Российское экономическое законодательство
Сформированная в настоящее время система законодательных актов определяет как общие условия предпринимательской деятельности, так и порядок ведения этой деятельности в отдельных сферах экономики. Регламентируя предпринимательскую деятельность, государство стремится установить правовое основы единого для всей страны рынка.
Одной из базовых концепций, лежащих в основе правового регулирования экономики, выступает концепция социальной рыночной экономики. В действующей Конституции Российской Федерации данная концепция прямо не отражена, однако закрепленная в ст. 7 Конституции характеристика Российской Федерации как социального государства предполагает именно социально ориентированную рыночную экономику.
Наибольшее значение в правовом регулировании экономической деятельности имеет закон. Формирование российского экономического законодательства осуществлялось по двум основным направлениям:
1. Принятие законов, которые определяют общие условия осуществления экономической деятельности (Гражданский кодекс Российской Федерации, закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.).
2. Издание законов, которые регламентируют предпринимательскую деятельность в определенных сферах экономики (закон «О банках и банковской деятельности», закон «О рынке ценных бумаг» и др.).
Современные конституции большинства государств содержат множество норм, регулирующих отношения в сфере экономики. Это обусловило появление в научном обиходе понятия «экономическая конституция», означающего совокупность конституционных положений, связанных единым предметом — отношениями в сфере экономики и проникнутых внутренним единством логико-правовых системных связей.
Система таких конституционных положений включает в себя принципы основ конституционного строя — свободы экономической деятельности, единого экономического пространства, многообразия и равной защиты различных форм собственности, защиты конкуренции (ст. 8 Конституции Российской Федерации). Эти принципы составляют общую часть «экономической конституции». Стержнем же ее выступают нормы об основных экономических правах и свободах — о праве на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), о праве на свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. 37), о праве частной собственности (ст. 35, 36), о праве на защиту своего доброго имени (ст. 23), что в экономической сфере означает право на защиту деловой репутации, о праве на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и другие права, а также конституционные гарантии предпринимательства.
Основную роль в правовой регламентации экономической деятельности играет Гражданский кодекс Российской Федерации, который определяет общие условия для предпринимательской деятельности. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следовательно, общие положения гражданского законодательства полностью распространяются на отношения с участием предпринимателей. Кроме того, для некоторых отношений с их участием в Гражданском кодексе Российской Федерации предусматриваются специальные правила. Специальный характер придается, в частности, положению, которое содержится в п. 3 ст. 401 ГК РФ о повышенной ответственности предпринимателей. Такими же «специализированными», направленными на урегулирование отношений с участием предпринимателей, являются нормы о содержании и режиме предпринимательской деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2), о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также недопустимости злоупотребления доминирующим положением на рынке (абз. 2 п. 1 ст. 10), о поставках товаров (ст. 506), о хранении на товарном складе (ст. 907), о доверительном управлении имуществом (ст. 1012) и т.д.
Наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации большую роль в правовом обеспечении экономики играют Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс.
Помимо кодифицированных нормативных актов важнейшим звеном в системе источников, регулирующих экономическую деятельность, выступают федеральные законы, которые могут быть классифицированы следующим образом:
— законы, регулирующие общее состояния рынка (например, Федеральный закон «О защите конкуренции», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»);
— законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
— законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (например, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон «О рекламе»);
— законы, устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся определенным видом деятельности (например, Закон РФ «О банках и банковской деятельности», Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»);
— законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности (например, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О техническом регулировании»).
Подзаконные нормативно-правовые акты занимают важное место при установлении правовых основ единого рынка. Большой массив источников составляют акты федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере.
Для правового регулирования экономики России судебная практика становится новым и весьма важным источником права, несмотря на то, что в юридической литературе продолжается дискуссия по поводу возможности признания ее таковым.
Судебная практика по вопросам, касающимся экономической сферы, многообразна. Это, прежде всего, решения Конституционного Суда РФ, которые действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, являются актами, содержащими важные прецеденты толкования.
Большое значение для единообразного понимания смысла применяемых норм законодательства в сфере экономики имеют постановления и разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. В некоторых случаях принимаются совместные постановления судебных органов.
В систему правового обеспечения экономики входят и обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Обычаи делового оборота широко используются во внешнеторговом обороте. Обычай делового оборота понимается как общее правило, не выраженное в законе, но подлежащее применению в качестве диспозитивной нормы, если, конечно, иное прямо не будет установлено законом или соглашением сторон.
В отличие от обычая делового оборота, обыкновение — это сложившееся правило, которым стороны при заключении договора непосредственно связывают друг друга и устанавливают необходимость руководствоваться этим правилом.
Основу для применения обыкновений составляют сборники международных торговых обыкновений. Они служат образцом для формирования договорных условий. Такую роль играют разработанные Международной торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс».
Согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Соответственно, данные нормы применяются и к отношениям в сфере экономики.
Источник
Правовые нормы и экономические законы
Известно, что нормы права являются формой организации жизнедеятельности государства, общества, придают общественным связям определенность и устойчивость, обеспечивают необходимую стабильность и организованность экономической системы.
Однако не менее существенную роль в условиях рынка ш рают жономические законы и нормы, регулирующие в основном процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В жизни правового государства и гражданского общества правовые, экономические и иные нормы-правила функционируют одновременно и оказывают совместное влияние на поведение человека. Часто их воздействие носит комплексный характер, нс исключающий противоречия одной нормы другой, взаимодополнения и т.н. В самом деле, каждый вид норм действует в определенной сфере общественных отношений (экономические законы регулируют имущественные и финансовые отношения, юридические — правовые связи и зависимости). Но имеются и общие сферы жизнедеятельности. в которых одновременно действуют различные нормы экономики, права, нравственности и др. Так, хозяйственные отношения в условиях рыночной! экономики, например сделки купли-продажи, реіулируются экономическим законом стоимости, юридическими актами, закрепляющими формы этой сделки.
Или взять производственные отношения, которые в конечном счете определяют и все другие отношения, в том числе и юридические, политические и т.д., ибо охватывают все стороны жизни человека и населения. Можно сказать, что люди повседневно находятся в сфере действия экономических и юридических законов.
Однако же не только экономические, но и правовые отношения играют главенствующую роль, поскольку выражают государственную волю, являются государственным велением, нс противоречащим общественной воле, велениям общества в целом.
держатся лишь в сознании людей как представления о нравствен- ном поведении участников рыночных отношений либо фиксируются письменно (например, нормы общественных организаций, устанавливающие правила их поведения в экономической сфере), но не являются столь официальными, как правовые, и не носят государственного, властного характера.
Нормы права являются обязательными для всех граждан, предприятий, учреждений и организаций. Действие социальных норм характеризуется определенной локальностью, действуют для определенных социальных групп, слоев, классов. Нормы общественных организаций действуют лишь для членов данных объединении, занятых в экономической сфере или соприкасающихся с ней.
Выполнение правовых норм, в том числе и в экономике, обеспечивается государственным принуждением. В случае их нарушения соответствующие государственные органы принимают меры для восстановления нарушенных прав граждан или организаций либо для наказания виновных лиц.
Безусловно, экономические и юридические законы отличаются друг от друга 1 . Первые носят объективный характер, не зависящий от воли и сознания человека. Юридические законы создаются, изменяются и отменяются людьми в установленном порядке. И с этой точки зрения нх существование субъективно, хотя характер юридических законов, их содержание в условиях рыночных отношений объективно обусловлены реальным уровнем экономического и политического развития общества. Юридические законы регулируют деятельность людей через их интересы, чтобы человек имел возможность удовлетворить свои материальные и иные потребности и интересы.
Юридические законы обращены к воле и сознанию людей, человека, которые, зная законы, действуют в соответствии с их требованиями. Поэтому действия человека в соответствии с требованиями того или иного закона обусловлены прежде всего знанием законодательства, хотя незнание закона не снимает ответственности за его нарушение.
Слабость восприятия человеком экономических законов объясняется отчасти недостаточной их конкретностью. Они определяют лишь общую направленность функционирования и развития экономики, дают людям, занимающимся хозяйственной деятельностью
См.: Васиїлев А.В. Указ. соч. С. 121 — 123.
в условиях рынка, возможность выбора такого поведения, которое приводит к наилучшему экономическому результату. Так, напри- м е р, закон стоимости, реіулирующий обмен товаров на рынке в соответствии с количеством затрат на их производство, а также спросом и предложением, дает производителям возможность выбрать наиболее эффективные формы хозяйственной деятельности, использовать более дешевое сырье, повышать качество продукции, производительность труда и т.д. и тем самым увеличивать прибыль.
Если юридические законы представляют собой конкретные правила повеления, регулирующие деятельность определенных субъектов и в определенных условиях, то невыполнение требований экономических законов ведет к неполучению тех результатов, к которым стремился человек, к неудовлетворению либо неполному удовлетворению его потребностей и интересов. Происходит это независимо от его воли и сознания.
Невыполнение требований юридических законов влечет за собой применение государством тех мер, включая принуждение, властные воздействия, которые предусмотрены в законе в качестве санкций за его нарушение.
Обстоятельствами, обусловливающими появление права, выступают экономические отношения, интересы и потребности, приводящие в движение большие массы людей, в конечном счете обусловлены общественными отношениями в процессе производства и обмена продукции. Здесь вторичность права по отношению к законам экономики проявляется в условиях рыночных отношений, когда существуют различные формы собственности на средства производства, в первую очередь частная, и когда производители продукции ориентированы на рыночные цены, на спрос и предложение. В этих условиях и законодательные акты не могут нс соответствовать требованиям экономических законов.
Нельзя упускать из виду, что
экономические законы — это необходимые устойчивые, повторяющиеся, причинно обусловленные связи и взаимодействия экономических явлений в процессе производства и обмена материальных благ и услуг. Они имеют объективный характер.
Вместе с тем в отличие от законов природы экономические законы действуют и проявляют себя через производственную деятельность членов общества только в условиях, когда участники производственных рыночных отношений независимы друг от друга и самостоятельно по своему усмотрению используют находящиеся в их собственности средства производства и друї не материальные ценности. Прн этом не имеет значения, какое количество предприятий находится в собственности данного товаропроизводителя. На рынке
все они представляют собой одного собственника и одного товаропроизводителя, конкурирующего с другими товаропроизводителями.
Внутри же предприятия или группы предприятий, принадлежащих одному собственнику, организация производственного процесса основывается на административных, распорядительных методах управления. Получается гак, что внешние параметры деятельности предприятия (себестоимость продукции, ее цена, качество, некоторые потребительские характеристики) вдаются объективно, экономическими требованиями рынка, спросом и предложением. А выполнение этих требований — организация производства, использование тех или иных видов сырья, полуфабрикатов, определение уровня зарплаты и т.п. — определяется и решается волевым порядком руководством данного отдельного предприятия или компании, состоящей из нескольких предприятий.
Если допустить, что все предприятия, производящие данный вид продукции, или вообще вся промышленность, весь агропромышленный или строительный комплекс принадлежат каждый отдельному собственнику, то очевидно, что в этих условиях у него нс будет конкурентов, стремящихся производить аналогичные товары с наименьшей себестоимостью и продавать их по более низкой цене. В результате исчезает регулирующая роль рынка, перестают действовать экономические законы. Деятельность предприятий, всего общественного производства окажется в зависимости только от лиц, руководящих этим производством, их субъективной воли. Объективные прсдсаы, ограничивающие и определяющие в конечном счете параметры субъективной деятельности товаропроизводителей, исчезают.
В этом случае экономические показатели — цепа, себестоимость, количество производимой продукции, ее ассортимент и некоторые другие — будут определяться не рыночными регуляторами, не спросом и предложением, а волевыми решениями собственника.
Действие экономических законов, которые регулируют экономические отношения в условиях рынка, при огосударствленной экономике заменяется государственным регулированием и управлением.
Государственное регулирование и управление экономики обусловило и появление в юридической пауке адекватных практике взглядов и концепций. Например, принятие норм права и возникновение правоотношений порождает и сами эти экономические отношения. В результате получилось, что первичными являются деятельность государства и принимаемые им правовые и иные акты, а не экономика. И поскольку юридическая форма правоотношения имела и юридическое, и материальное, экономическое содержание, то считалось, что достаточно принять какую-то норму права, чтобы создать и соответствующее экономическое отношение, которое обеспечит проведение в жизнь любого государственного решения.
Одни ученые считали, что правоотношение как идеологическое, надстроечное имеет собственную форму и содержание, другие пола-
гали, что правоотношение есть лишь форма. Содержанием же являются реальные материальные отношения.
Кроме того, существовала также точка зрения, что в правоотношении может быть выделено материальное и юридическое содержание. Некоторые ученые-юристы ставили под сомнение обоснованность данной точки зрения. Конечно, вопрос о «двойном» материальном и юридическом содержании общественных отношений нуждается в дальнейшем изучении. Во всяком случае, нужно учитывать, что с философских позиций выделение в правоотношении материального и юридического содержания условно. Содержание каждого явления едино [CXIV] . При этом под юридическим содержанием понимались субъективные юридические права и обязанности, выражающие то специфическое, что свойственно правоотношению как особой форме фактических общественных отношений. Материальное содержание правоотношения — это то реальное поведение, которое совершается сторонами на практике.
Такое двойное понимание содержания правоотношений, сложившееся в нашей науке, объясняется тем, что многие нормы так называемого хозяйственного права создавались специально для целенаправленного государственного управления экономикой.
Разумеется, правоотношение имеет самостоятельную форму и содержание. Его формой является норма нрава, юридически «оформляющая правоотношение», а содержанием — юридические права и обязанности сторон. Одновременно правоотношение как юридическое формальное отношение в целом, включая форму и содержание, является формой материального общественного отношения. Поэтому правоотношение через механизм его реализации, включающий и принудительную силу государства, оказывается столь действенным по отношению к материальным общественным отношениям и обеспечивает нх создание и существование вопреки экономическим законам. Наряду с тем должен быть государственный контроль за деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений, не исключая предпринимательство и предпринимательское право.
Источник
Правовое регулирование экономики
Принципы и цели государственного регулирования.
В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:
— стабильность уровня цен (минимальная инфляция) и устойчивость национальной валюты;
— справедливое распределение доходов;
— охрана окружающей среды и природных ресурсов.
Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей — оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.
Практическое осуществление принципов государственного управления, в первую очередь, определяется отношением к ним самих людей.
Принципы государственного управления:
Общественно-политические (сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития)
Функционально-структурные (раскрывающие закономерности структуры государственно-управляющих воздействий)
Организационно-структурные (отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-управляющих воздействий)
Государственно-управленческие (раскрывающие закономерности, отношения и взаимосвязи методов форм и стадий управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функций)
Лекция 2. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.
План:
1. Правовое регулирование экономики.
2. Финансовое и социальное регулирования.
3. Общественные блага и спрос на них.
Правовое государственное регулирование — это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через системы устанавливаемых ими норм и правил. Предполагает осознание субъектами права своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований — обязанностей и дозволений — прав. Механизм правового регулирования соответствующих общественных отношений включает такие элементы, как правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание и т.д. Субъекты права при этом так или иначе реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее установленному правопорядку. Отклоняющееся от юридически властных предписаний поведение образует правонарушения.
Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:
— жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов,
— дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур,
— поддержку конкуренции (в том числе и посредством контролируемого допуска на отечественный рынок иностранных производителей),
— антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Монополизм относится к числу имманентных тенденций рыночной экономики.
Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы.
Таким образом, правовое государственное регулирование — это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».
Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 5181 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник