Меню

Регулировка магнитного тормоза мультипликаторной катушки окума



Donfish.org: Рыбалка в Донбассе

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » Donfish.org: Рыбалка в Донбассе » Бейткастинг » Всё о тормозных системах мультипликаторных катушек.

Всё о тормозных системах мультипликаторных катушек.

Сообщений 1 страница 5 из 5

Поделиться12014-12-15 09:28:23

  • Автор: Ир-Ю-Пин
  • Модератор
  • Откуда: Соледар
  • Зарегистрирован : 2012-03-26
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 5640
  • Уважение: [+5427/-43]
  • Позитив: [+4316/-36]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 46 [1974-08-02]
  • Провел на форуме:
    4 месяца 7 дней
  • Последний визит:
    Вчера 17:10:09

С самого начала мне был неясен принцип работы магнитных систем подтормаживания в мультах. Как могут магниты тормозить алюминий? Я понимал, что это принцип короткозамкнутого ротора, но подтверждения этому всё не мог найти, и вот мне попался видео-ролик, который всё расставил по своим местам.

Поделиться22015-11-22 22:23:15

  • Автор: Ир-Ю-Пин
  • Модератор
  • Откуда: Соледар
  • Зарегистрирован : 2012-03-26
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 5640
  • Уважение: [+5427/-43]
  • Позитив: [+4316/-36]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 46 [1974-08-02]
  • Провел на форуме:
    4 месяца 7 дней
  • Последний визит:
    Вчера 17:10:09

Интересная статья для интересующихся. Рекомендую к прочтению.
Аэродинамический тормоз мультипликаторной катушки

На страницах прессы и в беседах рыболовов периодически возникает вопрос, какая катушка лучше: безынерционная или мультипликаторная? И для доказательства своей точки зрения сторонники и противники начинают сравнивать технические характеристики такие как, например, дальность заброса, тяговое усилие или преимущества в тех или иных условиях ловли. Как мне кажется, ответ очень прост, если сначала понять, зачем же мы берем в руки спиннинг. У основоположников спиннинга, англичан, есть пословица: «Джентльмен предпочитает хобби карьере». На первый взгляд, это очень несерьезный подход. Но упрекать англичан в легкомысленности я бы не стал. Они давно уже поняли что, уделяя внимание своему хобби, человек приобретает заряд энергии, который повысит его результат на профессиональном поприще. Проще говоря, если рассматривать конечную цель занятия спиннингом как добычу рыбы, то это занятие для большинства из нас убыточное. (Здесь я не рассматриваю профессионалов, у них другие критерии.) Если же видеть в рыбалке источник бодрости и здоровья, то это занятие одно из самых эффективных. Сколько раз мне доводилось слышать от других (да и себя ловил на таких мыслях), что рыбалка не удалась, ничего стоящего не поймал, зря потратил силы и время. А ведь можно посмотреть по другому. День, проведенный в увлекательном занятии на свежем воздухе, который не вычитается из жизни, а наоборот продлевает её, приобретенный позитивный заряд, разве это не есть главные результаты? Ведь не требуем же мы материальной отдачи от занятий бегом, плаваньем или, скажем бильярдом.

Сформулировав своё отношение к рыбалке, мы можем определить какой тип катушки лучше.

Достоинство безынерционной катушки в том, что она позволяет работать с приманками малого веса и большой парусности. Она прощает ошибки в технике заброса, позволяет ловить в условиях ограниченного пространства. И плюс ко всему её проще освоить.

Достоинство мультипликатора в том, что он делает сам процесс ловли очень увлекательным. В нем заложен больший потенциал для нашего самосовершенствования. Но он не терпит фамильярности и невнимательности, требует постоянной практики. А результативность ловли зависит от совершенно других факторов, о которых написаны целые книги. К слову, известные мне сторонники мультипликатора ловят рыбу очень хорошо. И вовсе не потому, что ловят мультипликатором. У них философия отношения к рыбалке правильная.

После первых забросов мультипликатором мне он сразу же понравился, но появилось ощущение недоработаности. С тех пор начал изучать этот механизм с разных точек зрения. Размышления и эксперименты привели меня к изобретению, о котором хочу Вам рассказать. Я описываю ход своих рассуждений, пытаясь поймать тонкую грань между строгостью формулировок и наглядностью. Возможно, какой-то из этих аспектов страдает. Но, все же искренне надеюсь, что в сказанном содержится полезная информация не только для новичков, но и признанных мастеров мультипликатора.

Для полноты изложения приглашаю Вас совершить небольшой экскурс в историю вопроса. Мультипликаторная катушка была изобретена в 1810 году в США Джорджем Снайдером, а запатентована через сто лет в Англии. Уже в 20-е годы прошлого века лучшие образцы американских катушек содержали в себе полностью отключаемую шпулю, автоматический лесоукладыватель, и регулируемый осевой тормоз. Но широкое распространение она получила только с 1954 года, когда Гетт Боргстрем, основатель фирмы «Abu Garcia», продемонстрировал на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке, ставшую в последствии легендарной, модель Record Ambassador 5000.

Катушка Record Ambassador 5000 имела очень удачную конструкцию. Но её успех определил центробежный тормоз. Центробежный тормоз позволял далеко забрасывать приманку, значительно снижая риск запутывания лески. Это техническое решение оказалось настолько удачным, что используется в катушках классической компоновки до сих пор.

Для того чтобы понять, почему центробежный тормоз оказался столь эффективным, рассмотрим процесс заброса с точки зрения механики. Заранее оговорюсь, что в полное описание сложнее, мы же будем рассматривать только главные факторы.

В начальный момент заброса приманку разгоняют до скорости Vр и отпускают шпулю. Приманка разгоняет шпулю, а сама теряет скорость. Наступает момент, когда скорость приманки и линейная скорость обода шпули становятся равными. Это и есть начальная скорость броска V0, которая в числе прочих параметров определяет дальность полета приманки. Здесь полезно рассмотреть численные значения. Инертность шпули можно выразить через некоторую эквивалентную массу. Такая масса называется приведённой. Величина приведенной массы шпули для мультипликаторов среднего размера равна 12—20 грамм. Причем основную часть этой массы вносит леска. Предположим, что приведенная масса для некой катушки равна 15грамм, и нам удалось разогнать приманку до Vр=60м/с. В табл.1 показана зависимость начальной скорости броска V0 от массы приманки. Для наглядности в третьей строке приведена дальность, которую мы могли бы получить, если б не мешали силы сопротивления. На практике эта дальность значительно ниже и зависит от формы приманки.

Масса приманки, г 40 30 20 10 5
Начальная скорость V0, м/с 43,6 40 34 24 15
S теор. max, м 194 163 119 59 23
Таблица показывает, почему при весе приманки менее 10 грамм, классический мультипликатор применять не эффективно. В момент, когда скорости приманки и обода шпули сравнялись, начинается собственно полет приманки как тела, брошенного под углом к горизонту. Из всех сил, тормозящих приманку, выделим три: трение лески о кольца удилища, сила тяжести и сила сопротивления воздуха. Действие этих сил приводит к тому, что приманка стремительно теряет скорость.

Для того чтобы предотвратить запутывание лески и получить максимальную дальность заброса, необходимо согласовать вращение шпули и движение приманки. Лучшее устройство для торможения шпули — это большой палец мастера. Но для того, чтобы стать мастером забросов, как и в любом другом деле необходима длительная практика и настойчивость.

Чтобы облегчить процесс управления шпулей, и сделать его доступным для начинающих, в мультипликатор встраивают несколько типов тормозов. Первый — осевой фрикционный. Он позволяет компенсировать действие сил тяжести и трения лески о кольца. Дело в том, что величину действия этих сил на участке траектории от начала до наивысшей точки можно приблизительно считать постоянной. Именно на этом факте основан остроумный способ регулировки силы фрикционного тормоза. Напомню, что он сводится к тому, что удилище располагают горизонтально и отпускают приманку свободно падать, подбирая величину торможения такой, чтобы приманка опускалась с максимальной скоростью, но при этом не возникала «борода». Имейте в виду, что после нескольких забросов узлы трения нагреются, и сила трения уменьшится. Поэтому сначала лучше немножко перетянуть.

Читайте также:  Не работает регулировка зеркал хендай акцент

А вот уравнять силу аэродинамического сопротивления без потери дальности так просто не удастся. Дело в том, что если скорость уменьшится в два раза, то сопротивление уменьшится в четыре раза. Такой закон зависимости величин называют квадратичным. Его изображают в виде параболы. Следовательно, тормозить шпулю необходимо по квадратичному закону. Сейчас уже трудно узнать, осознанно или интуитивно Гётт Боргстрем применил центробежный тормоз, но он, что называется, попал в точку. Сила, с которой центробежный тормоз действует на шпулю, тоже квадратично зависит от скорости. Благодаря этому свойству центробежного тормоза, появляется возможность согласовать движения шпули и приманки на восходящем участке траектории. Мы рассматриваем восходящий участок траектории потому, что после прохождения наивысшей точки приманка снова начинает ускоряться. И дальше, почти до самого приводнения приманки, тормозить шпулю вредно. А вот перед самым приводнением приманки шпулю надо остановить. Таковы условия оптимального заброса.

Однако центробежный тормоз обладает рядом недостатков, а именно:

Регулируется только ступенчато, что не во всех случаях позволяет настроить катушку наилучшим образом.
Для регулировки тормоза катушку приходится частично разбирать. Разбирать катушку в качающейся лодке, под дождем или в темноте не только неприятно, но и вредно для механизма. Во внутрь корпуса могут попасть песок и влага, которые в последствии приведут к отказу или поломке катушки.
Величина силы торможения сильно зависит от состояния поверхности, по которой скользят грузики. Попадание в место трения влаги или масла приводит к внезапному отказу центробежного тормоза и как следствие — запутыванию лески.
Для устранения перечисленных недостатков был придуман магнитный тормоз. Магнитный тормоз действительно их устраняет. Сила торможения создаваемая им, тоже зависит от скорости. Если, скорость уменьшить, например, в два раза, сила торможения уменьшится тоже в два раза. Такой закон зависимости величин называют линейным. Его и изображают в виде прямой линии. А, как сказал бы математик, линия — это очень плохое приближение параболы. Мы или проигрываем в дальности заброса, или на каком-то участке траектории получаем перебежку (см. график).

На графике видно, что существует только одна точка, когда силы совпадают. Я сознательно не нанес масштаб, потому, что это верно для любого случая. Именно поэтому при всем удобстве в использовании магнитный тормоз не смог вытеснить центробежный и применяется только в некоторых моделях катушек легкого класса. Недавно на рынке появилась катушка с магнитным тормозом, работой которого управляет контроллер. Полагаю, что назначение контроллера — преобразовывать линейный закон торможения в квадратичный. На практике испытать такой мультипликатор мне пока не довелось. Возможно, результат и достигнут. Но цена такого решения в прямом и переносном смыслах оказалась очень высокой.

А ведь решение этой задачи лежит на поверхности. Как говорили древние: «Подобное излечивается подобным». Чтобы уравнять действующую на приманку силу сопротивления воздуха, шпулю необходимо тормозить тоже сопротивлением воздуха. Для реализации этого способа торможения необходимо заставить шпулю вращать турбину. Тогда поток воздуха, создаваемый турбиной, будет отнимать энергию у шпули и тем самым её тормозить. Причем по требуемому квадратичному закону.

Как настраивать такой тормоз? Необходимо регулировать поток на входе или выходе турбины при помощи заслонок. Вот и все.

Конструктивно устройство состоит из трех деталей: крыльчатки, соединенной со шпулей и двух дисков со сквозными отверстиями (возможны и другие решения). Один из дисков при помощи вынесенной за пределы корпуса рукоятки можно поворачивать относительно другого, изменяя площадь сечения, через которое проходит воздушный поток и тем самым настраивать тормоз для заброса выбранного типа приманки. Тормоз настолько прост, что может быть встроен в любую мультипликаторную катушку без существенных изменений её конструкции. Детали тормоза легко изготовить из любого термопластика. Стоимость деталей в массовом производстве сравнима со стоимостью пластиковой приманки.

P. S. Данная статья была написана в 2004 году и опубликована в журнале «Рыбак Рабыка» &„70; 5 за 2005 г., с целью привлечения внимания производителей мультипликаторов. Спустя некоторое время стало понятно, что все написанное подходит к обычной инерционной катушке. Инерционная катушка с таким тормозом была изготовлена и испытана. Результаты оказались весьма интересными. Катушка позволяет забрасывать приманки весом от 7 грамм на леске 20 lb. Приманки весом от 20 грамм уверенно забрасывали даже люди, которые впервые в жизни взяли в руки спиннинг. После публикации статьи стало известно, что контроллер не преобразует зависимость, а отслеживает натяжение лески.

Василий Пилипчук, Москва
Опубликовано в газете «Рыбак Рыбака» № 5—2005

Источник

Первая и главная ошибка новичков с мультипликаторными катушками

Итак, друзья. Мой опыт начинающего мультовода кажется обретает практический смысл — теперь я могу рассказать о наиболее типичной ошибке, которую совершают все начинающие кастингисты. Нет, я не собирал статистику, но общаюсь с такими же начинающими, умею делать выводы из своего опыта и сопоставлять первое со вторым.

Так вот главная ошибка, которая присуща всем начинающим мультоводамстремление выполнять наиболее дальние забросы сразу! Поверьте, что это очень сложно научиться вначале правильно настраивать катушку, выполнять забросы с правильной техничностью и не торопиться. Мы же привыкли, что в обычной безынерционной снасти все просто и легко. И ждем, что если пооткручиваем все тормоза на мультах, то оно так же феерично и полетит. Не полетит. И тормоза придумали не из трусости.

Настройка катушки

С этого, в общем-то, все и начинается. Первым делом нужно выставить осевой тормоз. Причем здесь, я убедился, надо обязательно следовать общепринятым требованиям, когда с расположенного параллельно земле спиннинга приманка опускается на леске вниз и при касании земли (или воды) вращение шпули четко прекращается. Она не должна при остановке приманки провернуться даже минимальнейше! Не должно быть никакого выбега лески после остановки. Ни петелечки!

Затем ставим магнитный (или центробежный, как у меня) тормоз на максимум и делаем заброс. Недалеко полетело? Отпускаем на пару делений. И так до тех пор, пока не начнут «вспухать» петли. После этого надо вернуть настройку на одно деление назад.

Обратите внимание на то, что вы делаете — вы ищите тот баланс в механике снасти (где переменная — приманка), который и позволяет обеспечить максимально дальний заброс без каких-либо неприятностей вроде бороды или тугого полета. Правда тут еще и техника заброса важна.

Техника заброса

Это в безынерционках мы резко катапультируем приманку, а в мультовых снастях мы приманку разгоняем ! Точно так же, как разгоняем очень тяжелые приманки. Вот это крайне важный момент! Не буду объяснять физику процесса, но суть его такова, что излишне резкий заброс всегда приводит к бороде даже при верно отстроенных тормозах.

Читайте также:  Регулировка клапанов renault logan восьмиклапанный

Поэтому есть смысл (и я ему последовал) «поставить» себе руку на забросах максимально и даже чрезмерно тяжелых для вашего спиннинга приманок. Вам спиннинг не даст бросать их резко, так как вы бросаете легкие приманки. И я уверяю вас, через три трехчасовых рыбалки вы станете Мастером кастингового заброса — у вас не будет ни одной бороды.

Помочь тут может и довольно мягкий по строю спиннинг. Вы же помните, что даже в безынерционных снастях с медленным строем залихватски забрасывать не получается. И это именно потому, что мягкое удилище именно разгоняет, а не катапультирует примаку. Не умеет оно иначе.

Важно понимать.

. что после сбалансированной настройки послаблением тормозов существенно увеличить дальность заброса можно, но очень рискованно. Далеко не все умеют контролировать вращение шпули пальцем (я умею). Сбалансированная настройка тем и хороша, что дает возможность ошибаться в технике заброса. Например, случайно выполнить его резче.

А вот для близкого заброса баланс настройки можно и нужно нарушать. Но не в сторону ослабления, а именно зажать! И зажимается только осевой тормоз (очень удобно если у него есть микроклик). И тут главное после не забыть, а то. Слишком резкий заброс и здесь обязательно приведет к бороде. Без вариантов! :))

Не забудьте подписаться на блог и поставьте лайк рыбаку на удачу!

Источник

Для чего и какие тормоза нужны на мультовых катушках — талмуд для чайников

Мультипликаторные катушки многих пугают своими довольно сложными системами тормозов, необходимостью их вдумчивой настройки, а так же требованием постоянного контроля за всем этим.

Ну, насчет контроля, тем более постоянного, это я шибко загнул, т.к. сам как настрою так и кидаю себе и оно там само все летает и летает как надо. А вот вдумчивая настройка штука действительно важная и, по сути, есть основа владения навыками в мультипликаторных снастях.

Мы здесь о знании как работают тормоза катушек. Это очень важно для того чтобы в свою очередь понимать как надо настраивать эти тормоза. Потому что вслепую, без разумения, аки обезьяна, можно верно настроить только случайно, а это. ненаучно!

Кстати, и здесь есть исключение, о котором обязательно надо упомянуть — фрикционный тормоз. Так вот он на мультах работает ровно по тому же принципу, что и на безынерционках. Ничего особенного.

Итак, у нас остаются два вида тормозов: осевой и тормоз контроля заброса . Попробуем разобраться какой и что из себя представляет.

Осевой тормоз

Бросок. Приманка пошла, пошла, леска потянула шпулю, шпуля начала раскручиваться, скорость раскручивания растет, но зависит она от степени затяжки осевика. Если больше затянуто, то меньше скорость раскручивания. И наоборот. Т.е. осевой тормоз действует примитивно: прижали его заранее — тормозим, отжали (так же заранее) — не тормозим. Или тормозим, но дозированно как надо, как настроили..

Тормоз контроля заброса

Этот тормоз вступает в действие после того как начал свою работу осевик. Т.е. бросок сделан, вращение шпули быстро набрало скорость, но она вовсе не равна скорости полета приманки, т.е. скорости схода лески. Физику угловых скоростей мы тут для простоты опустим, а суть та.

Если скорость приманки больше скорости вращения шпули (слишком затянут осевик), то шпуля будет тормозить, дальность упадет. Если же наоборот, скорость приманки меньше, то шпуля вращаясь быстрее, чем летит приманка, будет больше сдавать леску — получится борода. Ай-ай!

Какие есть тормоза контроля?

Существует всего три системы: центробежная, магнитная и двойная, т.е. когда в катушке используются одновременно центробежные и магнитные тормоза. Последняя — симбиоз, обычно используют ее знающие ценители и потому не будем ее рассматривать, чтоб уж совсем не запутать себе голову. Поэтому ниже говорим только о центробегах и магнитах.

Источник

Как настроить фрикцион на катушке

Успех рыбной ловли зависит не только от мастерства рыболова, но и правильного подбора снастей. Более того: некоторые элементы оснастки нуждаются не только в правильном подборе и монтаже, но и точной регулировке. И сегодня мы поговорим о правилах настройки фрикциона на катушках безынерционного типа и немного затронем мультипликаторы.

К сожалению, не все начинающие рыболовы знают о предназначении фрикционного тормоза, а разумно использовать его могут и вовсе единицы. А между тем, грамотно отрегулированный фрикционный тормоз способен спасти от поломки дорогостоящую снасть и помочь выкачать очень весомый трофей.

Зачем нужен фрикционный тормоз?

Все современные безынерционки и мультипликаторы оснащаются фрикционным тормозом. Этот механизм настраивается под определенную нагрузку. Если таковая нагрузка ложится на снасть, включается фрикцион, обеспечивающий выматывание лески. Стоит воздействию ослабеть, и выматывание лески прекращается.

  • Эффективную подсечку без сверхнагрузок на снасть.
  • Отработку рывков крупных трофеев при вываживании.
  • Сохранность снасти при зацепах.

Правильно настроенный фрикцион позволяет оперировать деликатной оснасткой при ловле экземпляров, превышающих границы тестов. Он необходим при отработке зацепов, особенно частых при ловле хищника в крепях. Словом, при правильном подходе вещь очень полезная и нужная.

Виды фрикционов для безынерционок

Вкратце пробежимся по разновидностям фрикционных тормозов:

  • Передний. Фрикционный тормоз этого типа имеет самое простое устройство и применяется преимущественно на скоростных безынерционках. Регулируется он при помощи специального винта, расположенного в передней части катушки. Он встроен в шпулю и отдельной замене не подлежит. К достоинствам этого варианта относятся легкость и относительная дешевизна. К минусам – относительно невысокая надежность и склонность к самозатягиванию. Хороший механизм рассчитан в среднем на шаг в 300 граммов за один щелчок регулировочного винта.
  • Задний. Более надежный, но тяжелый и дорогостоящий вариант, которым оснащают силовые катушки. Он расположен позади катушки, там же вмонтирован и регулятор. Такой фрикцион лучше показывает себя при трофейной ловле благодаря надежности и устойчивости заданных значений, однако регулировка менее точная – в среднем 500 граммов на щелчок.
  • Комбинированный. Это катушки одновременно с передним и задним фрикционом, которые переключаются благодаря байтраннеру. Такие катушки очень надежны и удобны, но, к сожалению, дороги и тяжелы. Их используют преимущественно при пассивной ловле.

Настройка фрикциона безынерционки «под максимум»

Существует масса мнений по поводу использования фрикциона. Одни рыболовы утверждают, что он снижает спортивный накал ловли, предпочитая сражаться даже с крупными трофеями на максимально зажатом механизме. Другие, напротив, настраивают его настолько слабо, что он включается в работу даже при поклевке 200-300-граммовой щучки-травянки.

Что ж, это их точка зрения, имеющая право на жизнь. И универсальных советов тут быть не может: грамотный рыболов оперирует фрикционом избирательно, под себя, да еще и подгоняет его под условия ловли.

Однако если вы еще не обладаете достаточным опытом и чувством снасти, стоит регулировать тормоз «под максимум» в соответствии с заявленной производителем разрывной нагрузкой лески.

Для корректной настройки потребуется груз соответствующей массы. Он должен быть слегка легче, нежели установленная для лески нагрузка на разрыв. Идеальное значение в 70-80% от этой нагрузки (например, для лески с прочностью на разрыв в 7 кг берем груз в 5-6 кг).

Читайте также:  Как отрегулировать сцепление форд эскейп

Настройка выполняется на полностью снаряженном спиннинге (фидере, донке). Действуем следующим образом:

  • Снаряжаем снасть и крепим груз к леске (либо цепляем за крючок приманки).
  • Располагаем груз на полу на расстоянии нескольких метров от себя. Оптимальна любая ровная поверхность.
  • Затягиваем фрикцион полностью и отпускаем на один щелчок (отпуск даст некоторый запас, необходимый для амортизации).
  • Имитируем подсечку и начинаем подмотку лески (приподнимаем кончик удилища, сохраняя угол примерно в 45 о ). Иногда поднимают груз по вертикали, но нужно быть осторожными, чтобы не повредить снасть – в таком случае на нее приходятся критические нагрузки.
  • Постепенно отпускаем фрикцион, следя за тем, чтобы груз оставался на месте.
  • Как только тормоз сработает (вы услышите звук трещотки, леска начнет выматываться), прекращаем регулировку.

Многие рыболовы настраивают фрикцион непосредственно на водоеме. Такой точности, как в прошлом примере, достичь не удается, зато тормоз можно отрегулировать конкретно под себя.

Для этого достаточно зацепить крючок за ствол дерева, отойти в сторону на несколько метров и действовать, как в предыдущем случае. Однако здесь маркером правильной настройки являются субъективные ощущения рыболова. Как только удилище изогнулось близко к критическому, потихоньку отпускают регулятор до активизации трещотки.

Регулировка под рыбу

Как уже было сказано выше, опытные рыболовы регулируют фрикцион под себя, в зависимости от условий ловли и предполагаемой добычи. Например, сверхдальние мощные забросы с тонкой оснасткой, которые нередки при ловле жереха, лучше выполнять на ослабленном фрикционе – это снижает риск обрыва лески.

Однако нужно понимать, что ослабленный тормоз снижает эффективность подсечки. Леска стравливается, рывок теряет силу, что очень нехорошо при ловле щуки или судака, славящихся твердым небом. Да еще и мощный хищник, почувствовав неладное, может уйти в растительность или коряги. Это значит, что при целевой охоте на этих хищников желательно затягивать тормоз под максимум.

В принципе, этим можно было бы и обойтись, если бы речь шла об экземплярах весом до 1,5-2 килограммов – ничего регулировать не нужно. Но если клюнет более весомый трофей, фрикционом придется поиграть, отпуская и подтягивая его в процессе вываживания по мере утомления рыбы.

С окунем складывается противоположная ситуация. Губы у этой рыбы мягкие, легко пробиваются на подсечке и могут оторваться при агрессивном вываживании. Это значит, что для окуня (равно как язя, голавля, жереха) нужно настраивать фрикцион более мягко. Не слишком сильно затягивают тормоз и при ловле карпа и прочей крупной мирной рыбы на донные снасти.

Настройка байтраннера

Современные силовые катушки иногда оснащают интереснейшей опцией, байтраннером. Спиннингистам этот механизм особо не нужен, ведь он существенно утяжеляет снасть. А вот для любителей донной ловли или троллинга без него придется туговато. Клюнувший солидный экземпляр может попросту утащить снасть с настроенным на вываживание тормозом. Жесткая фиксация удилища тоже не поможет: или леска оборвется, или сломается бланк. Так что или держать снасть руками, или не сводить с нее глаз, все время находясь поблизости.

При поклевке с включенным байтраннером леска отпускается при незначительном усилии, звучит сигнализатор (хоть электронный, хоть колокольчик), рыбак подбегает к снасти. Далее достаточно провернуть рукоять катушки – и включается передний фрикцион, затянутый на подсечку. При вываживании солидных экземпляров можно периодически включать и отключать байтраннер, выкачивая рыбу. Это гораздо проще, чем в экстремальных условиях играть фрикционом.

Настройка фрикциона на мультипликаторе

Мультипликаторные катушки – высокотехнологичные устройства со сложной системой тормозов. Упор делается на настройку основных тормозных механизмов. Фрикцион подгоняется в последнюю очередь.

При ловле в заброс обычно применяют легкие мультипликаторы, которые иногда пренебрежительно именуют мыльницами. Фрикционный тормоз у них представлен крыльчатой звездочкой, одновременно служащей и регулятором. Механизм настраивают обычно под максимальную затяжку (только не сорвите резьбу в усердии), а затем отпускают звездочкой на пару щелчков. Зачастую подстройка осуществляется в процессе ловли.

Можно использовать груз или метод зацепа, описанные выше. Обратите внимание: испытания на практике показывают, что максимально затянутый фрикцион на таких катушках отпускает леску при значительно меньшей нагрузке, чем заявлено производителем. Это так называемая «защита от дурака»: снасть не сломается даже при максимальной нагрузке на затянутом фрикционе – он все равно начнет стравливать леску.

Теперь о мощных троллинговых катушках. Существует две основных разновидности тормозов для таких мультов: Level Drag (с рычагом) и Star Drag (с крыльчатой звездой и рычагом).

Неправильная настройка фрикциона на мультовой катушке для троллинга является одной из самых распространенных причин всевозможных поломок. Браться за эту процедуру желательно в том случае, если вы обладаете хотя бы минимальным опытом в этой сфере. Первое – нужно чувствовать «поведение» тормоза при различных усилиях, второе – понимать, что устройство фрикционов мультов зачастую отличается.

Нужно запомнить, что фрикцион регулируется только на полностью освобожденной шпуле (рычаг занимает нижнее положение). В крайнем верхнем положении рычага фрикцион удерживает шпулю максимально (то есть настолько, насколько вы настроите этот механизм). Некоторые рыболовы выставляют верхнее положение рычага под максимальную нагрузку, но это чревато поломкой снасти, особенно если в запале вываживания оперировать переключением рычага.

Если в механизме имеется крыльчатая звездочка, то нужно высвободить и ее, повернув на себя до упора. Далее нужно отпустить и постепенно подкручивать регулятор, досылая рычаг в промежуточное (рабочее) и верхнее положение, проверяя степень прилагаемых усилий и достигая оптимальных значений. Под рабочим положением подразумевают позицию, которую занимает рычаг при осуществлении троллинга. При осуществлении троллинговой проводки затягивать рычаг под максимум точно не стоит.

Советы начинающим

Надеемся, вы освоили основные правила обращения с фрикционным тормозом, настало время для финальных советов:

  • Собирайте снасть по правилам. Следуйте рекомендациям производителя: подбирайте удилище, катушку и леску в соответствии с тестом приманки. При недостатке опыта и использовании разнородных элементов оснастки никакой фрикцион не спасет леску или удилище от повреждений.
  • Выбирайте брендовые катушки. Безымянный контрафакт или откровенные подделки для более-менее комфортной ловли непригодны. Они неравномерно укладывают леску, легко повреждаются, а фрикцион самопроизвольно зажимается в процессе ловли.
  • Помните о возможности регулировки во время рыбалки. Ориентируйтесь по ситуации: ослабляйте фрикцион при вываживании очень сильных экземпляров, постепенно затягивая его все туже.
  • Не превышайте установленный максимум. Мы рассказали, как правильно затягивать тормоз под тест лески, но не утягивайте его еще туже – это небезопасно для снасти. Кстати говоря, некоторые катушки и вовсе нельзя затянуть наглухо – производитель оставляет резерв для защиты снасти.
  • Оставляйте тормоз на хранение не затянутым. Приехали с рыбалки – приведите снасть в порядок и отпустите фрикцион – так он прослужит дольше.

Желаем вам клевой погоды, хорошего улова и целых снастей, уважаемые коллеги по хобби!

Источник

Adblock
detector