Регулировка света фар Камаз
Поставить автомобиль (без нагрузки, с нормальным давлением в шинах) на ровную площадку с твердым покрытием как показано Доработка фар. Вертикальный экран с матовой поверхностью должен быть шириной не менее 3 м и иметь отклонение от вертикали не более чем на Г. Линии разметки должны быть нанесены на экран с допуском 0,5 см.
Продольная ось автомобиля камаз должна быть перпендикулярна экрану, а линия 2 – совпадать с продольной плоскостью симиллиметраетрии автомобиля камаз. Допустимое отклонение продольной плоскости симиллиметраетрии относительно линии 2 не более 0,5 см, линии 3 должны совпадать с проекцией центров фар на плоскость экрана; линия должна находиться на уровне высоты центров фар. Расстояние от экрана до центров наружной поверхности рассеивателей фар составляет 9,95-10,05 м, а от линии 1 до линии А-А – 250 миллиметра. Следует выполнить такие операции.
1. Включить ближний свет фар и отрегулировать их оптические элементы винтами вертикальной и горизонтальной регулировки так, чтобы горизонтальная ограничительная линия освещенного и неосвещенного участков совпала с линией А-А, а наклонные ограничительные линии, направленные вверх под углом 15°, исходили из точек В.
Отрегулировать свет противотуманных фар: установить экран на расстоянии 5 м от автомобиля камаз и провести на нем горизонтальную линию, которая должна быть ниже линии высоты центров фар на 100 миллиметра, отвернуть гайку крепления
Источник
Проверка и регулировка системы освещения Камаз
К системе освещения относится внешнее и внутреннее освещение. К внешнему освещению относятся фары головного света, противотуманные фары, передние и задние фонари.
Регулировка светового потока фар производится следующим образом. Автомобиль в снаряженном состоянии без груза с нормальным давлением воздуха в шинах устанавливается на ровной площадке с твердым покрытием, как показано на рис. 134. Рассеиватели и отражатели фар должны быть чистыми.
Перпендикулярно к поверхности площадки устанавливается плоский экран с матовой поверхностью шириной не менее 3 м. Отклонение экрана от перпендикулярности допускается не более 1°.
Линии разметки, нанесенные на экран с допуском ±0,5 см, должны быть хорошо видны и соответствовать данным, указанным на рис. 134.
Расстояние от экрана до центров наружной поверхности рассеивателей фар должно быть (10+-0,5) м. Допускается уменьшение расстояния до (7,5+-0,03) и (5+-0,025) м.
Автомобиль из ремонта выдается только после проверки и регулировки всех систем электрооборудования автомобиля.
Рис. 134. Схема установки автомобиля для регулировки фар:
1 – линии оси автомобиля; 2 – направление света фар; 3 – экран, установленный перпендикулярно площадке; 4 – вертикальная линия центра левой фары; 5 – вертикальная линия центра правой фары; ВВ – линия площадки, на которую установлен автомобиль; АА – линия центров правой и левой фары; ББ – линия смещения светового пятна на расстояние АБ (300 мм) от линии центров фар; Цф – расстояние между центрами правой и левой фар
Источник
Регулировка света фар автомобилей КамАЗ-5320, 5321, 53212, 53213, 5410, 54112, 55111, 55102, 53229, 65115.
Регулировка света фар автомобилей КамАЗ-5320, 5321, 53212, 53213, 5410, 54112, 55111, 55102, 53229, 65115.
Другие записи по регулировке фар:
Схема регулировки фар.
H, мм | L, м |
250 | 10±0,05 |
190 | 7,5 ± 0,03 |
125 | 5 ± 0,025 |
Световой поток фар регулируйте на ровной площадке с твёрдым покрытием. Автомобиль должен быть в снаряжённом состоянии, но без груза. Присутствие водителя в кабине не имеет значения. Давление в шинах доведите до нормы. Рассеиватели и отражатели фар должны быть чистыми.
Плоский экран с матовой поверхностью шириной не менее 3 м установите перпендикулярно поверхности площадки. Отклонение экрана от перпендикулярности должно быть не более 1°. Линии разметки, нанесённые на экран с допуском ±0,5 см, должны быть хорошо видны.
Автомобиль установите так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна экрану, а линия III совпадала с продольной плоскостью симметрии автомобиля. Допустимое отклонение продольной симметрии относительно линии III не более ±5 см. Линии II и IV должны совпадать с проекцией центров фар автомобиля на плоскость экрана. Линия I должна находиться на уровне высоты центра фар.
Расстояние от экранов до центров наружной поверхности рассеивателей фар (10±0,05) м. Допускается уменьшение величины данного расстояния до (7,5±0,03) м и (5±0,025) м.
При установке автомобиля на расстоянии (10±0,05) м, (7,5±0,03) м и (5±0,025) м расстояние от линии I до линии А должно быть 250, 190 и 125 мм соответственно.
Свет фар можно регулировать с помощью реглоскопа типа К-303.
Установка противотуманных фар.
1 – кронштейн; 2 – гайка; 3 – фара противотуманная; 4 – буфер.
Регулирование света противотуманных фар.
Установите экран на расстоянии 5 м от автомобиля и проведите на нём горизонтальную линию, которая должна быть ниже линии высоты центров фар на 100 мм. Отверните гайку 2 крепления противотуманной фары к кронштейну и установите фару так, чтобы верхняя граница светового пятна совпадала на экране с горизонтальной линией.
Источник
Регулировка фар в грузовых автомобилях с дизельными двигателями
Регулировка фар в автомобилях КрАЗ, МАЗ, КаМАЗ
Регулировка фар («европейский асимметричный свет»). Для регулировки света фар следует установить автомобиль (без нагрузки и с нормальным давлением воздуха в шинах) на горизонтальной площадке на расстоянии 10 м от стены или вертикального экрана, размещенного в тени перпендикулярно продольной оси автомобиля, после этого выполнить следующее:
1. Провести линии:
— две вертикальные на расстоянии А, соответствующем межосевому расстоянию центров фар; эти линии должны быть на одинаковом расстоянии от вертикальной линии, перпендикулярной продольной оси автомобиля (рис. 70);
— горизонтальную Б — Б на уровне высоты центра фар от земли;
— горизонтальную В — В на 300 мм ниже линии центров фар.
2. Включить ближний свет фар и установить оптические элементы, поворачивая винты вертикальной и горизонтальной регулировки так, чтобы горизонтальная ограничительная линия освещенного и неосвещенного участка совпала с линией В — В; наклонные ограничительные линии, направленные вверх под углом 15°, исходящие из точек пересечения вертикальных линий центров фар с горизонтальной линией В — В (точки Р). Максимально допустимое смещение точки перегиба световой границы от точки Р в наружную сторону не должно превышать 200 мм.
Регулировку света противотуманных фар производят поворотом корпуса фары относительно болта крепления в продольной и поперечной вертикальных плоскостях. Необходимо установить форму так, чтобы верхняя граница светового пятна на экране, установленном на расстоянии 5 м перед автомобилем, совпадала с горизонтальной линией, проведенной на расстоянии 100 мм ниже линии высоты центров фар.
Источник
Техническое обслуживание системы освещения КамАЗ
Исправное состояние системы освещения КамАЗ и световой сигнализации является необходимым условием безопасности автомобильного движения. Это указывает на важность своевременного и регулярного профилактического обслуживания осветительных приборов.
При ежедневном техническом обслуживании перед выездом проверьте состояние приборов освещения при различных положениях переключателей:
- комбинированного переключателя фар головного света, передних и задних фонарей;
- клавишных переключателей противотуманных фар;
- клавишных выключателей фонарей автопоезда;
- протрите загрязненные рассеиватели приборов внешнего освещения и сигнализации.
При сервисе 2 отрегулируйте направление светового потока фар.
Световой поток фар регулируйте на ровной площадке (рис. 348) с твердым покрытием (асфальт, асфальто-бетон и т.д.). Автомобиль должен быть в снаряженном состоянии, но без груза. Присутствие водителя в кабине не имеет значения. Давление в шинах автомобиля доведите до нормы. Рассеиватели и отражатели фар должны быть чистыми.
Рис. 348. Схема регулирования фар:
Плоский экран с матовой поверхностью шириной не менее 3 м установите перпендикулярно поверхности площадки. Отклонение экрана от перпендикулярности должно быть не более 1°. Линии разметки, нанесенные на экран с допуском ±0,5см, должны быть хорошо видны.
Автомобиль установить так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна экрану, а линия III совпадала с продольной плоскостью симметрии автомобиля. Допустимое отклонение продольной симметрии относительно линии III не более ±5 см. Линии II и IV должны совпадать с проекцией центров фар автомобиля на плоскость экрана. Линия I должна находиться на уровне высоты центра фар.
Расстояние от экрана до центров наружной поверхности рассеивателей фар (10±0,05) м. Допускается уменьшение величины данного расстояния до (7,5±0,03) м и (5±0,025) м.
При установке автомобиля на расстоянии (10±0,05) м, (7,5±0,03) м и (5±0,025) м расстояние от линии I до линии А должно быть 250, 190 и 125 мм соответственно. Свет фар можно регулировать с помощью реглос-копа типа К-303.
Регулирование света противотуманных фар
Установите экран на расстоянии 5 м от автомобиля и проведите на нем горизонтальную линию, которая должна быть ниже линии высоты центров фар на 100 мм. Отверните гайку 2 (рис. 349) крепления противотуманной фары к кронштейну и установите фару так, чтобы верхняя граница светового пятна совпадала на экране с горизонтальной линией.
Рис. 349. Установка противотуманных фар: 1 — кронштейн; 2 — гайка; 3 — фара противотуманная; 4 — буфер
Проверка величины падения напряжения на изделиях светотехники
Проверку величины падения напряжения на изделиях светотехники проводите с помощью вольтметра при включенном дальнем свете фар. Для этого замерьте напряжение между выводом амперметра и массой и напряжение между штекерным выводом нити дальнего света фар и массой. Падение напряжения, равное разности этих напряжений, не должно превышать 6,5% от номинального напряжения.
Падение напряжения можно проверить непосредственно милливольтметром, обеспечив подачу напряжения к плюсовому выводу амперметра и штекерному выводу нити дальнего света.
На внутренней поверхности колб ламп иногда появляется налет испаряемого вольфрама, который резко уменьшает силу света. Такие лампы замените.
После замены ламп фар регулирование направления светового потока обязательно.
Замену ламп производите в помещении, где нет пыли. Нельзя длительное время оставлять оптический элемент открытым после того, как вынут патрон с отказавшей лампой. Не дотрагивайтесь пальцами до поверхности отражателя.
При загрязнении отражателя промойте его чистой теплой водой, очищая ватой его поверхность. Очистку ведите круговыми движениями с небольшим усилием. После промывки оптический элемент просушите, положив его для сушки зеркальной поверхностью отражателя вниз.
Таблица 55 Возможные неисправности приборов освещения, способы их устранения
Частое перегорание ламп
Повышенное напряжение в бортовой сети автомобиля
Проверьте величину напряжения, при необходимости замените регулятор напряжения
Стряхивание или перегорание нити накала
Обрыв цепи питания:
— сработал термобиметаллический предохранитель;
— отсутствует контакт в штекерных соединениях;
— устраните короткое замыкание в цепи, приведите предохранители в рабочее состояние (в цепях питания габаритных огней предохранители автоматического включения); восстановите контакт;
— устраните неисправность или замените переключатель
Лампа горит тускло
Окислились или загрязнились контактные соединения
Загрязнился рассеиватель или отражатель
Потемнела колба лампы из-за испарения металла
Разрядилась аккумуляторная батарея
Повышенное падение напряжения в цепи
Зачистите контакты или замените окислившиеся штекеры
Протрите рассеиватель, промойте отражатель
Зарядите аккумуляторную батарею
Проверьте падение напряжения. Устраните причины повышенного падения напряжения
Источник
Отрегулировать свет фар автомобиля КАМАЗ-4310
Для регулирования света фар установите автомобиль (без нагрузки с номинальным давлением в шинах) на горизонтальной площадке с твердым покрытием на расстоянии 10 м от стены или вертикального экрана, размещенного в тени перпендикулярно продольной оси автомобиля.
— проведите вертикальную линию III, совпадающую с осевой линией автомобиля;
— симметрично относительно линии III проведите линии II и IV, расстояние между которыми равно расстоянию между центрами регулируемых фар;
— проведите горизонтальную линию I на уровне высоты центров регулируемых фар;
— ниже линии I на расстоянии 250 мм для автомобиля КамАЗ-43105 и—150 мм для автомобиля КамАЗ-4310 проведите линию А—А.
Затем (для автомобиля КамА3 43105) включите ближний свет фар и установите их оптические элементы винтами вертикального и горизонтального регулирования так, чтобы горизонтальная линия освещенного участка совпадала с линией А—А, а наклонные ограничительные линии исходили из точек В.
Для автомобиля КамАЗ-4310 свет фар регулируйте при включенном дальнем свете. При этом центры световых пятен должны совпадать с точками В.
Проверить действие вспомогательного тормоза автомобиля КАМАЗ-4310 на месте (норматив №53).
Управление вспомогательной тормозной системой водитель осуществляет нажатием ногой на кнопку пневмокрана, расположенного на полу кабины. При ее использовании заслонки в приемных трубах перекрывают проходное сечение труб при одновременном выключении подачи топлива в цилиндры двигателя.
Вспомогательная тормозная система должна поддерживать скорость 30±2 км/ч на спуске с уклоном 7% протяженностью 6 км.
Проверка на месте:
— нажать на кнопку пневмокрана;
— двигатель должен заглохнуть.
Проверить исправность стояночного тормоза автомобиля КАМАЗ-4310 / УРАЛ-4320.
— Запустить двигатель, проверить и довести давление в тормозной системе до нормы не ниже 6,5 атмосфер;
— Повернуть рукоятку ручного тормозного крана справа от водителя . При этом сработают, затормозят тормозные механизмы задней тележки 4-ре энергоаккумулятора и загорится контрольная красная лампа стояночного тормоза на панели приборов;
— Затем, включив 1-ю передачу, начать движение. При исправной стояночной системе, в момент начала движения, двигатель заглохнет и автомобиль останется на месте.
— Для растормаживания энергоаккумуляторов, ручку тормозного крана следует вернуть в исходное положение, при этом должна погаснуть контрольная лампа стояночного тормоза.
2. Определить степень засоренности фильтрующих элементов фильтра очистки масла двигателя КАМАЗ-740 (норматив №9).
Последовательность разборки полнопоточного масляного фильтра двигателя КамАЗ-740 для смены фильтрующих элементов: – вывернуть сливные пробки из колпаков и спустить масло из фильтра в подставленный сосуд; – вывернуть болт-стержень крепления колпака и снять вместе с фильтрующим элементом; – вынуть фильтрующий элемент из колпака; в таком же порядке разобрать вторую секцию фильтра; – промыть детали фильтра в керосине или дизельном топливе и протереть чистой тряпкой; – поставить новые фильтрующие элементы; – проверить состояние деталей уплотнения фильтрующих элементов и колпаков и собрать фильтр в обратной последовательности; – пустить двигатель, проверить нет ли течи масла в соединениях фильтра.
Разборка центробежного масляного фильтра: – отвернуть гайку крепления колпака фильтра и снять его; повернуть ротор вокруг своей оси так, чтобы пальцы стопора вошли в отверстие ротора; – отвернуть гайку крепления колпака ротора и снять колпак ротора; промыть колпак ротора, фильтр и другие детали в керосине или дизельном топливе, протереть чистой тряпкой; – собрать фильтр в обратной последовательности, при этом совместить метки на колпаке и роторе во избежание нарушения балансировки ротора; – проверить при работе двигателя герметичность фильтра. При обнаружении Течи масла подтянуть крепление и если необходимо заменить детали уплотнения -прокладки, резиновое кольцо, пружины.
Предельную засоренность фильтроэлементов можно определить на прогретом двигателе при частоте вращения 2600 об/мин с помощью лампы, подсоединенной к выводу сигнализатора и установленной в кабине автомобиля. Свечение лампы указывает на необходимость замены фильтроэлементов.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1067 ;
Источник
Проверка и регулировка света фар на камазе
Основные регулировки систем освещения автомобилей КамАЗ-5320 и Урал-4320
Регулировка фар автомобиля КамАЗ-5320
Регулировка фар автомобиля КамАЗ-5320. Для регулирования положения световых пятен фар необходимо установить ненагруженный автомобиль, имеющий нормальное давление воздуха в шинах, на площадку перед экраном (рис. 3.13, а) на расстоянии 10 м.
Включить ближний свет фар и, воздействуя на регулировочные винты горизонтального и вертикального наведения, установить световые полосы так, чтобы горизонтальная линия — граница освещенного и неосвещенного участков совпадала с линией А—А, а наклоненные под углом 15° ограничительные линии исходили из точек В или вблизи от них (с отклонением не более 0,2 м в наружную сторону).
Регулировка положения световых пятен противотуманных фар обеспечивается поворотом их при ослабленных гайках крепления.
Для регулировки необходимо установить экран на расстоянии
5 м от автомобиля, провести на нем горизонтальную линию ниже высоты центров фар на 0,1 м. Поворотом фар установить верхнюю границу светового пятна так, чтобы она совпадала с линией на экране.
Рис. 3.13. Регулировка фар:
а — автомобиля КвмАЗ-5320: 1— линия высоты центров фар; 2 — линия центра левой фары; 3— линия по продольной оси автомобиля; 4 — линия центра правой фары; б- автомобиля Урал-4320; в — то же со светомаскировочными устройствами
Источник
Электрооборудование. Часть 3
Исправное состояние системы освещения и световой сигнализации является необходимым условием безопасности автомобильного движения. Это указывает на важность своевременного и регулярного профилактического обслуживания осветительных приборов.
При ежедневном техническом обслуживании перед выездом проверить состояние приборов освещения при различных положениях переключателей и выключателей:
— комбинированного переключателя фар головного света, передних и задних фонарей;
— кнопочных выключателей противотуманных фар, заднего противотуманного фонаря, фар-прожекторов;
— протереть загрязненные рассеиватели приборов внешнего освещения и сигнализации.
При техническом обслуживании 2 (ТО-2) отрегулировать направление светового потока фар.
Световой поток фар регулировать на ровной площадке (рис. 8-19) с твердым покрытием (асфальт, асфальтобетон и т.д.). Автомобиль Камаз 4308 должен быть в снаряженном состоянии, но без груза. Присутствие водителя в кабине не имеет значения. Давление в шинах автомобиля Камаз 4308 довести до нормы. Рассеиватели и отражатели фар должны быть чистыми.
Плоский экран с матовой поверхностью шириной не менее 3 м установить перпендикулярно поверхности площадки. Отклонение экрана от перпендикулярности должно быть не более 1°. Линии разметки, нанесенные на экран с допуском ± 0,5 см, должны быть хорошо видны.
Автомобиль Камаз 4308 установить так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна экрану, а линия III совпадала с продольной плоскостью симметрии автомобиля. Допустимое отклонение продольной симметрии относительно линии III не более ± 5 см. Линии II и IV должны совпадать с проекцией центров фар автомобиля на плоскость экрана. Линия I должна находиться на уровне высоты центра фар.
Рис. 8-9. Схема регулировки фар.
Расстояние от экрана до центров наружной поверхности рассеивателей фар (10±0,05)м. Допускается уменьшение величины данного расстояния до (7,5±0,03) м и (5±0,025) м, значение регулировки указано в таблице.
Свет фар можно регулировать с помощью реглоскопа.
Для дополнительной регулировки наклона луча ближнего света фар при загрузке автомобиля Камаз 4308 применяется электромеханический корректор фар ЭМКФ 28 (рис. 8-11).
Регулировка осуществляется ручкой управления, установленной на панели выключателей. При повороте ручки управления против часовой стрелки световые пучки каждой фары опускаются вниз. Корректор фар функционирует только при включенном ближнем свете. Положение ручки менять в зависимости от нагрузки в соответствии с рис. 8-11 и таблицей
Рис. 8-11. Корректор фар головного света: 1 — шкала; 2 — ручка управления корректора.
Регулирование света противотуманных фар. Установить экран на расстоянии 5 м от автомобиля Камаз 4308 и провести на нем горизонтальную линию, которая должна быть ниже линии высоты центров фар на 100 мм. Отвернуть гайку 5 (рис. 8-12) крепления противотуманной фары к кронштейну и установить фару так, чтобы верхняя граница светового пятна совпадала на экране с горизонтальной линией.
Рис. 8-12. Установка противотуманных фар: 1 — кронштейн фар; 2, 3 — болт и гайка крепления кронштейна; 4, 5 — болт и гайка для регулирования света противотуманных фар; 6 — спойлер.
Проверку величины падения напряжения на изделиях светотехники проводить с помощью вольтметра при включенном дальнем свете фар. Для этого замерить напряжение между выводом амперметра и массой и напряжение между штекерным выводом нити дальнего света фар и массой. Падение напряжения, равное разности этих напряжений, не должно превышать 6,5% от номинального напряжения.
Рис. 8-10. Фара головного света: 1 — винт вертикального регулирования света; 2 — винт горизонтального регулирования света.
Падение напряжения можно проверить непосредственно милливольтметром, обеспечив подачу напряжения к плюсовому выводу амперметра и штекерному выводу нити дальнего света.
Возможные неисправности приборов освещения, способы их устранения
Частое перегорание ламп
Повышенное напряжение в бортовой сети автомобиля
Проверить величину напряжения, при необходимости заменить регулятор напряжения
Стряхивание или перегорание нити накала
Обрыв цепи питания:
— сгорела плавкая вставка в блоке предохранителей;
— отсутствует контакт в штекерных соединениях;
устранить короткое замыкание в цепи, заменить плавкую вставку
устранить неисправность или заменить переключатель
Лампа горит тускло
Окислились или загрязнились контактные соединения
Зачистить контакты или заменить окислившиеся штекеры
Загрязнился рассеиватель или отражатель
Протереть рассеиватель, промыть отражатель
Потемнела колба лампы из-за испарения металла нити накаливания
Разрядилась аккумуляторная батарея
Зарядить аккумуляторную батарею
Повышенное падение напряжения в цепи
Проверить падение напряжения. Устранить причины повышенного падения напряжения
Мигает свет в лампе
Периодическая потеря контакта
На внутренней поверхности колб ламп иногда появляется налет испаряемого вольфрама, который резко уменьшает силу света. Такие лампы заменить.
После замены ламп фар регулирование направления светового потока обязательно.
Замену ламп производить в помещении, где нет пыли. Нельзя длительное время оставлять оптический элемент открытым после того, как вынут патрон с отказавшей лампой.
Не дотрагиваться пальцами до поверхности отражателя.
При загрязнении отражателя промыть его чистой теплой водой, очищая ватой его поверхность. Очистку проводить круговыми движениями с небольшим усилием. После промывки оптический элемент просушить, положив его для сушки зеркальной поверхностью отражателя вниз.
При замене галогенных ламп АКГ 24-75+70 и АКГ 24-70 лампу держать за цоколь, исключая контакт со стеклом колбы. Загрязнения на колбе лампы приводят к помутнению стекла. При возникшем загрязнении колбы, стеклянную поверхность тщательно протереть.
Приборы освещения и лампы хранить в сухих, хорошо проветриваемых и отапливаемых помещениях. Температура воздуха в помещении должна быть не ниже 5°С. При неблагоприятных условиях хранения наружные и хромированные части изделий, а также цоколи ламп покрыть тонким слоем вазелинового масла или другой нейтральной смазкой.
Не допускается хранить в одном помещении приборы освещения с аккумуляторными батареями, кислотами, электролитом.
Контрольно-измерительные приборы обеспечивают контроль за работой систем автомобиля Камаз 4308 и двигателя, включают в себя указатели и датчики. Все указатели объединены в комбинацию приборов (КП), установленную на щитке приборов в кабине водителя. Датчики установлены на агрегатах шасси и двигателя.
Техническая характеристика контрольно-измерительных приборов
121.3802, магнитоиндукционный, с электрическим приводом
МЭ 307 или 20.3843, герметизированный, магнитоэлектрический, генерирующий ток переменной частоты
Указатель давления в системе смазывания двигателя
магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой падения давления, в составе КП
Датчик указателя давления масла
ММ 370, мембранного типа с реостатом
Указатель уровня топлива
магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой резерва топлива, в составе КП
Датчик указателя уровня топлива
БМ 158-Б, рычажного типа с реостатом и сигнальным устройством контрольной лампы расхода топлива
Указатель температуры охлаждающей жидкости
магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой перегрева, в составе КП
Датчик указателя температуры
ТМ 100-А, с терморезистором
Электрический спидометр состоит из преобразователя (датчика), который обеспечивает подачу сигналов на приемник; приемника (трехфазного синхронного двигателя с возбуждением от постоянных магнитов) и магнитоиндуктивного механизма спидометра со счетным устройством.
Приемник конструктивно объединен с магнитоиндуктивным механизмом в один прибор-указатель спидометра. Конструкция спидометра показана на рис. 8-13. Принципиальные схемы спидометра и тахометра показаны на рис. 8-14.
При ежедневном техническом обслуживании перед выездом из парка проверить работоспособность спидометра и тахометра по показаниям стрелки указателя и счетчика пройденного пути.
При техническом обслуживании 2 (ТО-2) проверить состояние и надежность датчиков включения блокировки мостов и стоп-сигнала.
Рис. 8-13. Указатель спидометра: 1 — колодка штекерная; 2 — плата печатная с полупроводниковыми элементами; 3 — корпус указателя; 4 — устройство счетное; 5 — механизм магнитоиндукционный; 6 — гнездо сигнальной лампы; 7 — электродвигатель.
Для контрольной проверки спидометра необходимо иметь установку, с помощью которой можно получать различные фиксированные значения частоты вращения на валах изделий, проверяемого и контрольного.
При проверке датчиков контрольный приемник спидометра подключать поочередно с проверяемым и контрольным датчиком. Методом сравнения двух полученных показаний оценить погрешность проверяемого прибора.
При проверке приемника спидометра необходимо иметь контрольный датчик. Проверку проводить также методом сравнения.
Рис. 8-14. Принципиальная схема спидометра
Питание к проверяемым и контрольным изделиям подключать от источника питания в соответствии со схемой подключения на автомобиле Камаз 4308. Наиболее простой установкой, на которой можно производить подобную проверку, является КТУ 1.
Указатели давления в системе смазывания двигателя проверять совместно с датчиком сравнением с показаниями контрольного манометра, устанавливая их в резервуар с регулируемым давлением и подключая питание аналогично схеме включения на автомобиле.
Контролируемые отметки шкалы
Значения сопротивления реостата
Данные для проверки указателя давления масла
Данные для проверки указателя уровня топлива
Допустимая погрешность указателя ± 7%; от верхнего предела измерений в диапазоне рабочих давлений 0. 686,5 кПа (0. 7 кгс/см 2 ) и ±10% — в диапазоне давлений свыше 686,5 кПа (7 кгс/см 2 ) (при температуре окружающего воздуха (20±5)°С.
При проверке указателя с помощью реостата показания должны соответствовать данным таблицы.
Проверку указателя и датчика уровня топлива на точность показаний наиболее просто можно провести, постепенно заполняя бак топливом при помощи мерного сосуда и сравнивая показания прибора с действительным количеством топлива в баке.
Допустимая погрешность указателя совместно с датчиком 7% от вместимости бака при температуре окружающего воздуха (20±5) °С. Если погрешность превышает допустимую, определить, какой из приборов неисправен, заменяя датчик или указатель. Если погрешность измерения превышает допустимую величину и направлена в одну и ту же сторону на всех проверяемых уровнях, отрегулировать, по возможности, датчик, подгибая рычаг поплавка.
Для проверки точности показаний указателя с реостатом, включаемым в цепь последовательно, вместо датчика пользуйтесь величинами сопротивлений, указанными в таблице.
Проверку указателя и датчика температуры охлаждающей жидкости проводить сравнением с показаниями ртутного термометра. Датчик вместе с термометром поместить в резервуар с водой, температуру которой постепенно увеличивать. Подсоединить указатель к датчику в соответствии со схемой подключения, корпус датчика соединить с минусовым выводом батареи. Оценить точность показаний проверяемого прибора.
Величины сопротивлений реостата, включенного в цепь вместо датчика, должны соответствовать значениям, указанным в таблице при определенных показаниях указателя. Допустимая погрешность показаний: ± 8 °С при температуре воды 40 °С и ± 5 °С при температуре воды 80. 100°С.
Проверка контрольно-измерительных приборов проводится также на контрольной установке типа Э204 и аналогичных.
Для проверки обрыва в цепи “указатель — датчик” отсоединить провод от датчика и подключить его последовательно с лампочкой мощностью 2 Вт на “массу” автомобиля Камаз 4308. Если провод оборван, то положение стрелки не изменится, а лампочка не горит. Если же провод не оборван, то стрелка указателя отклонится, а лампочка загорится.
Для проверки замыкания на массу провода, соединяющего датчик и указатель, отсоединить провод от датчика при включенном питании, и если стрелка не изменяет своего положения, то провод замкнут на массу, в противном случае отсоединить провод от зажима Д указателя, тогда в этом случае стрелка отклонится.
Возможные неисправности датчиков и указателей и способы их устранения
При включении питания стрелка прибора не изменяет своего положения
Обрыв в цепи питания
Отклонение стрелки влево или вниз от нуля
Обрыв провода от указателя к датчику давления масла или температуры охлаждающей жидкости
Перепутаны выводы В и Д указателей давления масла и температуры охлаждающей жидкости
Подсоединить провода в соответствии со схемой
Замыкание провода или датчика уровня топлива на массу автомобиля
Отклонение стрелки вправо или вверх от крайней отметки
Короткое замыкание провода или отсутствие контакта корпуса указателя давления масла и температуры охлаждающей жидкости с массой автомобиля
Устранить замыкание. Восстановить контакт
Обрыв провода от указателя к датчику уровня топлива или отсутствие контакта датчика с массой автомобиля
Восстановить цепь; восстановить контакт
Перепутаны выводы В и Д указателя уровня топлива
Подсоединить провода в соответствии со схемой
Резкие колебания стрелки
Периодически исчезает контакт указателей и датчиков с массой автомобиля
Исчезает контакт в штекерных соединениях
Обеспечить плотность и чистоту штекерных соединений
Не работают скоростной и счетный узлы спидометра
Нарушение контактных соединений в цепях питания
Отсутствие “массы” на приемнике
Проверить наличие “массы”
Внезапно прекратили работу скоростной и счетный узлы спидометра
Найти причину, вызвавшую срабатывание. Устранить неисправность
Оборвался провод питания
Колебания стрелки спидометра на малых оборотах, стрелка не отклоняется
Обрыв фазного провода внутри указателя
Вскрыть указатель и припаять оборванный провод
Обрыв фазного провода внутри датчика
Вскрыть датчик и припаять оборванный провод
Вскрыть указатель и заменить транзистор
Система звуковой сигнализации
На автомобиле Камаз 4308 установлены:
— комплект электрических звуковых сигналов С306-Д-01 и С307-Д-01 (низкого и высокого тона), расположенный под кабиной на передней поперечине рамы. Электрические сигналы включаются при перемещении рукоятки переключателя указателей поворотов вверх, питание к ним подается через промежуточное реле 901.3747, установленное на нижней панели приборов;
— реле-сигнализатор 733.3747-10, предназначенный для внутренней сигнализации в кабине, включен в цепь сигнализации: падения давления в контурах пневматического тормозного привода; падения давления масла; перегрева охлаждающей жидкости; звучит одновременно с включением любой из четырех контрольных ламп, сигнализирующих о снижении давления воздуха в одном из контуров; реле-сигнализатор установлен в кабине под панелью приборов.
Возможные неисправности электрических сигналов и способы их устранения
При включении сигнал не звучит
Проверить электрическую цепь
Нет контакта в цепи питания или нет массы сигналов
Перегорание или срабатывание предохранителей вследствие короткого замыкания в цепи питания
Определить место короткого замыкания и устранить его
Не работает реле звуковых сигналов
Сигналы издают слабый, хриплый звук
Нарушена регулировка сигналов
При включении сигнал дребезжит
Подгорели контакты сигналов
Снять сигналы, зачистить контакты, отрегулировать звучание
Задевание якоря за катушку из-за перекоса якоря
Устранить перекос якоря и отрегулировать сигнал
Сигналы после непродолжительной эксплуатации перестают работать
Попадание в рупоры воды и грязи
Техническое состояние электрических сигналов оценивается по качеству и громкости звучания сигналов, качество звучания определяется на слух. Звук сигналов должен быть чистым, без дребезжаний и хрипов. Чистоту и громкость звучания при необходимости отрегулировать.
Рис. 8-15. Звуковой электрический сигнал: 1 — основание; 2, 4 — гайки регулировочные; 3 — крышка; 5 — пластина нижнего контакта; 6 — винт; 7 — пружина верхнего контакта; 8 — сердечник; 9 — стойка; 10 — якорь; 11 — прокладка; 12 — мембрана; 13 — резонатор.
Регулирование электрических сигналов проводить в последовательности:
— вывернуть винт 6 и снять крышку 3 (рис. 8-15);
— проверить состояние и положение контактов 5 и 7 прерывателя. Несовпадение осей контактов не должно выходить за пределы 0,2 мм;
— подключить поочередно сигналы к аккумуляторной батарее и отрегулировать их по тону и по силе звучания.
Тон звука регулировать при помощи гаек 2 и 4. При слишком низком или слишком высоком тоне ослабить верхнюю гайку 4, а нижнюю гайку 2 вращать в ту или иную сторону до получения необходимого тона звучания сигнала. После регулировки гайку 4 затянуть и проверить звучание сигнала.
Если этой регулировкой тон звука отрегулировать не удается, отрегулировать зазор между якорем 10 и сердечником 8.
Зазор регулировать с помощью прокладок 11 толщиной 0,5 мм, устанавливаемых между резонаторами 13 и мембраной 12, а также между основанием 1 и мембраной. При уменьшении зазора тон звука повышается, при увеличении — понижается.
Силу звука регулировать изменением силы сжатия контактов прерывателя, что приводит к изменению величины тока в цепи сигнала. Регулировку производить также гайками 2 и 4.
Сигналы прослушивать с закрытыми крышками, подвешивая их за кронштейн на подставке, свободной от дребезжания. Сигналы должны нормально звучать при напряжении не ниже 22 В. Сила тока, потребляемого комплектом сигналов, не должна превышать 5 А при напряжении 24 В.
Коммутационная аппаратура обеспечивает включение системы световой сигнализации и системы наружного и внутреннего освещения автомобиля Камаз 4308.
Выключатель аккумуляторной батареи с дистанционным управлением («массы») 14.3737 установлен на переднем кронштейне ящика аккумуляторных батарей и состоит из электромагнита, корпуса с контактной частью и устройства ручного включения с защитным чехлом (рис. 8-16).
Комбинированный переключатель поворотов и указателей света П145 установлен на рулевой колонке и состоит из механизмов включения указателей поворотов, а также включения и переключения системы внешнего освещения. Кроме того, переключатель обеспечивает включение электрических звуковых сигналов через реле сигналов и включение электрического сигнала через электропневмоклапан.
Автоматическое отключение указателей поворотов при окончании маневрирования автомобиля Камаз 4308 обеспечивается специальной втулкой срабатывателя, установленной на рулевом колесе.
При установке рулевого колеса на шлицах вала колонки следить за тем, чтобы спицы рулевого колеса были расположены симметрично оси колонки, колеса автомобиля Камаз 4308 при этом должны быть направлены по оси автомобиля.
Реле различного назначения широко применяются в системах электрооборудования, это:
— прерыватели светового сигнала при маневрировании автомобиля и для сигнализации аварийного состояния PC 951А2 или 3402.3777-22;
— реле прерывистого сигнала включения стояночного тормоза PC 493;
— реле стартера 738.3747-20;
— реле с переключающимися контактами 901.3747.010 (рис. 8-17).
При монтаже реле на автомобиле подключайте штекеры электропроводов к выводам реле строго в соответствии с их назначением.
Специального технического обслуживания реле не требуют. При отказе в работе они подлежат замене.
Рис. 8-16. Выключатель аккумуляторной батареи 14.3737: 1 — прокладка уплотнительная; 2 — система контактная; 3- устройство ручного включения с защитным чехлом; 4 — электромагнит; 5 — якорь; 6 — шток; 7 — штекерный разъем; 8 — корпус; 9 — клеммы.
Рис. 8-17. Электрическая схема реле 901.3747
При техническом обслуживании 2 (ТО-2) проверить состояние и надежность крепления соединительных колодок выключателя массы, наличие и исправность защитных чехлов.
При сезонном техническом обслуживании (СТО) разобрать выключатель массы аккумуляторных батарей, прочистить и смазать.
Порядок разборки и сборки. Вывернуть винты крепления корпуса к электромагниту. Снять уплотнительную прокладку. При разборке корпуса с контактной системой отогнуть стопорные шайбы, снять опорную плиту. Особое внимание обратить на целостность пружины фиксатора.
Снять со шпилек контактную часть, устранить подгорание контактных соединений зачисткой стеклянной шкуркой, продуть сжатым воздухом внутреннюю полость корпуса. Трущиеся поверхности штока и шпилек контактной системы смажьте смазкой ЦИАТИМ-201.
Сборку выключателя производить в обратной последовательности.
При сборке шток электромагнита завернуть в якоре так, чтобы при ходе якоря до упора сердечника шток выступал над опорной поверхностью фланца на 1,5. 2,5 мм.
На автомобилях КамАЗ 4308 применяется однопроводная схема подключения потребителей. Отрицательный вывод источников питания и части потребителей выведен на массу автомобиля, которая выполняет функцию второго провода.
Применяемые провода низкого напряжения марки ПГВА и ПВА имеют различные сечения (от 1 мм 2 до 50 мм 2 ), выбор которых определяется мощностью потребителей, механической прочностью и допустимыми падениями напряжения в цепи.
Для соединения массы кабины с рамой автомобиля Камаз 4308 используется плетеный автомобильный провод марки АМГ16.
Для соединения проводов между собой, а также для подсоединения к приборам системы электрооборудования провода армированы штекерами. Штекеры в соединениях пучков проводов установлены в колодках и защищены от коррозии и механических повреждений резиновыми защитными чехлами. При монтаже электропроводки на штекеры наносится антикоррозийная смазка.
Внимательно проверять надежность штекерных соединений, не допускайте излома фиксирующего язычка колодочных штекеров. При установке штекеров в колодки соблюдайте соответствие расцветок соединяемых друг с другом проводов.
При техническом обслуживании 2 (ТО-2) проверить состояние электропроводки (надежность закрепления проводов скобами, отсутствие провисания, потертостей).
При отказе в работе потребителей проверить падение напряжения в цепях питания, замеряя вольтметром величину напряжения на “+” амперметра, а также у потребителя. Разность напряжения является величиной падения напряжения в проверяемой цепи. Падение напряжения сравнить с допустимым, указанным в таблице.
Допустимые падения напряжения
Максимально допустимое падение напряжения, % от номинального напряжения
Источник