Меню

После регулировки клапанов на скутере застучали



Зазоры клапанов скутера — регулировка

Инструмент: Плоскогубцы, фигурная и/или минусовая отвертки, ключи 9 и 8 мм (головки) и на 13, щуп для установки зазора клапанов — 0,05 и 0,1 мм

Регулировка зазоров клапанов — процедура для нового скутера обязательная, причём сделать это необходимо как можно быстрее после покупки. Затем примерно каждые 2500 — 3000 км. Но если характерное пощелкивание, похожее на цокот, раздается из головки цилиндра раньше, ждать регламентного ТО не стоит. Если возможно, — первый раз регулировку зазоров производить вместе с кем-то, кто этим уже не раз занимался. Но это необязательно. ВНИМАНИЕ! Регулировка зазоров клапанов скутера производится только на ХОЛОДНОМ двигателе, поскольку эти зазоры — тепловые.

Для начала освободим доступ с крышке головки цилиндра. Для этого снимаем сидение (унитаз). Должна получиться картина, как на рисунке. При низкой окружающей температуре с пластиком необходимо работать аккуратно, он становится хрупким.

Регулировка зазоров клапанов Теперь откручиваем винты (1), крепящие клапанную крышку (2). При наличии трубки, — демонтируем её.

Перед тобой теперь вот такая картина — кулачки клапанов, коромысла, распредвал, звёздочка распредвала.

Теперь для настройки зазоров клапанов необходимо настроить верхнюю мёртвую точку (ВМТ) поршня, т.е. поймать момент, когда поршень будет находиться в предельном верхнем положении. Это не сложно. Но будь внимателен: у четырёхтактных двигателей две ВМТ, в начале 1-го и 3-го тактов. Нам нужен 3-й такт.

Для поиска ВМТ снимаем облицовку вентилятора для генератора. Ключом на 13 поворачиваем по часовой стрелке шестигранник на крыльчатке охлаждения генератора до тех пор, пока риска на маховике генератора с меткой «Т» не совпадёт с выступом, что сбоку маховика.

Теперь смотрим на звёздочку распредвала. Два маленьких (1) и одно большое (2) её отверстия должны расположиться, как на рисунке. При этом клапана должны быть закрыты, и при лёгком колебании маховика генератора они не должны двигаться. Так называемое положение «3-го такта», а точнее, начала этого такта.

Теперь можно приступать непосредственно к регулировке зазоров. Для начала нужно зазоры проверить. Щупом 0,05 мм проверяем впускной (верхний) клапан — просовываем щуп между регулировочным болтом и клапаном. При нормальной настройке щуп должен входить с небольшим трудом, и передвигать его в зазоре нужно с небольшим усилием, но так, чтобы на нём не оставалось царапин.

Если требуется настройка, нужно ослабить контргайку («снаружи»). Затем изменить зазор можно путём вращения болта настройки («внутри») — по ч/с меньше, против ч/с больше. Затем, не отпуская регулировочного болта, затягиваем контргайку. Здесь нужно быть аккуратным, — после затяжки контргайки зазор, возможно, изменится. Поэтому перепроверяем зазор.

Аналогичные действия с клапаном выпуска. Только доступ к нему более трудный, и зазор 0,1 мм.

Всё. Теперь собираем всё в обратном порядке. Попутного ветра!

Источник

Регулировка клапанов на 4-х тактном скутере.

Регулировка клапанов на скутере довольно ответственная операция, которая может потребоваться после определённого пробега. Ведь несмотря на то, что четырёхтактные моторы экономичны и надёжны, они требуют периодического обслуживания, при несвоевременном проведении которого, может потребоваться затратный ремонт. В этой статье мы рассмотрим, как грамотно отрегулировать клапана на двигателе скутера и что для этого потребуется.

Многие скутеристы начинают задумываться о регулировке клапанов только тогда, когда из головки двигателя начинает исходить характерный громкий цокот. А некоторые даже ездят с такой неисправностью некоторое время. Но лучше до этого не доводить, а заняться регулировкой при первом появлении едва слышимого цокота. Тогда ощутимого износа клапанного механизма удастся избежать.

А вообще, когда следует проверять клапанные зазоры? Первый раз советую их проверить после первой тысячи километров, а следующие проверки можно проводить после каждых пройденных четырёх тысяч км. Но бывает, что клапана начинают щёлкать и раньше, и разумеется ждать пока скутер пробежит регламентные четыре тысячи не стоит. К тому же проверка и регулировка клапанов на скутере обязательно нужна после замены цепи привода газораспределительного механизма или после разборки (или снятия) головки двигателя.

Читайте также:  Торсион рено кангу регулировка

Некоторые начинающие скутеристы, при появлении стука клапанов, оттягивают регулировку, так как не уверены в своих силах. Но чем больше они ездят с неотрегулированными клапанами, тем больше износ клапанного механизма, и хуже запуск двигателя. К тому же работа по проверке и регулировке клапанов совсем не сложная, а из дополнительного инструмента потребуется всего лишь набор щупов, который стоит совсем не дорого. Ну и потребуется самый распространённый стандартный набор рожковых ключей и накидных головок, а так же потребуется накидной ключ с квадратиком на 3,5 (для регулировочного винта).

Регулировка клапанов на скутере — практические советы.

Прежде чем начинать проверку и регулировку, следует дождаться полного остывания мотора (до температуры не выше 20°). А чтобы не ждать, то лучше проводить все работы с утра, перед поездкой, а не после неё. Но если уж вы решили отрегулировать клапана после поездки, то чтобы мотор быстрей остыл, снимите седло и клапанную крышку головки двигателя. Если же мотор вашего скутера ремонтировался, то разумеется сделать регулировку намного удобнее до того, как двигатель будет установлен на скутер.

Практически все 50-кубовые двигателя как китайских, так и японских скутеров и мокиков (кроме реплик спортбайков) имеют довольно простую конструкцию ГРМ с всего одним распределительным валом в головке двигателя (SOHC). И клапанные зазоры в такой конструкции, регулируют с помощью винтов (с квадратной головкой), которые вкручены в концы коромысел и давят на торец стержней клапанов. И именно это маленькое расстояние между торцом регулировочного винта и торцом стержня клапана, и является тепловым зазором клапана.

Но распространены две основные конструкции моторов: одна из них используется на двигателях с коробками передач, устанавливаемых на мопеды (типа Альфа), минибайки, квадрики или скутеретты (см. фото А слева), а вторая конструкция двигателя устанавливается на все скутеры с вариатором в трансмиссии (см. фото Б чуть ниже). Но механизм ГРМ у обоих конструкций моторов практически одинаковый, только размеры гаечных ключей немного отличаются, да и сами головки моторов немного отличны по внешнему виду.

К тому же на моторах с коробкой передач, для регулировки клапанов имеются специальные круглые лючки на головке, которые выкручиваются перед регулировкой. А на двигателях с вариатором лючков нет, а просто снимается клапанная крышка перед регулировкой.

1. Поэтому первой операцией перед регулировкой клапанов, будет откручивание винтов крепления крышки и снятие клапанной крышки, на вариаторном моторе (см. фото 1), или выкручивание специальной резьбовой пробки (а точнее двух пробок для каждого клапана), на моторе с коробкой передач (см. фото 2).

2. Следующая операция — это выставление поршня двигателя в ВМТ конца такта сжатия. В этом положении поршня оба клапана закрыты и должны иметь определённые зазоры между стержнем клапана и регулировочным винтом (а коромысла имеют небольшой свободный ход). Чтобы установить поршень в нужное положение (ВМТ), на звёздочке цепи ГРМ имеются специальные метки, и ещё есть ответные метки на головке цилиндра (на плоскости головки).

На моторах с коробкой передач, чтобы увидеть метки на звёздочки цепи, нужно открыть специальный лючок (см. фото 3). А чтобы совместить метки на звёздочке и картере мотора, требуется провернуть коленчатый вал кикстартером, ну или с помощью накидной головки, одетой на гайку крепления якоря генератора (чтобы надеть головку на гайку якоря, следует выкрутить большой отвёрткой специальную пробку с резьбой, указанную красной стрелкой на фото 4 — это у моторов с КП).

Так же у моторов с КП мопедов Альффа, Дельта и им подобных, имеется ещё одна пробка (которая указана на фото 4 жёлтой стрелкой), при выкручивании которой можно увидеть букву Т, которая при совмещении с риской, тоже подтверждает, что поршень находится в ВМТ.

А чтобы провернуть коленвал на моторе с вариатором не кикстартером, а накидной головкой, то для этого можно снять кожух вентилятора. Ну а чтобы коленвал было легко прокручивать, желательно выкрутить из головки свечу зажигания.

Читайте также:  Микросхема регулировать выходное напряжение

Совместив метки на звёздочке и картере (см. фото 3 — это на моторе с КП) или совместив метки, указанные красными стрелками с плоскостью разъёма головки и её крышки (см. фото 5 — это на моторе с вариатором), можно начинать регулировку клапанов скутера.

3. Точное измерение зазоров. Когда звёздочки выставлены по меткам, то можно взяться рукой за кончики коромысла и пошатывая их можно почувствовать их свободный ход — это и есть тепловой зазор, который чувствуется на холодном двигателе, а на горячем моторе этот зазор исчезает (от теплового расширения металла). Так вот — нужно теперь измерить этот зазор на обоих клапанах с помощью щупа.

Если зазор будет меньше нужного, то при нагреве двигателя регулировочный винт будет слишком упираться в стержень клапана и не давать клапану полностью закрыться. э то приведёт к потере компрессии (и мощности мотора) и к подгоранию тарелок и сёдел клапанов.

А если же зазор между винтом и стержнем клапана будет больше нужного, то даже при нагреве мотора этот зазор полностью не исчезнет и торец регулировочного винта будет стучать по стержню клапана, и механизм будет интенсивно изнашиваться. К тому же мощность мотора тоже упадёт, так как клапан будет на больших оборотах открываться-закрываться с опаздыванием.

Поэтому и нужно добиться точного теплового зазора, который указывает завод изготовитель двигателя (согласно тепловому расширению деталей головки). На большинства скутерных полтинников клапанные зазоры составляют 0,05 мм (на некоторых более крупнокубатурных двигателях зазор выпускного клапана может быть чуть больше, поэтому уточните точные зазоры в мануале вашего мотора). И если на вашем моторе зазоры не 0,05 мм, то их следует отрегулировать. Чтобы точно измерить зазор с помощью щупа, вставьте щуп, толщиной 0,05 мм между торцом клапана и регулировочным винтом, вкрученным в коромысло.

Если щуп, толщиной 0,05 мм входит между регулировочным винтом и торцом стержня клапана с небольшим трением (см. фото 7), а щуп толщиной 0,06 мм. вставить не удаётся, значит зазор между клапаном и винтом равен 0,05 мм, что и требуется. То есть тепловой зазор считается равным толщине щупа, вставленного с небольшим трением.

Если щуп, толщиной 0,05 мм вставляется свободно (и можно вставить более толстый щуп), то зазор больше допустимого. Ну а если щуп толщиной 0,05 мм невозможно вставить меду торцом клапана и регулировочным винтом, (а более тонкий щуп можно вставить), то зазор меньше допустимого. В этих случаях зазор следует регулировать.

4. Для регулировки зазора, удерживая квадратную головку регулировочного винта с помощью квадратного ключа на 3,5, ослабьте контргайку винта ключом на 9 (см. фото 8). Дальше советую новичкам заострить внимание, и вставив щуп толщиной 0,05 мм (можно его немного изогнуть, особенно на моторах с КП) между винтом и торцом клапана, постоянно немного двигайте щуп и при этом крутите регулировочный винт, пока он слегка не защемит щуп.

То есть крутите регулировочный винт (см фото 9), пока щуп не станет двигаться с лёгким усилием (трением).

Далее аккуратно извлеките щуп и удерживая регулировочный винт квадратным ключом от проворота, зафиксируйте винт контргайкой (то есть затяните контргайку — см фото 8). После затяжки контргайки, проверьте отрегулированный зазор с помощью щупа толщиной 0,05 мм. Если он двигается с лёгким усилием, то зазор выставлен правильно.

Кстати, некоторые ремонтники затягивают контргайку не вынимая щупа и не удерживая ключом регулировочный винт, как показано на фото 6 выше. Так делать нельзя, так как мало того, что вы испортите щуп (и вынуть его будет трудно), так ещё и зазор уплывёт от нормы.

Отрегулировав зазор и правильно затянув контргайку, повторите точно такую же проверку и регулировку зазора на втором клапане вашего двигателя. После регулировки зазоров обоих клапанов (впускного и выпускного) остаётся вернуть клапанную крышку на своё место (или закрутить резьбовую пробку на моторе с КП), то есть вернуть все детали на своё место.

Читайте также:  Регулировка сателлитов дифференциала газель

И если вы произвели регулировку клапанов на скутере правильно, как было описано выше в этой статье, то мощность мотора восстановится, стук клапанов пропадёт и механизм ГРМ не будет изнашиваться, а мотор прослужит долго и без поломок, успехов всем.

Источник

Как отрегулировать клапана на скутере?

Счастливые обладатели, такого рода техники, как скутер должны знать, как должна производиться регулировка. В данной статье можно будет найти ответ на этот вопрос, а также на то когда это стоит делать в первый раз.

  • емкости для мелких деталей
  • торцевой ключ
  • отвертка

Первую регулировку клапанов на скутере с четырехтактным двигателем следует производить, как только он проехал 500 километров, а последующие — так, как рекомендует производитель. Также регулировка клапанов также рекомендуется при возникновении следующих проблем: не заводится, глохнет, слышен звенящий шум, проблемы с оборотами. Теперь необходимо разобраться в том, как отрегулировать клапана на скутере. В первую очередь? необходимо приготовить емкости для мелких деталей, которые появятся при разборе. Далее нужно отсоединить сиденье с багажником. Для этого понадобится торцевой ключ (размер 10) и необходимая отвертка. Здесь следует отвернуть гайки (в количестве четырех штук) , которые находятся в багажнике сбоку и на дне. Затем снять коврик для ног (под ним 2 шурупа) . После этого багажник с сиденьем должен легко сниматься. Доступ к двигателю открыт.

Дальше понадобится ключ размером 8. С его помощью нужно отвинтить 2 гайки, находящиеся под пластиковой облицовкой вентилятора электрогенератора. Для того, чтобы снять крышку головки цилиндра, необходимо отвинтить крепления трубки подачи топлива (это 2 гайки и 4 болта) . Именно здесь можно увидеть клапана (впускные и выпускные) . Следующий шаг — найти на звезде распредвала три отверстия и расставить их таким образом, чтобы поршень был в верхней мертвой точке. В этот момент маленькие отверстия должны быть параллельны плоскости крышки головки цилиндра, а большое должно находиться на ее видимой части. Когда выставление маленьких и больших отверстий закончено, нужно найти риску Т на маховике генератора (она соответствует верхней мертвой точке) . Ее следует установить напротив маркировки 1. Для этого необходимо торцевым ключом вращать вентилятор генератора по часовой стрелке до достижения необходимого положения.

Когда поршень окажется в верхней мертвой точке, коромысла клапанов перестанут двигаться, если вращается вентилятор. Теперь понадобится щуп 0,5мм. С его помощью необходимо проверить зазоры (слишком маленькие — щуп не вставляется, слишком большие — болтается) . Ослабив контргайку регулировочного болта и вращая его (с помощью ключа или плоскогубцев) , можно отрегулировать зазоры (как правило, по часовой стрелке — зазор уменьшается, а против часовой наоборот — увеличивается) . Важно держать щуп между регулировочным болтом и клапаном для контроля — он должен плотно вставляться, но двигаться без появления на нем царапин. Наконец, можно закрутить контргайку, удерживая регулировочный болт ключом, а также плоскогубцами. После этого обязательно требуется повторная проверка зазоров. Клапан выпуска можно отрегулировать так же, используя щуп не 0,5мм, а 0,1мм. Кроме того, следует иметь в виду, что доступ к клапану выпуска более затруднен.

После того, как настройка впускных и выпускных клапанов будет завершена, можно собрать обратно все части скутера, внимательно следя, чтобы не потерялись никакие детали, и надежно затянуть все крепления. Разбирая и собирая скутер, важно помнить о следующих моментах: при работе с пластиковыми деталями на холоде, следует соблюдать осторожность и крайнюю аккуратность; регулировку впускных и выпускных клапанов можно проводить только на холодном моторе; нужно обязательно настроить карбюратор после регулировки клапанов; перед снятием крышки головки цилиндра надо провести клининг двигателя от грязи; избегать попадания в двигатель каких-либо мелких предметов.

Источник