания которого в исправном состоянии важно своевременно проводить техническое обслуживание всех систем, в том числе и проводить периодическую регулировку тепловых зазоров клапанов.

Назначение клапанов двигателя ВАЗ 2106

Одной из наиболее важных систем, требующих регулировки в процессе эксплуатации, является механизм газораспределения (ГРМ). Конструкция этого механизма позволяет своевременно подавать топливно-воздушную смесь в камеру сгорания и отводить отработанные газы из цилиндров двигателя.

В состав ГРМ входят распределительный и коленчатый валы и связывающая их цепь. За счёт ГРМ происходит синхронное вращение двух валов, что, в свою очередь, позволяет строго соблюдать последовательность открытия и закрытия клапанов во всех цилиндрах.

Кулачки распредвала воздействуют на специальные рычаги, которые толкают стержни клапанов. В результате клапаны открываются. При дальнейшем вращении распредвала кулачки занимают исходную позицию, и клапаны закрываются.

Таким образом, результатом работы газораспределительного механизма является последовательное и своевременное открытие и закрытие клапанов.

Клапаны бывают двух видов:

  1. Впускные (открывают подачу топлива в камеру сгорания).
  2. Выпускные (обеспечивают отвод отработанных газов).

Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106

Регулировку зазоров клапанов ВАЗ 2106 можно осуществить своими руками. Для этого потребуется лишь стандартный набор слесарных инструментов и несколько простых приспособлений.

Причины для регулировки зазоров

Двигатель постоянно работает при высоких температурах. Это приводит к износу его элементов и изменению величины тепловых зазоров клапанов. Внешними признаками неправильно установленных зазоров являются:

  • появление на холостом ходу характерного шума (стука);
  • снижение мощности двигателя и потеря динамики при разгоне;
  • увеличение расхода топлива;
  • длительная эксплуатация автомобиля без проведения процедуры регулировки зазоров.

Периодичность регулировки и величина зазоров

Производитель рекомендует проводить регулировку тепловых зазоров клапанов ВАЗ 2106 через каждые 30 тыс. км пробега, а проверять их значения — через каждые 10 тыс. км. Кроме этого, специалисты советуют регулировать зазоры каждый раз при демонтаже головки блока цилиндров (ГБЦ) с заменой её прокладки. Если этого не делать, зазоры у одних клапанов будут уменьшены, а у других — увеличены. В результате увеличится шум при работе двигателя, снизится его мощность и вырастет расход топлива.

Величина зазоров, регламентированная автопроизводителем для впускных и выпускных клапанов составляет 0,15 мм.

Необходимые инструменты

Для регулировки зазоров клапанов потребуются следующие инструменты и приспособления:

    набор торцовых ключей;

На чехле щупа обычно указана схема и последовательность регулировки клапанов. Однако стандартный щуп толщиной 0,15 мм не может перекрыть весь зазор по ширине, поэтому точная регулировка клапанов при использовании этого инструмента невозможна. Более того, ширина зазора в процессе эксплуатации постепенно изменяется за счёт износа клапанов, сёдел ГБЦ и других элементов силового агрегата. В результате точность регулировки ещё более снижается.

Для более точного выставления зазоров рекомендуют использовать микрометр. В этом случае результаты измерений практически не зависят от состояния и износа элементов двигателя.

Порядок регулировки зазоров клапанов

Для постепенного проворачивания коленвала на определённый угол с целью последовательной регулировки всех клапанов используется специальный ключ. Нумерация клапанов, как и цилиндров, начинается с передней части двигателя, то есть слева направо.

Порядок регулировки клапанов следующий:

  • при неподвижном коленвале регулируются клапаны 8 и 6;
  • при повороте коленвала на 180 о регулируются клапаны 7 и 4;
  • при повороте коленвала на 360 о регулируются клапаны 3 и 1;
  • при повороте коленвала на 540 о регулируются клапаны 2 и 5.

Контролировать угол поворота коленвала можно также наблюдая за движением бегунка трамблёра или распредвала. Разница состоит лишь в том, что клапаны 7 и 4 регулируются при повороте на 90 о , а не на 180 о , как указано выше. Угол последующих поворотов также должен быть вдвое меньше — 180 о вместо 360 о и 270 о вместо 540 о . Для удобства на корпус трамблёра можно нанести метки.

Проверка натяжения цепи ГРМ

Перед выставлением зазоров клапанов следует проверить натяжение цепи ГРМ и при необходимости отрегулировать его. В процессе эксплуатации автомобиля цепь постепенно растягивается. В результате:

  • возникает неприятный стук при работе двигателя;
  • цепь быстро изнашивается;
  • цепь перескакивает на зубцах звёздочки распредвала, что приводит к нарушению фаз работы ГРМ.

Проверку натяжения цепи можно осуществить двумя способами:

  1. Открываем капот и прислушиваемся к работе запущенного двигателя. Если присутствуют посторонние шумы, исчезающие при кратковременном нажатии на педаль акселератора, можно констатировать, что цепь ослабла.
  2. Снимаем с двигателя защитный кожух. Вставляем отвёртку в цепь, как рычаг, и пытаемся прогнуть цепь, как минимум, в двух местах, где под ней имеется свободное пространство. Цепь прогибаться не должна. Подобную операцию можно выполнить и рукой. При этом сильно давить на цепь во избежание её повреждений не рекомендуется.

При ослаблении цепи её натяжение регулируется с помощью специального натяжителя.

Видео: порядок проверки натяжения цепи ГРМ

Порядок регулировки зазоров клапанов ВАЗ 2106 микрометром

Алгоритм регулировки зазоров клапанов микрометром выглядит следующим образом:

  1. Ставим автомобиль на ровную площадку и открываем капот.
  2. Отключаем бортовое электропитание. Для этого отсоединяем минусовую клемму аккумулятора.

Порядок регулировки зазоров клапанов щупом

Регулировка зазоров щупом выполняется аналогично в следующем порядке:

  1. Проворачивая маховик коленвала, добиваемся совпадения меток звёздочки распредвала и крышки его подшипника. В результате поршень четвёртого цилиндра встанет в ВМТ, и появится возможность регулировки клапанов 6 и 8.
  2. Устанавливаем стандартный щуп (0,15 мм) между распредвалом и рокером клапана 8.

Видео: регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106

Маслосъёмные колпачки

Маслосъёмные колпачки (сальники клапанов) предназначены для герметизации клапана. Они задерживают излишки смазки (моторного масла), предотвращая их попадание в камеру сгорания.

Механической парой в ГБЦ являются стержень клапана и его направляющая втулка. Технологически состыковку этих деталей без зазора выполнить практически невозможно. Для уплотнения соединения и используются сальники клапанов. Качественный и исправный колпачок должен плотно сидеть на стержне клапана и пропускать лишь то количество масла, которое необходимо для нормальной работы системы.

Если раньше колпачки изготавливались из фторопласта, то сейчас при их производстве используется специальная армированная и маслостойкая резины. Верхняя часть колпачка прижимается к стержню клапана специальной пружиной.

На рынке представлены маслосъёмные колпачки различных производителей и марок, различающиеся по качеству, надёжности и долговечности.

После длительной эксплуатации двигателя маслосъёмный колпачок может разрушиться по причине:

  • физического старения материала, из которого он изготовлен;
  • потери первоначальной эластичности резины под влиянием масла и высокой температуры;
  • расслоения материала.

Это приводит к попаданию избыточного количества смазки в камеру сгорания и увеличивает расход масла. Замена маслосъёмных колпачков на отечественных автомобилях производится обычно через каждые 80 тыс. км пробега. Последняя цифра может заметно увеличиться в результате:

  • использования колпачков из современных качественных материалов;
  • использования качественного оригинального моторного масла;
  • недопускания перегрева двигателя;
  • постоянного контроля уровня масла в двигателе.

Признаки выхода из строя маслосъёмных колпачков

Основными признаками неисправности сальников клапанов ВАЗ 2106 являются:

  • повышенный расход масла (более одного литра на тысячу километров пробега);
  • выхлопные газы светлого оттенка;
  • масляный налёт на свечах;
  • существенное снижение динамических характеристик двигателя;
  • рост расхода топлива.

Подобные проблемы решаются заменой колпачков. Это довольно просто сделать своими руками.

Выбор маслосъёмных колпачков

До конца 80-х годов на все отечественные автомобили устанавливались колпачки производства Курского завода. Высоким качеством они не отличались, так как не выдерживали высоких температур, и их приходилось менять через каждые 30 тыс. км пробега. Затем был разработан новый резиноподобный материал (фторкаучук), из которого ведущие производители и стали изготавливать колпачки. Материал, из которого они сделаны, может отличаться цветом, но его основу должен составлять каучук (вторичный либо акрилатный), обеспечивающий долговечность детали.

Наличие примесей в материале колпачков приводит к их быстрому выходу из строя. Это касается в первую очередь подделок. Поэтому при покупке прежде всего следует обращать внимание на производителя и уметь идентифицировать оригинальные изделия. Стоимость и срок эксплуатации колпачков ведущих брендов примерно одинаковые.

При замене колпачков ВАЗ 2106 можно порекомендовать продукцию следующих фирм:

  1. Elring — немецкая фирма, производящая не только резиновые колпачки, но и ряд других деталей, и поставляющая свою продукцию более чем в 140 стран.
  2. Glazer — испанская фирма с богатым прошлым, производящая колпачки, которые сертифицированы и соответствуют требованиям ISO9001/QS9000.
  3. Reinz — немецкая фирма, изделия которой специалисты рекомендуют устанавливать на неизношенную пару «клапан — направляющая втулка».
  4. Goetze — немецкая фирма, признанная автопроизводителями во всём мире. Начиная с 1987 года, Goetze является поставщиком качественных запчастей для автомобилей и судов, в том числе и маслосъёмных колпачков, изготовленных по инновационной технологии.
  5. Payen и другие производители.

Качество оригинальных отечественных изделий значительно уступает иностранным аналогам. В любом случае выбор остаётся за автовладельцем, его пожеланиями и возможностями.

Замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2106

Для замены колпачков потребуется:

    специальный рассухариватель сухарей (крепежа) клапанов;

Порядок действий при замене маслосъёмных колпачков следующий:

  1. Снимаем с ГБЦ клапанную крышку.
  2. Снимаем распредвал и рокера.

Видео: замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2106

Замена прокладки клапанной крышки

Необходимость демонтажа крышки ГБЦ возникает в следующих ситуациях:

  • при натяжении цепи в двигателе;
  • при замене прокладки клапанной крышки;
  • при регулировке клапанов;
  • при замене других деталей двигателя.

Процесс несложен и при минимальных слесарных навыках не займёт много времени. Для этого потребуется:

  • головки на 8 и 10;
  • удлинитель для ключей;
  • вороток либо трещотка;
  • плоскогубцы.

Порядок замены прокладки клапанной крышки

Прокладка клапанной крышке меняется следующим образом:

  1. Откручиваем три гайки и снимаем крышку с металлического корпуса воздушного фильтра.
  2. Вынимаем из корпуса воздушный фильтр.
  3. Откручиваем четыре гайки крепления корпуса фильтра к верхней части карбюратора.

После замены прокладки сборка производится в обратном порядке.

Видео: замена прокладки клапанной крышки

Порядок закручивания гаек на клапанной крышке

Гайки на клапанной крышке следует затягивать в строго определённой последовательности очень аккуратно, так избыточные усилия могут сорвать резьбу на шпильках. Сначала нужно затянуть гайки в середине крышки, а затем постепенно переходить к её краям.

Правильно и своевременно отрегулированные клапаны позволят владельцу ВАЗ 2106 избежать гораздо более серьёзных проблем. Сделать это можно самостоятельно, обладая стандартным набором инструментов и приспособлений и тщательно изучив рекомендации профессионалов.

Источник

Adblock
detector