Меню

Проверка и регулировка тепловых зазоров в грм двигателя зил 130



ЗИЛ 130, ЗИЛ 131,ГАЗ 3307, ГАЗ 3102, ГАЗ 3110, ГАЗ 53, МАЗ 500, Т 25, Т40, Иж планета, Иж юпитер

ЗИЛ 130 — 131 » Техническое обслуживание » Проверка и регулировка зазоров в клапанах

Проверка и регулировка зазоров в клапа­нах двигателя необходимы при появлении стуков в клапанах. Перед регулировкой за­зоров необходимо снять провода высокого напряжения, отъединив их от свечей зажи­гания, отвернуть гайки крепления крышек головок цилиндров и снять крышки с про­кладками. Зазоры между клапанами и ко­ромыслами регулируют на холодном двига­теле регулировочным винтом с контргайкой, установленным на коротком плече коро­мысла.

Регулировку зазоров первым спосо­бом производят в следующем порядке. Установить поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) при помощи устано­вочного зубчатого указателя (рис. 1). Для этою следует повернуть коленчатый вал до совмещения метки на шкиве вала с меткой ВМТ на указателе.

В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закры­ты, а между стержнем клапана и нажим­ным концом коромысла образуется самый наибольший зазор, который измеряют щупом и, если нужно, регулируют.

Для регулировки зазора надо, придер­живая отверткой регулировочный винт (рис. 2, а), ослабить ключом контргайку, после чего вложить щуп между стержнем клапана и нажимным концом коромысла и вращать отверткой регулировочный винт (рис. 2, б) устанавливая необходимый зазор. Затем, оставив щуп в зазоре, закре­пить регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки (рис. 2, в). После регулировки зазор должен быть равен 0,25—0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, при этом щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить.

Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров надо коленчатый вал повертывать рукояткой на одну четверть оборота (на 90°) и проводить регулировку по указанному методу, причем регулировку зазоров вести последовательно, согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6— 3—7—8, который изображен пунктирными линиями со стрелками на рис. 2, г. Чтобы точно провертывать коленчатый вал на одну четверть оборота, надо нанести мелом метки на шкиве коленчатого вала, разметив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия).

При втором способе регулируют клапаны одновременно для нескольких ци­линдров. Регулировка проводится в следую­щей последовательности. Установить пор­шень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) по методу, указанному ранее, и от­регулировать зазоры: впускного и вы­пускного клапанов первого ци­линдра, выпускного клапана второго цилиндра, впускного клапана третьего цилиндра, вы­пускного клапана четвертого цилиндра, выпускного клапана пятого цилиндра, впускного клапана седьмого цилиндра, впускного клапана восьмого цилиндра. Зазоры у остальных клапанов следует регулировать после поворота колен­чатого вала на 360° (полный оборот). После окончания регулировки зазоров в клапанах надо поставить крышки клапанов с проклад­кой на место и закрепить их ганками с плос­кими шайбами. Пустить двигатель и прослу­шать его работу. Прогретый двигатель дол­жен работать без стуков клапанов, «чиха­ний» в карбюраторе и «выстрелов» в глу­шителе.

Для предотвращения перетирания пружин шариков необходимо при любой разборке двигателя, прошедшего 70 000 км пробега, разбирать механизм вращения выпускного клапана и перевертывать дисковые пружины шариков выработанной стороной вниз.

Источник

Проверка и регулировка тепловых зазоров в грм двигателя зил 130

РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В КЛАПАНАХ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

Температурный зазор между стержнем клапана и носком коромысла в процессе эксплуатации постепенно изменяется из-за износа сопрягаемых деталей газораспределительного механизма и ведет к нарушению регулировки. Поэтому зазоры необходимо периодически проверять и регулировать.

Увеличенный зазор между стержнем впускного клапана и носком коромысла уменьшает время открытия клапана. Это ухудшает наполнение цилиндра горючей смесью, затрудняет пуск двигателя, а при его работе приводит к падению мощности.

Увеличенный зазор выпускного клапана приводит к плохому удалению из цилиндра отработавших газов, работа двигателя сопровождается характерным металлическим стуком.

Уменьшенный зазор между стержнем клапана и носком коромысла приводит к неплотной посадке клапанов в седле. При этом двигатель теряет компрессию и перегревается, а мощность его снижается.

При маленьком зазоре впускного клапана рабочая смесь при такте сжатия частично выталкивается во впускной трубопровод, а затем в карбюратор. Это явление вызывает уменьшение количества рабочей смеси, понижает давление в цилиндре и ведет к падению мощности двигателя. Другим признаком неплотной посадки впускного клапана служат хлопки в карбюраторе, так как часть горючих газов, попадая во время рабочего хода во впускной трубопровод, а затем в карбюратор, вызывает воспламенение горючей смеси, что является опасным в пожарном отношении. Когда мал зазор у выпускного клапана, то это тоже приводит к падению мощности, так как во время такта сжатия часть рабочей смеси удаляется в выпускной трубопровод, а затем в глушитель. При этом, вследствие сгорания рабочей смеси в выпускном трубопроводе и в глушителе, будут слышаться хлопки, сопровождаемые черным дымом, выходящим из глушителя.

Читайте также:  Для чего нужна пружина регулировки газа мотособака

Работа двигателя в течение длительного времени с нарушенными зазорами клапанов может привести к преждевременному обгоранию и износу головок клапанов, их седел, короблению стержней клапанов, а также к износу кулачков.

Порядок регулировки зазоров в клапанах. Зазоры в клапанах регулируют на холодном двигателе при температуре 15—20°С двумя способами.

При первом способе клапаны регулируют отдельно для каждого цилиндра.

Поднимают капот двигателя, отвертывают ключом 14×12мм девять гаек 1 (рис. 1, а) крепления клапанных крышек 4 и снимают их, при этом прокладки крышек можно не снимать. Затем устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) при помощи установочного зубчатого указателя 10

(см. рис. 2, б), для чего поворачивают коленчатый вал до совмещения метки 9 на шкиве 11 коленчатого вала с меткой ВМТ на указателе (в конце второго оборота коленчатого вала).

При установке поршня в в. м. т. облицовка радиатора препятствует определению совмещения меток указателя и шкива коленчатого вала. Поэтому рекомендуется вывертывать свечу 8 (рис. 1, а) зажигания первого цилиндра и снимать крышку рас-

пределителя, что позволяет безошибочно определять установку поршня в в. м. т. (такт сжатия). При этом поршень, подходя к в. м. т., будет выталкивать воздух из цилиндра через свечное отверстие, что можно легко ощутить пальцем, приложенным к отверстию; когда поршень будет находиться в в. м. т., то электрод ротора распределителя будет располагаться против клеммы первого цилиндра. В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закрыты, а между стержнем клапана б и носком коромысла 5 образуется наибольший зазор, который измеряют щупом и, если нужно, регулируют.

Для регулировки зазора надо, придерживая отверткой регулировочный винт 3, ослабить ключом 14 X 12 мм контргайку 2, после чего взять одной рукой щуп (рис. 1,б), заложить его в зазор между стержнем клапана и носком коромысла, а другой рукой взять отвертку и вращать регулировочный винт, устанавливая необходимый зазор, затем оставить щуп в зазоре и закрепить регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки.

После регулировки зазор должен быть равен 0,25—0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, причем щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить через него.

Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров надо коленчатый вал повертывать рукояткой на 1/4 оборота, причем регулировку зазоров вести последовательно согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8 (рис. I, в). Если клапаны регулируют на двигателе, снятом с автомобиля, или при снятом радиаторе с автомобиля, то для поворота коленчатого вала на lU оборота надо нанести мелом метки на шкив коленчатого вала, разместив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия).

При второмспособе регулируют клапаны одновременно для нескольких цилиндров.

Регулировку выполняют в такой последовательности:

устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) по методу, указанному ранее, и регулируют зазоры в следующих клапанах:

Впускного и выпускного 1-го цилиндра Выпускного. 5-го »

Выпускного. 2-го » Впускного. 7-го »

Впускного. 3-го » Впускного. 8-го »

Зазоры у остальных клапанов следует регулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот).

После регулировки зазоров в клапанах надо поставить крышки клапанов на место и закрепить их гайками.

Рис. 1. Регулировка клапанов: а — головка цилиндров в. разрезе; б — регулировка зазора; в — схема блока цилиндров с указанием порядка работы (1—8 — порядковые номера цилиндров)

Источник

Регулировка клапанов ЗИЛ-130, клапана

Клапаны ЗИЛ-130 — верхние, расположены в головке блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130 в один ряд, наклонно к оси цилиндров, приводятся в движение от рас­пределительного вала через штанги, толкатели и коромысла. Клапаны ЗИЛ-130 изготовлены из жаростойкой стали; угол рабочей фаски седла впускно­го клапана 30°, выпускного 45°; стержень выпускного клапан имеет отверстие, заполненное на­трием.
Выпускные ЗИЛ-130 клапана для повышения срока их службы принудительно поворачива­ются во время работы двига­теля специальным механизмом. Механизм для поворачивания вы­пускного клапана показан на рис. 16.

Читайте также:  Как отрегулировать ручку пластикового окна самостоятельно

Рис. 16. Механизм для поворачивания выпускного клапана ЗИЛ-130:
1 — клапан; 2 — неподвижный корпус; 3 — шарик; 4 — упорная шайба; 5 — замочное кольцо; 6 — пружина клапана ЗИЛ-130; 7 — тарелка пружины клапана; 8 — сухарь клапана ЗИЛ-130; 9 — дисковая пружина механизма; 10 — возврат­ная пружина; 11 — наполнитель; 12 — наплав­ка; 13 — заглушка

При появлении стуков в клапанном механизме необходимо прове­рить и, если требуется, отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами, которые должны быть в пределах 0,25—0,3 мм (для впускных и выпускных клапанов ЗИЛ-130). Регулирование зазоров в клапан­ном механизме осуществляется на холодном двигателе регулировоч­ным винтом g контргайкой, расположенным в коротком плече коро­мысла.
Для регулировки зазора клапанов ЗИЛ-130 в клапанном механизме нужно устано­вить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала должно находиться под меткой «ВМТ» на указателе установки момента зажи­гания, расположенном на датчике ограничителя максимальной ча­стоты вращения коленчатого вала.

В этом положении регулируют зазоры следующих клапанов ЗИЛ-130

впускного и выпускного 1-го ци­линдра
выпускного 2-го цилиндра впускного 3-го »
выпускного 4-го цилиндра
выпускного 5-го »
впускного 7-го »
впускного 8-го »

Зазоры у остальных клапанов ЗИЛ-130 регулируют после поворота колен­чатого вала на 360° (полный оборот).

Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма, обгоранию клапанов, износу коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала.

Источник

Проверка и регулировка тепловых зазоров в грм двигателя зил 130

РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В КЛАПАНАХ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

Температурный зазор между стержнем клапана и носком коромысла в процессе эксплуатации постепенно изменяется из-за износа сопрягаемых деталей газораспределительного механизма и ведет к нарушению регулировки. Поэтому зазоры необходимо периодически проверять и регулировать.

Увеличенный зазор между стержнем впускного клапана и носком коромысла уменьшает время открытия клапана. Это ухудшает наполнение цилиндра горючей смесью, затрудняет пуск двигателя, а при его работе приводит к падению мощности.

Увеличенный зазор выпускного клапана приводит к плохому удалению из цилиндра отработавших газов, работа двигателя сопровождается характерным металлическим стуком.

Уменьшенный зазор между стержнем клапана и носком коромысла приводит к неплотной посадке клапанов в седле. При этом двигатель теряет компрессию и перегревается, а мощность его снижается.

При маленьком зазоре впускного клапана рабочая смесь при такте сжатия частично выталкивается во впускной трубопровод, а затем в карбюратор. Это явление вызывает уменьшение количества рабочей смеси, понижает давление в цилиндре и ведет к падению мощности двигателя. Другим признаком неплотной посадки впускного клапана служат хлопки в карбюраторе, так как часть горючих газов, попадая во время рабочего хода во впускной трубопровод, а затем в карбюратор, вызывает воспламенение горючей смеси, что является опасным в пожарном отношении. Когда мал зазор у выпускного клапана, то это тоже приводит к падению мощности, так как во время такта сжатия часть рабочей смеси удаляется в выпускной трубопровод, а затем в глушитель. При этом, вследствие сгорания рабочей смеси в выпускном трубопроводе и в глушителе, будут слышаться хлопки, сопровождаемые черным дымом, выходящим из глушителя.

Работа двигателя в течение длительного времени с нарушенными зазорами клапанов может привести к преждевременному обгоранию и износу головок клапанов, их седел, короблению стержней клапанов, а также к износу кулачков.

Порядок регулировки зазоров в клапанах. Зазоры в клапанах регулируют на холодном двигателе при температуре 15—20°С двумя способами.

При первом способе клапаны регулируют отдельно для каждого цилиндра.

Поднимают капот двигателя, отвертывают ключом 14×12мм девять гаек 1 (рис. 1, а) крепления клапанных крышек 4 и снимают их, при этом прокладки крышек можно не снимать. Затем устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) при помощи установочного зубчатого указателя 10

(см. рис. 2, б), для чего поворачивают коленчатый вал до совмещения метки 9 на шкиве 11 коленчатого вала с меткой ВМТ на указателе (в конце второго оборота коленчатого вала).

При установке поршня в в. м. т. облицовка радиатора препятствует определению совмещения меток указателя и шкива коленчатого вала. Поэтому рекомендуется вывертывать свечу 8 (рис. 1, а) зажигания первого цилиндра и снимать крышку рас-

Читайте также:  Регулировка яркости на примере пр200

пределителя, что позволяет безошибочно определять установку поршня в в. м. т. (такт сжатия). При этом поршень, подходя к в. м. т., будет выталкивать воздух из цилиндра через свечное отверстие, что можно легко ощутить пальцем, приложенным к отверстию; когда поршень будет находиться в в. м. т., то электрод ротора распределителя будет располагаться против клеммы первого цилиндра. В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закрыты, а между стержнем клапана б и носком коромысла 5 образуется наибольший зазор, который измеряют щупом и, если нужно, регулируют.

Для регулировки зазора надо, придерживая отверткой регулировочный винт 3, ослабить ключом 14 X 12 мм контргайку 2, после чего взять одной рукой щуп (рис. 1,б), заложить его в зазор между стержнем клапана и носком коромысла, а другой рукой взять отвертку и вращать регулировочный винт, устанавливая необходимый зазор, затем оставить щуп в зазоре и закрепить регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки.

После регулировки зазор должен быть равен 0,25—0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, причем щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить через него.

Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров надо коленчатый вал повертывать рукояткой на 1/4 оборота, причем регулировку зазоров вести последовательно согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8 (рис. I, в). Если клапаны регулируют на двигателе, снятом с автомобиля, или при снятом радиаторе с автомобиля, то для поворота коленчатого вала на lU оборота надо нанести мелом метки на шкив коленчатого вала, разместив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия).

При второмспособе регулируют клапаны одновременно для нескольких цилиндров.

Регулировку выполняют в такой последовательности:

устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) по методу, указанному ранее, и регулируют зазоры в следующих клапанах:

Впускного и выпускного 1-го цилиндра Выпускного. 5-го »

Выпускного. 2-го » Впускного. 7-го »

Впускного. 3-го » Впускного. 8-го »

Зазоры у остальных клапанов следует регулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот).

После регулировки зазоров в клапанах надо поставить крышки клапанов на место и закрепить их гайками.

Рис. 1. Регулировка клапанов: а — головка цилиндров в. разрезе; б — регулировка зазора; в — схема блока цилиндров с указанием порядка работы (1—8 — порядковые номера цилиндров)

Источник

Проверка и регулировка тепловых зазоров в грм двигателя зил 130

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ОСЕВОГО ЗАЗОРА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО И КОЛЕНЧАТОГО ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

Нормальные осевые зазоры распределительного и коленчатого валов двигателя восстанавливают в ремонтных мастерских и только в том случае, если обнаружены признаки увеличения осевых зазоров.

Признаком увеличения осевого зазора распределительного вала является стук распределительных шестерен 5 и 6 (рис. 2). При работе двигателя распределительный вал 3, воспринимая осевое усилие, упирается во фланец и постепенно изнашивает
его, вследствие чего увеличивается нормальный осевой зазор и появляются стуки в газораспределительном механизме.

Признаком увеличения осевого зазора коленчатого вала является глухой стук вала. При работе двигателя осевое усилие

коленчатого вала 7 воспринимается упорными биметаллическими шайбами 8, установленными с обеих сторон первого коренного подшипника. Шайбы эти постепенно изнашиваются, вследствие чего увеличивается нормальный осевой зазор и появляется стук, прослушиваемый через газораспределительный механизм. Возникновение такого стука указывает на необходимость регулировки.

Для проверки величины осевого зазора надо снять шкив коленчатого

вала и крышку 4 распределительных шестерен, установить индикатор к торцу проверяемого вала (рис. 3) и определить осевой зазор, перемещая вал при помощи воротка.

Величина нормального осевого зазора распределительного вала должна быть в пределах 0,08—0,208 мм, а коленчатого вала — 0,075—0,245 мм.

Нормальный осевой зазор распределительного вала восстанавливают, заменяя упорный фланец 1 (см. рис. 2) или уменьшая высоту распорного кольца 2.

Нормальный осевой зазор коленчатого вала восстанавливают, заменяя упорные шайбы 8.

Рис. 2. Газораспределительный механизм: я — шестерни и крышка в разрезе; б — способ установки поршня
в в. м. т.,
А — осевой зазор распределительного вала; В — осевой зазор коленчатого вала

Рис. 3. Проверка осевого зазора распределительного и коленчатого валов индикатором

Источник

Adblock
detector