Меню

Регулировать как функция менеджмента



Тема 9. Регулирование как общая функция менеджмента

1. Понятие регулирования и его место в системе управления.

2. Виды регулирования.

3. Процесс регулирования и его характеристика.

Понятие регулирования и его место в системе управления.

Регулирование – вид управленческой деятельности, направленный на устранение отклонений, сбоев, недостатков и др. в управляемой системе путем разработки и внедрения управляющей системой соответствующих мероприятий.

Регулирование — это вид деятельности, представляющий собой воздействие руко­водителя на подчиненных таким образом, чтобы они выполняли работу для достиже­ния целей организации. В этом случае функция регулирования связана с широко ис­пользуемым термином «руководство». Функция регулирования представ­ляет собой процесс руководства, осуществляемый при помощи методов формального воздействия и усиленного методами влияния (власть и лидерство).

Цель регулирования сохранение устойчивости организации путем поддержания требуемого соотношения между различными ее элементами, своевременной ликвидации возможных отклонений от установленных норм в функционировании объектов управления

Задача регулирования — обновление плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации

Результат регулирования:

1. Воздействие на коллектив людей посредством принятия оперативных мер по предотвращению или устранению отклонений

2. Координация текущей работы по обеспечению эффективной реализации процесса управления в организации

Принципы функции регулирования.

Принцип директивностиопределяет приемы и способы осуществления регу­лирующих воздействий на управляемый объект. Это наиболее жесткая форма регу­лирования, требующая обязательного и своевременного исполнения принятого реше­ния. Это активная форма регулирования протекающих на предприятии процессов, по­буждающая к действию исполнителей того или иного решения.

Принцип соблюдения регламентовопределяет соблюдение установленного заранее порядка выполнения управленческой и производственно-хозяйственной деятельности на предприятии. Особенностью этого принципа является обязательность соблюдения установ­ленных регламентов.

Принцип нормативности. Соблюдение принципа нормативности ре­гулирования направлено на установление определенных границ в деятельности лю­дей. Это способствует стабильности данного процесса, протекание которого осно­вано на обязательном соблюдении людьми общих условий деятельности.

Виды регулирования

1. Стабилизирующее регулирование — направлено на упорядочение отношений предприятия с субъектами внешней среды, а также внутренних отношений между различными его частями. В качестве регулиру­ ющих воздействий используются правила, определяющие порядок деятельности предприятия и его частей, а также система ограничений, устанавливающих преде­лы и пропорции, которые должно соблюдать предприятие в процессе этой деятель­ности. Это уставные положения, должностные инструкции, распорядок дня, поло­жения, определяющие порядок взаимоотношений с поставщиками, потребителями, государственными органами и т. п.

Целью стабилизирующего регулирования является установле­ние определенных организационно-социальных правил, точных предписаний к действию, а также рамок деятельности иповеде­ния работников предприятия.

Стабилизирующее регулирование, исходя из его направленности, подразделяется на три подвида: непосредственное регулирование на основе норм и с помощью инструктирования.

1.1. Непосредственное регулирование осуществляется в отношении предприятия в целом, организационной структуры управления и структуры аппарата управления. К регламентирующим правилам относятся соответственно Устав предприятия, поло­жения о линейных и функциональных подразделениях, должностные инструкции.

1.2. Регулирование на основе норм направлено на установление пределов «свободы» поведения людей, осуществляющих процессы производства и управления. Регулиро­вание проявляется как при разработке и проектировании процессов (соблюдение норм и нормативов), так и управления ими. Это: лимиты, стан­дарты, нормы, нормативы, до­пуски, классифи­каторы, справоч­ники и др.

1.3. Регулирование с помощью инструктирования обычно основывается на ме­тодической помощи и информационном обеспечении выполнения предстоящей рабо­ты. Инструктирование — это наставление, подробное объяснение, предупреждение, указание по соблюдению, выполнению чего-либо и т. п..

2. Распорядительное регулированиепредставляет собой совокупность способов и приемов, направленных на регулирование текущей работы. Это процесс не­посредственного воздействия на исполнителей решений, принятых руководителем. Они реализуются путем проявления полномочий руководителем по отношению к подчиненным.

Цель распорядительного регулирования заключается в воздействии руково­дителя на целенаправленное поведение объекта управления, осуществляемое в соответствии с заданной программой или условиями деятельности предприятия.

Распорядительное регулирование оказывает как активное, так и пассивное воз­действие. Приказы, указания, распоряжения, решения и дру­гие формы прямого административного воздействия носят активный характер, т. е. побуждают к действию, требуют анализа ситуации, влекут за собой ответственность и дисциплину исполнения.

Пассивные формы встречаются реже в административном воздействии. Они не имеют силу обязательного, немедленного, своевременного и точного реагирования. Их основное назначение состоит в повышении эффективности коммуникаций в про­цессе выполнения активного регулирующего воздействия. Они часто дополняют ак­тивную форму регулирования, чем повышается их результативность. К ним относятся: реко­мендации, акты, ме­тодики, памятки, справки, служебные письма, записки и др.

Источник

Регулирование и контроль как функции менеджмента

Регулирование есть деятельность по поддержанию в динамической системе управления производством заданных параметров. Она определяется задачей сохранять состояние упорядоченности – как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления. Это функция, которая связывает систему управления с внешней средой.

Функция регулирования детерминируется нормативностью: в ее поле зрения находится всякое отклонение от нормы. Регулирование состоит в достижении такой деятельности системы, при которой выравниваются все отклонения состояния выхода системы от заданного значения этого состояния, т.е. от нормы.

Постоянный динамизм производства связан с непрерывными изменениями ситуации, порождаемыми как движением самой системы, так и возмущающими воздействиями среды. Изменения в самом производстве учитываются благо­даря диспетчеризации, что является специфической формой оперативного ре­гулирования. Возмущающие воздействия внешней среды имеют место, прежде всего, в отношениях между предприятиями по горизонтали (потребитель-по­ставщик). Здесь наблюдаются, к сожалению, весьма частые нарушения контр­агентами их обязательств по поставкам и т.п., что сильно осложняет регулиро­вание. Однако при всех условиях орган управления через функцию регулирова­ния должен различными приемами (выравнивание отклонений, компенсация возмущений, устранение воздействия помех) обеспечить сохранение заданных параметров.

Управление основывается на четкой системе контроля, без которого оно имеет фиктивно-демонстративный характер.

Контроль в управлении можно рассматривать в трех аспектах.

1. Как систематическую деятельность руководителей и органов управле­ния, реализующих одну из основных функций менеджмента.

2. Завершающую стадию его цикла, сердцевиной которой является меха­низм обратных связей.

3. Как совокупность действий должностных лиц, неотъемлемую часть процесса принятия и реализации управленческих решений.

В системе управления контроль выполняет следующие основные функции:

— проверочную (установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологических, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений);

— информационную (сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта);

— диагностическую (изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении; выявление основных тенденций его изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов);

— прогностическую, создающую основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров;

Читайте также:  Регулировка карбюратора kng pz30

— коммуникационную, обеспечивающую установление и поддержание обратной связи;

— ориентирующую, подсказывающую, на что нужно обращать особое внимание;

— стимулирующую (по итогам контроля происходит оценка персонала, поощрение или наказание);

— корректирующую (на основе полученных результатов состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них);

— защитную (способствует сохранности ресурсов).

Контроль осуществляется в соответствии с определенными принципами.

Прежде всего, он должен быть всеохватывающим, т. е. держать в поле зрения основные сферы деятельности организации и процессы, протекающие в ней.

Такой контроль не под силу одному человеку или небольшой группе людей. К нему привлекается весь персонал организации или его значительная часть, ибо наилучший эффект обеспечивает самоконтроль заинтересованных в результатах своего труда исполнителей.

Система контроля должна иметь четкую стратегическую направленность, задаваемую основными приоритетами развития организации. Второстепенные сферы ее деятельности тщательно проверять целесообразно далеко не всегда, а некоторые и вовсе не имеет смысла, так как это отвлекает много сил и средств.

Современный контроль направлен не на исправление, а на предотвращение ошибок, что значительно дешевле. Поэтому он представляет собой неотъемлемый элемент процесса планирования на всех его стадиях.

Эффективный контроль должен увязываться и с изменениями в структуре организации и системе управления ею, поэтому важным требованием, предъявляемым к нему, является гибкость, приспособляемость к изменяющимся условиям.

Контроль должен быть своевременным, позволять устранять нарушения, прежде чем они примут опасные размеры, иначе он будет вечно опаздывать и окажется на практике бесполезным.

Поскольку контроль не самоцель, а средство достижения цели, он должен служить условием повышения эффективности хозяйствования, следовательно, быть экономичным (приносимые выгоды должны превышать затраты). Это обеспечивается оптимизацией всех связанных с контролем издержек (на технические средства, сбор, переработку и хранение информации и проч.).

Эффективный контроль индивидуализирован, нацелен на конкретные процессы, результаты, требует учета личных качеств людей, их положения, связей в коллективе.

Ориентированность контроля на человека означает его доброжелательность, исключение какой бы то ни было слежки за людьми, поисков «козлов отпущения». Это возможно лишь в условиях максимальной открытости, гласности проведения соответствующих мероприятий.

Контроль должен соответствовать характеру своего объекта, а цель его – быть понятной. Сотруднику необходимо показать, что контролируют не его личность, а производственную деятельность, что делается это объективно. Поэтому нецелесообразно применять те методы контроля, которые отвергаются людьми.

Желательно избегать чрезмерного контроля над ними, тем более из недоверия, ибо, кроме пустой траты средств и лишних эмоций, это ничего не дает.

Выполнение работы нужно контролировать, хотя и не обязательно скрупулезно, и если она не сделана, разобраться, почему так произошло.

С другой стороны, слабый контроль, а тем более бесконтрольность являются признаком безразличного отношения руководства к людям и делам организации.

— традиционный контроль фиксирует отклонения от плановых заданий и стандартов;

— опережающий контроль отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и ее целями; по итогам принимаются меры, направленные на их достижение, а не на исправление прошлых ошибок;

— предпринимательский контроль осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, факторами, влияющими на них; в результате корректируются сами цели.

2. По видам (финансовый, маркетинговый, контроль качества, производственный и др.).

3. По объектам, каковыми являются:

— состояние производственного, технического, кадрового потенциала, объем финансовых ресурсов, материальных запасов, целесообразность их использования;

— эффективность производственной деятельности;

— промежуточные и конечные результаты;

— затраты, потери и их виновники;

— достоверность, качество, доступность, полнота информации;

— сроки исполнения принимаемых решений;

— сохранение коммерческой тайны и т. д.

4. По субъектам, которые осуществляют процесс контроля (администрация, функциональные службы, специальные подразделения, сами работники).

5. По интенсивности (нормальный или усиленный).

6. По месту осуществления.

7. По целям (фильтрующий контроль призван отделить годное от негодного, а корректирующий – исправить положение дел).

— фактический контроль осуществляется с помощью опроса, инвентаризации, осмотра, разрушения объекта;

— документальный происходит на основе сверок и проверок документов;

— оценочный контроль базируется на экспертизе, анализе, сопоставлении с эталоном.

9. По стадиям осуществления выделяют три основных вида контроля: предварительный, текущий и итоговый.

Предварительный, как это явствует из самого термина, предшествует активной деятельности, а тем более каким-то конкретным результатам. Его задача в основном состоит в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления и др. к работе. Он осуществляется путем анализа наличия и состояния ресурсов, их сопоставления со стоящими задачами.

Текущий контроль (стратегический и оперативный) оценивает внутренние и внешние возможности организации.

Стратегический имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей. Он ведется по таким показателям, как уровень производительности труда, внедрение и использование достижений НТР, новых методов работы, технологий и проч. Такой контроль предназначен для предотвращения ошибок, а не для их исправления и поиска виновных.

Оперативный (административный) контроль (на практике он сливается с оперативным управлением) проводится одновременно с выполнением основной работы. Его разновидностью является контроль производственный, осуществляемый диспетчером или начальником производственного отдела.

На уровне отдельных операций осуществляется операционный контроль (точности их выполнения, качества изделий). Он может быть сплошным (предполагает проверку всех без исключения объектов) и выборочным (если число объектов слишком велико или для проверки требуется разрушать изделие. Выборочный контроль требует меньших затрат, но связан с риском случайных ошибок, число которых можно снизить путем увеличения размера выборки (при соответствующем росте расходов).

Третьим видом контроля является итоговый. Обычно он связан с оценкой выполнения организацией своих решений и результатов практических действий, а также сильных и слабых сторон организации. Данные итогового контроля используются для составления очередных планов.

Процесс контроля состоит из нескольких этапов. На первом определяются параметры функционирования и развития организации, которые необходимо контролировать, и источники информации о них. Эти параметры имеют вид различных стандартов и нормативов, отражающих заложенные в планы задачи.

К ним предъявляются такие требования, как обоснованность, выполнимость в нормальной ситуации (слишком высокие нормативы пугают, а слишком низкие расхолаживают), адекватность отражения реальных процессов.

На втором этапе создается модель организации, на которой отражаются потоки ресурсов, информации, места возникновения затрат, образования промежуточных и конечных результатов, являющиеся наиболее подходящими для наблюдений, – так называемые точки контроля.

Третий этап процесса контроля заключается в получении информации о состоянии и результатах функционирования его объекта, позволяющей принимать обоснованные решения о том, как действовать дальше.

Читайте также:  Регулировка развала схождения колес уаз хантер

Источниками информации служат целевые наблюдения, текущие статистические данные, оперативные сообщения, бухгалтерская отчетность, опросы общественного мнения, итоговые отчеты, специальные аналитические обзоры и др.

Четвертый этап процесса контроля состоит в анализе и оценке информации. Это позволяет определить наличие и степень отклонений от заданных параметров и необходимость осуществления корректирующих действий.

При оценке могут возникать различные «подводные камни» (препятствия), в первую очередь связанные с психологией людей, поскольку любая информация рассматривается ими через призму личного восприятия, а поэтому приобретает субъективную окраску.

Пятый этап процесса контроля состоит в корректировке деятельности организации, преодолении отклонений, допустимая величина которых устанавливается высшим руководством.

На практике существует два варианта корректирующих действий. Первый заключается в устранении причин, порождающих отклонения, их ликвидации или нейтрализации путем совершенствования технологии производства и управления.

Второй состоит в изменении стандартов, модификации целей, пересмотре планов, перераспределении заданий. Но к этому нужно относиться весьма осторожно. Если дела в организации идут неплохо и поставленные цели в основном достигаются, лучше не вносить в ее деятельность лишних изменений, поскольку отклонения далеко не всегда нарушают нормальный ход работы и часто не так уж существенно влияют на конечные результаты. Между тем борьба с ними обходится недешево. Поэтому система контроля должна срабатывать только при серьезных нарушениях.

Внешний и внутренний контроль

Контроль делится на внутренний и внешний. Внутренний контроль имеет место, когда его субъект и объект находятся в одной системе, внешний – в разных системах.

На предприятии внешний контроль производится администрацией или специальными сотрудниками – контролерами. Внутренний контроль предполагает, что исполнители сами следят за своей работой и результатами и вносят по мере необходимости в нее изменения.

Источник

Тема 10. Регулирование как общая функция менеджмента.

1. Понятие регулирования и его место в системе управления.

2. Виды регулирования.

3. Процесс регулирования и его характеристика.

Понятие регулирования и его место в системе управления.

При изучении первого вопроса первой темы, студент должен усвоить, что выявленные на основе контролирования проблемы и нарушения процесса производственно-хозяйственной деятельности, а также негативные его результаты требуют осуществления регулирования.

Регулирование – вид управленческой деятельности, направленный на устранение отклонений, сбоев, недостатков и др. в управляемой системе путем разработки и внедрения управляющей системой соответствующих мероприятий.

Регулирование — это вид деятельности, представляющий собой воздействие руко­водителя на подчиненных таким образом, чтобы они выполняли работу для достиже­ния целей организации. В этом случае функция регулирования связана с широко ис­пользуемым термином «руководство». В литературе довольно часто процесс руко­водства рассматривается как отдельная функция, связанная с лидерством и властью. Такое представление руководства рассматривает лишь одну сторону процесса управ­ления — оказание влияния одного лица (руководителя) на подчиненных. Другая сто­рона заключается в том, что руководство по своему содержанию представляет собой процесс воздействия руководителя на подчиненных с использованием формальных методов регулирования или же процесс влияния, осуществляемый при помощи власти и лидерских качеств руководителя. Таким образом, функция регулирования представ­ляет собой процесс руководства, осуществляемый при помощи методов формального воздействия и усиленного методами влияния (власть и лидерство).

Цель регулирования сохранение устойчивости организации путем поддержания требуемого соотношения между различными ее элементами, своевременной ликвидации возможных отклонений от установленных норм в функционировании объектов управления

Особенность регулирования состоит в том, что в отличии от функций планирования, организация и мотивирования, которые совершенствуются непосредственной в управляющей системе предприятия, регулирование, как и контролирование, совершенствуется в управляемой и управляющей системах. На рисунке 10.1 отражено графическую модель процесса регулирования под влиянием различных факторов, которые требуют изменения в планировании, организации, мотивировании.

Принципы функции регулирования.

Функция регулирования реализуется при помощи преимущественно административ­ных методов управления. Это определяется самой сущностью функции регулирования. Она представляет собой процесс проявления властных полномочий руководителя по отношению к регулируемым объектам. Следовательно, принципы функции регулирования отражают форму проявления этих полномочий. Рассмотрим некоторые из них.

Рис. 10.1 — Регулирование деятельности организации

Принцип директивностиопределяет приемы и способы осуществления регу­лирующих воздействий на управляемый объект. Это наиболее жесткая форма регу­лирования, требующая обязательного и своевременного исполнения принятого реше­ния. Это активная форма регулирования протекающих на предприятии процессов, по­буждающая к действию исполнителей того или иного решения.

Данный принцип определяет важное требование к регулирующему воздействию — своевременность. Это требование нужно рассматривать с двух сторон: во-первых, своевременность выработки регулирующего воздействия, т. е. принятия решения по возникшей ситуации; во-вторых, своевременность реакции управляемого объекта на регулирующее воздействие, т. е. исполнение решения. Директивность также опреде­ляет неотвратимость наступления санкций в случае несвоевременного исполнения регулирующего воздействия или его неадекватного исполнения.

Принцип соблюдения регламентовопределяет соблюдение установленного заранее порядка выполнения управленческой и производственно-хозяйственной деятельности на предприятии. Это способ непрямого регулирующего воздействия на деятельность человека (в. т. ч. руководителя), который имеет распорядительную силу. Например, должностная инструкция регламентирует обязанности, ответствен­ность и права конкретного должностного лица и тем самым регулирует сферу его деятельности. Этот принцип проявляется через регулирование пределов (свободы выбора поведения) деятельности того или иного должностного лица на предприя­тии. Особенностью этого принципа является обязательность соблюдения установ­ленных регламентов. Нарушение установленных регламентов снижает организован­ность процессов, протекающих на предприятии, а также приводит к наступлению соответствующих санкций.

Принцип нормативности.Понятие «нормы» характеризует зависимость меж­ду различными элементами предприятия. Соблюдение принципа нормативности ре­гулирования направлено на установление определенных границ в деятельности лю­дей. Это способствует стабильности данного процесса, протекание которого осно­вано на обязательном соблюдении людьми общих условий деятельности.

Принцип нормативности обуславливает правила регулирования условий осуществ­ления процессов посредством организационно-методических, технических, технико-экономических, экономических, социальных норм и нормативов (стандартов). Они обеспечивают соблюдение определенных пределов управленческих действий и границ их возможных отклонений.

Виды регулирования

при изучении второго вопроса темы студент должен обратить внимание на то, что поскольку в практике управления мы имеем дело не с общим понятием регулирования, а с конкретными действиями руководителей, то возникает необходимость рассмотреть виды регулирования более детально.

Стабилизирующее регулирование –на­правлено на упорядочение отношений предприятия с субъектами внешней среды, а также внутренних отношений между различными его частями.

Целью стабилизирующего регулирования является установле­ние определенных организационно-социальных правил, точных предписаний к действию, а также рамок деятельности иповеде­ния работников предприятия. Данная цель достигается путем разработки, введения в практику и контроля со­блюдения соответствующих регулирующих положений (устав, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции и т. п.), обязательных для исполнения.

Читайте также:  Регулировка хода штоков тормозных камер камаз

В качестве регулиру­ющих воздействий используются правила, определяющие порядок деятельности предприятия и его частей, а также система ограничений, устанавливающих преде­лы и пропорции, которые должно соблюдать предприятие в процессе этой деятель­ности. Это уставные положения, должностные инструкции, распорядок дня, поло­жения, определяющие порядок взаимоотношений с поставщиками, потребителями, государственными органами и т. п. Эти положения вводятся на определенный период времени и обяза­тельны для исполнения.

Стабилизирующее регулирование, исходя из его направленности, подразделяется на три подвида: непосредственное регулирование, регулирование на основе норм и регулирование с помощью инструктирования.

1.Непосредственное регулирование осуществляется в отношении предприятия в целом, организационной структуры управления и структуры аппарата управления. К регламентирующим правилам относятся соответственно Устав предприятия, поло­жения о линейных и функциональных подразделениях, должностные инструкции.

2.Регулирование на основе норм направлено на установление пределов «свободы» поведения людей, осуществляющих процессы производства и управления. Регулиро­вание проявляется как при разработке и проектировании процессов (соблюдение норм и нормативов), так и управления ими.

Особенностью регулирования на основе норм является полнота и объективность отражения условий, которые определяют поведение работников предприятия. Поэто­му устанавливаемые нормы должны быть осмысленными с точки зрения восприятия сотрудниками предприятия. Менеджеры при использовании этого вида регулирования должны стремиться к тому, чтобы применяемые ими нормы были бы добровольно восприняты теми людьми, чью деятельность они регулируют. Следует также помнить, что необоснованно жесткие или неоправданно заниженные нормативы, как правило, приводят к дестимулированию, а чрезмерно детальные — снижают индивидуальность и инициативность работников.

3. Регулирование с помощью инструктированияобычно основывается на ме­тодической помощи и информационном обеспечении выполнения предстоящей рабо­ты. Инструктирование — это наставление, подробное объяснение, предупреждение, указание по соблюдению, выполнению чего-либо и т. п.

В данном случае инструктирование следует понимать как использование работни­ком соответствующих инструктивных материалов, регламентирующих выполнение определенной работы. Например, «Инструкция о порядке планирования проведения организованного набора рабочих».

Распорядительное регулированиепредставляет собой совокупность способов и приемов, направленных на регулирование текущей работы. Это процесс не­посредственного воздействия на исполнителей решений, принятых руководителем. Они реализуются путем проявления полномочий руководителем по отношению к подчиненным.

Цель распорядительного регулированиязаключается в воздействии руково­дителя на целенаправленное поведение объекта управления, осуществляемое в соответствии с заданной программой или условиями деятельности предприятия.

Использование распорядительного регулирования обусловлено следующими причинами:

а) необходимостью устранения отклонений от установленных стандартов, выяв­ленных в процессе контроля;

б) необходимостью побуждения к действию для выполнения принятого управлен­ческого решения.

Содержание распорядительного регулирования определяется конкретными причи­нами и возникающими ситуациями. Они, как правило, не имеют четко установленных закономерностей проявления и времени возникновения. Они являются следствием возникающих ситуаций и незапрограммированных управленческих решений.

По форме проявления распорядительное регулирование может быть представлено документально и устно. По своему содержанию распорядительные воздействия име­ют различную форму.

Распорядительное регулирование оказывает как активное, так и пассивное воз­действие. Так, приказы, указания, распоряжения, решения и дру­гие формы прямого административного воздействия носят активный характер, т. е. побуждают к действию, требуют анализа ситуации, влекут за собой ответственность и дисциплину исполнения.

Пассивные формы встречаются реже в административном воздействии. Они не имеют силу обязательного, немедленного, своевременного и точного реагирования. Их основное назначение состоит в повышении эффективности коммуникаций в про­цессе выполнения активного регулирующего воздействия. Они часто дополняют ак­тивную форму регулирования, чем повышается их результативность.

Для эффективного регулирования менеджеру очень важно принять решение, на­сколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стан­дартов. Функция контроля выдает информацию об отклонениях, которая служит осно­вой для решения о начале регулирующих действий. Этот этап является наиболее важ­ным и заметным в процессе регулирования. Поэтому определение масштаба допус­тимых отклонений — вопрос первостепенной важности для процесса регулирования. Если будет слишком большой масштаб отклонений, то возникающие проблемы могут приобрести угрожающий характер. Но, если масштаб взят слишком маленький, то предприятие будет реагировать на незначительные отклонения, что весьма накладно и требует много времени. Регулирующие действия могут парализовать деятельность предприятия. Смысл распределительного регулирования во всех случаях состоит в том, чтобы, используя информацию функции контроля, понять причины отклонения и добиться возвращения параметров процесса к требуемому образу действий.

Дисциплинарное регулированиесвязано с процессом делегирования полномочий. Сущность дисциплинарного регулирования как совокупности способов воздействия раскрывается через процесс установления ответственности. Как известно, при деле­гировании полномочий ответственность лишь перераспределяется между руководи­телем и лицом, которому делегируются полномочия. Другими словами, руководитель имеет право делегировать обязанности, права и в этих пределах возложить ответ­ственность на подчиненного. Но при этом ответственность в полном объеме (в т. ч. и перераспределенную) руководитель оставляет за собой.

Цель дисциплинарного регулирования — раз­витие способностей и творческих сил у подчиненных, направленных на исполь­зование делегированных прав самостоятельно принимать управленческие решения.

Дисциплинарное регулирование проявляется в праве руководителя требовать от подчиненных:

1) конкретных результатов по определенным ключевым моментам, которые им делегированы;

2) периодического доклада о ходе выполнения заданий;

3) подробного выполнения своих инструкций и разрешение свободы действий лишь в случаях крайней необходимости;

4) буквального следования инструкциям и приказам, немедленного уведомления при появлении каких-либо затруднений.

Дисциплинарное регулирование затрагивает поведенческие аспекты функции ре­гулирования. К сожалению, хотя большинство менеджеров понимает, что процесс регулирования — это не только передача приказов и указаний, но и возможность оказа­ния положительного воздействия на человека, часто об этом забывают.

Критическая роль дисциплинарного регулирования обозначена в самом его назва­нии. Оно представляет собой способ, при помощи которого обеспечивается соблюде­ние ответственности как основы менеджмента — «добиваться выполнения работы при помощи других людей». Никакое управление не дает требуемых результатов, если ра­ботники предприятия не будут соблюдать установленные нормы и правила поведения.

Ответственность, как известно, представляет собой обязательство выполнять име­ющиеся задачи (в т. ч. регулирующие воздействия) и отвечать за их удовлетвори­тельное разрешение. Ответственность всегда должна соответствовать вознаграж­дению. Дисциплинарное регулирование базируется на допущении, что, принимая кон­кретную работу и вознаграждение за нее, работники косвенным образом соглашают­ся выполнять ее на уровне, удовлетворительном для предприятия.

По своему содержанию дисциплинарное регулирование может иметь:

1) распорядительное воздействие. Например, приказ о поощрении или наказании по результатам деятельности конкретного сотрудника;

2) регламентирующее воздействие. Например, должностная инструкция, отражаю­щая результаты распределения и делегирования полномочий конкретного сотрудника;

3) нормирующее воздействие. Например, норма времени (трудоемкость решения задачи) на разработку бизнес-плана.

Источник

Adblock
detector