Меню

Регулировка подшипников заднего колеса горного велосипеда



Регулировка подшипников заднего колеса горного велосипеда

  • Posted On: 12.02.2015
  • Posted By: VELO-TREST
  • Comments: 0

Рис. 1 Передняя втулка:

1 — осевая гайка с шайбой; 2 — контргайка; 3 — шайба с усом; 4 — конус передней втулки; 5 — корпус передней втулки; 6 — ось передней втулки; 7 — шарикоподшипник.

Чашечно-Конические Подшипники

Подавляющее большинство колес велосипеда используют тип ступицы, известный как » чашка и конус «, как показано справа выше. Этот тип эпицентра оси легок для того, чтобы обслуживать, но требует весьма тщательной регулировки для уменьшения трения и для того чтобы расширить продолжительность жизни.

Чашки встроены в оболочку ступицы; конусы представляют собой конические гайки, которые навинчиваются на ось. Стальные шарики катятся между этими двумя частями. Чашка, конус и шарики сочетания из формируют подшипник ; подшипник на каждой стороне эпицентра деятельности.

Если конусы привинчены слишком далеко, то они прилагают давление на шарики подшипника. Это вызывает чрезмерное трение; колесо не будет вращаться так свободно, как должно, и детали будут изнашиваться преждевременно.

Если конусы не завинчены достаточно далеко, подшипники будут иметь «игру»: колесо сможет качаться взад и вперед на своих подшипниках. Это неприятное ощущение, и может вызвать проблемы с контролем.

Эта настройка очень важна; для получения оптимальной настройки необходимы поправки порядка 1/10 оборота или меньше.

Большинство ступиц чашек и конусов используют тонкие контргайки для закрепления конусов на месте: конус и его контргайка натягиваются друг на друга, обычно с шайбой между ними. Это держит конус от идти из регулировки. Варианты:

  • Некоторые старые британские велосипеды используют другую систему.
  • На ступицах внутреннего зацепления левый конус ослабляется, правый конус влияет на внутренние регулировки (процедура варьируется между марками и моделями), затем регулируется левый конус.

Традиционные, цельные ступицы, которые крепятся к раме/вилке гайками, должны быть отрегулированы достаточно плотно, чтобы игра (боковое покачивание) была сведена к минимуму, но достаточно свободна, чтобы свободно вращаться.

Быстроразъемная регулировка…

Быстроразъемные ступицы сложнее регулировать, потому что быстроразъемный механизм слегка сжимает ось, когда она затягивается. Если вы отрегулируете конусы так, что они будут чувствовать себя просто прямо с велосипеда, они свяжут, когда вы затянете быстрое освобождение. Вы должны установить конусы так, чтобы было немного игры, когда ступица выключена велосипедом, или когда колесо установлено с быстрым высвобождением только чуть затянуто.

Вы можете вроде как уйти с этим, потому что большинство новых велосипедов имеют вертикальные отсечки сзади, поэтому колесо не будет скользить вперед под нагрузкой. На переднем плане у нас есть отвратительные «адвокатские губы«, чтобы победить цель быстрого освобождения. В то время как адвокатские губы будут препятствовать тому, чтобы колесо сошло с него, быстрое освобождение свободно, они не предотвращают шатание свободного колеса, и они вообще не обеспечивают никакой защиты, если шампур ломается.

Чтобы проверить регулировку подшипника, поместите колесо в велосипед с быстрым высвобождением, едва ли достаточно плотно, чтобы колесо не выпало. Если вы работаете на заднем колесе, выньте его и установите заново, чтобы цепь не зацеплялась за звездочки.

Попробуйте пошевелить обод назад и вперед между тормозными колодками; так как QR не плотно, должно быть немного игры. Если есть, держите шину так, чтобы клапан находился в положении 3:00 или 9:00, а затем отпустите его. На большинстве колес клапан является самой тяжелой частью; на колесах, которые имеют спицевые отражатели, отражатель будет самой тяжелой частью. Что бы ни было самой тяжелой частью колеса, оно должно заставить колесо вращаться и качаться назад, и вращаться подобно маятнику, прежде чем, наконец, остановиться.

После того, как вы увидели, как колесо поворачивается с быстрым высвобождением, попробуйте затянуть QR, а затем проверьте еще раз. Если ваш подшипник отрегулирован правильно, игра исчезнет, но колесо будет вращаться так же свободно, как и тогда, когда оно было слишком свободно. Для очень тонкой настройки этого вы можете слегка варьировать регулировку быстроразъемного шампура, до тех пор, как это хорошо и уютно.

Некоторые высокопроизводительные колеса имеют наполнитель шва в ободе, который весит почти столько же, сколько клапан, поэтому вам, возможно, придется закрепить прищепку или спицевой ключ на колесе, чтобы искусственно сделать тяжелое пятно. Это может также быть необходимо на колесах, которые имеют эпицентры деятельности с резиновыми уплотнениями контакта, как много более новых эпицентров деятельности горного велосипеда.

Это нет проблемы в нерегулируемых эпицентрах деятельности подшипника патрона, как древесина Фил. Регулируемые эпицентры деятельности подшипника патрона должны быть отрегулированы под нагрузкой — легкий на некоторых чем другие.

Конусные ключи

Квартиры, которые позволяют вам поворачивать конусы, обычно довольно неглубоки, поэтому вам понадобится по крайней мере один, предпочтительно два специальных конусных ключа. Большинство передних ступиц требуют 13 мм конусных ключей, большинство задних-15 мм. Для большинства велосипедистов лучшим выбором является покупка двухсторонних конусных Ключей с концом 13 мм и концом 15 мм. Парк и колеса Inc. сделайте очень качественные двухсторонние конусные ключи. Cycle Pro и Bicycle Research бренды хороши для домашнего механика на бюджете.

Читайте также:  Регулировка горения в камине

Для пользы магазина, одно-законченные ключи конуса с проложенными ручками более приятны для работы С. Настоящие ключи магазина парка отрезка лазера довольно хороши. Я был не слишком доволен старыми штампованными гайковертами Park cone (блестящая хромированная отделка).

Конусные гаечные ключи очень тонкие для их размера и не должны использоваться ни для чего, кроме конусов. Даже при правильном использовании это в основном расходные инструменты, а не «пожизненные инвестиции», как с другими ключами от авторитетных производителей. Мои главные инструменты эпицентра деятельности пара лазер-отрезали 13 и 15 конических ключей, которые приспосабливают подавляющее большинство эпицентров деятельности, и пару ключей комбинации 17 mm. Чтобы ослабить переднюю ступицу, я надеваю по 13 мм на каждый конус и раздвигаю их назад, одновременно подтягивая их к контргайкам. Чтобы затянуть втулку, я использую два 17-мм гаечных ключа на контргайках. Мне редко приходится ослаблять стопорные гайки. Эта процедура очень быстрая, что очень хорошо, учитывая, насколько большой процент велосипедов имеют слишком плотные конусы.

Тот же подход работает для обычных задних ступиц, если свободное колесо выключено.

Для кассетных ступиц или обычных задних ступиц, которые я хочу отрегулировать, не снимая свободного хода,я использую тонкий 15-мм гаечный ключ и два 17-х.

Чтобы ослабить этот тип ступицы, я обычно должен ослабить левую контргайку от ее конуса, ослабить конус, а затем снова затянуть контргайку. Для того чтобы затянуть его, 2 17’s на подгайчника делают работу быстро и легко.

Специальный инструмент для быстрого регулирования конуса под нагрузкой

Я сделал специальный инструмент для регулировки конуса на QR-ступицах, состоящий из шампура и распорной втулки, чтобы позволить концу рукоятки шампура прижиматься к концу оси, оставляя контргайки свободными. Это очень удобно, и экономит много времени в магазине. Поскольку он нажимается непосредственно на концах оси, вы можете сделать фактические регулировки, пока ось находится под сжимающей нагрузкой от быстрого высвобождения. Ранее это было невозможно.

Распорная втулка состоит из старого, изношенного конуса, в который ввинчена короткая длина оси, поэтому она достаточно плотно прилегает к шампуру. Быстросъемное тело давит на этот старый конус; огрызок оси (который вы не можете видеть, потому что он полностью находится внутри старого конуса) давит на конец оси. Этот инструмент также полезен для правки колес, если вы используете стенд для правки, например парк, который не сжимает ось. Этот инструмент может извлечь игру от подшипников, и все еще позволяет вам установить колесо в truing стойку.

Ступицы Цельных Мостов

Многие недорогие велосипеды поставляются с цельными (не быстроразъемными) задними ступицами. Быстрая процедура для них заключается в регулировке их в велосипеде. Я начинаю, убедившись, что правая гайка оси действительно плотно, затем ослабьте левую гайку оси и войдите с моим 15 & 17.

Быстрая проверка задних подшипников заключается в том, чтобы медленно отступать с велосипедом от Земли. В зависимости от степени свободы свободного хода, правильно отрегулированное колесо будет либо «маятником», как это делает переднее колесо, либо, если свободное колесо немного липкое, колесо повернется назад. Если колесо просто сидит там, подшипники слишком жесткие (или тормоз трется!)

Это Имеет Значение!

Плохая регулировка конуса обычно не очевидна для клиента, но это действительно очень важно. Если ступица слишком плотная, несущие поверхности будут самоуничтожаться преждевременно, и велосипед не будет катиться так свободно, как это должно быть.

Источник

Как перебрать заднюю и переднюю втулку на скоростном велосипеде

Переборка втулки, будь-то задней или передней – это мероприятие, которое может носить как вынужденный характер, из-за попадания воды во втулку, так и регламентный. Цель его по большей части профилактическая – сменить смазку и, при необходимости, заменить некоторые комплектующие. Если речь идёт о конусной велосипедной классике, то это может быть изношенный шарик или конус. Однако на скоростных велосипедах встречается и иной тип опор, который также нуждается в обслуживании.

Виды и устройство задней/передней втулки горного велосипеда

В классе MTB распространены только два типа втулочных механизмов: ось-конус-шарикоподшипник и ось-промподшипник. По наименованию классов понятно, что разница между ними состоит в конструкции опор.

Конусные втулки

Наиболее распространенный вид. В частности, в модельном ряду Shimano вы не встретите узел на «промах». Компания это объясняет тем, что у конструкции на основе конус-гаек лучше накат. Элементы конфигурации такого изделия представлены на рисунке:

Втулочный механизм на промышленных подшипниках

Втулки на конусных гайках многие не любят из-за сложностей, сопряжённых с их регулировкой после сборки. В связи с этим, изношенную опору часто меняют на вариант с «промами».

Читайте также:  Как отрегулировать фары на квадроцикле

В числе преимуществ конструкции на промподшипниках – простое обслуживание. Здесь нет необходимости что-либо регулировать: подшипник плотно сидит в чашке и на оси, конусных гаек нет. В теории люфта у такого колеса быть не должно, что и демонстрируют дорогие экземпляры. В моделях подешевле применяются низкосортные подшипники качения, в которых зазор наблюдается ещё с упаковки.

К сведению. Люфт во втулках на «промах» ликвидируется только заменой подшипников. Последние изъять трудно, поэтому при появлении критических зазоров механизм заменяется в сборе.

Как перебрать заднюю втулку скоростного велосипеда

Слово «переборка» в полном объеме актуально только для конусных изделий. Максимум, что можно сделать в опоре на «промах» – это почистить и смазать подшипники, причем, не вынимая их.

Принцип ремонта задних и передних опор с конус-гайками одинаковый, хотя различия в конструкции очевидны. Сзади установлен комплект звездочек + другая конструкция пыльника со стороны кассеты. Впрочем, «костяк» полностью идентичен: что сзади, что спереди с обеих сторон по одной конус-гайке и одному ряду шариков, уложенных насыпью.

Итак, предмет обсуждения – обслуживание задней конусной втулки горного велосипеда. Она может быть с трещоткой, как на велосипедах начального класса, например, Stels или Forward, так и с кассетой, как на байках среднего и высокого ценового диапазона. К слову, в материале, о том, как выбрать горный велосипед , мы подробно разобрались в различиях этих двух конструкций. Там же приведена рекомендация, какой конструкции стоит отдать предпочтение.

Инструмент

В технологии переборки изделия на конусах следует различать три этапа: разборка, смазка и сборка+регулировка. На каждой стадии необходим инструмент. Полный комплект для кассетной втулки показан на фото:

  • Хлыст.
  • Вороток с переходником.
  • Плоская отвертка.
  • Оправка для откручивания стопорной гайки.
  • Конусный ключ.
  • Накидной ключ на 17.
  • Медицинский пинцет.
  • Заглушка для калипера.

Рекомендация. Если планируете обслуживать велосипед от «А» до «Я» самостоятельно, то чемоданчик с инструментами от X-Tools будет очень кстати. В частности, в нем есть выжимка цепи и даже с запасной головкой. А это, к слову, незаменимое приспособление не только дома, но и в походе. Приобрести набор по демократичной цене можно на ChainReactionCycles.

Заглушка необходима только для гидравлики. В методике, описывающей, как отрегулировать дисковые гидравлические тормоза на велосипеде, мы уже рассуждали, чем чревато случайное нажатие на тормозную ручку при отсутствии ротора в гидросхеме. Для втулочного механизма с трещоткой хлыст не нужен, а оправка + вороток замещаются переходником со шлицев под рожковый или накидной ключ. Внешне переходная втулка похожа на оправку для снятия кассеты, которая присутствует на фото с инструментом.

Как разобрать

Изначально необходимо обеспечить беспрепятственный доступ к конусным гайкам. Для этого обычно снимают:

  • Ротор дискового тормоза. Демонтажу подлежит не во всех случаях. Удостоверьтесь, не мешают ли болты его крепления устанавливать и вращать конусный (тонкий) ключ. Если зазор между ключом и диском есть, снимать последний не обязательно. Встречаются ситуации, когда сзади инструмент свободно помещается, а на передней втулке без удаления ротора не обойтись.
  • Кассету/трещотку. Снимать обязательно, иначе до второго конуса не добраться, да и ось не изъять. Процесс демонтажа кассеты изображен на фото.


Когда доступ к конусным гайкам открыт, можно расконтрить одну из них. При этом важно соблюдать два правила:

  • Расконтрить допускается только одну сторону! Вторая должна быть законтрена до отказа еще с завода и трогать ее запрещено.
  • Расконтрить можно только конус, расположенный со стороны крепления ротора (если дискового тормоза нет, то ориентируйтесь на сторону, противоположную кассете). Дело в том, что ослабленная со стороны звездочек конусная гайка самозатягивается при ударах или наездах на препятствие, отчего свободный ход втулки нарушается. А это сокращает ресурс и ухудшает накат. С левой стороной такого не происходит, поскольку там конус-гайка стремится выкрутиться, а стопорная гайка и эксцентрик препятствуют этому. Итого в такой схеме сохраняется баланс и можно выбрать зазор без ущерба накату.


Процедура расконтровки показана на фотоматериале. Тонким конусным ключом придерживается конус-гайка, а другим ключиком (для удобства желательно взять инструмент помассивнее) откручивается контргайка. После этого резьбовые детали полностью скручиваются, а ось вынимается. Далее необходимо снять пыльники и изъять из чашек шарики.

Внимание! При разборке запоминайте последовательность расположения компонентов. Идеальный вариант – сделать фотографию размещения пыльников, гаек и шайб по свежим следам, как это представлено на изображении.

При демонтаже шариков из посадочных мест важно разъединить их на две группы. Те, что справа, необходимо складывать в одно место, те, что слева – в другое. Не смешивайте и не путайте эти группы между собой, иначе после сборки идеального наката без люфта не получите.

Важно! Вынимая ось на переднем колесе велосипеда без дисковых тормозов, пометьте на покрышке сторону нераскрученного конуса. Еще один ориентир на байках такого типа – направление вращения резины, изображенное на боковой части.

Чистка и смазка

Очищать от смазки необходимо шарики и контактирующие с ними чашки, конус-гайки + ось. Во втулке с хорошей пылезащитой смазка обычно чистая, поэтому чистку можно провести и без химии – обычной чистой ветошью. Если грязь присутствует, используйте один из дегризеров, которые мы рекомендовали для чистки цепочки в материале, как почистить цепь велосипеда от старой смазки в домашних условиях.

Читайте также:  Таблица регулировки клапанов жигули

Чем смазывать

Идеальный вариант – тефлоновый состав. Например, Finish Line Premium Grease: очень скользкая и вязкая. Впрочем, тефлон можно заменить на обычный Литол-24 или консистенцию для ШРУСов автомобиля.

Что точно не подходит, так это любая жидкая смесь:

  1. Состав для обслуживания велоцепи.
  2. Масло для двигателя или коробки передач автомобиля.
  3. Веретенка.

Как наносить смазку

Цель – смазать шарики, конуса и чашки. Сделать это максимально быстро и качественно можно по такой технологии:

  • Смазать пальцем чашку.
  • Выложить в чашку шарики с помощью медицинского пинцета, соблюдая предназначение рассортированных при разборке групп.
  • Нанести тонкий слой смазочного состава поверх шариков.

  • Повторить пункты 1-3 для второй стороны.
  • Одеть пыльник на законтренный конус, расположенный со стороны кассеты (актуально только для задних втулок).
  • Нанести тонкий слой смазки на скошенную поверхность обеих конус-гаек.

Смазочного вещества в местах контакта не должно быть много. Это утверждение актуально лишь потому, что лишнюю смазку выдавливает через пыльники, и она интенсивно начинает собирать пыль. Оценить достаточный уровень заполнения можно по фотографии.

Проблем с монтажом шариков обычно не возникает. Они хорошо липнут к смазочному материалу, который уже находится в чашке согласно пункту 1 технологической инструкции.

Резьбу на оси и торцы гаек принято слегка промазывать составом, который был использован для обработки трущихся поверхностей. Это мероприятие призвано минимизировать окисление металлов и образование ржавчины в местах сопряжения разъемных деталей.

Порядок сборки и регулировки конусов втулки на примере заднего колеса

Все действия в сборочном процессе совершаются в порядке, обратном разборке. Так, сразу устанавливается первый ряд пыльников. В примере такая резинка одна и расположена на стороне, противоположной барабану кассеты. Спереди этих элементов два – по одному на сторону. Если имеем дело с задней втулкой, то пылезащита на законтренный конус должна быть установлена еще до его смазки согласно пункту 5 технологической инструкции.

Далее необходимо аккуратно вставить ось. Помните, что ее необходимо вводить со стороны кассеты. То есть нетронутая конус-гайка должна оказаться на стороне, противоположной размещению ротора дискового тормоза.

Насадив и закрутив конус-гайку и контргайку с левой стороны, приступайте к регулировке:

  • Закрутить расконтренный ранее конус до упора от руки.
  • Послабить затяжку вращением конусной гайки в обратную сторону. Достаточно отвернуть ее примерно на пол-оборота, после чего удостовериться путем пошатывания оси в разные стороны, есть ли люфты. Если таковых нет, то необходимо послабить еще и снова проверить биение. Цель этого этапа – поймать небольшой люфт, слегка ощутимый пальцами.
  • Немного закрутить конус-гайку. Это может быть любой угол в пределах 1/4 оборота от положения, найденного в предыдущем пункте. Люфты должны уйти.

  • Приподнять колесо и проверить его свободный ход, крутанув конструкцию за спицы или барабан. Конкретного критерия оценки плавности вращения нет: кто-то смотрит, проворачивается ли обод под тяжестью ниппеля или катафота, кто-то полагается на опыт, осматривая характер свободного хода на глаз. Если ход тугой, гайку необходимо немного ослабить.
  • Когда колесо вращается свободно, конус можно контрить. Для этого тонким ключом необходимо зафиксировать конусную гайку, а накидным инструментом плотно затянуть контргайку.
  • Удостовериться в отсутствии люфтов.

В завершение сборочного процесса надевается второй ряд пыльников и устанавливается эксцентрик. При этом важно проконтролировать плотность посадки этих уплотнительных резинок. Так, ситуация, изображенная на фото, не допускается.

Устанавливая обратно кассету, совмещайте самый тонкий шлиц с наиболее мелким пазом на посадочной окружности комплекта звездочек. Торец стопорной гайки желательно смазать той же смазкой, которая использовалась для обработки подшипников. Хлыст при сборке не нужен.

После установки колеса на велосипед и фиксации эксцентрика проверьте отсутствие люфта в различных положениях (прокрутить на небольшой угол и проверить). Допускается небольшое биение только в одной из исследуемых позиций колеса. Если люфт ощутим в любом положении, не спешите с повторением процедуры регулировки конусов – подтяните эксцентрик. Это помогает выбрать небольшой люфт.

Как поменять заднюю или переднюю втулку на скоростном байке

Если речь идет о конусных втулочных механизмах, то в замене нуждаются только изделия с изношенными чашками. В этом случае, подбирается аналог, подходящий по расстоянию между дропаутами и количеству отверстий под спицы. Работу по переспицовке колеса лучше поручить опытному мастеру, как и подбор новых спиц.

Источник

Adblock
detector