Меню

Регулировка корзины сцепления маз 5551



Регулировка корзины сцепления маз 5551

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Техническое обслуживание и регулировка сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Техническое обслуживание сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в периодической его проверке, смазке привода и выжимного подшипника в соответствии с картой смазки.

Периодически требуется следить за затяжкой болтов крепления картера сцепления к картеру маховика.

Момент затяжки должен составлять 8—10 кГм. Болты затягивать равномерно, последовательно, крест-накрест.

После затяжки болты застопорить отгибанием усиков стопорных пластин на грани головок болтов.

Регулировка привода сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

В эксплуатации предусмотрены следующие регулировки сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и его привода:

— регулировка величины отхода среднего ведущего диска для обеспечения необходимых зазоров между рабочими поверхностями сцепления при его выключении;

— регулировка зазора между торцом крышки корпуса клапана и регулировочной гайкой (см. рис. 56);

— регулировка свободного хода педали сцепления.

При регулировке величины отхода среднего ведущего диска (корзины) сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо:

— снять крышки 18 и 23 (см. рис. 55) люков картера сцепления и картера маховика;

— при включенном сцеплении установить рычаг коробки передач в нейтральное положение;

— проворачивая маховик, ввернуть до упора в средний ведущий диск 26 все четыре регулировочных винта 3, отвернув предварительно контргайки 2;

— проворачивая маховик, отвернуть все регулировочные винты на один оборот и законтрить контргайками. Во избежание нарушения отрегулированного зазора контргайки затягивать при зафиксированном винте без значительных усилий.

Рис. 55. Сцепление Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — отжимная пружина; 2 — контргайка; 3 — регулировочный винт; 4 — оттяжной рычаг; 5 — вилка оттяжного рычага; 6 — регулировочная гайка; 7 — стопорная шайба; 8 — опорная пластина; 9 — болт крепления опорной пластины; 10 — пружина оттяжного рычага; 11 — муфта выключения сцепления с подшипником; 12 — шланг подачи смазки и муфте выключения сцепления; 13 — вилка выключения сцепления; 14 — упорное кольцо оттяжных рычагов; 15 — вал вилки выключения сцепления; 16 — рычаг вала вилки; 17 — палец; 18 — крышка люка картера сцепления; 19 — кожух сцепления; 20 — нажимная пружина; 21 — теплоизоляционная прокладка пружины; 22 — нажимный диск; 23 — крышка люка картера маховика; 24 — маховик; 25 —
ведомые диски; 26 — средний ведущий диск; 27 — упорный штифт; 28 — диск гасителя крутильных колебаний; 29 — фрикционные кольца гасителя; 30 — пружина гасителя; А — минимальный ход муфты выключения сцепления.

Такая регулировка корзины сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 создает зазор 1 мм между регулировочными винтами и средним ведущим диском, за счет которого обеспечиваются гарантированные зазоры между ведомыми дисками и поверхностями трения маховика, среднего ведущего и нажимного дисков при выключении сцепления.

Зазор между торцом задней крышки корпуса клапана и регулировочной гайкой должен быть равен 3,5+0,2 мм (см. рис. 56). Этот зазор проверять через одно ТО-2.

Для регулировки данного зазора необходимо, ослабив контргайку, с помощью регулировочной гайки 18 установить указанный зазор и затянуть контргайку.

Рис. 56. Привод выключения сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — валик; 2, 11, 20, 25 — вилки; 3, 13, 24 — гайки; 4, 7, 14 — тяги; 5 — педаль; 6 — промежуточный двуплечий рычаг; 8 — оттяжная пружина; 9 — задний кронштейн; 10 и 12 — рычаги; 15 и 16 — шланги; 17 — клапан усилителя сцепления; 18 — регулировочная гайка; 19 — шток; 21 — двуплечий рычаг выключения сцепления; 22 — валик; 23 — болт; 26 — шток рабочего цилиндра усилителя сцепления; 27 — рабочий цилиндр усилителя сцепления.

Свободный ход педали сцепления, который должен составлять 34—43 мм, проверяют линейкой при спущенном из пневмосистемы воздухе (при каждом ТО-1).

Прежде чем приступить к регулировке свободного хода педали сцепления, необходимо убедиться, что зазор между задней крышкой корпуса клапана и регулировочной гайкой находится в пределах 3,5+0,2 мм.

Регулировку свободного хода педали сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 выполнять в следующей последовательности:

— отсоединить двуплечий рычаг 21 от вилки 20 штока клапана и вилки 25 штока цилиндра;

— отвести поршень цилиндра в крайнее нижнее положение, а нижний конец двуплечего рычага 21 назад до упора.

При этом положении рычага отверстия вилки штока цилиндра и рычага должны быть примерно наполовину не совмещены.

В случае отклонения отверстий на большую или меньшую величину необходимо вращением штока 26 в вилке довести несовмещение отверстий до указанной величины;

— соединить рычаг с вилкой штока цилиндра, а вилку штока клапана с рычагом при крайнем нижнем положении поршня цилиндра. При эхом расстояние между отверстиями вилок 11 и 20 регулируют вращением вилок.

Читайте также:  Регулировка барабанных тормозов мотоцикла

Если по мере износа фрикционных накладок ведомых дисков сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 возможность укорачивания и уменьшения расстояния между вилками штока 26 цилиндра будет исчерпана, снять двуплечий рычаг 21 с вала вилки выключения сцепления, переставить его на один шлиц против часовой стрелки и отрегулировать в описанном выше порядке.

Ремонт сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

При ремонте сцепления сначала необходимо снять коробку передач.

Для смены и ремонта ведомых дисков или других деталей сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо, постепенно отвертывая болты крепления нажимного диска с кожухом сцепления в сборе к маховику, осторожно снять нажимный, затем ведомый и средний ведущий диски; вывернуть из нажимного диска с кожухом в сборе четыре регулировочных винта.

Нажимной диск-корзину сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в сборе с кожухом разбирают только в том случае, если отдельные детали его нуждаются в замене или ремонте.

Разбирать нажимной диск рекомендуется в приспособлении (рис. 58) или на подставке под ручным прессом.

Нажимая на торец кожуха, сжимают нажимные пружины так, чтобы оттяжные пружины с упорным кольцом были разгружены.

Затем отвертывают регулировочные гайки оттяжных рычагов, предварительно сняв опорные пластины и стопорные шайбы.

Медленно опуская пресс, освобождают нажимный диск. Ведомые диски сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 разборке не подлежат.

При необходимости замены накладок (например, обрыв накладок или повышенный износ, когда расстояние от поверхности трения до головок заклепок менее 0,1 мм) требуется менять обе фрикционные накладки одновременно, так как даже небольшая разница в толщине накладок нарушает нормальную работу сцепления.

Рис. 58. Приспособление для сборки нажимного диска корзины сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с кожухом в сборе

1 — подставка приспособления; 2 — направляющий штифт; 3 — болт крепления кожуха сцепления; 4 — оправка для регулировки положения оттяжных рычагов; 5 — болт крепления оправки; 6 — упорный сухарь; 7 — винт крепления сухаря; 8 — оттяжной рычаг сцепления; 9 — регулировочная гайка; 10 — стопорная шайба; 11 — нажимный диск сцепления с кожухом в сборе.

Головки заклепок устанавливать с одной и с другой сторон диска поочередно в шахматном порядке. Расстояние от поверхности накладки до головки заклепок должно быть не менее чем 1,2 мм.

Толщина ведомого диска сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с приклепанными новыми накладками должна составлять 9,9—10,1 мм; разница в толщине одного диска с накладками не должна превышать 0,1 мм.

После замены накладок ведомый диск проверить на биение плоскости трения относительно оси шлицевого отверстия ступицы. В качестве шлицевой оправки при проверке может быть использован ведущий вал коробки передач.

При проверке на шлицевой оправке биение поверхностей трения диска относительно шлицевого отверстия ступицы допускается не более 0,5 мм.

Сборку кожуха сцепления с корзиной сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 выполняют в обратном порядке, используя приспособление под ручным прессом.

При этом нажимный диск установить на подставку приспособления рабочей поверхностью вниз, проследив, чтобы шипы были зафиксированы в пазах подставки.

Собранные оттяжные рычаги с игольчатыми подшипниками установить в пазы приливов нажимного диска сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и закрепить их осями.

Иголки (по 20 иголок в каждое отверстие) устанавливать на смазке. На оси вилок надеть пружины упорного кольца, а на их концы петли.

На оси рычагов и вилок установить замковые шайбы, у которых затем прогнуть середину перемычки шайб.

Перед установкой нажимных пружин под них положить шайбы с термоизолирующими прокладками.

После такой подсборки на каждый нажимной диск (корзину) сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 можно установить кожух сцепления, обратив внимание на то, чтобы вилки оттяжных рычагов свободно вышли в четыре отверстия в кожухе.

Затем закрепить кожух к подставке с помощью болтов и освободить его из-под пресса.

На резьбовые концы вилок навернуть регулировочные гайки, установить оправку 4 (см. рис. 58) для регулировки положения оттяжных рычагов с цифрой 58±0,5 и закрепить ее болтом. Все оттяжные рычаги должны одновременно касаться упорных сухарей, которые в свою очередь должны находиться заподлицо с верхней поверхностью оправки.

Такое положение обеспечивает контрольный размер между рабочими поверхностями корзины сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и упорного кольца, равный 58±0,5 мм.

На регулировочные гайки установить стопорные шайбы и опорные пластины, затянуть их болтами так, чтобы вилки оттяжных рычагов не имели ощутимого осевого зазора.

Стопорные шайбы с помощью керна отогнуть в отверстия кожуха сцепления и зашплинтовать восьмеркой все восемь попарно проволокой с одной стороны.

На оттяжные рычаги установить упорное кольцо и закрепить его петлями так, чтобы оно одновременно касалось опорных поверхностей всех четырех рычагов.

Читайте также:  Как отрегулировать дроссельную заслонку на ваз 2112 16 клапанов

Правильность установки кольца проверяется величиной биения его торца относительно рабочей поверхности нажимного диска, которое на радиусе 45 мм не должно превышать 0,4 мм.

После сборки нажимного диска сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с кожухом при необходимости провести статистическую балансировку с точностью 50 Гсм.

При этом нажимной диск в сборе фиксировать по центральному отверстию диаметром 215 мм и кожух по двум отверстиям.

Для удаления дисбаланса разрешается сверлить в диске отверстия диаметром 14 мм и глубиной 18 мм на расстоянии между центрами не менее 20 мм.

При повторной установке в контрольное приспособление допускается величина дисбаланса не более 450 Гсм.

Отремонтированное сцепление Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 устанавливают на двигатель в следующей последовательности. Прежде всего следует убедиться в наличии смазки в полости коленчатого вала под передний подшипник ведущего вала коробки передач.

Затем установить ведомый диск сцепления таким образом, чтобы удлиненная часть ступицы и головки болтов крепления тарельчатых пружин демпфера были обращены к маховику.

После этого установить средний ведущий диск, предварительно поставив в четыре отверстия отжимные пружины.

Диск должен свободно перемещаться в пазах маховика. Затем устанавливают нажимный диск в сборе с кожухом, соединив болтами кожух сцепления с маховиком двигателя, не затягивая при этом болты.

Сцентрировать ведомый диск сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 по отношению к коленчатому валу двигателя.

Для этого в шлицевое отверстие ступицы ведомого диска вставить оправку так, чтобы конец ее вошел в шарикоподшипник в коленчатом валу.

При отсутствии оправки можно использовать запасной ведущий вал коробки передач.

После этого затянуть болты крепления кожуха сцепления к маховику двигателя до отказа и вынуть оправку.

Затягивать болты равномерно и попеременно крест-накрест и за два-три приема.

Затем установить коробку передач и проверить свободный ход педали сцепления, как указывалось выше.

Источник

Сборка и регулировка сцепления

Сборку нажимного комплекта следует производить в приспособлении, показанном на рис. 235 и под ручным прессом. Приспособление состоит из подставки, имеющей установочный размер от привалочной плоскости кожуха сцепления до плоскости нажимного диска 27 ±0,1 мм. В центре подставки болтом 7 крепится оправка 8 для регулировки контрольного размера нажимного комплекта Б (см. рис. 33), равного 64±0,5 мм. В оправке расположены четыре плавающих упорных сухаря 6 (см. рис. 235).

При установке нажимного комплекта в приспособление сухари упираются в лапки оттяжных рычагов 4 и в зависимости от их положения выступают или утопают относительно поверхности оправки. Длина оправки выбрана таким образом, чтобы при установке ее на оттяжные рычаги нажимного комплекта с правильно отрегулированным контрольным размером сухари располагались заподлицо с поверхностью оправки. В контрольный размер 64±0,5 мм нажимного комплекта сцепления входит еще толщина упорного кольца оттяжных рычагов, которая составляет 6±0,1 мм, а так как нажимной комплект регулируется в приспособлении без упорного кольца, то он должен быть отрегулирован на размер, уменьшенный на эту величину, т. е. на 58±0,5 мм.

Сборку и регулировку производят в следующей последовательности:

  • на подставку 11 приспособления кладут рабочей поверхностью вниз нажимной диск, зафиксировав его четырьмя шипами в пазах подставки;
  • в оттяжные рычаги 4 вставляют игольчатый подшипник (по 20 иголок в каждое отверстие). Иголки укладывают на смазке ЦИАТИМ-201 или соответствующей ей другой пластичной смазке;
  • на оттяжные рычаги устанавливают вилки 6 (см. рис. 33);
  • вставляют оси вилок;
  • устанавливают подсобранные рычаги в пазы проушин нажимного диска;
  • вставляют оси рычагов;
  • надевают на оси вилок пружины упорного кольца;
  • закрепляют оси рычагов и вилок специальными замковыми шайбами, прогнув середину перемычки фартука;
  • на концы пружин упорного кольца 14 надевают четыре петли 10;
  • ставят на бобышки нажимного диска нажимные пружины 20, предварительно положив под них шайбы с термоизолирующими прокладками 21.

При использовании нажимного диска, проточенного по рабочей поверхности на 1 мм, под каждую нажимную пружину 20 (со стороны направляющих стаканчиков кожуха) для сохранения нажимного усилия сцепления кладут стальную шайбу толщиной 1 мм.

Далее нужно поставить кожух 19 сцепления на направляющие штифты приспособления. Все направляющие стаканчики кожуха должны войти в нажимные пружины, а резьбовые хвостовики вилок оттяжных рычагов в отверстия кожуха. Используя пресс, необходимо поджать кожух привалочной поверхностью к приспособлению и закрепить болтами, после чего освободить его из-под пресса. На резьбовые хвостовики вилок навернуть регулировочные гайки 3, установить оправку для регулировки положения оттяжных рычагов 4 и закрепить ее болтом 7 (см. рис. 235) После этого регулировочными гайками 3 регулируют положение оттяжных рычагов 4 так, чтобы они все одновременно касались упорных сухарей 16 оправки 8, которые должны находиться заподлицо с ее верхней поверхностью. Этим самым при установке упорного кольца обеспечивается контрольный размер между рабочими поверхностями нажимного диска и упорного кольца.

На регулировочные гайки 3 кладут пластины 2, затем стопорные планки и опорные пластины вилок рычагов, после чего завертывают все восемь стопорных болтов. После затяжки болтов вилки оттяжных рычагов не должны иметь осевого люфта. Болты контрятся отгибкой усов стопорных планок. Установив на оттяжные рычаги упорное кольцо, закрепляют его петлями так, чтобы оно одновременно касалось опорных поверхностей всех четырех рычагов.

Читайте также:  Установка ремонт регулировка шкафов купе

Биение торца упорного кольца относительно рабочей поверхности нажимного диска не должно превышать 0,4 мм на радиусе 45 мм. Повышенное биение указанных поверхностей может привести к выходу из строя фрикционных накладок ведомого диска сцепления и прижогам рабочих поверхностей маховика и нажимного диска.

Источник

Регулировка сцепления МАЗ

В прошлых статьях мы рассматривали вопрос ремонта сцепления МАЗ и его устройства.

Сегодня мы предлагаем несколько полезных советов, которые помогут вам сделать регулировку сцепления МАЗ.

Также мы расскажем, как прокачать сцепление на МАЗ.

Инструкция по регулировке сцепления МАЗ

Сцепление грузового автомобиля представляет собой двухдисковое устройство фрикционного типа, которое устанавливается в картере грузовика. Главная функция – разъединение коленвала мотора грузовика от коробки передач. Также сцепление при переключении передач плавно соединяет элементы (КПП и коленвал двигателя). Однако со временем механизмы изнашиваются. Поэтому делается регулировка сцепления МАЗ. Для этого советуем купить:

  • Накидные и рожковые ключи;
  • Штангенциркуль и линейку.

Итак, регулировка сцепления МАЗ делается следующим образом. Сначала необходимо обеспечить максимально правильный зазор между поверхностями механизма. Для этого отрегулируем величину отхода такого элемента как ведущий диск. Обратите внимание зазор между регулировочной гайкой и торцом крышки корпуса клапана. Советуем также их отрегулировать.

Регулировка двухдискового сцепления МАЗ требует терпения. Поэтому продолжаем дальше. Приступаем к демонтажу картера маховика и крышки его люка. Все это необходимо для варьирования величины отхода среднего диска (ведущего). Регулировка сцепления МАЗ на данном этапе делается так:

  1. Включаем сцепление;
  2. Устанавливаем рычаг КПП на нейтралку;
  3. Поворачиваем маховик двигателя;
  4. Отворачиваем контргайки винтов;
  5. Вворачиваем до упора 4 винта в средний ведущий диск.

Регулировка двухдискового сцепления МАЗ все еще не закончена.

Далее продолжаем вращать маховик, предварительно отвернув винты на 1 оборот. После зафиксируем данные элементы контргайками. Есть один момент — регулировка двухдискового сцепления МАЗ требует постоянного удержания инструментом винта. Таким образом отрегулированный зазор не сможет сбиться. Продолжаем регулировку. Линейкой измеряем зазор между гайкой и торцом задней крышки клапана. Помните, что он не должен превышать 3,3 мм.

Регулировка двухдискового сцепления МАЗ включает работу именно с этим нюансом. Для регулировки зазора ослабляем контргайку регулировочной гайки. После фиксации необходимого зазора (3,3-3,7 мм), затягиваем крепеж. Все, регулировка двухдискового сцепления МАЗ сделана.

Как прокачать сцепление на МАЗ?

Регулировка двухдискового сцепления МАЗ не занимает особо много времени. Однако с прокачкой сцепления иногда возникают проблемы.

Прежде чем думать о том, как прокачать сцепление на МАЗ, советуем убедиться в необходимости данной процедуры. Одна из главных причин того, что нужно прокачивать ПГУ – плохое включение передач. То есть в этом случае, сцепление включается не совсем полностью, так как в гидролинию автомобиля попал воздух. Поэтому знать, как прокачать сцепление на МАЗ, необходимо всем автовладельцам.

В помощь вам – небольшая инструкция.

Перед прокачкой сцепления МАЗ постепенно заполняем бачок гидропривода жидкостью до уровня одного, полтора сантиметра (1-1,5 см).

Важно очистить от загрязнений клапан выпуска цилиндра. Снимаем защитный колпачок с его головки. Надеваем на элемент резиновый шланг. Обычно он есть в принадлежностях МАЗ.

Как прокачать сцепление на МАЗ? Просто! Главное – желание и время. Поэтому делаем процесс прокачки далее. Постепенно опускаем свободный конец шланга в жидкость гидропривода. Подчеркну, что ее нужно обязательно налить до середины в литровую емкость. Только после этого легонько начинаем нажимать на педаль сцепления автомобиля. Между нажатием – 1-2 сек интервала. Нажимаем примерно 4 раза.

Советы о том, как прокачать сцепление на МАЗ, совершенно бессмысленны, если вы не уловите суть процесса. Можно сколько угодно нажимать на педаль, но … не добиться желаемого эффекта.

Поэтому при 1 нажатии удерживаем педаль утопленной. Одновременно нужно отвернуть клапан выпуска воздуха примерно на ½ оборота. Таим образом, при 2,3 и 4 нажатии педали давление через шланг выгонит часть жидкости и, естественно, воздух. Если вы не видите в жидкости пузырьков – прекращаем нажимать педаль.

В данной статье мы рассказали вам, как прокачать сцепление на МАЗ доходчиво и понятно. И напоследок кое-что подчеркнем.

Во время прокачки крайне важно следить за уровнем жидкости в бачке. Если видите снижение более чем на 2/3 – доливаем жидкость.

Если регулировка двухдискового сцепления МАЗ и его прокачка завершены – обязательно доливаем жидкость до 1 -1,5 см от верхнего края.

Запомните одно правило – прочитали, как прокачать сцепление на МАЗ, сделали процедуру и обязательно измерили в конце ход штока гидравлического усилителя на максимуме. (норма 18 мм).

Источник

Adblock
detector