Меню

Регулировка ширины полосы нч



Доработка акустики: разделительный фильтр. Как выбрать частоты срезов?

Для начала пару слов о том, почему доработка разделительного фильтра имеет смысл.

В абсолютном большинстве бюджетных колонок производитель немного сэкономил на разделительном фильтре. Я разобрал пару десятков акустических систем, и почти всегда к этому элементу есть серьезные вопросы. Например, вот результаты ревизии фильтра от трехполосной колонки Pioneer

Доработав заводской кроссовер зачастую можно существенно улучшить качество звучания вашей акустической системы. Короче, тема актуальная.

В этой статье попробуем разобраться с частотами раздела. Как их выбрать и от чего отталкиваться?

У динамика есть своя собственная АЧХ, и диапазон его корректной работы весьма ограничен. Конечно это нужно учитывать и не заставлять динамик играть там, где он не может.

Низкочастотный динамик.

Его режем только сверху.

Убрать слишком низкие частоты иногда тоже бывает полезно, но это делается активными фильтрами. Некоторые усилители имеют функцию «сабсоник» — это оно и есть.

Где именно располагать срез и каким порядком — это зависит от АЧХ динамика.

Например, вот АЧХ динамика НОЭМА 35ГДН. Он без спада доигрывает практически до 6-7кГц, что дает нам возможность в широких пределах выбирать частоту среза.

А вот динамик Микролаб про 3, он уверенно доигрывает только до 3 кГц.

Запоминаем эти вводные и для принятия окончательного решения смотрим дальше:

Среднечастотный динамик.

Отдельный динамик на средние частоты используется в трехполосной акустике. Его нужно обрезать и со стороны низких и со стороны высоких частот. Однако, во многих заводских конструкциях это не реализовано.

Здесь нам нужно знать резонансную частоту динамика в оформлении. Срез СЧ динамика крайне желательно делать выше резонансной частоты. Дело в том, что на резонансной частоте довольно сильно меняется фаза. На этой частоте не удастся нормально согласовать СЧ и НЧ динамик из-за различного поведения фазы двух динамиков.

Теперь собираем все наши данные воедино. Зная, до какой частоты может «дотянуться» басовый динамик, зная на каких частотах играть среднечастотнику не желательно, принимаем решение, на какой частоте резать!

Как правило, края диапазонов динамикам даются не очень хорошо и не нужно пытаться выжать из них максимум. Вспоминаем график НОЭМЫ: с одной стороны, динамик уверенно доигрывает до 7кГц. Но, с другой стороны, если доверить среднечастотный диапазон другому динамику, который не нагружен низкими частотами и изначально более приспособлен для СЧ — у него это получится лучше! Звук может стать лучше, чище, с меньшим количеством искажений.

Высокочастотный динамик.

Аналогичным образом выбирается срез и между СЧ и ВЧ динамиком. Но если среднечастотник желательно резать чуть выше резонанса, пищалка на своем резонансе должна почти молчать! Срез нужно выбирать кратно выше частоты резонанса. Если резонанс ВЧ головки 1500Гц, меньше чем на 3000Гц вторым порядком ее резать крайне не желательно.

Пищалка, разгруженная от низких и средних частот может звучать гораздо чище, точнее и приятней.

И не стоит забывать, что ВЧ — самый нежный и слабенький динамик, который очень легко спалить. При правильно подобранном разделительном фильтре и исправном усилителе это сделать будет гораздо сложнее.

Обрезать высокочастотный динамик с верху не нужно, на ВЧ фильтр ставится только со стороны нижних частот.

Теперь, когда у вас есть эти данные вернитесь еще раз к статье о разборе кроссовера трехполоски . Многое станет более наглядным и понятным!

Осталось разобраться с порядками срезов, типом фильтров и еще много с чем. рано или поздно и до этого доберемся) Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи!

Источник

Как настроить разделительный фильтр акустики?

Вы уверены, что ваша акустика играет на свой максимум? Очень часто бывает, что разделительный фильтр настроен не самым оптимальным образом, и изменение фильтра может существенно улучшить качество звучания.

Не буду голословным) В качестве подопытного возьмем большой японский трехполосник.

Несмотря на то, что это колонки от старого музыкального центра (ведь у нас есть предрассудки о колонках от музыкальных центров?), эти оказались весьма и весьма не плохими! Но со своими недочетами, которые можно подправить. Мне очень не нравится настройка акустического оформления, и не нравится фильтр.

Я почти уверен, что немного поколдовав с фильтрами можно существенно улучшить качество звучания, ведь динамики сами по себе не плохие! И все не обычные, достаточно посмотреть на применяемые материалы: карбоновый басовик и титановые СЧ/ВЧ. Круто же!

Включая динамики по одному, снимаем АЧХ каждого из них. Получаем такую картину:

Мне сходу не нравится раздел между СЧ и ВЧ динамиком: слишком уж велика зона совместного излучения, и пищалка не достаточно резко обрезана. Существенное количество средних и низких частот допущены до этого динамика, и это делает его звучание менее точным и перегруженным.

С тем, что есть, определились. Теперь определяем возможности самих динамиков: снимаем АЧХ в полную полосу:

Видно, что фильтр все-таки работает))) И у динамиков есть запас по полосе воспроизведения полос: можно безболезненно сдвинуть частоты раздела СЧ/ВЧ выше, тем самым разгрузив пищалку и очистив звук. Раздел между НЧ/СЧ я тоже попробую немного поднять, чтобы не заставлять СЧ динамик работать на частоте резонанса, а это почти 500Гц.

Читайте также:  Регулировка тормозов на бмв е36

Согласитесь, так смотрится гораздо лучше! Стыки более ровные и логичные, высокие частоты действительно преобразились. Звук стал очень детальным и точным на сч/вч. Такая переделка однозначно имеет право на существование для этих колонок!

Теперь пару слов о том, как все это было проделано. Последние графики получены активной фильтрацией и триампингом. То есть, каждый из динамиков усиливался отдельным каналом усилителя, на который поступал уже отфильтрованный сигнал. Сделано это через DSP (звуковой процессор), об этом я тоже обязательно расскажу.

В кратце — вот так выглядит экспериментальная установка:

Кстати это не финальный вариант) В суммарной АЧХ появилось несколько особенностей, который удалось убрать другими разделами частот. В итоге поднял раздел НЧ/СЧ до 1600, а СЧ/ВЧ до 7кГц.

Ну а вот так выглядит родной фильтр, который было бы не плохо перенастроить на новые частоты срезов, которые были получены на процессорном моделировании)

Можете сами оценить разницу:

Напишите, какой из вариантов вам понравился больше)

Источник

Установка ширины полосы частоты

а) Вырезая мутные частоты, устанавливайте ширину как можно уже, т.к. при широкой полосе вы потеряете низ.

б) Вырезая «надоедливые» частоты в среднем диапазоне устанавливайте полосу как можно уже – по той же самой причине. При использовании широкой полосы на вокале, гитарах, цымбаллах – вы потеряете «тело» звука в среднем диапазоне. Звук станет выхолощенным.

с) Усиливая высокие, устанавливайте среднюю ширину полосы. Она звучит более натурально. Если есть сомнения в величине ширины полосы, начните с самой тонкой. Затем начните увеличивать ее, пока звук не станет лучше. В конце концов вы достигнете оптимальных параметров.

Нахождение частоты, которая должна быть усилена или вырезана.

И вот, вы решили, что какие-то частоты должны быть усилены или вырезаны – теперь вы должны их найти. Увеличьте громкость той полосы эквалайзера, где, как вы считаете, находится проблемная частота. Для начала, можно просто увеличить громкость, но будьте осторожны. Увеличение громкости на низких частотах может вывести из строя ваши динамики. А увеличив слишком сильно громкость на средних – можете оглохнуть сами. Хорошая идея – держать в это время другую руку на фейдере громкости канала или на мастер-громкости, так что вы никого не покалечите.

Сильное увеличение громкости поможет вам найти нужную частоту. Хорошая аналогия – приготовление пищи с незнакомыми специями. Хотя пробовать красный чилийский перец сам по себе – штука малоприятная, все же так вы можете узнать, что он из себя представляет. Подобно этому, хотя и нет необходимости в сильном увеличении громкости полосы эквалайзера, все же это может натолкнуть вас на мысль, каким оно должно быть.

ЗАМЕТЬТЕ: Вы можете также и прибирать громкость полосы, вместо того, чтобы увеличивать ее. Это менее опасный способ, ведь вы ищите «хорошие» звуки, а не «надоедливые» и «мутные». Но в этом случае есть риск не найти нужную частоту, а это является нашей первоочередной задачей.
а) Вращая ручку частоты, ищите частоту, которая звучит «хуже всех» — самую «мутную» или «надоедливую», например. Или, наоборот, ту частоту, при которой звучание становится наилучшим – именно она нуждается в усилении. Если же вы прибрали громкость полосы, то, вращая ручку частоты, ищите «провал», при котором звучание становится наилучшим – эта частота нуждается в «вырезании».

Возврат ручки громкости на «0».

Так как вы увеличили громкость всей полосы, то вы потеряли представление о том, каков был звук изначально. Верните ручку громкости полосы на «0».

Источник

Настройка звука, Настройка диапазона, Настройка частоты (freq.)

Настройка ширины полосы (q), Регулировка уровня

Устройство можно гибко настроить под свои предпочтения для
более удобного использования. В меню AUDIO SETUP можно
выполнять настройку звука.

Нажмите и удерживайте кнопку AUDIO

менее 2 секунд, чтобы включить режим SETUP.

Поворачивая регулятор, выберите Audio, а затем
нажмите кнопку

 General  Display  Tuner  iPod&USB 

*1 Настройка не может выполняться во время вызова.

*2 Только для CDE-178BT/iDE-178BT.

Поворачивая регулятор, выберите нужное меню
настройки звука, а затем нажмите кнопку

Subwoofer  Subwoofer Phase

*3 Настройка будет невозможна, если для параметра

DEFEAT установлено значение ON.

*4 Любые изменения, внесенные в параметры Factory’s EQ

или Parametric EQ, отражаются в настройках других
параметров.

*5 В шаге 3 в режиме Parametric EQ можно выбрать один из

девяти элементов звуковой настройки. Поворачивайте
регулятор

, чтобы выбрать нужный элемент, а затем

нажмите кнопку ENTER для перехода к шагу 4.

*6 Эти функции не работают, если для режима Subwoofer

выбрано значение OFF.

Поворачивая регулятор, измените значение
параметра, а затем нажмите

Нажмите и удерживайте кнопку AUDIO/SETUP не
менее 2 секунд, чтобы вернуться в обычный режим.

• Чтобы вернуться в предыдущий режим настройки звука,

• Если за 60 секунд не была выполнена ни одна операция, режим

настройки звука отменяется.

В устройстве предусмотрено 10 предварительных настроек
эквалайзера, отражающих различные характеристики исходного
музыкального произведения. Настройки пользователя создаются в
режиме Parametric EQ.

Читайте также:  Термостат для регулировки воды в кране

User  Flat (начальная настройка) Pops  Rock  News 
Jazz&Blues  Electrical Dance  Hip Hop&Rap  Easy Listening
 Country  Classical

• Параметрический эквалайзер используется для настройки

параметров Factory’s EQ.

Можно изменить параметры эквалайзера и создать кривую
частотных характеристик с учетом собственных предпочтений.

Выберите Parametric EQ в режиме Audio Setup, затем
поворачивайте регулятор, чтобы выбрать нужный
диапазон, и нажмите кнопку

Поворачивайте регулятор, чтобы выбрать нужную
частоту в выбранном диапазоне, затем нажмите
кнопку

Повторите шаг2 , чтобы настроить диапазон частот и
уровень в выбранном диапазоне.

Настройка частоты (Freq.)

Диапазоны настройки частот: от 20 Гц до 20 кГц

Настройка ширины полосы (Q)

3.0 (начальная настройка) / 4.0 / 5.0

• Нельзя задавать параметры, выходящие за пределы частот

• При настройке параметра Parametric EQ следует учитывать

частотные характеристики подключенных динамиков.

• Настройка параметра Parametric EQ отменяет настройку

параметра Factory’s EQ.

• Параметр Parametric EQ можно настраивать, если для

параметра Defeat установлено значение OFF.

от −7 до +7 (начальная настройка: 0)

• Уровни диапазонов Band2 и Band8 отвечают уровню низких

• Нельзя задавать параметры, выходящие за пределы частот

Выполните действия 1-5, чтобы выбрать один из режимов
настройки и изменить его. Подробную информацию о
выбранном элементе настройки см. в соответствующем
разделе.

Предварительные настройки
эквалайзера (Factory’s EQ)

Настройка кривой параметрического
эквалайзера (Parametric EQ)

Настройка уровня громкости источника, Включение/отключение нч-динамика (on/off), Настройка фазы нч-сигнала (subwoofer)

Настройка системы нч-динамика (subwoofer), Внешнее устройство, Подключение к внешнему усилителю

• При настройке параметрического эквалайзера следует

учитывать частотные характеристики подключенных
динамиков.

• Параметрический эквалайзер используется для настройки

параметров Factory’s EQ.

Уровень выходного сигнала для каждого источника можно
настроить индивидуально. Например, если уровень громкости
источника Tuner ниже уровня громкости источника Disc, то можно
настроить только его, не затрагивая другие источники.

Элемент настройки: VOL LV ADJ

Дополнительные элементы настройки: Tuner / Disc

USB / iPod / BT Audio

*1 Только для CDE-178BT/CDE-175R.

*2 Только для CDE-178BT/iDE-178BT.

Элемент настройки: Subwoofer

OFF / ON (начальная настройка)

Сигнал сабвуфера не выводится через разъемы сабвуфера
RCA (см. в разделе “Соединения” на стр. 59).

Сигнал сабвуфера выводится через разъемы сабвуфера RCA
(см. в разделе “Соединения” на стр. 59).

Для фазы выходного сигнала сабвуфера предусмотрены значения
Subwoofer Normal (0°) или Subwoofer Reverse (180°). Регулировка
уровня выполняется поворотом регулятора.

Элемент настройки: Subwoofer Phase

0° (начальная настройка) / 180°

Если сабвуфер включен, то для получения желаемого эффекта
сабвуфера можно выбрать значение System 1 или System 2.

Элемент настройки: Subwoofer System

System 1/ System 2 (начальная настройка)

Уровень сигнала НЧ-динамика (Subwoofer) меняется в
соответствии с настройкой уровня громкости.

Регулировка уровня сигнала НЧ-динамика (Subwoofer)
отличается от настройки основного параметра громкости.
Например, даже при низких значениях уровня громкости
можно слышать звук НЧ-динамика.

Подключение к внешнему усилителю

Если подключен внешний усилитель, то качество звука можно
улучшить, отключив питание встроенного усилителя.

Элемент настройки: Power IC

OFF / ON (начальная настройка)

Используйте этот режим, когда линейный выход данного
устройства используется для подключения к внешнему
усилителю. При использовании этой настройки внутренний
усилитель главного блока отключается и не влияет на
динамики.

Динамики управляются встроенным усилителем.

• Звук от системы не поступает, если для параметра Power IC

установлено значение OFF.

Настройка уровня громкости
источника

Включение/отключение НЧ-динамика
(ON/OFF)

Настройка фазы НЧ-сигнала
(Subwoofer)

Настройка системы НЧ-динамика
(Subwoofer)

ДИНАМИК
ПЕРЕДНИЙ ПРАВЫЙ

ДИНАМИК
ЗАДНИЙ ПРАВЫЙ

ДИНАМИК
ЗАДНИЙ ЛЕВЫЙ

ДИНАМИК
ПЕРЕДНИЙ ЛЕВЫЙ

Настройка режима media xpander (mx setup), Индивидуальная настройка параметра media xpander, Настройка временной коррекции (t.correction)

Настройка функции spatial, Настройка разделительного фильтра (x-over)

Использование режима MX (Media Xpander) обеспечивает четкое
звучание вокала или инструментов независимо от музыкального
источника. Музыку с CD, iPod и т. д. можно четко воспроизводить
в автомобилях даже в условиях сильного дорожного шума.

Элемент настройки: MX Setup

Поворачивайте регулятор, чтобы выбрать источник
для применения параметра Media Xpander, а затем
нажмите кнопку

 USB  iPod  BT Audio

*1 Только для CDE-178BT/CDE-175R.

*2 Применяется к файлам MP3/WMA/AAC на диске.

*3 Только для CDE-178BT/iDE-178BT.

Поворачивая регулятор, выберите уровень параметра
Media Xpander, а затем нажмите кнопку

OFF  Level 1  Level 2  Level 3  Customize

Индивидуальная настройка параметра Media
Xpander

Если в шаге 2 выбрать Customize, то можно изменять настройки
параметра Media Xpander по своему предпочтению.

Поворачивая регулятор, выберите диапазон, а затем
нажмите кнопку

ENTER. Band1 (низкие частоты)

Band3 (высокие частоты)

Band1 (низкие частоты)  Band2 (средние частоты)  Band3
(высокие частоты)

Поворачивая регулятор, отрегулируйте уровень, а
затем нажмите кнопку

Повторите шаги 3 и 4, чтобы завершить настройку
других диапазонов.

• Режим MX не предусмотрен для радиодиапазонов FM, MW и LW.

Этот параметр отвечает за выбор единицы временной поправки
(см или дюймы).

Элемент настройки: TCR Parameter

cm (начальная настройка) / inch

Значения временных поправок поданы в сантиметрах.

Читайте также:  Регулировка системы питания карбюраторных двигателей

Значения временных поправок поданы в дюймах.

Перед выполнением нижеследующих операций см. раздел см. в
разделе “О временной коррекции” на стр. 24.

После выбора значения T.Correction в режиме Audio
Setup, поворачивая регулятор, выберите динамик для
настройки и нажмите кнопку

*1 Передний левый

*2 Передний правый

*4 Задний правый

Поворачивая регулятор, настройте расстояние для
выбранного динамика, а затем нажмите кнопку
ENTER.

от 0,0 до 336,6 см (шаг – 3,4 см)
от 0,0 до 132,7 дюйма (шаг – 1,3 дюйма)

• При настройке общее расстояние для всех динамиков не должно

превышать 510 см (201 дюймов).

Повторите шаги 1 и 2 для настройки другого динамика.

Задайте значения, при которых звук доходит до точки
прослушивания одновременно ко всем динамикам.

Эта функция позволяет с легкостью изменять акустическое поле.
Можно выбрать один из трех режимов. Подробную информацию
см. в таблице ниже.

Дополнительную информацию перед выполнением приведенных
ниже операций см. в разделе “Разделительный фильтр (Crossover)”
на стр. 26.

Выбрав параметр X-Over в режиме Audio Setup,
поворачивайте регулятор для выбора нужного
канала, затем нажмите кнопку

Поворачивайте регулятор, чтобы выбрать нужную
частоту в выбранном канале, затем нажмите кнопку
ENTER.

Повторите шаг 2, чтобы настроить наклон кривой и
уровень в выбранном канале.

Настройка режима Media Xpander
(MX Setup)

Настройка параметра Time Correction
Unit (TCR Parameter)

Настройка временной коррекции
(T.Correction)

Настройка функции SPATIAL

Без эффектов.
Состояние OFF (Выкл.)

Создает эффект расширения переднего
акустического поля, задерживая звуковой
сигнал передних динамиков.

Создает эффект четкости и отдаления
переднего звукового образа, задерживая
звуковой сигнал задних динамиков.

Настройка разделительного фильтра
(X-Over)

Настройка канала(ch.), Выбор частоты среза (freq.), Регулировка крутизны фильтра

Регулировка уровня (lev.), О временной коррекции, Пример 1: переднее левое сиденье

Front (HPF) / Rear (HPF) / SUBW (LPF)

Выбор частоты среза (Freq.)

20 / 25 / 31.5 / 40 / 50 / 63 / 80 (начальная настройка) /
100 / 125 / 160 / 200 (Hz)

Регулировка крутизны фильтра

Flat (начальная настройка) / 6 / 12 / 18 / 24 dB/oct.

Регулировка уровня (Lev.)

от −12 до 0 (дБ) (начальная настройка: 0)

Настройки Parametric EQ/T.Correction и X-Over можно записать в
память.

Параметрам Parametric EQ/T.Correction/X-OVER можно
назначить любую из кнопок предварительной
настройки (от 1 до 6). После завершения настройки
параметров Parametric EQ/T.Correction/X-OVER
(например, диапазона) нажмите и удерживайте кнопку
предварительной настройки не менее 2 секунд.

Поворачивая регулятор, выберите настройку Protect
YES/NO, а затем нажмите кнопку

записать измененные настройки в память.

Protect NO  Protect YES (начальная настройка)

• Если выбрано значение Protect YES, то измененные настройки

будут защищены и назначены кнопкам предварительной
настройки. Чтобы назначить параметр защищенной кнопке
предварительной настройки, выберите “Replace NO/YES”.
Если выбрано значение Protect NO, в память будет записана
предварительно заданная настройка.

• При выполнении этой операции все измененные настройки

параметров Parametric EQ/T.Correction и X-Over будут
назначены для кнопок предварительной настройки.

• Записанная информация сохраняется в памяти даже при

перезапуске устройства или после выключения питания.

• Записанную информацию можно вызывать из памяти с

Сохраненные настройки Parametric EQ/T.Correction и X-Over
записаны в память.

После выбора любого элемента в режиме Parametric
EQ/T.Correction/X-Over (например, диапазона) нажмите
любую из кнопок предварительной настройки (от 1
до 6), которым назначены записанные в память
характеристики, чтобы вызвать сохраненные
настройки.

Измененные значения параметров Parametric EQ/
T.Correction/X-Over, назначенные кнопке предварительной
настройки, отобразятся на экране.

Теперь снова нажмите кнопку, чтобы вызвать
сохраненные настройки.

О временной коррекции

Расстояние между слушателем и динамиками в салоне автомобиля
меняется в широких пределах из-за нестандартного расположения
динамиков. Из-за разницы в расстояниях между динамиками и
слушателем происходит смещение звукового образа и частотных
характеристик. Причиной этого является временная задержка
прохождения звукового сигнала к правому и левому уху слушателя.
Для коррекции этого сдвига данное устройство может задерживать
передачу звукового сигнала к динамикам, расположенным ближе
всего к слушателю. Это позволяет создать эффект удаленности
динамиков. Таким образом, за счет оптимизации фаз создается
эффект равноудаленности слушателя от левого и правого
динамиков. Настройка выполняется для каждого динамика с
шагом 3,4 см.
Ниже приведен пример точки прослушивания:

Выберите значение временной поправки для переднего левого и
правого заднего динамиков от нуля и ниже.

Звучание становится несбалансированным из-за неодинаковых
расстояний между точкой прослушивания и различными
динамиками.
Разница в расстояниях между передним левым и правым задним
динамиками составляет 1,75 м (68-7/8 дюймов).
Здесь мы вычислим значение временной поправки для переднего
левого динамика на вышеуказанной диаграмме.

Условия:
Самый дальний динамик – точка прослушивания : 2,25 м
(88-9/16 дюймов)
Передний левый динамик – точка прослушивания : 0,5 м
(19-11/16 дюймов)
Расчет: L = 2,25 м – 0,5 м = 1,75 м (68-7/8 дюймов)
Временная поправка = 1,75 ч 343

* Скорость звука: 343 м/с (765 миль/час) при 20°C

Другими словами, применение временной поправки 5,1 мс к
переднему левому динамику создает эффект равноудаленности
слушателя от всех, даже самых дальних, динамиков.
Временная поправка компенсирует разницу во времени, в течении
которого звуковой сигнал должен достичь точки прослушивания.

Источник

Adblock
detector