Меню

Регулировка компрессора на маз



Ремонт компрессора автомобиля МАЗ

Производительность компрессора при 2000 об/мин коленчатого вала двигателя — 201 л/мин.

Компрессор необходимо разбирать при появлении шумов и стуков во время работы, а также при значительном выбросе масла компрессором в нагнетательный трубопровод

Для снятия компрессора с двигателя снимите приводной ремень, отсоедините трубопроводы и отверните болты крепления компрессора.

Разборку компрессора производите в следующем порядке:

— выверните пробки нагнетательных клапанов, извлеките пружины и клапаны. Квадратным ключом с размером головки 10 х 10 мм выверните седла клапанов;

— снимите съемником шкив компрессора. Выбейте сегментную шпонку;

— отверните гайки шпилек крепления головки компрессора и осторожно, предварительно отделив прокладку головки, снимите головку компрессора;

— выньте из гнезда в блоке цилиндров пружины и впускные клапаны;

— отверните болты и снимите патрубок подвода воздуха;

— снимите крышки шатунов и извлеките из блока поршни с шатунам и в сборе;

— снимите поршневые кольца, выньте заглушки и поршневой палец и разъедините шатун и поршень;

— отверните болты и снимите переднюю и заднюю крышки картера;

— выньте уплотнитель задней крышки с пружиной, отверните упорную гайку заднего подшипника коленчатого вала (рис. 2) и извлеките замковую шайбу;

— выбейте коленчатый вал в сборе с передним подшипником через гнездо переднего подшипника в блоке. Спрессуйте с коленчатого вала передний подшипник (рис. 3);

— извлеките стопорное кольцо заднего подшипника и выпрессуйте задний подшипник из блока;

— извлеките сальник из гнезда передней крышки;

— разъедините блок и картер, отверните гайки шпилек, аккуратно отделив прокладку.

детали разобранного компрессора промойте и тщательно осмотрите. Все каналы продуйте сжатым воздухом.

Проверка технического состояния деталей компрессора

В процессе эксплуатации возможно появление таких дефектов компрессора:

— в головке блока — трещины и сколы, срыв резьбы в конических отверстиях под штуцера и угольники трубопроводов, коробление плоскости прилегания к блоку;

— в блоке цилиндров — трещины, обломы или задиры и износ зеркала цилиндров;

— в картере компрессора — износ гнезд под подшипники, срыв резьбы под болты и шпильки крышек и блока, сколы и трещины;

— в коленчатом валу — износ шатунных шеек, уплотнителя задней крышки и сальника передней крышки;

— износ нагнетательных и впускных клапанов и их седел, деталей разгрузочного устройства, усадка или поломка пружин клапанов;

— в поршнях компрессора — задиры, износ юбки, отверстий под пальцы и поломка поршневых колец;

— в шатуне компрессора — износ втулки верхней головки и износ вкладышей нижней головки.

Срыв или износ резьбы в головке блока и в других деталях компрессора устраняется установкой ввертышей с последующей обработкой под номинальный размер.

Изношенные седла и клапаны заменяются. После установки нового седла или клапана обязательна их притирка.

Шпильки и гайки, имеющие срыв резьбы или не обеспечивающие соединений, подлежат замене.

Блок цилиндров и другие детали компрессора, имеющие сколы и трещины, следует заменить новыми.

Цилиндры ремонтируют расточкой их с последующим хонингованием под ремонтные размеры, приведенные в таблице 1.

При расточке цилиндров овальность и конусность не должны превышать 0,03 мм, а перпендикулярность поверхности цилиндра относительно плоскости разъема с картером — не более 0,03 мм на длине 100 Мм.

Изношенные поршни и поршневые кольца подлежат замене на ремонтные комплекты, указанные в табл. 2.

Разница в массе поршней не должна превышать 15 г. Коренные шейки коленчатого вала при износе до диаметра менее 34,99 мм наплавляют и обрабатывают до диаметра 35 мм.

Изношенные шатунные шейки шлифуют под ремонтный размер и к ним подбирают соответствующие по ремонтным размерам комплекты шатунных вкладышей

При замене поршневой группы компрессора поршни, шатуны и пальцы должны подбираться по группам (см. табл.).

Детали групп имеют цветную маркировку. Поршень и поршневой палец следует подбирать одной труппы. При подборе шатуна допускается установка пальца соседней группы.

Шатуны, имеющие изгиб, подвергают правке. Непараллельность отверстий головок шатуна допускается не более 0,1 мм на длине 100 мм.

Сальник передней крышки, не обеспечивающий герметичности, и изношенные детали заднего уплотнителя не ремонтируются и подлежат замене.

Сборка компрессора

Компрессор необходимо собирать с соблюдением технических требований в следующем порядке:

— соберите поршень с шатуном. При установке поршневого пальца в шатун он должен плотно входить п отверстие шатуна под усилием большого пальца руки.

Поршень и шатун подбирайте при температуре окружающего воздуха 10 – 30˚ С без применения смазки, а при окончательной сборке сопряжения поршень—палец, шатун—-палец смажьте моторным маслом;

— установите на поршень поршневые кольца (рис. 4). Компрессионные кольца установите проточкой, имеющейся на внутреннем диаметре, вверх.

Стыки компрессионных колец установите в вертикальной плоскости оси поршневого пальца с диаметрально противоположных сторон поршня;

Читайте также:  Как отрегулировать стояночный тормоз мерседес

— запрессуйте в картер компрессора задний шарикоподшипник коленчатого вала до упора в стопорное кольцо. Напрессуйте на коленчатый вал до упора передний подшипник.

Установите коленчатый вал в картер, наденьте замочную шайбу заднего подшипника, затяните гайку до упора внутреннего кольца подшипника в коленчатый вал и законтрите ее;

— установите переднюю крышку картера, предварительно запрессовав в нее сальник. Шейку коленчатого вала перед установкой крышки смажьте моторным маслом;

— установите в гнездо коленчатого вала пружину и уплотнитель. При установке пружины концы ее заведите в сверление коленчатого вала и уплотнителя.

Установите заднюю крышку картера. Через отверстие в крышке проверьте возможность свободного перемещения уплотнителя в гнезде. Проверните коленчатый вал; усилие поворота не должно превышать 3 Нм;

— запрессуйте в блок седла 17 (см. рис. 1) и направляющие 26 впускных клапанов; установите впускные клапаны 25;

— смажьте плунжеры моторным маслом и установите их в гнезда в сборе с резиновыми кольцами. Плунжеры в гнездах должны свободно перемещаться под усилием 5 Н. Установите штоки с гнездами в сборе, пружину и коромысло разгрузочного устройства;

— установите прокладку и соберите картер с блоком цилиндров;

— смажьте зеркало цилиндров, шейки коленчатого вала, поршневые кольца и коренные подшипники моторным маслом;

— установите в цилиндры поршни в сборе с шатунами и компрессионными кольцами с помощью обжимки (рис. 5) ;

установив шатунные вкладыши, соберите нижние головки шатунов. Момент затяжки шатунных болтов 12,25 — 13,7 Нм. Совместите отверстие под шплинт в гайке и в шатунном болте, подтянув гайку. Ослаблять гайку для установки шплинта не допускается;

— проверьте легкость вращения коленчатого вала; момент для проворачивания коленчатого вала не должен быть более 3 Нм;

— установите прокладку и головку цилиндров. Гайки шпилек крепления головки затягивайте равномерно в два приема момент затяжки 12—17 Нм (рис. 6);

— вверните в гнезда головки цилиндров седла 18 (см. рис. 1) нагнетательных клапанов, установите нагнетательные клапаны 21, пружины 19 нагнетательного клапана и вверните в головку пробки 22 нагнетательного клапана;

— установите шпонку и напрессуйте шкив привода. Закрепите шкив гайкой и зашплинтуйте;

— произведите испытание компрессора.

Испытание компрессора

Испытание производится на специальном стенде при 1200—1350 об/мин коленчатого вала и давлении масла в смазочной системе 118—245 кПа. Температура масла должна быть не ниже 50 °С.

При работе компрессора на холостом ходу в течение 4—5 мин на ощупь и на слух проверьте:

— стук поршней (стука не должно быть);

— стук пальцев (стука не должно быть);

— подтекание масла (подтекания не должно быть).

После испытания компрессор установите на двигатель и отрегулируйте взаимное положение ручьев шкивов вентилятора и компрессора, регулировку производите прокладками. Отрегулируйте натяжение приводного ремня компрессора.

С 1999 г. также устанавливается компрессор производительностью 270 л/мин при 2000 об/мин коленчатого вала, отличающийся устройством клапанной системы. Отличительный признак компрессора

— отсутствие пробок нагнетательных клапанов и наличие крышки в головке блока цилиндров. Разборка, проверка технического состояния, сборка и испытание аналогичны компрессору производительностью 201 л/мин, за исключением несколько отличающейся порядком снятия и установки головки блока клапанной системы.

Источник

Регулировка компрессора на маз

Устройство компрессора и регулятора давления МАЗ-500


Основные данные компрессора МАЗ-500

Поршневой двухцилиндровый с одной ступенью сжатия компрессор (рис. 96) расположен на площадке двигателя с правой стороны.
Блок 10 цилиндров, съемная головка 21 блока цилиндров и карте 3 отлиты из чугуна. Головка блока цилиндров и картер прикреплены к блоку с помощью шпилек, а картер к двигателю —болтами.

В средней части блока имеется камера 44, в которой расположено разгрузочное устройство компрессора, закрытое крышкой-патрубком. В эту камеру через шланг и патрубок поступает

воздух, засасываемый компрессором из воздушного фильтра двигателя.

Литой чугунный поршень 16 имеет три кольца, два верхних из них компрессионные, а нижнее — маслосъемное. Некруглая форма этих колец обеспечивает у замка повышенное давление колец на стенки цилиндров.

Рис. 96. Компрессор:
1 — нижняя крышка блока; 2 — предохранительная крышка; 3 — картер; 4 — шарикоподшипник; 5 — крышка; 6 — коленчатый вал; 7 — сальник: 8 — шкив: 9 — вкладыш шатуна; 10— блок цилиндров; 11 — шатун; 12 — маслосъемное кольцо: 13 — канал для подвода масла к пальцу; 14 — поршневой палец; 15 — компрессионное кольцо; 16 — поршень; 17 — шток впускного клапана; 18 — седло впускного клапана; 19 — седло нагнетательного клапана; 20 — пружина; 21 — головка цилиндров: 22 — нагнетательный клапан; 23 — корпус нагнетательного клапана; 24 — рубашка охлаждения; 25 — впускной канал;
26 — ограничитель подъема впускного клапана; 27 — впускной клапан; 28 — коромысло; 29 — регулировочный винт; 30 — контргайка; 31 — отверстие для сообщения с атмосферой; 32— шарик предохранительного клапана; 33—регулировочная гайка; 34—седло; 35— диафрагма; 36 — верхний корпус регулятора давления; 37 — поршень регулятора; 38 — нижний корпус регулятора давления; 39— канал в поршне для прохода воздуха; 40— клапан регулятора давления; 41 — стопорная шайба; 42 — канал для поступления воздуха к разгрузочному устройству; 43 — канал, соединяющий разгрузочное устройство с регулятором давления; 44 — камера подачи воздуха; 45 — трубка подачи масла; 46 — уплотнитель; 47 — задняя крышка; 48 — крышка шатуна; 49 — направляющая

Читайте также:  Регулировка оборотов на электродвигателе от стиралки

Шатун 11 штампуется из углеродистой стали. Нижняя головка его под шейку коленчатого вала имеет биметаллические вкладыши. В верхнюю головку шатуна вставлена втулка из специальной бронзы для поршневого пальца 14, который может вращаться в этой втулке. С обеих сторон отверстия в пальце закрыты сферическими заглушками, предотвращающими задиры стенок цилиндров.

Штампованный из углеродистой стали коленчатый вал 6 установлен в картере на двух шарикоподшипниках 4. От осевого перемещения коленчатый вал фиксируется с помощью стопор ного кольца, входящего в канавку наружного кольца заднего коренного подшипника и зажатого задней крышкой и гайкой, навернутой на резьбовой конец вала до упора во внутреннее кольцо подшипника. Передний коренной подшипник коленчатого вала плавающий. В крышке подшипника переднего конца вала установлен резиноармированный самоподжимной сальник 7. Снаружи на конусный конец вала на сегментной шпонке посажен чугунный шкив 8 привода компрессора, затянутый на конусе корончатой гайкой.

Система смазки компрессора — смешанная. Масло под дав лением подводится от масляной магистрали двигателя через трубку 45, которая соединяется с угольником, ввернутым в бобышку задней крышки картера. Через уплотнительную втулку . масло поступает к каналам внутри коленчатого вала.

Чтобы масло не вытекало в картер компрессора, уплотнительная втулка плотно сидит в расточке конца коленчатого вала, а торец ее пружиной прижимается к бобышке на задней крышке картера.

Из каналов коленчатого вала масло поступает к шатунным подшипникам, смазывает их и затем стекает в картер двигателя К поршневому пальцу и втулке верхней головки шатуна часть масла поступает по каналу, выполненному вдоль стержня шатуна.

Стекающее из подшипников шатуна масло разбрызгивается, превращается в масляный туман и смазывает зеркало цилиндра.

Жидкость для охлаждения компрессора подается по трубопроводу из системы охлаждения двигателя в блок цилиндров, затем поступает в головку и отводится во всасывающую полость водяного насоса.

Поступающий в компрессор воздух попадет под пластинчатые впускные клапаны 27, расположенные в блоке цилиндров Впускные клапаны размещаются в направляющих, которые ограничивают их боковое смещение. Сверху клапан прижимается к седлу 18 пружиной. Перемещение клапана вверх ограничивается ограничителем 26, который одновременно является направляющим стержнем пружины.

При работе двигателя коленчатый вал компрессора приводится во вращение клиновидным ремнем от шкива, посаженного на выступающую часть коленчатого вала двигателя. Поршни при этом совершают возвратно-поступательное движение.

Когда поршень движется вниз, над ним в цилиндре создается разрежение. Канал 25 сообщает надпоршневое пространство с полостью над впускным клапаном. Поэтому поступающий в компрессор воздух преодолевает силу пружины впускного клапана, приподнимает его и устремляется в цилиндр за поршнем. При движении поршня вверх воздух сжимается и преодолевает силу пружины 20 нагнетательного клапана 22, в результате чего клапан отрывается от седла 19 и в образовавшиеся щели воздух из головки блока по трубопроводам поступает в пневматическую систему автомобиля.

Подачу воздуха компрессором в баллоны ограничивает регулятор давления, одна магистраль которого через трубопровод соединена с воздушным баллоном, а другая — непосредственно с каналом 43 разгрузочного устройства, расположенного в блоке компрессора. С горизонтальным каналом соединены два вертикальных канала, в которые запрессованы втулки. В этих втулках установлены полые плунжеры, уплотняемые двумя резиновыми кольцами. Внутри плунжеров движутся штоки 17 впускных клапанов.

На верхнюю коническую часть плунжеров опирается, охватывая их, коромысло 28 в виде пластины с двумя вырезами по краям. Коромысло прижимается к плунжерам пружиной, верхняя часть которой опирается на гнездо.

Разгрузка компрессора осуществляется методом перепуска воздуха через открывающиеся впускные клапаны следующим образом.

При достижении в пневматической системе максимального давления 7—7,5 кГ/см2 срабатывает регулятор давления, пропускающий при этом сжатый воздух в горизонтальный канал разгрузочного устройства. Под действием повышенного давления воздуха плунжеры вместе со штоками 17 приподнимаются, преодолевая сопротивление пружин впускных клапанов, и коромысла отрывают от седел одновременно оба впускных клапана. В образовавшиеся щели через каналы 25 и камеру 44 воздух проходит из одного цилиндра в другой, вследствие чего поступление сжатого воздуха в пневматическую систему автомобиля прекращается.

После уменьшения давления воздуха в системе понижается его давление в горизонтальном канале, соединенном с регулятором давления. Плунжеры и штоки разгрузочного устройства под действием пружин опускаются, впускные клапаны садятся на седла, и вновь повторяется процесс нагнетания воздуха в пневматическую систему.

Читайте также:  Тонометр ua 777 как отрегулировать

Большую часть времени компрессор работает без нагрузки,
перекачивая воздух из одного цилиндра в другой. Нагнетание воздуха в пневматическую систему происходит только при падении давления ниже 6,5—6,8 кГ/см2. Этим достигается Ограничение давления в пневматической системе и уменьшаемся износ деталей компрессора.

Регулятор давления воздуха диафрагменного типа крепится непосредственно к блоку компрессора. Регулятор состоит из двух литых корпусов: нижнего 38 и верхнего 36. Между фланцами корпусов регулятора, стягиваемыми четырьмя болтами, устанавливается резино-тканевая диафрагма 35. С обеих сторон диафрагмы расположены защитные металлически^ шайбы, которые стягиваются гайкой, навернутой на резьбовую часть поршня 37 регулятора.

В верхнем корпусе регулятора размещаются две цилиндрические пружины разных диаметров. Снизу пружины через центрирующую фигурную шайбу и поршень опираются на диафрагму регулятора, а сверху они поджимаются регулировочной крышкой, которая ввертывается в верхний корпус регулятора. Внутренняя полость верхнего корпуса сообщена с атмосферой через отверстие 31. Нижний корпус регулятора имеет несколько более сложную конфигурацию. Через защитную металлическую шайбу под воздействием усилия пружин верхнего корпуса диафрагма опирается на буртик нижнего корпуса. В нижнем корпусе тщательно обработано центральное отверстие под поршень регулятора.

Ступенчатый поршень в верхней части имеет сферическую поверхность для опоры центрирующей фигурной шайбы верхних пружин, резьбу и шестигранник для соединения с защитными шайбами диафрагмы. На внешней поверхности нижней цилиндрической части поршня большого диаметра имеется кольцевая канавка для уплотнительного резинового кольца. Торцом меньшего диаметра поршень упирается в резино-армированный клапан 40 регулятора. Со стороны торца меньшего диаметра в поршне просверлено отверстие, которое соединяется с полостью А в нижнем корпусе, сообщенной с воздушным баллоном. Полость Б, в которой перемещается поршень, наклонным каналом сообщается с горизонтальным каналом разгрузочного устройства в блоке компрессора. Клапан регулятора находится в полости В, сообщенной с атмосферой. Он поджимается к торцу поршня пружиной через направляющую клапана 40. Пружина опирается на резьбовую пробку, ввернутую в нижний корпус регулятора. В торце пробки просверлено отверстие для сообщения полости В с атмосферой.

При повышении давления в пневматической системе до максимального значения (7—7,5 кГ/см2) поступающий из воздушного баллона в полость А сжатый воздух поднимает вверх диафрагму с поршнем, преодолевая усилие пружин верхнего

корпуса. Под действием нижней пружины клапан регулятора также поднимается вверх и опирается на седло в нижнем корпусе, разъединяя полость Б разгрузочного устройства с полостью В\ При дальнейшем движении вверх поршень отрывается от \ клапана и через отверстие в его торце сообщает полость А,\связанную с воздушным баллоном, с полостью Б разгрузочного устройства. Через наклонный канал в нижнем корпусе регулятора сжатый воздух поступает в горизонтальный канал разгрузочного устройства компрессора — происходит перепуск воздуха из одного цилиндра в другой, т. е. разгрузка компрессора. \

При снижении давления в воздушном баллоне и связанной с ним полости А до 6,5—6,8 кГ/см2 диафрагма под действием пружин верхнего корпуса опускается вниз вместе с поршнем. Нижний торец поршня прижимается к клапану, отсоединяя воздушный баллон от атмосферы. При дальнейшем движении поршня вниз клапан отходит от своего седла в корпусе и через образовавшиеся щели сообщает полость Б разгрузочного устройства с атмосферой через полость В. В результате этого сжатый воздух выходит из разгрузочного устройства в атмосферу, и компрессор вновь начинает нагнетать воздух в баллоны.

В случае неисправности регулятора давление воздуха в системе непрерывно возрастает. Чтобы предохранить пневматическую систему от чрезмерного давления, с нагнетательной магистралью компрессора связан предохранительный клапан, который открывается при давлении воздуха в системе 9 кГ/см2 и сообщает нагнетательную магистраль с атмосферой.

Устройство предохранительного клапана показано на рис. 96. Клапан шарикового типа состоит из седла 34, ввернутого на конической резьбе в корпус седла клапана.

На цилиндрическую резьбу седла навернут корпус клапана. Опорная коническая поверхность седла уплотняется шариком 32, который прижимается к ней пружиной, опирающейся на сухарь стержня. Давление, при котором открывается предохранительный клапан, регулируется вращением винта 29, ввернутого в корпус регулятора, вследствие чего изменяется натяжение пружины. Разгрузка компрессора происходит следующим образом. При давлении воздуха в системе свыше 9 кГ/см2 через отверстие в седле клапана сжатый воздух из магистрали пневматической системы подается под шариковый клапан. В результате этого последний отрывается от седла, преодолевает усилие пружины, и сообщает полость давления магистрали с атмосферой посредством бокового отверстия, просверленного в корпусе регулятора. После снижения давления в магистрали пневматической системы под воздействием пружины шариковый клапан садится в гнездо, разъединяя магистраль с атмосферой.

Источник

Adblock
detector