Меню

Регулировка головки катушечного магнитофона



КАК ПОДСТРОИТЬ МАГНИТНУЮ ГОЛОВКУ

Небольшой случай из моей школьной жизни проиллюстрирует ценность знаний и умений.

Отец одного из моих одноклассников , моряк загранки, привозил домой магнитофонные кассеты с записями артистов и групп зарубежной эстрады.
Дома у одноклассника эти кассеты мы слушали на магнитофоне Саньё и звук этого Санья конечно был тогда для нас волшебным. Но одна кассета с записью группы Бони Эм звучала отвратительно на любом магнитофоне что у нас были под рукой.
Отец одноклассника готов был выбросить эту кассету, но по моей просьбе отдал её мне. На своем магнитофоне Электроника 322 я поставил эту кассету и попытался настроить головку под запись.
Результат всех просто поразил — отличный звук и хорошая громкость. Отец одноклассника попросил меня отдать ему на время мой магнитофон чтобы переписать ту самую кассету на Саньё, что и было сделано. А кассета так и осталась у меня, потому как на других мафонах моих друзей и знакомых она не играла.

Кто из вас помнит предназначение вот такого отверстия возле магнитной головки магнитофона? Разумеется некоторые меломаны об этом хорошо осведомлены, но большинство моих сверстников даже не подозревали о том, что магнитофонную головку можно подстраивать под звуковые дорожки написанные на магнитном носителе.

На стерео магнитофонах магнитные дорожки располагаются в четырех линиях, чередующихся по направлению движения. И неправильное расположение магнитной головки приводит к снижению уровня и качества звука, а иногда и дает возможность слышать «потусторонние звуки» с проигрываемой в обратном направлении звуковой дорожки.

Эту хитрость можно было узнать у просветленных владельцев магнитофонов и у техников гарантийных мастерских, для остальных меломанов такое действо по подстройке магнитной головы было в диковину и приходилось довольствоваться тем что воспроизводил магнитофон даже с хорошей фирменной кассеты в нехорошем качестве.

Старые кассеты местного производства, иногда называемые «Наждачка в рулоне» не всегда центровались при записи в студиях и фабриках звукозаписи и потому каждая кассета имела свой допуск на расположение звуковой дорожки.

Так что знание того как настроить магнитофон на благозвучное звучание было совсем не лишним, а умельцы способные провернуть в буквальном смысле такую операцию ценились и уважались.

Источник

Регулировка головки катушечного магнитофона

Воспроизведение звуковой магнитной дорожки – это одна из основных функций любого магнитофона. Причём, от того, насколько точно настроена эта функция, в дальнейшем будет зависеть точность настройки его другой, не менее важной функции – записи.

Настройку, про которую пойдёт речь, необходимо осуществлять перед началом эксплуатации магнитофона — сразу после его приобретения и распаковки. Далее рекомендуется проводить проверку и необходимые регулировки каждые 1000 часов эксплуатации, если магнитофон бытовой, и каждые 500 часов, если магнитофон профессиональный. Проводить данную проверку и настройку необходимо также после ремонта магнитофона – например, после установки новой головки воспроизведения, а также после любых манипуляций по замене электронных компонентов в цепях усилителя воспроизведения, блока питания и пр. Также проверка и необходимая настройка воспроизведения выполняется, если магнитофон не эксплуатировался длительное время или подвергся длительной транспортировке — особенно, если во время этой транспортировки были перепады температуры и влажности, а также механические воздействия – тряска, вибрации и т.п.

Тестовые и калибровочные ленты

Для того, чтобы была возможность прослушивать фонограммы на разных магнитофонах, не отходя от аутентичности звучания этих фонограмм, а также иметь такую возможность при обмене записями с другими владельцами магнитофонов (или даже между студиями – что происходит довольно часто), должен быть общий эталон для настройки воспроизводящих трактов магнитофонов по конкретным определённым стандартам. Таким эталоном являются тестовые калибровочные ленты.
Кроме того, если кто-то думает, что один раз хорошо настроенный, откалиброванный и исправный магнитофон – это “вечный” механизм, то он конечно, вправе так думать. Но любой, даже самый дорогой магнитофон всегда постепенно изнашивается в процессе работы и требует при этом периодических подстроек или даже ремонта. И для того, чтобы компенсировать износ, или же для того, чтобы после ремонта вернуть магнитофон к прежним стандартам, калибровочная лента обязательно должна быть в техническом арсенале пользователя наряду с измерительными приборами.

Основной практический смысл использования калибровочной ленты состоит в установке уровня воспроизведения, чтобы при этом индикаторы магнитофона показывали эталонное значение 0 дБ.

Существует многообразие калибровочных лент. На одних записан только сигнал для настройки уровня воспроизведения (как правило это сигнал частотой 1 кГц); на других записаны несколько частот подряд для установки ровной амплитудно-частотной характеристики усилителя воспроизведения; на некоторых – различные специальные сигналы, в том числе и белый шум, при помощи которого в последнее время стало удобно точно выставлять угол наклона (азимут) воспроизводящей головки. Встречаются также и комбинированные ленты (например, некоторые из MRL), которые содержат все основные сигналы – уровень, набор частот, иногда плавную частотную развёртку (sweep) 20-20000 Гц для оценки АЧХ, и белый шум – это довольно удобно для быстрой и точной калибровки.

Калибровочные ленты характеризуются не только такими очевидными параметрами, как ширина ленты и скорость, но и такими важными и основными характеристиками, как эталонный поток намагничивания (его также называют просто уровнем) и стандарт эквализации.

Уровни

Для настройки бытовых магнитофонов сегодня рекомендуются калибровочные ленты с уровнем 320-355 нановебер на метр* — nWb/m (чаще в просторечии – просто “нановебер”). Ленты с уровнями 250 и 185 нановебер (если вдруг кому встретятся) остались в прошлом, поскольку до середины 80-х годов не существовало марок лент, способных записывать высокие уровни без искажений. Уровень 320-355** нановебер сейчас оптимален для большинства современных марок бытовых и профессиональных лент для записи с высоким уровнем, что необходимо в первую очередь для повышения производительности — получения качественной записи с низким собственным шумом ленты.

Читайте также:  Механический впрыск ауди 100 регулировка

* Нановебер – это магнитная величина, характеризующая степень остаточной намагниченности ленты при записи. От уровня намагниченности ленты напрямую зависит уровень сигнала в дБ при последующем воспроизведении. Чтобы была понятна разница, например, между 250 и 320 нановебер, то наглядно это можно увидеть на индикаторах уровня магнитофона. Если на магнитофоне, настроенном на 320 нановебер, воспроизвести тест-ленту с уровнем 250 нановебер, показания его индикаторов будут в районе -2,5 дБ. И наоборот: если на магнитофоне, настроенном на 250 нановебер, проиграть тест-ленту с уровнем 320 нановебер, показания индикаторов будут примерно +2,5 дБ (почти “зашкал”). 320 нановебер от 520 отличаютя на 5 дб .

** Уровень мы намеренно указали в виде двух значений, как 320-355. Здесь нет никакой ошибки. Дело в том, что существуют калибровочные ленты, разработанные и записанные в разных странах, и, как правило — это немецкие ленты (такие как старые Agfa и Basf, но некоторые из них ещё пригодны для использования) и американские (MRL). Небольшие отличия в уровнях обусловлены использованием разных измерительных эталонов в разных странах. Кроме того, немецкие эталоны были стандартизированы в самом начале 50-х годов, и позже (в начале 70-х) были признаны несовершенными мировым сообществом аудиоинженеров AES. Было выявлено, что немецкие ленты на 320 нановебер, базирующиеся на старых эталонах, имели фактический уровень не 320, а лишь 290 (меньше примерно на 10%), и получается, что немцы обманули сами себя! Но, несмотря на это, европейская устоявшаяся норма — настраивать магнитофоны с помощью лент на 320 (а также 510) нановебер по старым немецким стандартам, а в Америке, соответственно – на 355 и 500 нановебер. Не будет ошибки, если мы захотим применить американские ленты MRL для настройки, например, Олимпов или Revox.

Профессиональные магнитофоны сегодня рекомендовано настраивать по эталонному уровню 500-510 нановебер (реже 320 или 355) при использовании соответствующих марок лент, способных записывать без искажений высокие уровни программы. Некоторые магнитофоны (например, Studer с головками “бабочка”) способны записать без искажения уровень до 1050 нановебер. Некоторые современные типы лент, такие как SM900, ATR, GP9, 499 и 3m 996 способны выдержать такую нагрузку без слышимых искажений на максимальных уровнях программы.

Стандарты эквализации

Калибровочные ленты помимо уровня делятся на несколько стандартов эквализации. Два из них – это IEC и NAB – самые распространённые стандарты (существуют ещё AES, CCIR и DIN, но мы их здесь не рассматриваем).
IEC — это европейский стандарт, а NAB — американский. Они были разработаны и приняты на соответствующих континентах, и в общем, между собой не совместимы из-за различий в частотных коррекциях***. Лента, записанная в стандарте IEC, будет звучать на магнитофоне, настроенном в NAB, словно пропущенная через эквалайзер с ощутимо задранными высокими частотами, и наоборот. Для корректного воспроизведения лент с разными стандартами эквализации на некоторых бытовых и почти на всех профессиональных магнитофонах есть переключатели между этими стандартами.

***Аналоговая запись путём намагничивания ленты производится не с ровной амплитудно-частотной характеристикой, а с намеренно искривлённой по определённому закону. Для уменьшения искажений и получения оптимального динамического диапазона уровень высоких частот при записи уменьшают с ростом частоты (по определённой стандартизированной кривой), а уровень воспроизведения, наоборот, увеличивают с ростом частоты (по обратной кривой). В итоге сочетание двух кривых (записи и воспроизведения) даёт ровную частотную характеристику. Эти стандартизированные кривые и являются стандартами эквализации; их принято обозначать инициалами той организации, которая их разработала и запатентовала. Они различаются характером завала-подъёма на высоких частотах; кроме того, стандарт NAB использует подъём низких частот при записи и ослабление их при воспроизведении (это сделано для ослабления низкочастотного гула – результата наводок на головки воспроизведения).

Подготовка к работе и последующее хранение лент

Перед каждым прогоном калибровочной ленты необходимо размагнитить ЛПМ (также как и настроечные отвёртки), чтобы предотвратить риск повреждения ленты от возможного остаточного намагничивания. Если путь движения ленты даже немного намагничен, то с каждым прогоном ленты на ней будут “подтираться” высокие частоты и прибавляться шум. В результате такая лента будет способна калибровать лишь… мусорное ведро.
Для удобства работы сигналы на некоторых калибровочных лентах разделены ракордами; если же нет – то лучше самим предварительно это сделать, прослушивая ленту и вклеивая по 1.5 — 2 метра ракорда в паузах между сигналами (лезвие размагнитить). На ракорде перед началом каждого сигнала делаем необходимые пометки тонким перманентным маркером. В самом начале и в конце должны быть приклеены защитные ракорды достаточной длины – белый (зелёный) в начале и красный в конце.
Хранить калибровочную ленту (как впрочем, и любую другую) для увеличения срока службы рекомендуется хвостом (концом) наружу, т.е. в проигранном положении, в коробке, вертикально, вдали от магнитных полей при нормальной комнатной температуре и влажности. Хранение в проигранном положении рекомендуется потому, что укладка ленты получается максимально ровной лишь при воспроизведении, а при перемотке может быть уложена неравномерно, что может вызвать повреждения при хранении и установке на магнитофон. Перед использованием ленту нужно установить на правый (приёмный) узел и перемотать на пустую катушку, установленную на левый узел. А по окончании процедуры калибровки перемотайте ленту ещё раз на начало, полностью воспроизведите (при этом можно будет понаблюдать за индикаторами), и затем снимайте для последующего хранения.

Читайте также:  Развальные тяги с регулировкой киа сид

Настройка (практическая часть)

Исходим из того, что у настраиваемого магнитофона нет проблем в механике, в цепях питания и звуковоспроизводящего тракта; аппарат обслужен, исправен и готов к работе. Угол наклона (азимут) головки воспроизведения отрегулирован; ЛПМ очищен и размагничен. Нам понадобятся: калибровочная лента и милливольтметр переменного тока.

Для данной настройки необходимо иметь доступ к плате (или платам) усилителя воспроизведения (в дальнейшем — УВ). На плате УВ необходимо найти регуляторы (переменные резисторы) уровня выходного сигнала левого и правого каналов (они обычно установлены после цепей коррекции либо буферных усилителей). В некоторых моделях магнитофонов на платах подписано назначение регуляторов, это облегчит поиск. В других моделях регуляторы обычно не подписаны (есть только порядковый номер по схеме – R…), и, чтобы определить местонахождение этих регуляторов, нужно смотреть схему конкретного УВ. В профессиональных магнитофонах все регуляторы для удобства вынесены на передний край платы либо закреплены на узкой металлической пластине. Нужный нам в данном случае регулятор может маркироваться как “Repro Level”.

Подключаем к линейному выходу одного из каналов магнитофона милливольтметр (так как у большинства пользователей магнитофоны стереофонические, а если есть и второй милливольтметр, то можно подключить приборы сразу к обоим каналам – но перед этим нужно проверить одинаковость их показаний, подключив на время их к какому-нибудь источнику переменного тока).
Допустим, у нас есть комбинированная калибровочная лента со всеми необходимыми для настройки сигналами, разделённая ракордами и готовая к работе. Находим на ленте участок с частотой 1000 Гц (как правило, он находится в начале ленты), воспроизводим его и аккуратно подкручиваем регуляторы уровня УВ так, чтобы индикатор магнитофона показывал значение 0 дБ; при этом показания милливольтметра должны быть равны 775 милливольт (однако, в некоторых магнитофонах выходное напряжение может быть другим****, и чтобы точно это узнать, нужно смотреть мануал и схему магнитофона). Если же при показаниях индикатора 0 дБ выходное напряжение не соответствует указанному в техническом описании, в таком случае вначале нужно найти расположение регуляторов чувствительности индикаторов, затем по калибровочной ленте установить нужное напряжение линейного выхода, а затем подстроить чувствительность индикаторов, добиваясь показаний 0 дБ.

**** У полупрофессиональных магнитофонов с небалансными выходами на разъёме RCA(“тюльпан”) обычно нормируется выходное напряжение 315 мВ. У профессиональных машин, имеющих балансные выходы на трёхконтактных разъёмах XLR (другие разъёмы встречаются очень редко), нормируется выходное напряжение 1.23 — 1.25 вольт и измеряется оно между контактами 2 и 3 разъёмов XLR.

Далее на ленте следуют сигналы разной частоты. Причём, их уровень, в отличие от первого, может быть меньше на 20 дБ. Милливольтметр в таком случае должен показывать напряжение в 10 раз меньшее (если опорное напряжение 775 мВ, то в дальнейшем оно должно быть 77.5 мВ). Здесь как раз и начинается настройка той самой амплитудно-частотной характеристики — АЧХ. Суть дальнейшей настройки заключается в том, чтобы воспроизводимые с ленты различные частоты воспроизводились с одинаковым уровнем, насколько это возможно.
Рекомендовано прогнать калибровочную ленту один раз и записать показания милливольтметра. Затем определить, на каких частотах есть отклонения, после чего отмотать ленту назад и при следующем прогоне сделать необходимые подстройки, чтобы получить более равномерную АЧХ. Для таких подстроек в большинстве магнитофонов на платах УВ имеются регуляторы коррекции высоких и низких частот. Как правило, эти регуляторы имеются отдельно для каждой скорости. В аппаратах зарубежного производства они обозначены как Hi EQ и Low EQ с добавлением соответствующей скорости, а иногда они обозначены как Treble и Bass. В профессиональных магнитофонах эти регуляторы можно отыскать на краю платы УВ или же на панели, где находятся все регуляторы, необходимые для настройки УВ.
На некоторых лентах MRL последовательность частот записана с уровнем 0 дБ, также как и сигнал 1000 Гц для настройки уровня воспроизведения (в MRL применяются самые современные марки лент, имеющие запас по насыщению на высоких частотах). Это достаточно удобно, поскольку АЧХ можно контролировать по показаниям индикаторов самого магнитофона во время вращения регуляторов, и на этом этапе можно обойтись без милливольтметра. В конце некоторых лент MRL записана плавная частотная развёртка, при воспроизведении которой можно оценить получившуюся равномерность АЧХ визуально, следя за стрелками индикаторов.

Да, на первый взгляд всё просто. Но на практике любой даже идеально настроенный магнитофон будет иметь небольшие неравномерности АЧХ вследствие особенностей его схемотехники, конструкции головок, а также особенностей физики магнитной записи. И если область средних и высоких частот более-менее равномерна, то в области низких частот могут иметь место ощутимые неровности, нередко в виде подъёмов – как правило, это возникает по причине явления резонанса головки воспроизведения. Для оптимальной настройки АЧХ магнитофона необходимо подстроить регулятор высоких частот для получения усреднённой равномерной АЧХ, а затем подстроить регулятор низких частот таким образом, чтобы иметь максимум в районе НЧ не более 1 дБ, а минимумы пусть остаются там, где они могут быть.

Источник

Как правильно выставить рабочую поверхность магнитной головки (блока головок) параллельно плоскости движения ленты?

Установку рабочей поверхности магнитных головок (блоков головок) параллельно плоскости движущейся ленты проще сделать с помощью бесцвет­ного или белого ракорда. На отключенный от источника питания магнитофон; ставят катушки с приклеенным к ленте ракордом. Затем, слегка смочив рабо­чую поверхность головки (блока головок), натягивают ленту и плавно перево­дят ЛПМ из положения «Стоп» в положение «Рабочий ход». Если касание ра­корда рабочей поверхности будет отмечено одновременно по всей ширине лен­ты, рабочая поверхность головки (блока головок) установлена правильно и их плоскости совпадают. В противном случае будет отмечено касание ракорда ли­бо вверху, либо внизу рабочей поверхности. При отсутствии ракорда можно воспользоваться отмытой с помощью ацетона от рабочего слоя лавсановой ос­новы ленты.

Читайте также:  Регулировка клапана тормозной системы

Рис. 8. Зоны контакта рабочей поверхности головки с лентой при различной ее установке по отношению к плоскости ленты

Для кассетных магнитофонов этот способ неприемлем. Здесь может быть ис­пользован другой, заключающийся .в том, что на рабочую поверхность головки (блока головок) наносят чернила от авторучки (их основной составной частью является спирт и разведенный в нем глицерин) и после их высыхания чернила стирают движущейся лентой. При правильной установке головки (блока го­ловок) зона контакта станет четко очерчена, а ее вид будет подобен показан­ному на рис. 8,а. Если головка (блок головок) наклонена вперед, то зона кон­такта примет вид, показанный на рис. 8,6. Если же головка (блок головок) бу­дет наклонена назад, зона контакта будет подобна показанной на рис. 8,в. Го­ловки регулируют с помощью прокладок (шайб), а блоки головок — поворотом винтов, расположенных спереди и сзади блока, в разные стороны. Этот же способ может быть использован и в катушечном магнитофоне.

Так как регулировка расположения рабочей поверхности головки (блока головок) может нарушить регулировку по высоте, после окончания этой опера­ции надо вновь проверить установку по высоте и в случае надобности подре­гулировать. По окончании регулировки рабочие поверхности необходимо проте­реть мягкой тряпочкой, смоченной в спирте или одеколоне.

Можно ли выставить угол наклона рабочего зазора магнитных голо­вок (блоков головок) перпендикулярно направлению движения магнит­ной ленты без специальной измерительной ленты?

Это возможно только в том случае, если электрическая часть магнито­фона исправна и подключена к ЛПМ, а также при наличии измерительных приборов: звукового генератора (ЗГ), электронного милливольтметра и осцил­лографа (ОС).

В зависимости от назначения головок (блоков головок) различают и спо­собы их регулировки. Если в магнитофоне установлена ГУ (блок ГУ), положе­ние ее рабочего зазора имеет значение только при обмене фонограммами. В противном случае большая точность установки рабочего зазора ГУ не нужна, так как при записи и воспроизведении положение ГУ не изменяется и может быть отрегулировано по магнитофильму с записью ярко выраженных верхних звуковых частот, например при воспроизведении симфонической или джазовой музыки по наилучшему звучанию верхних частот.

Для обеспечения совместимости фонограмм угол перекоса рабочего зазора нормирован в зависимости от ширины дорожки записи и не должен превышать ±5′ при двухдорожечной записи на катушечном магнитофоне, ±8′ — при четы-рехдорожечной записи, ±6′ — при двухдорожечной записи на кассетном магни­тофоне и ±10′ — при четырехдорожечной стереозаписи.

Дредвзрительную регулировку ГУ можно производить по фонограмме. За­тем на магнитофон ставят ленту того типа, на работу с которой он рассчитан. При регулировке ГУ (блоков ГУ) катушечного магнитофона желательно ис­пользовать ленту типа А4309-6Б. На эту ленту при скорости движения 19,05 ом/с производят запись с частотой 12 — 15 кГц или 8 — 10 кГц при скоро­сти 9,53 см/с. Уровень записи должен быть максимальным, без видимых иска­жений. Проверку уровня и формы сигнала производят на линейном выходе с помощью милливольтметра и ОС.

При воспроизведении записи замечают положение шлица регулировочного винта, с помощью которого устанавливают наклон рабочего зазора головки. Он обычно расположен сбоку от головки. После этого ленту переворачивают таким образом, чтобы к головке она была обращена не рабочим слоем, а основой. При таком воспроизведении записи следует подрегулировать положение рабоче­го зазора по максимуму сигнала на линейном выходе, заметив при этом, на ка­кой угол повернут шлиц регулировочного винта. Чтобы поставить рабочий зазор ГУ строго перпендикулярно направлению движения ленты, надо повернуть регулировочный ввнт в обратную сторону на половину замеченного угла. Таж поступают до тех пор, пока при прямом и обратном воспроизведении сделанной каждый раз заново записи отпадает необходимость в повороте регулировочного винта. Такую регулировку производят на большей скорости движения ленты. При четырехдорожечной записи сигнал записывают только одной головкой.

При раздельных ГЗ и ГВ (блоках ГЗ и ГВ) сначала регулируют положе­ние рабочего зазора ГВ, подключив ее на время записи к УЗ вместо ГЗ в уменьшив ток подмагничивания. Когда ГВ отрегулирована, ее оставляют под­ключенной к УВ, к УЗ подключают ГЗ и, подав на вход УЗ сигнал, регулируют положение рабочего зазора ГЗ по максимуму напряжения на выходе УВ (линей­ном выходе).

Последней регулируют положение ГС (блок ГС). При этом, на ленту запи­сывают сигнал с частотой 2 — 4 кГц и с уровнем на 4 — 6 дБ больше номиналь­ного. Затем стирают записанные сигналы и на слух (или с помощью милли­вольтметра) определяют положение рабочего зазора ГС, при котором стертый сигнал не слышен на расстоянии 0,5 м от магнитофона или имеет наименьшее значение при проверке микровольтметром.

Регулировка рабочего зазора головок кассетного магнитофона таким спосо­бом сопряжена с некоторыми трудностями. Поэтому обычно бывает достаточ­но установить рабочий зазор ГУ по магнитофильму, а ГС отрегулировать на слух по минимуму стертого сигнала.

Следует заметить, что при двухдорожечной записи регулировка рабочего зазора ГС обычно настолько груба, что не требует точной установки. В этом случае вполне достаточно установить рабочий зазор ГС в середину угла обхвата головки лентой и выставить ее рабочий зазор на слух по минимуму слышимости сигнала.

Источник

Adblock
detector