Меню

Почему государство регулирует рынок



Государственное регулирование экономики в условиях рынка (важно повторить до ЕГЭ)

Актуальна ли тема для повторения?

Новый вопрос от читателя:

Думаю, что тема актуальная, так как часто встречается в заданиях второй части, например, № 21-24 (анализ текста). В досрочном ЕГЭ 2019 в варианте 101 было задание № 28 (составить развёрнутый план).

Нужна целая серия статей?

Просьба навела меня на размышления о том, что эта тема объёмная. Состоит из нескольких вопросов и микро-тем: законодательное регулирование рыночной экономики; финансово-экономическая политика государства в условиях рынка; внешние эффекты и общественные блага.

Нужна ли серия статей по этой теме?

Решать Вам. Напишите в комментариях. Какие вопросы вызывают затруднения? Какие микро-темы раскрыть дополнительно?

Что включает в себя государственное регулирование?

Государственное регулирование – это система мер с помощью которых государство оказывает влияние на развитие экономики, дополняя рыночные механизмы.

Включает в себя три основные позиции:

Все они направлены на поддержание высоких темпов развития экономики и призваны обеспечить её эффективность в быстро изменяющихся условиях.

для рыночной экономики важнее всего экономические и правовые меры регулирования,

Что такое косвенное влияние на рынок?

Рынок саморегулирующийся механизм, поэтому (в теории) не нуждается во вмешательстве со стороны государства.

Но так как рынок интересуется только теми вопросами, которые приносят прибыль, то остаётся много нерешённых проблем. Они могут привести к социальной напряженности и даже к революционным взрывам. Для предотвращения таких последствий государство и осуществляет косвенное влияние на рыночную экономику.

Что такое монетарная политика?

Монетарную политику называют ещё денежно-кредитной. Думаю, что второе название раскрывает суть и направление деятельности государства:

За осуществление монетарной политики отвечает Центральный банк (ЦБ).

Монетарную политику называют гибкой, так как она довольно быстро подстраивается под изменения на рынке:

ЦБ внимательно следит за состоянием экономики и балансирует с помощью увеличения или снижения процентных ставок, а также путём покупки или продажи государственных ценных бумаг.

Что такое фискальная политика?

Под фискальной политикой понимают бюджетно-налоговую деятельность, так как она включает в себя два элемента: государственные расходы и налоги.

Эти изменения происходят медленно, так как связаны с корректировкой законодательства.

В зависимости от цели производится стимулирующая или сдерживающая бюджетно-налоговая политика. Механизм осуществления фискальной политики связан с увеличением или снижением государственных расходов и ставок налогов.

Как это работает?

Внимательно рассмотрите таблицу 1. Стрелочки показываю подъём (↑) или падение (↓) темпов экономического развития.

Выполните задание по таблице: составьте рассказ, самостоятельно выстраивая логическую цепочку:

Если производство развивается и увеличивает свои показатели, то безработица снижается.

Смотрите на положение стрелок в таблице и закончите предложение:

Получилось? Напишите в комментариях.

В зависимости от ситуации, которая складывается на рынке государство реагирует посредством экономических мер, осуществляя фискальную и монетарную политику.

Источник

Государственное регулирование рыночной экономики

Необходимость государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Государственное регулирование рыночной экономики по своей сути – это такой комплекс мер, который предпринимает государство, чтобы установить и стабилизировать необходимые экономические процессы. Такое регулирование направлено на три взаимосвязанные стороны рынка: ресурсы, производство и финансы.

Целью государственного регулирования является создание определенных финансовых, административных и правовых механизмов, которые бы позволяли рыночной экономике нормально функционировать, избегая или же минимизируя негативные последствия ее существования.

Государство в экономике страны отвечает за:

  • Фискальную политику;
  • Регулирование рынка денежных средств и кредитного рынка;
  • Регулирование внешнеторговых отношений;
  • Регулирование бюджета и распределения доходов.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственное регулирование осуществляется через такие инструменты, как: целевые программы, прогнозирование, моделирование ситуаций и пр.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики обоснована наличием ряда отрицательных процессов (бедность, преступность), существованием общественных благ (например, образование и здравоохранение), неуклонным стремлением крупных игроков рынка к монополизации и пр.

Функции государства

Основными и необходимыми функциями государства в рыночной экономике являются:

  • Создание правовой основы для функционирования бизнеса;
  • Борьба с монополиями, поддержание на рынке здоровой конкуренции;
  • Распределение доходов с помощью системы налогообложения и субсидий (пенсии, пособия и пр.);
  • Финансовое обеспечение науки и технического прогресса;
  • Контроль занятости населения, уровня цен, образующихся коммерческих объединений и альянсов;
  • Регулирование производства и ценовой доступности общественных благ.
Читайте также:  Регулировка эсп ваз 2108

Принципы государственного регулирования рыночной экономики

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Государственное регулирование экономики базируется на следующих непреклонных принципах:

  • Предпочтительна рыночная организация экономики;
  • Государственные предприятия не должны превалировать над частными, так как у последних имеются меньшие финансовые возможности для такого конкурирования;
  • Экономическая политика государства должна быть направлена на экономическое благосостояние страны и социальную стабильность общества;
  • Государственное регулирование может быть усилено или ожесточено в целях предотвращения экономического кризиса.

Методы и механизмы государственного регулирования экономики

Основные механизмы регулирования экономики:

  • Бюджетно-налоговая политика: предполагает, что ведется необходимая деятельность в области налогообложения и бюджетирования, которая направлена на стабилизацию развития экономики страны, решение негативных социальных эффектов, предотвращение кризисных ситуаций.
  • Денежно-кредитная политика: предполагает строгий контроль денежной массы со стороны государства.

Все методы государственного регулирования подразделяются на:

  • Прямые (основаны на создании и развитии правовой базы): установление стандартов качества, введение ограничений и запретов;
  • Косвенные (стимулирующие к принятию рыночного решения методы): основаны на финансовой и кредитной политике страны; предполагает, например, контроль доходов участников рынка.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник

Регулирование рынка государством

Как всякая экономическая система, рынок должен отвечать на вопросы «Что?», «Как?», и «Для кого производить?». Рыночная экономика отвечает на эти вопросы посредством своих встроенных механизмов, проявляющихся на поверхности в виде цен, являющихся главным инструментом рыночной координации. Так что можно по-разному относиться к рынку, но никакой другой механизм не сможет его заменить с той же эффективностью.

Однако, как показывает практика, даже такой эффективный механизм как рынок, имеет пределы своих возможностей. Было бы неправильно в данном случае говорить о недостатках рынка в буквальном их понимании,- речь скорее идёт о том, что не является рыночным по своей природе. Эти пределы получили название «провалов» или «фиаско» рынка. Иными словами, эти понятия затрагивают те сферы хозяйственной жизни, где рынок не срабатывает.

Прежде всего, это наиболее ярко проявляется в «нейтральности» рынка по отношению к социальным и моральным нормам. Несложно представить себе ситуацию, когда, из-за чрезмерно высоких цен на продукты питания, большинство населения вынуждено переходить на потребление консервов для собак и кошек, из-за недоступности других продуктов. В то же время, семьи, сохранившие высокий доход, кормят этими консервами своих хвостатых любимцев. С точки зрения норм морали и этики, такая ситуация неприемлема, однако, с точки зрения рынка она не противоречит его принципам, и более того, вполне естественна, поскольку рынок, в данном случае разместил ресурсы в соответствии с покупательной способностью потребителей.

Следовательно, чтобы устранять недостатки рынка, необходим другой институт, который бы взял на себя соответствующие функции. Таким институтом является государство, которое берет на себя решение, в первую очередь, социально-экономических проблем.

1. Прежде всего, рынок не рассматривает в качестве своих субъектов индивидов, не получающих дохода. Но даже в странах с развитой рыночной экономикой таких людей очень много: это малоимущие, инвалиды, лица пожилого возраста, дети, неработающие студенты и т.п. Таким образом чисто рыночное распределение исключает все эти категории граждан из потребления, как не получающие дохода. Это не может считаться справедливым, так как препятствует не только достойному существованию этих людей, но и составляет угрозу их жизни. Рынок как таковой не имеет рычагов, обеспечивающих социальную защиту малоимущих граждан. Он добровольно не выделяет средств на воспроизводство благ коллективного пользования: зон отдыха, культурных центров.

Более того, законы рынка жёстки – тому, что не приносит дохода, нет места на рынке. Рынок игнорирует эффекты «перелива», т.е. результаты, достигаемые не по месту финансирования затрат. А ведь именно такими эффектами характеризуется социальная сфера: народное образование, здравоохранение. При чисто рыночных методах управления социальной инфраструктурой роль ее недооценивается. Поэтому вторжение государства в сферу социальных отношений путём перераспределения созданного во всей экономике дохода насущно необходимо.

2. Рыночный механизм порождает также так называемые «внешние эффекты» или экстерналии. Они могут быть как отрицательными, так и положительными. Эти эффекты также называют «эффектами соседства» по причине их происхождения.

Например, вы проживаете недалеко от аэропорта, и шум взлетающих или идущих на посадку самолётов нарушает покой всех жителей вашего района. Это пример отрицательного внешнего эффекта, поскольку жителям навязываются дополнительные затраты, связанные с мерами по шумоизоляции (остеклению лоджий и балконов, установкой стеклопакетов), что приводит к сокращению других потребляемых ими товаров и услуг.

Читайте также:  Что такое регулирует окно

Положительные внешние эффекты называются так потому, что приносят пользу. Например, при строительстве нового дома в старой части города происходит мощение тротуаров, прилегающие территории приводятся в надлежащий вид, открываются новые магазины, организуются автомобильные стоянки.

Однако проблему в экономике и обществе создают в основном именно отрицательные внешние эффекты, поскольку порождают конфликт «между соседями» на почве получения выгод одними за счёт других, и именно для компенсации этих потерь требуется вмешательство государства. Как правило, это достигается с помощью налогов.

3. Не все потребности населения находят выражение в индивидуальном платежеспособном спросе. Иными словами, люди хотят потреблять некоторые товары и услуги, но не хотят за них платить. Проще говоря, есть товары и услуги, которые нужны всем, но каждый конкретный потребитель не желает их оплачивать. Это национальная оборона, государственное управление, фундаментальная наука, защита окружающей среды, освещение улиц в тёмное время суток и т.п. Эти товары и услуги получили название «общественных благ», так как потребление блага одним индивидом не исключает из потребления никого другого. Но, поскольку никто не хочет оплачивать «общественные блага», рыночная экономика не станет их производить. Таким образом, задача обеспечения «общественных благ» полностью ложится на плечи государства и оплачивается за счёт обязательного налогообложения.

4. Механизм рынка не обеспечивает снабжение экономики необходимым количеством денег (рублей, евро, долларов и т.п.). Следовательно, важнейшей функцией государства является организация денежного обращения в стране.

Организация денежного обращения — это государственная монополия на выпуск денег и регулирование денежной массы в строгом соответствии с остальными экономическими параметрами.
5. Кроме вышеперечисленного, рыночный механизм не решает возникающих региональных проблем — экономических, демографических, социальных, экологических. Данные проблемы характерны практически для всех стран и вызываются, как правило, следующими основными причинами:

а) недостаток природных ресурсов (регион становится непривлекательным для капиталовложений, что приводит к снижению уровня жизни его жителей);

б) невозможность полного использования возможностей региона из-за недостатка капитала (к сожалению, сегодня это относится к большинству регионов России);

в) плачевное состояние или упадок предприятия ключевой отрасли региона, которое приводит к росту безработицы, крайне низким доходам, высоким показателям эмиграции, неразвитой инфраструктуре и социальной напряженности. В России это положение, к сожалению, встречается часто: это Урал, некоторые регионы Сибири и Дальнего Востока, центральная часть России.

Исправить положение за счёт рыночного механизма абсолютно невозможно, более того рынок только его усугубит. Цены, выступающие в виде сигналов, лишь уведут из этих регионов то, что там ещё остается — капитал, рабочую силу, природные ресурсы. Поэтому в таких случаях государство должно проводить соответствующую региональную политику, путём размещения в этих регионах части своих заказов и сместив в его пользу приоритеты в проведении таких общественных работ как строительство школ, новых дорог, медицинских учреждений. Ответственность за это лежит на соответствующих государственных министерствах и ведомствах.

6. В своей экономической деятельности государство и фирмы зачастую сталкиваются с противоположностью своих интересов. В самом деле, предприниматель, создавая своё предприятие преследует цель в виде собственной выгоды, и приложит все усилия с тем, чтобы её не упустить. Ориентированной на получение прибыли рыночной системе присуща склонность к монополизации, поэтому для поддержания рынка и сохранения информативности ценовых сигналов государство проводит антимонопольную политику.

Интересом и задачей государства является достижение экономической стабильности в рамках страны. Поэтому, далеко не всегда то, что является благом для части, является и благом для целого, и наоборот, не всегда то, что является благом для целого, равножелательно и для его части. Иными словами, развитие национальной экономики ставит перед собой иные задачи, чем отдельный предприниматель или отдельная фирма.

Вопросы сбалансированности национальной экономики, достижение макроэкономического равновесия являются основными в экономической политике государства, однако вовсе не являются приоритетными для отдельного предприятия. Отсюда — необходимость вмешательства государства в структурную политику, связанную с поддержанием этого равновесия.

Читайте также:  Можно регулировать зазор на иридиевых свечах

Для рыночной экономики характерна определенная нестабильность, повсеместно проявляющаяся в виде инфляции, безработицы и экономических кризисов. Следовательно, проведение антиинфляционной политики, политики в области занятости, антициклической политики, также являются важнейшими функциями государства.

7. Механизм рынка не в состоянии реализовывать национальные экономические интересы отдельных стран в сфере международных отношений. В этом случае регулирование экономической деятельности государством становится объективной необходимостью.

Для того чтобы иметь возможность оказывать влияние на экономику, государство должно иметь собственные методы и средства. Самыми эффективными являются методы, основанные на использовании государственных финансов. Основными средствами государственного воздействия на рынок являются:

1) налоги и субсидии;

2) регулирование цен путем установления их верхних или нижних пределов;

3) регулирование объема обращающихся на рынке товаров.

Налоги представляют собой основной источник, формирующий государственную казну. Без налогов государство лишается необходимых ему централизованных накоплений. Без налогов нет источника и для субсидий. Налоги считаются самым мягким орудием государственного вмешательства в работу рыночного механизма. Налоги не изменяют условия протекания рыночных процессов, не лишают свободы действия рыночных субъектов. Действуя как ценоудорожающий фактор, налоги сдвигают точку рыночного равновесия.

Влияние налогов на рыночное равновесие проследим на примере акцизного поштучного налога, уплачиваемого продавцом (рис. 6.14).

После введения налога кривая предложения сдвигается вверх на величину налога T. Для сохранения той же выручки за вычетом налога продавец вынужден запрашивать большую цену. Собственно выручка продавца после введения поштучного налога формируется на базе цены за минусом налога, то есть: Pт-Т.

Для покупателя товар подорожал. Равновесное состояние теперь будет соответствовать точке А, а не точке Е. Новому равновесному состоянию рынка соответствует теперь объем продаж Qт вместо исходного Q * . Причем Qт * до Pт.

Итоги сделок для заинтересованных сторон следующие: общие расходы покупателя: Pт х Qт ; поступления в пользу продавца: (Pт-Т) х Qт ; налоговые поступления государству: Т х Qт.

Рис. 6.14 Последствия введения поштучного акцизного налога

Несмотря на то, что формально плательщиком акцизного налога государству является продавец, налоговое бремя распределяется между ним и покупателем. Отрезку АБ на графике соответствует штучный налог, уплачиваемый покупателем, отрезку БВ- уплачиваемый продавцом. Распределение налогового бремени, очевидно, зависит от эластичности спроса и предложения. При эластичном спросе больше теряет продавец, при неэластичном-покупатель.

Уяснив последствия введения поштучного акцизного налога, несложно разобраться с субсидиями. Их можно рассматривать как отрицательные налоги или как налоги «наоборот». Налоги отрицательно влияют на рыночную конъюнктуру, субсидии — положительно. Но налоги — та жертва, без которой экономика не способна развиваться нормально.

Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок считается регулирование цен. Оно способно разрушить сам рыночный механизм координации. Установление государством «потолка» или «пола» цены, как показал опыт нашей страны, себя не оправдывает. Искусственно низкие цены на продукты питания в СССР были таковыми для всех, включая и самых состоятельных граждан. Цены невозможно сделать избирательно действующими в отличие от субсидий. Цены, пропускавшие плановые убытки в производстве, разрушали отношения нормального эквивалентного обмена, не способствовали рациональному использованию ограниченных ресурсов.

Для отраслей естественной монополии и после 1992 года сохранено прямое государственное регулирование цен (тарифов). Решение ныне представляется спорным. Переход к рынку очень сложно дозировать. Преобладание свободных рыночных цен требует регулярного пересмотра и цен (тарифов), назначаемых государством. Например, на железнодорожном транспорте тарифы приходится пересматривать с периодичностью индексации заработной платы. Транспорт трудоемок и всякое повышение заработной платы приводит к росту полных издержек, являющихся базой тарифа.

В целом, вопросы, касающиеся взаимоотношений государства и рынка являются, пожалуй, самыми сложными и проблемными в экономической теории. Очевидно, что государство должно вмешиваться, но какая степень этого вмешательства необходима и достаточна? Существует ли чёткая граница, за которую не должно переступать государство и, если существует, то где она? Различные экономические концепции не дают однозначного ответа на данный вопрос.Но, так или иначе, развитие рыночной экономической системы ведёт к её усложнению, и доказательством этому являются социально ориентированная рыночная экономика и те интеграционные процессы, которые происходят сегодня в Европе. Всё это предполагает усиление, или скорее изменение роли государства, но не объясняет, до какой степени это может происходить, чтобы не стать угрозой существованию самого рыночного механизма.

Источник

Adblock
detector