Меню

Регулировка хода вилки велосипеда



О горном велосипеде — Настройка амортизационной вилки

Длительное увлечение каким-либо хобби ведет к непременному вкладываю в него денег. Велосипед не исключение. Амортизационные вилки на недорогих моделях имеют мало различий, а вот если захотелось чего-то лучше и довелось даже приобрести это «лучше», то самое время детальнее рассмотреть этот вопрос.

Можно взяться за чтение инструкции (что, кстати, неплохо и будет большим плюсом), но мало у кого хватает сил (или желания) дочитать до конца пособие в пятьдесят страниц.

Правильная настройка вилки влияет на дальнейший комфорт в поездках по пересеченной местности и асфальту. Неправильная настройка может превратить езду в пытку. Для начала стоит заметить, что бывают воздушные и пружинные вилки. В первом случае жесткость амортизатора регулируется давлением воздуха, во втором зависит от металлической пружины.

Настрока вилки под вес
Один из самых главных параметров настройки вилки — удачный подбор под соответствующий вес велосипедиста. Что касается пружинной вилки, то тут все сложно, так как заводы выпускают их в расчете на среднестатистического ездока, весом в 75-85 килограмм (тем не менее, для хороших вилок существуют пружины различной мягкости и имеется регулировка преднагрузки).

Получается двоякая ситуация: чем тяжелее велосипедист, тем большее давление будет на пружину, соответственно, она сильнее проседает, и возрастает риск ее пробития на каком-либо жестком участке. В другом случае, когда вес велосипедиста слишком мал, амортизация получается некачественная, ведь данного веса получается недостаточно, чтобы преодолевать сопротивление пружины на различного рода неровностях.

При большом весе очень ценна регулировка преднагрузки (она же Preload), которое, повышает жесткость (закручиванием) пружины механическими упорами. Небольшие неровности обрабатываются несколько хуже, но шанс «пробить» амортизатор заметно меньше. Так пружинная механика перестанет реагировать на мелкие неровности земной поверхности. Уже надоело читать? Можно отбросить все заморочки, но какой тогда смысл покупать более качественную деталь? Поэтому продолжим.

Более универсальное решение: воздушные вилки, настройку которых можно произвести практически под любой вес при помощи насоса высокого давления (который часто идет в комплекте). Купить его отдельно, однако, также не составит труда.

Можно попробовать накачать вилку обычным насосом (ведь ниппель, обычно, автомобильный), если есть масса свободного времени и сил (но гарантий, что результат будет достигнут, нет). Насосы высокого давления комплектуются накручивающимся шлангом и специальной кнопкой для стравливания давления.

Какое давление должно быть в вилке
Либо в инструкции, либо на одной из штанин вилки, располагается таблица соотношения давления вилки и веса ездока. Ею стоит руководствоваться, с поправкой на собственные ощущения. Многие предпочитают накачивать вилку до большего давления чем то, которое указано в таблице. Так ее сложнее пробить и, вероятно, она будет хуже обрабатывать мелкие неровности. Поэтому необходимо доиться сэга в 15-20% от хода подвески. К примеру, если вилка имеет ход в 100 мм, то, соответственно, 15-20 мм уходит на сэг.

Сэгом называют разницу хода вилки ненагруженного и нагруженного велосипеда. Если объяснить человеческим языком, то сэгом является проседание вилки после того, как на велосипед сядет его владелец. По порядку: следует накачать до указанного в таблице давления вилку. После того, как заданное давление будет достигнуто, самое время сесть на седло. Понять, какой сэг на вилке, поможет резиновое кольцо на одной из ее ног. Если такого кольца нет, можно самостоятельно его сделать из подручных материалов.

Недостаточной величины сэг будет причиной того, что рукам будет некомфортно на мелких неровностях — вилка их прото не обработает. А если с сэгом переборщить, то данная ситуация может закончиться «пробоем» переднего амортизатора, что тоже не сулит ничего хорошего.

Необходимость негативной пружины в велосипедной вилке
Кажется, что все довольно просто, и сжатого воздуха должно вполне хватать для эффективной работы вилки. Но, как ни странно, в работе данной системы одной отталкивающей силы мало, так как нужна еще и сжимающая, в противодействие первой.

Обычного среднестатистического веса велосипедиста просто не хватит, чтобы заставить вилку отреагировать на неровность дороги и это стало причиной установки негативной пружины. Ее функция состоит именно в том, чтобы вилка могла реагировать на мелкие неровности, помогая сработать.
Вышеописанный механизм втречается в нескольких вариациях: металлическая пружина или отдельная воздушная камера.

Dual или Solo Air
В своем большинстве хорошие вилки сделаны по технологии Solo Air с одинаковым давлением в обеих камерах. По данной технологии накачка сразу нескольких камер происходит одновременно через один установленный ниппель, что не имеет ничего общего с технологией Dual Air, с которой появляется возможность регулировки негативной пружины.

Читайте также:  Регулировка петлей крышки багажника ваз 2114

Система Dual Air довольно сложна для многих новичков, так как они, особенно не разбираясь в устройстве вилки, не понимают, что к чему. Dual Air, честно говоря, требуется преимущественно спортсменам, которым важны секунды. В простой езде необходимости в подобной конструкции нет. Более того, вилка только потребует больше времени на настройку.

Настройка отскока вилки
Важная базовая функция каждой рабочей амортизационной вилки — отскок (Rebound). Если бы масляный демпфер отсутствовал, то пружина бы в одно мгновенье отскакивала назад, а после сразу сжималась, отбивая руки. В обычных вилках силу отскока можно настроить специальной регулировкой (на крышке обычно нарисованы плюс и минус). Новичкам будет полезно найти участок с неровностями и проехать по нему. В зависимости от ощущений настроить отскок и запомнить положение.

Можно сделать это в несколько этапов: проехать с имеющейся настройкой. Затем, если отскок выставлен не самый быстрый, сделать это и снова проехать по выбранному отрезку. Если слишком быстрый и рукам крайне некомфортно, то подкрутить на 1/4 регулировку и повторить. Цель всего вышеописанного: найти момент, когда вилка не только не выбивает руки на отскоке, но и отсутствует задержка от масляного демпфера.

Закручивание отскока на максимум приведет к срабатыванию вилки с задержкой, которая довольно сильно ощущается. Как следствие, на серии повторяющихся неровностей «отработать» каждое вилка банально не успеет. Эластомер играет роль демпфера в дешевых вилках. Отрицательные температуры приводят к его затвердеванию и он легко может перестать функционировать.

Кстати, будет полезно упомянуть, что есть «платформа» — технология, которая предотвращает излишнюю раскачку амортизаторов. Устанавливается в более дорогих вилках и ввиду этого, количество настроек в них тоже отличается в бОльшую сторону (высоко- и низкоскоростная компрессии, высоко- и низкоскоростной отскок).

Блокировка вилки
Но вернемся к нашим баранам, как говорится. Довольно немало производителей уже на вилках среднеценового сегмента предлагают блокировку. Это невероятно удобное дополнение! Только представьте: на асфальте можно получить аналог жёсткой вилки, просто переведя рычажок в положение «заблокирована». Если рассмотреть отдельные модели, то на них блокировка вилки и вовсе включается удаленно, при помощи рычажка на руле.

Больше экспериментировать во время катания с новой вилкой — залог правильной ее настройки и комфорта в поездках. Бояться этого не нужно, скорее наоборот, постараться подобрать наилучший для себя вариант.

Источник

Правильная регулировка вилки велосипеда

5 минут Автор: Михаил Скворцов 513

Передний подвес – демпфирующее устройство для сглаживания колебаний на неровных дорогах и пересеченной местности. Узел расположен в одноименной детали – вилке. Функции амортизатора – гасить все колебания, улучшить комфортность езды, снизить нагрузку на раму и ободья колес.

Передняя подвеска – настраиваемая часть. От степени ее регулировки будет зависеть эффективность реального передвижения. К примеру, недостаточный ход амортизатора не позволит нивелировать крупные колебания при наскоках на препятствия, а ударные нагрузки на раму возрастут.

Слишком мягкий подвес будет ухудшать динамические показатели велосипеда. В общем, требуется полное соответствие всех параметров заявленным требованиям. В статье рассмотрим, как сделать мягче вилку на велосипеде, отрегулировать компрессию и настроить скорость хода.

Настройка мягкости вилки на велосипеде

Предварительная настройка хода амортизационной вилки – preload – позволяет выставить жесткость пружин. В оптимальном состоянии демпфирующая система гасит колебания, где это необходимо, и сохраняет твердость на ровных участках.

Регулировка заключается в изменении расстояния между верхней «ненагруженной» и нижней точкой максимального давления.

Рассмотрим несколько примеров:

В первом случае ход вилки близок к максимально возможному. На дорогах это выльется в постоянные колебания пружин «вверх-вниз» под давлением велосипедиста. Что интересно, препятствия в виде кочек и выбоин такая вилка будет отрабатывать плохо.

Второй вариант – высокая жесткость вилки, длина хода менее 50% от первоначального. Для беспрепятственного проезда крупных препятствий этой величины недостаточно.

В третьей ситуации амортизатор полностью настроен, позволит эффективно отбивать удары, не ухудшая динамику велосипеда. В среднем, правильная настройка – от 70% до 90% хода вилки от расстояния в ненагруженном состоянии.

Читайте также:  Sturm bt9152bl регулировка карбюратора

Метод preload зависит от типа амортизатора:

  1. На пружинных моделях величина сжатия изменяется вручную с помощью специального регулятора. При замене пружины для усиления нагрузки подбирается более жесткий амортизатор, и наоборот.
  2. Для пружинно-воздушных вилок настройка жесткости проводится через давление в камере.
  3. На пневматических амортизаторах ход вилки регулируется изменением давления в позитивном секторе.

Измерить нагрузку можно в неподвижном положении, сидя на велосипеде или в процессе движения. Для точных результатов корректировку рекомендуется проводить небольшими подходами.

Виды компрессии передней подвески

Компрессия позволяет изменять скорость сжатия вилки, обеспечивая равномерный ход и плавное затухание. На передней вилке профессионального уровня компрессия представлена тремя вариантами:

  • низкоскоростная,
  • высокоскоростная,
  • блокирование.

Первый тип компрессии стабилизирует положение велосипеда на неровностях. Мягкость, точность прохождения препятствий, комфорт – все это низкоскоростная компрессия. По сути, ее настройка есть preload, о которой уже сказали выше.

Высокоскоростная компрессия отвечает за снижение ударных нагрузок на колесо, раму и велосипедиста. Замедляет ход амортизатора на приземлении, благодаря чему велосипед не подскакивает.

Функция блокировки вилки позволяет перевести ее в режим 100%-ной жесткости. Устанавливая подвес на фиксированное положение, велосипедист выкатывает байк на ровные дороги. Для езды по пересеченным трассам вилку лучше не блокировать.

На некоторых воздушных моделях (например, Dual Air) можно отрегулировать отдельно давление и в позитивной, и в негативной камерах. Превышение компрессии в негативной части сделает вилку чрезмерно мягкой, а сам велосипед начнет раскачиваться на ходу.

Регулировка скорости отбоя амортизатора

Отскок амортизатора характеризует скорость возвращения вилки в исходное положение под нагрузку. Скорость срабатывания отбойного механизма должна быть такой, чтобы амортизатор не выстреливал сразу же и смог погасить удар от следующего препятствия.

Как определить эффективность отскока велосипедной вилки? При движении по неровностям удары гасятся раньше, чем попадут на руль – отскок настроен хорошо. Амортизатор не срабатывает на мелких препятствиях – необходима небольшая корректировка. И, наконец, запущенный случай, когда отбой сильно запаздывает.

Настройка отскока на ходу:

  1. Найти дорогу или тропинку с неровностями.
  2. Выставить регулятор на самый быстрый отскок.
  3. Разогнаться, по ощущениям проверить, насколько сильно бьет в руль.
  4. Подкручивать регулятор, пока биение не прекратится.

Важно настроить Rebound так, чтобы удары не приходились на колесо, но при этом сохранилась мягкость езды. Если отскок выставлен на правильное значение, но амортизатор ведет себя непредсказуемо, возможно, придется заново отрегулировать ход вилки и компрессию.

Настраивать переднюю вилку рекомендуется не сразу, а в последовательности «Preload – Compression – Rebound». Индивидуальный подбор каждого параметра улучшит работу амортизатора и подарит комфортные поездки.

Источник

Правильная регулировка вилки велосипеда

С каждым годом транспорт становится совершеннее. И велопроизводители не отстают от транспортных концернов, совершенствуя свою продукцию. Уже не одно десятилетие на любой хороший велосипед, предназначенный для бездорожья и горной местности, устанавливается амортизационная вилка. Она способна сглаживать неровности дороги и блокировать вибрации, поступающие на руль, благодаря чему руки райдера способны долго не уставать и крепко удерживать руль. Однако, чтобы обеспечить себе комфортное передвижение, уже перед первым использованием должна быть проведена надлежащая регулировка вилки велосипеда.

Что такое амортизационная вилка

Амортизационная вилка – это один из компонентов, устанавливаемых на велосипед, и предназначенный для соединения колеса с рамой. Ее часть, предназначенная для крепления колеса, называют «ногами», а блок: «ноги», «корона» и «шток» служит для крепления к раме и рулю. Также вилка комплектуется картриджами отскока и компрессии, пружинами.

Основными функциями компонента являются:

  • обеспечение удобства райдера во время движения по пересеченной местности. Велосипед, оснащенный системой амортизации, мягко преодолевает препятствия и неровности дороги;
  • экономия энергии велосипедиста. Вилка обеспечивает уверенное прохождение неровных участков трассы, на движение по которым райдеру потребовалось бы прилагать гораздо больше усилий;
  • сохранение здоровья велосипедиста. Вибрации, которые передаются на руль, негативно сказываются на состоянии позвоночника и суставов райдера. Установленная на велосипед амортизационная вилка с правильной регулировкой значительно снижает их отрицательное воздействие;
  • улучшение управляемости байка. Именно вилка позволяет поворачивать колесо в направлении поворота руля;
  • распределение нагрузки, которая оказывается на велосипед в процессе торможения.

Регулировка

Работа вилки напрямую зависит от правильности настройки. На ее параметры влияют вес райдера, трасса, по которой будет передвигаться велосипед, а также стиль езды.

Читайте также:  Что регулирует фз 116

Вилка настраивается в следующем порядке:

  • устанавливается нагрузка, оказываемая на велосипед (SAG);
  • настраивается скорость отскока;
  • регулируется быстрота сжатия.

Чтобы велосипед был отрегулирован правильно, настройки следует производить поэтапно, оценивая работу механизма. Если в результате изменения настроек вилка ухудшила свою работу, необходимо вернуть изначальные параметры и приступить к регулировке заново.

Регулировка СЭГА

СЭГом называют максимальную величину хода, на который подвеска проседает при посадке райдера на маунтинбайк. То, как байк реагирует на неровности дороги, в большей степени зависит от правильно отрегулированной предварительной нагрузки. Вилка будет в полной мере выполнять свои амортизационные функции и не позволит провиснуть подвеске под массой райдера.

При нехватке СЭГа подвеска станет жесткой, велосипед будет с трудом преодолевать препятствия. Большой СЭГ приведет к большим энергозатратам от велосипедиста, что обязательно скажется на комфорте передвижения. Оптимальная величина хода зависит от стиля езды, но чаще всего составляет от 20 до 30 % полного хода, которым обладает подвеска.

Большинством производителей на велосипед устанавливается специальное кольцо, позволяющее произвести настройку хода. При его отсутствии на ногу можно закрепить одноразовый хомут.

Регулировка хода зависит от типа механизма. Пружинная вилка регулируется степенью сжатия этой самой пружины. Если на велобайке установлена воздушная вилка, ее параметры изменяются путем регулировки давления воздуха в дополнительной камере. Настройки пружинных подвесок меняются только посредством установки новой пружины. Чтобы увеличить величину нагрузки, на велосипед следует установить жесткую пружину, для ее уменьшения пойдет пружина с меньшей жесткостью.

Оптимальный СЕГ определяется опытным путем. Для этого необходимо на ногу вилки надеть пластиковый хомут, затем следует сесть на велосипед и прижать его, имитируя давление рук на руль. То, насколько просядет подвеска и будет составлять СЭГ. Его величина будет соответствовать сдвигу хомута.

Настройка компрессии. Ее виды

Компрессия определяет реакцию передней вилки на неровности дороги и регулирует скорость сжатия подвески. Она размещается на правой ноге и позволяет настраивать жесткость. При полном закручивании вилка перестает реагировать на ямы и выбоины, уменьшается раскачивание байка при педалировании. Существуют следующие виды компрессии:

  • низкоскоростная – отвечает за мягкость хода, участвует в регулировке проседания вилки при торможении. Срабатывание происходит в начале хода. При увеличении жесткости происходит рост скорости педалирования, при ее снижении маунтинбайк будет более комфортно преодолевать участки бездорожья. Настройка параметров производится из выкрученного положения;
  • высокоскоростная – изменяет прогрессию в конце хода вилки. Обеспечивает сохранность амортизационной системы при прохождении препятствий и агрессивных приземлениях;
  • блокировка – при развитии высокой скорости компрессия нередко блокируется. Отсутствие амортизации позволяет быстро разгонять велотранспорт при поездках по шоссе. Во время передвижения по бездорожью подвеска должна находиться в рабочем состоянии.

Регулировка отскока

Параметр показывает, с какой скоростью подвеска возвращается в первоначальное положение после сжатия. Если маунтинбайк движется с большой скоростью, отскок должен происходить мгновенно, чтобы вилка успела приготовиться к преодолению следующего препятствия. Удары и колебания, которые испытывает велосипед, должны гаситься до передачи на руль.

Настройка скорости отскока производится постепенно, начиная с малых значений, медленно доводя его до желаемых величин. Однако специалисты не рекомендуют устанавливать настройки на максимальных значениях, так как вилка может просто не справиться с такой нагрузкой.

При настройках следует принимать во внимание, что скорость отскока в значительной степени зависит от густоты масла. Поэтому райдерам, которые эксплуатируют велотранспорт в зимний период, следует учитывать, что отскок будет происходить с задержкой.

Регулировка хода вилки или ее блокировка

Чем большим диапазоном хода обладает подвеска, тем большие по размеру препятствия может преодолевать маунтинбайк. Возможность регулировки длины хода присутствует в подавляющем большинстве велобайков премиального сегмента. Однако некоторые бюджетные модели также позволяют постепенно плавно регулировать мягкость хода. Блокировка предусматривает полное отключение амортизационной вилки во время езды по скоростному шоссе для увеличения скоростных показателей велосипеда. Не следует изменять регулировку при чередовании шоссейных и пересеченных участков, так как это приведет к выходу системы из строя.

Итоги

Индивидуальные настройки вилки позволяют сделать комфортным передвижение на велосипеде по самым труднопроходимым трассам. Содержание данной статьи и простой инструмент позволят усовершенствовать маунтинбайк и дадут возможность получать от велопоездок максимальное удовольствие.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Adblock
detector