Меню

Регулировка рулевой колонки приора эур



Рулевое управление автомобиля Лада Приора

Описание конструкции

Элементы рулевого управления:
1 — правая рулевая тяга в сборе;
2 — правая опора рулевого механизма;
3 — скоба опоры рулевого механизма;
4 — промежуточный карданный вал;
5 — электроусилитель;
6 — рулевое колесо;
7 — труба рулевой колонки;
8 — левая опора рулевого механизма;
9 — рулевой механизм;
10 — левая рулевая тяга в сборе

Рулевое управление — травмобез опасное, с электроусилителем и регулируемой по высоте (углу наклона) рулевой колонкой.
Рулевой механизм реечного типа с переменным передаточным отношением. Механизм закреплен в моторном отсеке на щитке передка кузова двумя скобами через резиновые опоры. Левая опора фиксирует картер рулевого механизма от проворачивания. Болты крепления — приварные, по два с каждой стороны щитка передка.


Рулевой механизм с тягами в сборе:
1 — наружный наконечник рулевой тяги;
2 — регулировочная тяга;
3 — внутренний наконечник рулевой тяги;
4 — правый защитный колпак;
5 — труба картера рулевого механизма;
6 — чехол;
7 — стопорная пластина болтов крепления рулевых тяг;
8 — вал–шестерня;
9 — картер рулевого механизма;
10 — левый защитный колпак

Картер рулевого механизма — литой, из алюминиевого сплава. С правой стороны в картер вставлена труба с продольным окном, закрепленная гайкой. В картере установлена косозубая ведущая шестерня (вал–шестерня), находящаяся в зацеплении с рейкой.

На рейке выполнены косые зубья с переменным шагом: зона 1 — с мелким шагом, зона 2 — с крупным шагом

Рулевая колонка с электроусилителем рулевого управления:
1 — входной вал;
2 — труба колонки;
3 — кронштейн колонки;
4 — электроусилитель;
5 — блок управления электроусилителем;
6 — рычаг регулировки наклона рулевой колонки;
7 — стяжная шпилька;
8 — задний кронштейн электроусилителя;
9 — пружина;
10 — выходной вал;
11 — болт-ось;
12 — передний кронштейн электроусилителя;
13 — силовой разъем блока управления;
14 — управляющий разъем блока управления;
15 — гайка

Для уменьшения нагрузок на вал–шестерню и его подшипники в экстремальных условиях эксплуатации в картер вставлена пластмассовая втулка шестерни с металлической опорной пластиной. Вал–шестерня вращается на двух подшипниках: передний (на торце вала) — игольчатый, задний (ближе к валу рулевой колонки) — шариковый. Так как в косозубом зацеплении осевые нагрузки могут быть высоки, на валу ведущей шестерни дополнительно установлен упорный роликовый подшипник, состоящий из пластмассового сепаратора с роликами, нижнего (внутреннего) и верхнего (наружного) колец. Нижнее кольцо подшипника напрессовано на вал ведущей шестерни до упора во внутреннее кольцо шарикового подшипника, а верхнее — установлено в крышке картера. Кроме того, крышка картера прижимает наружное кольцо шарикового подшипника к торцу гнезда подшипника.
В крышке установлен сальник ведущей шестерни, а между крышкой и картером рулевого механизма — уплотнительное кольцо. Попадание грязи в соединение вала с крышкой предотвращает защитный чехол (пыльник), надетый на вал ведущей шестерни.
Рейка поджимается к зубьям шестерни пружиной через упор, уплотненный в картере резиновым кольцом. Для уменьшения трения между упором и рейкой установлен пластмассовый вкладыш. Пружина, в свою очередь, поджимается регулировочной гайкой (внутренний восьмигранник «на 24»). На заводе- изготовителе при сборке рулевого механизма выставляют требуемый зазор в зацеплении рейки с шестерней, после чего кернят (обминают) в двух точках резьбу картера (не повреждая гайку). Правым концом рейка опирается на пластмассовую втулку, которая вставлена в трубу за продольным окном.
Регулировка зазора между шестерней и рейкой проводится после разборки рулевого механизма или при появлении стука в процессе эксплуатации.
Отрегулировать зазор можно только на снятом рулевом механизме.
Труба картера механизма закрыта резиновым гофрированным чехлом. Внутренние наконечники рулевых тяг крепятся к рейке болтами, проходящими через соединительные пластины, распорные втулки резинометаллических шарниров и опору тяг, установленную на рейке. Самопроизвольному отворачиванию болтов препятствует стопорная пластина, надетая на головки болтов. Для смазки шестерни, рейки и подшипников применяют смазку ФИОЛ-1 (примерно 20–30 г на весь механизм).

Рычаг регулировки угла наклона рулевого колеса со стяжной шпилькой

Выходной вал рулевого управления соединяется с валом–шестерней через промежуточный вал, который имеет на концах карданные шарниры. Кронштейн рулевой колонки, прикрепленный четырьмя гайками к кронштейну кузова, с самой рулевой колонкой соединен шарнирно, что позволяет изменять угол наклона рулевой колонки.
Спереди к корпусу электроусилителя винтами прикреплен передний кронштейн, соединенный двумя болтами–осями с кронштей ном рулевой колонки. Сзади к корпусу электроусилителя прикреплен задний кронштейн, к которому приварена труба рулевой колонки, а к кронштейну рулевой колонки приварены две направляющие пластины с прорезями. Через прорези направляющих пластин кронштейна рулевой колонки и распорную втулку заднего кронштейна электроусилителя проходит стяжная шпилька, на одном конце которой навернут рычаг (специальная левая резьба), а на другом — самоконтрящаяся гайка (правая резьба).
При повороте рычага вниз он свинчивается со шпильки. При этом усилие затяжки в соединении направляющих пластин кронштейна рулевой колонки и заднего кронштейна электроусилителя ослабевает, что позволяет вручную изменить положение рулевой колонки. Таким образом, колонка может поворачиваться в вертикальной плоскости относительно своего кронштейна, позволяя регулировать положение рулевого колеса.
Перемещение рулевой колонки ограничено длиной прорезей в направляющих пластинах. После установки рулевой колонки в требуемое положение рычаг поворачивают вверх, и соединение затягивается, фиксируя колонку. Между задним кронштейном электроусилителя и кронштейном рулевой колонки установлены две пружины, подтягивающие колонку в верхнее положение при ослаблении усилия затяжки в соединении.

Элементы рулевой тяги:
1 — внутренний наконечник;
2 — регулировочная тяга;
3 — наружный наконечник;
4 — болт клеммного соединения

Рулевой привод включает в себя две составные рулевые тяги и поворотные рычаги, приваренные к корпусам амортизаторных стоек передней подвески.
Рулевая тяга соединена с поворотным рычагом шаровым шарниром, а с рейкой рулевого механизма — через резинометаллический шарнир.
Каждая тяга состоит из трех частей — внутреннего наконечника, наружного наконечника и регулировочной тяги.
На концах регулировочной тяги нарезана наружная резьба: левая — для наружного наконечника, и правая — для внутреннего наконечника. В середине регулировочной тяги выполнен шестигранник под ключ.
При регулировке схождения колеса изменяют длину рулевой тяги, вращая регулировочную тягу при ослабленной затяжке болтов клеммных соединений наконечников. Для надежного соединения элементов рулевой тяги необходимо обеспечить расстояние между торцами наконечников и шестигранника регулировочной тяги: с внутренней стороны в пределах 10,8–14,2 мм, с наружной — 10,6–16,3 мм. После завершения регулировки клеммные соединения наконечников рулевых тяг стягиваются болтами.

При замене наружного или внутреннего наконечника необходимо пометить его положение на регулировочной тяге с тем, чтобы при установке нового наконечника приблизительно сохранить длину тяги и соответственно схождение колес. В любом случае после замены этих деталей следует проверить и при необходимости отрегулировать схождение колес на СТО.
Электромеханический усилитель рулевого управления (ЭМУРУ) позволяет снизить усилие на рулевом колесе, облегчая управление автомобилем. Электроусилитель представляет собой принципиально новый агрегат, без использования механического редуктора, что значительно упрощает конструкцию и повышает надежность.
В случае выхода из строя электроусилителя автомобиль полностью сохраняет управляемость, при этом рулевое колесо становится несколько тяжелее, чем на автомобиле без электроусилителя, поскольку появляется дополнительная нагрузка в виде вращающегося ротора электродвигателя.
Работает электроусилитель следующим образом. При повороте рулевого колеса водителем возникает момент на входном валу рулевого управления, в результате происходит рассогласование между входным и выходным валами. Расположенный между валами упругий элемент — торсион — скручивается на угол, пропорциональный величине момента. Величина этого угла определяется датчиком момента.
При превышении момента на вход ном валу выше минимально заданного, блок управления электроусилителем подает управляющий сигнал к обмоткам электродвигателя для создания на валу необходимого дополнительного момента. Сигнал к обмоткам подается с учетом сигналов датчика положения ротора и датчика момента. При увеличении скорости автомобиля момент, создаваемый ЭМУРУ, уменьшается.
В комбинации приборов расположен сигнализатор электроусилителя рулевого управления. Он загорается при включении зажигания и после пуска двигателя гаснет. При неисправном электроусилителе сигнализатор горит постоянно.
Электроусилитель рулевого управления не работает при неработающем двигателе.
Электроусилитель может отключаться:
– при снижении напряжения в бортовой сети;
– при низких оборотах холостого хода двигателя;
– при отсутствии сигнала с датчика скорости автомобиля и частоте вращения двигателя выше 1500 мин-1.
Такие отключения заложены в алгоритме работы электроусилителя и не являются признаками неисправности.

Читайте также:  1nz регулировка зазоров клапанов

Источник

Как подтянуть рулевую рейку на Приоре

Lada Priora — автомобиль российского производства, пользующийся высокой популярностью среди наших соотечественников из-за невысокой цены и привлекательной внешности. Однако даже несмотря на это, Лада Приора имеет одну уязвимость, связанную с плохим качеством дорожного покрытия — рулевая рейка или, если говорить на языке специалистов, «редуктор ГУР/ЭУР». Благо, подтянуть её можно и своими руками.

Когда требуется подтяжка рулевой рейки на Приоре

Первый признак, свидетельствующий о необходимости регулировки рейки — появление стука при езде по небольшим неровностям. Особенно отчётливо стуки будут ощущаться при езде по просёлочной местности. При этом водитель будет ощущать удары и вибрации на рулевом колесе, которые также будут передаваться на весь кузов автомобиля.

Помимо этого, в случае ослабления гайки регулировки рулевой при езде по шоссе машина будет немного «плавать», и от водителя будет требоваться дополнительное подруливание, что также сразу станет заметно.

Также специалисты утверждают, что подтяжка необходима в том случае, если водитель стал замечать появление отчётливо слышимого хруста в области рулевой колонки, а также увеличении амплитуды оборота руля.

Когда подтяжка не поможет, и механизм надо менять

О замене рейки стоит задуматься, когда её подтяжка никак не влияет на поведение автомобиля на дороге, а также не помогает избавиться от неприятного стука. Вышедшая из строя рулевая рейка станет причиной появления значительно люфта рулевого колеса. Более того, она может начать заедать (бывает такое чрезвычайно редко, но подобные случаи известны). Если рейка начала заедать, то лучше отказаться от эксплуатации автомобиля, поскольку это может привести к самым печальным последствиям.

Не обойтись без замены и в том случае, если после её подтяжки удалось избавиться от стуков и вибраций, но они вновь появились позже.

Что необходимо для работы и как подтянуть рулевую

Для осуществления подтяжки понадобятся следующие инструменты:

  • Шлицевая отвёртка (говоря простым языком, «плоская» отвёртка);
  • Гаечный ключ на 13;
  • Специальный ключ на 17, предназначенный для регулировки рулевой рейки.

Для более комфортного и быстрого выполнения работы рекомендуется загнать автомобиль на специальную смотровую яму либо эстакаду, а также использовать помощника, с ролью которого справится даже ребёнок.

Чтобы добраться до рейки, стоит выполнить ряд несложных действий:

  • Отсоединить аккумуляторные клеммы и осуществить его демонтаж;
  • С помощью гаечного ключа на 13 выкрутить болт, крепящий подставку под АКБ, после чего её снять;
  • Непосредственно под рулевой рейкой с помощью шлицевой отвёртки необходимо вытащить небольшую заглушку регулировочной системы.

После этого появится доступ к гайке, отвечающей за подстройку теплового зазора в рейке.

Далее необходимо подсунуть руку под рулевую рейку и постараться накинуть ключ для рейки на гайку. Затягивать гайку необходимо по часовой стрелке, но так как сама рейка расположена как бы в перевёрнутом состоянии, со стороны может показаться, что затягивать гайку необходимо против часовой стрелки. Специалисты рекомендуют за раз подтягивать гайку не более чем на 25–30 градусов, после чего нужно попробовать повращать рулевое колесо, которой должно крутиться без рывков и закусываний.

Также необходимо прислушиваться к звукам, доносящимся из рулевой — если при вращении руля пропали стуки, а также нет никаких прочих шумов, то рейка подтянута правильно, и можно ставить аккумуляторную батарею и резиновую заглушку на своё место.

Процесс подтяжки на видео

Нюансы работы на авто с ЭУР и ГУР

По заявлениям бывалых автомехаников, процесс подтяжки рулевой рейки на автомобилях с ЭУР и ГУР практически ничем не отличается, поэтому это руководство вполне можно назвать универсальным.

Стоит заметить, что процесс полной замены также идентичен в случае с ЭУР и ГУР, за исключением одного момента — в автомобилях с ГУР перед осуществлением замены рейки необходимо слить жидкость из бака усилителя рулевого колеса, а в машинах с ЭУР — скинуть клеммы с аккумулятора.

Советы по эксплуатации

Полноценная замена и ремонт — ряд действий, для осуществления которых нужно обладать не только специальными знаниями, но и немалым количеством свободного времени, поэтому если у автовладельца нет ни первого, ни второго, предпочтительнее отправиться на ближайшую станцию техобслуживания.

При этом чтобы не стать их постоянным гостем, следует знать некоторые секреты по эксплуатации рулевой рейки, которые могут значительно продлить срок её службы.

  • Настоятельно не рекомендуем «прыгать» на автомобиле по бордюрам, а также разъезжать на большой скорости по рельсам, поскольку каждая такая поездка становится причиной появления трещин на самой рейке, а также деформации вала, входящего в состав рулевого механизма.
  • Не рекомендуется часто выкручивать рулевое колесо до упора. Конечно, в этом случае будет очень сложно продемонстрировать свои возможности маневрирования, но это позволит существенно увеличить срок работы одной из самых важных деталей машины.
  • Внимательно следите за состоянием защитных пыльников, которые обязательно должны сохранять свою герметичность. Замена пыльников в несколько раз дешевле замены всей рейки.
  • Стоит также следить за уровнем и состоянием гидравлической жидкости, поскольку её уменьшение или изменение цвета связано с наличием проблем в гидравлической системе автомобиля, что может обернуться поломкой рейки.

Время от времени нужно проходить полноценное ТО, что позволит заблаговременно устранить неисправности, которые могут стать причиной необратимых последствий, травмирования себя, своих близких и других участников движения. А также в случае выявления проблем в работе автомобиля лучше не рисковать и как можно быстрее отправиться в ближайший автосервис.

Источник

Лада Приора эксплуатация и ремонт

практическое руководство

Архив рубрики: 12. Рулевое управление

Защитный чехол рулевого механизма — замена

Для выполнения работы потребуются новые пластмассовые хомуты крепления защитного чехла.

Снятие

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

2. Отсоединяем рулевые тяги от рулевого механизма.

3. Снимаем рулевой механизм.

4. Поддеваем отверткой и снимаем пластину болтов.

5. Бокорезами перекусываем два хомута крепления защитного чехла.

6. Бокорезами перекусываем хомут крепления защитного колпака.

7. Снимаем защитный колпак картера рулевого механизма.

8. Снимаем защитный чехол.

Установка

1. Закладываем во внутреннюю полость картера рулевого механизма смазку «ФИОЛ-1».

2. Далее устанавливаем детали в обратной последовательности.

Рулевой механизм — снятие и установка

Снятие 1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы . 2. Отсоединяем наконечники рулевых тяг от рычагов стоек передней подвески.

Предупреждение! Во избежание повреждения контактного кольца на автомобилях с подушкой безопасности водителя, зафиксируйте рулевой вал от вращения. 3. Отсоединяем промежуточный вал рулевой колонки от вала рулевого механизма. 4. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем две гайки и снимаем скобу левого крепления рулевого механизма. 5. Тем же ключом отворачиваем две гайки и снимаем скобу правого крепления рулевого механизма.

Читайте также:  Опель астра регулировка замка задней двери

6. Немного сдвигаем рулевой механизм вперед и выводим вал приводной шестерни из отверстия перегородки моторного отсека.

7. Повернув рулевой механизм валом вверх, извлекаем его из моторного отсека через проем в левом брызговике.

Установка

Устанавливаем рулевой механизм в обратной последовательности. Подсоединяем промежуточный вал рулевой колонки к валу рулевого механизма .

Рулевая колонка — снятие и установка

В зависимости от цели работы рулевую колонку можно снять в сборе с рулевым колесом и подрулевыми переключателями. Операция показана с частичной разборкой рулевой колонки.

Снятие

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и снимаем клемму с отрицательного вывода аккумуляторной батареи.

2. Поворачиваем рулевое колесо в положение, соответствующее движению по прямой. Снимаем рулевое колесо.

3. Снимаем декоративные накладки рулевой колонки.

4. Снимаем накладку панели приборов.

5. Крестовой отверткой отворачиваем четыре самореза и снимаем нижнюю накладку панели приборов.

6. Отсоединяем колодки жгутов проводов от подрулевых переключателей и контактного кольца.

7. Накидным ключом на 8 мм ослабляем стяжной болт.

8. Разъединяем колодки жгута проводов замка зажигания.

9. Сжимаем фиксаторы держателя и отсоединяем жгут проводов от рулевой колонки.

10. Аналогично отсоединяем держатель жгута проводов в нижней части рулевой колонки.

11. Освобождая фиксаторы, отсоединяем две колодки жгутов проводов от электроусилителя рулевого управления.

12. Снимаем со шпильки крепления рулевой колонки декоративную шторку.

13. Торцовым ключом на 13 ослабляем затяжку гаек нижнего крепления рулевой колонки и отворачиваем их на несколько оборотов.

Снять рулевую колонку можно в сборе с промежуточным валом. Однако снимать и устанавлива колонку удобнее, если разъединить промежуточный вал. Соединие фланцев карданных шарниров промежуточного вала возможно только в одном положении, поэтому помечать их взаимное положение не стоит.

14. Ключом на 13 мм отворачиваем гайку стяжного болта, соединяющего карданные шарниры промежуточного вала.

15. Извлекаем болт.

16. Торцовым ключом на 13 мм с ворачиваем левую гайку верхнего крепления рулевой колонки.

17. Тем же ключом отворачиваем правую гайку верхнего крепления рулевой колонки.

18. Снимаем рулевую колонку в сборе.

19. Ключом на 13 мм отворачиваем гайку стяжного болта фланца нижнего карданного шарнира и рулевого вала.

20. Извлекаем болт и снимаем карданный шарнир со шлицевого вала рулевого механизма.

Установка

Устанавливаем рулевую колонку в обратной последовательности. Перед установкой убеждаемся, что передние колеса находятся в положении движения по прямой, а паз на валу и метка на крышке картера рулевого механизма, а также метки на защитном чехле расположены должным образом.

Расположение меток для установки вала рулевого механизма в положение прямолинейного движения автомобиля: 1 — угловое углубление в крышке картера рулевого механизма; 2 — паз на валу рулевого механизма; 3 — крышка картера рулевого механизма; А — угловой выступ на защитном чехле; Б — вырез в кромке защитного чехла.

Защитный чехол должен быть надет на вал рулевого механизма так, чтобы метка А располагалась напротив углубления угловой формы 1, расположенного в крышке картера, а вал при этом повернут так, чтобы его паз 2 располагался напротив метки Б защитного чехла.

Гайки стяжных болтов на фланцах промежуточного вала затягиваем моментом 23—28 Нм (2,3—2,8 кгсм). Гайки крепления рулевой колонки затягиваем моментом 15—18,6 Нм (1,5-1,9 кгсм).

Рулевая тяга — снятие и установка

В разделе показано снятие левой рулевой тяги. Правую тягу снимаем аналогичным образом.

Для выполнения работы необходима смотровая канава или эстакада.

Снятие

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

2. Снимаем переднее левое колесо.

3. Выпрессовываем палец наружного наконечника тяги из отверстия поворотного кулака.

4. Шлицевой отверткой снимаем стопорную пластину болтов крепления рулевых тяг к рулевому механизму.

5. Накидным ключом на 15 мм ослабляем затяжку болта 1 крепления правой тяги и отворачиваем болт 2 крепления левой тяги к рулевому механизму.

6. Вынимаем болт крепления левой тяги и поворачиваем пластины болтов вниз.

7. Вынимаем левую тягу через от­верстие брызговика.

Установка

1. Измеряем длину снятой тяги (расстояние между центром отвер­стия резинометаллической втулки внутреннего конца тяги и центром заглушки отверстия шарового пальца).

2. Торцовым ключом на 17 мм ослабляем затяжку стяжного болта новой тяги. Вращая регулировочную втулку ключом на 27 мм, делаем длину новой тяги равной длине снятой тяги.

Перед регулировкой длины тяги убедитесь, что регулировочная втулка и наконечник завернуты на рулевую тягу до упора.

3. Устанавливаем тягу в обратной последовательности.

4. Затягиваем стяжной болт тяги моментом 19—30,9 Нм (2,0—3,2 кгсм).

5. Затягиваем и шплинтуем болт крепления пальца наконечников тяг моментом 27,1—33,4 Нм (2,8— 3,4 кгсм).

6. Болты крепления тяг к рулевому механизму затягиваем моментом 70—86 Нм (7,1—8,6 кгсм) после установки автомобиля на колеса.

7. Надеваем на болты стопорную пластину.

После замены тяги необходима регулировка схождения колес на СТО.

Наконечник рулевой тяги — снятие и установка

Снятие

Для выполнения работы потребуется съемник шаровых шарниров.

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

2. Снимаем переднее колесо.

3. Накидным ключом на 13 мм ос лабляем затяжку стяжного болта наружного наконечника рулевой тяги.

4. Плоскогубцами выпрямляем и вынимаем шплинт из отверстия шарового пальца.

5. Накидным ключом на 19 MМ отворачиваем корончатую гайку пальца.

6. Съемником выпрессовываем палец из отверстия поворотного рычага стойки передней подвески.

7. Вращая наружный наконечник, сворачиваем его с регулировочной вставки.

Если требуется сохранить регулировку схождения колес, считайте количество сделанных оборотов.

Установка

1. Покрываем резьбовую часть регулировочной вставки пластичной смазкой.

2. Наворачиваем новый наконечник на регулировочную вставку.

Для сохранения угла схождения колес новый наконечник наворачиваем на регулировочную вставку на то же количество оборотов, которое было сделано при отворачивании старого наконечника.

3. Вставляем палец в отверстие поворотного рычага стойки и заворачиваем корончатую гайку.

4. Затянув гайку моментом 27,1— 33,4 Нм (2,8—3,4 кгсм) совмещаем отверстие в пальце с ближайшей прорезью гайки.

5. Шплинтуем гайку и разводим концы шплинта в разные стороны.

6. Затягиваем стяжной болт наконечника тяги моментом 19,1—30,9 Нм (2,0—3,1 кгсм).

После замены наконечника необходима регулировка схождения колес на СТО.

Декоративные накладки рулевой колонки — снятие и установка

Снятие

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы .

2. Крестовой отверткой отворачиваем три винта верхнего крепления.

и четыре винта нижнего крепления накладок рулевой колонки.

3. Перемещаем рычаг фиксации рулевой колонки вниз до упора и опускаем рулевую колонку.

4. Снимаем нижнюю накладку, выводя рычаг через отверстие.

5. Снимаем резиновое кольцо с выключателя (замка) зажигания.

6. Снимаем верхнюю накладку рулевой колонки.

Установка

Устанавливаем накладки в обрат­ной последовательности.

Рулевое колесо — снятие и установка

Работа показана на автомобиле, оборудованном подушкой безопасности. Операция на автомобиле без подушки безопасности выполняется аналогично.

Снятие

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы, снимаем клемму с отрицательного вывода аккумуляторной батареи.

На автомобиле, оборудованном подушкой безопасности, во избе-жание срабатывания подушки после отсоединения аккумуляторной батареи выждите не менее пяти минут перед продолжением работы. Снятый модуль подушки безопасности укладывайте исполнительным механизмом вниз и вдали от рабочего места.

2. Устанавливаем передние колеса автомобиля в положение прямолинейного движения.

3. С двух сторон рулевого колеса шестигранным ключом на 5 мм отворачиваем по одному болту крепления модуля подушки безопасности.

Читайте также:  Регулировка карбюратора briggs stratton vanguard

4. Отведя модуль подушки безопасности от рулевого колеса, лезвием шлицевой отвертки освобождаем фиксатор колодки провода.

5. Отсоединяем колодку провода от модуля подушки безопасности и снимаем накладку в сборе.

6. При необходимости установки рулевого колеса в прежнем положе­нии любым доступным способом (маркером, фломастером, тонким зубилом) делаем установочные мет­ки на валу и на рулевом колесе.

7. Торцовым ключом на 24 мм с удлинителем отворачиваем гайку крепления рулевого колеса и остав­ляем гайку на нескольких витках резьбы вала.

8. Последовательными ударами ладоней по ободу рулевого колеса с правой и левой стороны сбиваем его со шлицев вала.

Если показанным способом снять рулевое колесо не удается, ослабляем его крепление на шлицах вала. Для этого наворачиваем гайку заподлицо с валом и наносим несколько ударов молотком по торцу вала через выколотку из мягкого металла, одновременно подпирая рулевое колесо коленями на себя.

9. Разъединяем колодки проводов выключателя звукового сигнала и отворачиваем гайку крепления рулевого колеса.

10. Снимаем рулевое колесо с вала, при этом вытягиваем провода контактного кольца вместе с колод­ками из отверстия ступицы рулево­го колеса.

При снятии рулевого колеса подвижная часть контактного кольца фиксируется запорными механизмом, что предотвращает ее вращение. Не следует нажимать на кольцо фиксатора и вращать подвижную часть контактного кольца. В результате при сборке может быть нарушено центральное положение подвижной части кольца. При этом велика вероятность повреждения контактного кольца при повороте рулевого колеса в одно из крайних положений.

Установка

Устанавливаем рулевое колесо в обратной последовательности, совместив ранее сделанные метки и установив новую самоконтрящуюся гайку.

Если необходимо установить рулевое колесо в новом положении (например, при прямолинейном движении автомобиля спицы руля расположены под наклоном), наденьте колесо на вал и зафиксируйте его гайкой, не затягивая ее. Проехав прямо несколько метров, убедитесь в правильном его положении. При необходимости переставьте рулевое колесо на требуемое количество шлицев и затяните гайку. Гайку крепления рулевого колеса затягиваем моментом 31,4-51 Нм (3,2-5,2 кгсм).

Проверка технического состояния рулевого управления

Работу выполняем с помощником.

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

2. Визуально проверяем состояние защитных чехлов наконечников рулевых тяг и рулевого механизма.

Поврежденные чехлы (порванные, с трещинами) надо обязательно заменить.

3. Убеждаемся, что рычаг фиксации рулевой колонки поднят до упора. Пытаясь перемещать рулевое колесо в вертикальной плоскости, проверяем надежность крепления рулевой колонки механизмом фиксации. Если рулевая колонка перемещается, снимаем накладки рулевой колонки и ключом на 17 мм подтягиваем гайку оси рычага фиксации рулевой колонки.

4. Пробуя перемещать рулевое колесо вдоль оси рулевого вала, убеждаемся в отсутствии люфта рулевого колеса на шлицах вала и вала в рулевой колонке.

5. Для проверки люфта в рулевом управлении поворачиваем рулевое колесо в положение, соответствующее движению прямо. На панели приборов укладываем шлицеву: отвертку таким образом, чтобы лезвие располагалось рядом с ободом рулевого колеса (для надежности ее можно закрепить малярным скотчем). Поворачивая рулевое колесо направо до начала поворот колес (выбирая люфт), а затем налево и, ориентируясь по лезвию отвертки, мелом, отрезками проводов или иным способом отмечаем эти положения на ободе. Люфт не должен быть более 5° (или 18 мм) при измерении по наружной части обода.

Увеличенный люфт свидетельствует о необходимости поиска и устранения неисправности. Как правило, в первую очередь в рулевом управлении выходят из строя наконечники рулевых тяг.

6. Для проверки отсутствия люфта в наконечниках рулевых тяг помощник слегка покачивает рулевое колесо из стороны в сторону. Кладем руку на место соединения рулевой тяги с поворотным рычагом стойки подвески так, чтобы ладонь касалась их одновременно. При появлении люфта в наконечнике рулевой тяги, будет ощущаться смещение поворотного рычага относительно тяги.

7. Проверяем затяжку гаек болтов карданного шарнира рулевой колонки.

8. Повторяем проверку с другой стороны автомобиля. Неисправные шарниры заменяем.

9. При покачивании рулевого колеса из стороны в сторону прислушиваемся к работе рулевого механизма. Стук со стороны правого края рулевого механизма свидетельствует об износе опорной втулки. Неисправный рулевой механизм снимаем и ремонтируем либо заменяем.

10. Включаем зажигание. На щитке приборов должна загореться контрольная лампа неисправности электроусилителя рулевого управления.

Запускаем двигатель. Контрольная лампа должна погаснуть, рулевое колесо должно легко вращаться одной рукой. Загорание лампы во время работы двигателя свидетельствует о неисправности электроусилителя и о необходимости его ремонта.

Ремонтировать электроусилитель рулевого управления следует в специализированной ремонтной мастерской.

Рулевое управление автомобиля Лада Приора

Рулевое управление автомобиля Лада Приора с реечным ру­левым механизмом и регулируемой по углу наклона рулевой колонкой.

В зависимости от комплектации рулевое управление оборудовано либо гидравлическим, либо электро­механическим усилителем.

Рулевое колесо установлено на шлицах рулевого вала и зафиксиро­вано самоконтрящейся гайкой. На автомобилях, оборудованных по­душкой безопасности водителя вме­сто накладки в рулевое колесо, установлен модуль подушки безо­пасности.

Рулевой вал — составной. Он со­стоит из верхнего и промежуточного валов. Верхний вал вращается в двух подшипниках, запрессованных в трубу рулевой колонки. На верхней части трубы колонки установлен за­мок зажигания с противоугонным устройством. Промежуточный вал — разборный, имеет на концах два карданных шарнира.

Рулевое управление с электроусилителем: 1, 19 — скобы крепления рулевого механизма; 2 — правый защитный колпак; 3 — правая опора рулевого механизма; 4 — защитный чехол рулевого механизма; 5 — рулевой механизм; 6 — уплотнитель; 7 — упорная пластина; 8 — прокладка; 9 — промежуточный рулевой вал; 10 — накладка рулевого колеса (подушка безопасности)*; 11 — гайка крепления рулевого колеса; 12 — контактное кольцо*; 13 — рулевое колесо; 14 — электроусилите; рулевого управления; 15 — левый защитный колпак; 16 — левая опора рулевого механизма; 17 — наконечник рулевой тяп 18 — регулировочная резьбовая вставка; 20 — левая рулевая тяга; 21 — правая рулевая тяга

Примечание . На часть автомобилей устанавливается рулевое управление с гидроусилителем, аналогичное тому, что примеш лось на автомобилях семейства Lada 110.

* Для автомобиля с подушкой безопасности.

На автомобиле с электроусилите­лем рулевая колонка выполнена в сборе с мотор-редуктором и блоком управления электроусилителя руле­вого управления. Эффективность работы электроусилителя завит от скорости движения автомобиля. Электроусилитель работает только при включенном двигателе. На авто­мобилях, оборудованных гидравли­ческим усилителем рулевого управ­ления, усилие, прикладываемое во­дителем для поворота колес, умень­шается благодаря давлению рабочей жидкости, которое создает насос гидроусилителя рулевого управ­ления.

Рулевой механизм — реечного типа, состоит из картера, приводной шестерни и рейки, находящихся в зубчатом зацеплении. Механизм за­креплен на перегородке моторного отсека двумя скобами на резиновых опорах. При повороте рулевого ко­леса, вращение передается через верхний и промежуточный валы ру­левой колонки на приводную шес­терню, которая, поворачиваясь, пе­ремещает рейку.

К рейке рулевого механизма бол­тами прикреплены рулевые тяги, которые состоят из собственно тяг, наконечников и регулировочных втулок. На внутренних концах ру­левых тяг выполнены проушины с запрессованными в них резиноме-таллическими втулками. В наруж­ных наконечниках тяг установлены шаровые пальцы, которыми руле­вые тяги соединены с поворотными рычагами стоек передней подвески. При перемещении рейки тяги по­ворачивают стойки передней под­вески. Длину рулевых тяг можно из­менять, вращая регулировочные втулки и изменяя тем самым схож­дение передних колес. От самопро­извольного вращения втулки фик­сируются стяжными болтами, за­вернутыми во фланцы наконечни­ков рулевых тяг.

Справочные данные о рулевом управлении Лады Приоры

Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания.

Источник

Adblock
detector