Меню

Регулировка фар урал 4320



Регулировка фар урал 4320

Дата публикации: 07.10.2013

Библиографическая ссылка:
Гумелёв В.Ю. Регулировка головных фар автомобиля УРАЛ-4320-31 // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2013/10/1055 (дата обращения: 11.09.2020)

Гумелёв Василий Юрьевич

Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, кандидат технических наук

Аннотация

В статье рассмотрена методика проверки головных и противотуманных фар основного армейского автомобиля Урал-4320-31 и порядок их регулировки Правильное выполнение данных операций при эксплуатации автомобилей позволит повысить безопасности дорожного движения.

ADJUSTING THE HEADLIGHTS OF A CAR URAL-4320-31

Gumelev Vasiliy Yuryevich

Ryazan higher airborne command school (military Institute) named after General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences

Abstract

In the article is considered the methods of verification of the head and front fog light of the main army vehicle Ural-4320-31 and procedure of their control. The correct execution of these operations at car operation will allow to increase the safety of road traffic.

В настоящее время при постоянно и неуклонно увеличивающемся количестве автомобилей на дорогах страны вопросы безопасности дорожного движения становятся одной из главных проблем общегосударственного значения. Проводятся многочисленные исследования, цель которых повысить безопасность на дорогах, в том числе и при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Один из основных вопросов, который настоятельно требует своего немедленного решения – это организация технически грамотной эксплуатации автомобилей, в том числе, а скорее всего – в первую очередь, приборов и устройств систем освещения и световой сигнализации.

Автомобиль Урал-4320-31 является одним из основных армейских автомобилей. К сожалению, в некоторых достаточно солидных и широко доступных изданиях, в том числе и размещенных в Интернете, регулировка фар этого автомобиля изложена крайне, мягко выражаясь, путанно (например, простая опечатка не может занимать полторы страницы). Целью данной статьи является обобщить и напомнить тем лицам, кто изучает, а также практически эксплуатирует автомобили Урал-4320-31 в народном хозяйстве или в войсках простые, но очень важные вопросы, связанные с проверкой и регулировкой фар этого автомобиля.

Проверка и регулировка при необходимости головных фар освещения производится при ТО-2 (выполняется через каждые 16000 км пробега), после замены лампы или оптического элемента фары, а также при повреждении оперения автомобиля в местах крепления фар.

Правильно отрегулированные головные фары должны обеспечивать на дальнем свете хорошую видимость дороги и обочин на расстоянии не менее 100 м, а при переключении на ближний свет – возможность разъезда и хорошую видимость на расстоянии не менее 30 м.

Это требование выполняется в том случае, когда оптические оси фар автомобиля, исходящие из центров рассеивателей их оптических элементов, направлены параллельно и будут пересекаться с полотном ровного участка дороги на расстоянии 75 м от машины [1].

В статье будут рассмотрены простые и легко доступные способы проверки и регулировки фар по экрану со специально нанесенной на нем разметкой, без использования каких-либо приборов и устройств. В полевых условиях в качестве экрана для регулировки фар, если в этом возникает необходимость, используют стену здания, бетонный забор из плит или какие-либо другие сооружения, перед которыми имеется ровная площадка. Разметку экрана наносят мелом или краской.

Проверка и регулировка при необходимости головных фар освещения 401.3711 (ФГ122ВВ1) с оптическими элементами с европейским светораспределением (штатными оптическими элементами) производится следующим образом.

Автомобиль без груза следует установить на ровной горизонтальной площадке (высота неровностей до 5 мм) с отклонением от плоскости не более 5 мм на 1 м. Регулировка должна производиться в темноте. Температура окружающего воздуха во время работы должна быть от плюс 10 до плюс 30 °С.

Перед автомобилем должен быть установлен переносной или стационарный вертикальный экран (рисунок 1) с плоской, матовой поверхностью шириной не менее 2,5 м. Экран должен быть перпендикулярен плоскости площадки (отклонение от перпендикулярности не более 5 мм на 1 м длины экрана).

Линия ББ (рисунок 1) наносится на высоте Н центров оптических элементов фар, а линия АА наносится на высоте центров световых пятен фар. Вертикальные линии ММ и NN наносятся на экран так, чтобы они лежали в продольной плоскости симметрии оптических элементов левой и правой фар, соответственно. Центры световых пятен фар ОЛЕВ и ОПР лежат на пересечении линий АА с линиями ММ и NN. Средняя линия экрана ОО является проекцией продольной плоскости симметрии автомобиля. L – расстояние от продольной плоскости автомобиля до центров оптических элементов фар. Средняя линяя ОО экрана должна совпадать с осевой линей пола помещения (площадки) ОП. Горизонтальная линия ОП является продолжением вертикальной линии ОО и перпендикулярна плоскости переносного или стационарного экрана (стены).

Разметка стационарного экрана может наноситься на внутренней или наружной стене здания.

Регулировка фар производится только на полностью заправленном и оснащенном всеми принадлежностями и инструментом (снаряженном) автомобиле.

Н – высота от уровня пола до центра оптических элементов фар; L – расстояние от оси автомобиля до центра оптического элемента фары; h – величина смещения светового пятна на экране: h=230 мм (для автомобилей Урал-4320-10, Урал-4320-31) и h=190мм (для автомобилей Урал-43202-10, Урал-43202-31); ММ, NN – вертикальные оси симметрии оптических элементов фар; ОО – проекция продольной плоскости симметрии автомобиля на экран; ОЛЕВ и ОПР – центры световых пятен фар

Рисунок 1 – Разметка экрана для регулировки света головных фар освещения 401.3711 (ФГ122ВВ1) с оптическими элементами

с европейским светораспределением

Колеса машины должны быть накачаны до давления, соответствующего полной нагрузке в соответствии с таблицей 1.

Фары 401.3711 (ФГ122ВВ1) с европейской системой светораспределения (оптический элемент ФГ140) регулируются только в режиме ближнего света. Они должны давать на контрольном экране светлую зону в нижней части и темную – в верхней в соответствии с рисунком 1 [2, 3, 4].

Регулировка головных фар освещения проводится в следующем порядке. Необходимо установить автомобиль перед вертикальным экраном на расстоянии L=7,5±0,3 м до центра рассеивателей фар. Продольная плоскость симметрии автомобиля должна быть перпендикулярна плоскости экрана, а линия пересечения с плоскостью экрана должна совпадать со средней вертикальной линией на экране ОО.

Т а б л и ц а 1 – Номинальное давление воздуха в шинах автомобиля
Урал-4320-31

Шины Номинальное давление воздуха в шинах, кгс/см 2
передняя тележка задняя
тележка
14.00-20, 146G, 147G (НС14/PR14) модели ОИ-25 3,2 4,3
390/95R20, 147J (HC10/PR10) КАМА-УРАЛ 2,9 3,2
390R20, 149J (HC14/PR14) модели О-65 3,5 3,9

Включить ближний свет фар. Снять декоративные ободки обеих фар и закрыть одну фару светонепроницаемым чехлом. Можно не пользоваться чехлом, а просто поочередно извлечь соответствующую плавкую вставку (предохранитель) из нижнего блока предохранителей в соответствии с рисунком 2. Но эти же самые предохранители могут быть установлены у некоторых автомобилей на верхнем блоке.

а – блок предохранителей без предохранителя ближнего света правой фары;
б – блок предохранителей без предохранителя ближнего света левой фары;
1 – нижний блок предохранителей; 2 – верхний блок предохранителей; 3 – контакты для вставки плавкого предохранителя ближнего света правой фары; 4 – контакты для вставки плавкого предохранителя ближнего света левой фары

Рисунок 2 – Установка предохранителей ближнего света фар

Фары следует регулировать поочередно. Сначала регулируют левую фару. С помощью вращения верхнего и бокового регулировочных винтов (рисунок 3), вертикальных и горизонтальных регулировок, соответственно устанавливают оптический элемент так, чтобы горизонтальная линия светотеневой границы совпала с линией АА, а наклонная под углом 15° линия светотеневой границы исходила из точки пересечения линии АА с вертикальной линией ММ или NN для соответствующей фары (точки ОЛЕВ и ОПР). После достижения требуемого расположения светового пучка лучей левой фары производят такие же операции по регулировке правой фары. По окончании регулировки надеть декоративные ободки и закрепить их, не смещая светового пятна на экране.

а – установка вертикального наклона фары; б – установка горизонтального направления светового пучка фары

Рисунок 3 – Регулировка фары

Существует достаточно простой способ проверки правильности регулировки фар. Для этого нужно включить дальний свет фар. Световые пятна фар на экране при этом должны представлять одинаковые круги, их центры должны находиться на одном уровне, но сместиться влево и вверх по отношению центров световых пятен ближнего света.

Проверка и регулировка фар 401.3711 (ФГ122ВВ1) с оптическими элементами с американской системой светораспределения. На обе головные фары 401.3711 (ФГ122ВВ1) могут быть установлены вместо штатных оптических элементов ФГ140 с европейской системой светораспределения оптические элементы с американской системой светораспределения, например, ФГ122 или ФГ105.

Установка на автомобиль фар с разными системами светораспределения не допускается.

Проверка и регулировка при необходимости головных фар освещения с оптическими элементами с американской системой светораспределения проводится на дальнем свете. Подготовка автомобиля к проверке регулировки фар, требования к площадке для его установки перед экраном аналогичны требованиям для проверки фар с европейским светораспределением.

Вертикальный экран для регулировки фар с американским светораспределением имеет другую, отличную от раннее рассмотренной, разметку. Его разметка представлена в соответствии с рисунком 4.

Рисунок 4 – Разметка экрана для регулировки фар с американским светораспределением

Линия ОО находится в продольной плоскости симметрии проверяемого автомобиля и проводится под прямым углом к линии ОA. Линии ЛЛ и ПП параллельны линии ОО. Расстояние а равно половине размера между центрами рассеивателей фар (765 мм). На высоте h от площадки наносится горизонтальная линия ДД. Высота h определяется по формуле:

h = H∙(1 – 0,014∙L)

где Н – высота центров рассеивателей фар над площадкой, мм;

L – расстояние от центров рассеивателей фар до плоскости экрана, м.

Вследствие различных величин деформации деталей подвески размер Н следует определять непосредственным измерением, так как он может колебаться в довольно широких пределах у автомобилей одной модификации [3]. Расстояние L выбирается в пределах от 5 до 10 метров (при таком расстоянии на экране световое пятно фар имеет четкие не размытые границы).

Оптимальное расстояние – 7,5 м [5]. Тогда h = 0,9∙H, мм. Центры световых пятен фар должны лежать на пересечении линий ЛЛ и ДД – для левой фары и линий ПП и ДД – для правой фары. Если это требование не выполняется, то фары требуется отрегулировать. Регулировка выполняется в том же порядке, что и регулировка фар с европейским светораспределением, но, в отличие от них, как было отмечено раннее, на дальнем свете.

Проверить правильность регулировки фар можно достаточно просто. Если после регулировки фар включить ближний свет, то световые пятна фар на экране должны представлять одинаковые круги со значительно большей освещенностью нижних полукружий. Их центры должны находиться на одном уровне, но сместиться вниз на 300–320 мм от горизонтальной линии ДД и вправо по отношению к центрам световых пятен дальнего света фар [1].

Библиографический список:

  1. Светомаскировка автомобильной техники. Руководство по эксплуатации [Текст]: – Министерство Обороны СССР. Главное автомобильное управление. – М.: Военное издательство, 1989. – 76 с.
  2. Руководство по эксплуатации автомобилей семейства «Мотовоз-1» [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление, 2006. – 284 с.
  3. Автомобили Урал-4320-10, Урал-4320-31 и их модификации. Руководство по эксплуатации 4320-3902035 РЭ [Текст]: – Миасс : ОАО «УралАЗ». 2003. – 219 с.
  4. Тимофеев, Ю. Л. Электрооборудование автомобилей: устранение и предупреждение неисправностей [Текст] / Ю. Л. Тимофеев, Г. Л. Тимофеев, Н. М. Ильин. – М. : Транспорт, 1994. – 301 с.
  5. Данов, Б. А. Электрооборудование военной автомобильной техники [Текст] / Б. А. Данов, В. Д. Рогачёв, Н. П. Шевченко – Рязань : Военный автомобильный институт, 2005. – 598 с.
Читайте также:  Регулировка входных дверей века

Количество просмотров публикации: —

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Источник

Регулировка фар урал 4320

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю. Противотуманные фары автомобиля УРАЛ-4320-31 // Современная техника и технологии. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/10/2192 (дата обращения: 11.09.2020).

Ухудшение видимости приводит к снижению скорости движения автомобилей. В тумане при использовании фар головного освещения удовлетворительная видимость дороги не достигается потому, что лучи ближнего и дальнего света отражаются от мельчайших капелек воды и их отраженный рассеянный свет ослепляет водителя. При включении обычных фар в тумане водитель автомобиля практически не видит ни дороги, ни объектов на ней. Безопасность движения автомобиля в таких условиях обеспечивается противотуманными фарами. Они формируют широкий горизонтальный пучок света направленный вниз и обрезанный сверху и по сравнению с обычными фарами головного освещения имеют больший угол рассеивания светового пучка в горизонтальной плоскости с более четкой верхней светотеневой границей. Это обеспечивает хорошую видимость дороги и обочины на расстоянии от 15 до 25 м.

Согласно [1] разрешено устанавливать две противотуманные фары не далее 400 мм от плоскости бокового габарита (по внешней кромке рассеивателя) и не ниже 250 мм от уровня поверхности дорожного покрытия (по нижней кромке рассеивателя). Противотуманные фары на автомобиле устанавливают ниже, чем фары головного освещения.

Излучаемый противотуманными фарами свет может быть белым или селективно-желтый. Но цвет светового пучка не влияет на условия видимости в тумане средней и высокой плотности. Лучи желтого цвета с большей длиной волны лучше проникают через туман малой плотности или пыль с малыми размерами частиц, соизмеримыми с длиной световых волн. В фары с рассеивателями желтого цвета устанавливают лампы большей мощности.
Обе противотуманные фары, установленные на автомобиле, должны излучать одинаковый свет. Фары используются в ночное время или в условиях плохой видимости при низкой скорости движения автомобиля для увеличения освещенности дороги и обочины [2, 3]. Также они могут использоваться вместо ближнего света головных фар при движении в светлое время с целью обозначения движущегося транспортного средства:

— при движении в организованной колонне;

— при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

— при буксировке (на буксирующем автомобиле);

— при движении вне населенных пунктов и в некоторых других случаях.

Согласно [4] противотуманные фары используются в условиях недостаточной видимости и в темное время суток совместно с ближним или дальним светом фар.

Противотуманные фары должны иметь сертификат соответствия согласно [5]. На сертифицированные фары наносится знак международного утверждения в виде несмываемой надписи на рассеивателе. В этом знаке содержится:

— информация о стране, выдавшей утверждение;

— категории фары и др.

Например, на сертифицированной в России фаре будет стоять знак «Е22» в круге, а также буква «В», обозначающая именно противотуманную фару.

Противотуманная фара ФГ152А, устанавливаемая на автомобиль
Урал-4320-31, имеет прямоугольную форму и состоит из тех же основных частей, что и головная фара, однако отличается по форме, размерам, способу крепления и регулировки.

Характеристики фары: белая противотуманная фара ФГ152А предназначена для освещения дороги в условиях ограниченной видимости (снег, дождь, туман); масса 0,79 кг; присоединение проводом с наконечником, комплектуется защитной крышкой. Тип лампы: галогенная лампа АКГ24-70.

Применяемость: автомобили с дизельным двигателем.

Фара ФГ152А и ее устройство представлены в соответствии с рисунком 1. Оптическая система противотуманной фары включает отражатель параболоидного типа, рассеиватель, галогенную лампу, нить накала которой расположена в фокусе отражателя. Фара ФГ152А крепится с помощью болта, закрепленного шарнирно в ее корпусе, под передним буфером (по его нижней плоскости) автомобиля Урал-4320-31. Крепление противотуманной фары к переднему буферу представлено в соответствии с рисунком 2.

Условия видимости в темное время суток при движении в тумане, в снегопад и дождливую погоду зависят от точности регулирования фар. Регулировка света противотуманной фары ФГ152А производится в вертикальной и горизонтальной плоскостях двумя регулировочными гайками 4 и 6 (рисунок 2).

а – противотуманная фара ФГ152А; б – устройство противотуманной фары

1 – противотуманная фара ФГ152А в сборе; 2 – лампа галогенная АКГ24-70;
3 – держатель лампы (контактное устройство); 4 – прокладка; 5 – гайка контактная; 6 – шайба пружинная; 7 – гайка регулировочная

Рисунок 1 – Устройство противотуманной фары ФГ152А

1 – противотуманная фара ФГ152А в сборе; 2 – кронштейн фары; 3 – болт;
4 – шайба пружинная; 5, 6 – гайка регулировочная; 7 – болт с шарниром

Рисунок 2 – Установка противотуманных фар на автомобиле Урал-4320-31

Устройство фары противотуманной ФГ152А в сборе представлено в соответствии с рисунком 3.

а – фара противотуманная ФГ152А в сборе, вид спереди; б – фара противотуманная ФГ152А в сборе, вид сзади; 1 – оптический элемент; 2 – корпус фары; 3 – болт крепления; 4 – декоративный ободок; 5 – прокладка; 6 – посадочное кольцо с наружной резьбой

Рисунок 3 – Противотуманная фара ФГ152Г в сборе и ее устройство

Оптический элемент 1 фары крепится в ее корпусе 2 с помощью декоративного ободка 4. Декоративный ободок 4 имеет четыре специальных выступа. После установки оптического элемента 1 в корпус 2 выступы декоративного ободка 4 загибают для того, чтобы закрепить в корпусе 2 оптический элемент 1.

Оптический элемент 1 фары неразборный, герметизированный. Отражатель является параболоидом вращения, как и отражатель фары головного освещения, но имеет усеченную прямоугольную форму. Рассеиватель соединен с отражателем с помощью герметизирующего клея.

Требуемое для оптического элемента противотуманной фары светораспределение обеспечивается соответствующим рельефом внутренней поверхности рассеивателя с вертикальными цилиндрическими линзами и экраном перед лампой, а также установкой в оптический элемент галогенной лампы, нить накала которой расположена точно в фокусе отражателя

Оптический элемент в корпус фары устанавливается так, чтобы знаки системы международного обозначения световых приборов на рассеивателе занимали строго вертикальное положение.

На посадочном кольце 3 лампы оптического элемента в соответствии с рисунком 4, а имеется специальная вырубка. Благодаря фланцевому цоколю лампа в оптическом элементе может быть установлена только в одном определенном положении. Для обеспечения во время движения автомобиля, несмотря на вибрацию фары, надежного электрического соединения галогенной лампы 4 с контактом, находящимся на внутренней поверхности гайки, на вывод лампы устанавливается специальный держатель 5, являющийся пружинным контактным устройством (рисунок 4, б).

а – посадочное кольцо оптического элемента; б – лампа с держателем; в – гайка; 1 – корпус противотуманной фары; 2 – прокладка; 3 – посадочное кольцо лампы оптического элемента; 4 – лампа галогенная АКГ24-70; 5 – держатель; 6 – гайка

Рисунок 4 – Установка лампы в оптический элемент противотуманной фары ФГ152А

Галогенная лампа АКГ24-70 и держатель с помощью гайки 6 устанавливаются в оптический элемент противотуманной фары. Посадочное кольцо 3 имеет наружную резьбу. Гайка 6 (рисунок 4, в) с прямоугольным выводом для подключения к бортовой сети автомобиля и контактом на внутренней поверхности, который соединен через тело гайки с выводом, предназначена для подключения лампы 1 под напряжение бортовой сети автомобиля. Уплотнительная прокладка 2 герметизирует зазор между корпусом фары 1 и посадочным кольцом 3 оптического элемента 1.

В соответствии с рисунком 5, а гайка 1 присоединяется к бортовой сети автомобиля проводом с наконечником 2. Соединение защищается от попадания влаги и грязи защитным резиновым колпаком 3.

Выключатель клавишный противотуманных фар ВК343.01.03 устанавливают на панели щитка приборов в блоке клавишных выключателей (рисунок 6, а), рядом с выключателем заднего противотуманного фонаря.

а – присоединение противотуманной фары проводом с наконечником к бортовой сети автомобиля; б – внутренняя поверхность гайки; 1 – гайка; 2 – провод с наконечником; 3 – колпак защитный; 4 – контакт

Рисунок 5 – Гайка контактная

Выключатель противотуманных фар имеет два положения – нефиксированное (вниз – «выключено») и фиксированное (вверх – «включено»). Его принципиальное устройство представлено в соответствии с рисунком 6, в. Падение напряжения на контактах автомобильных выключателей и переключателей не должно превышать 0,1 В. Противотуманные фары могут быть включены только при включенном в первое или второе положение центральном переключателе света.

а – клавишный выключатель ВК 343.01.03; б – символ противотуманных фар, который наносится на клавишный выключатель; в – принципиальное устройство клавишного выключателя с подсветкой

1 – лампа подсветки; 2 – клавиша; 3 – ось; 4 – толкатель; 5 – перекидная пластина; 6 – выводы к неподвижным контактам; 7 – вывод к противотуманным фарам; 8 – вывод лампы подсветки

Рисунок 6 – Клавишный выключатель ВК 343.01.03

Путь тока в противотуманные фары:

— «+» аккумуляторных батарей;

— силовой вывод тягового реле стартера;

— клемма термобиметаллического предохранителя; вывод «-» измерителя тока (амперметра);

— вывод «+» измерителя тока; плюсовая клемма центрального переключателя света (ЦПС) фар;

— боковая клемма ЦПС, подключаемая к плюсовой клемме ЦПС в первом положении штока переключателя; входные клеммы предохранителей 1, 2 нижнего блока предохранителей;

— выходная клемма предохранителя 1 нижнего блока предохранителей;

— первые клеммы соединительных панелей; спирали ламп противотуманных фар;

«» аккумуляторных батарей.

Регулировка противотуманных фар производится в следующем порядке.

Экран, представленный в соответствии с рисунком 7, устанавливают на расстоянии пяти метров от автомобиля.

АА – горизонтальная линия центров фар; 00 – средняя линия экрана; ЛЛ – вертикальная линия центра левой фары; ПП – вертикальная линия центра правой фары

Рисунок 7 – Экран для регулировки противотуманных фар

На экране проводят горизонтальную линию ББ, которая ниже линии АА, соответствующей на экране высоте центров оптических элементов фар от пола (площадки), на 100 мм. Средняя линяя ОО экрана должна совпадать с осевой линей пола помещения (площадки) ОР. Горизонтальная линия ОР является продолжением вертикальной линии ОО и перпендикулярна плоскости переносного или стационарного экрана (стены).

При регулировке противотуманных фар верхние границы световых пятен должны находиться на этой горизонтальной линии АА, а центры световых пятен – на пересечении вертикальных линий ЛЛ (для левой фары) и ПП (для правой фары) с горизонтальной линией ББ.

Во время регулировки гайки регулировочные фары отвертывают на
1–2 оборота. Затем фару поворачивают на кронштейне в горизонтальной и вертикальной плоскостях и устанавливают правильное положение светового пятна на экране. После затяжки регулировочных гаек проверяют правильность произведенной регулировки [6].

Библиографический список

  1. ГОСТ 8769-85. Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости. С поправками и изменениями. [Электронный ресурс]. URL : http : / /www.vsegost.com / Catalog / 34 / 3430.shtml
  2. Чижков, Ю. П. Электрооборудование автомобилей. Курс лекций. Ч. 2 [Текст] / Ю. П. Чижков – М. : Машиностроение, 2003. – 320 с.
  3. Автомобильная светотехника [Электронный ресурс]. URL : http : // ru. wikipedia.org
  4. Правила дорожного движения 2011 с картинками и знаками [Электронный ресурс]. URL : http://carsguru.net/pdd / pdd.html
  5. ГОСТ Р 41.19-99 (Правила ЕЭК ООН N 19). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения противотуманных фар для автотранспортных средств. Дата введения 2000-07-01. [Электронный ресурс]. URL : http : // docs.kodeks.ru / document / 1200027780
  6. Тимофеев, Ю. Л. Электрооборудование автомобилей: устранение и предупреждение неисправностей [Текст] / Ю. Л. Тимофеев, Г. Л. Тимофеев, Н. М. Ильин. – М. : Транспорт, 1994. – 301

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2020. Электронный научно-практический журнал «Современная техника и технологии».

Читайте также:  Хонда торнео как отрегулировать зажигание

Источник

Регулировка фар урал 4320

Дата публикации: 07.10.2013

Библиографическая ссылка:
Гумелёв В.Ю. Регулировка головных фар автомобиля УРАЛ-4320-31 // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2013/10/1055 (дата обращения: 11.09.2020)

Гумелёв Василий Юрьевич

Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, кандидат технических наук

Аннотация

В статье рассмотрена методика проверки головных и противотуманных фар основного армейского автомобиля Урал-4320-31 и порядок их регулировки Правильное выполнение данных операций при эксплуатации автомобилей позволит повысить безопасности дорожного движения.

ADJUSTING THE HEADLIGHTS OF A CAR URAL-4320-31

Gumelev Vasiliy Yuryevich

Ryazan higher airborne command school (military Institute) named after General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences

Abstract

In the article is considered the methods of verification of the head and front fog light of the main army vehicle Ural-4320-31 and procedure of their control. The correct execution of these operations at car operation will allow to increase the safety of road traffic.

В настоящее время при постоянно и неуклонно увеличивающемся количестве автомобилей на дорогах страны вопросы безопасности дорожного движения становятся одной из главных проблем общегосударственного значения. Проводятся многочисленные исследования, цель которых повысить безопасность на дорогах, в том числе и при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Один из основных вопросов, который настоятельно требует своего немедленного решения – это организация технически грамотной эксплуатации автомобилей, в том числе, а скорее всего – в первую очередь, приборов и устройств систем освещения и световой сигнализации.

Автомобиль Урал-4320-31 является одним из основных армейских автомобилей. К сожалению, в некоторых достаточно солидных и широко доступных изданиях, в том числе и размещенных в Интернете, регулировка фар этого автомобиля изложена крайне, мягко выражаясь, путанно (например, простая опечатка не может занимать полторы страницы). Целью данной статьи является обобщить и напомнить тем лицам, кто изучает, а также практически эксплуатирует автомобили Урал-4320-31 в народном хозяйстве или в войсках простые, но очень важные вопросы, связанные с проверкой и регулировкой фар этого автомобиля.

Проверка и регулировка при необходимости головных фар освещения производится при ТО-2 (выполняется через каждые 16000 км пробега), после замены лампы или оптического элемента фары, а также при повреждении оперения автомобиля в местах крепления фар.

Правильно отрегулированные головные фары должны обеспечивать на дальнем свете хорошую видимость дороги и обочин на расстоянии не менее 100 м, а при переключении на ближний свет – возможность разъезда и хорошую видимость на расстоянии не менее 30 м.

Это требование выполняется в том случае, когда оптические оси фар автомобиля, исходящие из центров рассеивателей их оптических элементов, направлены параллельно и будут пересекаться с полотном ровного участка дороги на расстоянии 75 м от машины [1].

В статье будут рассмотрены простые и легко доступные способы проверки и регулировки фар по экрану со специально нанесенной на нем разметкой, без использования каких-либо приборов и устройств. В полевых условиях в качестве экрана для регулировки фар, если в этом возникает необходимость, используют стену здания, бетонный забор из плит или какие-либо другие сооружения, перед которыми имеется ровная площадка. Разметку экрана наносят мелом или краской.

Проверка и регулировка при необходимости головных фар освещения 401.3711 (ФГ122ВВ1) с оптическими элементами с европейским светораспределением (штатными оптическими элементами) производится следующим образом.

Автомобиль без груза следует установить на ровной горизонтальной площадке (высота неровностей до 5 мм) с отклонением от плоскости не более 5 мм на 1 м. Регулировка должна производиться в темноте. Температура окружающего воздуха во время работы должна быть от плюс 10 до плюс 30 °С.

Перед автомобилем должен быть установлен переносной или стационарный вертикальный экран (рисунок 1) с плоской, матовой поверхностью шириной не менее 2,5 м. Экран должен быть перпендикулярен плоскости площадки (отклонение от перпендикулярности не более 5 мм на 1 м длины экрана).

Линия ББ (рисунок 1) наносится на высоте Н центров оптических элементов фар, а линия АА наносится на высоте центров световых пятен фар. Вертикальные линии ММ и NN наносятся на экран так, чтобы они лежали в продольной плоскости симметрии оптических элементов левой и правой фар, соответственно. Центры световых пятен фар ОЛЕВ и ОПР лежат на пересечении линий АА с линиями ММ и NN. Средняя линия экрана ОО является проекцией продольной плоскости симметрии автомобиля. L – расстояние от продольной плоскости автомобиля до центров оптических элементов фар. Средняя линяя ОО экрана должна совпадать с осевой линей пола помещения (площадки) ОП. Горизонтальная линия ОП является продолжением вертикальной линии ОО и перпендикулярна плоскости переносного или стационарного экрана (стены).

Разметка стационарного экрана может наноситься на внутренней или наружной стене здания.

Регулировка фар производится только на полностью заправленном и оснащенном всеми принадлежностями и инструментом (снаряженном) автомобиле.

Н – высота от уровня пола до центра оптических элементов фар; L – расстояние от оси автомобиля до центра оптического элемента фары; h – величина смещения светового пятна на экране: h=230 мм (для автомобилей Урал-4320-10, Урал-4320-31) и h=190мм (для автомобилей Урал-43202-10, Урал-43202-31); ММ, NN – вертикальные оси симметрии оптических элементов фар; ОО – проекция продольной плоскости симметрии автомобиля на экран; ОЛЕВ и ОПР – центры световых пятен фар

Рисунок 1 – Разметка экрана для регулировки света головных фар освещения 401.3711 (ФГ122ВВ1) с оптическими элементами

с европейским светораспределением

Колеса машины должны быть накачаны до давления, соответствующего полной нагрузке в соответствии с таблицей 1.

Фары 401.3711 (ФГ122ВВ1) с европейской системой светораспределения (оптический элемент ФГ140) регулируются только в режиме ближнего света. Они должны давать на контрольном экране светлую зону в нижней части и темную – в верхней в соответствии с рисунком 1 [2, 3, 4].

Регулировка головных фар освещения проводится в следующем порядке. Необходимо установить автомобиль перед вертикальным экраном на расстоянии L=7,5±0,3 м до центра рассеивателей фар. Продольная плоскость симметрии автомобиля должна быть перпендикулярна плоскости экрана, а линия пересечения с плоскостью экрана должна совпадать со средней вертикальной линией на экране ОО.

Т а б л и ц а 1 – Номинальное давление воздуха в шинах автомобиля
Урал-4320-31

Шины Номинальное давление воздуха в шинах, кгс/см 2
передняя тележка задняя
тележка
14.00-20, 146G, 147G (НС14/PR14) модели ОИ-25 3,2 4,3
390/95R20, 147J (HC10/PR10) КАМА-УРАЛ 2,9 3,2
390R20, 149J (HC14/PR14) модели О-65 3,5 3,9

Включить ближний свет фар. Снять декоративные ободки обеих фар и закрыть одну фару светонепроницаемым чехлом. Можно не пользоваться чехлом, а просто поочередно извлечь соответствующую плавкую вставку (предохранитель) из нижнего блока предохранителей в соответствии с рисунком 2. Но эти же самые предохранители могут быть установлены у некоторых автомобилей на верхнем блоке.

а – блок предохранителей без предохранителя ближнего света правой фары;
б – блок предохранителей без предохранителя ближнего света левой фары;
1 – нижний блок предохранителей; 2 – верхний блок предохранителей; 3 – контакты для вставки плавкого предохранителя ближнего света правой фары; 4 – контакты для вставки плавкого предохранителя ближнего света левой фары

Рисунок 2 – Установка предохранителей ближнего света фар

Фары следует регулировать поочередно. Сначала регулируют левую фару. С помощью вращения верхнего и бокового регулировочных винтов (рисунок 3), вертикальных и горизонтальных регулировок, соответственно устанавливают оптический элемент так, чтобы горизонтальная линия светотеневой границы совпала с линией АА, а наклонная под углом 15° линия светотеневой границы исходила из точки пересечения линии АА с вертикальной линией ММ или NN для соответствующей фары (точки ОЛЕВ и ОПР). После достижения требуемого расположения светового пучка лучей левой фары производят такие же операции по регулировке правой фары. По окончании регулировки надеть декоративные ободки и закрепить их, не смещая светового пятна на экране.

а – установка вертикального наклона фары; б – установка горизонтального направления светового пучка фары

Рисунок 3 – Регулировка фары

Существует достаточно простой способ проверки правильности регулировки фар. Для этого нужно включить дальний свет фар. Световые пятна фар на экране при этом должны представлять одинаковые круги, их центры должны находиться на одном уровне, но сместиться влево и вверх по отношению центров световых пятен ближнего света.

Проверка и регулировка фар 401.3711 (ФГ122ВВ1) с оптическими элементами с американской системой светораспределения. На обе головные фары 401.3711 (ФГ122ВВ1) могут быть установлены вместо штатных оптических элементов ФГ140 с европейской системой светораспределения оптические элементы с американской системой светораспределения, например, ФГ122 или ФГ105.

Установка на автомобиль фар с разными системами светораспределения не допускается.

Проверка и регулировка при необходимости головных фар освещения с оптическими элементами с американской системой светораспределения проводится на дальнем свете. Подготовка автомобиля к проверке регулировки фар, требования к площадке для его установки перед экраном аналогичны требованиям для проверки фар с европейским светораспределением.

Вертикальный экран для регулировки фар с американским светораспределением имеет другую, отличную от раннее рассмотренной, разметку. Его разметка представлена в соответствии с рисунком 4.

Рисунок 4 – Разметка экрана для регулировки фар с американским светораспределением

Линия ОО находится в продольной плоскости симметрии проверяемого автомобиля и проводится под прямым углом к линии ОA. Линии ЛЛ и ПП параллельны линии ОО. Расстояние а равно половине размера между центрами рассеивателей фар (765 мм). На высоте h от площадки наносится горизонтальная линия ДД. Высота h определяется по формуле:

h = H∙(1 – 0,014∙L)

где Н – высота центров рассеивателей фар над площадкой, мм;

L – расстояние от центров рассеивателей фар до плоскости экрана, м.

Вследствие различных величин деформации деталей подвески размер Н следует определять непосредственным измерением, так как он может колебаться в довольно широких пределах у автомобилей одной модификации [3]. Расстояние L выбирается в пределах от 5 до 10 метров (при таком расстоянии на экране световое пятно фар имеет четкие не размытые границы).

Оптимальное расстояние – 7,5 м [5]. Тогда h = 0,9∙H, мм. Центры световых пятен фар должны лежать на пересечении линий ЛЛ и ДД – для левой фары и линий ПП и ДД – для правой фары. Если это требование не выполняется, то фары требуется отрегулировать. Регулировка выполняется в том же порядке, что и регулировка фар с европейским светораспределением, но, в отличие от них, как было отмечено раннее, на дальнем свете.

Проверить правильность регулировки фар можно достаточно просто. Если после регулировки фар включить ближний свет, то световые пятна фар на экране должны представлять одинаковые круги со значительно большей освещенностью нижних полукружий. Их центры должны находиться на одном уровне, но сместиться вниз на 300–320 мм от горизонтальной линии ДД и вправо по отношению к центрам световых пятен дальнего света фар [1].

Библиографический список:

  1. Светомаскировка автомобильной техники. Руководство по эксплуатации [Текст]: – Министерство Обороны СССР. Главное автомобильное управление. – М.: Военное издательство, 1989. – 76 с.
  2. Руководство по эксплуатации автомобилей семейства «Мотовоз-1» [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление, 2006. – 284 с.
  3. Автомобили Урал-4320-10, Урал-4320-31 и их модификации. Руководство по эксплуатации 4320-3902035 РЭ [Текст]: – Миасс : ОАО «УралАЗ». 2003. – 219 с.
  4. Тимофеев, Ю. Л. Электрооборудование автомобилей: устранение и предупреждение неисправностей [Текст] / Ю. Л. Тимофеев, Г. Л. Тимофеев, Н. М. Ильин. – М. : Транспорт, 1994. – 301 с.
  5. Данов, Б. А. Электрооборудование военной автомобильной техники [Текст] / Б. А. Данов, В. Д. Рогачёв, Н. П. Шевченко – Рязань : Военный автомобильный институт, 2005. – 598 с.
Читайте также:  Регулировка тнвд ниссан серена

Количество просмотров публикации: —

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Источник

Регулировка фар урал 4320

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю. Противотуманные фары автомобиля УРАЛ-4320-31 // Современная техника и технологии. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/10/2192 (дата обращения: 11.09.2020).

Ухудшение видимости приводит к снижению скорости движения автомобилей. В тумане при использовании фар головного освещения удовлетворительная видимость дороги не достигается потому, что лучи ближнего и дальнего света отражаются от мельчайших капелек воды и их отраженный рассеянный свет ослепляет водителя. При включении обычных фар в тумане водитель автомобиля практически не видит ни дороги, ни объектов на ней. Безопасность движения автомобиля в таких условиях обеспечивается противотуманными фарами. Они формируют широкий горизонтальный пучок света направленный вниз и обрезанный сверху и по сравнению с обычными фарами головного освещения имеют больший угол рассеивания светового пучка в горизонтальной плоскости с более четкой верхней светотеневой границей. Это обеспечивает хорошую видимость дороги и обочины на расстоянии от 15 до 25 м.

Согласно [1] разрешено устанавливать две противотуманные фары не далее 400 мм от плоскости бокового габарита (по внешней кромке рассеивателя) и не ниже 250 мм от уровня поверхности дорожного покрытия (по нижней кромке рассеивателя). Противотуманные фары на автомобиле устанавливают ниже, чем фары головного освещения.

Излучаемый противотуманными фарами свет может быть белым или селективно-желтый. Но цвет светового пучка не влияет на условия видимости в тумане средней и высокой плотности. Лучи желтого цвета с большей длиной волны лучше проникают через туман малой плотности или пыль с малыми размерами частиц, соизмеримыми с длиной световых волн. В фары с рассеивателями желтого цвета устанавливают лампы большей мощности.
Обе противотуманные фары, установленные на автомобиле, должны излучать одинаковый свет. Фары используются в ночное время или в условиях плохой видимости при низкой скорости движения автомобиля для увеличения освещенности дороги и обочины [2, 3]. Также они могут использоваться вместо ближнего света головных фар при движении в светлое время с целью обозначения движущегося транспортного средства:

— при движении в организованной колонне;

— при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

— при буксировке (на буксирующем автомобиле);

— при движении вне населенных пунктов и в некоторых других случаях.

Согласно [4] противотуманные фары используются в условиях недостаточной видимости и в темное время суток совместно с ближним или дальним светом фар.

Противотуманные фары должны иметь сертификат соответствия согласно [5]. На сертифицированные фары наносится знак международного утверждения в виде несмываемой надписи на рассеивателе. В этом знаке содержится:

— информация о стране, выдавшей утверждение;

— категории фары и др.

Например, на сертифицированной в России фаре будет стоять знак «Е22» в круге, а также буква «В», обозначающая именно противотуманную фару.

Противотуманная фара ФГ152А, устанавливаемая на автомобиль
Урал-4320-31, имеет прямоугольную форму и состоит из тех же основных частей, что и головная фара, однако отличается по форме, размерам, способу крепления и регулировки.

Характеристики фары: белая противотуманная фара ФГ152А предназначена для освещения дороги в условиях ограниченной видимости (снег, дождь, туман); масса 0,79 кг; присоединение проводом с наконечником, комплектуется защитной крышкой. Тип лампы: галогенная лампа АКГ24-70.

Применяемость: автомобили с дизельным двигателем.

Фара ФГ152А и ее устройство представлены в соответствии с рисунком 1. Оптическая система противотуманной фары включает отражатель параболоидного типа, рассеиватель, галогенную лампу, нить накала которой расположена в фокусе отражателя. Фара ФГ152А крепится с помощью болта, закрепленного шарнирно в ее корпусе, под передним буфером (по его нижней плоскости) автомобиля Урал-4320-31. Крепление противотуманной фары к переднему буферу представлено в соответствии с рисунком 2.

Условия видимости в темное время суток при движении в тумане, в снегопад и дождливую погоду зависят от точности регулирования фар. Регулировка света противотуманной фары ФГ152А производится в вертикальной и горизонтальной плоскостях двумя регулировочными гайками 4 и 6 (рисунок 2).

а – противотуманная фара ФГ152А; б – устройство противотуманной фары

1 – противотуманная фара ФГ152А в сборе; 2 – лампа галогенная АКГ24-70;
3 – держатель лампы (контактное устройство); 4 – прокладка; 5 – гайка контактная; 6 – шайба пружинная; 7 – гайка регулировочная

Рисунок 1 – Устройство противотуманной фары ФГ152А

1 – противотуманная фара ФГ152А в сборе; 2 – кронштейн фары; 3 – болт;
4 – шайба пружинная; 5, 6 – гайка регулировочная; 7 – болт с шарниром

Рисунок 2 – Установка противотуманных фар на автомобиле Урал-4320-31

Устройство фары противотуманной ФГ152А в сборе представлено в соответствии с рисунком 3.

а – фара противотуманная ФГ152А в сборе, вид спереди; б – фара противотуманная ФГ152А в сборе, вид сзади; 1 – оптический элемент; 2 – корпус фары; 3 – болт крепления; 4 – декоративный ободок; 5 – прокладка; 6 – посадочное кольцо с наружной резьбой

Рисунок 3 – Противотуманная фара ФГ152Г в сборе и ее устройство

Оптический элемент 1 фары крепится в ее корпусе 2 с помощью декоративного ободка 4. Декоративный ободок 4 имеет четыре специальных выступа. После установки оптического элемента 1 в корпус 2 выступы декоративного ободка 4 загибают для того, чтобы закрепить в корпусе 2 оптический элемент 1.

Оптический элемент 1 фары неразборный, герметизированный. Отражатель является параболоидом вращения, как и отражатель фары головного освещения, но имеет усеченную прямоугольную форму. Рассеиватель соединен с отражателем с помощью герметизирующего клея.

Требуемое для оптического элемента противотуманной фары светораспределение обеспечивается соответствующим рельефом внутренней поверхности рассеивателя с вертикальными цилиндрическими линзами и экраном перед лампой, а также установкой в оптический элемент галогенной лампы, нить накала которой расположена точно в фокусе отражателя

Оптический элемент в корпус фары устанавливается так, чтобы знаки системы международного обозначения световых приборов на рассеивателе занимали строго вертикальное положение.

На посадочном кольце 3 лампы оптического элемента в соответствии с рисунком 4, а имеется специальная вырубка. Благодаря фланцевому цоколю лампа в оптическом элементе может быть установлена только в одном определенном положении. Для обеспечения во время движения автомобиля, несмотря на вибрацию фары, надежного электрического соединения галогенной лампы 4 с контактом, находящимся на внутренней поверхности гайки, на вывод лампы устанавливается специальный держатель 5, являющийся пружинным контактным устройством (рисунок 4, б).

а – посадочное кольцо оптического элемента; б – лампа с держателем; в – гайка; 1 – корпус противотуманной фары; 2 – прокладка; 3 – посадочное кольцо лампы оптического элемента; 4 – лампа галогенная АКГ24-70; 5 – держатель; 6 – гайка

Рисунок 4 – Установка лампы в оптический элемент противотуманной фары ФГ152А

Галогенная лампа АКГ24-70 и держатель с помощью гайки 6 устанавливаются в оптический элемент противотуманной фары. Посадочное кольцо 3 имеет наружную резьбу. Гайка 6 (рисунок 4, в) с прямоугольным выводом для подключения к бортовой сети автомобиля и контактом на внутренней поверхности, который соединен через тело гайки с выводом, предназначена для подключения лампы 1 под напряжение бортовой сети автомобиля. Уплотнительная прокладка 2 герметизирует зазор между корпусом фары 1 и посадочным кольцом 3 оптического элемента 1.

В соответствии с рисунком 5, а гайка 1 присоединяется к бортовой сети автомобиля проводом с наконечником 2. Соединение защищается от попадания влаги и грязи защитным резиновым колпаком 3.

Выключатель клавишный противотуманных фар ВК343.01.03 устанавливают на панели щитка приборов в блоке клавишных выключателей (рисунок 6, а), рядом с выключателем заднего противотуманного фонаря.

а – присоединение противотуманной фары проводом с наконечником к бортовой сети автомобиля; б – внутренняя поверхность гайки; 1 – гайка; 2 – провод с наконечником; 3 – колпак защитный; 4 – контакт

Рисунок 5 – Гайка контактная

Выключатель противотуманных фар имеет два положения – нефиксированное (вниз – «выключено») и фиксированное (вверх – «включено»). Его принципиальное устройство представлено в соответствии с рисунком 6, в. Падение напряжения на контактах автомобильных выключателей и переключателей не должно превышать 0,1 В. Противотуманные фары могут быть включены только при включенном в первое или второе положение центральном переключателе света.

а – клавишный выключатель ВК 343.01.03; б – символ противотуманных фар, который наносится на клавишный выключатель; в – принципиальное устройство клавишного выключателя с подсветкой

1 – лампа подсветки; 2 – клавиша; 3 – ось; 4 – толкатель; 5 – перекидная пластина; 6 – выводы к неподвижным контактам; 7 – вывод к противотуманным фарам; 8 – вывод лампы подсветки

Рисунок 6 – Клавишный выключатель ВК 343.01.03

Путь тока в противотуманные фары:

— «+» аккумуляторных батарей;

— силовой вывод тягового реле стартера;

— клемма термобиметаллического предохранителя; вывод «-» измерителя тока (амперметра);

— вывод «+» измерителя тока; плюсовая клемма центрального переключателя света (ЦПС) фар;

— боковая клемма ЦПС, подключаемая к плюсовой клемме ЦПС в первом положении штока переключателя; входные клеммы предохранителей 1, 2 нижнего блока предохранителей;

— выходная клемма предохранителя 1 нижнего блока предохранителей;

— первые клеммы соединительных панелей; спирали ламп противотуманных фар;

«» аккумуляторных батарей.

Регулировка противотуманных фар производится в следующем порядке.

Экран, представленный в соответствии с рисунком 7, устанавливают на расстоянии пяти метров от автомобиля.

АА – горизонтальная линия центров фар; 00 – средняя линия экрана; ЛЛ – вертикальная линия центра левой фары; ПП – вертикальная линия центра правой фары

Рисунок 7 – Экран для регулировки противотуманных фар

На экране проводят горизонтальную линию ББ, которая ниже линии АА, соответствующей на экране высоте центров оптических элементов фар от пола (площадки), на 100 мм. Средняя линяя ОО экрана должна совпадать с осевой линей пола помещения (площадки) ОР. Горизонтальная линия ОР является продолжением вертикальной линии ОО и перпендикулярна плоскости переносного или стационарного экрана (стены).

При регулировке противотуманных фар верхние границы световых пятен должны находиться на этой горизонтальной линии АА, а центры световых пятен – на пересечении вертикальных линий ЛЛ (для левой фары) и ПП (для правой фары) с горизонтальной линией ББ.

Во время регулировки гайки регулировочные фары отвертывают на
1–2 оборота. Затем фару поворачивают на кронштейне в горизонтальной и вертикальной плоскостях и устанавливают правильное положение светового пятна на экране. После затяжки регулировочных гаек проверяют правильность произведенной регулировки [6].

Библиографический список

  1. ГОСТ 8769-85. Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости. С поправками и изменениями. [Электронный ресурс]. URL : http : / /www.vsegost.com / Catalog / 34 / 3430.shtml
  2. Чижков, Ю. П. Электрооборудование автомобилей. Курс лекций. Ч. 2 [Текст] / Ю. П. Чижков – М. : Машиностроение, 2003. – 320 с.
  3. Автомобильная светотехника [Электронный ресурс]. URL : http : // ru. wikipedia.org
  4. Правила дорожного движения 2011 с картинками и знаками [Электронный ресурс]. URL : http://carsguru.net/pdd / pdd.html
  5. ГОСТ Р 41.19-99 (Правила ЕЭК ООН N 19). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения противотуманных фар для автотранспортных средств. Дата введения 2000-07-01. [Электронный ресурс]. URL : http : // docs.kodeks.ru / document / 1200027780
  6. Тимофеев, Ю. Л. Электрооборудование автомобилей: устранение и предупреждение неисправностей [Текст] / Ю. Л. Тимофеев, Г. Л. Тимофеев, Н. М. Ильин. – М. : Транспорт, 1994. – 301

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2020. Электронный научно-практический журнал «Современная техника и технологии».

Источник

Adblock
detector