Меню

Регулировка тормозного крана зил 130



Главное меню

Поршневые автомобильные двигатели

Ходовая часть, кузов и кабина

Тормозной кран пневматического тормозного привода автомобиля ЗИЛ-130.

Управление тормозными механизмами автомобиля без прицепа при помощи регулирования подачи сжатого воздуха из баллонов к тормозным камерам выполняют тормозным краном. Этот кран также обеспечивает постоянную тормозную силу при неизменном положении педали тормоза и быстрое растормаживание после прекращения нажатия на педаль.

Корпус 7 тормозного крана (рис. 219) прикреплен к поперечине рамы. Мембрана 9 из специальной прорезиненной ткани зажата краями между корпусом 7 и крышкой 13. В центре мембраны расположено седло 8 выпускного клапана 11; седло опирается на стакан 6 уравновешивающей пружины 5. Полость крана сообщается через выпускное окно В и клапан 17 с атмосферой, а через отверстие А — непосредственно с тормозными камерами колес и через отверстие Б — с воздушным баллоном. Возвратная пружина 10 постоянно стремится отжать мембрану влево, открыть выпускной клапан 11 и через седло 8 клапана и выпускное окно В соединить тормозные камеры колес с атмосферой. Седло 15 впускного клапана 14 установлено в горловине крышки 13 и зажато в ней штуцером воздухопровода. Возвратная пружина 12 опирается на седло 15 и прижимает к нему впускной клапан 14. Воздух из воздушных баллонов не будет про ходить в отверстие А, а следовательно, и к тормозным камерам.

Двуплечий рычаг 4, соединенный тягой 1 с педалью тормоза, опирается на стакан 6. При нажатии на педаль тормоза тяга 1, про ходящая внутри резинового гофрированного защитного чехла 2 и крышки 3, поворачивает рычаг 4 на оси. При этом стакан 6 с пружиной 5 перемещается вправо, мембрана 9 прогибается, клапан 11 закрывается и открывается впускной клапан 14. Мембрана 9 вместе со стаканом 6, клапанами 11 и 14, пружинами 5, 10 и 12 образует следящий механизм, имеющий следующие три положения.

Первое положение соответствует отпущенной педали тормоза, когда оба клапана под действием пружин 10 и 12 занимают крайнее левое положение.

Рис. 219 — Тормозной кран пневматического тормозного привода автомобиля ЗИЛ-l30:

1 — тяга привода тормозного крана; 2 — защитный чехол; 3 — крышка рычага; 4 — рычаг крана; 5 — уравновешивающая пружина; 6 — стакан уравновешивающей пружины; 7 — корпус крана; 8 и 15 — седла; 9 — мембрана; 10 и 12 — возвратные пружины; 11 — выпускной клапан; 13 — крышка тормозного крана; 14 — впускной клапан; 16 — корпус; 17 — клапан выпускного окна; 18 — регулировочный болт; А — отверстие, через которое воздух поступает к тормозным камерам; Б — отверстие, через которое воздух поступает из воздушного баллона; В — выпускное окно.

При этом впускной клапан 14 закрыт, а тормозные камеры через отверстие А и открытый выпускной клапан 11 соединены с атмосферой.

Второе положение соответствует нажатию на педаль тормоза. Усилие водителя через рычаг 4, стакан 6, пружину 5 и седло 8 передается мембране 9, которая прогибается. Седло 8 садится на клапан 11, и отверстие А разобщается с атмосферой. Клапан 14 при этом остается закрытым, так как его открытию препятствует давление сжатого воздуха и пружины 12.

Третье положение соответствует дальнейшему нажатию на педаль тормоза, когда открывается впускной клапан 14. Сжатый воздух из баллонов поступает через отверстие А к тормозным камерам — происходит торможение автомобиля. Под действием сжатого воздуха мембрана 9 прогибается влево; при этом сжимается пружина 5. Когда силы, действующие на мембрану, уравновесятся, она займет второе положение, при котором оба клапана закрыты, а тормозная сила будет сохраняться постоянной.

Увеличение усилия на педали тормоза при водит к впуску дополнительного количества воздуха через клапан 14 и к повышению давления в тормозных камерах, так как пружина 5 будет сжата с большей силой.

При растормаживании все процессы протекают в обратной последовательности: рычаг 4 перестает давить через стакан 6 на пружину 5 и седло 8, выпускной клапан 11 открывается, а впускной клапан 14 закрывается. Сжатый воздух выходит из тормозных камер через клапан 17 выпускного окна в атмосферу. В крышке 13 тормозного крана установлен датчик стоп-сигнала. Болт 18 служит для регулировки режима холостого хода.

Комбинированный тормозной кран. Его устанавливают на автомобилях, предназначенных для работы с прицепами и полуприцепами. В комбинированном тормозном кране автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 220) есть две секции, из которых верхняя управляет тормозными механизмами при цепа, а нижняя — тормозными механизмами тягача. Устройство нижней секции аналогично устройству обычного тормозного крана (см. рис. 219). Правые части обеих секций однотипны. В седло 11 (рис. 220) выпускного клапана 16 под действием пружины 7 упирается шток 3, проходящий внутри направляющей втулки 8. На оси 4 штока качается большой рычаг 6, который осью 1 связан с вилкой малого рычага 2.

Читайте также:  Как отрегулировать гур на камазе 5320

Полости А и Е каналами и через окно 28 сообщаются с атмосферой. Полость Б связана с пневмолинией прицепа, полость Д — с тормозными камерами колес тягача. Отверстия В и Г соединяют кран с воздушными баллонами.

При отпущенной педали тормоза пружина 7 верхней секции крана перемещает шток вправо, прижимает седло 11 к клапану 16 и закрывает его. В этом случае клапан 14 передвигается вправо от своего седла, и воздух из баллонов тягача поступает в пневмолинию прицепа, создавая в ней давление. Под действием повышенного давления в пневмолинии воздухораспределитель (его работа будет описана ниже) соединяет тормозные камеры колес прицепа с атмосферой, и тормозные механизмы прицепа выключаются. Работа нижней секции аналогична работе обычного крана.

При нажатии на педаль тормоза верхний конец рычага 6 переместится влево и потянет за собой через ось 4 шток 3, сжимая пружину 7. Под действием пружины 12 мембрана 10 прогнется влево, увлекая за собой седло 11 клапана 16. Под действием пружины 15 клапан 14 закроется, а между клапаном 16 и его седлом появится кольцевой зазор. При этом полость Б через седло 11 клапана, полость А и окно 28 будет сообщаться с атмосферой. Полость Б соединится с пневмолинией прицепа, поэтому давление в последней снизится, и распределитель направит сжатый воздух из баллона прицепа в тормозные камеры колес — произойдет торможение. Рычаг 6 повернется на оси 4 и нижним концом заставит переместиться вправо рычаг 2. После этого стакан 25 уравновешивающей пружины переместит седло 24 и, прижав его к клапану 20, передвинет вместе с клапаном 19. Выпускной клапан 20 будет закрыт, а впускной клапан 19 — открыт. Воздух из баллонов тягача через открытый впускной клапан и полость Д поступит в тормозные камеры колес тягача, и они будут заторможены.

Рис. 220 — Комбинированный тормозной кран автомобиля ЗИЛ-130:

1 и 4 — оси; 2 — малый рычаг; 3 — шток; 5 — валик рычага ручного привода ; 6 — большой рычаг; 7 — уравновешивающая пружина секции, управляющей тормозными механизмами прицепа; 8 — направляющая втулка штока; 9 — тарелка пружины; 10 и 23 — мембраны; II и 24 — седла клапанов; 12, 15, 17, 21 и 26 — пружины; 13 и 18 — крышки; 14 и 19 — впускные клапаны; 16 и 20 — выпускные клапаны; 22 — корпус выключателя; 25 — стакан уравновешивающей пружины; 27 — корпус; 28 — окно; А, Б, Д и Е — полости; В и Г – отверстия.

Пружины 7, 12,21,26 и мембраны 10 и 23 в этом кране действуют по тому же принципу, что и В обычном тормозном кране. Если затормозить тягач стояночным тормозным механизмом, то специальная система рычагов включит пневматический тормозной при вод прицепа, Рычаг повернет валик 5, кулачок которого надавит на вырез штока 3, и включит в работу секцию тормозного крана, управляющую тормозными механизмами прицепа. Свободный ход рычага 6 равен 1 — 2 мм, а рабочий ход штока 3, составляющий 5 мм, можно регулировать упорными болтами.

Устойчивость автопоезда при торможении и безопасность движения обеспечены тем, что колеса прицепа тормозятся на 0,2-0,3 с раньше, чем колеса автомобиля-тягача. Кроме верхней секции тормозного крана в тормозную систему прицепа входят баллон 1 (рис. 221, а), тормозные камеры 2, тормозные механизмы колес и воздухораспределитель 3. Воздухораспределитель (рис. 221, б) тормозной системы прицепа состоит из корпуса, внутри которого есть перегородка, разделяющая корпус на две части (полости А и Б).

Рис. 221 — Тормозная система прицепа автомобиля ЗИЛ-l30:

а — общий вид; б — схема воздухораспределителя; 1 — воздушный баллон; 2 — тормозная камера; 3- воздухораспределитель; 4 — фильтр; 5 — воздухопровод; 6 — шариковый клапан; 7 и 9 — поршни; 8 и 12 — пружины; 10 — шток; 11 — пластинчатый клапан; А и Б – полости.

В центре перегородки проходит шток, на котором укреплены два поршня 7 и 9. Пружина 8, опирающаяся на перегородку, стремится отжать поршень 7, а вместе с ним и шток 10 в верхнее положение. В нижней части корпуса имеется гнездо с клапаном 11, прижимаемым пружиной 12.

Полость Б через шариковый клапан б соединена воздухопроводом 5 с пневмолинией, а полость А через фильтр 4 — с атмосферой и через пластинчатый клапан 11 — с воздушным баллоном. При нажатии на педаль тормоза через верхнюю секцию тормозного крана пневмолинии прицепа, как было описано ранее, сообщается с атмосферой, давление в ней снижается, воздух из баллона прицепа поступает в полость Б, и шариковый клапан б закрывается. Под действием давления воздуха поршень 7, сжимая пружину 8, опускается вниз и открывает штоком 10 пластинчатый клапан 11. Воздух из баллона 1 поступает через открытый клапан 11 и полость А под поршнем в тормозные камеры прицепа — происходит торможение колес.

Читайте также:  Регулировка приводного ремня на ниссан кашкай

При отпускании педали тормоза давление в пневмолинии прицепа, как было описано ранее, возрастает, воздух из баллонов тягача поступает в полость Б распределителя под поршень и, открыв шариковый клапан б, поступает в пространство над поршнем. Вследствие равенства давлений с двух сторон поршня 7 пружина 8 поднимает его вверх, а вместе с ним и шток 10 с поршнем 9. Клапан 11 закрывается, а тормозные камеры прицепа через полость под поршнем 9, отверстия в штоке 10 и фильтр 4 соединяются с атмосферой. Тормозные механизмы прицепа будут выключены, а баллон прицепа пополнится воздухом из баллонов тягача.

Источник

Регулировка тормозного крана зил 130

Пневматический привод тормозов автомобилей ЗИЛ-130, 131

Привод тормозного крана автомобилей ЗИЛ-130, 131

Привод тормозного крана должен быть отрегулирован так, чтобы конец педали 16 (рис. 60) тормоза при полном нажатии на нее не доходил до наклонного пола 17 кабины на 10—30 мм. Положение педали тормоза регулируют тягой 1, вращая вилку 12 с ослабленной контр-гайкой 11, при этом вилка должна быть освобождена от пальца 13 и отсоединена от промежуточного рычага 14. После регулировки надо затянуть контргайку, вставить палец и соединить тягу с промежуточным рычагом.

При правильно отрегулированном приводе и правильном положении рычагов тормозного крана свободный ход конца педали тормоза должен быть 40—60 мм при установке комбинированного тормозного крана и 10—25 мм — одинарного крана.

Ручной привод крана для прицепа регулируют тягой 6 с вилкой 8 при ослабленной контргайке 7 (см. регулировку ручного тормоза).

Рис. 60. Привод тормозного крана

Давление воздуха в пневматической системе необходимо проверять и регулировать в следующем порядке.

Присоединить манометр к соединительной головке пневматического вывода и открыть разобщительный кран.

Пустить двигатель (при отпущенной педали тормоза) и при малом числе оборотов холостого хода поднять давление воздуха в пневматической системе до 7,0 — 7,4 кГ/см2 по показанию верхней шкалы манометра1 на щитке приборов. При этом показание нижней шкалы манометра должно равняться нулю (давление в тормозных камерах), а показание манометра, присоединенного к соединительной головке, должно быть в пределах 4,8 — 5,3 кГ/см2 (давление в тормозной системе прицепа).

Если показание манометра у соединительной головки не соответствует нормальной предельной величине, то необходимо отрегулировать рабочую полость крана управления тормозами прицепа по способу, указанному выше.

При плавном нажатии на педаль тормоза давление в тормозных камерах автомобиля должно плавно возрастать, а давление в магистрали прицепа — плавно падать. При этом стрелка на верхней шкале манометра не должна изменять своего положения. При достижении в тормозных камерах давления 4,5—

5,0 кГ/см2 (показание нижней шкалы) давление в магистрали прицепа должно упасть до 0° (показание манометра у соединительной головки. При полном нажатии на педаль тормоза с усилием 20—30 кГ давление в воздушных баллонах и тормозных камерах автомобиля должно уравняться.

При резком нажатии на педаль тормоза (при неработающем двигателе) давление в воздушных баллонах должно несколько снизиться, а давление в тормозных камерах должно стать равным давлению в воздушных баллонах. После этого не должно быть заметного перемещения стрелок верхней и нижней шкал манометра в течение того времени, пока педаль тормоза

находится в рабочем положении. При резком освобождении педали тормоза время падения давления в тормозных камерах автомобиля не должно превышать 2 сек.

В технически исправной и отрегулированной пневматической системе тормозов при свободном положении педали тормоза (при неработающем двигателе) падение давления воздуха в системе (по показанию стрелки верхней шкалы манометра) с
6 кГ/см2 не должно превышать 0,5 кГ/см2 в течение 15 мин.

При повышенном падении давления надо найти причину утечки воздуха и устранить ее. Места утечки определяют на слух или при помощи мыльной эмульсии и устраняют утечку воздуха подтяжкой штуцеров соединений воздухопроводов или заменой отдельных элементов.

Проверяют и регулируют пневматический привод тормозов при наличии одинарного тормозного крана так же, как и при комбинированном тормозном кране, но без манометра для пневматического вывода тормозов прицепа.

При регулировке пневматического привода тормозов рекомендуется проверять состояние оттяжной пружины 18, (см. рис. 60), чехла 2, пальца 9 и крепление тяги 15 педали, рычагов 3 и 10 и регулировочных винтов 4 и 5.

Источник

Зил -130

Зил самосвал

Двухсекционный тормозной кран

Двухсекционный тормозной кран

Содержание

1 Основные неисправности тормозного крана

Читайте также:  Регулировка подшипников задних ступиц ауди

2 Ремкомплект тормозного крана

3 Принцип работы

4 Разборка крана

5 Сборка крана

6 Регулировка крана

Основные неисправности тормозного крана

1 Потеря воздуха из системы, износ резиновых колец, манжет.

2 Заедание крана, плохое растормаживание тормозов автомобиля

Ремкомплект тормозного крана

Тормозной кран применяется в автомобилях ЗИЛ, КАМАЗ, МАЗ, КРАЗ, ПАЗ. Тормозной кран имеет 2 независимых контура на переднюю ось и на заднюю для безопасности. При нажатии на педаль, кран обеспечивает подачу воздуха к тормозным механизмам.

Все узлы тормозного крана подвергаются нагрузкам сжатого воздуха и идет износ деталей. Для этого производят ремкомплекты тормозных кранов. С их помощью можно восстановить работоспособность тормозного крана.

Принцип работы

Сделан для управления исполнительными механизмами рабочей тормозной системы автомобиля, ЗИЛ-130, а также для включения клапанов управления тормозной системой прицепа.

Тормозной кран установлен на кронштейне, прикрепленном к лонжерону рамы. Выход воздуха из крана происходит вниз через вывод 5.

На тормозном кране есть две независимые секции, расположенные последовательно. Выводы 1 и 2 крана соединены с ресиверами раздельных приводов рабочей тормозной системы.

двухсекционный тормозной кран

Усилие от рычага тормозного крана через резиновый упругий элемент 31 передается на верхний поршень 30. Перемещаясь вниз, поршень закрывает выпускное отверстие клапана 29, а затем отрывает его от седла. Через вывод 3 сжатый воздух поступает в тормозные камеры задних колес до тех пор, пока сила нажатия на рычаг не уравновесится давлением сжатого воздуха на поршень 30 снизу.

Одновременно с повышением давления в выводе 3 сжатый воздух через канал А в корпусе крана попадает в полость В над большим поршнем 28 второй секции тормозного крана. Поршень, имеющий большую площадь, перемещается вниз при небольшом давлении в над поршневом пространстве и воздействует на малый поршень 15. При движении поршня закрывается выпускное отверстие клапана 17, а затем он отрывается от седла. Сжатый воздух через вывод 4 поступает в тормозные камеры колес переднего моста.

При повышении давления в выводе 4, а следовательно, и в полости С под поршнями 15 и 28 происходит уравновешивание силы, действующей на поршни сверху. Благодаря этому в выводе 4 также устанавливается давление, соответствующее усилию на рычаге тормозного крана (следящее действие).

При повреждении контура и если нет давления в выводе 3 первой секции, усилие от рычага тормозного крана будет передаваться через шпильку 11 непосредственно на толкатель 18 малого поршня. Таким образом, вторая секция будет управляться механический, а не пневматический и полностью сохранит работоспособность.

При повреждении другого контура и если нет воздуха в выводе 4 второй секции, первая секция работает аналогично.

Привод двухсекционного тормозного крана состоит из педали, соединенной тягой с рычагом тормозного крана. Необходимое положение педали на полу кабины устанавливается изменением длины тяги с помощью резьбовой вилки. Педаль в исходное положение возвращается пружиной.

ПРИНЦИП РАБОТЫ

разборка тормозного крана

РАЗБОРКА КРАНА

+Перед разборкой кран нужно зажать в тиски. Круглогубцами снимаем стопорное кольцо 2. Из корпуса крана вытаскиваем клапан 3 и клапан 9 с уплотнителем и пружиной 7. Откручиваем болты 11 из корпуса. Вытаскиваем пружину 30 из корпуса 15 вместе с поршнем 16. Зажав плоскогубцами вытаскиваем большой поршень 19.

Для снятия клапана 28 нужно снять стопорное кольцо 21 и вытащить клапан 22 с кольцами и пружиной 26. Чтобы убрать упругий элемент 34 надо держать поршень 32, открутить гайку 40 после чего его вытащить. Все разобранные детали нужно промыть раствором МС-6ТУ. Все резинки и манжеты нужно заменить на новые. В начале сборки все детали нужно смазать смазкой циатим-221.

СБОРКА КРАНА

Берем клапан 28 устанавливаем в корпус 30. Буртик стопора 25 направляем в сторону конической пружины 26. Удерживая клапан ставим стопорное кольцо 21в паз круглогубцами. Ставим поршень 19 меньший поршень 16 пружина 15 резиновый уплотнитель и корпус 13. Закручиваем корпус 13 болтами 11 с гравером.

Далее в корпус 13 ставим клапан 3 и стопорим кольцом. Переворачиваем кран на 180 градусов и собираем поршень 32 с элементом 34 манжетой и тарелкой 35 закручиваем шпильку 36.

Расстояние между шпилькой 1 и клапаном 5 должно быть +0,8мм и законтрогаено гайкой. Поршень 32 вставляем в корпус 30 с пружиной 31 и уплотнительным кольцом.

регулировка тормозного крана

РЕГУЛИРОВКА КРАНА

Подаем давление в выводы 1 и 2 и пробуем перемещать рычаг до упора и назад несколько раз и смотрим с какой разницей выходит воздух в выводах 3 и 4 и регулировочным болтом 1 регулируем подачу воздуха чтобы он выходил равномерно на переднюю ось и на заднюю. Так мы отрегулируем очередность срабатывании тормозов.

установка привода схема подключения

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Источник

Adblock
detector