Меню

Регулировка и наладка тепловых реле



Нов-электро

Профессиональный сайт для энергетиков

Проверка, регулировка и настройка тепловых реле типа ТРН, ТРП

Очень часто приходится встречать в электрохозяйствах в качестве максимальной токовой защиты электротепловые реле типов ТРН, ТРП. Подробно об этих реле я уже писал ранее. Однако, в данных реле необходимо периодически проводить настройку и регулировку уставок срабатывания. Именно об этом сегодня и поговорим.

Перед проверкой и регулировкой тепловых реле необходимо:

– произвести ревизию тепловых реле;

– создать необходимые температурные условия (не ниже +20 о С) в помещении, где они установлены. В случае невозможности создания нормальных температурных условий в помещении, где установлены тепловые реле, проверку данных реле необходимо проводить в лабораторных условиях.

Произвести внешний осмотр тепловых реле. При осмотре проверяют:

1) надежность затяжки контактов, присоединения тепловых элементов;

2) исправное состояние нагревательных элементов, состояние биметаллических пластин;

3) четкость работы механизма, связанного с контактами реле и самих контактов, отсутствие заеданий, задержек;

4) чистоту контактов и биметаллических пластин, условия охлаждения реле;

5) отсутствие вблизи реле реостатов, нагревательных приборов, возможность обдувания от вентиляторов.

При регулировке необходимо учитывать, что тепловые элементы на заводе изготовителе калибруются при температуре 20 о ± 5 о С для тепловых реле серии ТРН и при температуре 40 о С для тепловых реле серии ТРП, поэтому при испытании реле необходимо скорректировать подаваемый на реле номинальный ток с учетом окружающей температуры.

Реле серии ТРН – двухполюсные с температурной компенсацией, выпускаются на ток 0,32 – 40 А с регулятором тока уставки; для реле типа ТРН-10а в пределах от –20 до +25%, для реле ТРН-10, ТРН-25 – в пределах от –25 до +30%.

Реле имеют только ручной возврат, осуществляемый нажатием на кнопку через 1 – 2 мин. после срабатывания реле. Благодаря температурной компенсации ток уставки практически не зависит от температуры воздуха и может изменяться в пределах +3% на каждые 10 о С изменения температуры окружающего воздуха от +20 о С.

Реле серии ТРП – однофазные, без температурной компенсации, выпускаются на ток 1-600 А, с регулятором тока уставки. Механизм имеет шкалу, на которой нанесено по пять делений в обе стороны от нуля.

Цена деления 5% для открытого исполнения и 5,5% – для защищенного. При температуре окружающей среды +30 о С вносится поправка в пределах шкалы реле: одно деление шкалы соответствует изменению температуры на 10 о С. При отрицательных температурах стабильность защиты нарушается.

Деление шкалы, соответствующее току защищаемого электродвигателя и окружающей температуре, выбирают следующим образом; определяется деление шкалы уставок тока без температурной поправки по выражению:

где: Iэл – номинальный ток электродвигателя, А;

Io – ток нулевой уставки реле, А;

с – цена деления, равная 0,05 для открытых пускателей и 0,055 – для защищенных.

Затем, для реле без температурной компенсации вводится поправка на окружающую температуру:

где: tокр – температура окружающей среды, о С.

Поправка на температуру вводится только при понижении температуры от номинальной (+40 о С) на величину более 10 о С.

Результирующее расчетное деление шкалы ±N=(±N1)+(±N2), если оказывается дробным числом, его следует округлить до целого в большую или меньшую сторону, в зависимости от характера нагрузки.

Для реле с температурной компенсацией N2 отсутствует.

Самовозврат реле осуществляется пружиной после остывания биметалла или вручную (ускоренный возврат) рычагом с кнопкой.

Согласно требованиям ГОСТов настройка тепловых реле серии ТРН и ТРП производиться следующим образом:

1. Для включения реле в главную цепь должны применяться медные или алюминиевые проводники длиной не менее 1,5 м с сечением, соответствующим номинальному току. Применяемые приборы должны быть классом не ниже 1,0 и подбираются так, чтобы значение измеряемой величины находилось в пределах от 20 до 35 о шкалы прибора.

2. Проверяют срабатывание реле при нагреве с холодного состояния при 6-и кратном номинальном токе уставки теплового реле.

Время срабатывания реле при нагреве с холодного состояния 6-и кратным номинальному току несрабатывания реле, при любом положении регулятора уставки и температуре окружающего воздуха, равной 40 о С – для реле без температурной компенсации и 20 о С – для реле с температурной компенсацией должно быть в пределах: от 0,5 до 4 секунд – для реле малой инертности, свыше 4 до 25 секунд – для реле большой инерционности.

Читайте также:  Регулировка клапанов ваз 2107 через какой пробег

Примечание:

Время срабатывания реле (каждого типа) должно указываться в стандартах или ТУ на данное изделие.

3. Через последовательно включенные полюса реле пропускают ток несрабатывания элементов, равный 1,05*Iном. двигателя в течении 40 минут для реле ТРН, 50 минут – для реле серии ТРП, для приведения реле в установившееся тепловое состояние.

4. Затем, ток повышают до 1,2Iном двигателя и проверяют время срабатывания. Реле должно сработать в течении 20 минут. Если через 20 минут со времени повышения тока реле не сработает, то следует постепенным снижением уставки найти такой положение, при котором реле сработает.

Для контроля полученной уставки испытание рекомендуется повторить.

Сдача тепловых реле после проверки.

Данные настройки должны заноситься в протокол с указанием:

– технические данные защищаемого оборудования;

– кратность тока прогрузки;

– время срабатывания теплового реле.

На механизме регулировки тока уставки наносится красной краской метка, соответствующая рабочей уставке теплового реле, согласно вышеуказанного протокола.

Источник

Тема 2.1: Проверка и регулировка тепловых реле.

Осмотр реле (рис. 6-7). С магнитопровода и сердечника снимается заводская смазка; поверхности прилегания якоря и сердечника протираются чистой тряпкой, смоченной в бензине.

При внешнем осмотре проверяется работа подвижной системы: легкость хода, отсутствие затираний и перекосов. Якорь реле должен легко поворачиваться на острие призмы: поверхности призмы качения якоря должны быть чистыми и гладкими; якорь должен прилегать к сердечнику без зазора; поверхность якоря должна быть ровной, без выступов и кривизны, в противном случае ребра якоря при включении реле могут смять немагнитную прокладку, последняя должна плотно прилегать к якорю и не пружинить.

Проверяется отсутствие затирания подвижной системы при включении якоря от руки; при поджатии якоря к сердечнику витки пружины не должны касаться друг друга, в противном случае необходимо несколько ослабить пружину и одновременно увеличить зазор δ между якорем и сердечником (см. рис. 6-7).

Не допускается зазор между сердечником и ярмом, так как впоследствии при работе это может привести к изменению выдержки времени и быстрому взносу сердечника; катушка не должна иметь следов нарушений поверхностной изоляции и вмятин, контактные выводы катушек должны быть жестко закреплены в поверхностном слое изоляции. Деформированные при транспортировке пли монтаже контактные стойки необходимо выпрямить; подвижные контакты должны касаться неподвижных одновременно, по центру контактов; при наличии нагара на контактах поверхности касания их должны, быть очищены острым лезвием или надфилем; после зачистки контакты протирают чистой ветошью. Смазка не допускается.

Проверка контактной системы. При включении реле вследствие удара якоря об упорный болт возникает небольшая вибрация якоря, при этом замыкаюшие контакты могут отскакивать и повторно разрывать коммутируемую цепь. Для устранения этого явления необходимо иметь некоторый провал на контактном мостике.

Основные параметры контактного устройства — раствор, провал и нажатие контактов — не должны выходить за пределы допустимых и в условиях наладки подлежат тщательной проверке.

Регулировка провалов у реле, имеющих мостиковые контакты (рис. 6-7), производится изменением высоты неподвижных контактов, а раствор определяется ходом якоря. Регулировка провалов и раствора контактов реле серий РЭВ-570, РЭВ-880, РЭВ-200 и РЭВ-800 производится путем перемещения неподвижных контактов. Длярегулировки провала и растворов контактов реле серии РЭВ-570 допускается изменение положения упорного винта, определяющего положение якоря и воздушный зазор между якорем и сердечником, а также подгибанием нажимной скобы.

Регулировка напряжения (тока) срабатывания и возврата. У всех электромагнитных реле постоянного тока серии РЭВ настройка напряжения срабатывания и возврата осуществляется натяжением пружины или изменением воздушного зазора между якорем и сердечником; при этом максимальное первоначальное натяжение пружины лимитируется тем, что при включенном реле ее витки не должны касаться Друг друга, а уменьшение воздушного зазора ограничивается минимальными значениями раствора и провала контактов.

Регулирование коэффициента возврата реле производится изменением толщины немагнитной прокладки. Если необходимо иметь более высокий коэффициент возврата, увеличивают толщину немагнитной прокладки. Тонкая, в небольших пределах регулировка коэффициента возврата может быть выполнена изменением натяжения пружины.

Читайте также:  Регулировка троса кпп кавз 4238

Реле напряжения переменного тока, включенные через добавочные сопротивления, настраиваются натяжением возвратной пружины и зазором якоря. Регулирование напряжения возврата производится только изменением натяжения пружины.

Напряжение втягивания у реле с «залипанием» регулируется изменением раствора якоря, так как в этом случае сохраняется сжатие пружины, а следовательно, и настроенная ранее выдержка времени.

После настройки все реле проверяют в схеме на отсутствие вибрации (гудения) и надежность срабатывания при 80 % номинального напряжения.

Регулировка выдержки времени производится с помощью электрического или электронного секундомера по схемам, приведенным на рис. 6-8. Достаточна точность измерения 0,03-0,05 с. Пределы регулирования выдержки даны в табл. 6-3.

Выдержка времени реле регулируется изменением толщины немагнитной прокладки (грубо) и изменением натяжения пружины (тонко). Самые тонкие стандартные прокладки имеют толщину 0,10-0,15 мм. Прокладки толщиной менее 0,1 мм не применяются, так как при частых включениях реле они могут деформироваться, что ведет к изменению выдержки времени и «залипанию» якоря. «Залипание» может произойти и от чрезмерного ослабления пружины, оттягивающей якорь от сердечника. Для предотвращения «залипания» необходимо возвратную пружину затянуть на полтора-два оборота от того состояния, при котором произошло «залипание».

У реле времени серий РЭВ-80, РЭВ-800 и РЭВ-880 регулировка выдержки времени производится как изменением толщины немагнитной прокладки, так и натяжением отжимной пружины на якоре. Возвратная пружина служит только для обеспечения четкого отпадания якоря и необходимого провала размыкающихся контактов. У реле серий РЭВ-800, РЭВ-880 и др. время «заряда» (задержки) в зависимости от исполнения находится в пределах 0.35-1,5 с, поэтому для получения полной выдержки времени и правильного ее измерения необходимо, чтобы катушка перед срабатыванием (отключением, закорачиванием) была под напряжением (обтекалась током) за период, больший времени «заряда» или в крайнем случае равный ему.

Выдержка времени электромагнитных реле при отпадании якоря может регулироваться изменением съемных дополнительных демпферов. Чем больше индуктивность катушки (или гильзы) и чем меньше ее омическое сопротивление, а также натяжение пружины, тем больше выдержка времени.

Проверка времени срабатывания производится при напряжении 0,85 UH. Учитывая, что с нагревом катушки выдержка времени реле уменьшается, регулировать рапе при холодной катушке необходимо на несколько большую выдержку времени, чем заданная уставка.

Проверка реле защиты постоянного тока первичным током производится от сети постоянного или переменного тока или от специально выделяемых генераторов в режиме короткого замыкания.

При уставках реле на ток 5-20 А ток срабатывания регулируют с помощью реостатов, включенных последовательно с катушкой согласно рис. 6-9. Для настройки токовых реле до 10 А удобно использовать полупроводниковые выпрямители (схема приведена на рис. 6-10).

Реле на большие токи (до 200 А) проверяют, применяя нагрузочный трансформатор с выпрямителями ВК-200 по схеме, показанной на рис. 6-11.

Для испытания токовых реле защиты установок, работающих по схеме Г-Д, в качестве испытательного можно использовать рабочий генератор, схема возбуждения которого изменяется так, чтобы обеспечить плавный подъем тока с нуля. Для этих целей параллельная обмотка генератора включается через потенциометр от независимого источника постоянного тока (рис. 6-12).

Когда отсутствуют регуляторы тока, указанные выше, настройку токовых реле можно выполнить с помощью эталонной катушки, например катушки напряжения, имеющей большое и точно известное количество витков. Эталонная катушка устанавливается вместо токовой, и реле настраивают на новый ток I‘ исходя из следующего соотношения:

где Iуст— требующийся ток уставки реле; ωэ, ωT — соответственно число витков эталонной и токовой катушек.

Проверка реле переменного тока первичным током в зависимости от тока уставки производится от сети, если ток уставки до 100 А, или от постороннего источника переменного тока, если ток уставки более 100 А.

При проверке токовых реле от рабочей сети ток нагрузки создается с помощью резисторов, включенных последовательно с катушкой реле. В качестве токоограничивающих сопротивлений могут быть использованы реостаты или ящики резисторов. Регулирование тока в схеме осуществляется шунтированием части резисторов (рис. 6-13).

Для проверки максимальных защит на большие токи (сотни и тысячи ампер) применяют нагрузочные трансформаторы. Трансформатор типа НТ-10, изготовляемый ВНИИПЭМ, позволяет получить нагрузочный ток до 10 000 А. Грубая регулировка тока осуществляется изменением коэффициента трансформации, тонкая (плавная) — с помощью регулировочных устройств (рис. 6-14). Вместо специального нагрузочного можно использовать котельные или сварочные трансформаторы.

Читайте также:  Массажные столы стальные с регулировкой

Настройка максимальных реле производится в следующем порядке. Ток нагрузки с помощью регулировочного устройства (реостата, ЛАТР) поднимается до тока уставки. При подгонке тока нагрузки к току уставки испытательная схема кратковременно отключается для остывания испытуемого реле, нагрузочных и регулировочных устройств и включается снова. Нагрузочный ток устанавливается равным току уставки и изменением натяжения пружины или положения упора якоря реле доводится до срабатывания. После окончания настройки реле на шкале отмечается риска, указывающая уставку, а положение затягивающей гайки фиксируется шплинтом.

Источник

Настраиваем тепловое реле

Идеальным вариантом для работы двигателя было бы быстрое его отключение от сети при увеличении заданного значения силы тока. Но в этом случае может сработать тепловое реле защиты, поскольку сила тока в некоторые моменты может в 8 раз превышать номинальное значение. Таким образом, конструкция двигателя (основанная на трех биметаллических пластинах) предусматривает его запуск без каких-либо отключений. Это происходит за счет установки теплового реле нагревательного элемента, выбираемого с учетом времени, необходимого для отключения двигателя (согласно силе тока, который проходит через нагревательный элемент).

Кривая (рис.55.12) отображает случай, когда биметаллические пластины нагревательного элемента горячие (если они будут холодными, то время отключения увеличится). Если тепловое реле настроено на 10 А и подаваемое напряжение составляет 10 А, то отключения не произойдет. Если ток увеличится до 15 А, то тепловое реле отключит двигатель через 80 с (при токе 40 А — 6 с, 60 А – 3 с).

На рис.55.13 изображена кривая, показывающая вариант, когда тепловое реле не защищает трехфазный двигатель, а при обрыве одной из фаз. При потреблении оставшихся обмоток напряжения 10 А, двигатель будет отключен тепловым реле через 240 с. При увеличении тока до отметки в 15 А, отключение состоится через 40 с (если ток составит 20 А, то 18 с).

Мы видим, что тепловое реле настроенное на 10 А отключит двигатель при необходимости, но через длительный период времени. Таким образом, тепловое реле не следует настраивать на величину тока больше номинального значения (указано на табличке, прикрепленной к двигателю).

Если двигатель начинает потреблять тока меньше, чем указано на его корпусе, это будет значить, что его сила (указанная на корпусе) отвечает напряжению, которое двигатель потребляет при номинальном значении мощности. Если взять компрессор, работающий с конденсатором воздушного охлаждения, то в зимнее время потребляемый им ток будет меньшим, чем летом (давление конденсации больше). При этом, реле тепловой защиты должно быть настроено на максимальное значение потребляемой силы тока, которое не превышает цифры, указанные на корпусе.

Если перегрев двигателя вызван поломкой охлаждающего вентилятора (рис.55.14), то тепловое реле не сможет реагировать на аномальное увеличение температуры двигателя и его обмоток. Аналогичная ситуация произойдет и при сильном загрязнении оребренного корпуса двигателя. Охлаждение обмоток будет происходить хуже, и перегрев двигателя неизбежен. При этом реле тепловой защиты не сможет предотвратить перегрев, поскольку потребляемый ток не повышается. Опасное повышение температуры может предотвратить только встроенная тепловая защита и вовремя отключить двигатель.

Другой причиной повышения потребляемого двигателем напряжения могут служить и механические неисправности. Увеличение силы тока со временем станет причиной отключения двигателя тепловым реле (встроенной тепловой защитой).

Напомним, что функции теплового реле для каждой обмотки двигателя разные. Из этого следует, что даже если три биметаллических пластинки нагрелись по-разному, то реле выключит двигатель (рис.55.13).

Если речь идет об использовании трехфазного двигателя, то применение дифференциального межфазного реле имеет свои преимущества (рис.55.15). В случае с однофазным двигателем, он потребует специальной схемы подключения.

Если произвести подключение реле согласно схеме, приведенной на рис.55.15 (поз.2), то правая пластина не будет нагреваться, и спустя несколько минут после запуска двигателя реле его отключит. Из этого следует сделать вывод, что после подключения реле, все три биметаллические пластины должны пропускать одинаковый ток (поз.3 рис.55.15).

Источник

Adblock
detector