Рулевая УАЗ Буханка – неисправности и причины
Новые УАЗ Буханка комплектуются гидроусилителем руля, который делает эксплуатацию автобуса гораздо комфортнее. Впрочем, многие обладатели этой модели владеют старыми автобусами, не располагающими данной опцией.
Тем не менее, нередко хозяева и тех, и других модификаций сталкиваются с поломками рулевой УАЗ Буханка, а потому стоит рассмотреть наиболее распространенные неисправности и причины их возникновения. Дабы знать, на что обращать внимание в первую очередь. Что касается ремонта, то его можно провести на станции СТОГУР, которая специализируется именно на таких проблемах. Их портал – http://sto-gur.ru/
Чрезмерный свободный ход
Данная проблема налицо, когда свободный ход руля Буханки превышает 40 мм, при условии измерения непосредственно на ободе баранки.
Причины
- Затяжка болтов, фиксирующих картер к кронштейну лонжерона, ослабла.
- Недостаточно сильно затянута гайка фиксации сошки.
- Сбой регулировки либо чрезмерный износ элементов затяжки подшипников червяка.
- Сбой регулировки либо чрезмерный износ элементов зацепления роликов и червяка.
- Слабая затяжка конусов шаровых пальцев.
- Слабая фиксация рычагов поворотных кулаков.
- Чрезмерные зазоры в шарнирных соединениях рулевых тяг.
- Чрезмерные зазоры в заделке концов рессор (передняя ходовая).
Осевое перемещение червяка
Эта проблема рулевой УАЗ Буханка возникает, когда осевое перемещение червяка начинает передаваться на рулевое колесо.
Причины
- Чрезмерный износ конусов либо подшипников червяка.
- Сбой регулировки затяжки подшипников червяка.
Перемещение (осевое) баранки на валу
Причины
- Недостаточно сильно затянута гайка фиксации руля.
Перемещение (радиальное) рулевого вала
Эта проблема рулевой УАЗ Буханка возникает, когда перемещение начинает передаваться непосредственно на руль.
Причины
- Недостаточная затяжка гаек фиксации стремянки рулевой колонки либо слабая фиксация кронштейна рулевой колонки к приборке.
- Чрезмерный износ либо разрушение подшипника рулевой колонки.
Посторонние звуки
К ним относятся щелчки и скрипы, возникающие непосредственно в рулевой УАЗ Буханка.
Причины
- Дефекты на рабочей поверхности червяка либо ролика.
- Нехватка смазки.
Заедания
Они возникают в рулевом механизме.
Причины
- Чрезмерный износ червяка либо ролика.
- Неверная затяжка подшипников червяка либо сбой в регулировке зазора (бокового) в зацеплении ролика и червяка.
Скрип
Он возникает сверху рулевой колонки УАЗ Буханка.
Причины
- Слабая фиксация кронштейна рулевой колонки к приборке.
- Нехватка смазки в подшипнике рулевой колонки.
Течь масла
Масло течет непосредственно из картера.
Причины
- Чрезмерный износ вала сошки.
- Дефекты рабочей кромки вала сошки, образовавшиеся в процессе сборки из-за контакта с концами шлицев.
Туго вращается руль
Причины
Слабое соединение картера и рулевой колонки
Причины
- Недостаточная затяжка хомута (стяжного).
Как видно, причин возникновения неисправности рулевой УАЗ буханка немало, однако правильное определение проблемы позволит быстро ее устранить.
Источник
Сборочные узлы, комплектующие и запчасти автомобилей УАЗ Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-31512, 31514, 31519, УАЗ-469, УАЗ-3303, 3909, УАЗ-452, 3962, УАЗ-2206, 3741
Рулевое управление автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206
Рулевое управление УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 состоит из рулевого механизма с рулевым колесом и рулевого привода. Картер рулевого механизма крепится на кронштейне левого лонжерона рамы четырьмя болтами.
Рулевой механизм автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 показан на рис.1. Рабочей парой рулевого механизма является глобоидальный червяк 6 и двухгребневый ролик 5. Червяк, напрессованный на пустотелый вал 19, установлен в картере на двух конических роликоподшипниках 7 и 8. Надежность соединения червяка с валом обеспечивается шпоночным выступом и шлицами червяка.
Рис.1. Рулевой механизм УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206
а — рулевая колонка с карданным шарниром; 1 -сошка; 2 -картер; 3 -нижняя крышка; 4 -регулировочные прокладки подшипников червяка; 5 -ролик; 6 -червяк; 7, 8,25 -подшипники; 9 -пробковое уплотнение; 10 -пробка наливного отверстия; 11 -боковая крышка картера; 12, 31 -втулки; 13 -вал сошки; 14 -манжета; 15 -шайба; 16 -гайка; 17 -рулевое колесо; 18 -колонка; 19 — вал руля; 20 -подшипник вала сошки; 21 -регулировочный винт зазора в зацеплении; 22 -колпачковая гайка; 23 -ось ролика; 24 -провод звукового сигнала; 26, 35 -пластмассовые втулки; 27 -винт; 28 -распорная втулка; 29 -защитная шайба; 30 -шарнир; 32 -стопорное кольцо; 33 -пружина; 34 -контактная втулка
В постоянном зацеплении с червяком находится двухгребневый ролик 5, внутренние кольцевые канавки которого служат рабочей поверхностью двухрядного шарикоподшипника, установленного на оси 23, закрепленной в головке вала сошки.
Вал сошки 13 рулевого механизма УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 вращается в двух подшипниках: в бронзовой втулке 12, запрессованной в картер, и в цилиндрическом роликоподшипнике 20, установленном в боковой крышке 11 картера рулевого механизма.
Хвостовик головки вала входит в паз регулировочного винта 21, ввернутого в боковую крышку картера. Регулировочный винт фиксируется стопорной шайбой и штифтом, запрессованным в крышку, и закрывается колпачковой гайкой 22.
Верхний конец вала рулевого управления вращается на подшипнике 25, запрессованном в корпус колонки 18. Распорная втулка подшипника удерживается от перемещения пружиной.
Рулевая колонка УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 при помощи стремянки и резиновой втулки крепится к кронштейну панели приборов. На часть автомобилей устанавливается рулевая колонка измененной конструкции (рис.1а).
В этом случае вал червяка соединен с валом рулевой колонки шарниром 30 с крестовиной на игольчатых подшипниках. В вилках подшипники закреплены раскерновкой кромки посадочного отверстия.
Вал рулевой колонки УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 вращается в корпусе колонки на двух шариковых подшипниках 25. Осевое перемещение вала компенсируется пружинами 33, установленными между распорными втулками 28 подшипников и защитными шайбами 29.
В верхней части рулевой колонки установлена контактная втулка 34, к которой винтом крепится провод 24 звукового сигнала. Винт и контактная втулка изолированы от «массы» пластмассовыми втулками 26 и 35.
Рулевой привод УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 состоит из сошки, тяги сошки, рычага поворотного кулака, тяги рулевой трапеции и рычагов трапеции. Сошка 1 рулевого привода посажена на конический шлицевой конец вала сошки.
Правильность угловой установки сошки на вал обеспечивается наличием в ней четырех сдвоенных шлиц и соответствующих сдвоенных впадин на валу, а плотность посадки достигается затягиванием гайки.
Обслуживание рулевого управления УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206
Обслуживание рулевого управления автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 заключается в периодической подтяжке болтов крепления картера к кронштейну, проверке крепления пальцев рулевых тяг, крепления сошки, крепления рычага поворотного кулака, проверке свободного хода рулевого колеса, регулировке рулевого механизма, своевременной смазке шарниров рулевых тяг и доливке масла в картер рулевого механизма (при необходимости).
Рис.2. Шарнир рулевых тяг УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206
1 -заглушка; 2 -пружина; 3 -пята; 4 -шайба сферическая нижняя; 5 -шайба сферическая верхняя; 6 -кольцо защитное; 7 -пружинный колпачок; 8 -шплинт; 9 -гайка; 10 -палец; 11 -сухарь; 12 -наконечник; 13 -контргайка; 14-тяга
Периодически проверять затяжку гаек наконечников и контргаек рулевых тяг автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 и не допускать появления зазоров в конических соединениях рычагов и пальцев. При появлении зазора в шарнире завернуть до упора заглушку 1 (рис.2), а затем отвернуть ее на 1/2 оборота и в этом положении снова закернить.
Первую подтяжку крепления картера рулевого механизма УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 производить через 500 км пробега автомобиля, в дальнейшем при каждом ТО-2. При обслуживании рулевой колонки с карданным шарниром (рис.1а) обращать внимание на состояние крепления подшипников в вилках шарнира рулевого управления.
При появлении радиального зазора в шарнире (осевое перемещение крестовины в подшипниках) произвести дополнительную раскерновку подшипников в ушках вилок, предварительно сняв рулевую колонку. Раскерновку производить таким образом, чтобы не допустить смятие стакана подшипника.
Регулировку рулевого механизма УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 производить для устранения зазоров, которые появляются при приработке рабочей пары червяк — ролик и ее износе в процессе эксплуатации автомобиля.
Состояние рулевого механизма УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 считается нормальным и не требующим регулировки, если свободный ход рулевого колеса в положении движения по прямой не превышает 10° при усилии на динамометре 7,35 Н (0,75 кгс), что соответствует 40 мм при измерении на ободе колеса.
Если свободный ход рулевого колеса будет более указанного, то прежде чем приступить к регулировке рулевого механизма, убедитесь в надежности затяжки болтов крепления картера и отсутствии зазоров в шарнирах привода.
Регулировку зацепления ролика с червяком производить без снятия рулевого механизма с автомобиля УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 в следующей последовательности:
— Установить рулевое колесо в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой.
— Отсоединить рулевую тягу от сошки.
— Отвернуть колпачковую гайку и снять стопорную шайбу со штифта.
— Вращая регулировочный винт 21 (рис.1) по часовой стрелке, устранить зазор в зацеплении.
— Надеть стопорную шайбу. Если отверстие в шайбе не совпадает со штифтом, повернуть регулировочный винт так, чтобы отверстие в шайбе совпадало со штифтом.
— Навернуть колпачковую гайку на регулировочный винт и, покачивая рукой рулевую сошку, проверить, нет ли зазора в зацеплении.
— Проверить усилие, необходимое для вращения рулевого колеса. Рулевое колесо должно свободно проворачиваться от среднего положения, соответствующего движению по прямой, при усилии 0,9-1,6 кгс, приложенному к рулевому колесу.
— Соединить сошку с тягой.
Источник
Регулировка рулевого механизма
Для выполнения регулировки рулевого механизма его нужно снять с автомобиля. Для этого:
- Отсоедините нагнетательный и сливной шланги от рулевого механизма и закрепите шланги таким образом, чтобы предотвратить полное вытекание масла из гидросистемы.
- Отверните гайку и выньте клиновой винт из вилки шарнира, снимите вилку шарнира с механизма.
- Отсоедините тягу сошки от сошки.
- Отверните болты крепления и снимите рулевой механизм.
Регулировку рулевого механизма выполняйте в следующей последовательности:
- Закрепите рулевой механизм в тисках так, чтобы нагнетательное и сливное отверстия были внизу. Поворачивая вручную входной вал рулевого механизма, слейте масло из механизма.
- Слегка нажимая рукой на входной вал вдоль его оси, покачайте сошку. Если при этом ощущается осевое перемещение входного вала, выполните регулировку натяга подшипников винта. Для этого:
- с помощью бород ка и молотка осторожно, не применяя чрезмерно сильных ударов, выправьте буртик стакана 3 (рис. 219), закрепленного в пазы стенки картера 9;
Рис. 219. Рулевой механизм с гидроусилителем:
1-гайка; 2,5,6,19,21,22,35,39-уплотнительные кольца; 3-стакан; 4,10-упорные подшипники; 7-поршень-рейка; 8-винт; 9-картер; 11-штуцер нагнетательного шланга; 12-штуцер сливного шланга; 13-гильза; 14-манжета; 15-торсион; 16,38-штифты; 17-шариковод; 18-шарики; 20-канал в картере; 23-сошка; 24-гайка сошки; 25-крышка защитная нижняя; 26-стопорные кольца; 27-регулировочные шайбы; 28-опоры вала сошки; 29-ролики; 30-вал сошки; 31-крышка защитная верхняя; 32-ротор; 33-защитный колпак; 34-корпус распределителя; 36-канал в корпусе распределителя; 37-болты крепления корпуса распределителя к картеру
- отверните гайку 24 и снимите сошку 23;
- снимите верхнюю 31 и нижнюю 25 защитные крышки;
- снимите стопорные кольца 26 и регулировочные шайбы 27;
- выпрямите регулировочные шайбы;
- поворачивая одновременно опоры 28 вала сошки против часовой стрелки (если смотреть со стороны шлицевого конца вала сошки), устраните зазор в зацеплении. Регулировку производите в положении вала сошки, соответствующем среднему положению зубчатого сектора;
- проверьте момент проворачивания вала сошки, который должен быть в пределах 35-45 Н*м (3,5-4,5 кгс*м) при переходе вала сошки через среднее положение. Если после регулировки натяга подшипников и зазора в зубчатом зацеплении люфт устранить не удается, значит люфт вызван износом шарико-винтовой передачи. В этом случае рулевой механизм подлежит ремонту;
- установите регулировочные шайбы, загните один из усов в обеих регулировочных шайбах в паз опоры вала сошки и установите стопорные кольца.
Источник
Рулевой редуктор УАЗ буханка
Рулевой редуктор УАЗ буханка, или, выражаясь техническими терминами, картер рулевого механизма, закреплен в модификациях автомобилей УАЗ-3302, 3909, 2206 на кронштейне левого лонжерона рамы.
Удерживают его на раме четыре болта М16 с шайбами пружинными. На заводе-изготовителе болты затянуты гайковертом с соблюдением усилия затяжки 45 кгс/см².
Устройство
Рабочая пара рулевого редуктора – глобоидальный червяк и двухгребневый ролик. Напрессованный на пустотелый вал червяк устанавливается в картере рулевого механизма на двух конических роликовых подшипниках.
Для обеспечения надежности соединения вала с червяком сделан шпоночный выступ и нарезаны шлицы на валу червяка. С червяком в постоянном зацеплении находится двухгребневый ролик.
Его кольцевые канавки, расположенные внутри, являются рабочей поверхностью для двухрядного шарикового подшипника. Он установлен на оси, которая крепится в головке вала сошки.
Данный вал вращается сразу в двух подшипниках: запрессованной в картер втулке из бронзы и цилиндрическом роликовом подшипнике. Этот элемент установлен в крышке картера сбоку рулевого редуктора.
Хвостовик головки вала заходит в паз винта регулировки. Он закручен в крышку картера сбоку. Зафиксирован винт регулировки штифтом и стопорной шайбой, которые запрессованы в крышке. Закрыт механизм гайкой с колпачком.
Своим верхним концом вал рулевого управления входит в подшипник, вращаясь на нем. Подшипник запрессован в корпусе колонки. От перемещения распорная втулка подшипника удерживается специальной пружиной.
Регулировка рулевого редуктора УАЗ буханка
Регулировочные операции осуществляются для устранения зазоров. Вследствие сил трения они периодически появляются между роликом и червяком. Для выявления осевого зазора червячных подшипников, картер обхватывается ладонью одной руки.
Другой рукой рулевое колесо раскачивается поочередно в обе стороны.
Если подшипники изношены, палец ощущает осевое биение ступицы относительно колонки. При отсутствии подшипниковых зазоров регулируется только зацепление червяка с роликом.
Порядок регулировки ролика относительно червяка:
- Снять рулевой редуктор с автомобиля.
- Слить масло с картера.
- Закрепить механизм в тисках.
- Открутить центральную гайку, с винта регулировки снять стопорную шайбу.
- Открутить болты, крепящие крышку сбоку редуктора.
- Вынуть вал сошки вместе с роликом и крышкой, осторожно постукивая выколоткой по торцу вала сошки, отделить прокладку.
- Открутить болты, крепящие нижнюю крышку картера, снять ее.
- Тонкую прокладку из бумаги с осторожностью отделить и снять.
- Поставить нижнюю крышку на штатное место, закрутить болты, проверить биение червяка вдоль продольной оси.
- Если биение осталось, заново снять крышку снизу, вынуть толстую прокладку, вместо нее установить тонкую, ранее снятую. Снимать более одной прокладки не рекомендуется.
- Усилие затяжки подшипников проверяется вращением червяка. Если затяжка правильная, на рулевом колесе ощущается усилие 0,22 – 1,45 кгс. Операция проверки осуществляется динамометрическим ключом при снятой сошке.
Как снять рулевой редуктор УАЗ буханка?
Демонтаж рулевого редуктора УАЗ буханка осуществляется без снятия рулевой колонки с автомобиля.
Порядок проведения операций:
- Открутить стяжной винт шарнира рулевой колонки.
- Открутить гайку, крепящую сошку рулевого редуктора, при помощи съемника снять ее.
- Открутить четыре болта, крепящие картер рулевого механизма к лонжерону рамы.
- Снять рулевой механизм, слить масло из картера, выкрутив пробку снизу.
Ремонт рулевого редуктора УАЗ буханка
Разобрав механизм, промыть, осмотреть детали. Обнаружив на рабочих плоскостях червяка, винта, гайки-рейки, вала-сектора отслоения слоя термообработки, раковины, чрезмерный износ, трещины, следует немедленно их заменить.
Подшипники винта, червяка следует заменить новыми в том случае, если для устранения осевого люфта удаляются все регулировочные прокладки либо на рабочих поверхностях шариков, роликов, колец имеются повреждения.
При обнаружении на рабочих плоскостях ролика, вала сошки раковин, трещин, забоин, вмятин, если образовался люфт подшипников либо посадки на оси, необходимо рассверлить ее головку, извлечь ролик.
Вставить в паз вала новый ролик и ось. Можно закрепить с помощью электрической сварки на валу сошки старой оси – со стороны рассверленной головки, а новой оси – с обеих сторон.
Ни в коем случае нельзя допускать перегрева ролика. Обнаружив на плоскостях под роликами раковины, вмятины, трещины, чрезмерный износ, незамедлительно заменить новыми все кольца опор вала-сектора.
При заметном скручивании шлицев следует заменить вал сошки. Если произошел чрезмерный износ одной из сторон бронзовой втулки картера, заменить ее новой. Запрессовав в картер новую втулку, прогладить ее брошью до диаметра 35 +0,027 мм.
Замена рулевого редуктора УАЗ буханка
Замена рулевого редуктора осуществляется его последовательным снятием из рамы автомобиля с последующей установкой нового механизма. В нашей статье уже описан пошаговый демонтаж рулевого механизма.
Монтаж узла осуществляется в обратной последовательности и регулировке основных характеристик работы редуктора.
Источник