Меню

Регулировка входной чувствительности усилителей



Принцип работы усилителей звука

Авто усилители звука их строение и принцыппринцы работы

Автомобильные усилители берут сигнал от головного устройства, усиливают его, и передают на громкоговорители. Это позволяет получить от динамиков звук мощнее и чище чем, если сигнал подавался бы непосредственно с источника сигнала на громкоговорители. Идеально, если усилитель передает сигнал линейно – сигнал на выходе по форме такой, как и на входе, только с большей амплитудой, которая определяет мощность звука. Такая передача формы сигнала называется АЧХ – амплитудно-частотной характеристикой, которая показывает, как усилитель передает сигнал на разных частотах. Чем ровнее АЧХ, тем лучше для качества сигнала.

Типы усилителей

Производители продолжают создавать новые виды усилителей, но есть три главных вида схем усилителей: класс А, класс АВ, класс D.

  • Класс А имеет мягкий звук, но он не эффективен по КПД и сильно перегревается.
  • Класс АВ работает намного эффективнее по КПД, но звук получится обычным, нейтральным.
  • Усилители класса D являются самыми эффективными по потерям энергии, но они имеют низкий демпфирующий фактор, который показывает степень затухания паразитных колебаний и зависит от выходного сопротивления усилителя.

Усилители обычно делают 5 или 4 канальными, стерео 2 канальные или моноблоки с одним каналом, для подключения сабвуфера. Некоторые производители выпускают усилители и с большим количеством каналов, но они намного меньше применяются в системах автозвука.

усилитель

Нет ничего важного в принципе работы усилителя, что может пригодиться пользователю. Эта информация больше подойдет для энтузиастов, которые задают себе вопросы, как усилитель работает и как он управляет сигналом. Мы не будем углубляться в работу электрической схемы, в историю транзисторов или в принципы работы трансформаторов, скорее мы рассмотрим, что усилитель делает с сигналом, который он получает от головного устройства и проводит этот сигнал по своим путям.

Обычно считают, что усилитель берет исходный маленький сигнал и увеличивает его до определенной величины. Это верно только от части, фактически усилитель создает новый сигнал, который должен быть точной копией входного сигнала.

Сравним звуковой усилитель и копировальный аппарат. Вы, вероятно, спросите, как можно сравнивать эти две различные технологии. Но если вы делали копию на копировальном аппарате, то вы заметили, что можно с его помощью увеличить исходный документ на определенную величину. Если иметь исходное изображение и увеличить его до других размеров, то вы будете иметь два одинаковых изображения разных размеров, но на разных листах бумаги. Новое изображение – большая копия старой картинки, то есть это новый лист со своим изображением. Теперь перенесем эти принципы работы в усилитель. Он берет сигнал с входа и выдает на выход уже увеличенный сигнал. Однако сигнал на выходе, подобно копировальщику, не тот же что и на входе. Увеличение сигнала происходит только по амплитуде, но не в длине звуковой волны иначе это будут уже помехи и искажения сигнала и копии точной не получиться. Эта аналогия должна вам дать общее представление о работе усилителя.

Усилитель берет слабый сигнал от источника, например, CD проигрывателя и увеличивает его для нормальной работы динамиков. И хотя это не один и тот же сигнал отличие между ними заключается только в их мощности.

Сигналы

Первый шаг к пониманию работы усилителя – это понятие о сигналах. Сигналы используются, чтобы передать данные из одного места в другое. Есть два вида сигнала – аналоговые и цифровые. В нашем примере используется аналоговый сигнал, который передается по аудио кабелям и представляет собой аналогию звуковой волны в электрической форме с помощью изменяющегося уровня напряжения. Головное устройство по кабелям передает в усилитель электрический сигнал, соответствующий звуку (музыке).

Большинство усилителей обрабатывают входной сигнал с помощью трех узлов

1 Входная схема усилителя

Источники звука отличаются по выходному напряжению. Первое головное устройство может подать на усилитель сигнал в 1 вольт, когда другое может подать тот же сигнал уже с напряжением в 3 вольта.
Усилители должны быть способны обрабатывать сигналы разного уровня. Некоторые усилители, особенно штатные, способны обрабатывать только один уровень сигнала, но большинство усилителей обрабатывает два уровня сигналов от источника звука. Один высокий уровень позволяет к головному устройству подключать сразу динамики, а второй низкий уровень сигнала должен пройти через усилитель.

Обязательно чувствительность входной схемы усилителя должна соответствовать уровню сигнала выхода головного устройства. Входная чувствительность регулируется в усилителе и определяет коэффициент усиления, но большая входная чувствительность может привести к большим искажениям сигнала. Поэтому нужно контролировать уровень громкости по регулятору громкости источника сигнала. Ведь регулировка чувствительности используется только что бы устранить несоответствие в уровнях выходного сигнала различных элементов в системе автозвука. Другими словами, если регулятор громкости устанавливается в максимум и на усилитель идет максимальный по уровню сигнал, и нет искажений в динамиках, то в усилителе входная чувствительность отрегулирована правильно.

Блок питания отвечает за преобразование напряжения питания автомобиля (напряжение от аккумулятора) в более высокое напряжение. Обычно напряжение с аккумулятора подается постоянное на уровне 13,8 вольт. Это маленькое напряжение и его не достаточно что бы запустить динамики на звуковую мощность требуемую пользователем.
Все автомобильные динамики имеют постоянное сопротивление, в среднем это сопротивление равно 4 Ом.

Если мы будем подавать на наш усилитель питание 13,8 вольт и подключим на выход динамики сопротивлением 4 Ом, то максимальная возможная мощность, которую мы сможем получить, составит не больше 49 Вт. Ведь по формуле мощность (Р) равняется напряжению (V), взятому в квадрате, деленному на сопротивление (R). Если взять питание аккумулятора в 13,8 вольт и возвести в квадрат, то получим 190. Громкоговорители имеют сопротивление 4 Ом, это значение и подставим в формулу. Поделив 190 на 4, получаем максимально возможную мощность нашего усилителя равную 47,5 Ватт, и это с условием, что КПД усилителя 100%.

Если подключить к усилителю динамики на 2 Ом (что плохо может сказаться на качестве звука), и подставим это значение в формулу мощности, то получим максимальную мощность в 95 Ватт. Но и этого может не хватить для большого 15 дюймового низкочастотного динамика.

Читайте также:  Отрегулировать карбюратор на газ 53 своими руками

Так как можно увеличить мощность на выходе усилителя? Ответ один – повысить питающее напряжение. Очевидно, что повысить напряжение питающей сети автомобиля мы не можем, значит, эту задачу будет выполнять усилитель. Фактически, повышение и контроль напряжения — это работа усилителя.

Повышение напряжения осуществляется блоком питания усилителя. Большой и мощный блок питания означает, что выходной каскад усилителя сможет лучше выполнить свою работу и подать на динамики большую мощность. Что бы повысить напряжение сети автомобиля блок питания усилителя использует трансформатор.

Трансформатор – устройство, которое берет напряжение одного уровня и изменяет его на напряжение другого уровня. Трансформаторы бывают повышающие или понижающие. Это означает, что они берут напряжение определенного уровня и на выходе выдают или повышенное или пониженное напряжение. Типичный понижающий трансформатор используется в системах промышленных электропередающих линий, когда нужно понизить напряжение с передающих линий в несколько киловольт до 220 вольт, используемых в наших домах. В автомобильных усилителях используется повышающий трансформатор, который берет напряжение автомобиля и повышает его до уровня, необходимого усилителю для нормальной работы.

Поскольку аудио сигнал – это сигнал АС (переменный ток), то нам понадобиться и положительное и отрицательное напряжение для работы динамиков. Что бы реализовать это с трансформатора снимается два постоянных напряжения, которые противоположны друг другу. Одно из этих напряжений управляет положительными колебаниями сигнала, а другое – отрицательными колебаниями. При комбинации этих колебаний получиться сигнал АС.

Если у нас блок питания, который выдает +25 вольт, то он должен выдавать и -25 вольт. Это положительное и отрицательное напряжение питания усилителя. В этом примере разница напряжения будет 50 вольт. Если подставить это значение в формулу мощности, рассмотренную выше, то получиться максимально возможная мощность усилителя 625 Ватт. Если сказать другими словами, то усилитель имеет пиковую мощность 625 Ватт.

Большая разница напряжения блока питания дает возможность усилителю выдать больше мощности на динамики. Считается, что при питании с большим напряжением усилитель будет иметь больший «headroom» (это зона на шкале уровня сигнала в dB, где кратковременные пики аудио сигнала не приводят к искажениям звука, другими словами – больший уровень сигнала без искажений), чем усилитель с меньшим уровнем питания.

3 Выходной каскад
Выходной каскад усилителя выдает сигнал, который напрямую подается на громкоговорители. Главными элементами выходного каскада являются мощные транзисторы. Наиболее популярными выходными транзисторами являются MOSFET. Транзисторы служат ключами для подачи повышенного напряжения с блока питания на выход усилителя. Что бы сделать это они преобразуют напряжение от блока питания в нужную форму сигнала.

Помните определение сигнала из этой статьи выше? Вот этот сигнал и служит для управления открыванием и закрыванием транзисторов выходного каскада. Так фактически входной сигнал управляет транзисторами, что бы напряжение с блока питания приняло форму аудио сигнала. То есть он переводит транзисторы во включенное и отключенное состояние в соответствии с входным сигналом, когда они воспроизводят входной сигнал в более мощной форме, который подается на выход усилителя и затем на динамики.

Источник

Как настроить автомобильный усилитель

Автомобильный усилитель превращает прослушивание музыки в транспортном средстве в наслаждение, так как обеспечивает качественное звучание, а также высокую выходную мощность звукового сигнала. Для того чтобы это оборудование полностью раскрыло свой потенциал его необходимо правильно и корректно настроить. Процедура настройки усилителя подразумевает:

  • правильную настройку чувствительности на входе;
  • регулировка выходной мощности (громкости);
  • регулировку среза и добавления нужных для прослушивания частот.
  • Выполнять регулировки необходимо сразу после установки автомобильного усилителя, а не ждать когда во время вращения регулятора громкости выйдет со строя динамик акустической системы.

Как правильно настроить автомобильный усилитель

Перед тем как настроить усилитель звука подключенный в автомобиле или приспособленный для работы в домашних, с помощью отдельного блока питания, в качестве которого используется обычный блок питания от стационарного персонального компьютера, необходимо понимать что означает каждый регулятор и переключатель выведенный на панель управления усилителя. Перед тем как расшифровывать каждый элемент управления и настройки автомобильного звукоусиливающего устройства, нужно отметить, что в зависимости от модели, исполнения и производителя, количество этих инструментов для подстройки может быть изменено. Здесь представлены самые распространённые:

  1. Выбор чувствительности. От этого регулятора зависит выходная мощность, поэтом нельзя при первом запуске выкручивать его до максимума, делается это медленно внимательно слушая не перегружается ли акустика;
  2. Частотный фильтр, в котором присутствует один регулятор и два переключателя. Устанавливая селектор выбора фильтрации в положение фильтр высоких частот (ФВЧ) или низких частот (ФНЧ) можно настроить определённую обрезку нужной частоты. Цифры не обязательно должны быть такими как указано на рисунке, они тоже зависят от модели. Например, выкрутив потенциометр ФНЧ в режим 50 Гц на выход усилителя будет поступать частоты до 50 Гц. Даная настройка популярна среди любителей басов и при подключении к усилителю сабвуфера. Некоторые модели выпускаемые ранее имеют фиксированный регулятор изменения частоты выходного сигнала. Каждый любитель музыки сможет настроить свою акустику под свой слух и определённый тип музыкальных произведений. Переключив селектор выбора фильтрации в режим «Flat» произойдёт отключение функции.
  3. Сабсоник. Данная функция также полезна для любителей самых низких частот, то есть при подключении сабвуферов в фазоинверторном исполнении. Данная опция выполняется с помощью регулятора, или же переключателя фиксированной частоты отсекания.
  4. Басс Буст. Уникальная особенность усилителя увеличения громкости определённой частоты. Выполняется за счёт регулятора позволяющего установить усиливаемую частоту. Фиксированное усиление с помощью переключателя применяется крайне редко;
  5. Регулятор фазы. Необходим для согласования низкочастотного динамика (сабвуфера) и динамика установленного на передней панели или в дверях, то есть «фронтовика». За счёт этой опции выполняется процедура более точной настройки;
  6. Крутизна фильтров. Изменение этого потенциометра позволит изменять на сколько круто изменяется частотная характеристика сигнала в зависимости от амплитуды. То есть чем меньше крутизна тем быстрее происходит спадание частотного фильтра.

Как настроить автомобильный усилитель под сабвуфер

Автомобильный усилитель некоторые любители сабвуферов устанавливают для воспроизведения только этих низких частот. Для того чтобы правильно настроить оборудование для работы с этим излучателем басов необходимо воспользоваться одним из выше описанных регуляторов точной настройки. Выставив фильтр высоких частот на полный срез, то есть максимальное снижение, регулятор басов выставляем наоборот на пропускание только самых низких частот.

Читайте также:  Программа для регулировки инжекторных двигателей

Поэтому перед тем, как настроить авто усилитель на работу с сабвуфером, необходимо внимательно осмотреть панель регуляторов и установить их таким образом, чтобы на выходе к которому подключен низкочастотник было как можно меньше высоких частот, а в идеале их полное исключение. Это основное правило согласования этой аппаратуры.

Как правильно настроить усилитель в авто

Перед тем как настроить усилитель звука в машине нужно обязательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации и только после этого переходить к регулировкам. Частотная настройка происходит непосредственно в автомобиле, а также после запуска системы. Главное, правило для безопасного старта аппаратуры, нужно выставить регулятор чувствительности усилителя на минимум, а громкость источника звука на середину, а затем постепенно, прокручивая ручку регулятора усилителя добиться чёткого звучания на максимальной громкости. Помните, что производить грубую и точную настройку звукоусиливающей аппаратуры нужно выполнять при надёжном соединении всех элементов в том числе питания, и клемм выходного каскада.

Источник

регулируемая чувствительность входа предусилителя

Купил вот предусилитель меридиана и столкнулся с новой ситуацией — регулируемая чувствительность — то есть можно менять от 0.5 В до 2.8 В. Понятно, что на напряжение там где-то делят потому как меньшее значение дает больший ток — 0.5 В звучит гораздо громче, чем 2.8 В. Поскольку звучит по разному, в первую очередь из-за громкости, сходу в различии качества звука я не понял. К тому же люди вон говорят, нету ее музыкальной памяти. Поэтому спрашиваю из общих соображений: повышая чувствительность, то есть снижая напряжение — увеличиваются ли какие-нибудь полезные параметры, ну там детали мелкие лучше прорисовываются и пр. Или этот параметр влияет только на громкость, не на качество звука. И еще, насколько безопасно для усилителей и акустики ставить на высокий уровень чувствительности — не повышается ли риск, что что-нибудь не дай бог сгорит.

Заранее признателен знатокам вопроса.

2В, так что смысла в установке чувствительности преда на значения меньшие 2В нет. Никакакого выигрыша от этого не будет(проверено на 500 серии).
А вообще в вашем посте слегка смешались «кони\люди»
как планируете изменять систему далее, если не секрет?

Александр, секрета нет. Главное, что я думаю менять — акустика. Оно же самое серьезное с точки зрения бюджета. Бюджет этого года мои задумки не потянет так, что еще некоторое время буду жить в компании векторов. Стерео тракт меня устраивает. Единственное думаю попробовать подключить усилитель мощности к одной колонке по биампингу — он дуал моно, поэтому левый канал можно подсоединить к басу, а правый к остальному. Прослушав звучание одной колонки забиампленной и нет и найдя ощутимые различия в детальности и тональном балансе, подумаю о покупке второго меридиановского мощника. Альтернативно, не заметив разницы, не буду в этой области париться.

Что касается фильмов, когда появятся новые топовые деноны в салонах, возьму свой 868-й и двойные копии фильмов с известными проблемами. Буду включать поочередно и если денон справится ощутимо лучше, возьму его (к тому же говорят он способен в многоканальной музыке — но это для меня вторично по причине узости выбора софта).

Ну а так, поскольку надо себя чем-то занять — «послушаю» кабеля, фильтры и пр. Не очень я в это верил, особенно после тестов, но, дергая себя за ухо, все равно не мог избавиться от мысли, что с кареновским «удавом» и со взятым напрокат фадель артом звук был другим в лучшую сторону.

Насчет кони/люди не согласен в принципе. Поскольку речь идет об аналоговых схемах, разные входные напряжения значат разные токи на входе до потенциометра. Потенциометр тоже вносит свое влияние — в общем сигнал не идентичен. И внимательно послушав, я заметил, что при 0.5В чуть глубже бас, а при 2В чуть сильнее низкие верхи в районе 1-2 кгц. При 0.5В слушать несколько приятней. Но возникает вопрос, а не сгорит ли все нахрен? Жалко будет — долго собирал я меридиан все же.

Источник

Как настроить усилитель: инструкции и рекомендации. Как подключить усилитель в машине

Сабвуфер – незаменимая вещь для тех, кто хочет получить полное наслаждение от прослушивания музыки. Но беда в том, что мощности магнитолы не хватает для его нормальной работы. Приходится подключать усилитель. И монтаж – это только половина дела. Нужно знать, как настроить усилитель правильно. Об этом и не только мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

Как подключить?

Давайте посмотрим, как подключить усилитель в машине:

  • Вначале сабвуфер и другие динамики акустической системы соединяют с соответствующими разъемами на усилителе.
  • Далее аппарат подключают к магнитоле.
  • Затем усилитель автоматически распределит сигнал. Часть уйдет на сабвуфер, а часть — на высоко- и среднечастотные динамики.

Разбираемся с конструкцией

На задней стороне любого усилителя имеется панель с разъемами. На ней есть два раздельных блока. Первый блок — «Фронт» — предназначен для передних каналов. Второй — «Реар» — служит для подсоединения задних динамиков или же сабвуфера. Именно этот блок мы будем настраивать.

Регуляторы акустических усилителей

Процесс настройки автомобильного усилителя заключается в изменении параметров, каждый из которых имеет отдельную функцию. Для настройки даже на самом простом усилителе имеются органы управления:

  • Так, Crossover Selector — это не что иное, как переключатель фильтров.
  • В положении LP усилитель работает в режиме ФНЧ (фильтр низких частот).
  • Когда регулятор установлен в положение НР — работа идет в режиме ФВЧ.
  • В положении же АР фильтры отключены и не работают.

Кроме того, на задней панели имеется переключатель, регулирующий частоту среза фильтров. «Левел» — это регулятор для настройки уровня мощности. А с помощью «Басс Буста» можно усилить низкие частоты, однако усердствовать сильно не стоит.

Читайте также:  Сузуки сепия регулировка вариатора

Если это устройство большой мощности, то перед тем как подключить усилитель в машине, специалисты рекомендуют устанавливать конденсатор.

Стартовая точка настойки акустики

На начальном уровне все, что выходит за рамки регулировки работы кроссоверов и уровня усиления, не имеет значения. Кроме того, не важно, каким образом реализована усилительная часть. Базовый принцип всегда один и тот же.

Вот как настроить усилитель:

  • Для начала отключают любые схемы корректировок звучания.
  • Если же это невозможно, тогда коррекцию выставляют в ноль. Стоит помнить, что это не одно и то же – в первом варианте сигнал не пойдет через цепи коррекции. Значит, путь его будет меньше и ниже уровень искажений.
  • В пассивных кроссоверах регулировка ВЧ-сигналов выставляется примерно в средний уровень, даже если она отличается от нуля. Выбрать следует значение в -3 Дб.
  • В случае с активными кроссоверами частоту разделения ФНЧ и высоких вначале делают одинаковой. Уровень должен составлять около 75-80 Герц.

Уровень усиления на любых каналах выставляют в положение самого минимума. Если выполнить все эти условия, то можно достичь оптимальных базовых настроек.

Настройка коэффициента усиления

Настройка входной чувствительности усилителя – важный этап. В любой инструкции к усилителю указано, как настроить этот коэффициент. Но на практике можно обнаружить, что уровень выставлен неверно. В самом безобидном случае данные ошибки могут привести только к несогласованному звучанию. В худшем – будут значительные искажения (возможно, даже выйдут из строя некоторые компоненты системы).

Если в машине постоянно горят высокочастотные динамики, виной всему неверно выставленный коэффициент усиления. Также горят и сабвуферы, даже если они хорошо и правильно согласованы по мощности с усилителем. Такое иногда случается у тех, кто не знает, как настроить усилитель в машине, и пытается выжать из аппарата все. Но качественный звук — не обязательно громкий. Основной параметр – это его чистота.

Если не ставится задача достичь максимальной громкости, то главное в регулировке коэффициента усиления – не жадничать. Не нужно выжимать из прибора все, что он может. Он предназначен для других целей. Колонка, усилитель – все должно звучать чисто. Лучше немного ошибиться и занизить коэффициент. Это снизит запас громкости, но зато звук будет более качественным. Учитывая запас мощности, который имеется у большинства усилителей младших моделей, потери в предельной громкости не ведут к тихому звучанию.

Настройка коэффициента усиления очень прочно связана с регулировкой кроссовера. Есть простое правило – чем уже диапазон кроссовера для отдельной акустической системы и выше крутизна спада, тем большую мощность можно подавать на динамик. Отсюда и коэффициент усиления может быть выше. Это важно знать перед тем, как настроить усилитель под колонки в машине.

Базовые принципы регулировки названного коэффициента просты – в процессе прослушивания определенных треков уровень плавно повышают до появления искажений. Когда появилась точка искажений, уровень понижают.

Перед тем как настроить усилитель на высокий коэффициент, следует решить, на какой громкости появляются искажения на магнитоле. Зачастую это примерно половина звукового диапазона, а иногда и ниже. Поэтому регулировать коэффициент на усилителе нужно в пределах этого неискажаемого диапазона. Так, если шкала магнитолы имеет 60 единиц, то диапазон от 30 до 60 не подходит, про него лучше забыть. Эти потери восполнятся усилителем.

Первым делом настраивают описываемый коэффициент для фронтальных акустических систем. В самом базовом случае они могут работать через пассивный кроссовер. Затем уже переходят к сабвуферным каналам. Но здесь необходимо следить не за возможными искажениями, а за тональным ровным балансом. Нужно, чтобы звук не был «худым» или чрезмерно «жирным». Если между мощностью каналов есть большая разница, то получить искажения в канале сабвуфера очень сложно.

Настройка для работы с сабвуфером

Давайте на простом примере посмотрим, как настроить усилитель под сабвуфер. Пусть он будет подключен к Rear на усилителе, а фронтальные колонки подключены соответственно к Front. Специалисты рекомендуют следующие настройки:

  1. Усиление низких частот выставляют в ноль для обоих каналов. Уровень или коэффициент усиления так же выставляют в ноль.
  2. Кроссовер для канала Front устанавливают в положение НР.
  3. Для канала Rear кроссовер выставляют в положение LP.
  4. Далее остается только настроить чувствительность, при помощи настройки коэффициента усиления, чтобы звучание было максимально гармоничным. Ее для фронтальных и тыловых каналов регулируют по желанию.

Вот как настроить усилитель под сабвуфер на практике. Как видно, ничего сложного в этом нет. Необходим только хороший слух, акустические треки и достаточно свободного времени.

Настройка без сабвуфера своими руками

В этом случае акустическая система состоит из четырех динамиков. В таком варианте настройки будут самыми простыми. При подобной схеме фильтры усилителя отключены. Все параметры выставляют в ноль, а селектор кроссовера – в положение «Флат». При таких настройках колонка, усилитель и все остальные компоненты будут формировать качественный звук без искажений.

Остается только выставить головное устройство. Это можно сделать выбором из готовых настроек эквалайзера. Громкость выводят на 90 процентов и запускают трек. В процессе звучания регулируют коэффициент усиления до тех пор, пока звук будет громким и чистым, без искажений. Так можно настроить простой усилитель для обычного любителя музыки.

Настройка бытовых усилителей

Принципы регулировки домашних усилителей практически ничем не отличаются от вышеописанной методики. Но есть исключение – если это усилитель, а не ресивер, то зачастую он имеет два канала и эквалайзер.

Вначале все выставляют в ноль, а затем на слух и на вкус настраивают на эквалайзере нужную частотную характеристику. Также регулируют чувствительность входа так, чтобы на выходе не было искажений.

Заключение

Вот как настроить усилитель в автомобиле или дома своими руками. Имея качественные аудиозаписи, можно отрегулировать звук таким образом, чтобы все было сбалансировано, а звучание оказалось чистым и без искажений.

Источник

Adblock
detector