Меню

Регулировка клапанов ваз 2109 drive2



Регулировка клапанов ВАЗ-2108, 2109, 2110.

Регулировка клапанов на автомобиле не представляет особых трудностей, если соблюдать все технические условия для этого.

Двигатель ВАЗ-2108 имеет восемь клапанов. Четыре впускных имеющих тепловой зазор 0, 15-0, 25мм, и четыре выпускных 0, 30-0, 40мм. Тепловые зазоры регулируются с помощью набора регулировочных шайб, имеющих разные толщины от 3,0мм до 4,5мм c минимальным различием в 0, 05мм.

Рабочий зазор между кулачком и регулировочной шайбой измеряется специальным измерительным щупом. В комплекте имеется 20 размеров щупов от 0, 05мм до 1, 00мм.

Для подготовки к работе делаем следующее:

1. остужаем двигатель до температуры 20 градусов

2. снимаем клапанную крышку

3. ставим на ручной тормоз.

4. на коробке передач установим 4-ю скорость

5. поднимаем на домкрате правое переднее колесо

6. проверяем, что при вращении руками поднятого колеса, происходит вращение распредвала, вращая правое колесо руками, устанавливаем кулачки в верхнее положение

Начинаем регулировку на 1-м и 3-м кулачке. Для этого вращением колеса выставляем эти кулачки в максимально верхнее положение. Затем измеряем зазоры. Если зазор меньше минимально допустимого, то вынимаем из толкателя регулировочную шайбу, измеряем ее размер. Суммируем их: вычитаем номинальный зазор и получаем размер шайбы, которую мы должны установить.

Техника выполнения этой операции следующая:

  • вращением распредвала кулачки подняли максимально вверх
  • отжали регулировочную шайбу вместе с толкателем вниз с помощью приспособления
  • поставили упор между распредвалом и толкателем
  • вынули из толкателя регулировочную шайбу
  • замерили регулировочную шайбу
  • подобрали новую шайбу
  • вставили шайбу в гнездо толкателя сняли упор
  • сделали контрольный замер зазора

Если зазор между кулачком и шайбой больше максимально допустимого, то измеряем его с помощью щупа. Затем вынимаем регулировочную шайбу, измеряем ее. Суммируем толщину шайбы и зазор. Вычитаем из этой суммы номинальный зазор. Полученная разница равна толщине новой шайбы, которую мы должны поставить.

Таким способом пройдем по всем кулачкам. Не забываем перед замером зазора поворачивать распредвал так, чтобы горб кулачка оказался в верху. Во избежания ошибок после установки новой шайбы контролируем, проверяем зазор.

Источник

Регулировка клапанов на ваз 2109 своими руками

Регулировка клапанов на инжекторном ВАЗ 2109

И вот, долгожданный день, когда я получил посылку из Тольятти наступил. Прошло долгих две недели и ко мне пришли регулировочные шайбы клапанного механизма 2108, приспособление для извлечения шайб из стаканов, рассухариватель, развертки направляющих клапанов и микрометр для регулировки клапанов на “классике”.

регулировка клапанов ваз 2109

О технологии регулировки клапанов на переднеприводных машинах знаю не понаслышке, единственной проблемой была необходимость просить для этого шайбы и приспособление. Сам процесс не представляет из себя что-то неимоверно сложное. Для регулировки клапанов 8-клапанного двигателя от переднеприводного ВАЗа (и инжекторного и карбюраторного) необходим следующий инструмент и материалы: медицинский шприц, приспособление для извлечения шайб, пинцет, набор шайб (при отсутствии смотрим номиналы, записываем их и покупаем нужные), набор узких щупов, отвертка, ключи (желательно накидные) — 7(для хомутов), 10, 13, 17, а также БСТ (большую советскую тряпку).

Перед самим процессом, ждем, когда двигатель остынет до 20 градусов, ставим на нейтралку и приступаем:

1. Снимаем защитную крышку ремня ГРМ (слева от двигателя, три винта под ключ на 10)

2. Снимаем шланги сапуна (3 штуки) с верхней крышки двигателя, откручиваем держатель троса педали газа, отводим все вышеперечисленное в сторону, или убираем, чтобы не мешало.

3. Снимаем верхнюю крышку двигателя, открутив две гайки под ключ на 10, в случае, если до того они не были сломаны и заменены шпильками М8 (ключ на 13).

4. Выворачиваем все свечи, предварительно убрав грязь вокруг них тряпкой.

5. Шприцом откачиваем масло из верхней части головки блока цилиндров, чтобы при утапливании толкателей нам было видно шайбы.

6. Совмещаем метку на шкиве распредвала с установочной меткой на задней крышке ремня ГРМ (также признак нахождения шкива распредвала в районе метки- кулачки распредвала на втором цилиндре смотрят вверх).

7. Через смотровое окошко на картере КПП проверяем, совмещена ли метка на маховике с треугольным вырезом (в случае если стоит китайский маховик, или обычный при сборке был перевернут на 180 градусов, снимаем шкив генератора (стопорим маховик мощной отверткой, срываем болт шкива торцевым ключом на 19), ориентируемся по метке на масляном насосе и шкиве ремня ГРМ на коленвале) .

8. Убедившись в совпадении меток, продолжаем.

9. Поворачиваем ключом на 17 шестерню распредвала на 2-3 зуба по часовой стрелке, что будет примерно 40-50 градусов поворота коленвала.

10. При таком положении распредвала замеряем щупом зазор (расстояние между кулачком распредвала и регулировочной шайбой) первого и третьего клапана. Зазор на первом клапане должен быть 0,3-0,35 мм, на третьем- 0,2-0,25 мм.

11. Если зазор меньше, либо больше данных пределов, проверяем положение стаканов (в нем есть прорезь, через которую удобно поддевать и вытаскивать шайбы, нужно, чтобы они находились в доступном месте), устанавливаем на шпильки крепления крышки клапанного механизма приспособление для извлечения шайб, утапливаем стаканы соответствующих отметке клапанов (первая метка -1,3 клапаны), вставляем фиксатор (в комплекте к приспособлению), откидываем приспособление (чтобы извлечь шайбу), извлекаем, смотрим номинал, высчитываем толщину необходимой для создания правильного зазора и устанавливаем нужную шайбу в стакан.

12. Затем проворачиваем распредвал на 90 градусов тем же способом (2-3 зуба вперед от метки 90 градусов (точка отсчета первая метка) и тем же способом регулируем 5-й и 2-ой клапаны.

13. После этого проворачиваем распредвал еще на 90 градусов (180 градусов от первой метки +2-3 зуба) и регулируем 8-й и 6-й клапаны.

14. Проворачиваем коленвал еще на 90 градусов (270 градусов от первой метки +2-3 зуба) и регулируем 4-й и 7-й клапаны.

11. После этого выставляем распредвал на исходную и в том же порядке перепроверяем зазоры, если зазоры в норме то меняем прокладку под крышкой клапанов и переходим к сборке.

1. Толщину новой шайбы вычисляем по формуле: толщина текущей шайбы плюс/минус “лишний” зазор. Пример: в 1 клапане зазор 0,28 а измеренная нами шайба 3,50 то получится следующее:

3,50+(0,28-0,35) = 3,50 — 0,07 = 3,43. 3,43 мм — толщина новой шайбы. Учитывая отсутствие данного типоразмера ставим 3,45 и получим зазор в пределе допуска — 0,33 (допуск 0,3-0,35)

2. Нельзя допускать выскальзывание фиксатора, так как есть риск повреждения кулачка распредвала.

P.S. прокрутка механизма за болт распредвала в литературе по ремонту не рекомендуется, однако, как показывает практика, если крутить за этот болт по часовой стрелке, то негативные последствия не наступают.

Регулировка клапанов ваз 2109 инжектор 8 клапанов своими руками

Причиной возникновения ряда неисправностей в работе двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, наряду с неисправным или не отрегулированным карбюратором, могут являться увеличенные либо уменьшенные тепловые зазоры в клапанном механизме. К таким неисправностям относятся:

— неустойчивая работа двигателя на холостом ходу;
— невозможность отрегулировать холостой ход;
— потеря мощности и приемистости (ухудшение динамики автомобиля);
— «провалы» при нажатии на педаль «газа»;
— «выстрелы» в карбюратор.

Чтобы выявить истинного виновника проблем с двигателем послушаем как работает этот самый двигатель на холостом ходу. Верным признаком увеличенных тепловых зазоров будет являться хорошо различимое на слух звонкое тарахтение под клапанной крышкой. При уменьшенных зазорах тарахтения слышно не будет, но возможен постоянный перегрев двигателя, частые хлопки в глушитель, заметное снижение мощности и приемистости.

В любом случае стоит провести регулировку клапанов. Это нормализует работу как газораспределительного механизма в частности, так и двигателя в целом. Вполне возможно, что имеющиеся до этого проблемы в его работе исчезнут, после такой регулировки, сами собой.

— Приспособление для регулировки клапанов с фиксатором.

Или две отвертки, если нет приспособления. Одна должна быть длинная и мощная для отжатия толкателя с шайбой вниз, вторая шлицевая с широким лезвием (не менее 10 мм) для фиксации толкателя в нажатом положении.

— Набор плоских щупов
— Пинцет
— Накидной ключ на 17
— Набор регулировочных шайб

Необязательно, так как необходимые по размеру шайбы можно купить по отдельности после замера тепловых зазоров.

Регулировка клапанов проводится на холодном двигателе, поэтому если ваш двигатель на данный момент прогрет, дайте ему остыть не менее 1-го часа.
— Снимаем корпус воздушного фильтра.
— Снимаем кронштейн тяги привода дроссельной заслонки.
— Снимаем клапанную крышку двигателя.
— Снимаем защитную крышку ГРМ.
— На шкиву распредвала делаем еще три метки. Для этого считаем на нем число зубьев и делим на четыре части.

Дополнительные метки на шкиву распредвала

— Совмещаем установочную метку на шкиву распредвала с выступом на задней крышке ГРМ. Поршни первого и четвертого цилиндров приходят в верхнюю мертвую точку (ВМТ).
— В лючке на картере сцепления убеждаемся, что длинная метка (риска) на маховике находится напротив середины треугольного выреза шкалы углов опережения зажигания.

Перед проведением регулировки клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 необходимо провести проверку тепловых зазоров, чтобы выяснить общую картину технического состояния клапанного механизма данного двигателя.

измерение теплового зазора при помощи щупа

Регулировка тепловых зазоров клапанов

Рассмотрим , в качестве примера, регулировку третьего клапана.
— Устанавливаем шкив в положение, когда установочные метки совпадают (верхняя мертвая точка). Поворачиваем его на 3-4 зуба (40-50 0 ) по часовой стрелке.

— Устанавливаем приспособление для регулировки на головку блока. Если его нет, берем две отвертки. Длинную и мощную будем использовать в качестве рычага, ту которая поменьше — шлицевую, для фиксации толкателя.
— Разворачиваем толкатель прорезью к себе (в сторону радиатора).
— Вводим «клык» приспособления между кулачком и толкателем.
— Нажимаем вниз рычаг приспособления и утапливаем толкатель вниз. Вместо приспособления можно использовать длинную отвертку. Опираясь ею на кулачок, также утапливаем толкатель.
— Устанавливаем между кромкой толкателя и распредвалом фиксатор, который удерживает толкатель в нажатом положении. Если фиксатора нет, вставляем плашмя лезвие шлицевой отвертки. Необходимо чтобы фиксатор стоял точно на кромке толкателя и не мешал вынимать регулировочную шайбу.
— Пинцетом, через прорезь в толкателе извлекаем регулировочную шайбу. На ее поверхности может быть нанесена маркировка ее толщины. Если маркировка стерлась, придется измерять ее толщину микрометром, а при отсутствии такового подбирать новую опытным путем.

Читайте также:  Регулировка балконной двери на откидывание

— Рассчитываем толщину новой шайбы по формуле:

— для впускных клапанов Z=Y+X-0,2 мм;

— для выпускных клапанов Z=Y+X-0,35 мм;

Z – расчетная толщина новой шайбы;

Y – толщина снятой шайбы;

X – зазор определенный по щупу.

Подбираем новую шайбу с маркировкой близкой к расчетной (±0,05 мм).

— Устанавливаем новую шайбу в толкатель, маркировкой вниз.
— Отжимаем толкатель вниз и снимаем фиксатор.

Проводим регулировку остальных клапанов поворачивая коленчатый вал на углы указанные ниже в примечаниях.
Снимаем приспособление для регулировки, ставим назад клапанную крышку и другие снятые детали.

Примечания и дополнения

Регулируем зазоры у первого (впускного) и третьего (выпускного) клапана Регулируем зазоры у пятого (выпускного) и второго (впускного) клапана Регулируем зазоры у восьмого (выпускного) и шестого (впускного) клапана Регулируем зазоры у четвертого выпускного и седьмого (впускного) клапана

Регулировка клапанов ваз 2109 карбюратор

«Жигули» модели 2109, которые выпускались первыми, были оснащены цепным приводом распределительного вала. Такая конструкция считалась надежной, и некоторые считают, что она была лучше, чем современная. Тем не менее из-за повышенного шума и потребности в регулярном изменении натяжения цепи ввиду ее износа автомобиль был оснащен ременным приводом распределительного вала. Благодаря этому существенно уменьшился уровень шума, а также исчезла потребность регулировать натяжитель.

Вместе с тем появилась другая проблема – из-за низкого ресурса работы приводных ремней, а также при несоблюдении срока техобслуживания, стало причиной обрывов ремня. Это провоцировало существенные нарушения в работе двигателя, а также могло полностью его разрушить встречное движение клапанов и поршней. Чтобы решить такую проблему, пришлось изменить форму поршня, а именно ее верхнюю часть, и применить углубление под каждый клапан. Занимаясь ремонтом двигателя автомобиля, следует различать особенности строений двигателей старого и нового образца.

Когда нужно регулировать клапаны

Обычно владельцы автомобилей ВАЗ-2109 проводят регулировку клапанов при обнаружении характерного звука или после полного ремонта двигателя. Специалисты настаивают на необходимости проводить регулировку после того, как автомобиль проходит 30 тыс. км. Такой вид работ могут провести в сервисном центре, но многие владельцы автомобилей предпочитают делать все самостоятельно.

Зачем нужно регулировать клапаны

Чтобы компенсировать термические расширения клапанов, в них должен быть зазор 0,2 мм для впускных, 0,35 мм – для выпускных. Допускается погрешность не больше 0,05 мм. При отсутствии зазоров или при их недостаточном размере клапан не сможет закрыть цилиндр.

Это вызовет снижение компрессии или даже прогар. При слишком большом зазоре двигатель потеряет свою мощность.

Подготовка к регулированию

Прежде чем начинать ремонтные работы, необходимо дать двигателю остыть. Температура для регулировки клапанов должна быть не боль 20 градусов.

Для работы вам потребуются такие инструменты:

  • набор гаечных ключей;
  • отвертка;
  • пинцет;
  • съемник;
  • измерительный щуп;
  • регулировочные шайбы;
  • прокладки для 8 клапанов.

Установите автомобиль на ручной тормоз, вывесите одно из передних колес с помощью домкрата – это даст возможность поворачивать коленвал, а затем включите 5-ю передачу.

После этого выполните последовательность действий:

  1. Патрубки отсоедините от крышки клапанов, демонтируйте воздухоочиститель. Затем разъедините тросы приводов заслонок от карбюратора.
  2. Открутите две гайки, снимите крышку и удалите остатки масла. Демонтируйте крышку ремня ГРМ.
  3. Поставьте поршень цилиндра № 1 в ВМТ такт сжатия.

Методика регулировки клапанов

После того как вы провели подготовительные работы, можно приступать к регулированию. Если вы уже занимались ремонтными работами в автомобиле, то порядок регулировки вам не покажется сложным.

Проводить регулирование необходимо по порядку цилиндров. Следует помнить, что клапаны 2, 3, 6, 7 – это впускные, а остальные номера выпускные.

Чтобы облегчить работу, можно разметить шкив распределительного вала специальными метками по кругу с расстоянием в 90 градусов. Когда осуществляется поворот распредвала на 90 градусов, оборот коленвала будет составлять 180 градусов.

Совместите отметки на шкиве и на панели кожуха ремня, после этого сделайте поворот по часовой стрелке еще на 2 зубца. Эта схема позволит отодвинуть кулачки.

Замеряйте зазор при помощи щупа. Если он двигается между толкателями и кулачками с небольшим усилием, все верно.

В случае когда зазоры не будут совпадать с номинальными, требует сделать следующее:

  • установите на шпильки подшипников инструмент для регулирования зазора;
  • разверните толкатель, чтобы отверстие было в вашу сторону. С помощью рычага переместите до упора толкатель, а затем зафиксируйте;
  • извлеките шайбу с помощью пинцета, на ней вы обнаружите пометку о толщине.

Для удобства подбора новой шайбы, вам пригодится специальная формула, по которой можно рассчитать толщину: Н = А + (В – С).

Таблица для расшифровки:

  • толщина новой шайбы – Н;
  • толщина старой – А;
  • присутствующий зазор – В;
  • нужный зазор – С.

Когда вы вычислите необходимую толщину шайбы и установите ее, необходимо снова сделать замер зазора. Повторяйте это действие, пока не получите нужный размер. Для остальных цилиндров проводите регулировку в том же порядке.

Регулировка клапанов ваз 2109 карбюратор 8 клапанов своими руками

Регулировка клапанов на ВАЗ 2109 своими руками

Многие автовладельцы ВАЗ 2109 привыкли обращаться за помощью в автосервис, даже при такой довольно несложной операции, как регулировка тепловых зазоров клапанов. На самом же деле эта работа не так уж сложна и ее можно сделать своими руками. Для этого достаточно лишь иметь следующий набор инструментов и приспособлений, список которых приведен ниже:

  1. Ключ на 10 для снятия клапанной крышки и кожуха ремня ГРМ
  2. Домкрат
  3. Длинногубцы или пинцет
  4. Приспособление для регулировки клапанов ВАЗ 2108-09
  5. Плоская и крестовая отвертки
  6. Необходимые регулировочные шайбы
  7. Набор щупов

Порядок регулировки тепловых зазоров клапанов на ВАЗ 2109-21099

Внимание! Двигатель автомобиля должен быть холодным и его температура в момент проведения регулировки не должна быть выше 20 градусов.

Видео руководство по выполнению работы

Чтобы наглядно продемонстрировать порядок работы по выполнению регулировки тепловых зазоров, было решено записать специальный видео ролик, который все показывает детально.

Если из представленного выше руководства вам осталось что-то непонятным, то ниже все будет изложено в привычной всем форме.

Фото отчет проведенного техобслуживания

Итак, прежде чем приступать к выполнению этой операции, первоначально нужно снять клапанную крышку, а также кожух, под которым находится механизм ГРМ.

После этого необходимо выставить газораспределительный механизм по меткам. Для этого поддомкрачиваем переднюю правую часть автомобиля, чтобы рукой можно было прокручивать колесо для выставления меток фаз газораспределения.

регулировка клапанов ваз 2109 карбюратор 8 клапанов своими руками

Затем крутим колесо до совмещения метки на звезде распредвала и риски на задней крышке ГРМ, как наглядно продемонстрировано на картинке ниже:

  1. В это же время смотрим, чтобы метка на маховике также совпадала с вырезом. Смотреть нужно в окошко, которое расположено справа от четвертого цилиндра на картере КПП. Предварительно необходимо вынуть резиновую заглушку:
  2. Когда распредвал находится в таком положении, можно приступать к измерению тепловых зазоров между кулачками и толкателями 1, 2, 3 и 5-го клапанов (отсчет ведется слева):
  3. Для впускных клапанов номинальный зазор должен составлять 0,20 (+-0,05)мм, а для выпускных 0,35 (+-0,05)мм. Если вы не знаете расположения, то могу сказать: слева направо по порядку: выпуск-впуск, впуск-выпуск и т.д.
  4. Если при замере зазоров они выходят за предельно допустимые значения, необходимо произвести их регулировку путем установки новых регулировочных шайб. Для этого одеваем планку на шпильки крышки клапанов и фиксируем ее гайками.
  5. Теперь подводим рычаг механизма к нужному клапану, и направляем его как бы между толкателем и кулачком распредвала, и до самого конца утапливаем клапан:
  6. И когда толкатель максимально прижат вниз, необходимо вставить фиксатор между распределительным валом и толкателем:
  7. Стоит отметить, что вырез на толкателе должен быть быть направлен к вам, чтобы можно было удобно вынуть регулировочную шайбу. Для этого очень удобно использовать длинногубцы:
  8. После этого смотрим на ее размер, который указан на задней ее стороне:
  9. Теперь считаем исходя из замеренного зазора и толщины старой шайбы, какая толщина новой шайбы должна быть, чтобы добиться оптимального зазора.
  10. Теперь можно вставлять новую шайбу на свое место и проводить регулировку дальше. Когда первые 4 клапана готовы, можно повернуть коленчатый вал на один оборот и провести аналогичную процедуру с остальными 4, 6, 7 и 8 клапанами.

Регулировка зазоров в приводе клапанов ВАЗ 2109

Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, при уменьшенном – полностью закрываться.

Зазор измеряется на холодном двигателе (при +20°С ) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой толкателя клапана.

Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2±0,05) мм, для выпускного – (0,35±0,05) мм. Зазоры регулируются подбором толщины регулировочных шайб. В качестве запасных частей поставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через 0,05 мм.

Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны – выпускные; второй, третий, шестой и седьмой – впускные.

Рекомендуется выкрутить свечи зажигания, чтобы легче проворачивать коленчатый вал.

Фиксатор должен быть установлен между распределительным валом и краем толкателя.
Для того чтобы легче вынуть регулировочную шайбу, в толкателе проточены два паза. Поверните толкатель так, чтобы было удобнее подцепить шайбу.

Толщина новой шайбы рассчитывается по формуле: H = B + A – C ,
где A – измеренный зазор, мм;
B – толщина старой шайбы, мм;
C – номинальный зазор, мм;
H – толщина новой шайбы, мм.

Пример (для впускного клапана):
A = 0,26 мм,
B = 3,75 мм,
C = 0,2 мм,
тогда
H = 3,75 + 0,26 – 0,2 = 3,81 (мм).

В пределах допуска зазора ±0,05 мм подбираем ближайшую по толщине шайбу (3,8 мм).

Поворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или за болт крепления шкива генератора. Запрещается проворачи-вать коленчатый вал за болт крепления шкива распределительного вала.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Отверните гайку крепления крышки фильтра и снимите шайбу. 2. Отстегните четыре пружинных зажима. 3. Снимите крышку воздушного фильтра.
4. Выньте из корпуса фильтрующий элемент. 5. Ослабьте затяжку хомутов и снимите шланги с патрубков на крышке клапанов. 6. Отверните четыре гайки.
7. Снимите со шпилек корпус фильтра и шланг забора теплого воздуха от патрубка. Отсоедините шланг от корпуса фильтра, предварительно ослабив затяжку хомута. 8. Отсоедините от шланга пластмассовый держатель, ослабьте затяжку хомута и снимите шланг с патрубка на крышке клапанов. 9. Отверните гайку и снимите кронштейн троса привода акселератора, оставив его висеть на тросе. Отверните две колпачковые гайки.
10. Снимите крышку клапанов. 11. Удалите масло из верхней части головки блока (вокруг толкателей клапанов). Установите приспособление для утапливания толкателей на шпильки крепления крышки клапанов и закрепите его гайками. 12. Отверните три болта и снимите переднюю крышку привода распределительного вала.
13. Установите поршень первого цилиндра в в.м.т. такта сжатия. Для этого поверните коленчатый вал так, чтобы метка на шкиве распределительного вала совпала с меткой (усиком) на задней крышке привода распределительного вала (см. примечания). Затем поверните коленчатый вал еще на 40–50°. При этом кулачки распределительного вала повернутся от толкателей. 14. Измерьте набором щупов зазоры у первого, второго, третьего и пятого клапанов. 15. Если зазор какого-либо клапана отличается от номинального, утопите толкатель этого клапана, нажав на ручку приспособления.
16. Удерживая толкатель в утопленном положении, установите фиксатор (см. примечания). 17. Отведите приспособление для утапливания от толкателя и выньте регулировочную шайбу, подцепив ее тонкой отверткой (см. примечания). 18. Запишите толщину регулировочной шайбы, которая нанесена на одной стороне. Если толщина шайбы не видна, измерьте ее микрометром.
19. Установите в толкатель новую шайбу необходимой толщины (см. примечания). Шайбу установите надписью вниз (к толкателю). Утопите толкатель приспособлением и уберите фиксатор. 20. Для проверки измерьте щупом зазор: если он отличается от номинального, повторите регулировку. 21. Поверните коленчатый вал на один оборот (360°) и отрегулируйте зазоры четвертого, шестого, седьмого и восьмого клапанов в таком же порядке. Затем залейте масло в верхнюю часть головки блока.
22. Установите переднюю крышку привода распределительного вала, крышку клапанов, воздушный фильтр и вверните свечи зажигания (моменты затяжки см. в приложении 3).

Видео про “Регулировка зазоров в приводе клапанов” для ВАЗ 2109



Регулировка клапанов ваз 2109 8 клапанов карбюратор

Зачем необходимо заниматься клапанами

Регулировка клапанов на ВАЗ — это процедура выставления определенного положения клапанов относительно кулачков распределительного вала. При ее проведении зазор (расстояние между двумя деталями) можно откорректировать согласно технической рекомендации автомобиля. Корректировка клапанов на ВАЗ 2109 является важной процедурой по нескольким причинам:

  1. Это необходимо для поддержания нормальной работоспособности мотора.
  2. При нормальном размере зазоров между рабочим телом и цилиндром мощность движка остается в пределах нормы. Если же это значение меняется (к примеру, зазор становится больше), можно заметить потерю мощности мотора в различных режимах роботы. Нередки случаи, когда клапан прогорал из-за длительного отсутствия регулировки.

Время от времени вам потребуется подгонять зазоры клапанов на ВАЗ 2109 и менять регулировочные шайбы. Почему это требуется делать постоянно? Дело в том, что здесь роль сыграла конструктивная особенность узла, точнее, его недоработка. В системе двигателя нет устройств, которые бы автоматически восстанавливали положение клапана, поэтому пользователю приходится делать это самостоятельно, вручную. Сама процедура не очень сложная, необходимо лишь подкрутить в некоторых местах специальные винты, проверить расстояние щупами, и все будет готово. На СТО за такую работу требуется платить, поэтому лучше научится все делать самостоятельно в своем гараже.

Выполнять процедуру стоит периодически — каждые 25000-30 000 км при езде в сложных для машины условиях. Если же авто не испытывает перегрузок, то регулировку рекомендуется повторять раз в 40 000 км. Если девятка была куплена с рук, то лучше провести полное обслуживание незамедлительно, поскольку мало кто из прошлых владельцев решит напоследок исправлять всякие мелочи.

Вы самостоятельно можете понять, что вашему ВАЗу нужно провести регулировку клапанов, если услышите стук из-под капота своего автомобиля. Стучат именно клапаны, у которых значительно увеличился зазор. Чтобы удостовериться в наличии проблемы, наверняка придется пойти в автомагазин и купить набор специальных щупов. При помощи щупов проверяются зазоры. Если есть отклонения от нормы, начинаем настройку положения.

Процесс регулировки

Теперь речь пойдет о том, как правильно настроить 2 вида клапанов. Чтобы добраться до нужных деталей, понадобится снять ГБЦ (головку блока цилиндров, крышку), под которой расположен распредвал с кулачками. Часто производится замена прокладки клапанной крышки, поскольку старая, скорее всего, износится к этому времени. Прямо под кулачками расположены необходимые нам регулировочные винты, чуть ниже — толкатели и сами клапаны, которых 8 штук. Под каждым из клапанов должен быть порядковый номер, в соответствии с которым нужно проводить регулировку всей системы.

Важно: работу стоит проводить на слегка прогретом двигателе — не более 20º-25°С. Температуры ниже и выше не подходят для нормальной процедуры корректировки.

  1. Нам нужно добраться до шкива, для этого требуется открутить 2 болтовых крепления. После этого снимается клапанная крышка ВАЗа 2109. Вооружаемся накидным либо гаечным ключом и скручиваем 2 болта.
  2. Поищите метку на шкиве распредвала (металлическое вкрапление на ободе) и метку на задней крышке (планка). Здесь есть много способов, но самый удобный для большинства заключается в том, чтобы взять большой ключ и провернуть шкив до метки. Поворачивать нужно гайку, которой крепится шкив, пока не совпадут 2 метки, делается это по часовой стрелке. Можно поворачивать исключительно шкив коленвала, ни в коем случае не перепутайте с распредвалом, который расположен выше.
  3. Протрите место, где расположены толкатели, сухой тряпицей, чтобы удалить остатки масла.

Поверните коленвал еще немного, пока кулачки и толкатели не сойдутся на одной линии. Между ними будет зазоры, замерьте их:

  • впускные клапана № 1, 2, а также № 3 и № 5 имеют зазор в пределах 0,35 мм;
  • выпускные — № 4,6,7,8, имеют чуть больший зазор — 0,2 мм;
  • максимальное отклонение от показателей — 0,05 мм, не более.

Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2109? Для этого меряем купленными щупами зазоры в таком порядке:

  • первым меряем 1, затем 2, после этого 3 и 5;
  • далее 4 и 6, затем 7 и 8.

Если какой-то из номеров имеет сильное расхождение по расстоянию до кулачка, его нужно заменить. Для этого нужно установить специальный зажим для пружины клапанов и шпильки ГБЦ, потом отверткой повернуть толкатель прорезями на себя. Сжать пружину и зафиксировать ее. Пинцетом или длинногубцами вытащить шайбы из прорезей, поменять на новые. Размер написан на обороте детали.

Примечание: перед регулировкой не получится узнать размер шайб, потому придется покупать их уже после того, как добрались до них.

Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2109 своими руками:

  1. Для замеров пар требуется поворачивать коленвал на 90°.
  2. При первом положении можно провести замеры пары 1 и 3. Если повернуть на четверть оборота, получится замерить зазоры 2 и 5 клапанов.
  3. Дальше меряем 8 и 6, последними — пару 4 и 7.

Так проводится замена направляющих втулок клапанов на ВАЗ 2109 карбюратор. Если установлен инжектор, понадобится снять трос газа и шланг сапуна, которые будут мешать при проведении работ.

Рекомендуется проводить корректировку клапанов перед тем, как заменить сальники клапанов. Сам процесс замены довольно сложный и требует отдельного описания. Единственное, что требуется знать, так это то, что эти работы между собой связаны. Замена сальников клапанов на ВАЗ 2109 требуется в случае появления голубоватого дыма со стороны двигателя. Дымок означает, что масло протекает на нагретые детали узла и сальники клапанов уже стерлись, поэтому появилась течь. Детали нужно заменить, но для этого придется разобрать большую часть узла в определенном порядке.

Притирка клапанов на ВАЗ 2109 — работа крайне важная и требует регулярного повторения. Не забывайте проверять состояние всех узлов время от времени и проводить соответствующее обслуживание, как это описано в руководстве к автомобилю. Если же не решаетесь выполнить работу самостоятельно — обратитесь в СТО, там вам помогут, но только за определенную плату.

Регулировка клапанов ВАЗ 21099

На автомобиле ВАЗ 21099 рекомендуют производить регулировку тепловых зазоров клапанов каждые 30 000 км. Если зазоры клапанов слишком большие, то от двигателя слышен громкий и неприятный стук, а если слишком маленькие — двигатель может троить и не будет тяги. Поэтому очень важно установить правильные зазоры на всех клапанах.

На инжекторном двигателе ВАЗ 21099i 1.5 л клапана регулируются с помощью специальных регулировочных шайб. Поэтому чтобы самому отрегулировать зазоры необходимо иметь регулировочные шайбы разных размеров. Или записывать на листок бумаги размеры всех установленных шайб, рассчитывать нужные размеры и ехать покупать уже необходимые шайбы. Также для самостоятельной регулировки тепловых зазоров необходимо иметь специальное приспособление для регулировки клапанов ВАЗ 2108-2115.

Читайте также:  Кто регулирует пластиковые окна

Какие зазоры должны быть

Если автомобиль ездить на бензине, то зазор необходимо устанавливать как в книге — впуск 0,20 мм, а выпуск 0,35 мм. Если на авто установлен газ, то делаем зазоры чуть больше — впуск 0,25 мм, а выпуск 0,40 мм.

Что необходимо для регулировки тепловых зазоров?

Кроме самого инструмента и спец приспособления также понадобится поменять и старую прокладку крышки клапанов.

Производитель Артикул Цена, руб.
Оригинал
ВАЗ 21081003270 56
Аналоги
VICTOR REINZ 3.7 703856900 125
ELRING 4.1 559431 184
GLASER X0896401 342

Необходимые инструменты

  • Домкрат;
  • Ключ на 10 мм;
  • Отвертка “-“;
  • Медицинский шприц со шлангой;
  • Приспособление для регулировки клапанов ваз 2108-2115;
  • Щупы регулировочные FORCE 61802;
  • Пинцет;
  • Микрометр;
  • Чистая ветошь;
  • Регулировочные шайбы разных размеров.

Как отрегулировать клапана на ВАЗ 21099

  • Если автомобиль ездил, оставляем его остывать с открытым капотом часа на 2-3;
  • Отключаем от дросселя трос газа и его поддержку;
  • Отсоединяем от клапанной крышки все подключенные патрубки;
  • Откручиваем две гайки крепления клапанной крышки и снимаем крышку;
  • Поддомкрачиваем переднее правое колесо;
  • Включаем пятую передачу на КПП;
  • Проворачиваем двигатель до установки первого цилиндра в ВМТ;
  • Крепим на болты клапанной крышки приспособление для регулировки клапанов;
  • Регулируем тепловые зазоры клапанов, проворачивая двигатель за приподнятое колесо;
  • После регулировки клапанов собираем всё в обратной последовательности.

Детали всей процедуры регулирования зазоров клапанов ВАЗ 21099 смотрите в фотоотчете.

Приступаем к регулировке тепловых зазоров клапанов. Перед нами обычный вазовский двигатель с объемом 1,5 л.

Первым делом будем снимать трос газа. Откручиваем два болта крепления кронштейна болта, ключ на 10 мм.

Отверткой поддеваем фиксирующую скобу тросика и снимаем её.

Прокручиваем трос и вытаскиваем наконечник троса из своего посадочного места на дросселе.

Сняв трос будем отключать от клапанной крышки все патрубки. Откручиваем хомуты указанные стрелками.

И спереди двигателя снимаем патрубок картерных газов.

Теперь нам осталось открутить две гайки крепления клапанной крышки. Используем для этого ключ на 10 мм.

И снимаем крышку с двигателя.

Поддомкрачиваем переднее правое колесо и включаем пятую передачу на КПП. Таким образом мы сможем прокручивать двигатель прокручивая колесо. Крутить рекомендуется по часовой стрелки, как работает сам двигатель.

Для регулировки клапанов нам понадобиться специальное приспособление. Прикручиваем его к шпилькам крепления клапанной крышки, как показано на фото.

С помощью шприца со шлангочкой убираем всё масло в колодцах между клапанами, Чтобы оно не мешало нам регулировать клапана.

Чтобы не снимать кожух ГРМ и не заморачиваться с порядком регулировки клапанов, мы будем регулировать клапана в том цилиндре, где кулачки распредвала смотрят вверх. Такт работы двигателя — 1,3,4,2 цилиндры, поэтому в таком порядке и регулируем клапана. В данный момент у нас кулачки подняты на втором цилиндре, тут и проверяем какой зазор находится между клапаном и распредвалом. Если зазоры в порядке, то прокручиваем двигатель по часовой стрелке, пока кулачки распредвала на первом цилиндре не поднимутся вверх и меряем зазоры.

Если зазор не соответствует норме, нам придется менять регулировочную шайбу на шайбу с нужным размером. Прокручиваем стаканчик клапана так, чтобы прорезь, указанная стрелкой, смотрела на нас. С помощью прикрученного ранее приспособления вдавливаем клапан, нажимая на рычаг.

В комплекте с приспособлением для регулировки клапанов идет такой фиксатор, необходимый для фиксации клапана в нажатом положении.

Устанавливаем фиксатор между клапанами, как показано на фото.

Убираем рычаг, которым вдавливали клапан, и видим как фиксатор, упираясь в распредвал, держит клапан нажатым за край стаканчика.

С помощью пинцета поддеваем шайбу из стаканчика, через специальное отверстие.

И вытаскиваем её из под распредвала тем же пинцетом.

Находим на шайбе размер. Обычно, если шайба была установлена правильно, размер указан всегда.

Высчитываем, какой размер шайбы нам нужен. Расчет произвести не сложно если перед снятием был замерен точный зазор и на снятой шайбе указан размер. Берем новую шайбу большего или меньшего размера, на то количество единиц, которое не соответствовало нужному зазору клапана.

Если на шайбе размер не указан, тогда в помощь нам понадобиться микрометр. Промерять шайбу необходимо по центру.

Устанавливаем шайбу с нужным размером. Надписью с размером на шайбе необходимо устанавливать вниз, чтобы распредвалом её не стерло и было проще регулировать клапана в следующий раз. После установки шайбы необходимо снова измерить зазор. Если зазор всё равно не соответствует, то процедуру расчета необходимо производить заново.

После проверки и регулировки всех тепловых зазоров клапанов, можно снимать приспособление и приступать к сборке.

Вытираем и обезжириваем посадочное место под клапанную крышку.

Очищаем, обезжириваем и устанавливаем новую прокладку на крышку клапанов.

Устанавливаем крышку и новые уплотнительные резинки под крепления клапанной крышки.

Заканчиваем работу, подключая всё снятое и отключенное ранее.

Порядок регулировка клапанов ваз 2109

В модели ВАЗ-2109 конструкторы изменили привычную до этого систему с цепным приводом распредвала. Несмотря на простоту старой конструкции, она имела высокую шумность и требовала дополнительной настройки через короткий промежуток времени. В девятках изменили форму верхней части поршня, добавили специальные углубления под клапаны. Важной задачей при регулировке также является выставление на одну ось распределительного и коленчатого вала, чтобы они проворачивались вместе.

Впускные и выпускные клапаны расположены в определенном порядке, это стоит учитывать при регулировке

Когда необходима регулировка

Регулировка клапанов требуется при возникновении неполадок в работе двигателя или после прохождения технического осмотра. Опытные автовладельцы могут довольно точно определить причину неисправности силового агрегата, основными признаками считаются следующие:

  • появление характерного стука при работе двигателя;
  • резкое увеличение расхода топлива;
  • нестабильная работа на холостом ходу.

Проводить регулировку клапанов также требуется после каждых 25-30 тысяч километров пробега. За это время некоторые детали изнашиваются и конструктивные зазоры увеличиваются. Диагностику можно сделать в сервисном центре, эта услуга стоит недорого.

Подготовительные работы

Из инструмента для регулировки потребуется:

  • набор гаечных ключей;
  • специальное приспособление для регулировки;
  • измерительный щуп;
  • несколько регулировочных шайб;
  • отвёртка;
  • пинцет;
  • прокладки на крышки клапанов.

Перед началом ремонта устанавливаем машину на ручной тормоз и включаем любую передачу. Одно из передних колёс должно быть на весу, чтобы коленвал мог легко проворачиваться.

Порядок действий следующий:

  1. Поднимаем капот.
  2. Отсоединяем все патрубки от крышки.
  3. Снимаем корпус стеклоочистителя.
  4. Выкручиваем свечи зажигания.
  5. Снимаем переднюю крышку ремня ГРМ.

Совет: Для наблюдения за текущим положением поршня нужно воспользоваться смотровым окошком.

Как регулировать: технология и порядок настройки + таблица

У многих моделей ВАЗ технология регулировки мало чем отличается. Тем, кто уже имел опыт такой работы с предыдущими версиями, будет легко разобраться. Зазоры выставляются по порядку работы цилиндров. Выпускные клапаны — это 1, 4, 5 и 8, если считать от ремня привода распределительного вала. Используем в работе следующую таблицу:

Используем таблицу, чтобы правильно определить номер цилиндра по положению коленвала

Совет: Перед началом регулировки стоит нанести дополнительные метки на шкив каждые 90 градусов.

  1. Перед регулировкой необходимо выставить поршень первого цилиндра. Для этого поворачиваем коленвал так, чтобы метки на шкиве и задней крышке ремня совпали.

Риски на шкиве и задней крышке ремня ГРМ должны быть на одном уровне

Устанавливаем распредвал таким образом, чтобы кулаки отошли от толкателей

С помощью щупа определяем величину за зазора на первом цилиндре

При увеличенных или уменьшенных зазорах необходимо выполнить следующие действия:

    Устанавливаем устройство для регулировки на корпус подшипников.

Устанавливаем приспособление для регулировки

Прижимаем толкатель с помощью рычага и фиксируем его в этом положении

С помощью пинцета достаем старую регулировочную шайбу

Следующей задачей является подбор новой шайбы оптимальной толщины. Расчёт этого параметра несложный, используем нижеприведенную формулу:

Н – толщина новой шайбы,

А – толщина снятой шайбы,

В – величина зазора,

С – необходимый зазор.

Устанавливаем новую шайбу и извлекаем фиксатор. Проверяем зазор щупом и при необходимости подбираем другую шайбу нужной толщины. В готовом наборе шайб присутствуют изделия с шагом 0,05 мм. Такую процедуру проводят для каждого цилиндра двигателя.

Видео: Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2109 своими руками

Особенности модификаций с инжектором или карбюратором

Немалая часть владельцев модели ВАЗ-2109 имеют комплектацию с инжектором. При регулировке здесь стоит учитывать один важный факт – это тепловое расширение. При работающем двигателе металлические детали немного увеличиваются в размерах, что приводит к уменьшению зазоров. Поэтому регулировку необходимо проводить только на холодном моторе. Так вы сможете правильно замерить зазор и подобрать регулировочную шайбу.

Какие приспособления для регулировки лучше выбрать

Обычный инструмент не подходит для точной и быстрой регулировки. Используются специальные приспособления, с помощью которых можно зафиксировать толкатель и провести другие работы. Сегодня в продаже есть специальные наборы для регулировки, их стоимость небольшая. Приобрести такой комплект будет выгоднее, чем пытаться сделать устройства из подручных средств. Не все смогут найти подходящие материалы и правильно сделать щуп или фиксатор, а в случае некачественного ремонта работа двигателя может стать ещё хуже.

Проверка качества работы

После окончания ремонта необходимо проверить работу двигателя. Сначала устанавливаем на место все демонтируемые элементы и вкручиваем свечи зажигания. После запуска двигателя не должно быть стука клапанов и другого стороннего шума. Рекомендуем проводить проверки в течение 15-20 минут – это позволит убедиться в нормальной работе цилиндров даже после нагрева.

Самому настроить клапана на модели ВАЗ-2109 несложно. Эту работу можно выполнить самостоятельно, главное – иметь в наличии специальный комплект и пару часов свободного времени. Используя пошаговую инструкцию и схему регулировки, вы сделаете работу качественно и сэкономите на поездке в автосервис.

Источник

Adblock
detector