Меню

Регулировка крепления для лыж fischer



Как установить крепления на беговые лыжи: инструкции и видео

Установка креплений на лыжи становится проще по мере развития технологий. Fischer, Rossignol, Madshus, Peltonen уже давно перешли на системы креплений без шурупов, а Salomon и Atomic выпускают лыжи с уже просверленными отверстиями. Тем не менее, лыжи, которые нужно сверлить, все еще остаются в продаже. Независимо от системы, важно знать, как правильно устанавливать крепления и как совместить крепления и лыжи разных систем – об этом пойдет речь в нашей статье.

Ключевые моменты установки креплений – соответствие продольной оси лыжи и поперечной линии баланса. На лыжах без платформы ее можно найти, положив лыжу на линейку. На платформах NIS и IFP положение баланса обозначается цифрой 0, а цифрами -1, +1, -2 и т.д. обозначается смещение крепления на 0,5 см вперед и назад от точки баланса. Смещение креплений вперед дает больше устойчивости в коньковом ходе и улучшает держание в классическом. Смещение назад – улучшает скольжение, но ухудшает держание и стабильность в прокате. В этом и заключается преимущество лыж с платформой – возможность передвигать крепления и находить оптимальное для себя положение.

Как установить NIS крепления

Видео инструкция от компании Madshus.

Как установить крепления Turnamic на платформу ifp

Платформой IFP для креплений Turnamic комплектуются лыжи Fischer и Rossignol. Подробнее об этой системе читайте в статье Крепления Turnamic и платформа IFP .

Как установить крепления SNS, NNN и Prolink на беговые лыжи

Инструкция подходит для всех креплений, устанавливаемых на шурупы.

Для установки креплений понадобятся:

  • Шуруповерт
  • Сверло 3,6 мм или специальное сверло для установки креплений с ограничителем глубины
  • Линейка и карандаш
  • Столярный клей (ПВА)
  • Отвертка PH3 или PZ3
  • Кондуктор или шаблон для установки креплений – не обязательно, но с ним удобнее. Для SNS и Prolink (Salomon, Atomic) и NNN (Rottefella) идут разные кондукторы!

Инструкция по установке креплений:

  • Найдите линию баланса лыжи. Для этого можно поставить лыжу на линейку. Salomon рекомендует смещать линию баланса на 1 см назад для установки креплений, потому проводите линию с учетом рекомендации. Часто на лыжах из одной пары линия баланса расходится на 3-5 мм, поэтому нужно найти средний баланс. Для этого положите лыжи рядом параллельно друг другу и проведите общую линию баланса в среднем положении между балансами лыж.
  • Если есть специальный кондуктор для установки креплений, то устанавливайте его на лыжи, чтобы линии баланса совпадали и сверлите нужные отверстия. Если кондуктора нет, приложите собранное и закрытое крепление к лыже, разметьте точки сверления. Линия на лыжах должна совпадать с местом крепления оси ботинка. Внимание! Отверстия сверлятся на глубину 15 мм, в детских лыжах – на 9 мм. На сверле без ограничителя поставьте метку, чтобы не просверлить лыжу насквозь.
  • После сверления очистите отверстия от пыли, капните в каждое по капле столярного клея (ПВА) и прикручивайте крепления. Столярный клей заполнит микротрещины от вкручивания шурупов и не позволит влаге попасть внутрь лыжи. Закручивайте шурупы на низких оборотах шуруповерта и дотягивайте рукой, чтобы не прокрутить шурупы в лыже.

Видео установки креплений SNS Pilot

Как установить крепления шурупами на платформы NIS и IFP

Для установки креплений шурупами на платформы NIS и IFP существуют специальные пластины, выравнивающие платформу.

Адаптер для NIS платформы ставится после разметки и сверления. Отверстия подходят под крепления SNS.

Адаптер IFP устанавливается до сверления лыжи.

Схемы инструкции по установке креплений Salomon и Atomic

Установка креплений SNS Pilot Equipe

Первый шаг отламывания лишней длины подпятника нужен только для маленького размера ноги. Мы рекомендуем оставить пятку на лыжах, в будущем она может пригодиться.

Установка креплений SNS Pilot Sport и Combi

Установка SNS Propulse и Prolink

Монтаж креплений Propulse и Prolink одинаковый.

Видео замены креплений Propulse на Prolink

Установка креплений SNS Profil Equipe и Profil Auto

Установка креплений SNS Profil Equipe

Как установить платформу NIS на шурупах

Принцип установки платформы на шурупах аналогичен установке креплений – разметка, сверление, столярный клей, установка. На видео показано, как поменять крепления SNS на платформу NIS старого образца с герметизацией лишних отверстий.

Теперь для удобства перехода с SNS на NIS в продаже есть специальная платформа, под которую не нужно пересверливать отверстия. Эту же платформу мы рекомендуем для установки на новые лыжи, если есть такая необходимость. Она имеет больше положений для передвижения креплений и требует меньше отверстий в лыжах. Так выглядит платформа старого образца на 8 шурупов, а так – платформа нового образца .

Источник

Советы старого SKI-Мастера

Любое дело можно делать тремя способами: ПРАВИЛЬНО, НЕПРАВИЛЬНО и ТАК, как это делают в Армии… (Народная мудрость)

Философ Шарль Луи Монтескьё, в начале XVII века как-то заметил: «Природа мудро позаботилась о том, чтобы сделать человеческую глупость преходящей, — книги же увековечивают её».

Не знаю, что он сказал бы об Интернет. Я, к сожалению, не Шарь Луи и не Эразм Роттердамский. «Похвальное слово Глупости» писать не намерен…

Могу констатировать: Интернет, как минимум, тиражирует Глупость в таком объёме, что в прежние времена и не снилось.
Но Глупости бывают разные. Есть безвредные, как говаривал Жванецкий, — «Ни вреда, ни пользы». Например, какой длины должны быть лыжи? Точнее, до куда они должны доставать — до подбородка, до переносицы или до пупа… Пусть на эту тему ломают копья на форумах «продвинутые» блогеры.

Опасные для здоровья Глупости

Но есть, на самом деле, Вредные, точнее сказать, опасные для здоровья Глупости. Одна из них связана с установкой усилия срабатывания креплений.

Читайте также:  Регулируем рулевую рейку форд фокус 1

Кто-то, когда-то залепил в Интернете (видимо от большого ума и самомнения), что цифры на шкале 4, 5, 6, …, 10, … — это вес лыжника без «0».

Глупости, в отличии от знаний и навыков, распространяются мгновенно. И вот, в любом прокате и почти в любом магазине у Вас спросят: «А Вам на какой вес ставить?»

На 60 кг — пожалуйста «6». На 80 кг — будьте добры «8»… и т.д.

Это вредное и ОЧЕНЬ опасное заблуждения возникло вследствие того, что производители перестали давать какие-либо рекомендации по эксплуатации своих изделий.

Это, в свою очередь, произошло тоже «Вследствие» — вследствие трогательной заботы «Общества прав потребителей США» о своих Клиентах.

После нескольких успешных процессов на тему: «Я купил самые безопасные крепления у самого лучшего бренда, настроил их по Инструкции, а потом по собственному идиотизму сломал ногу. Так вот, пришлите мне теперь парочку миллионов $ или больше в качестве компенсации морального и материального ущерба…»

В результате, технические рекомендации исчезли. Теперь, распаковывая коробку, Вы можете прочитать о том, что Вы, несомненно, сделали самый лучший выбор в своей жизни, «грандмерси» и прочее, а также совет обратиться к «уполномоченным представителям» фирмы для проведения правильной настройки.

Круг замкнулся. Поскольку лыжами торгуют и выдают на прокат все, кому не лень, кроме «Уполномоченных представителей», то Вас, несомненно, ждёт вопрос: «На какой вес Вам поставить крепление?»

Для миниатюрных девушек и даже людей среднего роста и комплекции, которым выставляют от «4» до «6,5» — «7» — ещё ничего. Но если могучий дядя весом 100-120 кг и размером ноги 45-47 получит хотя бы «10», то путь у него один — к доктору травматологу.

Вес лыжника — параметр, который очень косвенно влияет на Индекс безопасного срабатывания креплений.

Ниже я приведу таблицу с рекомендованными производителем безопасными регулировками, но вначале несколько слов об Индексе.

Регулировка креплений горных лыж. Установка Индекса срабатывания.

Этот параметр кодируется цифрами от 0,5 до 16 (в любительских моделях) и выше — в спортивных. Цифры носят условных характер. Чем цифра больше, тем большее усилие потребуется для «срабатывания» крепления. И ТОЛЬКО. Никаких килограмм веса.

О безопасном усилии срабатывания

Теперь, особое внимание. Что же такое безопасное усилие срабатывания?

Достаточно близкий аналог — это «Безопасная скорость движения автомобиля». Понятие, которое часто ставит в тупик тех, что ходит на курсы вождения.

Традиционный вопрос: «Безопасная скорость» — это 40 км/ч, 60 или 90? Увы, но это изначально неправильный вопрос… Потому что «Безопасная скорость» — это не какая-то абсолютная цифра на все случаи жизни, это безопасная (и безаварийная) лично для Вас скорость в данным момент времени.

Это может быть 5 км/ч там, где валит толпа людей или 140 км/ч, когда вы «уходите» от камнепада на горной дороге и т.д.

То же самое можно говорить и о безопасном усилии срабатывания креплений. По сути оно должно открыться раньше, чем наступит травма, в тех условиях, в которых вы находитесь здесь и сейчас.

Поэтому Индекс — это не константа и не догма, а очень даже переменная величина. И зависит он от многих факторов:

  • физическая форма лыжника
  • его стиля катания
  • состояние снеги или льда
  • крутизны склона
  • и т.д.

Приведу пример. Весна, март месяц… Вчера склон после обеда развезло и на вязком снегу, лыжи глубоко проваливаются. Значительная часть работы падения тратится на деформацию снежного пласта и только часть этой работы достаётся креплениям. При падении импульс удара будет «растянут» во времени… В таких вот условиях Индекс должен быть уменьшен.

Наоборот, наутро замёрзло всё, что вчера «накопали» лыжники на склоне. На крутом льдистом склоне лыжи получают массу случайных, но жёстких ударов. «Случайное» открывание креплений чревато падением на жёсткий, шершавый склон, что совсем «некомфорт», поэтому лучше Индекс изменить вверх.

Как крайний пример приведу следующее.

Начало декабря. Гора Чегет. На склоне Школа инструкторов горнолыжной подготовки Управления Альпинизма СССР. Вчера катались под дождём. В конце дня наверху снег, ниже всё ещё дождь. Поверх чегетских бугров — крошево, месиво, земля и камни. Ночью — минус 16°С. На утро — «зимняя сказка». От вчерашнего месива сегодня остались заледенелые выдолбы, надолбы и … школа инструкторов. В этот день по нижнему Чегету больше не спускался никто — только Школа.

Для тех, кто знает о чём речь, ниже «нижнего домика» склон был цвета светло-бутылочного стекла. Спускались под опорами однокреселки так как в других местах снег смыло. Я спускался на сказочных слаломных лыжах длинной 2 метра с креплениями Marker-MR, на которых после цифр была бука «S», что означало STOP. То есть крепление гарантированно НЕ ОТКРОЕТСЯ ни при каких ударах и нагрузках.

Так вот, в тот раз я достал отвёртку и установил Индекс на S.

В тех условиях, если бы крепления сработали и лыжи бы отстегнулись, то вниз и уши бы не доехали.

Это я к тому, что в Мире всё относительно… И «советы» тоже 🙂

А теперь обещанная таблица:

Регулировка креплений горных лыж. Таблица от Salomon.

Эта таблица разработана фирмой Salomon для фирменных пунктов проката и визуально доработана авторами сайта skiingmaster.com.

Все приведенные в таблице значения носят ориентировочный характер с запасом в сторону безопасности при катании на мягких, гладких склонах, на умеренных скоростях.

Таблица от Salomon выбрана как наиболее вменяемая и понятная.

Читайте также:  Мазда мпв как отрегулировать фары

К примеру, фирма Marker предлагала за исходный параметр брать диаметр Tibia — поперечный размер головки берцовой кости. Очень интересный параметр — легко снимается с рентгенограммы в масштабе 1:1 при условии правильного ракурса снимка… Но возможны и другие критерии!

Помнится как-то в начале 80-х прошлого века… Альплагерь «Алибек», начало Новогодней смены.

Для тех, кто не знает, до альплагеря ещё нужно было дойти пешком около 5 км с вещами от Домбая, поселиться в многоместных «камерах», получить, у кого нет, лыжи и ботинки, как правило не своих размеров и т.д.

Так вот, утомлённые инструктора сидят «на стакане» и снимают стресс первого дня. Появляется староста «новичкового» отделения со списком.

Инструктор, расставшись со стаканом, смотрит в список и спрашивает:
— Что ты мне принёс?
— Список отделения.
— Да тут только фамилии и имена…
— А что ещё надо?
— Как что? Завтра бугеля* будем выдавать…

— Так вот (продолжает инструктор), чтобы правильно подобрать бугель нужны длина ног и ширина задницы…

Ещё минут через 40 исполнительный староста представил уточнённый список учебного отделения. Бугеля подобрали правильно и безопасно.

Регулировка креплений горных лыж — самое важное!

Но мы живём, по счастью, в более просвещённое время. Поэтому возвращаюсь к таблице Salomon.

Обратите внимание. Очень существенный параметр — это длина подошвы ботинка, которая измеряется по его наружной части. Дело в том, что прочность кости зависит, например, от возраста, но не зависит от веса. А чем длиннее подошва — тем больше рычаг и, соответсвенно, травмирующее усилие.

Поэтому миниатюрная, хорошо катающаяся девушка с крошечной ножкой может «безопасно» кататься на том, же Индексе = 6, как и дядя с весом в 120 кг и ботинком 45-47.

Обратите внимание, что три категории лыжников — это не уровень технической подготовки. Это, прежде всего, манера катания, темперамент личности. То есть величина постоянная для данного лыжника. Конечно же, все новички — это Тип 1. Но уже через 3-4 дня катания можно уверенно сказать «Who is who».

Теперь прошу особого внимания и серьезности.

Это то, от чего безопасность катания зависит ещё более всего вышесказанного. Все эти Индексы будут работать и защищать Вас от возможность травмы только в одном единственном случае:

Если расстояние между передней и задней головками крепления точно соответствуют длине подошвы Вашего ботинка.

К великому сожалению, большое, очень большое количество травм связанно с несоблюдением именно этого параметра.

В прокатах и магазинах сплошь и рядом и у НАС и у НИХ Вам поставят крепления на «плюс-минус лапоть» по длине… Дело в том, что крепление защёлкивается в достаточно широком диапазоне, создавая иллюзию того, что всё в порядке.

Но в одном случае ботинок может оказаться заклиненным, в другом, что ещё хуже, они будет недозажат. В обоих случаях травма может наступить раньше, чем откроется крепление.

На всех современных креплениях есть индикация соответствия размера подошвы ботинка и расстояния между головками крепления. Но, к сожалению, их большое разнообразие. Поэтому подробно описать как найти эту индикацию для всех видов креплений не представляется возможным.

Приведу пример на достаточно распространённых креплениях фирмы Salomon (см. на картинке).

Регулировка креплений горных лыж. Как проверить правильную настройку расстояния между головками.

При правильном расстоянии между головками крепления, когда вы полностью защёлкните ботинок, «птичка» должна будет попасть в диапазон между двумя метками (см. рисунок). Если этого не произошло, срочно меняйте расстояние между головками или несите обратно в пункт проката, где попросите Вам в этом помочь.

Некоторые крепления (например, Salomon STH 14) не имеют «птички». Проверка правильности настройки длины в таких горнолыжных креплениях производиться по регулировочному болту, расположенному на задней головке (см. рисунок)

Проверка правильности настройки длины креплений горных лыж по регулировочному болту (на примере Salomon STH 14)

При правильной настройке длины крепления, после «встёгивания» ботинка, верхняя плоскость головки болта должна быть на одном уровне с краем платформы.

Подчеркну ещё раз — это важнейший момент в смысле безопасности.

Для понимания! Если длина креплений будет настроена не правильно, то пружины, которые обеспечивают «отстрел» лыж, будут взведены не полностью , либо, наоборот, перетянуты . Эффект от этого такой же, как если бы Вы не правильно установили усилие срабатывания на головках креплений.

Будьте бдительны. Не доверяйте «профессионалам» в центрах проката и умейте перепроверить всё сами. Ведь ноги (и не только) — ВАШИ.

P.S. Те, кто уже ездил с нами в горнолыжные туры в Швейцарию и Францию знают, что вопросу регулировки креплений горных лыж мы уделяем самое пристальное внимание в самый первый день на склоне.

И это не случайно. Ведь без практического опыты все эти таблицы и размышления, увы, быстро уходят на второй план.

Так что распечатайте эту статью или только табличку, чтобы воспользоваться ими в первый день катания. Ведь мы не так много времени проводим в горах, чтобы разменивать его на совершенно ненужные травмы и неприятности.

P.P.S. То, что написано в этой статье — это азы безопасности для лыжников всех уровней катания. Но на крутых склонах и в глубоком снегу даже своевременный отстрел лыжи может превратиться в большую проблему. О том как не потерять лыжи на фрирайде читайте в нашей новой статье.

Если у Вас остались вопросы по настройке горнолыжных креплений пишите их в комментариях… Мы стараемся регулярно отвечать на них.

Игорь Мазалевский

Инструктор по горным лыжам, лыжный Мастер, опытный Спасатель и Гид. Более 40 лет посвятил горам и всему, что с ними связано. Имеет КМС по альпинизму. Входит в состав официальных экспертов и тестировщиков новых моделей лыжного оборудования фирмы Salomon. Автор методик обучения мастерству владения горными лыжами на подготовленых спусках и фрирайде.

Читайте также:  Регулировка подачи воздуха печки ваз 2114

Источник

Найди свой спорт

Первая компания, предоставившая крепления, которые могли автоматически освобождать ботинок — Marker. Это открыло новые возможности для горнолыжного спорта. С тех пор технология развивалась. Сейчас такие крепления спасают лыжников от получения серьезных травм.

Как выбирать оборудование

При покупке стоит учитывать следующие пункты:

  • производитель — sigma, elan, rossignol, tyrolia, атомик;
  • вид;
  • стиль катания.

Регулировка горнолыжных креплений. Стандарт ISO 11088

Регулировка не будет нужна слишком часто. Но лучше знать, как она выполняется.

Регулировка креплений горных лыж зависит от физических параметров: роста, веса, длины подошвы ботинка. Для удобства был разработан стандарт ISO 11088.

Таблица

330 мм 10-13 0,75 0,75 14-17 1 1 0,75 18-21 1,5 1,25 1 22-25 1,75 1,5 1,5 1,25 26-30 2,25 2 1,75 1,5 1,5 31-35 2,75 2,5 2,25 2 1,75 1,75 36-41 3,5 3 2,75 2,5 2,25 2 42-48 95 >195 8,5 8 7 6,5 10 9,5 8,5 8 11,5 11 10 9,5

Если рост и вес не сошлись, нужно выбрать верхнюю строчку. Затем найти свою длину подошвы и посмотреть значение.

Уровни катания

Но получившееся значение — еще не конечный результат. Крепления регулируются и по уровню катания. Всего их 3:

  • 1-й уровень — катание на маленьких скоростях по пологим склонам;
  • 2-й уровень — катание на различных скоростях по различным склонам;
  • 3-й уровень — спортивный или профессиональный.

Регулировка происходит по следующей схеме. Лыжники 1-го уровня выбирают число, которое получилось сразу. Лыжники 2-го уровня спускаются на строчку вниз от получившегося значения. Лыжники 3-го уровня спускаются на 2 строчки. Еще одна условность есть для людей старше пятидесяти лет. Им наоборот нужно подняться на строчку вверх.

Виды креплений

Чаще всего используются 2 вида — NNN и SNS. В конструкции предусмотрены специальные полосы, а на подошве ботинка — желоба. В первом случае полос две, во втором — одна. Например, для системы NNN подойдут ботинки Spain Energy 258/2. Другое различие — по жесткости.

Недавно появившийся вид — NIS или, проще говоря, нордик. Это усовершенствованный вариант системы NNN. Дает возможность продольного сдвига креплений. Пример модели — Rottefella Tourining NIS.

Интересный момент! Для многих перевозка лыж — большая проблема. Некоторые модели креплений позволяют перевозить лыжи на багажнике машины на крыше. Например, модель Ski lock.

Основные нюансы настройки горнолыжных креплений

Головка и пятка конструкции должны не только крепко держать ботинок. Они должны освободить ботинки от лыж при падении. Чтобы это прошло без серьезных последствий, необходима правильная настройка горнолыжных креплений.

Сила срабатывания

Правильные параметры настройки можно определить не только по таблице. Есть еще один способ — деление своего веса на 10. Если у лыжника 1-й уровень катания, нужно уменьшить получившееся число на 30%. Профессионалы это показатель увеличивают.

Размер ботинка

Настроить конструкцию под размер ботинка еще проще. Для этого устанавливается ботинок, его носок должен быть плотно прижат к головке, а пятка передвигается по рельсам к задней его части. Если все сделано правильно, ботинок войдет с небольшим усилием, пятка при этом немного отойдет назад.

Важно! Во время установки ботинок должен быть чистым и сухим. На нем не должно быть воды, снега, а главное — песка.

Инструменты для установки креплений

Существуют 2 вида установки:

  • путем сверления;
  • путем использования встроенных деталей.

Для установки крепежей 1-м способом потребуется опыт, знания, наличие инструмента для монтажа. Новичку будет трудно это сделать. Но он легко справится с установкой 2-м способом, поскольку регулировка и монтаж уже максимально упрощены.

Для регулирования креплений понадобится только отвертка. Чтобы установить необходимое значение, нужно подкрутить винты. Они находятся на головке и пятке. Подкручивая винты, нужно выставить их шкалах креплений.

Можно слегка недотянуть винт, но перетягивать не стоит.

Бывает и такое, что лыжи отстегиваются во время простого катания. В таком случае нужно повышать усилие по 0,25, пока не будет достигнуто нужное значение.

К чему приводит неправильная настройка усилия выстегивания крепления

Если ноги лыжника не отсоединятся от лыж при падении, он может получить травму. Поэтому срабатыванию креплений уделяется большое внимание. Но иногда срабатывание происходит в неподходящий момент. Когда лыжник наезжает на препятствие, возникает натяжение креплений. Иногда проблемы возникают во время карвинга. В этот момент может произойти отстегивание лыж. Это очень опасно и чревато получением травмы. Как раз для того, чтобы этого не случилось, нужно правильно настраивать конструкцию.

Настройка горнолыжных креплений

Здесь необходимо учитывать следующие моменты:

  1. При сильной настройке увеличивается риск получения травмы.
  2. Длина ботинок одного размера может различаться. Поэтому, если лыжник решил поменять ботинки, установленные настройки могут не подойти.
  3. При слабой настройке лыжи будут постоянно соскакивать.

Соблюдение этих пунктов поможет не только получить удовольствие от катания, но и избежать травм.

Рейтинг лучших креплений для лыж

Для беговых лыж:

  • Salomon Prolink Carbon SK2;
  • Fischer RC4 Worldcup SC Pro;
  • Rottefella Xcelerator Pro Classic bulk.
  • Саломон Guardian MNC 16L;
  • Head XC 10;
  • Look HM 10 Demo D105;
  • Marker Motion IPT Recing;
  • ESP 10.0 Track PM;
  • Atomic device 259.
  • Фишер XC Junior;
  • Elan EL 4.5 AC.

Для охотничьих лыж:

Не только экипировка спасает от травм, но и правильная настройка инвентаря. Не стоит рисковать своим здоровьем. Лучше лишний раз проверить правильность настроенных креплений.

Источник