Регулировки кастора
Угол продольного наклона (кастер) — угол между осью поворота колеса и вертикалью на виде сбоку. Считается положительным, если ось наклонена назад относительно направления движения.
Развал — наклон плоскости колеса к перпендикуляру, восстановленному к плоскости дороги. Если верхняя часть колеса наклонена наружу автомобиля, то угол развала положительный, а если внутрь — то отрицательный.
Схождение — угол между продольной осью автомобиля и плоскостью, проходящей через центр шины управляемого колеса. Схождение считается положительным, если плоскости вращения колес пересекаются перед автомобилем, и отрицательным, если они, наоборот, пересекаются где-то сзади.
Ниже приведены эксперимены, позволяющие уяснить, как влияют регулировки колес на поведение автомобиля.
Для тестов выбран «Самара» ВАЗ-2114 — большинство современных иномарок не обременяет владельца диапазоном и выбором регулировок. Там все параметры заложены заводом-изготовителем и повлиять на них без конструктивных переделок достаточно сложно.
У нового автомобиля — неожиданно легкий руль и невнятное поведение на дороге. Углы схода-развала находятся в поле допуска, за исключением продольного угла наклона оси поворота левого колеса (кастера). Применительно к передней подвеске отечественного переднеприводного автомобиля установка углов всегда начинается с регулировки кастера. Именно этот параметр, с одной стороны, служит определяющим для остальных, а с другой — в меньшей степени сказывается на износе шин и прочих нюансах, связанных с качением автомобиля. Более того, данная операция наиболее трудоемка — думается, именно поэтому о ней «забывают» на заводе. Только потом, разобравшись с продольными углами, грамотный мастер начинает регулировать развал, а затем и схождение колес.
Содержание
Вариант 1
Мастер максимально сдвигает углы продольного наклона стоек, уведя их в «минус». Мы как бы сдвигаем передние колеса назад, к брызговикам колесных ниш. Ситуация, довольно часто встречающаяся на старых и сильно «уезженных» машинах либо после установки проставок, поднимающих заднюю часть автомобиля. Результат: легкий руль, быстрые отклики на его малейшие отклонения. Однако «Самара» стала излишне нервной и вертлявой, что особенно заметно при скорости после 80-90 км/ч и выше. У автомобиля нестабильны отклики при входе в поворот (необязательно быстрый), норовит рискнуть в сторону, требуя от водителя постоянного подруливания. Ситуация осложняется при выполнении маневра «переставка».
Вариант 2
«Правильное» положение стоек (наклонены в «плюс»), выставлены в «ноль» и углы схождения и развала. Рулевое колесо стало упругим и информативным, и немного более «тяжелым». Автомобиль едет четко, понятно и правильно. Исчезли вертлявость, невнятные взаимосвязи и траекторные рыскания. На «переставке» ВАЗ легко опередил предыдущий вариант.
Вариант 3
Излишне «положительный» развал. Изменять его без коррекции схождения нежелательно, посему вводится еще и положительное схождение.
Опять «полегчал» руль, стали ленивее отклики на входе в поворот, увеличилась боковая раскачка кузова. Но катастрофических ухудшений в характере нет. Однако при моделировании экстремальной ситуации «чувство руля» теряется. С появлением скольжений неожиданно рано осложняется попадание в заданный коридор на «переставке» и машина начинает скользить слишком рано. В быстрых поворотах доминируют сильнейшие проскальзывания передней оси.
Вариант 4
Вариант со спортивными амбициями: всё в «минус»», за исключением кастера. Автомобиль с такими настройками повороты проходит увереннее и быстрее, как и маневр «переставка». Отсюда и лучший результат.
Итак, есть масса простых и весьма эффективных способов менять характер автомобиля, не прибегая к дорогостоящим заменам узлов и деталей. Главное, не пренебрегать регулировками — зачастую они оказываются очень важными.
Какому из вариантов отдать предпочтение? Для большинства приемлемым окажется второй. Он наиболее логичен для повседневной езды, причем как с частичной, так и с полной нагрузкой. Надо лишь учитывать, что, увеличивая продольный наклон стойки, вы не только улучшаете поведение машины, но и повышаете стабилизирующее (возвратное) усилие на руле.
Последний, наиболее «быстрый» вариант настройки больше подходит околоспортивной публике, любящей поимпровизировать с автомобилем. Отдавая предпочтение данным регулировкам, надо учитывать, что с увеличением нагрузки значения углов схождения и развала будут возрастать и могут выйти за допустимые рамки.
Источник
На что влияет угол кастера, как производится его регулировка
Один из важнейших параметров настройки подвески автомобиля – угол кастера. От него напрямую зависит то, как будет вести себя машина на дороге. Немалые затруднения выбор оптимального угла вызывает у инженеров при настройке спортивных автомобилей.
Что такое угол кастера
Углом кастера, или просто кастером, называется отклонение оси поворота колеса от вертикали. Необходимость его существования обусловлена желанием получить самоцентрирующуюся рулевую систему. Этот параметр влияет на поворачиваемость автомобиля в различных условиях:
- при разгоне;
- торможении;
- движении накатом.
Для большей наглядности можно рассмотреть угол кастера на велосипеде. Как известно, ось вращения руля у него не вертикальна, а имеет наклон. Набрав некоторую скорость, велосипедист может отпустить руль, а велосипед при этом будет ехать прямо. Этот эффект достигается благодаря тому, что пятно контакта переднего колеса с поверхностью расположено позади пересечения оси вращения руля с землей.
Чем больше угол кастера, тем лучше центрируются колеса, однако при этом ухудшается поворачиваемость автомобиля, увеличивается радиус разворота и ухудшается сцепление с неровной или скользкой дорогой. С его уменьшением (чем меньше отклоняется от вертикали ось поворота колеса) сцепление передних колес с поверхностью улучшается, однако возникает такое явление, как избыточная поворачиваемость.
При настройке подвески гоночного автомобиля инженеры исходят из того, в каких дорожных условиях будет проводиться заезд. Если трасса неровная, медленная, с обилием шпилек, угол уменьшают, если же ехать предстоит по скоростной трассе с ровным покрытием, угол увеличивают.
Влияние угла кастера на управляемость
Величина пятна контакта шины с дорогой зависит от развала колес. Цель регулировки развала – добиться максимальной площади контакта. Развал колес влияет в основном на колеса, находящиеся с внешней стороны поворота, на которые приходится основная нагрузка. Угол кастера обеспечивает изменение развала колес в повороте. Колеса наклоняются внутрь поворота и лучше соприкасаются с дорогой, противодействуя выталкивающей центробежной силе.
Чем меньше отклонение оси поворота колеса от вертикали, тем сильнее выражена поворачиваемость автомобиля, максимально возможная поворачиваемость достигается при нулевом значении угла кастера. Это объясняется тем, что колесо при повороте руля поворачивается на больший угол. Подвеска при этом работает максимально эффективно, ведь все рычаги двигаются вверх-вниз в вертикальной плоскости. Амортизаторы также работают с максимальной эффективностью, лучше поглощая неровности дорожного полотна.
При маленьком кастере возникает вероятность сноса передней оси автомобиля при ускорении на выходе из поворота. Это происходит из-за того, что центр тяжести во время ускорения смещается назад, передняя ось разгружается, и колеса хуже держат дорогу. Также маленький угол кастера ухудшает самоцентрирование колес, поскольку уменьшается сила, вынуждающая колеса сохранять прямое направление.
Большой кастер грозит сносом передней оси при движении накатом или торможении на входе в поворот, поскольку колеса меньше отклоняются в сторону. На выходе из поворота, наоборот, поворачиваемость улучшается, т.к. колеса в большей степени наклоняются внутрь поворота, увеличивая пятно контакта с дорогой.
Самостоятельная регулировка
Многие автовладельцы, стремясь улучшить ходовые качества своих машин, самостоятельно изменяют угол кастера. Как показывает практика, зачастую этот шаг оправдан, особенно если речь идет об отечественных авто. Нередки случаи, когда на новом автомобиле марки ВАЗ углы слева и справа сильно отличаются друг от друга. Даже если расхождение находится в пределах допустимого, управляемость от этого сильно страдает.
На заднеприводных «Жигулях», например, ВАЗ-2105 или 2107, угол составляет 3 градуса 30 минут, плюс-минус 30 минут. На переднеприводных моделях, например, на «Приоре», ВАЗ-2109, ВАЗ-2110, этот угол меньше, всего 1 градус 30 минут, плюс-минус 30 минут. Если кастер одного переднего колеса ВАЗ-2105 составит 3 градуса ровно, а другого – 4 градуса ровно, что является нормой по заводским меркам, машину неизбежно будет уводить в сторону.
Регулировка угла кастера осуществляется путем удаления или добавления шайб на растяжках подвески. Максимально допустимое количество шайб – две спереди и четыре сзади, при этом добавление или удаление одной шайбы изменяет угол кастера на 19 минут. Добавляя шайбы, необходимо переворачивать их фасками к упорному торцу растяжки.
Разумеется, в гаражных условиях проводить данную процедуру нельзя. Регулировка угла кастера производится только совместно с регулировкой развала и схождения колес, иначе настройки подвески будут нарушены, и машина может вести себя совершенно непредсказуемо.
Любители тюнинга для его увеличения снимают штатные опоры стоек и устанавливают вместо них опоры SS-20. на переднеприводных автомобилях ВАЗ, в том числе на «Приоре» такая замена вкупе с установкой максимального числа шайб позволяет увеличить угол до 3 градусов. Управляемость машины при этом заметно меняется, общий эффект оказывается положительным.
Нередко для улучшения управляемости достаточно просто заменить опоры стоек такими же. Несмотря на то, что угол кастера при этом сколько-нибудь значительно не изменится, результат будет, что называется, налицо. Все дело в физическом износе. Сигналом того, что опоры нуждаются в замене, являются негромкие глухие стуки, проявляющиеся при езде по неровной дороге на низкой скорости. Подтвердить диагноз можно, раскачав автомобиль и посмотрев, одинаково ли стойки гасят колебания с левой и правой стороны. Если нет – нужно менять опоры.
Выбирая новые опоры стоек, не следует брать самые дешевые. Лучше купить или штатные или SS-20. Последние стоят намного дороже, но и прослужат не в пример дольше, а ввиду того, что замена опор – дело сложное и трудоемкое, переплата может быть вполне оправданной.
Источник
Приобрёл Оку. Есть вопросы
27 января 2015, 19:47 #26 + 2
[Q name=slawko, 27 января 2015, 17:47, #22] пружины поменял. спереди где-то, 10мм прибавка. сзади — 15мм. думаю, не сделать ли спереди, проставку под опорную чашу. 5-7мм. не будет ли критично, для шрузов
Не бери в голову,все твои 10-15 мм во первых не критичны ни для чего,во вторых эти миллиметры исчезнут через 100-500 км. пробега.!Не мешай машине ездить. А проходимость-нехай твой форд закроется тряпочкой,там где пройдет Ока-пройдет лишь пешеход.
31 января 2015, 17:33 #27 + 1
парни. есть у кого чертёж дистанционного кольца? надо?
31 января 2015, 23:28 #28
slawko, 31 января 2015, 17:33, #27
парни. есть у кого чертёж дистанционного кольца? надо?
. что такое — дистанционного кольцо. . по букварю — вроде нет такого.
1 февраля 2015, 11:06 #29
KirGen, 31 января 2015, 23:28, #28
. что такое — дистанционного кольцо. . по букварю — вроде нет такого.
ген. ну как нет. на переднем тормозном диске — есть. и фото тому в подв. хочу токарю заказать алюминиевые кольца — 10,15мм толщ. вылет колёс сделать побольше. шпильки то позволяют. кста, у кого есть токарь — воспользуюсь. оплата и пересыл за мной.
. раз есть спереди родное кольцо, значит его можно заменить на другое. ну а раз есть спереди, почему бы не поставить и сзади.
1 февраля 2015, 14:21 #30
slawko, 1 февраля 2015, 11:06, #29
ген. ну как нет. на переднем тормозном диске — есть. и фото тому в подв. хочу токарю заказать алюминиевые кольца — 10,15мм толщ. .
. на твоем снимке есть ступица. и есть диск переднего колеса. . кольца нет.
. ты давай определись точно. по-научному.
1 февраля 2015, 15:19 #31
а рука что держит? данный девайс, одним болтом, снаружи, прикручивается к тормозному диску. и есть ни что иное как «дистанционное кольцо». разве нет? http://car-exotic.com/vaz-cars/vaz-2107-car-brake-9.html
куда уж научнее то.
1 февраля 2015, 16:06 #32
. ну. ты даешь. . залез в тему «Ока». а показываешь кольцо от ВАЗ-2107.
. авторитетно говорю — это разные машины.
1 февраля 2015, 16:16 #33
KirGen, 1 февраля 2015, 16:06, #32
. ну. ты даешь. . залез в тему «Ока». а показываешь кольцо от ВАЗ-2107.
. авторитетно говорю — это разные машины.
смотри предыдущее фото. там диск с кольцом от оки. там ТРИ шпильки. недавно менял пружины. ну ты в курсе. соотв. снимал колёса. гляжу, на кольце болт незатянут, которым оно, к тормозному диску, крепится. раскрутил. кольцо снял. осмотрел. поставил обратно. пришла мысль, поставить дистанционные кольца потолще. что не так. на рынке в южном, когда щётки искал, хотел купить эти кольца. в наличии было только одно. сам их видел и в руке держал.
машины мож и разные. а кольца, как я понимаю, есть у всех.
1 февраля 2015, 16:51 #34
slawko, 1 февраля 2015, 16:16, #33
. сам их видел и в руке держал. машины мож и разные. а кольца, как я понимаю, есть у всех.
. похоже. ты прав. . а в букварях о них ничего не сказано.
. а ведь сам несколько раз их трогал при смене тормозного диска.
1 февраля 2015, 17:05 #35
KirGen, 1 февраля 2015, 16:51, #34
. похоже. ты прав. . а в букварях о них ничего не сказано.
. а ведь сам несколько раз их трогал при смене тормозного диска.
да, ладно. ну ты мысль мою понял. вот ищу где бы размеры эти найти. чтоб токарю дистанционно сбросить. не снимать же самому размеры. эх. надо было взять тот диск.
1 февраля 2015, 17:46 #36
slawko, 1 февраля 2015, 17:05, #35
да, ладно. ну ты мысль мою понял. вот ищу где бы размеры эти найти. чтоб токарю дистанционно сбросить. не снимать же самому размеры. эх. надо было взять тот диск.
. а зачем расширять колею. . в этом случае обнажатся тормоза и пыльники — это дополнительная головная боль.
1 февраля 2015, 17:49 #37
1 февраля 2015, 17:52 #38
1 февраля 2015, 19:38 #39
не обнажаться. думаю по 10мм в сторону, не критично. да и резина от квадра, шире штатной. она и компенсирует 10мм вылет. ну я так думаю. опять же, машинку то я приподнял немного, за счёт пружин. надо бы устойчивость вернуть. ну и просто. хочу.
1 февраля 2015, 22:56 #40
. если — «просто». то — можно.
3 февраля 2015, 16:40 #41
slawko, 1 февраля 2015, 19:38, #39
. машинку то я приподнял немного, за счёт пружин. надо бы устойчивость вернуть. ну и просто. хочу.
. вот смотри как приподнял машину. и ничего — устойчива.
7 февраля 2015, 23:47 #42 + 1
хорошо подняли. грамотно. но, на такой, по дорогам, км 300, не комфортно будет. мне же и до места до ехать надо и на месте по чертить.
т.к. машина полуразобрана. снял карб. помыть, осмотреть. обнаружил, дедок предыдущий, установил фильтр высокой очистки после бензонасоса. не порядок, чревато. поменял патрубки местами. с фильтром до бензонасоса, целый после.
помыл карб внешне. решил проверить работу слоника. смотрю первичная камера не ссыт нормально. струи нет, да и льёт на диффузор. вторая чётко в коллектор. слоника снял. продул. проволочкой потыкал. подогнул. подгибал раз пять, пока добился результата. посмотрим что будет. заглянул в коллектор. мама дорогая. сплошная шагрень. как бензин течь будет ума не приложу. всегда была мечта коллектор отполировать. видимо не в этой жизни. как отлили болванку, так и поставили. неужели так и должно быть.
9 февраля 2015, 17:56 #43
Форумчане. вопрос. насколько знаю. на наших переднеприводных, при сход развале, регулируется ещё и третий параметр. т.н. «кастор». чего нет в иномарках. подскажите. на Оке этот параметр есть или нет? в моём понимании «кастор» это расстояние между осями переднего и заднего колеса. поправьте если не прав.
9 февраля 2015, 19:09 #44
Угол продольного наклона-(КАСТОР)-угол между вертикалью и линией через центры поворота шаровой опоры и подшипника опоры телескопической стойки,в плоскости,параллельной продольной оси авто.Симптомы ненормальности:увод в сторону при движении,разные усилия на руле в левых и правых поворотах,односторонний износ протектора. (цитата из «мурзилки»)
Chevrolet Niva LC
Vortex Estina
9 февраля 2015, 19:58 #45
Как это кастера нет в иномарках? Вот бумажка после диагностики.
Источник