Меню

Регулировка сабвуфера в машине



Быть или нет сабвуферу в автомобиле?

Среди автолюбителей также есть и меломаны, жизнь без музыки, которым не представляется. Поэтому стараются окружить себя ею везде, даже в машине. Одной установкой акустических колонок они не ограничиваются, помещая в салон сабвуфер. Такой излучатель низких частот повышает качество звучания. Только представьте, как могут воспроизводиться различные композиции в таком маленьком пространстве. Никто из них не задумывается о вреде для себя, но и авто. Действительно ли устройство может быть причиной проблем с транспортным средством?

Как изменится слух после установки в салоне саба

В первую очередь стоит подумать о своем здоровье. Если кто не знает, низкие частоты, или проще говоря басы, воздействуют на головной мозг, сильно ударяют по барабанным перепонкам. Вследствие чего начинаются частые головные боли, снижается слух, наблюдаются психические расстройства.

Страдать приходится и вашему автомобилю от звучания низкочастотного диапазона. Если постоянно слушать в машине подобным образом музыку, есть вероятность быстрого образования коррозией кузова. Между прочим, доказано специалистами, месяц интенсивной работы сабвуфера в автомобиле провоцирует коррозию, сравнимую после трех-пяти лет эксплуатации транспортного средства. Только это касается того случая, когда музыка слушается на высокой громкости.

Выход из ситуации и решение проблемы

Как же быть тем, кто привык к прослушиванию любимой музыки за рулем? При этом еще и хочется звучания на всю мощь. Обязательным условием размещения сабвуфера внутри салона является правильное подключение. Проверив все внимательно, вы обнаруживаете, что подсоединены все провода, все корректно подключено. В таком случае необходимо выполнить настройку техники. Если не сделать этого, неправильные настройки приводят к тому, что можно совсем не слышать бас или наоборот только он и будет присутствовать.

Настроечные манипуляции должны включать последовательность действий:

  • сначала необходимо все регулировки устройства выставить на «0». Затем на канале усилителя фильтра выбирается «LPF»;
  • ставим частоту, оптимальный диапазон которой должен быть пятьдесят-семьдесят Гц;
  • теперь найдите на панели усилителя фронтальный переключатель, отрегулируйте его в позицию «HPF». Не забываем о частоте, определяем ее в пределах семидесяти-девяноста Гц. В принципе на этом можно завершить настройки.

Еще может понадобится регулировка чувствительности. Снова находим на сабвуфере соответствующее реле, выставляем его в ноль. Нужно еще выбрать громкость на максимальную отметку на головном устройстве. Далее чувствительный рычаг медленно и без рывков поворачиваем в сторону усиления и слушаем искажение звучания. Вот на какой частоте не будут слышны такие искажения, это и будет правильной настройкой прибора.

Важный момент! Правильная настройка сабвуфера будет означать выход звука прямо из середины салона. Когда явно выражены басы сзади, это говорит о том, что настройки выполнены некорректно, допущены ошибки. Чтобы избавиться от такого «эффекта», попробуйте включить устройство к обратной фазе усилителя. Просто поверните регулятор на сто восемьдесят градусов. Если отсутствует такое реле, можно поменять положительный и отрицательный кабеля местами.

Нужно ли слушать слишком громко музыку?

Допустим все верно отрегулировано, попробуйте спросить себя, зачем слушать композиции на полной мощности? Скорей всего большинство автомобилистов делает это по причине того, что не слышат музыку из-за работы мотора, также могут мешать различные шумы от панели приборов. С последним вроде бы можно справиться, а с движком сложновато. Ведь его шумная работа может быть вызвана какой-то неисправностью или его длительной эксплуатацией. При желании можно устранить эту проблему, заменив на новый силовой агрегат. Если это невозможно, существует эффективный способ проклейки авто.

Процедуру выполняют либо специалисты станции техобслуживания, либо собственноручно. Для этого используется специальный материал, подавляющий все посторонние звуки мотора и не только. Раз не будет никаких шумов в машине, соответственно и прослушивание музыки на полную мощь не обязательно. Решив этот момент, отпадет надобность установки сабвуфера.

Для качественного звучания вполне достаточно хороших колонок. Старайтесь выбирать фирменные музыкальные аксессуары для своего авто. Тогда и проблем не будет со звуком.

Хотя за громкое прослушивание не предусмотрены штрафы, остановить орущий на всю автомобиль может ГИБДД. В дороге вообще не рекомендуется слушать музыку, разве что в спокойном тембре. С другой стороны, ведь прекрасно остаться наедине с любимой музыкой в скучной поездке. В любом случае делайте это правильно, без вреда себе и своей машине.

Источник

Как настроить сабвуфер в машине?

Качественная аудиосистема в автомобиле позволит нам с комфортом проводить время за рулем машины, а мы сможем наслаждаться любимыми композициями в великолепном качестве. Большинство современных автомобильных аудиосистем включают сабвуфер, который отвечает за воспроизведение басов, что делают музыку реалистичной, насыщенной и детализированной. В этой статье мы расскажем вам как настроить сабвуфер в машине.

Конструкция автомобильного сабвуфера

Автомобильный сабвуфер состоит из низкочастотного динамика, который имеет резиновый подвес и полипропиленовый диффузор. Такая головка динамика заключена в деревянный корпус, который обычно располагают в багажнике автомобиля. В процессе эксплуатации на динамик приходится существенная нагрузка, поэтому к его материалам предъявляются повышенные требования.

Использование такого сабвуфера в автомобильной аудиосистеме позволяет насытить музыкальную композицию низкими частотами, делает ее чрезвычайно реалистичной, насыщенной и эмоциональной. Неудивительно, что сегодня большинство штатных автомобильных аудиосистем премиум-класса неизменно включает такой сабвуфер, который индивидуально настраивается под используемую акустику и штатную магнитолу. Поговорим о том, как настроить пассивный сабвуфер в машине.

Для чего производится настройка сабвуфера

Правильно проведенная настройка сабвуфера позволит аудиосистеме максимально точно воспроизводить низкие частоты. В том случае, если настройка не была проведена или же выполнена неграмотно, то диапазон воспроизводимых частот существенно расширяется, что ухудшает качество музыки, а в автомобиле появляется неприятный резонанс, который приводит к дребезжанию различных пластиковых элементов обшивки. Именно поэтому необходимо знать, как настроить моноблок для сабвуфера в машине.

Сегодня в сети интернет можно найти многочисленные тематические видео, рассказывающие о том, как правильно настроить сабвуфер в машине. Следует сказать, что каждая конкретная модель такой акустики потребует индивидуальной настройки, что несколько усложняет выполняемые работы. В каждом конкретном случае такая настройка будет существенно различаться, так как результат во многом будет зависеть от личностных предпочтений каждого автовладельца. Кому-то нравится насыщенный бас, а кто-то хочет, чтобы сабвуфер лишь подчеркивал низкие частоты в любимых композициях. Расскажем поподробнее как настроить активный сабвуфер в машине.

Пошаговая инструкция

Предлагаем вам пошаговую инструкцию как настроить усилитель в машине для сабвуфера. Такая инструкция состоит из четырех шагов, поэтому справиться с такой работой сможет каждый автовладелец, который хотел бы улучшить качество звучания штатной аудиосистемы в автомобиле.

Шаг первый.

В головном устройстве необходимо установить нулевые настройки, то есть сбросить каналы на дефолт. Переключатель устанавливают в положении LPF . Это положение канала сабвуфера, что позволяет выполнять его настройку. Далее вам потребуется выставить на кроссовере диапазон частот 50-70 Герц.

Шаг второй.

В головном устройстве или же в самом усилителе необходимо зайти в настройки фильтра фронтального канала, который переводится в режим HPF . Одновременно поднимаем частоты кроссовера до 80-70 Герц.

Если в вашей аудиосистеме используются кроссоверы, то более каких-либо дополнительных манипуляций выполнять не следует. Если же у вас установлен усилитель, работающий с отдельными каналами, то производится дополнительная настройка высокочастотных динамиков. Устанавливаем фильтр динамиков высокой частоты в положение HPD . Изменяем частоту на кроссовере до 2,5 КГц. Более какой-либо настройки фильтров выполнять не требуется.

Шаг третий.

Вам необходимо провести настройку чувствительности. Выполняется такая настройка следующим образом:

На усилителе необходимо установить уровень регулятора на 0, после чего уровень регулятора на головном устройстве устанавливается на максимум.

Вам необходимо будет повернуть колесо чувствительности на головном устройстве вправо, и, как только появятся выраженные искажения, колесико сдвигают влево до исчезновения таких искажений. Это и позволит установить оптимальную чувствительность.

Шаг четвертый

На заключительном этапе настройки проводится проверка качества полученного звука. Могут появиться щелчки и треск при включении музыки. Причиной подобных искажений является некачественный сигнал или же плохая укладка проводов. Чтобы исключить появление подобных щелчков следует использовать качественный провод и переподключить используемые системой разъёмы.

Как определить правильность настройки

Именно определение правильности выполненной настройки представляет для многих из нас определенные сложности. Дело в том, что каждый из нас имеет свои собственные предпочтения в музыке. И всё же, если говорить о качестве настройки, то отметим детализацию звучания и отсутствие избыточного баса. В том случае, если отмечается чрезмерное количество баса, то необходимо выполнить простое противофазное подключение. Для этого регулятор фазы на сабвуфере поворачивают на пол-оборота. Расскажем как настроить сабвуфер в машине на магнитоле.

Если головное устройство имеет специальный процессор для обработки звука, то при появлении заметных искажений необходимо выполнить следующее:

Каждый из каналов позволяет выполнять коррекцию временных задержек.

Устанавливается такая корректирующая задержка для левой колонки, что позволит звуку достигать ушей водителя одновременно со звуком из правых колонок.

Читайте также:  Регулировка светодиодных ламп в фарах

Заключение

Настройка автомобильного сабвуфера не представляет особой сложности. В данной статье мы предложили вам пошаговое руководство как правильно настроить активный сабвуфер в машине, что существенно упростит данную работу. Отметим лишь, что алгоритмы настройки могут различаться, в зависимости от функционала головного устройства, усилителя или самого сабвуфера.

Источник

Как настроить сабвуфер автомобиля под ваши музыкальные вкусы

На практике, только после настойки сабвуфер начинает выдавать желаемое звучание. Далее мы рассмотрим, как выполняются настройки сабвуфера, на какие параметры нужно обращать внимание, а также как настроить усилитель под сабвуфер.

Какой должна быть правильная настройка сабвуфера в машине?

Настройкой сабвуфера нужно заниматься ещё на этапе проектировки короба для динамика. Во время этого учитывается множество различных параметров: музыка, которую чаще всего будет слушать владелец, усилитель, который будет работать с динамиком и автомобиль, в котором будет стоять сабвуферный корпус.

При проектировании короба важную роль играют и параметры динамика, которые определяют, в каком акустическом оформлении он сможет работать. Например, если динамик способен хорошо играть в фазоинверторном корпусе, его порт можно настраивать как выше, так и ниже, в зависимости от предпочитаемой музыки.

Конечно, если вам достался сабвуфер в заводском корпусе, возможности его настройки ограничены. Но при грамотном подходе добиться приемлемого звучания вполне реально. С чего начать настройку сабвуфера?

Параметры, по которым можно определить правильность настройки

Правильно или неправильно проведена настройка, каждому придётся определять самому, так как вкусы в музыке у нас совершенно разные, да и автомобили с шумоизоляцией тоже разные. Кроме того, отличается конструкция сабвуферов, что тоже не маловажно. Несмотря на то, что ощущение музыки дело совершенно субъективное фильтры всё же необходимо хорошо отладить и можно быть совершенно уверенным, что басы звучат если и не идеально, то вполне качественно. Основным показателем можно считать тот факт, что на водительском сидении вы слышите всю музыку как целое произведение, звучащее из передних колонок и можете услышать каждый инструмент в отдельности.

Для установки и для контроля корректности настройки желательно использовать музыку, в которой максимально отчётливо звучат живые инструменты, а не электронные. Это обусловлено тем, что мы все знаем, как такие инструменты звучат вживую и будем стремиться получить такое звучание в своём салоне автомобиля. С электронной музыкой же всё будет гораздо сложнее.

Настройка LPF (low pass filter) фильтра

Естественно, динамик должен быть правильно подключён к усилителю. Для начала на сабвуферном усилителе или на головном устройстве надо включить фильтр, который обычно обозначается, как LPF (low pass filter). То есть, этот фильтр позволяет попадать на динамик низким частотам и отрезает при этом высокие. Например, популярная частота среза для сабвуферов — от 50 до 63 Гц.

Первый этап настройки — установить фильтр примерно на такую частоту. Потом это значение нужно будет немного подкорректировать. Причём, если есть возможность использовать LPF на головном устройстве, следует включить его именно там. В противном случае можно регулировать срез «крутилкой» на усилителе. Включать фильтр на ГУ и усилителе одновременно не нужно.

Зачем нужно настраивать сабвуфер

Прежде всего настройка акустики необходима для усиления требуемых частот и увеличения «драйва» музыки. Теоретически без этого процесса можно обойтись, используя заводские пресеты (т. е. настройки). Однако их качество устраивает далеко не всех. Во-первых, на заводе не учитывают особенности салона вашей машины. Во-вторых, производители аппаратуры совершенно не в курсе ваших музыкальных предпочтений.


Многие владельцы автомобилей считают, что наличие большого и мощного савбуфера гарантирует отличное качество звучания музыки

Настройка “сабсоника”

После необходимо задействовать фильтр, который называют “сабсоник”. По-сути, это фильтр высоких частот, работающий в суббасовой области. Проще говоря, он отрезает от сигнала инфранизкие частоты и пропускает все, что выше. Сабсоник есть не на всех усилителях. Но если ваш динамик работает в акустическом оформлении ФИ или ЧВ, то и усилитель надо выбрать такой, в котором есть такой фильтр.

Зачем он нужен “сабсоник”? Дело в том, что сабвуферный динамик будет пытаться воспроизвести и частоты, лежащие за пределами слышимого диапазона, например 20-25 Гц и ниже. На таких частотах ход диффузора увеличивается, что может привести к выходу катушки из зазора и её повреждению. Сабсоник отрезает всю «инфру» и не позволяет динамику превысить ход. К тому же, качество воспроизведения нужного басового диапазона только улучшается, а громкость увеличивается.

Настраивать “сабсоник” следует примерно на 5 Гц ниже частоты настройки порта фазоинвертора. Например, если частота его настройки 35 Гц, то настраивать сабсоник надо на 30 Гц. Чтобы сделать это, нужно включить переключатель и вращать “крутилку” до требуемых цифр.

Схемы подключения

Сам процесс подключения сабвуфера и колонок в автомобиле редко вызывает затруднения. Установить и подключить правильно помогут рекомендации, описанные ниже.

Пассивного

Пассивный НЧ рекомендуют подключать через усилитель звука. В нём предусмотрены разъёмы для подсоединения сабвуфера. Для коммутации используют специальные акустические провода. Они идут в комплекте с сабом. Если их нет, то покупаем необходимой длины в специализированном магазине или на радиорынке. На концах должны быть разъёмы RCA (типа «тюльпан»).

При отсутствии усилителя пассивный сабвуфер подключают к фронтальным динамикам. Звук станет объёмнее, но назвать его качественным трудно. Исправить ситуацию поможет низкочастотный фильтр. Через него подаётся звук на пассивный сабвуфер. Задача фильтра – погасить высокочастотную составляющую звукового сигнала и подать на саб только басы.


Сигнал от штатной магнитолы поступает на усилитель, а с него распределяется на динамики и сабвуфер

Активного

Активный сабвуфер не требует обязательного использования усилителя. В его корпусе размещён дополнительный модуль для усиления звука и частотные регуляторы для точной настройки.

На современных автомобильных магнитолах есть линейный выход для подключения саба. Его соединяют со входом активного сабвуфера с помощью акустического кабеля. Ещё один провод предназначен для управления сабом. Обозначается он как REM или System Remote Control. Сечение провода управления некритично, по нему идёт слабый ток.


Активный саб подключают напрямую к штатной магнитоле. Питание на сабвуфер падают с аккумуляторной батареи автомобиля

Отдельно для питания активного сабвуфера прокладывают силовой провод от аккумуляторной батареи. Обязательно в цепь питания усилителя и активного сабвуфера устанавливают предохранитель. Он защищает акустическую систему от короткого замыкания.

Что нужно знать о фильтрах

Ещё одна вещь, которую надо помнить о фильтрах — ни один из них не отрезает сигнал резко, как ножом. То есть, не бывает такого, чтобы LPF был настроен на 63 Гц, а на 64 Гц звука уже не было. Все частоты, что выше, будут ослабляться, с плавным спадом. И плавность этого спада будет зависеть от так называемого порядка фильтра.

Фильтр 4-го порядка даст более пологий спад, а фильтр 1-го — более крутой. Некоторые головные устройства позволяют выбирать порядок фильтра. Это имеет значение для настройки «стыка» области работы сабвуфера и мидбасов.

Регулировка кроссовера

Настройка кроссовера рассчитана на выставление частотных спектров разделения вуфера. То есть с помощью данного регулятора сабвуферы для домашних кинотеатров точечно настраиваются по всему диапазону воспроизведения сигнала. В некоторых моделях даже предусматривается крайнее значение частот, при которых аппаратура и вовсе не воспринимается человеческим ухом. Стандартной же величиной будет среднее положение в 80 Гц. Отступать от этого значения следует в тех случаях, когда отмечается гулкое звучание баса. В такой ситуации рекомендуется переводить регулятор в сторону понижения частоты.

Регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера «GAIN» или «LEVEL»

Ещё одним важным этапом в настройке сабвуфера является регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера. Он находится на сабвуферном усилителе и обозначается словом «GAIN» или «LEVEL».

Выглядит, как «крутилка» с цифрами, например, от 0,3 до 5 В. Это не уровень громкости, как некоторые ошибочно думают, хотя при установке на максимальные значения громкость действительно увеличивается. Эта функция нужна, чтобы согласовать уровень головного устройства и усилителя.

Настраивают «GAIN» по разным методикам. Но суть их примерно такая: на сабвуфер подаётся музыкальный сигнал в виде синусов с определённой частотой. Уровень входной чувствительности при этом минимальный.

Постепенно увеличивают громкость на головном устройстве, до появления слышимых искажений. После этого ручку громкости поворачивают назад, чтобы звук снова стал чистым. Потом так же настраивают «GAIN», вращая «крутилку» до того, как появятся искажения сигнала. После снова возвращают её немного назад. Более точной будет настройка сабвуфера в машине, если применять в процессе осциллограф.

Почему важно состыковать сабвуферы и мидбасом правильно?

Если сабвуфер будет плохо состыкован с мидбасом, то звук будет некачественным и неполноценным. Особенно это заметно на низких частотах, когда вместо чистых басов получается какая-то несуразица. Иногда возможны и такие плачевные варианты, кода звук из сабвуфера вообще будет играть независимо. На самом деле, это касается всех видов музыки, а не только скажем, классики или рок-музыки, где наблюдается игра «живых» музыкальных инструментов.

Читайте также:  Набор шайб для регулировки форсунок камаз

Например, в треках, что относят к столь популярному среди молодежи жанру EDM, наиболее яркие басы находятся именно на стыке с мидбасом. Если состыковать их неправильно, то низкочастотные громкие басы в лучшем случае уже будут не столь впечатляющими, а в худшем – будут едва слышны. Так как настроить усилитель необходимо на одинаковую частоту, рекомендуется пользоваться анализатором звукового спектра для получения наиболее точных данных.

Выставление задержек

Следующим этапом настройки сабвуфера в машине есть выставление задержек. Но такое возможно только на процессорном головном устройстве или при наличии внешнего процессора. В некоторых акустических оформлениях, например ФИ, не всегда хорошие импульсные характеристики, поэтому бас может немного запаздывать. Это не всегда приятно на слух.

Например, фронтальные динамики сыграли ноту, а через доли секунды отыграл «саб». Чтобы такого не допустить, корректируют задержки, что позволяет «фронтальной акустике и сабвуферу играть одновременно.

Как настроить автомобильный сабвуфер

Низкочастотная составляющая звукового диапазона представляет собой узкую полосу частот, которая начинается примерно от 18-20 Гц и заканчивается на уровне 120-150 Гц. Именно в этом диапазоне работает любой сабвуфер.Правильная настройка сабвуфера в автомобиле это важный процесс, от которого будет зависеть качество воспроизведения низких частот. Если звуковая система не настроена, то басовые ноты «рассыплются» и потеряют напор и сочность. Вместо насыщенного и густого баса из динамика будет доноситься монотонное буханье, по впечатлениям, никак не связанное с мелодией.

Настройка саба в авто зависит от нескольких факторов:

  • Место установки динамика
  • Его мощность
  • Диапазон рабочих частот

Обычно сабвуферы в автомобиле устанавливают в багажном отсеке или под сиденьем. Если колонка устанавливается под сиденьем, то слишком большая мощность, при не настроенной системе, может вызвать негативные ощущения у водителя и пассажиров.

Итоги и выводы

Одним из главных свойств серьезной системы домашнего кинотеатра является его способность накрыть основную зону просмотра ровным и приятным для уха басом. Лучший способ добиться такого эффекта – это: минимизировать влияние на звук стоячих волн путем выбора размеров комнаты и ее акустического оформления; использовать несколько сабвуферов; правильно расставить и настроить акустические системы, сабвуферы и зрительские места; применить активную эквализацию. Ни в коем случае не стоит недооценивать ни один из этих базовых компонентов успеха, торопясь задействовать систему автоматической калибровки звучания. Иначе вы рискуете попросту крутиться на месте, как «собачка за своим хвостом», и потратить кучу времени на домыслы и ненужные эксперименты в попытках добиться приемлемого результата.

Как только вы послушаете правильно откалиброванный домашний кинотеатр с ровным приятным басом по всей зрительской зоне, назад пути не будет – ведь именно НЧ-составляющая саундтрека заставляет вас поверить в реальность происходящего на экране!

Корректная интеграция сабвуферов в систему домашнего кинотеатра, медиа-комнаты или персонального кинозала стоит и времени и усилий, на нее затраченных. При наличии правильных инструментов, необходимых знаний и терпения, вы способны добиться настолько потрясающего эффекта от вашего театра, что он легко составит конкуренцию самому лучшему публичному кинозалу в городе. И не забывайте про отсутствие чавкающих попкорном и громко болтающих по телефону соседей!

Устали от публичного кинотеатра? Обращайтесь в Cinemalounge!

Важно оставаться методичным и последовательным на протяжении всего процесса настройки и калибровки вашего домашнего театра. Инвестиция в хороший инструмент наподобие TrueRTA от компании True Audio, LMS от компании LinearX Systems или даже FFT-анализатор сэкономит ваше время и позволит добиться гораздо более точных результатов, нежели вы доверились бы лишь своим ушам, тестовым сигналам и измерителю SPL. Забудьте про народные средства и позвольте науке полностью раскрыть потенциал вашего домашнего кинотеатра!

Особенности настройки системы из нескольких сабвуферов.

Теперь давайте уделим внимание настройке басового звена кинотеатра, состоящего из нескольких сабвуферов. Здесь есть свои особенности. К ним и перейдем.

1. Используйте идентичные сабвуферы

Если вы хотите избежать потери большого количества времени, потраченного на манипуляции при настройке звена из 2 и более сабвуферов, применяйте одинаковые аппараты. Только сабвуферы-близнецы могут обладать максимально схожими характеристиками всех компонентов и результирующего звучания, что крайне необходимо для получения предсказуемого эффекта равномерного покрытия басом всей зоны прослушивания.

2. Располагайте сабвуферы согласно рекомендациям

Речь идет о практиках наиболее оптимального расположения множественных сабвуферов в комнате, детально рассмотренных в соответствующем разделе нашей статьи.

3. Убедитесь, что все сабвуферы играют одну и ту же «мелодию»

Поверьте, крайне проблематично будет настроить массив из сабвуферов, которые воспроизводят разный сигнал. Еще раз убедитесь, что ФВЧ (LPF) на каждом из сабвуферов выключен или выкручен на максимальное значение, чтобы не мешать системе бас менеджмента AV ресивера\процессора. Настройки фазы также должны быть идентичны. Как правило, переключатель или регулятор фазы нужно оставить в положении “Normal” или «0». Если ресивер\процессор имеет только один выход с предусилителя на сабвуфер, самое время задействовать Y-разветвители сигнала. В случае если у ресивера имеются и задействованы несколько выходов на сабвуфер, убедитесь, что бас менеджмент по каждому из них настроен корректно и выдает на все выходы одинаковый сигнал («Both» или «LFE+Main»). Короче говоря, вам необходимо убедиться, что каждый сабвуфер получает монофонический сигнал от всех АС, обозначенных, как «Small», плюс сигнал канала LFE. Некоторые ресиверы\процессоры (в частности, некоторые модели от Denon) поддерживают стереофоническую сабвуферную конфигурацию, использование которой в наших целях лишь внесет деструктивную составляющую. Убедитесь, что она не задействована (выбран режим «Mono»).

4. Выровняйте громкость всех сабвуферов

Очень важно выставить одинаковую громкость звучания на всех имеющихся сабвуферах. Если этим пренебречь, вы рискуете в итоге получить плохую интеграцию, и даже перегрузку во время громких моментов, если одни сабвуферы настроены громче, чем другие. Это повлечет за собой искажения на более низких уровнях громкости относительно того, на что реально способна ваша система. Правильным способом согласовать по уровню все сабвуферы будет использование встроенного в ресивер\процессор генератора розового шума и измерение его шумомером в режиме «С-weighted». Измерьте уровень каждого сабвуфера в отдельности, физически выключая все остальные во время измерений. Измерения необходимо проводить на одинаковом расстоянии относительно каждого из сабвуферов. А если у вас совсем туго со временем, можно замерить уровень в ближнем поле сабвуфера, положив шумомер или измерительный микрофон на пол на расстоянии 10 см от стенки устройства, где расположен излучатель.

Пример расположения измерительного микрофона в ближнем поле

Если сабвуфер фазоинверторный, микрофон следует располагать на полпути между центром динамика и портом фазоинвертора (уже на штативе). Эта методика становится весьма проблематичной в исполнении, если у сабвуфера несколько динамиков, вот почему мы рекомендуем производить замеры в точке, равноудаленной от всех устройств, причем точка эта совсем не обязательно будет находиться в зоне мест прослушивания. Как только вы выстроили громкость всех сабвуферов относительно друг друга, пора переходить к выравниванию громкости сабвуферного звена относительно фронтальных АС или центрального канала.

Измерьте уровень для фронтальных LR и С каналов и сабвуферного массива как минимум в двух точках (основное и второстепенное места прослушивания, например, первый и второй зрительский ряд кинотеатра). Запишите полученные результаты в таблицу для того, чтобы вы могли более точно произвести нужные корректировки. Это действительно хорошая идея – провести измерения минимум в двух точках и откалибровать уровни так, чтобы разница была не более 1-2 дБ, так вы получите наиболее правильное SPL покрытие по всей зоне прослушивания. Даже THX рекомендует не торопиться в процессе проведения измерений. Выделите время для своих экспериментов с RTA и SPL измерителями, причем с запасом. THX рекомендует производить каждое измерение на протяжении как минимум 20 секунд. Некоторые калибраторы-профессионалы отводят каждому измерению до целой минуты. Это обеспечит вам гарантированно корректный результат. Почему? Потому, что розовый шум не всегда однороден на низких частотах. Шум по определению случаен. Чем дольше прибор будет мерить шум и вычислять среднее значение, тем меньше вероятность получения ошибок измерения SPL по причине природной неоднородности розового шума. Потратьте столько времени, сколько вам необходимо на проведение хороших взвешенных измерений – в итоге оно того стоит.

5. Проведите измерения исходной АЧХ

Перед тем как перейти к автоматической калибровке или активной эквализации, необходимо понять, от чего же мы будем отталкиваться изначально. Критически важной задачей является получение максимальной интеграции фронтальных АС кинотеатра с вашими сабвуферами. Альтернативная точка зрения – самой важной является корректная интеграция центрального канала и сабвуферов. Если вы по большей части будете смотреть фильмы и слушать многоканальную музыку, пожалуй, именно так и стоит поступить. Однако, как показывает практика, человек гораздо больше восприимчив к некорректному воспроизведению музыки фронтальной стерео-парой, нежели к точному определению того, присутствует ли идеальное согласование между центральным каналом и сабвуферами во время мгновенных экшн-сцен кинофильма. Если вы отдаете предпочтение прослушиванию 2-канальных музыкальных программ, отдайте предпочтение калибровке сабвуферов относительно фронтальных каналов LR. Если же вы чаще смотрите фильмы, чем слушаете музыку, смело калибруйте сабвуферы относительно АС центрального канала.

Читайте также:  Что такое пбу и что регулирует

Подключите выход вашего RTA в свободной паре линейных стерео входов ресивера\процессора, установите устройство или его измерительный микрофон в основной точке прослушивания на уровне головы сидящего человека, и пусть веселье начнется! Настройте прибор на измерение в полосе от 10 до 200 Гц и на уровнях громкости с разбросом 60 дБ, чтобы мы точно смогли увидеть, что же происходит на низких частотах в вашей системе. Не забудьте убедиться, что вам доступно разрешение измерений не меньше, чем 1/12 дБ/окт. Меньшее разрешение не позволит ясно увидеть реальное положение вещей.

Процесс измерения АЧХ в разгаре

После того, как вы получили исходный график АЧХ, зафиксируйте его, а затем попробуйте поиграться со следующими параметрами и посмотреть, удалось ли вам получить какие-либо измеримые улучшения (более ровный график, меньше горбов и провалов):

  • Размер основных АС: Large / Small (Large стоит рассматривать только в случае, если это дало реальное улучшение графика АЧХ, и ваши колонки способны играть все необходимые низкие частоты на референсном уровне громкости (105 дБ в точке прослушивания), причем без перегрузки и искажений);
  • Частота раздела кроссовера основных АС;
  • Дистанция до сабвуфера (задержка);
  • Фаза сабвуфера.

Не рекомендуется отдаляться в значении частоты раздела кроссовера больше, чем на 20 Гц от зачастую оптимальных и рекомендуемых THX 80 Гц. Также было замечено, что некоторые ресиверы\процессоры имеют свойство урезать LFE канал, если поставить частоты среза ниже 80 Гц. Если же поставить частоту раздела сильно выше 80 Гц, может возникнуть проблема локализации сабвуферов, особенно, если некоторые из них расположены близко к зоне прослушивания. Если у вас небольшие сателлиты, вероятнее всего 100 Гц будет оптимальной частотой раздела. Стерео эффект на частотах ниже 150 Гц выражен крайне слабо, и в зависимости от чувствительности, искажений и естественной частоты спада АЧХ основных АС, установка кроссовера на частоту 100 Гц способна создать наиболее полноценный звук. Ключом к успеху в этом деле является экспериментация. Если ваши сателлиты настолько маленькие, что требуют установки слишком высокой частоты раздела, вам следует рассмотреть возможность замены таких АС или размещения сабвуферов как можно дальше от зоны прослушивания с целью нивелирования проблемы их локализации.

Опять же, в большинстве случаев рекомендуется оставлять все сателлиты в режиме Small. Это позволит добиться наилучшей интеграции между ними и вашими сабвуферами, также как и большего динамического диапазона от основных АС, которым теперь не нужно нести тяжкий груз воспроизведения низких частот. К тому же это повлечет снижение количества искажений в самих АС и усилителях, их обслуживающих.

Дистанция до сабвуфера – крайне важная настройка в деле получения максимальной интеграции сабвуферов друг с другом и с основными АС. Если каждый сабвуфер подключен к выделенному выходу с предусилителя, измерьте и установите корректное значение расстояния для каждого из них. Если же все сабвуферы установлены идеальным образом в прямоугольной комнате кинозала, для них подойдет единое значение задержки (дистанции). Мало того, оно рекомендуется для максимизации эффекта нивелирования стоячих волн.

Однако, если имеющаяся расстановка далека от идеала, вероятно, вам придется поиграться с настройками задержек для каждого сабвуфера в отдельности. В таких случаях попробуйте рассчитать среднее расстояние от зоны прослушивания до группы сабвуферов, сидящих на одном линейном выходе. Например, если у вас один сабвуфер стоит в 3 метрах, а второй на расстоянии 2,5 метров, средним результатом будет 2,75. С этого значения задержки в ресивере/процессоре и стоит начать. Скорее всего, оно будет скорректировано в сторону увеличения в связи с наличием естественной задержки в тракте цифрового усилителя сабвуфера. Идеальное значение задержки мы можем получить измерением SPL (LCR + сабвуфер) на частоте раздела кроссовера: меняем задержку, измеряем – и так, пока SPL не будет максимален.

Измерительные микрофоны MiniDSP UMIK-1 и Dayton Audio OmniMic для использования в составе RTA на базе ПК

Когда вы в итоге добились наилучшего измеримого результата для основного места прослушивания, повторите весь процесс для следующего по важности места в зале. Попробуйте найти комбинацию настроек, которая позволяет получить наилучший звук для обеих точек. Можете продолжить и дальше, но, как показывает практика, если вы как следует постарались в первых двух случаях (например, в центре первого и второго рядов), другие места от этого также выиграют. Опять же, чем более правильно вы смогли расположить сабвуферы при установке, тем меньше телодвижений и дополнительных настроек вам придется сделать, чтобы добиться стабильного и ровного графика АЧХ для всех зрительских мест.

6. Задействуйте эквалайзер или систему автоматической калибровки

Теперь, когда мы уже имеем приемлемый результат интеграции всех наших сабвуферов с основными АС, пора внести финальные штрихи в картину и загнать график АЧХ в еще более узкие рамки. Ниже представленные рекомендации основаны на применении системы автокалибровки Audyssey MultEQ Pro с внешним измерительным микрофоном и ПО, однако по большей части они будут справедливы и для большинства других подобных систем, т.к. все они работают по схожим принципам.

  • Устанавливайте измерительный микрофон на уровне головы слушателя в месте прослушивания, используя микрофонную стойку и направляя микрофон строго вверх;
  • Избегайте таких мест установки микрофона, где на пути прямого звука от громкоговорителей будут иметься преграды, его блокирующие. В частности, наклоните спинки театральных кресел таким образом, чтобы они не мешали прохождению прямого звука от тыловых АС;
  • Измерения необходимо проводить в точках, расположенных вокруг и вблизи основной зоны прослушивания;
  • Избегайте самых крайних боковых мест. Важно проводить измерения в конкретной зоне, находящейся между наиболее часто используемыми местами прослушивания;
  • Удвойте количество измерений в двух самых важных местах прослушивания. Это позволит Audyssey придать больший вес данным измерениям в итоговой картине;
  • Скорректируйте настройки бас менеджмента, задержек и частоты раздела кроссовера после того, как калибровка будет завершена.

Последний пункт довольно важен, т.к. автокалибровка довольно часто ошибается в установке типа АС (Large вместо рекомендуемого Small) и в выборе оптимальной частоты раздела кроссовера (занижает ее). При этом задержки определяются, как правило, довольно точно.

Видео-руководство по проведению калибровки системы на базе Audyssey

Любую систему автоматической калибровки необходимо проверять последующим измерением получившейся АЧХ и сравнением его с исходным графиком. Стало лучше – прекрасно! Стало хуже – возвращаемся в исходную точку, проверяем корректность наших телодвижений при задействовании системы автокалибровки, проделываем ее еще раз. И так пока не станет лучше.

7. Слушайте и вносите корректировки

Никакие даже самые лучшие и точные измерения в мире не могут гарантировать отличного звука в итоге. Теперь пора сесть и послушать своими ушами плоды вашего труда. Поставьте знакомую вам музыку с интенсивными басовыми партиями. Послушайте ее в двухканальном режиме + сабвуферы на всех основных местах в зоне прослушивания и попробуйте понять, как она звучит. Потом послушайте музыку в многоканальном режиме (изначально многоканальные записи и 2-х канальные через декодер ProLogic). В большинстве случаев бас будет казаться более выраженным при переходе из 2-х канального режима в матричный 5.1/7.1. Убедитесь в получении удовлетворяющего вас баса во всех режимах по всей зоне прослушивания. Не стесняйтесь прибавить или убавить уровень сабвуфера на пару дБ, если вам так больше нравится. Проведите эксперименты и подвигайте настройки бас менеджмента (и размер колонок и частоты кроссовера) с целью убедиться в том, что ваши оптимальные настройки, основанные на измерениях, звучат аналогичным образом – оптимально.

Можно немного расслабиться и послушать любимые записи

Когда вы добились линейности в НЧ диапазоне, часто возникает желание прибавить сабвуферу громкости на пару-тройку дБ. Значительно комфортнее слушать звук с приподнятыми НЧ, когда у вас плоская АЧХ, нежели когда в нем присутствуют выраженные модальные горбы, делающие бас гулким и ненатуральным. Так что не бойтесь настроить ваши сабвуферы на пару дБ выше по уровню, чем основные АС, когда вы уже добились общей линейности в звучании. В некоторых случаях вам может даже понадобиться поднять\убавить уровень одного конкретного сабвуфера. Чаще всего это касается саба, расположенного наиболее близко к зоне прослушивания.

Если вы не довольны звуком с включенной системой автокалибровки, выключите ее или попытайтесь провести калибровку заново и посмотреть/послушать, удалось ли на этот раз получить лучшие результаты. Говоря попросту, не нужно замыкаться на результатах калибровки, если на слух они вас не устраивают. Точная настройка, как правило, все же необходима для получения наилучшего звучания, но никак нельзя отрицать наличия сильной корреляции между отличным звуком и отличными результатами измерений.

Источник

Adblock
detector