Меню

Регулировка передних амортизаторов на мотоцикле



Настрой передней и задней подвески мотоцикла

В данной статье мы рассмотрим все режимы работы и настройки подвески вашего мотоцикла.


Мы слышали множество оправданий от спортсменов-мотоциклистов, которые не хотят возиться с настройкой подвески, начиная от «Я не знаю, что делает эта ручка», и заканчивая «Меня все устраивает».

Существует распространенное заблуждение о том, что существует один идеальный вариант настройки подвески, подходящий для каждого водителя и любой ситуации (мы признаемся, что варианты настройки, описанные в наших статьях – не идеальные, а, скорее всего, начальные). Это, безусловно, принятие желаемого за действительное. Шины, стиль езды, качество дорожного покрытия, вес и размер водителя играют определенную роль в поиске оптимальных настроек. Настройка, которую вы (или мы) предлагаете, может полностью не подходить другому водителю.Каким бы ни загадочным может показаться поиск оптимальной настройки подвески, в этой статье мы предлагаем пять простых шагов, которые помогут вам максимально эффективно настроить ваш мотоцикл.

Перед тем как вы начнете настраивать подвеску, убедитесь в том, что амортизаторы, вилка и остальные части подвески в хорошем состоянии. Убедитесь, что шины приведены в порядок и протектор не сильно стерт. Ну и конечно давление в них вы проверяете скрупулезно, не так ли? Убедитесь, что вилка и уплотнители не пропускают масло, амортизаторы закреплены прочно. Подшипники с рулевой головкой должны быть правильно затянуты. Ослабленная или перетянутая цепь может сильно испортить впечатления от езды даже на самых идеальных настройках.Если у вас есть возможность, то проверьте все компоненты подвески на прямизну.

Когда речь идет о подвеске, то необходимо работать методично, как при проведении эксперимента. Начните с базовых настроек, работайте по шагам, делая одно измерение за раз, производите много записей, чтобы вы смогли вернуться к начальным настройкам в случае сбоя. Вооружитесь необходимыми инструментами, рулеткой и терпением, и давайте начнем.


Сохраните подробные записи о настройках, чтобы в случае чего вернуться на шаг назад. Мы вам точно говорим, что без записей вы не вспомните данные настроек.

ШАГ ПЕРВЫЙ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Знайте, что за что отвечает.

Даже если вы хорошо знакомы с устройством вилки и амортизатора, лучше знать все детали до последней и все технические термины, связанные с подвеской и ее настройкой. Сосредоточьтесь на том, чтобы узнать, на что влияет каждая настройка, что будет с вашим мотоциклом, если вы повернете эту ручку, болт, гайку. Прочтите руководство по техническому обслуживанию, чтобы узнать, какие настройки есть у вашего мотоцикла и где находятся детали, отвечающие за их изменение (иногда они очень хорошо спрятаны).

Предварительное натяжение: этот регулятор сжимается на амортизационной пружине, тем самым удлиняя или сокращая ее. Многие считают, что изменение предварительного натяжения влияет на жесткость пружины. И, несмотря на то, что с помощью регулятора предварительного натяжения вы сможете компенсировать слишком жесткую или слишком мягкую пружину, правильно будет заменить саму пружину. Предварительное натяжение используется для регулировки амортизатора или пружины в исходном положении подвески – увеличение предварительного натяжения поднимает ваш мотоцикл над поверхностью трассы. Уменьшение предварительного натяжение делает посадку мотоцикла ниже.


Передний регулятор предварительного натяжения представляет собой большую гайку сверху вилочной трубки. Регулятор отдачи самый маленький на изображении. Вы можете изменить высоту передней подвески, сдвинув вилочные трубки вверх или вниз.


Предварительное натяжение заднего амортизатора регулируется путем поворота манжеты сверху пружины, либо поворотом самой резьбы. Высоту заднего амортизатора в некоторых моделях можно изменить с помощью расположения прокладки под верхней крышкой.

Сжатие амортизатора: настройка, которая отвечает за мягкость или жесткость амортизатора, поскольку определяет, насколько быстро подвеска сжимается. При жесткой настройке вилка и амортизатор не могут быстро сжаться, таким образом, отдача от неровности будет передаваться на шасси и чувствоваться водителем. При мягкой настройке веса мотоцикла при торможении и ускорении будет достаточно для сжатия амортизатора и раскачки.


Cжатие переднего амортизатора регулируется в нижней части вилки.


Регулятор сжатия заднего амортизатора обычно находится в верхней части или на баллоне.

Разжатие амортизатора: после того ка подвеска сжалась, разжатие амортизатора определяет, как быстро амортизатор может разжаться для сохранения контакта колеса с землей. Слишком медленное разжатие амортизатора будет удерживать подвеску в сжатом состоянии, и колесо потеряет контакт с поверхностью в случае попадания ям. Слишком быстрое разжатие амортизатора заставит подвеску быстро выпрямиться, что приведет к ощущению свободного полета. Поскольку настройка разжатия амортизатора играет большую роль в том, насколько хорошо колесо остается в контакте с землей, то это придает вам лишнее ощущение уверенности.


Отрегулируйте разжатие заднего амортизатора в нижней его части. Для регулировки используйте большие шестигранные гайки.

Трейл – расстояние, отложенное на горизонтальной линии находящейся на уровне земли между точкой, лежащей под осью колеса и линией, являющейся продолжением продольной оси рулевой колонки. Эта характеристика важна для управляемости мотоцикла, поскольку определяет скорость и устойчивость рулевого управления. Меньший трейл улучшит управляемость, но ухудшит устойчивость. Больший трейл сделает управление тяжелым, но увеличит устойчивость. Вы можете изменить трейл с помощью шин большего или меньшего диаметра, траверсы с различной величиной смещения или изменяя соотношение высоты переднего и заднего шасси.
Высота посадки: Рассмотрите ваш мотоцикл как систему из рамы и подрамника. Высота посадки – это показатель того, насколько соотносится высота рулевой головки (перед) и подрамника (зад). Изменение этих характеристик приведет к изменению геометрии мотоцикла. Увеличение наклона вперед уменьшит рейк и, что более важно, трейл. Это улучшит управляемость, но ухудшит устойчивость. Поднимая переднюю часть и опуская заднюю, вы увеличиваете трейл, делая управление тяжелее, но улучшая устойчивость мотоцикла. Изменение высоты передней части производится путем перемещения вилки, а задней – путем изменения размера амортизатора.

Читайте также:  Как отрегулировать включение передач на мазе

ШАГ ВТОРОЙ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА

Настройка статического прогиба

Первое, с чего нужно начать настройку подвески – установка статического прогиба и предварительной нагрузки. Статический прогиб – это величина, обозначающая насколько подвеска проседает от полного разжатия до того момента, как вы сядете на мотоцикл. Мы рассмотрели, как изменить посадку мотоцикла несколькими способами, но краткое описание этой настройки мы рассмотрим ниже.

Важным измерением для предварительной нагрузки является настройка задней осадки. Если вы планируете использовать мотоцикл в городе, то величина должна составлять порядка 30 мм, если на трассе – то около 25 мм. Выберите необходимое значение и отрегулируйте подвеску соответствующим образом. Запишите полученные результаты, которые соответствуют различным значениям предварительной нагрузки.


Установите значение задней осадки на 25 мм для трассы и 30 мм для города.

Значение передней осадки менее важно для настройки подвески, особенно, учитывая то, что на заводе передняя осадка настроена так, чтобы улучшить устойчивость переднего колеса при ускорении. Учитывая тот факт, что изменение передней осадки не изменяет жесткость пружины, что же происходит при регулировке? Изменяется начальная позиция подвески. Единственная причина, по которой вы захотите изменить предварительную нагрузку на переднюю подвеску, это то, что переднее колесо теряет сцепление с дорогой на выходе из поворотов.


Передняя осадка должна быть не менее 25 мм для трассы и 30 мм для города. На некоторых мотоциклах уже настроена увеличенная осадка, так что не стоит беспокоиться по этому поводу.

Измерьте переднюю осадку, и если ее значение менее 25 мм для трассы и 30 мм для города, то отрегулируйте предварительную нагрузку. В противном случае оставьте все как есть или установите заводские настройки. Запишите полученные результаты, которые соответствуют различным значениям предварительной нагрузки, и мы вернемся к ней на четвертом шаге нашего руководства.


Используйте такую застежку на трубке вилке, чтобы следить за величиной осадки.

ШАГ ТРЕТИЙ: ДЕМПФИНГ

Контроль подвески

Найти отправную точку для измерения сжатия и разжатия амортизатора – субъективный процесс. Для начала запишите те значения, которые у вас уже есть.

Найдите общий диапазон сжатия, для этого расслабьте амортизатор до максимума и посчитайте количество поворотов или щелчков до исходного положения. При работе с регуляторами демпфирования никогда не закручивайте их плотно, иначе вы можете повредить внутренние компоненты — просто слегка затяните их в конце диапазона.


Отказоустойчивость следует настраивать на ощупь. Нажмите на переднюю подвеску и позвольте ей вернуться в исходное состояние самостоятельно. Этот процесс должен занять около секунды.

Поверните регуляторы разжима в положение полной жесткости и нажмите на подвеску. Довольно медленно возвращается, правда? Теперь закрутите винты полностью и попробуйте еще раз. Вы должны заметить большую разницу в том, как ведет себя вилка или амортизатор. Они могут вернуться в исходное положение так быстро, что даже немного превысят максимальное значение диапазона, а потом снова опустятся.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ: ПОЕЗДКА

У вас есть основа, настраивайте.

Как только вы записали все базовые настройки, вы можете приступать к поездке (наконец-то!). Выйдите на свою любимую тихую дорогу или гоночную трассу, которая отражает дороги, по которым вы предпочитаете совершать поездки, и прокатитесь пару кругов (если вы на трассе), пока не получите представление о том, как ведет себя ваш мотоцикл. Не обязательно выжимать все из мотоцикла, достаточно проехать в среднем темпе и обратить внимание на поведение подвески.


Да, вы, наконец, можете проехаться! Выберите трассу или тихую дорогу. Нет необходимости гнать в полную силу. Катайтесь в удобном темпе и сосредотачивайтесь на поведении подвески вашего мотоцикла.

Сначала проведите испытания демпфинга амортизатора, скорее всего он окажется слишком жестким. Уменьшите значение переднего регулятора (обычно на пол-оборота или на два щелчка) и проедьтесь еще один круг. Запишите изменения и соответствующие значения. Поэкспериментируйте, пока не достигните значения, которое покажется слишком мягким, и вернитесь на одно значение назад. Повторите данную процедуру для настройки разжатия амортизатора. После каждого круга делайте как можно больше заметок.
Теперь, когда вы остались довольны настройками демпфинга, пришло время экспериментировать с настройками сжатия. Установите передний регулятор на значение три четверти диапазона (9 щелчков из 12) и сделайте круг по трассе. Теперь попробуйте проехать на других настройках, пока не найдете наиболее удобную для вас. Записывайте результаты каждого круга. Повторите аналогичную процедуру и с настройками разжатия.

ШАГ ПЯТЫЙ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА И ГЕОМЕТРИЯ

Правильный подход к вещам Теперь немного из области развлечений.

Мы знаем, что изменение угла шасси, улучшает или ухудшает управляемость мотоцикла. Как можно этого достичь? Вы можете изменять высоту вилки переднего шасси. На большинстве заводских мотоциклов ограничена регулировка высоты заднего шасси, но вы можете заглянуть под подушку амортизатора и заменить балку с заплечиками на набор регулируемых рычагов или амортизатор с возможностью изменения длины.


Подумайте о том, чтобы использовать регулятор предварительной нагрузки переднего шасси в качестве регулятора высоты. На некоторых ранних моделях с перевернутыми вилками регулировка пружины не дает результата.

Возвращаясь ко второму шагу, можно сказать, что с помощью регулировки предварительной нагрузки вы можете эффективно изменять высоту переднего шасси, но по большей части изменение предварительной нагрузки лишь перемещает рабочий диапазон подвески вверх или вниз. Вы можете использовать этот факт, чтобы поэкспериментировать с высотой посадки и получить представление о результатах таких изменений. Сделайте круг по трассе после изменения настройки на 2 и 4 оборота в одну сторону. Обратите внимание на изменения – время возврата подвески, управляемость, что обусловлено изменением трейла из-за настройки значения предварительной нагрузки, а не изменением жесткости. Повторите эксперимент, сделав 2 или 4 оборота в противоположную сторону от начального положения, и обратите внимание на разницу.

Читайте также:  Регулировка зазора тормозных колодок на вольво

Если вы нашли настройки, которые улучшили работу подвески, то продолжайте регулировать предварительную нагрузку в этом направлении. Если у вас закончился диапазон, вы можете изменить высоту вилки и вернуть значение на середину диапазона. Верните регулятор предварительной нагрузки к исходному значению. Опустите вилку на 1 мм для каждого оборота регулятора предварительной нагрузки, если необходимо увеличить значение; поднимите вилку, если необходимо уменьшить значение предварительной нагрузки. Обратите внимание, что изменение высоты вилки компенсирует значение предварительной нагрузки, а высота посадки мотоцикла остается такой же. Обязательно делайте заметки о каждом произведенном вами изменении.


Вот две практически идентичные настройки: мы опустили передний край с помощью регулятора предварительной нагрузки (на фото выше). Затем мы подняли вилку на 8 мм, чтобы переместить регулятор предварительной нагрузки в середину диапазона (на нижнем фото). Две установки идентичны.

В конце дня у вас будут все значения настроек и мотоцикл, настроенный по вашему вкусу.Но что более важно, что вы потратили время на регулировку каждого компонента, и набрались опыта, который поможет вам в настройке при переходе на другой тип трассы или дороги.

Настройка статического прогиба

Одним из самых важных настроек подвески является настройка статического прогиба – значение, на которое сжимается подвеска, когда вы находитесь на мотоцикле. Для настройки статического прогиба мы используем метод Пола Тида, основателя фирмы Race Tech. При измерении таким методом вам нужны будут два помощника: один будет держать мотоцикл, пока вы сидите на нем, второй – производить измерения.

По шагам эта процедура выглядит так.

Шаг 1. Полностью разгрузите подвеску и измерьте расстояние от пыльника до траверсы. В случае перевёрнутой вилки измерьте расстояние от пыльника до оси колеса. Это будет L1.

Шаг 2. Поставьте мотоцикл на землю, посадите на него водителя и попросите кого-то поддерживать его сзади. Сожмите вилку и дайте ей очень медленно вернуться в исходное положение. Не качайте её. Измерьте L2.

Шаг 3. Поднимите вилку и дайте ей очень медленно опуститься. Не качайте. Измерьте L3.

Разница между L2 и L3 обусловлена трением сальников и пыльников о перья. Для телескопической передней подвески она больше, чем для задней.

Шаг 4. Посчитаем просадку по той же формуле, что и для задней подвески.

Просадка = L1 – (L2=L3)/2

Шаг 5. Отрегулируйте поджатие с помощью регулировочных винтов или, если ваша подвеска таковых не имеет, с помощью проставочных шайб, расположенных внутри вилки.

Повторите данную процедуру для задней подвески, измеряя расстояние от оси по вертикали до точки крепления шасси. В зависимости от полученных результатов изменяйте предварительную нагрузку по мере необходимости.

При использовании материалов с сайта обязательно указание прямой ссылки на источник.

Источник

Как настроить подвеску у эндуро мотоцикла

Для человека, недавно ставшего обладателем собственного эндуро мотоцикла, важно иметь под рукой доступный для понимания и простой пошаговый мануал, позволяющий легко отрегулировать узлы мотоцикла для комфортных тренировок. Информация в интернете часто делится на 2 категории: ролики с большой массой бесполезной «воды», либо максимально детальные, с отсылками, комментариями и отступлениями настоящих «маньяков» механиков. Их опусы запросто могут загрузить новичка настолько, что он не продерется сквозь профессиональные «дебри». Команда Мотобаза.ру решила сделать краткие и понятные «простому смертному» технические подсказки по регулировке мотоцикла. Начнем с настройки подвески.

Про подвеску: настроил, сел, поехал

Правило №1: если вы купили мотоцикл, опробовали и вам комфортны заводские настройки – оставьте все как есть.

Мы рассматриваем возможности регулировок любых эндуро мотоциклов, независимо от страны производителя. Сразу оговоримся: есть совсем «лайтовые» модели, у которых функции регулировки нет совсем; в большинстве случаев, может отсутствовать одна или несколько настроек, но в целом возможность варьировать характеристики подвески на перьях и заднем амортизаторе присутствует. Мы расскажем о всех возможностях для наладки.

ВАЖНО: у дорогих австрийских, японских брендов в комплекте идут качественные и подробные мануалы по всем узлам мотоцикла. Не ленитесь в них заглядывать!

Если вам повезло и вместе с экипом ваш вес соответствует диапазону заводских настроек (70-80 кг), то вероятность изначально комфортной езды будет выше. Однако, настройки по средним показателям не учитывают параметры конкретной трассы и индивидуальные особенности вождения райдера. Вам все равно со временем потребуется навык подстройки эндуро «под себя».

На практике процент легковесных эндуро райдеров значительно меньше, чем тех, кто по весу превышает «универсальные параметры». Эндуро – технический спорт, который выбирают преимущественно физически крепкие взрослые мужчины. При превышении лимитов, подвеска перестает справляться с амортизацией:

  • ее «пробивает» — приземления становятся жесткими;
  • ухудшается качество управления – мотоцикл мотает при маневрах;
  • ощутимо возрастает нагрузка на все группы мышц.

Чтобы устранить неприятные моменты, подвеску нужно отрегулировать. Также рекомендуется подгонять настройки под конкретные задачи – например, прохват по лесу или занятия на эндуро треке – это разные условия, требующие учитывать качество грунта и препятствий.

Что такое подвеска

Подвеска – амортизирующая система, которая состоит из пружины и механизма с клапанами, регулирующего силу и время отбоя во время движения; внутрь системы заливается масло.

Инструменты для регулировки подвески

Процедура регулировки занимает минимум времени. Вам нужно иметь под рукой шлицевую или крестообразную отвертку, а также специальный ключ для заднего амортизатора, чтобы снять стопорное кольцо.

Читайте также:  Ушм макита 115 с регулировкой оборотов

Использовать отвертку и молоток для ослабления пружины без навыка лучше не стоит.

Параметры настройки эндуро подвески

  1. Настройка жесткости пружины (преднатяг, сжатие). Делается для передней и задней подвески. Рекомендация для райдеров с крупным телосложением (свыше 100 кг): будьте готовы просто заменить пружину на усиленную.
  2. Отбой и сжатие. Здесь срабатывает сама пружина и амортизирующий механизм посредством клапанов и залитой внутрь масляной жидкости.

Пружины передней подвески устанавливаются внутри амортизирующей системы. Чтобы получить доступ, придется повозиться с разборкой. Переднюю вилку пока оставьте в покое. Пружины задней подвески, напротив, в свободном доступе, потому можно без проблем воспользоваться специальным ключом и провести регулировку, сделав выше или ниже.

Регулировка задней пружины

Снимаете стопорное кольцо и накручивая большую гайку, которая закручивается или раскручивается относительно штока заднего амортизатора.

Мы рассматриваем среднеразмерные и полноразмерные эндуро мотоциклы. Среднеразмерные модели рассчитаны на рост от 160 до 175 см. В полноразмерных мотоциклах заложен рост райдера в диапазоне от 172 до 190 см.

  • Если укладываетесь в рекомендованный диапазон и вам комфортно – оставьте настройки как есть.
  • При росте от 190 см полноразмерный мотоцикл рекомендуется немного приподнять для комфортной езды в стойке.

Не стоит забывать, что наши антропометрические данные могут сильно варьироваться, потому нужно принимать во внимание индивидуальные пропорции тела – соотношение роста, массы тела, длины ног. Невысокий, но тяжелый спортсмен может продавливать заднюю подвеску спеднеразмерного мото, в то время как высокому, но коротконогому человеку придется занижать полноразмерную модель. Когда человек бронирует тренировку на Мотобазе.ру, мы выясняем его параметры, чтобы заблаговременно откорректировать высоту мотоцикла под конкретного райдера.

  • При большом весе мотоцикл нужно приподнять, чтобы высота подвески компенсировала просадку под массой тела.
  • При дефиците веса подвеску рекомендуется слегка занизить.
  • Менять настройки стоит в пределах 20%-25% от стандартного показателя в большую или меньшую сторону.

Выкручивать пружину до конца, чтобы она болталась, не нужно. У нее должно быть четкое положение в посадочных пазах.

Регулировка пружины передней подвески

Итак, мы договорились, что не будем на начальных этапах проводить сложные манипуляции. Что может сделать новичок с передней подвеской, чтобы сделать езду комфортной?

Здесь достаточно ключа Х10, Х12, чтобы опустить или поднять высоту подвески. У каждого пера сверху есть нарезка пазов с шагом примерно в 0,5 см. Как правило из 3 (может быть больше), по ним удобно ориентироваться – опускать или поднимать перо в траверсах. Ослабляем траверс и аккуратно опускаем на нужный уровень, ориентируясь на пазы. Если вы опускали задний амортизатор, то нужно выровнять и передний.

Чтобы было проще, отойдите от мотоцикла на некоторое расстояние и проследите, чтобы центральная горизонтальная линия корпуса была параллельна относительно земли. Также важно следить, чтобы вставки в траверсах, удерживающие руль, и сам руль позволяли производить регулировку высоты. У вас должен оставаться доступ к настройкам. В противном случае сначала придется регулировать «сжатие/отбой» и только потом корректировать высоту.

На практике лучше в последнюю очередь откорректировать именно высоту, так как опускаемые в траверсах перья могут в итоге упереться в руль и перекрыть доступ к другим настройкам.

Корректировка параметров сжатие-отбой

Теперь поговорим о регулировании процессов подачи и оттока масла внутри вилки. При прохождении препятствия, прыжке подвеска должна своевременно сжаться и быстро вернуться в исходное положение. На передней вилке в современных моделях преимущественно предусмотрены специальные регулирующие винтовые механизмы. Для задней подвески будет достаточно шлицевой отвертки.

Прежде чем углубляться в настройки можно повлиять на жесткость, залив в вилку масло. Для эндуро применяют составы с вязкостью 2,5w и 5w. Для заведомо жесткой подвески (или если в принципе хотите помягче) оптимальным будет 2,5w, для стандарта — 5w.

Если в регулировке высоты все более-менее понятно, вы ориентируетесь на свой рост и вес. То корректировка параметров сжатия и отбоя требует более глубокого понимания механики мотоцикла при движении.

  • Чрезмерное проседание подвески или подбрасывание «хвоста» может быть следствием некорректно выполняемого упражнения.
  • Оптимальное решение в данном случае – согласовать свои действия с опытным тренером и механиком.

Преимущество тренировок на Мотобазе.ру в том, что тренер не просто присутствует на занятии, но следует за обучающимися на мотоцикле. Если тренер увидит, что дело не в технике выполнения, а некорректны именно настройки, то мотоцикл отрегулируют индивидуально.

Если вы хотите провести регулировку самостоятельно или привести настройки к стандартным, для начала открутите все крепежи на сжатие-отбой в любую сторону. При откручивании обращайте внимание на щелчки. У разных производителей максимальное число будет варьироваться:

  • сначала выкрутите до упора в одну сторону, затем в противоположную – также до конца, считая щелчки;
  • узнав количество щелчков в диапазоне, выясните среднее значение и сделайте соответствующее число оборотов;
  • выставив средний показатель, для жесткой подвески делаете корректировку на 20%-25% в сторону «софт»;
  • для заведомо мягкой подвески можно добавить жесткости, но не более 10%-15%.

Если мерить в щелчках, то изменения заключаются в 2-4 щелчках. Выкручивать настройки до критических отметок не рекомендуется, вы рискуете нарушить работу подвески и соответственно остаться без амортизации вообще.

Причины сначала покатать на прокатной технике

Прежде чем углубляться в настройки нового мотоцикла, рекомендуем откатать несколько занятий на уже настроенном мотоцикле Мотобазы.ру. Мы подбираем технику под индивидуальные параметры райдера, и вы сможете на практике получить представление об ощущениях при «эталонных настройках». Общаясь с тренером и практикуясь, вы поймете, какие параметры реально требуют изменений на персональной технике.

Источник

Adblock
detector