Меню

Публичное право регулирует отношения в которых одной из сторон является



Что такое публичное право

Публичное право: определение

Перед тем как дать определение такому понятию, как публичное право, вспомним (или узнаем) некоторые юридические термины:

  • Отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Например, выделяют такие отрасли права, как семейное, уголовное, трудовое, корпоративное, конституционное и др. (эта тема детально раскрыта в нашей статье «Критерии деления системы права на отрасли»).
  • Публичные правоотношения — это правоотношения, возникающие между или с участием публичных субъектов: государства, органов власти, общества, должностных лиц и др.

Таким образом, публичное право — это совокупность юридических отраслей, в сфере регулирования которых находятся т. н. публичные правоотношения (а какие именно правовые отрасли охватывает публичное право, примеры рассмотрим далее).

Для сравнения, относящиеся к частному праву юридические отрасли включают те правовые нормы, которые регламентируют сферу имущественных и неимущественных правоотношений между частными субъектами — гражданами и юридическими лицами. Нужно понимать, что публичные субъекты тоже могут быть участниками частных правоотношений, если они выступают в таких правоотношениях уже как частные лица.

Например, муниципалитет заключил с коммерческой организацией договор на оказание услуг. В этом случае субъекты правоотношений являются равноправными партнерами, между ними нет соподчиненности и т. п.

Характерные черты публичной отрасли права

Выделим следующие специфические признаки публичного права:

  • Нормы направлены на удовлетворение публичных, общественных, государственных интересов.
  • Как минимум одной из сторон правоотношений является публичный субъект (государство, орган власти, должностное лицо и т. п.).
  • Участники таких правоотношений обычно находятся в неравном, соподчиненном положении (т. е. наделены неравным правовым статусом). Однако могут быть и исключения. Например, правоотношения, возникающие между главами двух регионов, между двумя главными прокурорами из разных субъектов РФ и т. п.
  • Реализация норм предполагает возможность воздействия одного из субъектов правоотношений на другого с применением власти, силы, авторитета.
  • Нормы преимущественно императивного характера. Предписания публичного права не могут быть изменены соглашением сторон.
  • Нормы предполагают одностороннее волеизъявление субъектов.

Важно! Деление отраслей права на публичное и частное достаточно условно. Практически в любых правоотношениях можно выделить признаки как публичного, так и частного права. Например, правоотношения при расторжении брака можно отнести к сфере частного права. Уплата госпошлины за регистрационные действия при этом — уже публичные правоотношения и т. п.

Рекомендуем! Сравнение признаков норм частного и публичного права мы проводим в нашей статье «Что такое частное право».

Защита публичных прав

Еще одно различие между нормами публичного и частного права кроется в особенностях защиты публичных и частных интересов, в т. ч. в суде.

В случае нарушения норм публичного права и если задеты именно публичные интересы, государство / его представители обязаны инициировать судебное разбирательство независимо от правового статуса пострадавшего и даже если никто из участников правонарушения пострадавшим себя не признает.

Например, частное лицо передало взятку должностному лицу. Фактически никто из этих двух субъектов может и не считать себя пострадавшим, однако при этом ущемляются интересы общества. В связи с этим уголовное дело должно быть возбуждено в любом случае.

Для сравнения, между сторонами частных правоотношений возник спор: поставщик нарушил сроки поставки и отказывается платить неустойку. Заказчик сам определяет, закрыть глаза на такое несоблюдение условий договора или обратиться в суд за защитой.

Другая ситуация: ФНС взыскала с ИП излишний налог, с чем ИП несогласен. В данном случае нарушены права частного лица, пусть и в рамках публичных отношений. Поэтому частное лицо само решит, обратиться ли в суд за защитой.

Источники публичного права

Источниками публичного права являются:

  • Конституция РФ;
  • конституции (уставы) субъектов РФ;
  • федеральные конституционные и федеральные законы;
  • постановления органов исполнительной власти;
  • внутригосударственные и международные декларации, соглашения;
  • публично-правовые договоры;
  • законы бывших СССР и РСФСР в части, не противоречащей действующему законодательству РФ;
  • Указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • акты Конституционного суда РФ;
  • акты Верховного суда РФ.

Рекомендуем! В нашей статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА» мы рассказываем, каким образом соотносится юридическая сила НПА.

Отрасли публичного права

К отраслям публичного права относятся те группы правовых норм, которые:

  • обеспечивают защиту общественных отношений от наиболее общественно опасных посягательств;
  • определяют правовое регулирование административных правоотношений в РФ;
  • регулируют сферу международных отношений с участием публичных субъектов;
  • регламентируют прочие сферы правоотношений с участием публичных субъектов и т. д.

К сфере публичного права относятся, например:

  • уголовное право;
  • налоговое право;
  • финансовое право;
  • конституционное право;
  • экологическое право;
  • уголовно-процессуальное право;
  • уголовно-исполнительное право;
  • гражданско-процессуальное право;
  • административное право;
  • международное публичное право;
  • арбитражно-процессуальное право и др.

Обратите внимание! Данный список отраслей права, относимых к публичному, не является исчерпывающим и может быть как дополнен, так и сокращен — в зависимости от обстоятельств, при которых нормы применяются.

Нормы частного и публичного права дополняют друг друга, и между ними не установлено субординации. Нельзя говорить, что нормы публичного права главенствуют над нормами частного, как и наоборот.

Нельзя четко разграничить сферы публичного и частного права — во многих отраслях их элементы сочетаются.

Самый яркий пример — земельное право, в котором часто используется административный метод по причине высокой ценности объекта (земли) для общества. Еще один пример — семейное право, где есть как частноправовые институты (режим супружеской собственности), так и публично-правовые элементы (лишение родительских прав).

Итак, нормы публичного права регулируют сферу публичных, общественных, государственных отношений и направлены на удовлетворение интересов народа, общества и государства. Нормы публичного права обычно носят императивный характер, и регламентированные ими правоотношения не могут быть изменены по соглашению сторон. Разграничение юридических норм, что относится к публичному праву, а что — к частному, проводится весьма условно.

Источник

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО» в других словарях:

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей, призванных охранять частный интерес (частное право). К П.п. относятся: международное (публичное) право,… … Юридический словарь

Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда… … Элементарные начала общей теории права

Публичное право — (лат. jus publicum; англ. public law) в объективном смысле совокупность отраслей права (отраслей законодательства), нормы которых определяют организацию, функции и деятельность государства, его отношение к отдельным лицам (физическим и… … Энциклопедия права

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — ПУБЛИЧНОЕ право, комплекс отраслей права, регулирующих правоотношения в сфере государственной публичной власти (отсюда название), отношения между гражданами и государством, его органами. К публичному праву относятся конституционное право,… … Современная энциклопедия

Публичное право — ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО, комплекс отраслей права, регулирующих правоотношения в сфере государственной публичной власти (отсюда название), отношения между гражданами и государством, его органами. К публичному праву относятся конституционное право,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частного права). П.п. служит интересам государства,… … Юридическая энциклопедия

Публичное право — отрасли права (конституционное право, административное право), регулирующие деятельность государственных органов, отношения между гражданами и органами государства. Деление права на публичное право и частное право заимствовано из римского права.… … Политология. Словарь.

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — касающееся интересов общества, а не отдельн. лица. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО совокупность норм, установленных в интересах целого общества или больших общественных групп, право… … Словарь иностранных слов русского языка

Читайте также:  Как правильно отрегулировать капот на ваз 2109

Публичное Право — См. Право публичное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

публичное право — Набор юридических принципов, определяющих использование полномочий публичными властями. Средствами защиты публичного права являются те процедуры, которые граждане могут использовать, чтобы оспорить справедливость или легальность решений властей… … Справочник технического переводчика

Публичное право — Частное право собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от… … Википедия

Источник

Публичное право и его отрасли

Понятие публичного права

Одной из наиболее крупных классификаций содержания правовых систем является разделение отраслей права на частные – регламентирующие правовые отношения субъектов, находящихся в равном юридическом положении, и направленных на удовлетворение частных интересов, и публичные, составляющие, так называемое публичное право. В наиболее общем виде публичное право может быть определено следующим образом:

Публичное право – совокупность юридических отраслей, регламентирующих правовые отношения, связанные с обеспечение публичного общегосударственного интереса, стороны которых находятся в системе отношений власти и подчинения, то есть обладают неравным правовым статусом.

Анализ приведенного определения и известных особенностей публичного права позволяет выделить ряд его качественных свойств:

  • Одной из сторон правоотношений, регулируемых публичным правом, всегда выступает государство в лице его органов или должностных лиц, наделенных властными полномочиями;
  • Публично-правовые отношения характеризуются известной степени централизованности, основой которой выступает государственная власть;
  • Содержание правоотношений, входящих в предмет публичного права исключает добровольность вхождения в них, а также возможность свободного определения поведения сторон, и их прав и обязанностей;
  • Публичное право предполагает возможность властного воздействия одного субъекта регулируемых правоотношений на другого, чем обуславливается необходимость детального качественного урегулирования процедуры взаимодействия в публично-правовой сфере, вопросов правового положения участников правоотношений, а также возможные гарантии и меры защиты от злоупотреблений властных субъектов.

Готовые работы на аналогичную тему

Наряду со сказанным выше необходимо обратить внимание на то, что характеристика публичного права нередко проводится путем его сравнения и разграничения с частным правом. В этой связи следует отметить, что критерий разграничения частного и публичного права находится в их сфере предмета правового регулирования.

Таким критерием выступает характер интереса, удовлетворение которого происходит путем вступления в частные или публичные правоотношения, в рамках которых реализуются соответственно индивидуальные или общесоциальные интересы их субъектов.

Кроме того, публичное право характеризует преимущественное использование публично-правового метода правового регулирования, выраженного в императивном властном воздействии, используемом в процессе упорядочения отношений в публичной сфере.

Отрасли публичного права

Отрасли права, как основной элемент системы публичного права, как правило, находят первичное юридическое оформление в нормах государственной конституции, что свидетельствует о признании значимости соответствующих сфер правового регулирования, а также служит цели формирования основы развития публичного права в рамках национальной правовой системы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Как было отмечено выше, назначение публичных отраслей права во многом предопределено необходимостью обеспечения баланса интересов сторон правоотношений, одной из которых выступает государственно-властный субъект. В этой связи публичные отрасли права характеризуются схожестью нормативной структуры и подлежащего применению метода правового регулирования, включающего издание общерегулятивных актов, содержащих обязательные для исполнения юридические предписания, реализация которых обеспечивается возможностью применения специальных правоохранительных процедур.

Говоря о конкретных видах публичных отраслей права, следует указать на то, что в соответствии с описанными ранее предметом и методом правового регулирования публично-правовых отраслей, в правовой системе Российской Федерации к ним принято относить:

  1. Отрасли, направленные на обеспечение защиты общественных отношений от наиболее общественно-опасных посягательств: уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право;
  2. Отрасли, закрепляющие правовое регулирование административных и юрисдикционных правоотношений в РФ: конституционное право, административное право, административный процесс, арбитражный процесс и т.д.
  3. Отрасли, регламентирующие узкую сферу публичных правоотношений: финансовое право, экологическое право и т.д.;
  4. Отрасли, устанавливающие правовое регулирование надгосударственных публичных правоотношений уполномоченных субъектов: международное публичное право, международное гуманитарное право и т.д.

Рассмотренный перечень отраслей публичного права, несмотря на достаточную распространенность и обширность, в настоящее время в юридической науке не признается исчерпывающим.

Так, в зависимости от собственного видения правовой системы Российской Федерации учеными-юристами предлагаются точки зрения о необходимости дополнения перечня публичных отраслей, например, за счет включения теории государства и права, информационного права и др. (Тихомиров Ю.А.). Либо, напротив – сокращения перечня публично-правовых отраслей путем исключения отдельных из них, ввиду их подчиненности более крупным отраслям (Червонюк В.И.).

Источники публичного права

Важной характеристикой публичного права выступают его источники, в качестве которых, в первую очередь, выступают общенормативные акты широкого действия – Конституции, законы, постановления органов исполнительной власти и т.д.

Наряду с вышеназванными актами, источником публичного права также выступают «программные» нормативно-правовые акты, устанавливающие основы правового регулирования определенной сферы публичных правоотношений – например, декларации, закрепляющие цели государства, принципы политических и социально-экономических отношений, реформирования отдельных сфер общественной жизни и т.д.

Еще одной группой источников публичного права выступают нормативные публично-правовые договоры, заключаемые обычно между официальными представителями государства или общественной организации и носителями определенных властно-регулирующих полномочий — к примеру, представителями государственной корпорации или организованной общественности (ассоциации, профессионального союза и др.).

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник

Публичное право регулирует отношения в которых одной из сторон является

Вне зависимости от того, какие признаки кладутся авторами в содержание понятия частного права, его объем рассматривается большинством из них как практически неизменный или, по крайней мере, неизменно включающий отдельные постоянные элементы, с той или иной степенью дискуссионности отнесения к объему данного понятия других элементов.

Так, с древнейших времен и, что совершенно определенно, с эпохи Древнего Рима (см. также Частное право: Античность), объем понятия «частного права» включал в себя такие элементы, как нормы, регулирующие статус лиц и семейные отношения, вещные и наследственные отношения, обязательственные отношения [1] .

С выделением в Средние века (см. также Частное право: Средние века и Ренессанс) купечества в отдельное сословие и расширением международной торговли сформировалась особая подсистема частного права — торговые обычаи, которые «были искусственно привязаны к римскому праву в результате творчества постглоссаторов» [2] и впоследствии преобразованы в нормы, регламентирующие торговые отношения.

С изобретением к исходу Средних веков книгопечатания и развитием в указанный период и позднее машинного производства возникли условия для широкого тиражирования произведений литературы и некоторых видов искусства, а также изобретений и товарных обозначений [3] ; данные обстоятельства обусловили возникновение совокупности норм, регулирующих основания возникновения и порядок осуществления относящихся к сфере частного права исключительных прав на результаты творческой деятельности, получившей наименование «права интеллектуальной собственности».

С разрушением цеховой организации производства и формированием в Новое время свободного рынка труда, функционирующего на основе взаимодействия спроса и предложения, отношения работника и работодателя превращаются в обыкновенную сделку (договор найма) [4] , частноправовую природу которой не изменило даже активное вмешательство государства в регулирование условий труда. На рубеже XIX—XX вв. (см. также ст. Частное право: Новое время) доктриной и законодательством к сфере частного права были отнесены личные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие человеку от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и не передаваемые иным способом [в том числе провозглашаемые и охраняемые таким важнейшим документом публичного права, как конституция, что объясняется необходимостью оградить данные абсолютные по своей природе права не столько «от всякого и каждого» (хотя именно таким образом они и подлежат защите), сколько именно от государства, которое чаще каких-либо иных субъектов стремится к их нарушению [5] .

Читайте также:  Стенд регулировки сход развала хантер

К частному праву относятся, наконец, сложившиеся за столетия развития разнообразных международных контактов нормы, регулирующие все выше перечисленные отношения, осложненные иностранным элементом.

Содержание понятия

Объем всякого понятия, представляющего собой какой-либо элемент системы позитивного права (подсистема, отрасль, подотрасль, институт, субинститут и т. д. ), в конечном счете в качестве «элементарных частиц» должен содержать единичные правовые нормы в том или ином наборе. Между тем построение на основе определенной совокупности норм какого-либо понятия предполагает выделение некоторого общего для всех рассматриваемых норм признака, который составит содержание конструируемого понятия. Поиск такого признака и составляет существо задачи выявления критерия разграничения частного и публичного права и определения понятия «ч. п.».

Использование ни одного из известных общей теории права критериев классификации правовых норм, относящихся к собственным характеристикам норм как регулятивных средств (включая характер обязательности для субъектов права, на основе которого разграничиваются императивные и диспозитивные нормы), не позволяет выявить достоверный критерий разграничения частного и публичного права. Поэтому необходимо обратиться к признакам норм, внешним по отношению к их регулятивной функции. На основе изучения истории посвященных ч. п. элементов правовых учений классиков юридической мысли и истории позитивного ч. п. следует в качестве такого признака предложить отношения, регулируемые рассматриваемыми нормами.

Таким образом, вместо формирования содержания понятия «ч. п.» необходимо сформировать содержание понятия «частные правоотношения»; тогда содержание понятия «ч. п.» будет определяться совокупностью норм, регулирующих частные правоотношения. Данный тезис предполагает первичность общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, по сравнению с правовыми нормами: последние возникают именно как средство регулирования известных отношений; данный тезис в большей степени верен применительно именно к частным отношениям, которые «существуют в обществе вне прямой зависимости от их регулирования нормами права», и в меньшей степени — применительно к публичным, ибо на заре государства последние действительно возникали спонтанно и лишь по мере развития общества подвергались все более скрупулезному правовому регулированию, тогда как в условиях современного правового государства публичные отношения «могут выступать только как правоотношения» [Теория государства и права: Основы марксистско-ленинского учения о государстве и праве / Под ред. П. С. Ромашкина, М. С. Строговича, В. А. Туманова. М., 1962. С. 508—509].

Выявление критерия отграничения частных правоотношений от всех иных правоотношений требует анализа различных элементов и характеристик правоотношений. С учетом такого анализа единственным общим свойством всех частных отношений, которое и оправдывает применение к ним характеристики «частные», являются общественной практикой человеческой цивилизации обусловленные допустимость, возможность, желательность, а подчас — необходимость их возникновения, изменения и прекращения, а также определения юридического содержания (прав и обязанностей сторон) преимущественно по воле их участников, то есть с исключением произвольного вмешательства каких-либо иных лиц, в том числе и в первую очередь — публичной власти.

Действительно, гражданам (а где позволяет существо отношения — также их объединениям) может и должно быть «доверено» приобретать и использовать имущество, торговать, выполнять работы и оказывать услуги, создавать и использовать произведения литературы и искусства и изобретения, завещать и наследовать имущество, вступать в брак и воспитывать детей, наниматься на работу и предоставлять таковую своей волей и в своем интересе, всякий раз самостоятельно определяя условия осуществления таких действий. Попытки организации регулирования такого рода отношений на иных началах, допускающих или предполагающих возможность или обязательность подчинения поведения участников таких отношений воле не участвующего в них лица, как показывает история, или оказывались бесплодными, или становились причиной наступления столь плачевных последствий в регулируемой сфере, что их социальный вред многократно «перекрывал» те преимущества, на достижение которых было направлено такого рода вмешательство. Указанное свойство частных отношений обусловливается тем, что в них — и эту характеристику следует рассматривать в качестве важнейшего критерия разграничения частных и публичных отношений, положив ее в основу определений соответствующих понятий, — преимущественно реализуются индивидуальные интересы их участников.

Отношения же в области государственного управления, охраны общественного порядка, властного разрешения споров, обороны и обеспечения общественной безопасности, обеспечения имущественной основы указанных сфер строить на основе свободного усмотрения сторон недопустимо. Данная область исключает как добровольность (по меньшей мере для одной из сторон правоотношения) вступления в отношение, так и возможность свободного определения его содержания; такие правоотношения предполагают одностороннее властное воздействие одного из участников отношения на другого, что обусловливает возможность злоупотребления со стороны управомоченного лица и, как следствие, необходимость скрупулезной законодательной регламентации всех мыслимых нюансов развития отношений с исчерпывающим определением прав и обязанностей обеих сторон, ибо в публичных отношениях реализуется (в отдельных случаях — наряду с индивидуальными интересами одного или нескольких его участников) публичный интерес, определенный Ю. А. Тихомировым как «признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит гарантией ее существования и развития» [Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. С. 55]. К. Ю. Тотьев счел необходимым в дефиниции публичного интереса раскрыть обе составляющие рассматриваемого понятия, определяя последнее как «жизненно необходимое состояние больших социальных групп (включая общество в целом), обязанность по реализации (достижению, сохранению и развитию) которого лежит на государстве» [Тотьев К. Ю. Публичный интерес в правовой доктрине и законодательстве // Государство и право. 2002. № 9. С. 25], и не связывая при этом публичный интерес с правом.

Критерий интереса (как исторически первый, выработанный юридической наукой) в принципе был объектом критики, в том числе обоснованной. Однако критика критерия интереса относилась, как правило, к такой его трактовке, согласно которой «публичное право служит общему благу, гражданское — частным интересам» [Муромцев С. А. Определение и основное разделение права // Избранные труды по римскому и гражданскому праву. М., 2004. С. 685]. При такой трактовке критерий интереса действительно уязвим, ибо право в целом и все его элементы призваны служить достижению баланса частных и публичных интересов, что отмечается и теоретиками права [см., напр.: Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 66-77], и правоприменительными органами [см.: Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие: Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1999 г. № С1-7/СМП-1341 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. № 2. С. 94-95], включая Европейский суд по правам человека. Между тем отмеченная уязвимость критерия интереса исчезает, если интерес рассматривать в качестве критерия разграничения не подсистем права, а регулируемых им областей общественных отношений. Положению о том, что ч. п. следует называть систему правовых норм, регулирующих отношения, в которых преимущественно реализуются индивидуальные интересы их участников, тогда как публичным правом следует называть систему правовых норм, регулирующих отношения, в которых (в том числе наряду с индивидуальными интересами одного или нескольких его участников) реализуется интерес общества в целом, нельзя противопоставить ни тезис о балансе интересов, ибо реализация в частном отношении частного интереса не противоречит требованию соблюдения баланса интересов ч. п., которое при регулировании частных отношений может, а зачастую — даже должно отступить от защиты частного интереса в пользу публичного, ни часто используемый пример о казенных поставках и подрядах, ибо публичный интерес в данном случае реализуется (или не реализуется) до возникновения подрядного отношения (на стадии принятия публичным субъектом решения о вступлении в такое отношение) и после его реализации (на стадии использования публичным субъектом результата реализации частного отношения), при этом отношения, возникающие на обеих стадиях регулируются именно публичным правом.

Важнейшим формальным признаком публичного правоотношения, не образующим вместе с тем существа феномена, является участие в нем хотя бы на одной из сторон такого субъекта, который действует в данном отношении в качестве агента публичной власти — носителя публичной функции. [Субъект, который действует в данном отношении в качестве агента публичной власти — носителя публичной функции, будет для краткости именоваться «публичным субъектом», а субъект, не обладающий указанными признаками, — «частным субъектом». Данная терминология позаимствована в монографии Д. В. Винницкого «Субъекты налогового права» (М., 2001. С. 67-72)]. Такими субъектами могут быть государство или муниципальное образование как целое, государственный или муниципальный орган, должностное лицо, а также специфический субъект, наделенный в силу закона в установленных обстоятельствах особыми публичными функциями. Так, поскольку «уплата налогов налогоплательщиками — юридическими лицами, по действующему налоговому законодательству, осуществляется преимущественно путем сдачи соответствующим банкам платежных поручений на перечисление налогов в бюджет», Конституционный Суд Российской Федерации указал, что «налоговое законодательство устанавливает публично-правовые обязанности банков в их отношениях с налогоплательщиками — юридическими лицами», а «государство … осуществляет контроль за порядком исполнения банками указанных публично-правовых функций» (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. № 24-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 42. Ст. 5211). В публичном же качестве «контрольно-ревизионной (надзорной) организации по уполномочию государства», как установил Конституционный Суд Российской Федерации, действует и аудиторская организация при осуществлении обязательной аудиторской проверки, ибо «хотя выбор аудиторской организации и оплата оказываемых ею услуг … опосредуются частно-правовой формой, по своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится … в общественном интересе» (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. № 4-П по делу о проверке конституционности положения п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 15. Ст. 1416). В качестве агента публичной власти действует и нотариус, занимающийся частной практикой, ибо, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, «осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов», включая «нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии» (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 1998 г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате: // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22. Ст. 2491). Отсутствие указанного формального признака (участие субъекта, действующего в данном отношении в качестве носителя публичной функции) в общественном отношении свидетельствует о его принадлежности к частным отношениям.

Читайте также:  Регулировка камеры в tdu

Использование предложенного критерия определения содержания понятия «частные правоотношения» — допустимость/желательность возникновения, определения юридического содержания, изменения и прекращения правоотношений по воле их участников, обусловленная реализацией в отношении частных интересов его участников, — является известной идеализацией рассматриваемых явлений. Однако в сфере общественных наук любые классификации неизбежно предполагают абстрагирование от некоторых особенностей изучаемых феноменов, а формулируемые закономерности отличаются вероятностным характером.

Так, и среди частноправовых отношений существуют такие, которые допустимо оставлять на усмотрение или взаимное согласие их участников лишь с оговорками или в известных, подчас весьма узких, пределах (например, деликтные, в принципе составляющие, впрочем, скорее патологию нежели норму общественных отношений), — именно такие отношения требуют сочетания диспозитивного и императивного регулирования. При этом, если в рамках подхода к определению рассматриваемых явлений непосредственно через ч. п. императивное регулирование рассматривается как внедрение публично-правовых начал в частноправовую сферу, что и дает повод некоторым авторам отстаивать тезис о бессмысленности разделения права на частное и публичное [см., напр.: Дедов Д. И. Соразмерность ограничения свободы предпринимательства. М., 2002. С. 122—147; Мальцев Г. В. Частные и публичные начала в общественной и правовой жизни: научная доктрина и практика // Гражданское и торговое право зарубежных стран. М., 2004. С. 718—759], то в рамках подхода к выявлению специфики ч. п. через регулируемые им отношения использование императивного метода регулирования частноправовых отношений нисколько не умаляет их частноправовой природы; так, императивное требование гражданского закона к форме сделок, с одной стороны, не порождает никакого особого правоотношения между участниками сделки и государством, и с другой стороны, не сообщает — само по себе — сделке (оплоту ч. п.!) никаких публично-правовых свойств. В связи с изложенным представляется некорректным именовать явление регулирования частных отношений с применением императивного метода «публицизацией» ч. п., что часто имеет место в литературе [см., напр.: Черданцев А. Ф. Теория государства и права. М., 2003. С. 219—220]; равным образом, представляется некорректным именовать «приватизацией» публичного права использование диспозитивного метода для регулирования публичных отношений [см., напр.: Бойцова В. В. Правовые средства защиты в публичном праве Великобритании // Правоведение. 1994. № 3. С. 64-65].

Критерий разграничения частного и публичного права следует искать в плоскости предмета правового регулирования, то есть общественных отношений, подвергающихся регулирующему воздействию со стороны права; таким критерием является характер интереса, преимущественно реализуемого участниками в соответствующем правоотношении (изложенный подход следует отличать от попытки разграничить частное и публичное право по линии интереса, защищаемого той или иной подсистемой права, ибо право как социальный институт призвано выражать коренные интересы всего общества в целом). При любом характере правового регулирования в обществе можно выявить частные отношения, с одной стороны, и публичные — с другой, объективно требующие воздействия соответствующими им правовыми методами, однако далеко не в любом обществе этому разграничению в теории и (или) на практике придается должное значение. Степень соответствия методов, используемых для правового регулирования тех или иных отношений, их существу, позволяет оценивать рассматриваемый правопорядок в целом с точки зрения адекватности воздействия на общественные отношения.

Вместе с тем отсутствуют «частноправовой» и «публично-правовой» методы правового регулирования. Корректно говорить лишь о преимущественном использовании диспозитивного регулирования частных отношений и императивного воздействия на отношения публичные, что не исключает в отдельных случаях вполне оправданного применения императивных норм для регулирования частных отношений (ибо в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы могут быть ограничены законом в той мере, в какой это необходимо в конституционно значимых целях) и диспозитивных — для публичных; однако в таком случае не имеет место «публицизация» ч. п. или «приватизация» публичного, что часто можно встретить в научной и учебной литературе. «Публицизация» или «приватизация» могут иметь место лишь в рамках системы права в целом, выражаясь не в переводе тех или иных отношений из частных в публичные (что вряд ли возможно) или наоборот, а в создании дополнительных императивных норм и — в целях контроля за их реализацией — дополнительных публичных институтов и процедур («публицизация»), либо их упразднении («приватизация»).

Важным аспектом дифференциации частного и публичного права является институционализация их основных идей, начал и принципов в нормах, содержащихся в весьма существенной части в отраслевых кодифицированных законодательных актах, имеющих приоритет перед нормами соответствующих отраслей, включенными в акты текущего законодательства.

Институционализация обеих подсистем права заключается также в дифференциации процессуальных форм разрешения споров, возникающих в рамках отношений, регулируемых различными подсистемами права.

Развитие государственного управления в XX в. показало, что процессы усиления и расширения непосредственного государственного воздействия на частные отношения, несмотря на периодические колебания, имеют стойкую тенденцию ко все большему усложнению, что и является причиной развития и усложнения публичного права, ибо постоянно усложняется сама жизнь.

Источник

Adblock
detector