Меню

Регулировка схождения передних колес зил 131



Проверить схождение управляемых колес автомобиля ЗИЛ-131.

Для надежности управления автомобилем, повышения его устойчивости во время движения, снижения износа шин и повышения топливной экономичности необходимо периодически проверять установку передних управляемых колес.

В период эксплуатации регулируют схождение колес передних колес. Проверку и регулировку схождения управляемых колес автомобиля ЗИЛ-131 осуществляется при проведении ТО-2.

Перед регулировкой схождения колес передних колес надо, чтобы были отрегулированы подшипники ступиц колес, в противном случае это может отрицательно повлиять на точность регулировки.

1. Установить передние колеса в положение для движения автомобиля по прямой.

2. Проверить давление воздуха в шинах, при необходимости довести до нормы (3,0 кгс/см2).

3. Прокатить автомобиль вперед на 1—2 м для выбора зазоров в подшипниках ступиц передних колес.

4. Установить линейку для проверки схождения колес перед передним мостом на уровне оси колес, уперев линейку наконечниками в боковины покрышек (у ободьев колес).

5. Прокатить автомобиль с линейкой вперед так, чтобы линейка переместилась назад и установилась на уровне оси колеса. Определить величину схождения передних колес (должно быть 2—5 мм), при необходимости отрегулировать.

6. Порядок регулировки:

— разъединить наконечники поперечной рулевой тяги с поворотными рычагами цапф колес;

— вращая наконечники в ту или иную сторону, добиться такого положения колес, чтобы расстояние спереди было меньше, чем сзади, на 2—5 мм;

— присоединить наконечники тяги с помощью пальцев к поворотным рычагам;

— затянуть и зашплинтовать гайки стяжных болтов наконечников поперечной рулевой тяги и зашплинтовать гайки пальцев поворотных рычагов.

Поперечная рулевая тяга автомобиля ЗИЛ-131 имеет на концах правую резьбу с разным шагом для навинчивания головок с шаровыми шарнирами, с помощью которых можно изменять длину тяги и тем самым регулировать схождение колес.

Схождение передних колес проверяют специальной линейкой мод. 2182, состоящей из телескопических трубок, вставленных одна в другую.

Правила пользования линейкой:

Для определения сходимости колес необходимо:

убедиться, что подвижная трубка 1 перемещается свободно, без заеданий;

проверить удобство перестановки шкалы отсчета;

отрегулировать длину линейки так, чтобы расстояние между ее упорами было на 50—100 мм больше расстояния между внутренними поверхностями шин передних управляемых колес;

установить линейку горизонтально между шинами передних колес (спереди передней оси) так, чтобы упоры прижимались к выпуклым частям шин передних колес. Горизонтальное расположение линейки проверяется цепочками ;

установить нулевое деление шкалы против стрелки;

перекатить машину вперед так, чтобы линейка оказалась позади передней оси;

произвести отсчет сходимости колес по шкале;

перекатить машину назад так, чтобы линейка встала в исходное положение, при этом стрелка должна встать на нулевое деление шкалы.

В случае несовпадения стрелки с нулевым делением шкалы установить стрелку на нуль и повторить замер. При положительном значении сходимости колес нулевое деление шкалы перемещается наружу от стрелки, обратное перемещение шкалы свидетельствует об отрицательной сходимости (т. Е. о расходимости колес).

При отклонении сходимости от требуемых значений отрегулировать длину рулевых тяг.

Источник

ЗИЛ 131

Содержание материала

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЕДУЩИХ МОСТОВ

При проведении первого технического обслуживания очищают от грязи и промывают сапуны, на балках 2 ведущих мостов, на концевых фланцах балок среднего и заднего мостов и на корпусах поворотных кулаков. Если из отверстий сапунов появляется смазка, значит из системы регулирования давления воздуха в шинах выходит воздух.

При втором техническом обслуживании проверяют схождение колес. Разность расстояний Б—А, замеренная на уровне горизонтальных осей колес, должна быть в пределах 2—5 мм. Схождение колес регулируют изменением длины поперечной тяги 3, на концах которой имеются регулировочные головки 1и 4. Свинчивая или навинчивая

головки, изменяют положение колес относительно балки переднего ведущего моста.

Подшипники шкворней и шарниры полуосей переднего моста смазывают через пробки 8, пресс-масленки 11. Консистентную карданную автомобильную смазку АМ в подогретом состоянии нагнетают до выхода свежей смазки из контрольного отверстия, закрываемого пробкой 5 в шаровой опоре 10. После 8000—12 000 км пробега через одно ТО-2 разбирают шарниры, удаляют старую смазку, промывают детали и закладывают 1,3 кГ свежей смазки в каждый шарнир.

Также через одно ТО-2 при разборке промывают подшипники и ступицы колес и тщательно смазывают ролики и внешние кольца подшипников. Проверяют уровень масла в редукторах ведущих мостов. В редукторах среднего и заднего мостов это делают указателем 22, который вставляют в специальное отверстие, закрываемое одним из болтов 23. Доливают масло через отверстие, закрываемое пробкой 21.

После 24 000—36 000 км пробега (через шесть ТО-2) масло меняют. Теплое масло сливают при открытой пробке 21, через отверстие, закрываемое пробкой 25, а остатки масла из верхних картеров редукторов — через отверстия 31, закрываемые дополнительными сливными пробками. Подтягивают болты 23 крепления редуктора к картеру 24 ведущего моста (включая два болта, находящиеся внутри картера).

Читайте также:  Отрегулировать количество топлива тнвд

Осевое перемещение шкворней 9 указывает на необходимость регулировки подшипников. Обычно нижний подшипник изнашивается больше, поэтому из-под нижней накладки 6 удаляют прокладки 7. Если износ подшипников одинаков, то такое же количество прокладок 12 удаляют из-под верхней накладки.

При сильном износе нижний и верхний подшипники меняют местами. После регулировки новых подшипников у каждого устанавливают не менее десяти прокладок толщиной 0,05 мм и не менее двух — 0,1 мм. Общая монтажная высота верхнего и нижнего подшипников с прокладками должна быть одинакова.

При регулировке подшипников 14 ступиц колес гайку 15 крепления подшипников затягивают специальным ключом 13 до начала торможения ступицы, после чего ее отпускают на 1/5 оборота до совпадения стопорного штифта гайки с отверстием в замочной шайбе и затягивают контргайку, прилагая усилие в 12—15 кГм.

Регулировку подшипников в ступицах переднего моста проверяют при снятых фланцах кулака шарнира полуоси, а в ступицах заднего и среднего мостов при вынутых полуосях. Если подшипники отрегулированы правильно, колеса должны свободно вращаться при толчках от руки и не иметь заметной боковой качки.

Регулировка подшипников и шестерен редукторов главных передач ведущих мостов. Конические роликовые подшипники вала ведущей шестерни 16 регулируют подбором шайб 26, которых должно быть две штуки. Завод выпускает эти шайбы разной толщины: 7,25; 7,30; 7,40; 7,50; 7,60; 7,70; 7,80 и 7,85 мм. После регулировки гайку 19 затягивают с усилием 20—25 кГм. Правильность регулировки проверяют, замеряя крутящий момент, проворачивая вал за фланец 18 при отпущенной крышке 20 и смазанных подшипниках. Двухрядный конический роликовый подшипник вала ведущей цилиндрической шестерни регулировки не требует, так как регулировочное кольцо 28 в этом подшипнике подобрано на заводе.

Гайку 29 затягивают моментом 35— 40 кГм, после чего ее тонкий край вдавливают в один из пазов резьбового конца вала.

Комплекты конических шестерен 16 и 17 подбирают на заводе, проверяя пятно контакта и боковой зазор в зацеплении.

Положение шестерни 16 регулируют прокладками 27, толщина пакета которых должна быть равна 2 мм. Боковой зазор регулируется прокладками 30. Толщина регулировочных прокладок 0,05 мм и 0,1 мм. После регулировки их должно быть не менее, чем по две штуки.

Конические роликовые подшипники дифференциала регулируют своими гайками, при этом дифференциал должен иметь осевое перемещение не более 0,1 мм. Гайки крепления крышек подшипников затягивают, прилагая момент 17—21 кГм. Момент затяжки болтов дифференциала должен быть 1 2—1 4 кГм.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ХОДОВОЙ ЧАСТИ

При ежедневном обслуживании проверяют нагрев ступиц колес и тормозных барабанов, осматривают шины, в начале работы открывают шинные краны.

При первом техническом обслуживании, прикладывая момент 25—30 кГм, подтягивают гайки стремянок 13 передних 10 и задних 12 рессор и моментом в 5,5—6 кГм подтягивают стяжные болты 9 пальцев передних рессор. Гайки пальцев реактивных штанг подтягивают, прикладывая момент 35—40 кГм. Стяжные болты 16 разрезных гаек ступиц балансирной подвески подтягивают моментом 8—10 кГм, болты крепления кронштейнов задней подвески к раме моментом 14—16 кГм и болты крепления оси 18 балансирной подвески к кронштейнам рамы — 35—40 кГм. Гайки стяжных шпилек 14 щек ступиц 17 под-

тягивают до устранения зазоров между щетками и рессорой 12.

Пальцы 8 передних рессор 10 смазывают консистентной смазкой УС-1, пресс-солидолом С или солидолом С до выдавливания свежей смазки. В условиях работы на грязных и пыльных дорогах и при бездорожье смазку осуществляют ежедневно.

При первом техническом обслуживании также проверяют состояние рамы, амортизаторов, резиновых ограничителей хода мостов, сцепного прибора и шин.

При появлении подтекания жидкости амортизатор снимают, резервуар 1 за нижнюю проушину закрепляют в тиски, кожух 3 поднимают и специальным ключом 4 подтягивают гайку 2. Если течь не устраняется, следует заменить сальник штока 6. Гайки пальцев крепления амортизатора со стороны кронштейнов крепления подтягиваются приложением момента 12—14 кГм, а с противоположной стороны — 5,5—6 кГм.

При проверке шин 19 необходимо убедиться в наличии колпачков вентилей, проверить состояние шинных кранов, удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе, и проверить давление воздуха в шинах. Нормальное давление при нагрузке в кузове 3,5 т должно быть 3 кГ/см2, а при нагрузке 5 т —4,2 кГ/см2.

Гайки крепления колес к ступицам затягивают равномерно (крест-накрест), прикладывая момент 40 кГм.

При втором техническом обслуживании проверяют схождение передних колес, а в случае сильного износа протектора шин 19 колеса переставляют, как показано на схеме.

Через одно ТО-2 проверяют состояние коренных листов 11 задней рессоры и в случае необходимости первый и третий листы рессоры.

Читайте также:  Как часто регулируют клапана на хонда цивик

Через отверстие, закрываемое пробкой 15, в каждую ступицу 17 балансир-ной подвески заливают по 0,325 л трансмиссионного масла, применяемого для коробки передач, а в подшипники ступиц колес закладывается по 0,8 кГ консистентной смазки 1—13с или ЯНЗ-2.

При втором или третьем ТО-2 проверяют величину дисбаланса колес.

Амортизаторную жидкость заменяют через 35 000—50 000 км пробега, но не реже одного раза в год.

Не разрешается доливать жидкость в процессе эксплуатации. В качестве амортизаторнои жидкости применяют жидкость АЖ-12Т, масло веретенное АУ или смесь трансформаторного и турбинного 22 масел (по 50%).

Для смены жидкости амортизатор снимают с автомобиля, закрепляют в тисках, выкручивают гайку 2 резервуара, вытягивают шток 6 с поршнем 7 и про-, мывают амортизатор неэтилированным бензином или керосином.

В рабочий цилиндр 5 каждого амортизатора заливают по 0,45 л жидкости, соблюдая чистоту. Жидкость, не помещающаяся в цилиндр 5, сливается в резервуар 1 амортизатора.

Листы рессор 10 и 12 смазывают при переборке или ремонте. Для смазки передних и задних рессор требуется 1 кГ графитной смазки УСс-А.

Источник

Регулировка схождения передних колес зил 131

РЕГУЛИРОВКА СХОЖДЕНИЯ КОЛЕС И УГЛОВ ПОВОРОТА ПЕРЕДНИХ КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

Схождение колес автомобилей ЗИЛ-130, 131

Схождение передних колес автомобиля ЗИЛ-130 регулируют изменением длины поперечной рулевой тяги. Для проверки схождения колес надо установить автомобиль

на осмотровую канаву или на ровную горизонтальную площадку, поставить передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению, проверить давление воздуха в шинах и при необходимости довести его до нормального, затем линейкой (рис. 48, а) замерить расстояние между двумя точками на ободе колес спереди и сзади (расстояние Б и А на рис.

48, б) на уровне оси; высота уровня линейки 1 определяется длиной контрольной цепочки 2, закрепленной на линейке.

Для более точного замера схождения колес рекомендуется сначала установить измерительную линейку на ободе колес на уровне оси спереди, а затем, не снимая линейки, продвинуть ав-томобиль вперед настолько, чтобы линейка оказалась сзади на ободе колес и на уровне оси, после чего отсчитать показания линейки.

На рис. 48 показан отсчет на линейке: I — отсчет 0 мм при измерении расстояния Б, II — отсчет 8 мм при измерении расстояния А. Это значит, что отсчет на линейке соответствует верхнему пределу нормальной величины схождения передних колес автомобиля ЗИЛ-130. В этом случае регулировки не требуется.

Если схождение колес не соответствует нормальной величине, следует его отрегулировать и установить рекомендуемые размеры (А—Б = 5-^-8 мм), для чего надо освободить стяжные болты 6 головки 4 поперечной рулевой тяги 7 и, вращая поперечную рулевую тягу, установить нормальное схождение колес. Узел поперечной рулевой тяги показан на рис. 43, а, где

2 — тяга, 3 — стяжной болт, 4 — головка тяги. Закрепив стяжные болты наконечников, надо еще раз проверить схождение колес и убедиться в правильности регулировки.

Схождение передних колес автомобиля ЗИЛ-131 проверяют и регулируют так же, как автомобиля ЗИЛ-130. Величина схождения колес находится в пределах 2 — 5 мм.

Углы поворота передних колес. При эксплуатации автомобиля, особенно в тяжелых дорожных условиях, могут изменяться углы ос и р (см. рис. 48, б) поворота колес вследствие износа упоров или ослабления регулировочных болтов. Нарушение нормальных углов поворота колес ведет к ухудшению маневренности и к затруднению управления автомобилем, поэтому периодически следует проверять и регулировать углы поворота.

Для проверки максимальных углов поворота управляемых колес надо поднять домкратом передний мост и подложить под колеса специальные круги, которые имеют разметку в градусах и могут поворачиваться в своем основании вместе с колесами. Подложив круги, следует опустить на них колеса и убрать домкрат. Колеса должны быть установлены в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля, а круги должны быть застопорены и установлены на нулевую метку с направлением нулевого положения на внешнюю сторону колес. Закончив подготовку, вынуть стопоры из кругов и повернуть колеса (вращая рулевое колесо), сначала в одну сторону до упора, затем в другую, при этом надо проверить углы поворота по шкале основания кругов.

Углы поворота колес автомобиля ЗИЛ-130 регулируют регулировочными упорными болтами, ввернутыми в нижние поворотные рычаги, которые упираются своими головками в приливы балки переднего моста. Для этого следует отпустить контргайку 3 (см. рис. 48, б) и вращением болта 5 установить необходимый угол поворота, то же самое проделать для другого колеса, затем контргайки затянуть и убрать круги из-под колес.

Максимальные углы поворота передних колес на автомобиле ЗИЛ-131 не регулируют, так как регулировочные упорные болты после заводской регулировки приваривают к корпусу поворотных цапф. Нарушать заводскую регулировку углов поворота для уменьшения радиуса поворота автомобиля не рекомендуется, так как это приводит к поломке шарниров постоянной угловой скорости переднего ведущего моста. При поломке упорные регулировочные болты могут быть заменены новыми с последующей регулировкой углов аналогично регулировке углов поворота колес автомобиля ЗИЛ-130.

Читайте также:  Основные регулировки шнека жатки

Рис. 48. Регулировка схождения колес и углов поворота передних колес автомобиля: а — пользование измерительной линейкой; б — схема установки
углов поворота; а — угол поворота вправо; В — угол поворота влево

Источник

Регулировка схождения передних колес зил 131

РЕГУЛИРОВКА СХОЖДЕНИЯ КОЛЕС И УГЛОВ ПОВОРОТА ПЕРЕДНИХ КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

Схождение колес автомобилей ЗИЛ-130, 131

Схождение передних колес автомобиля ЗИЛ-130 регулируют изменением длины поперечной рулевой тяги. Для проверки схождения колес надо установить автомобиль

на осмотровую канаву или на ровную горизонтальную площадку, поставить передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению, проверить давление воздуха в шинах и при необходимости довести его до нормального, затем линейкой (рис. 48, а) замерить расстояние между двумя точками на ободе колес спереди и сзади (расстояние Б и А на рис.

48, б) на уровне оси; высота уровня линейки 1 определяется длиной контрольной цепочки 2, закрепленной на линейке.

Для более точного замера схождения колес рекомендуется сначала установить измерительную линейку на ободе колес на уровне оси спереди, а затем, не снимая линейки, продвинуть ав-томобиль вперед настолько, чтобы линейка оказалась сзади на ободе колес и на уровне оси, после чего отсчитать показания линейки.

На рис. 48 показан отсчет на линейке: I — отсчет 0 мм при измерении расстояния Б, II — отсчет 8 мм при измерении расстояния А. Это значит, что отсчет на линейке соответствует верхнему пределу нормальной величины схождения передних колес автомобиля ЗИЛ-130. В этом случае регулировки не требуется.

Если схождение колес не соответствует нормальной величине, следует его отрегулировать и установить рекомендуемые размеры (А—Б = 5-^-8 мм), для чего надо освободить стяжные болты 6 головки 4 поперечной рулевой тяги 7 и, вращая поперечную рулевую тягу, установить нормальное схождение колес. Узел поперечной рулевой тяги показан на рис. 43, а, где

2 — тяга, 3 — стяжной болт, 4 — головка тяги. Закрепив стяжные болты наконечников, надо еще раз проверить схождение колес и убедиться в правильности регулировки.

Схождение передних колес автомобиля ЗИЛ-131 проверяют и регулируют так же, как автомобиля ЗИЛ-130. Величина схождения колес находится в пределах 2 — 5 мм.

Углы поворота передних колес. При эксплуатации автомобиля, особенно в тяжелых дорожных условиях, могут изменяться углы ос и р (см. рис. 48, б) поворота колес вследствие износа упоров или ослабления регулировочных болтов. Нарушение нормальных углов поворота колес ведет к ухудшению маневренности и к затруднению управления автомобилем, поэтому периодически следует проверять и регулировать углы поворота.

Для проверки максимальных углов поворота управляемых колес надо поднять домкратом передний мост и подложить под колеса специальные круги, которые имеют разметку в градусах и могут поворачиваться в своем основании вместе с колесами. Подложив круги, следует опустить на них колеса и убрать домкрат. Колеса должны быть установлены в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля, а круги должны быть застопорены и установлены на нулевую метку с направлением нулевого положения на внешнюю сторону колес. Закончив подготовку, вынуть стопоры из кругов и повернуть колеса (вращая рулевое колесо), сначала в одну сторону до упора, затем в другую, при этом надо проверить углы поворота по шкале основания кругов.

Углы поворота колес автомобиля ЗИЛ-130 регулируют регулировочными упорными болтами, ввернутыми в нижние поворотные рычаги, которые упираются своими головками в приливы балки переднего моста. Для этого следует отпустить контргайку 3 (см. рис. 48, б) и вращением болта 5 установить необходимый угол поворота, то же самое проделать для другого колеса, затем контргайки затянуть и убрать круги из-под колес.

Максимальные углы поворота передних колес на автомобиле ЗИЛ-131 не регулируют, так как регулировочные упорные болты после заводской регулировки приваривают к корпусу поворотных цапф. Нарушать заводскую регулировку углов поворота для уменьшения радиуса поворота автомобиля не рекомендуется, так как это приводит к поломке шарниров постоянной угловой скорости переднего ведущего моста. При поломке упорные регулировочные болты могут быть заменены новыми с последующей регулировкой углов аналогично регулировке углов поворота колес автомобиля ЗИЛ-130.

Рис. 48. Регулировка схождения колес и углов поворота передних колес автомобиля: а — пользование измерительной линейкой; б — схема установки
углов поворота; а — угол поворота вправо; В — угол поворота влево

Источник

Adblock
detector