Меню

Регулировка лат на парусе



Настройка лат

Как показывает практика, многие серферы не до конца понимают, как настраивать латы на парусе. Некоторые настолько сильно затягивают регулировочные винты, что латы того и гляди прорвут упоры лат-карманов и вылезут наружу. При этом лата изгибается буквой ‘S’, тем самым изменяя профиль паруса. Такие настройки не только уменьшают эффективность паруса, но и способствуют его поломки.

Давайте вместе разберемся, как настроить латы и избежать проблем с парусом. Сначала введем термин напряжение. Напряжение — это мера внутренних сил, возникающих в деформируемом теле под влиянием различных факторов. В нашем случае мы влияем на напряжение латы путем регулировочных винтов. От напряжения лат в парусе напрямую зависит стабильность паруса, а также работа камберов и их вращения по мачте (если у вас камберный парус). Начинать настройку лучше с самой нижней латы, предварительно «набив» парус по рекомендованным настройкам.

1-ая (самая нижняя лата) задает форму (так называемый шейп) паруса. Задайте достаточное напряжение на этой лате, чтобы получить стабильную форму паруса. Пленка на окне, вдоль латы, должна быть ровной без морщин и складок. Важно не перетянуть лату, чтобы она не выгнулась змейкой (буквой ‘S’)

2,3,4,5-ая (снизу лата) напряженность на них должна быть достаточной, чтобы просто убрать морщины с пленки.

Эти простые и общие рекомендации подходят почти для всех парусов. Однако, если вы используете гоночные паруса или хотите получить максимальную эффективность от паруса, то внимательно изучайте рекомендации производителя своего паруса. Каждый производитель рекомендует свои настройки под конкретный парус, даже больше: свои настройки под каждую лату в парусе.

Источник

Все о настройке, набивке и хранении паруса

Важные детали

Натяжение лат

К каждому парусу прилагается ключик, которым регулируют натяжение лат.
Нужно поворачивать ключик по часовой стрелке, пока не исчезнут морщины у лат-кармана.
Правильное натяжение лат заметно улучшает работу паруса. Для длительного хранения рекомендуется ослабить натяжение лат.

Замена лат
1. Чтобы достать лату, нужно ослабить винт, вращая ключ против часовой стрелки, снять фиксирующую тесьму, вытащить регулятор натяжения и саму лату.
2. Соединить новую лату и регулятор натяжения убедившись, что регулирующий винт находится на одном уровне с канавкой для фиксирующей тесьмы. Вставить лату в лат-карман максимально глубоко и, накинув фиксирующую тесьму, восстановить нужное натяжение латы.

В нижней части мачт-кармана парусов MauiSails есть небольшое отверстие. Оно упрощает постановку галсовой летучки, через него также можно пропустить старт-шкот.

Внутри мачт-кармана обычно есть небольшой кармашек для хранения регулирующего ключа.

Рекомендуемая мачта
Лучше всего использовать мачту, рекомендуемую производителем. Другие мачты такой же длины и диаметра подойдут, но могут не обеспечить оптимальную отдачу паруса.

«Шнуровка» удлинителя

Настройка паруса – дело очень тонкое и ответственное. Важно, чтобы при «шнуровке» не было перехлёста! Это снимает лишнее трение и сопротивление на удлинителе, а соответственно улучшает работу паруса. На фотографии представлена стандартная система натяжения паруса. Со временем Вы это сможете делать практически с закрытыми глазами!

Набивка и настройка бескамберных парусов

— Достаньте все детали верхушки и убедитесь, что все целое: полотно паруса, мачта, гик и удлинитель. Собирать парус надо на чистой мягкой поверхности, лучше всего на траве. Расстелите полотно паруса вдоль по ветру, чтобы ветер им не хлопал.
— Выставьте нужную длину на удлинителе и гике. Сколько надо выставить написано на чехле паруса и на самом парусе (boom — это длина по гику, luff — это длина мачты вместе с удлинителем).
— Соедините верхнюю и нижнюю части мачты. Многие место стыка заклеивают скотчем или малярной лентой — это не даёт мачте разъединиться в мачт-кармане, а также предохраняет от попадания песка.
— Вставьте мачту в мачт-карман. Гнуть ее не надо, она сама примет нужную форму. Также нельзя резко дергать — вы можете порвать мачт-карман. Убедитесь, что верхушка мачты встала в топ паруса. Это важно!
— Зашнуруйте удлинитель по схеме, показанной выше или как написано в инструкции к вашему парусу.
— Выбейте парус и присоедините гик. Иногда производители советуют чуть-чуть не добить парус, присоединить гик, и лишь потом добивать по мачте до нужного состояния.
— Если нужно, увеличьте натяжение лат, чтобы исчезли морщины у лат-кармана.

Нюансы настройки бескамберных парусов
  • Если парус недобит по мачте, он кажется тяжелым и медленно реагирует. Он будет несбаласированным, основную тягу даст верхушка. Перебитый парус дает мало тяги, плохо режется к ветру.
  • Если доска плохо контролируется, её трудно удержаться на избранном курсе или она уходит в спинаут, то стоит попробовать добить парус по мачте.
  • Если устает задняя рука, нужно добить парус по гику.
  • Если затруднено хождение острыми курсами, доска плохо управляется, стоит ослабить натяжение по мачте или добавить по гику.
  • Если вас норовит выбросить вперед, стоит больше выбить по мачте.
  • Но при этом следует помнить,чтоплавник должен быть подобран к размеру паруса, иначе описанные выше симптомы проявятся и при правильно набитом парусе.
  • Трапеционные петли должны быть правильно расположены. Проверить это легко: следует поставить парус вертикально, придерживая только за трапеционную петлю. несколько секунд парус должен оставаться в этом положении.
  • Для более слабого ветра и плоской воды берите трапеционные петли покороче. И наоборот, подлиннее для чопа и условий передоза.
Читайте также:  Land cruiser 150 регулировка фар
Набивка и настройка упорных парусов на примере MS-2

— Достаньте все детали верхушки и убедитесь, что все целое: полотно паруса, мачта, гик и удлинитель.
Собирать парус надо на чистой мягкой поверхности, лучше всего на траве.
Расстелите полотно паруса вдоль по ветру, чтобы ветер им не хлопал.
— Выставьте нужную длину на удлинителе и гике. Сколько надо выставить, написано на чехле паруса и на самом парусе.
— Седините верхнюю и нижнюю части мачты. Многие место стыка заклеивают скотчем или малярной лентой — это не даёт мачте разъединиться в мачт-кармане, а также предохраняет от попадания песка.
— Вставьте мачту в мачт-карман. Натягиваем материал мачт-кармана на мачту, сгоняя складки материала книзу мачты. Убедитесь, что мачта вошла перед упорами, иначе на место она не встанет. Гнуть мачту не надо, она сама примет нужную форму. Также нельзя резко дергать — вы можете порвать мачт-карман. Убедитесь, что верхушка мачты стала в топ паруса. Это важно!

— Вернитесь к основанию мачты, сгоняя оставшиеся складки вниз. Зашнуруйте удлинитель согласно схеме, показанной выше или как написано в инструкции к вашему парусу. Выбейте парус по мачте вручную, насколько сможете. Дальше нужно большее усилие, поэтому полезно использовать специальные рычаговые «добивалки». Убедитесь, что шкотик надежно зажат в зажиме и заправьте свободный конец в специальный карманчик внутри мачт-кармана или просто спрячте его внутри мачт-кармана.

— Оденьте гик на парус и закройте зажим передней оковки. Затем выбейте по гику насколько нужно. Убедитесь, что упоры стали на мачту. С помощью специального ключа настройте натяжение лат, чтобы у лат-карманов не осталось морщинок.

Нюансы набивки упорных парусов
  • Если парус не добит по мачте, он кажется тяжелым и медленно реагирует. Он будет несбаласированным, основную тягу даст верхушка. Перебитый парус дает мало тяги, плохо режется к ветру.
  • Если доска плохо контролируется, трудно удержаться на избранном курсе или доска уходит в спинаут, то стоит добить парус по мачте.
  • Если устает задняя рука, нужно добить парус по гику.
  • Если затруднено хождение острыми курсами, доска плохо управляется, стоит ослабить натяжение по мачте или добавить по гику.
  • Если с полными курсами нет проблем, а на острых никак, отпустите чуть-чуть по мачте.
  • Если у вас устают руки, попробуйте отрегулировать положение трапеционных петель. Сдвигать их нужно к той руке, которая устает.
  • Но при этом следует помнить, что плавник должен быть подобран к размеру паруса, иначе описанные выше симптомы проявятся и при правильно набитом парусе.
  • Для больших парусов рекомендуется использование гиковой летучки. Это поможет вам регулировать работу паруса на разных курсах, легче переносить внезапные усиления или провалы ветра. На острых курсах выбивают по гику больше, чтобы парус стал более плоским, а на полных наоборот, отпускают по гику, чтобы поддержать нужную скорость при уменьшившемся вымпельном ветре.
Экспериментируйте с настройкой паруса

Можно изменять поведение большинства современных парусов, изменяя натяжение по мачте, а также натяжение по гику. Так вы можете добиться наилучшего отклика от паруса, соответствующего вашим навыкам, весу, внешним условиям.
У нормально набитого паруса верхняя часть паруса должна «отваливаться» где-то в районе третьей латы.
У недобитого по мачте паруса будут морщины в нижней части, он кажется тупым и неконтролируемым.

Как правильно сложить парус

1. Разгладить топ паруса, чтобы он стал максимально плоским

2. Загните край топа, чтобы верхняя шкаторина была натянута. При складывании нового паруса прийдется приложить некоторую силу, но затем складывать его станет легче.

3. Начинайте скручивать парус к верхней лате:

4. Продолжаем равномерно скручивать вокруг верхней латы:

5. Скручиваем парус параллельно латам до конца

6. В самом низу мачт-кармана есть специальная пуговка и эластичная петля, которая фиксирует парус в свернутом положении:

Источник

Невредные советы

Оцениваем состояние своего паруса

  • Published in Невредные советы
  • Февраль 14, 2017

Многие серферы задаются вопросом, как оценить состояние пленки в окнах своего паруса? Сколько она еще прослужит? Пора ли менять пленку в окнах? Пора ли покупать новый парус?

Есть два пути оценки:

1. Определение состояния пленки по косвенным признакам:

Цвет материала паруса тусклый, выцветший — это явный признак того, что парус достаточно долго находился на солнце и оконная пленка была подвержена деструктивным влияниям ультрафиолета.

Цвет оконной пленки приобрел золотистый или желтоватый цвет.

Если вы потрясете не набитый парус и услышите шум как от погремушки — это тоже явный признак того, что пленка загрубела, потеряла эластичность и готовится окончательно потерять все качественные свойства.

Также постукивания пальцами по «уставшей» пленки вызывает достаточный шум, который является признаком старения.

Сколько сможет прожить еще такой парус сказать сложно, все зависит от эксплуатации и аккуратности при обращении с ним. Но нужно быть готовым к тому, что такой парус может не пережить очередного падения в него, замеса в легком прибое, прогулки по нему собачки или чайки.

Читайте также:  Как отрегулировать скрытые дверные петли

Наиболее точно определить способна ли оконная пленка выдерживать нагрузку можно путем механического воздействия на пленку. Взять не набитый парус и немного (без фанатизма) помять руками оконную пленку так, как будто вы пытаетесь смять лист газеты. Старая пленка сразу себя проявит и начнет трескаться как печенье. С хорошей пленкой ничего не случится.

Обычно, первой из строя выходит пленка в верхних окнах, потому что в верхних окнах паруса пленка тоньше. Помните, что черная пленка сильнее подвержена влиянию ультрафиолета.

Как катать не ломая паруса?

  • Published in Невредные советы
  • Февраль 14, 2017

Можно ли кататься не ломая паруса?

Вот немного невредных советов:

  • Всегда следите за обстановкой вокруг вас: контролируйте положение кайтеров, виндсерферов, иных объектов.
  • Если ветер порывистый, наблюдайте за порывами глядя на воду — очередной \»кирпич\» не будет для вас сюрпризом.
  • Не катайтесь с короткими трапеционными шкотиками.
  • Выбирайте размер паруса по обстановке. В передоз сложно сохранять контроль.
  • Убираясь, не выпускайте гик из рук.
  • Не бросайте как попало свое оборудование на берегу, его могут повредить.

Настройка лат

  • Published in Невредные советы
  • Февраль 14, 2017

Как показывает практика, многие серферы не до конца понимают, как настраивать латы на парусе. Некоторые настолько сильно затягивают регулировочные винты, что латы того и гляди прорвут упоры лат-карманов и вылезут наружу. При этом лата изгибается буквой ‘S’, тем самым изменяя профиль паруса. Такие настройки не только уменьшают эффективность паруса, но и способствуют его поломки.

Давайте вместе разберемся, как настроить латы и избежать проблем с парусом. Сначала введем термин напряжение. Напряжение — это мера внутренних сил, возникающих в деформируемом теле под влиянием различных факторов. В нашем случае мы влияем на напряжение латы путем регулировочных винтов. От напряжения лат в парусе напрямую зависит стабильность паруса, а также работа камберов и их вращения по мачте (если у вас камберный парус). Начинать настройку лучше с самой нижней латы, предварительно «набив» парус по рекомендованным настройкам.

1-ая (самая нижняя лата) задает форму (так называемый шейп) паруса. Задайте достаточное напряжение на этой лате, чтобы получить стабильную форму паруса. Пленка на окне, вдоль латы, должна быть ровной без морщин и складок. Важно не перетянуть лату, чтобы она не выгнулась змейкой (буквой ‘S’)

2,3,4,5-ая (снизу лата) напряженность на них должна быть достаточной, чтобы просто убрать морщины с пленки.

Эти простые и общие рекомендации подходят почти для всех парусов. Однако, если вы используете гоночные паруса или хотите получить максимальную эффективность от паруса, то внимательно изучайте рекомендации производителя своего паруса. Каждый производитель рекомендует свои настройки под конкретный парус, даже больше: свои настройки под каждую лату в парусе.

О парусах из солнечных стран

  • Published in Невредные советы
  • Февраль 14, 2017

Часто серферы из теплых и солнечных стран, после каникульных каталок, привозят паруса, купленные в прокатах по чиповым ценам.

А потом сильно удивляются, почему с виду новый парус, которому всего один год, рассыпается на глазах.

А происходит это из-за солнца, под которым прокатные паруса пекутся всеми днями напролет.

Ведь ультрафиолет — это злейший враг оконной пленки.

Покупать или нет такие паруса, каждый решает сам. Но быть готовым к худшему сценарию нужно.

Паруса из PVC не для зимы!

  • Published in Невредные советы
  • Февраль 14, 2017

Зимой в мастерскую часто обращаются серферы, у которых оконная пленка паруса сделана из материала PVC (Поливинилхлорид / ПВХ / Винил), и жалуются на то, что пленка трескается на морозе. Мы уже обращали ваше внимание на это ранее.

Действительно, пленка PVC на морозе теряет эластичные качества и трескается. Паруса с окнами из пленки PVC не предназначены для эксплуатации в холодную зимнюю погоду.

Если вы хотите эксплуатировать ваш парус зимой, то изучите спецификацию своего паруса и обратите внимание на материал из которого сделаны окна (части окон) паруса. Если это PVC — зимой не использовать! Если это Monofilm или ламинат на основе Monofilma — зимой использовать можно!

Как уберечь мачту от поломки?

  • Published in Невредные советы
  • Февраль 14, 2017

Нередки случаи, когда в момент набивки паруса, ломается мачта в месте стыка. Виной этому может быть разъединение мачты в процессе набивки.

Чтобы избежать этого, перед набивкой паруса, замотайте скотчем стык мачты. Также это позволит избежать попадания песка в мачту.

Нижняя шкаторина и проблемы вокруг

  • Published in Невредные советы
  • Февраль 13, 2017

Все новички знают о том, что перед тем как вытащить парус за старт-шкот, сначала нужно правильно расположить доску и парус относительно ветра. Также, новички знают, что важно правильно расположить, перед стартом, парус относительно доски, чтобы легко поднять парус не испытывая сопротивления ветра.

К сожалению, об этом забывают опытные виндсерферы, которые не делают водный старт по разным причинам, а используют старт-шкот. При этом они не придают большого значения расположению доски относительно паруса. Это им и не нужно! Они имеют достаточно опыта, чтобы поднять парус из любого положения, даже из бэквинда.

Читайте также:  Узел для регулировки длины веревки

НО, когда они поднимают парус из неправильного положения, очень часто нижняя шкаторина паруса трется об нескользящее покрытие на доске (соль). При этом швы, фурнитура, защитные элементы паруса протираются и приходят в плачевное состояние. Иногда, это приводит даже к поломке паруса.

Други, не торопитесь на старте, располагайте парус и доску перед стартом правильно и оборудование вам прослужит долго!

Ну а те, кто катают без старт-шкота, могут выдохнуть — их эта проблема не касается!

Порванный мачткарман в топе

  • Published in Невредные советы
  • Февраль 13, 2017

Часто серферы сталкиваются с проблемой, когда мачткарман, в процессе эксплуатации паруса, прорывается в районе топа. При набивке паруса, серфер испытывает неудобства с продвижением мачты по мачткарману. Мачта путается в порванном мачткармане, вылезает в дырку. Кроме того, мачта может некорректно «сесть по месту» и это может быть причиной ее поломки.

Эта проблема чинится путем пришивания заплатки, в проблемную область. Ремонт топа — это сложный ремонт.

Однако, данную проблему можно вообще исключить и никогда с ней не сталкиваться если:

Набивать парус, НЕпихая мачту с усилиями со стороны галсового угла, а держась по середине паруса за мачту и надевая парус на мачту расправляя руками материал мачткармана.

Перед набивкой паруса Всегда проверяйте «села» ли мачта на свое место внутри мачткармана.

Песок в мачте

  • Published in Невредные советы
  • Февраль 13, 2017

Распространенная неприятность, когда после каталки не разбирается мачта в следствии попадания песка в место стыка.

Лечится это просто — перед каталкой замотайте широким скотчем место стыка двух половинок мачты. Также скотч не позволит разойтись мачте на стыке в момент набивки паруса и убережет мачту от поломки в районе стыка.

Скотч — всему голова!

Проблема с латкарманами

  • Published in Невредные советы
  • Февраль 13, 2017

Очень часто в мастерскую обращаются серферы с проблемами связанными с латкарманами. Очень распространенная проблема, когда латы прорывают латкарман и вылезают в область мачткармана. Парус в районе латы перестает держать форму, а также латы могут ломаться об мачту. Причин, в следствии которых латы прорывают латкарман и вылезают в мачткарман, может быть несколько:

1 причина связана с жесткостью мачты, когда она не соответствует рекомендованной жесткости паруса. Внимательнее подбирайте оборудование. Смотрите на параметры рекомендованной мачты на парусе (IMCS)

2 причина недостаточная набивка по гику и мачте. Соблюдайте размеры удлинения на гике и удлинителе, рекомендованные производителем паруса (BOOM, LUFF, MAST)

3 и основная причина данной проблемы является неверный выбор удлинителя. Проблема заключается в том, что при выборе удлинителя, серферы не учитывают величину части удлинителя, которая остается в мачте, после установки кольца фиксации длины, под нужный размер. Так вот. Размер части удлинителя, который заходит в мачту, не должен превышать 15 см. Если размер удлинителя, находящегося в мачте, больше 15 см, то он уже оказывает воздействие на мачту изменяя ее жесткость. И вы получаете проблему №1.

Вы спросите, а как быть в случае, если все оборудование одной фирмы «N»: парус 5.0 mast: 400/19 luff: 407, мачта rdm 400/19, а размеры удлинителей rdm, которые делает эта фирма «N», только 30, 32, 47? Как не крути в мачте остается больше 20см, после того как на нем выставишь 7см.

В этом случае варианта два:

1. Использовать удлинители этой фирмы «N» в самом маленьком размере.

2. Найти удлинитель другой фирмы. Например фирма «C» предлагает 3 варианта: с удлинением 38, 28, 12 а бывают и просто стаканы, на случай если удлинять ничего не нужно.

Главный посыл этой статьи — не используйте 47 удлинитель, если вам нужно удлинить мачту всего на 7 см!

Самостоятельный ремонт паруса. Ремонт окна с помощью скотча.

  • Published in Невредные советы
  • Февраль 13, 2017

Каждому серферу следует иметь скотч шириной около см 5. Можно армированный или обычный. Если случится неприятность с порванной оконной пленкой, то с помощью скотча можно склеить аварийное окно и продолжить катание. Только когда будете склеивать пленку предварительно ее сопоставьте ровно по стыку.

Уход за парусами. Хранение парусов

  • Published in Невредные советы
  • Февраль 13, 2017

Современные материалы, из которых делают паруса, достаточно прочные и долговечные, но правильный уход и хранение продлят парусам срок службы. Стоит помнить, что сырость и ультрафиолет — злейшие враги для швов, тканей и оконной пленки. Храните паруса просушенными, в сухих помещениях, подальше от воздействия прямых солнечных лучей. При укладки парусов в чехол, старайтесь избегать заломов пленки. Не складывайте парус в «два слоя», а сворачивайте его в трубочку. Храните паруса в недоступных для грызунов местах. Мыши могут погрызть сложенный парус и устроить в нем приют. Помня об этих простых правилах, Вы будете реже обращаться в сервис ремонта парусов ERSS.

Источник

Adblock
detector