Снятие и установка, разборка и сборка элементов системы зажигания
Для снятия датчика момента искрообразования тормозят автомобиль стояночным тормозом, снимают запасное колесо и отсоединяют провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
Отсоединяют от датчика момента искрообразования провода и вакуумный шланг. Отворачивают гайки крепления и снимают датчик.
Валик датчика момента искрообразования соединяется с хвостовиком распределительного вала только в одном положении. Поэтому перед установкой поворачивают валик датчика момента искрообразования в такое положение, чтобы кулачки муфты валика находились против пазов распределительного вала.
Надевают на фланец датчика момента искрообразования уплотнительное кольцо, смазанное моторным маслом, устанавливают датчик момента искрообразования на корпус вспомогательных агрегатов в таком положении, чтобы среднее деление на фланце датчика момента искрообразования находилось против установочного выступа на корпусе вспомогательных агрегатов (см. рис. 41), и закрепляют датчик гайками. Присоединяют к датчику момента искрообразования провода и вакуумный шланг, а затем проверяют и при необходимости регулируют момент зажигания.
Для замены каких-либо деталей разборку производят в следующем порядке.
Снимают крышку 10 (рис. 157), отсоединяют тягу вакуумного регулятора 3 от опорной пластины 6 датчика, отворачивают винты крепления и снимают вакуумный регулятор. Отворачивают винты крепления и снимают опорную пластину 6 в сборе с датчиком 5 и держателем 8. Снимают пружину с муфты 1, удаляют штифт и снимают с валика муфту и регулировочные шайбы. Вынимают из корпуса 2 валик с центробежным регулятором 4 и шайбами.
Рис. 157. Детали датчика момента искрообразования: 1 — муфта; 2 — корпус; 3 — вакуумный регулятор; 4 — центробежный регулятор; 5 — бесконтактный датчик; 6 — опорная пластина датчика с подшипником; 7 — стопорная пластина подшипника; 8 — держатель переднего подшипника валика; 9 — держатель переднего подшипника валика в сборе с опорной пластиной датчика; 10 — крышка; 11 — стопорная шайба; 12 — ведомая пластина центробежного регулятора с экраном; 13 — валик с ведущей пластиной центробежного регулятора; 14 — грузик; 15 — сальник.
Сборку выполняют в порядке, обратном разборке. При сборке необходимо подбором регулировочных шайб обеспечить осевой свободный ход валика не более 0,35 мм.
Выключатель зажигания
Для снятия выключателя зажигания отсоединяют провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи, снимают облицовочный кожух вала рулевого механизма и отсоединяют колодку проводов выключателя зажигания от жгута проводов панели приборов.
Вставляют ключ в замок выключателя зажигания и поворачивают его з положение 0, отворачивают болты крепления скобы выключателя, снимают ее, а затем и выключатель зажигания.
Установку выключателя зажигания производят в порядке, обратном снятию.
Для разборки выключателя зажигания KZ813 (венгерского производства) отсоединяют провода от штепсельной колодки, поворачивают ключ в положение 0 (выключено) и отворачивают винт крепления замка. Затем, утопив фиксирующий штифт, вынимают замок с контактной частью из корпуса (на корпусе замка имеется отверстие, в которое входит фиксирующий штифт замка). Отворачивают два винта крепления, отсоединяют контактную часть выключателя от замка и снимают облицовку с контактной части. Сборку выключателя зажигания выполняют в порядке, обратном разборке.
Выключатель зажигания 2108-3704005-40 отличается по конструкции от KZ813. Для его разборки достаточно отвернуть один винт, после чего от корпуса выключателя отсоединяются облицовка и контактная часть.
Источник
Разборка, осмотр, ремонт и сборка распределителя зажигания
Разборку распределителя необходимо осуществлять в следующем порядке:
— снять крышку и бегунок;
— отвернуть винты крепления вакуумного регулятора и снять его;
— отвернуть винт крепления изоляторов клеммы низкого напряжения и снять клемму;
— отвернуть два болта крепления стойки прерывателя и снять стойку;
— снять замковую шайбу с оси рычажка прерывателя, отсоединить провод от контактной стойки, нажав на изолирующую втулку и преодолев при этом усилие пружины рычажка;
— снять рычажок прерывателя с приводом и клеммой низкого напряжения;
— отвернуть винты крепления нижней пластины прерывателя к корпусу распределителя и снять ее;
— разъединить подвижную и неподвижную пластины прерывателя;
— для демонтажа приводного вала снять пружинное кольцо, выбить штифт, снять кулачковую муфту и вынуть вал;
— вынуть войлочный сальник из отверстия в кулачке, отвернуть винт крепления кулачка;
— отсоединить пружины от пластины кулачка и снять кулачок вместе с пластиной;
— снять пружины и грузики центробежного регулятора и кулачок;
— выпрессовать подшипники, если требуется их замена.
После разборки проверить состояние рабочей поверхности контактов прерывателя. В случае большего переноса металла с одного контакта на другой зачистить их тонким (толщиной около 1 мм) кусочком абразивного шлифовального круга или надфилем.
При зачистке удалить бугорок на контакте стойки прерывателя. Выводить полностью кратер (углубление) на контакте рычажка прерывателя не рекомендуется.
Промыть после чистки контакты прерывателя бензином и протереть сухой чистой тканью, не оставляющей волокон .
Сборку распределителя производить в обратном порядке с учетом следующего:
— запрессовку новых подшипников производить на ручном или пневматическом прессе, после чего специальной разверткой развернуть их до диаметра 12,7 +0,012 -0,006 мм;
— перед сборкой вал распределителя, оси центробежных грузиков, поверхности грузиков и пластин центробежного регулятора смазать смазкой ЛИТОЛ-24;
— при сборке распределителя должны быть обеспечены в соединениях следующие зазоры:
— продольный свободный ход вала — не более 0,35 мм;
— зазор между грузиками и пластиной кулачка — 0,2-0,5 мм;
— осевой свободный ход кулачка — 0,05-0,55 мм. Указанные зазоры корректируются подбором регулировочных шайб.
После сборки распределителя закапать 4-5 капель моторного масла в масленку распределителя, 2-3 капли — на фильц кулачка, 3-4 капли — во втулку кулачка и проверить распределитель на стенде.
Источник
Руководство по ремонту ВАЗ 2108, 2109, 2114, 2115
Установка. Валик датчика-распределителя зажигания соединяется с хвостовиком распределительного вала только в одном положении. Поэтому перед установкой поверните валик датчика-распределителя зажигания в такое положение, чтобы кулачки муфты валика находились против соответствующих пазов распределительного вала.
Рис. 2.32. Установка датчика-распределителя зажигания. Стрелкой показан установочный выступ на корпусе вспомогательных агрегатов
Наденьте на фланец датчика-распределителя зажигания уплотнительное кольцо. Установите датчик-распределитель зажигания на корпус вспомогательных агрегатов в таком положении, чтобы среднее деление на фланце датчика-распределителя зажигания находилось против установочного выступа на корпусе вспомогательных агрегатов (см. рис. 2.32). Установите кронштейн крепления проводов высокого напряжения. Закрепите кронштейн и датчик-распределитель зажигания гайками.
Присоедините к датчику-распределителю зажигания провода и вакуумный шланг. Проверьте и отрегулируйте момент зажигания.
Рис. 7.31. Детали датчика-распределителя зажигания: 1 – муфта; 2 – корпус; 3 – вакуумный регулятор; 4 – бесконтактный датчик; 5 – центробежный регулятор; 6 – опорная пластина датчика с подшипником; 7 – держатель переднего подшипника валика; 8 – крышка; 9 – ротор; 10 – защитный экран; 11 – держатель переднего подшипника валика в сборе с опорной пластиной датчика; 12 – шайба крепления проводов; 13 – ведомая пластина центробежного регулятора с экраном; 14 – валик с ведущей пластиной центробежного регулятора; 15 – грузики; 16 – сальник
Отверните винты крепления и снимите опорную пластину 6 в сборе с датчиком 5 и держателем 7. Снимите пружину с муфты 1, удалите штифт и снимите с валика муфту и регулировочные шайбы. Выньте из корпуса 2 валик с центробежным регулятором 4 и шайбами.
Сборка производится в порядке, обратном разборке. При сборке необходимо обеспечить подбором регулировочных шайб осевой свободный ход валика не более 0,35 мм.
Вставьте ключ в замок выключателя зажигания и поверните его в положение «0», отверните болты крепления скобы выключателя, снимите ее, а затем и выключатель зажигания.
Установка выключателя зажигания производится в порядке, обратном снятию.
Рис. 7.32. Детали выключателя зажигания: а – типа KZ813; б – типа 2108-3704005-40; 1 – скоба; 2 – корпус; 3 – контактная часть; 4 – облицовка; 5 – замок; А – отверстие для фиксирующего штифта; Б – фиксирующий штифт
Разборка и сборка. Для разборки выключателя зажигания КZ813 отсоедините провода от колодки, поверните ключ в положение «0» (выключено), отверните винт крепления замка, утопите фиксирующий штифт Б (рис. 7.32) и выньте замок с контактной частью из корпуса 2.
Отверните два винта крепления и отсоедините контактную часть 3 от замка. Снимите пластмассовую облицовку 4.
Сборка выключателя зажигания производится в порядке, обратном разборке.
Выключатель зажигания 2108-3704005-40 немного отличается по конструкции от КZ813. Для его разборки достаточно отвернуть один винт, после чего от корпуса 2 выключателя отсоединяется облицовка 4 и контактная часть 3
Источник
Контактная система зажигания
Система зажигания бензинового двигателя предназначена для воспламенения воздушно-топливной смеси. Возгорание этой смеси происходит благодаря искре.
В зависимости от того каким способом происходит управления процессом, систему зажигания разделяют на 3 типа:
В контактной системе управление накапливанием и распределением искры по цилиндрам осуществляется устройством механического типа — прерыватель-распределитель (трамблер).
В бесконтактной системе зажигания такую функцию выполняет транзисторный коммутатор.
При электронной системе зажигания распределением электрической энергии управляет электронный блок управления (ЭБУ).
Схема контактной системы зажигания
- Замок зажигания. Замок зажигания обычно располагается на рулевой колонке или панели управления. Он контролирует протекание тока между аккумулятором и системой зажигания.
- Аккумулятор. Когда двигатель не работает, источником электричества является аккумулятор. Он также дополняет электричество, вырабатываемое генератором,если тот выдает менее 12 вольт.
- Распределитель. Распределитель направляет поток тока высокого напряжения от катушки через ручку распределителя зажигания по очереди к каждой из свечей зажигания.
- Конденсатор. На корпусе распределителя зажигания крепится устройство под названием конденсатор. Оно обеспечивает отсутствие искры между разомкнутыми контактами прерывателя, что привело бы к обгоранию поверхности контактов.
- Свеча зажигания. Ток высокого напряжения проходит по центральному электроду свечи. Затем, в зазоре между центральным и боковым электродами образуется искра, поджигающая топливную смесь в цилиндре.
- Привод. Обычно распределитель приводится напрямую от распредвала. Скорость его вращения составляет 1/2 скорости вращения коленвала.
- Катушка. Катушка состоит из металлического корпуса, в котором находятся 2 изолированных обмоточных провода, намотанных на сердечник из мягкой стали. Сжатие магнитных полей вокруг первичной обмотки создает во вторичной обмотке ток высокого напряжения, который через распределитель идет к свечам зажигания.
Принцип работы контактной системы зажигания
Принцип работы контактной системы заключается в осуществлении сбора и преобразования катушкой зажигания низкого напряжения (12V) электросети авто у высокое напряжение (до 30 тыс.вольт), после чего осуществлять передачу и распределение напряжения к свечам зажигания, дабы в нужный момент создать искрообразование на свече. Перераспределение большого напряжения по цилиндрам производится через контакты.
Механическим прерывателем осуществляется непосредственное управление процессом накопления энергии (первичного контура) и замыкание/размыкание питания первичной обмотки.
Использование такого вида зажигания осуществляется на классических отечественных авто и некоторых старых иномарках.
Неисправности контактной системы зажигания
1. Нет искры на свечах
Возможные причины:
- плохой контакт или его обрыв в цепи низкого напряжения;
- недостаточный зазор между контактами прерывателя (обгорают);
- выход из строя катушки зажигания, конденсатора, крышки распределителя (трещины или обгорание), пробой ВВ проводов или самих свечей.
Методы устранения поломки:
- проверка цепей высокого и низкого напряжения;
- регулирование зазора контактов прерывателя;
- произведение замены неисправных элементов системы зажигания.
2. Двигатель работает с перебоями
Возможные причины:
- выход из строя свечи;
- нарушение зазора между электродами свечи или в контактах прерывателя;
- повреждена крышка распределителя или его ротор;
- неправильно установлен или сбился угол опережения зажигания.
Методы устранения поломки:
- проверка и регулировка угла зажигания;
- замена неисправных элементов;
- установка требуемых зазоров на свечи и контактах прерывателя.
Источник
Система электрооборудования автомобиля
Устройство контактно транзисторной системы зажигания
Работа контактно транзисторной системы основана на использовании полупроводниковых приборов. Преимущества контактно транзисторной системыпо сравнению с батарейной системой зажигания следующие :
- через контакты прерывателя проходит небольшой ток управления транзистора, а не ток (до 8 А) первичной обмотки катушки зажигания (исключается эрозия и износ контактов).
- Возрастает ток высокого напряжения и энергия искрового разряда (это позволяет увеличить зазор между электродами свечи зажигания, приводит к облегчению пуска двигателя, делает двигатель экономичнее).
Для начала давайте разберемся,
Что такое транзистор
Транзистор — это трехэлектродный прибор, изменяющий сопротивление от нескольких сот омов (транзистор закрыт) до нескольких долей ома (транзистор открыт).
Имея малое сопротивление во включенном состоянии и очень большое сопротивление в выключенном состоянии, транзистор вполне удовлетворяет требованиям предъявляемым к переключающим элементам. В контактно-транзисторной системе зажигания транзистор работает в режиме переключения (режим ключа).
Устройство контактно транзисторной системы ЗИЛ-130
Схема устройства контактно-транзисторной системы зажигания двигателя ЗИЛ-130 (стрелками указана цепь высокого напряжения) :
а – расположение выводов на транзисторном коммутаторе ; б – общая схема системы зажигания ; 1 – транзисторный коммутатор ТК 102 ; 2 — резисторы ; 3 – блок защиты транзистора ; 4 – первичная обмотка ; 5 – катушка зажигания ; 6 – вторичная обмотка ; 7 – свечи зажигания ; 8 — крышка ; 9 – ротор с электродом ; 10 – распределитель зажигания ; 11 – подвижный контакт ; 12 – неподвижный контакт ; 13 – кулачок прерывателя ; 14 – добавочные резисторы СЭ 117 ; 15 – выключатель добавочного резистора ; 16 — АКБ ; 17 – выключатель зажигания ; 18 — стабилитрон ; 19 — диод ; 20 – импульсный трансформатор ; 21 – германиевый транзистор ; К, Б, Э – электроды транзистора (коллектор, база, эмиттер).
Контактно транзисторная система ЗИЛ-130 состоит из транзисторного коммутатора1, катушки зажигания 5, свечей зажигания 7, распределителя 10, добавочных резисторов 14, выключателя 15 добавочного резистора, АКБ 16 и выключателя зажигания 17.
Катушка зажигания Б114 – маслонаполненная, выполнена по трансформаторной схеме, т.е. ее первичная и вторичная обмотки не соединены между собой и между ними существует только магнитная связь. Первичная обмотка катушки зажигания имеет два вывода, расположенные на карболитовой крышке. Один вывод обозначен буквой К, другой не имеет обозначения. Один вывод вторичной обмотки присоединен к корпусу, а другой соединен с проводом высокого напряжения, укрепленным в центральном отверстии крышки катушки зажигания. При установке катушки зажигания ее надежно соединяют с массой так, чтобы не было зазоров.
Добавочные резисторы СЭ 107 , выполненные в виде двух спиралей, установлены в отдельном кожухе и имеют три вывода : ВК-Б, ВК и К. Спирали изготовлены из константановой проволоки, сопротивление которой при нагреве не изменяется, и в первичной обмотке катушки зажигания поддерживается постоянное напряжение.
Транзисторный коммутатор ТК 102 состоит из транзистора 21, импульсного трансформатора 20 и блока 3 защиты транзистора. В блок защиты входят резисторы 2, диод 19, стабилитрон 18 и конденсатор.
Все приборы коммутатора размещены в алюминиевом корпусе, имеющем ребра для лучшего отвода теплоты. У транзисторного коммутатора есть четыре вывода, обозначенные М, К, Р, и один без обозначения. Вывод М надежно соединяют с массой автомобиля многожильным неизолированным проводом, вывод К с концом первичной обмотки катушки зажигания, вывод без обозначения – со вторым концом первичной обмотки катушки зажигания, Р с подвижным контактом прерывателя.
Как работает контактно-транзисторная система зажигания?
Если выключатель зажигания 17 включен, а контакты прерывателя разомкнуты, то транзистор 21 заперт, так как нет тока в его цепи управления, т.е. в переходе эмиттер – база. Ток не проходит и между эмиттером и коллектором на массу, так как сопротивление этого перехода очень большое. При замыкании контактов прерывателя в цепи управления транзистора (эмиттер-база) проходит ток, в результате транзистор открывается. Сила тока управления невелика около (0,8 А) и уменьшается до 0,3 А с увеличением частоты вращения кулачка прерывателя. В контактно-транзисторной системе зажигания имеются две цепи низкого напряжения : цепь управления транзистора и цепь рабочего тока.
Цепь управления транзистора : положительный вывод АКБ 16 – выключатель зажигания 17 – выводы ВК-Б и К добавочных резисторов 14 – первичная обмотка 4 катушки зажигания 5 – вывод транзисторного коммутатора 1 – электроды перехода эмиттер – база транзистора 21 – первичная обмотка импульсного трансформатора 20 – вывод Р – контакты 11 и 12 прерывателя – масса – отрицательный вывод АКБ. При прохождении тока управления транзистора через переход эмиттер-база значительно уменьшается сопротивление эмиттер-коллектор, и транзистор открывается, включая цепь рабочего тока (7-8 А).
Цепь рабочего тока низкого напряжения
Положительный вывод АКБ 16 – выключатель зажигания 17 – выводы ВК-Б и К добавочных резисторов 14 – первичная обмотка 4 катушки зажигания 5 – вывод транзисторного коммутатора 1 – электроды перехода эмиттер-коллектор транзистора 21 – вывод М – масса – отрицательный вывод АКБ. При размыкании контактов прерывателя прекращается ток в цепи управления транзистора и значительно возрастает его сопротивление. Транзистор закрывается, выключая цепь рабочего тока низкого напряжения. Магнитный поток изменяющегося поля пересекает витки катушки зажигания, индуктируя во вторичной обмотке ЭДС, в результате чего возникает высокое напряжение (около 30000 В), а в первичной обмотке ЭДС самоиндукции (около 80-100 В).
Цепь высокого напряжения
Вторичная обмотка 6 катушки зажигания 5 ротор 9 распределителя 10 – свечи зажигания 7 ( в соответствии с порядком работы двигателя) – масса – вторичная обмотка 6 катушки зажигания 5.
Импульсный трансформатор необходим для быстрого запирания транзистора. При размыкании контактов прерывателя во вторичной обмотке импульсного трансформатора индуктируется ЭДС самоиндукции, направление которой противоположно направлению рабочего тока на переходе база-эмиттер. Благодаря этому быстро исчезает магнитное поле и ток в первичной обмотке 4 катушки зажигания 5. Диод 19 и стабилитрон 18 в прямом направлении – мимо первичной обмотки катушки зажигания.
Необходимо помнить, что контакты прерывателя пропускают и прерывают только силу тока управления транзистора 0,3-0,8 А. Если на них попало масло, образовалась масляная пленка или слой окиси, то ток управления транзистора не сможет пройти через контакты. Поэтому контакты прерывателя промывают бензином и следят за тем, чтобы они всегда были чистыми.
Источник