Меню

Регулировка планетарной втулки sachs torpedo pentasport регулировка



Планетарные втулки

Планетарная втулка, или втулка с внутренним механизмом переключением передач (internal gear hub — англ.), или просто планетарка, — это широко распространённая на велосипедах система изменения передаточного отношения, реализуемая с помощью эпициклических или планетарных шестерёнок (от которых и получила название). Шестерёнки со смазкой герметично расположены внутри оболочки планетарной втулки, что отличает её от классических систем переключения скоростей, в которых привод и механизм подвержены воздействию неблагоприятных погодных условий. Планетарные втулки в отличие от обычной системы переключения скоростей имеют меньше передач, больший вес и немного меньшую эффективность. Передача с прямым приводом немного эффективней за остальные передачи, так как на прямой передаче отсутствует трение в планетарном механизме. На большинстве планетарных втулок отсутствует эксцентриковое крепление. Зато планетарные втулки надёжней, лучше защищены от загрязнения, могут переключать передачи при остановке велосипеда, что при езде по городу с постоянными остановками является очень важным преимуществом планетарных втулок. Изменение передаточного отношения обычно реализуется обычным переключателем, соединённым со втулкой с помощью обычного боуденовского троса. У планетарных втулок всегда было только дискретное переключение (фиксированное, «щелчками»). Сейчас получили широкое распространение удобные переключатели поворотного типа.

Самая совершенная планетарная втулка Rohloff Speehub 500/14.

Планетарные втулки использовались на велосипедах ещё в XIX-ом веке. В основном это были 3-скоростные планетарные втулки, давшие велосипедистам простую и надёжную систему переключения передач. С усовершенствованием и ростом популярности дерайлера в начале 1970-х годов во время бума горных велосипедов планетарные втулки утратили свою популярность. Со в большинстве веломагазинов временем стало сложно купить планетарные втулки. Это печально, так как для эпизодических и неспортивных поездок лучше всего подходит велосипед с планетарной втулкой. С разработкой 7-скоростных втулок широкого диапазона в конце 90-х, планетарные втулки пережили второй рассвет. С тех пор они бесконечно совершенствуются.

Исторически рынок планетарных втулок принадлежал четырём компаниям. Sturmey-Archer и SRAM выпускали планетарные втулки ещё в первом десятилетии XX-го века. Shimano производит планетарные втулки с 1957 года. Rohloff относительно молодая компания, но она отличилась выпуском самой технически совершенной планетарной втулки. Если вам интересна история планетарных втулок, читайте статью про историю планетарных втулок и английских трёхскоростных велосипедов с планетарными втулками Sturmey Archer.

Rohloff SRAM / Sachs Shimano Sturmey-Archer
14-скоростные 3-скоростные 3-скоростные 3-скоростные
7скоростные 4-скоростные 4 и 5-скоростные
8-скоростные 7-скоростные 7-скоростные
9-скоростные 8-скоростные 8-скоростные
12-скоростная 11-скоростные Гибридные

У планетарных втулок длинный срок службы, во время которого они практически не требуют технического обслуживания. Многие планетарные втулки не рассчитаны на высокие нагрузки на соревнованиях, в горной местности и на бездорожье. Большинство городских велосипедов и велосипедов для поездок на работу, особенно в Европе, как правило оснащены доступными по цене 7-скоростными и 8-скоростными планетарными втулками. На старых и дешёвых велосипедах часто можно встретить 3-скоростные планетарные втулки. Обычно они используются в Европе в системах обмена велосипедов. Они также часто используются на многих складных велосипедах. В некоторых втулках даже имеется задняя передача, полезная на трёхколёсном велосипеде, или фиксированная передача (без свободного хода), любимая многими велосипедистами и удобная для езды зимой и тренировок. Сейчас можно купить втулку максимум с 14 передачами, которая способна на равных конкурировать с дерайлерами. В отличии от классических систем переключения передач на планетарные втулки можно установить полную защиту цепи, увеличивающую срок службы цепи и предотвращающую загрязнение одежды.

Повседневное использование планетарных втулок.

Классические планетарные втулки индексируются в манетках, при этом правильность индексации зависит от правильной регулировки натяжения и смазки троса. На практике перескок скоростей и соответствующее повреждение внутренних механизмов встречаются крайне редко. Современные механизмы втулки проводят индексирование своими силами и вследствие этого они защищены от поломок из-за неисправности системы переключения скоростей.

Планетарные втулки Sturmey Archer и Fichtel & Sachs «Torpedo» при ненатянутом тросе установлены на самую верхнюю передачу, что делает велосипед пригодным для путешествий на длинные расстояния по равнинной местности даже в случае поломки механизма переключения передач. Это напоминает ситуацию с дерайлером, который в случае подобной поломки можно вручную установить на верхнюю передачу. Некоторые современные планетарные втулки (например, 7-скоростная Shimano) по умолчанию установлены на нижнюю передачу и следовательно они более чувствительны к натяжению троса.

Читайте также:  Регулирую карбюратор бензопилы урал

Многие планетарные втулки работают на повышение передаточного отношения и следовательно поэтому отпадает необходимость в больших ведущих звёздах при их установке на складные велосипеды с маленькими колёсами.

Новейшие многоскоростные планетарные втулки для велосипеда.

Передовые планетарные втулки предлагают большое число передач. В них используются многочисленные планетарные шестерни, которые приводят в движение друг друга. Передаточные отношения выбраны так, чтобы предоставить максимально равномерно расположенные передачи и большое общее передаточное отношение. Принцип работы планетарной передачи у них такой же, как и у более простых планетарных втулок. Комплектуются триггерным или поворотным переключателем с дискретным переключением.

12-скоростная Sachs Elan была первой планетарной втулкой на рынке (1995 — 1999 годы), имевшей более десяти скоростей. К сожалению, она оказалась слишком тяжёлой, низкого качества и из-за этого была снята с производства через несколько лет.

14-скоростная планетарная втулка Rohloff Speedhub — это самая лучшая планетарная втулка, торжество немецких технологий. Была представлена в 1998 году, имеет диапазон превышающий 5:1, может легко конкурировать с 24-скоростными или 27-скоростными классическими системами переключения скоростей, которые имеют три перекрывающихся диапазона, таким образом предоставляя всё те же 14 отдельных передач. Так как у планетарной втулки передачи не перекрываются, то она легче в управлении. Благодаря масляной ванной КПД планетарной втулки Rohloff соизмерим с классическими системами переключения скоростей. У неё одинаковые шаги между передачами (13.6%): 0.279, 0.316, 0.36, 0.409, 0.464, 0.528, 0.6, 0.682, 0.774, 0.881, 1, 1.135, 1.292, 1.467. Поставляется с задними звёздочками на шестнадцать зубьев, но также доступны задние звёздочки на 15 и 17 зубьев.

Долгожданная 11-скоростная Shimano Alfine 700, представленная в 2010 году, благодаря своей цене резко увеличила доступность планетарных втулок для рядовых велотуристов. Имеет диапазон более 4:1, соизмеримую с 20-скоростными дерайлерами трансмиссию и масляную ванную для обеспечения большей механической эффективности.

В туризме предпочтительней использовать 11 — 14-скоростные велосипедные планетарные втулки, которые по причине их высокой стоимости практически недоступны рядовому велотуристу. Сейчас на туристический велосипед с планетарной втулкой устанавливаются преимущественно дешёвые Shimano Nexus 8.

Источник

Планетарные втулки Sram и Sachs

История.

Ранее планетарные втулки производили только две компании: Sturmey-Archer и немецкая компания Fichtel & Sachs, часто называемая только «Sachs». В 1997 году Fichtel & Sachs приобрела американская компания SRAM и вся современная продукция теперь продаётся под торговой маркой SRAM.

В середине XX-го века Sachs специализировалась на выпуске продукции для практичных велосипедистов — двухскоростных втулках, переключающиеся вращением педалей назад, трёхскоростных втулках и ножных тормозах, тогда как Sturmey-Archer предлагала широкую линию продуктов, включающие многочисленные втулки узкого диапазона, предназначенные для использования велотуристами и гонщиками.

Начиная с 1980-х годов Sachs расширила свой модельный ряд планетарных втулок: представила 5-скоростные, 7-скоростные модели и системы с гибридной передачей, среди которых первой была Orbit, двухскоростная втулка с собственными задними звёздочками, затем — трёхскоростные втулки DualDrive 3 x 7, 3 x 8 и 3 x 9, использующие кассеты Shimano. Втулки DualDrive целесообразно устанавливать на велосипедах с маленькими колёсами, так как из-за высокого передаточного отношения верхней передачи отпадает необходимость в ведущей звезде большого размера. В 1995 году Sachs представила очень большую и тяжёлую 12-скоростную втулку Elan, не имевшую успеха на рынке. В 2007 году SRAM представила 9-скоростную втулку i-Motion.

Сильные и слабые места конструкции втулки Sram.

Планетарные втулки SRAM отличаются высоким качеством обработки своих внутренних частей. Поверхности зубьев шестерней и обоймы подшипников гладкие. У 3-скоростной SRAM самый высокий КПД из всех 3-скоростных втулок, что вероятно было достигнуто как раз из-за высокого качества обработки.

Также как и у классических втулок Sturmey-Archer, конструкция планетарных втулок Sachs / SRAM достаточно прочная. Механический дизайн относительно простой и консервативный: даже в 7- и 9-скоростных втулках используется только простая одноступенчатая планетарная передача. Более старые втулки переключаются с помощью тяговой цепи. У современных втулок есть одно слабое место — уязвимый пластиковый переключающий механизм, расположенный на оси втулки с правой стороны. Для переключателя продаётся защита и её необходимо обязательно устанавливать. В новой 9-скоростной втулки SRAM отказался от этого механизма в пользу вращающегося переключающего механизма, расположенного кнутри от правого дропаута.

Читайте также:  Регулировка фар авто калина

Также у втулок SRAM могут быть проблемы с манетками. В старых 3-скоростных втулках Sachs и 3 x 7 используется триггерный переключатель, также как и в Sturmey-Archer, который можно установить на любой руль. С этими втулками будет работать триггерный переключатель Sturmey-Archer. Триггерный переключатель Sachs не будет работать со втулками Sturmey-Archer, которым требуется более сильное натяжение тросика для переключения между верхней и средней передачей. Старый передний дискретный переключатель Shimano STI также будет работает с втулками Sachs. На моём велосипеде Friday установлен комплект переключателей Shimano RSX STI 3 x 7, с которыми втулка переключается безошибочно. Более новые втулки SRAM используют кликбокс и доступны только с двойными манетками, устанавливаемые на прямые рули. SRAM допустило, что ориентированные на производительность велосипедисты не проявят интереса к планетарным втулкам и оказались правы. Существуют различные приёмы, благодаря которым манетки SRAM можно установить на бараньи рога, — например, установить рожки на вынос.

В 5-ти и 7-скорстных моделях с кликбоксами используется один трос, один соосный стержень, и двойной коленчатый рычаг, установленный внутри кликбокса. Я хочу модифицировать 7-скоростную втулку, чтобы она использовала тяговую цепь с левой стороны и коленчатый рычаг с правой.

3 x 8, 3 x 9 и Spectro T3 допускается использовать только с оригинальными манетками. В этих втулках используется стержень, допускающий возможность конверсии на тяговую цепь. Кассеты Shimano, устанавливаемые на втулки DualDrive, работают с широким диапазоном дерайлеров и манеток.

За исключением втулок Dual Drive, имеющих относительно лёгкие алюминиевые оболочки, SRAM уделяет относительно мало внимания уменьшению веса большинства своих планетарных втулок — многие модели доступны только с тяжелыми стальными оболочками. Например, все три версии Spectro S7 (без тормозов, с ножным тормозом и с барабанным тормозом) весят приблизительно одинаково. Можно предположить, что самая тяжёлая версия с барабанным тормозом, но только она одна идёт с оболочкой из алюминиевого сплава. У других 7-скоростных втулок стальные оболочки очень толстые и тяжёлые.

9-скоростную i-Motion из-за её размера и веса часто называют «пушечным ядром»! Версия с карбоновой оболочкой находит своих покупателей, но вес внутренних механизмов всё ещё пока солидный.

Смазка планетарный втулок Sram.

У многих втулок Sachs / SRAM имеется ножной тормоз. Такие втулки можно смазывать только специальной смазкой. При чём требуется два вида смазки — один тип смазки для планетарного механизма (не даёт собачкам слипаться) и второй тип смазки для тормоза (хорошо отводит тепло).

Современные планетарные втулки Sachs и SRAM без встроенного тормоза также используют специальную смазку и у них отсутствует наконечник под масло. За исключением i-Motion 9 их можно перевести на масло. Для этого просто нужно удалить компоненты переключающей системы и впрыснуть масло в полый конец оси. Версию i-Motion 9 с дисковым тормозом можно смазывать через одно из отверстий с левой стороны, предназначенное для болта дискового тормоза. Предпочтительней использовать масло, а не смазку, так как при этом уменьшается сопротивления качение и облегчается замена смазки (не нужно разбирать втулку). На втулках с барабанным тормозом старайтесь не перелить масла, чтобы оно затекло через подшипник в барабанный тормоз. Можем порекомендовать хорошее масло Phil Wood Tenacious. Масло необходимо пополнять приблизительно каждые 1500 км или хотя бы каждые несколько лет. Слишком много масла может вытекать из втулки и загрязнять её. Несвежее масло Phil из-за загрязнения может привести к слипанию собачек. Вязкость масла Phil Wood, уменьшающая вероятность его протекания, но также повышает вероятность слипания собачек.

Хорошие втулки Sachs / SRAM.

Планетарная втулка SRAM Spectro S7.

Мои любимые модели втулок Sachs и SRAM сняты с производства: 3 x 7 DualDrive снята с производства в 2000 году, а 7-скоростная S7 с барабанным тормозом снята с производства в 2010 году.

Я предпочитаю 3 x 7, а не более современные модели DualDrive, из-за её совместимости с манетками для руля бараньи рога и переключения с помощью тяговой цепи, а не с помощью уязвимого кликбокса. Я установил 3 x 7 на свой велосипед Friday с кассетой 13-15-17-19-21-24-28, для установки которой необходимо придать вогнутую форму самой внутренней звёздочке. На 3 x 7, в отличии от более поздних моделей DualDrive, установить звёздочку на 11 зубов можно только после модификации корпуса кассеты или установки прокладки. Купить втулку Sram Dual Drive на ebay или amazon можно приблизительно за 300 долларов.

Читайте также:  Щупы для регулировки клапанов широкие

У 7-скоростной планетарной втулки S7 очень равномерно распределённое соотношение передач, которые можно настроить на общий передаточный диапазон от 27 до 82 дюймов. Благодаря алюминиевой оболочке версия с барабанным тормозом имеет приемлемый вес.

Доступность компонентов.

У SRAM плохая сеть дистрибьюторов. Часто приходится заказывать компоненты SRAM через самые разные фирмы. Кроме того цена отдельного компонента может приближаться к цене всей втулки.

В лучшем случае вам удастся найти нерабочую втулку и снять с неё необходимые компоненты. В Европе втулки Sachs / SRAM широко распространены и запчасти (новые и б/у) доступны более широко.

Резьба оси планетарных втулок SRAM схожа с резьбой классических втулок Sturmey-Archer и поэтому их гайки взаимозаменяемы. Эта совместимость может пригодиться, когда потребуется заменить конусообразную гайку, через которую работает тяговая цепь.

Никогда не выбрасывайте старые втулки, так как их запчасти в будущем пригодятся вам или кому-то ещё.

На сайте SRAM вы сможете найти технические руководства по установке и настройке современных и снятых с производства втулок. Руководства каждого года практически не отличаются между собой, за исключением представления описания новых моделей и удаления описания снятых с производства. Планетарные втулки Elan / E12 и 3 x 7 описаны только в самом первом руководстве SRAM (1999 года).

Справочник Сатерленда по планетарным втулкам с ножным тормозом имеет самую полную информацию по планетарным втулкам, включая таблицу неисправностей и сравнительный список компонентов на двухскоростные Sachs и 3-скоростные 415, 515, H3102 и H3111. Третье издание Справочника Сатерленда для веломехаников (1981 год выпуска) и четвёртое издание (1985 год выпуска) охватывает большинство втулок Sachs / SRAM.

Источник

Настройка планетарной втулки Shimano Nexus

Для начала стоит рассказать, что такое планетарная втулка, чем она отличается от обычного переключателя скоростей. В России данная втулка распространена мало, в Калининграде ее чаще можно увидеть на привезенных из Германии велосипедах. Отличается она от обычного переключателя своим устройством. На ней вы не увидите рычагов, а все шестерни спрятаны в саму втулку. Именно поэтому она считается в разы надежнее обычного переключателя. Да и переключать скорости на ней удобнее, так как переключаются они без вращения педалей, стоя на месте.

На складных и подростковых велосипедах NOVATRACK, трех скоростная втулка Shimano Nexus 3 установлена на таких моделях как:

На дорожных велосипедах бренда STINGER она установлена на круизерах и женских велосипедах:

Внешний вид втулки отличается от обычной лишь более крупным диаметром. Да и настройка её на самом деле проще, чем обычного переключателя. Сложнее с техническим обслуживанием, не рекомендую самому разбирать данную втулку, она состоит из большого количества маленьких шестеренок, шайб. Лучше обслуживание доверить мастеру, который уже имел опыт их разборки и сборки.

Эта статья предназначена прежде всего для того, чтобы вы без обращения в сервисный центр смогли снять заднее колесо для замены шины, установить его обратно и самостоятельно настроить систему переключения передач данной втулки.

В данной системе нет никаких регулировочных винтов, вся регулировка осуществляется в два шага.

Первым действием устанавливаем переключатель на руле в регулировочное положение (оно отмечено галочками), обычно это средняя скорость.

Вторым действием смотрим на саму втулку, вернее на окошко в ней, там будут такие же галочки или риски, которые нужно совместить при помощи регулировочного винта натяжения тросика. Если данного винта (барашка) нет у втулки, то он обязательно есть на переключателе, установленном на руле.

На этом настройка закончена, на некоторых моделях велосипедов, например, велосипедов с карданным валом данный переключатель закрыт защитным кожухом, его необходимо снять.

Но какая бы ни была модель планетарной втулки, принцип ее настройки остается такой же. На некоторых моделях необходимо совмещать не риски, а край штока с цепочкой, но также при помощи регулировки натяжения тросика.

Если остались вопросы, задавайте в комментариях, рассмотрим проблемные вопросы.

Источник

Adblock
detector