Вариатор скутера — устройство, настройка, тюнинг
Разбег по радиусу
Более корректной формулировкой для технической характеристики трансмиссии скутера была бы следующая: «автоматическая бесступенчатая». На самом деле, речь идет о таком типе трансмиссии как клиноременный вариатор, который появился довольно давно, но в силу своих особенностей наибольшее развитие получил именно на скутерной технике, а также на снегоходах.
Устройство такой трансмиссии куда проще классической ручной коробки переключения передач, и уж тем более пресловутых «автоматов», которыми оснащают автомобили (кстати, некоторые представители четырехколесного мира также имеют вариатор, но иной, нежели на скутерах). Понять, как работает вариатор, очень просто, если вспомнить систему изменения передаточных отношений на велосипедах: несколько звездочек спереди, несколько сзади, а соединены они цепью.
Правда, никаких звездочек у клиноременного вариатора нет, зато есть два шкива V-об-разного сечения, состоящие из двух конусовидных половин. Эти половинки, именуемые щеками, могут приближаться или отдаляться друг от друга. Соединяет шкивы гибкий ремень вариатора, имеющий в сечении форму равнобедренной трапеции. В зависимости от положения щек шкивов относительно друг друга ремень в шкиве вариатора может находиться либо ближе к оси шкива (внутри), либо же ближе к внешней кромке шкива (снаружи). Чем ближе к оси шкива находится ремень, тем меньше радиус, по которому ходит ремень, или, как принято говорить, рабочий радиус шкива вариатора. Теперь представим в действии систему из двух шкивов и ремня. Если «рабочие радиусы» у каждого из шкивов одинаковы, то при вращении одного другой будет вращаться точно с такой же скоростью. Если же мы будем вращать шкив, рабочий радиус которого больше, то другой (радиус которого меньше) будет вращаться быстрее. Здесь в пору снова вспомнить «велосипедные звездочки»,просто в вариаторе большей звездочке соответствует больший рабочий радиус шкива, а меньшей звездочке — меньший радиус.
Вариации на ручку
Итак, с общими принципами изменения передаточного отношения все должно быть ясно, теперь самое время приступить к механизму этого изменения, то есть как заставить шкивы вариатора скутера сдвигаться и раздвигаться именно тогда, когда это требуется. Для этого сразу оговоримся, что в скутерном вариаторе принято выделять ведущий шкив (находится на коленвалу) и ведомый (находится на валу сцепления). В недрах ведущего шкива находятся специальные грузики цилиндрической формы (иногда также называемые роликами). Эти облитые пластиком металлические втулки помещены в специальные канавки, в которых они могут двигаться в радиальном направлении. Если перемещать грузики в ведущем шкиве от центра наружу, то они неизбежно будут сдвигать щеки шкива вместе. На самом деле, разумеется, движется лишь одна щека шкива вариатора, но это не принципиально. При вращении шкива грузики под действием центробежной силы стремятся наружу и, сдвигая щеки шкива, выталкивают наружу ремень. Чем быстрее вращается шкив, тем сильнее центробежная сила, действующая на грузики, и тем дальше наружу сжимающиеся щеки шкива вытолкнут ремень. Ведомый шкив не имеет грузиков, зато имеет большую пружину, которая постоянно стремится сжать его щеки вместе и вытолкнуть ремень наружу. Как и ведущий шкив, ведомый имеет лишь одну подвижную часть — внешнюю (именуемую в иностранной литературе torque driver). Именно торкдрайвер движется либо наружу, преодолевая сопротивление пружины и давая возможность ремню «провалиться» внутрь шкива, либо, наоборот, внутрь, ближе к зафиксированной части шкива. Таким образом,изменение рабочих радиусов шкивов вариатора скутера происходит всегда синхронно. Когда в ведущем шкиве ремень выходит наружу, то в ведомом, преодолевая сопротивление пружины, ремень, наоборот, продвигается внутрь, ближе к оси шкива вариатора.
Для более полного понимания процесса посмотрим, как ведет себя вариатор скутера при разных режимах работы двигателя. На холостом ходу частота вращения ведущего шкива вариатора минимальна. На грузики хоть и действует определенная центробежная сила, ее недостаточно, чтобы вывести ремень наружу. Ведь для этого требуется преодолеть сопротивление большой пружины ведомого шкива! Но вот газ открыт, обороты коленвала подскакивают, и теперь центробежной силы, действующей на грузики, уже достаточно, чтобы вытолкнуть ремень вариатора в ведущем шкиве чуть наружу.
Муфта ведущего шкива:
крышка;
направляющая пластина;
корпус муфты;
ролики.
Передаточное отношение меняется. Скорость вращения ведомого шкива вариатора значительно увеличивается, что заставляет сработать центробежное сцепление. Скутер трогается с места. Обороты двигателя выходят на свой рабочий уровень, тем временем ремень продолжает продвигаться все дальше и дальше наружу в ведущем шкиве вариатора, а в ведомом — глубже. То есть обороты остаются неизменными, а передаточное отношение постепенно меняется, заставляя скутер ехать все быстрее и быстрее. В этом, кстати, скрывается одно из больших достоинств вариатора — разгон происходит при постоянных оборотах, поэтому можно настроить всю систему так, что на протяжении разгона двигатель будет работать со своей максимальной мощностью (например, на механической коробке передач достичь такого нереально). Наконец, ремень достигает своего максимального конструктивного радиуса в ведущем шкиве вариатора, и минимального — в ведомом. Однако, как правило, удается разогнаться еще немного быстрее, но уже за счет увеличения оборотов двигателя скутера, а не за счет трансмиссии.
Когда газ закрывается во время движения, какое-то время происходит торможение скутера двигателем, пока не выключится центробежное сцепление. Как только оно выключается, под действием большой пружины ведомого шкива ремень принимает свое исходное положение, как при работе на холостом ходу скутера. Но как правило, сцепление скутера выключается только при почти полной остановке (10 — 25 км/ч).
Кстати, о сцеплении скутера. Устройство это, хоть и выполняет самостоятельные функции, очень тесно связано с самим вариатором скутера: при неправильной работе сцепления не будет правильно работать и вариатор, и наоборот. Скутерное центробежное сцепление — это почти всегда три колодки типа тормозных на барабанном тормозе, которые под действием центробежной силы выходят наружу и зацепляются с барабаном сцепления. Сам узел сцепления закреплен на ведомом шкиве вариатора и вращается, а вот барабан сцепления — на валу, который посредством несложного редуктора передает момент на заднее колесо. Таким образом, чтобы заставить скутер ехать,надо заставить крутиться барабан сцепления. Происходит это, как только ведомый шкив вариатора скутера наберет достаточную скорость вращения, чтобы центробежная сила стала достаточно велика, и колодки могли преодолеть силу упругости пружин сцепления, препятствующих их свободному движению наружу. Эти же пружинки и «выключат» сцепление, сжав колодки вместе, когда скорость вращения ведомого шкива упадет ниже критического для срабатывания сцепления уровня. Как видим, система проста. И действует практически безупречно, сводя управление силовым агрегатом к выкручиванию ручки «газа» (отсюда, кстати, пошло название одного популярного скутерного журнала: Twist’n’go — «Крути и езжай!»). Что не в последнюю очередь определило нынешнюю волну популярности скутеров.
На этом видео вариатор в действии. Показано как нельзя лучше.
Не буксуй!
Существует несколько параметров, которые определяют правильную работу вариатора и свидетельствуют о его хорошей настройке. Во-первых, ремень не должен проскальзывать в шкивах. Минимальное проскальзывание там, разумеется, неизбежно, но оно должно быть таким, чтобы владелец скутера его не замечал. Проскальзывание ремня вариатора вдвойне вредно для скутерной трансмиссии. Это и снижение КПД, и повышенный износ деталей (проскальзывание ремня в ведущем шкиве чревато также расплавленной из-за перегрева пластиковой оболочкой грузиков вариатора). Характерный симптом проскальзывания — выбег оборотов двигателя при старте с места, который не сопровождается ожидаемым ускорением («ревет, но не едет»). От чего зависит проскальзывание ремня вариатора? Прежде всего, от жесткости большой пружины ведомого шкива. Чем жестче пружина, тем сильнее натянется ремень, прежде чем он продвинется наружу в ведущем шкиве вариатора, а следовательно, тем меньше он и проскальзывает. Однако жесткость пружины не должна быть избыточной, иначе упадет максимальная скорость. Есть и другие факторы, также сказывающиеся на проскальзывании ремня. Это, например, его износ. Тут метод борьбы, разумеется, один — своевременная замена.
Во-вторых, рабочие обороты двигателя скутера должны быть примерно постоянными при разгоне, и при максимальном открытии газа точно соответствовать оборотам максимальной мощности двигателя. Именно так можно добиться максимально быстрого разгона скутера. Понятно, что вариатор любого скутера изначально (на заводе) настроен оптимальным образом и работает именно так, как мы описали выше. Вернее, почти так. Дело в том,что в заводских настройках вариатора зачастую используют грузики, которые чуть тяжелее оптимальных. Это немного ухудшает динамические качества при разгоне «в пол», но зато добавляет удобства, придавая трансмиссии более эластичную характеристику. По этой причине самые рьяные борцы за доли секунды при разгоне заменяют стандартные грузики вариатора более легкими (как правило, на полграммаграмм легче в зависимости от кубатуры аппарата). Но тут надо не переусердствовать, иначе есть риск потерять и в разгоне, и в максимальной скорости.
Источник
Правильная настройка вариатора
Решили поменять настройки вариатора? Если это так, я предполагаю, что вы прочитали, как работает вариатор, и знаете, как его заменить. Итак, позвольте мне представить вам, как правильно установить вариатор. Если вы будете придерживаться этого, вы получите хороший результат. Основным требованием является наличие достаточного количества роликов для испытаний и, по крайней мере, одного набора пружин сцепления и более жесткой контрастной пружины.
Возможно, вы решили заменить ролики, но мы начнем постепенно. Если скутер проработал уже несколько лет, необходимо будет заменить контрастную пружину, чтобы вы могли быть уверены, что ролики, которые вы собираетесь поставить, в точности соответствуют своей функции и не будет внезапных падений скорости. Выберите более жесткую контрастную пружину, чем оригинал, например, белый от Malossi или черный Hebo. У каждого производителя жесткость обозначена по-разному, Если у вас двигатель 70 куб, вы можете использовать среднюю твердость.
Контрастная пружина была заменена. Пружины в сцепления пока не ставим еще будет время.
Возьмите секундомер и определите прямой участок, около 150-200 метров Составьте таблицу, в которой вы записываете вес роликов и достигнутое время. На каких он будет быстрее разгоняться.
Откуда я знаю, ролики слишком легкие?
отличный старт, но двигатель не имеет слишком высокую скорость, передача переключается очень медленно. Результатом является низкая максимальная скорость на очень высоких оборотах.
Как узнать что ролики слишком тяжелые
двигатель не тянет в течение длительного времени и имеет низкую скорость, после пересечения определенного предела (в основном под уклон) достигает скорости и затем идет относительно хорошо.
Предположим, вы начали с 5гр. Так что попробуйте ехать на 4гр а потом на 6гр. В зависимости от времени вы увидите, следует ли вам дальнейшее снижение или увеличение. Вы также можете комбинировать 3 и 3 ролика разного веса (например, 3x4gr и 3x5gr дадут вам 4,5 грамма вместе. Можно использовать только 3 ролика, поэтому результат 3x6gr будет таким же, как если бы у вас был набор роликов 3gr
Последняя задача — отрегулировать старт . Это достигается путем замены пружин сцепления. Опять же, я рекомендую вам приобрести комплект пружин разной жесткости. Процедура такая же, как для роликов, попробуйте одну твердость и посмотрите, как едет и стартует. Более жесткие пружины дают вам более высокие начальные скорости, более мягкие на более низких скоростях. Скорость должна быть примерно такой же, какую вы установили при настройке роликов, поэтому скутер будет иметь одинаковую скорость на протяжении всего ускорения, которое затем немного возрастает на максимальной скорости.
Источник
Скутеры Обслуживание и ремонт
Ролики вариатора и максимальная скорость скутера
Небольшое пояснение к вопросам о влиянии веса роликов вариатора на максимальную скорость.
Многие склонны утверждать, что тяжелые ролики помогут скутеру прибавить в скорости, что снижение максималки связанно именно с облегчением веса роликов вследствие износа и всего лишь замена их на более тяжелые помогут решить все проблемы с набором максимальной скорости. Давайте разберемся.
Для начала, прочитаем следующие статьи:
Влияние роликов вариатора на работу трансмиссии скутера
Вся суть работы трансмиссии скутера определяет автоматическое изменение передаточного числа без участия со стороны ездока. Для наиболее эффективной работы вариатора необходимо поддерживать определенные обороты двигателя во всем диапазоне набора скорости.
Именно вес роликов вариатора определяет движение подвижной щеки ведущего шкива в зависимости от количества оборотов коленчатого вала. Как известно, под действием центробежной силы, ролики, выдвигаясь дальше по дорожкам, с большей силой давят на подвижный шкив, тем самым выдвигая ремень на больший радиус.
Чем легче ролики, тем сложнее вытолкнуть ремень на определенных оборотах и наоборот, тяжелые ролики быстрее (на меньших оборотах) вытолкнут ремень.
Увеличится ли максимальная скорость скутера, если поставить тяжелые ролики?
Вес роликов никак не влияет на максимальную скорость скутера, вес лишь определяет, как скутер дойдет к этому значению, насколько быстро и насколько эффективно с точки зрения расхода топлива, нагрузки на двигатель и т.д.
Конечно, речь не идет о чрезмерно легких грузах, применение которых маловероятно на каждой определенной модели, ведь вес разнится обычно в 1-2 грамма в ту или иную сторону от рекомендованных значений при настройке вариатора.
Какие ролики ставить на скутер
Каждый производитель скутера в руководстве по обслуживанию указывает рекомендованные значения веса грузиков для каждой конкретной модели. Эти данные есть также и на нашем сайте в разделе «полезности».
По возможности, следует придерживаться именно их, можно отклонять значения в отрицательную сторону на 0,5 грамма от рекомендованных, скутер станет немного «живее». Но следует понимать, что увеличение веса никак не поможет вам ехать быстрее.
Следите за состоянием поршневой, шириной ремня, геометрией роликов вариатора, наличием различных ограничителей и душилок, состоянием выхлопной трубы (двухтактные скутеры) – именно в этой нише намного больше шансов прибавить в потерянной максималке.
Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему:
Источник
Как работает вариатор на скутере
Фактически система работы вариатора совсем не сложна. Однако успех в настройке зависит от его понимания. Я попробую мне кратко объяснить, как это работает, и тогда мы можем приступить к настройке.
Принцип его работы:
Вариатор предназначен для автоматического и плавного переключения передач вверх и вниз. Вариатор расположен на коленчатом валу и соединен с задним шкивом сцепления через ремень.
Ведомый шкив расположен непосредственно на валу в задней части двигателя под сцеплением. Оба шкива, вариатор и муфта состоят из двух половин, между которыми движется ремень. Сравните вариатор с системой колесной трансмиссии. Представим себе коленвал как педали на велосипеде. Низкое передаточное число требуется, чтобы начать движение. Поэтому мы переключаемся на маленькую звезду спереди и большую звезду сзади. То же самое касается шкивов вариатора. Ремень движется на шкиве вариатора малого диаметра и на шкиве сцепления большого диаметра. Это минимально возможное передаточное число.
Во время ускорения частота вращения двигателя должна быть на одном уровне с максимальной мощностью двигателя. Чтобы облегчить ускорение, вариатор плавно меняет передаточное число, чтобы добиться самой длинной передачи. На данный момент ситуация совершенно противоположная. Ремень движется на шкиве вариатора большого диаметра и на шкиве сцепления малого диаметра, который при работе приводится в действие центробежной силой. Опять же, мы можем сравнить его со звездой велосипеда — большая звезда спереди, маленькая звезда сзади. Весь вариатор работает по этому принципу. Конечно, его работа и особенно производительность влияют на другие явления. Понимание их поможет нам идеально настроить вариатор, который мы обсудим отдельно в статье.
Внутри корпуса вариатора вы найдете ролики. Они бегают в случаях с небольшим уклоном. Они закреплены с помощью так называемой прижимной пластины, которая расположена за вариатором, т.е. на внутренней стороне, ближайшей к двигателю. При запуске ролики находятся в нижнем положении, т.е. ближе к центру. Затем весь корпус вариатора раскручивается, а ролики под действием центробежной силы скатываются к краям. Это создает давление на ремень, который постепенно выталкивается от центра к окружности и, следовательно, к заднему шкиву обратно от окружности к центру.
Для сцепления ремня между шкивами требуется дополнительное усилие. Они должны находиться под давлением, достаточным для предотвращения проскальзывания ремня. Это давление обеспечивается контрастной пружиной, расположенной между сцеплением и задним шкивом. Еще раз для сравнения, шкив сжимается спереди благодаря центробежной силе, которая выталкивает ремень по окружности, в то время как сзади аналогичный процесс обеспечивается пружиной, расположенной в корпусе сцепления.
Ролики являются наиболее важным элементом при настройке вариатора. Принцип их работы прост: тяжелые ролики быстрее выталкиваются наружу благодаря центробежной силе, ускоряясь при меньших скоростях. Это означает, что передаточное число изменяется раньше. С другой стороны, легким роликам, использующим ту же самую контрастную пружину, требуются более высокие обороты для перемещения центробежной силы. Таким образом, использование более тяжелых роликов уменьшит скорость во время ускорения, в то время как использование более легких роликов увеличит. Каждый двигатель развивает свою максимальную мощность в определенном диапазоне скоростей, на котором он должен поддерживаться во время ускорения. Когда скорость выше или ниже оптимальной, скутер не достигает оптимальной производительности. Если вы выберете слишком легкие ролики, двигатель будет работать на неоправданно высоких оборотах, но вы не сможете извлечь из этого максимальную пользу. Точно так же, если вы выберете слишком тяжелые ролики, двигатель не достигнет своей оптимальной скорости, и мощность заднего колеса снова снизится. Если двигатель имеет широкий диапазон скоростей, настройка намного проще. Противоположность имеет место с двигателями с четким пиком мощности (обычно двигатели с настроенным выхлопом). С разницей в 0,5 грамма на каждый ролик вы можете легко потерять несколько лошадиных сил вашего скутера.
Задний шкив вариатора он же приводной шкив (торкдрайвер)
Ведомые шкивы находятся на заднем валу в системе сцепления. Они расположены под сцеплением и их задача ясна — обеспечить передачу движущей силы от ремня. Шкивы должны всегда свободно ходить и не должны застревать. Шкивы с большими диаметрами и измененными канавками шага входят в комплекты некоторых производителей.
Задняя пружина торкдрайвера
Пружина в заднем блоке сцепления является противовесом роликам. При настройке он всегда должен поддерживать постоянную скорость — одинаковое количество. Если скорость возврата возвратной пружины вариатора снижается для ускорения скутера или затухания в гору (передача не возвращается), это свидетельствует о слишком слабой пружине. В этот момент вы можете подумать, что чем жестче пружина, тем лучше, наоборот. Недостатком, а точнее опасностью использования сильной пружины, является излишне высокая сила, которая может чрезмерно изнашивать ремень, более того, вам понадобятся более тяжелые ролики, которые также будут очень быстро изнашиваться при использовании слишком жесткой пружины. В идеале лучше выбирать мягкую пружину, но, конечно, поддерживать скорость на одном уровне при любых обстоятельствах. Также важно знать, что контрастная пружина со временем ослабевает и поэтому должна быть заменена новой.
Подводя итог, можно сказать, что жесткость пружины влияет на частоту вращения двигателя во время ускорения, а значит, и на вес роликов. Если вы выберете слабую пружину, ремень будет легче раздвигать шкивы, и для этого понадобятся более легкие ролики. С другой стороны, при использовании сильной пружины вам понадобятся более тяжелые ролики. Чем тяжелее пружина, тем быстрее изнашиваются ролики. Поддержание веса роликов с помощью более толстой пружины увеличит частоту вращения двигателя и наоборот.
Почти во всех скутерах мы находим центробежную муфту. Сцепление обеспечивает нам ТОЛЬКО старт, поэтому не стоит думать, что использование спортивного сцепления увеличит производительность или даже максимальную скорость.
Последний кусок мозаики — это ремень. Он обеспечивает передачу между вариатором и задними шкивами, а также оказывает значительное влияние на общие ходовые качества. Основная предпосылка заключается в том, что ваш ремень находится в хорошем состоянии, как вы видите в этой статье. Теперь давайте рассмотрим несколько параметров, которые нас интересуют в ремне и объясним почему:
ширина- Ширина влияет на максимальную скорость. Фактически, если ремень на 1 мм уже, чем он должен быть, он не сможет двигаться на переднем шкиве вплоть до внешнего периметра, и, таким образом, скутер не достигнет максимальной скорости.
Длина- если ремень растянут он также не даст вам хорошего старта, и скорости, всегда следите за состоянием ремня.
Источник