Меню

Планетарная втулка регулировка велосипед



3, 4, 7, 8, 11 скоростные планетарные втулки Shimano Nexus и Alfine — техническая информация

В этой статье собрана общая информация по планетарным втулкам Shimano. Информация про конкретные модели доступна в следующих статьях:

Общие рекомендации.

У планетарных втулок Shimano ширина по контргайкам находится в диапазоне от 127 до 135 мм. С помощью дополнительных прокладок можно увеличить эту ширину до 135 мм. Если отказаться от установки роллерного тормоза и использовать тонкие прокладочные шайбы, то можно уменьшить ширину втулки по контргайкам до 126 мм. Крепление типа центральный замок предназначено для установки роллерного тормоза Shimano. Доступны неоригинальные адаптеры для установки дисковых тормозов.

Оригинальные манетки Shimano можно установить только на прямые рули. Если у вас руль бараньи рога, то можете купить неоригинальные манетки.

Самой уязвимой деталью 7-скоростных и 8-скоростных планетарных втулок Shimano является большое внешнее кольцо подшипника с правой стороны. Shimano работает над улучшением пыльников, но всё же обойма подшипника до сих пор не защищена от попадания воды. Если её разъест коррозия, то придётся менять оболочку втулки, что повлечёт за собой замену всего колеса. Эта ситуация напоминает следующую историю: «из-за отсутствующего гвоздя потерялась подкова; из-за отсутствующей подковы погибла лошадь; из-за отсутствия лошади потерялся всадник; из-за потерявшегося всадника пропала связь; из-за отсутствия связи была проиграна битва, из-за проигранной битвы проиграна война».

У некоторых 8-скоростных втулок кольцо подшипника с правой стороны указано в качестве заменяемого компонента.

Курьеры на лошадях остались в 1700-х годах — сейчас эпоха цифровых технологий, но велосипедистам всё ещё предстоит сражаться с дождливой погодой. Настоятельно рекомендуем вместо специальной смазки использовать масло, которое поможет вам лучше защитить внутренние механизмы планетарной втулки. Втулки с ножным тормозом нельзя смазывать маслом — они смазываются особой высокотемпературной смазкой.

Задние звёздочки планетарных втулок Shimano.

В планетарных втулках Shimano Nexus используются такие же 3-пазовые задние звёздочки, как и в планетарных втулках SRAM / Sachs и Sturmey-Archer. Задние звёздочки доступны с 13 — 24 зубьями. Заменив заднюю звёздочку, можно одновременно поднять или понизить передаточные отношения всех передач.

Задняя звёздочка удерживается на месте пружинным стопорным кольцом, которое можно снять с помощью тонкой отвёртки. Большинство задних звёздочек для планетарных втулок имеют «чашеобразные» форму, которая помогает настроить линию цепи, просто выбрав правильную сторону звёздочки. Установить на место пружинное стопорное кольцо легче всего с помощью отвёртки.

После переустановки задней звёздочки необходимо молотком легонько простукать пружинное стопорное кольцо по окружности. Это особенно важно на втулках с ножным тормозов, так как работоспособность тормоза зависит от задней звёздочки.

Тормоза.

Планетарные втулки Nexus могут включать тормозные системы, защищённые от влияния неблагоприятных внешних факторов среды:

  • Ножной (педальный) тормоз;
  • Ручной роллерный тормоз.

Обе тормозные системы отлично работают как в дождь и снег, и солнечным весенним днём.

Для установки роллерного тормоза используется оригинальное крепление, но доступны неоригинальные адаптеры, которые позволяют установить стандартный дисковый тормозной ротор на шесть болтов.

Также доступны передние роллерные тормоза Nexus, но он слишком тяжёлые и старые модели склонны к перегревам. Как и у любого втулочного тормоза, у роллерного тормоза существует проблема с нагрузкой на переднюю вилку. Если всё же вы собираетесь купить передний роллерный тормоз, то выбирайте только современные модели.

Настройка 4-, 7- 8- и 11-скоростных планетарных втулок Nexus.

Поворотные переключатели у 7, 8 и 11-скоростных втулок разные, но настройка похожая.

Регулировка втулки производится при переключателе, установленном на четвёртую передачу для 7- и 8-скоростных втулок и на шестую передачу для 11-скоростной втулки. С правой стороны втулки, как раз кнаружи от задней звёздочки, находится поворотный «муфтовый блок», вращающий трос при смене передач. Далее за ним расположен неподвижный «муфтовый держатель». И на блок, и на держатель нанесены индексные метки. Велосипедная планетарная втулка шимано считается правильно настроенной, если метки блока и держателя выстроены в одну линию при переключателе находящемся на 4-ой передаче (шестой передаче для 11-скоростной втулки).

Читайте также:  Переменный резистор для регулировки вентилятора

На втулку нанесено два ряда меток: сверху и снизу. Это позволяет видеть метки, когда велосипед стоит правильно и когда перевёрнут вверх ногами.

Процедура настройки одинакова для всех 4-, 7- и 8-скоростных втулок Shimano Nexus. Но на восьмискоростной втулке необходимо выстраивать в ряд не красные, а жёлтые метки.

Смазка втулок Shimano.

Планетарные втулки Nexus и Alfine смазываются специальной смазкой, за исключением 11-скоростной Alfine, которая смазывается маслом. При неправильном «профилактическом обслуживании», например, смазке неправильной смазкой, могут возникнуть неполадки планетарного механизма. Это особенно часто происходит, если выбирается неправильная смазка для втулки с ножным тормозом, которой требуется особая смазка, хорошая отводящая тепло от тормоза.

Смазка Shimano Nexus.

Перед смазкой втулку необходимо разобрать, почистить сольвентом, высушить.

Смазка постоянно загрязняется металлическими частицами, образующимися вследствие износа. Поэтому втулка требует периодической чистки и пополнения запасов специальной смазки, не позволяющей кулачкам слипаться. Во влажном климате втулки часто выходят из строя из-за попадания воды. Перевод втулки на масляную смазку помогает устранить эту проблему. Кроме того масляная смазка имеет преимущество, заключающееся в смазке планетарной втулки без необходимости разборки втулки.

Из-за модульной конструкции втулок Nexus и Alfine их разобрать не так сложно, как может показаться с первого взгляда. Если раскрутить втулку с левой стороны, то с правой стороны можно целиком вытянуть весь механизм.

Так как вместо переключающего стержня, расположенного в полой оси, здесь установлен поворотный переключатель, то в эти втулки нельзя добавлять масло через конец оси. Для пополнения запасов масла придётся открутить левый конический подшипник или установить специальный масляный колпачок Sturmey-Archer, через который в будущем можно будет заливать масло.

Роллерный тормоз Shimano смазывается вообще без разборки через маленький резиновый затвор со стороны держателя. При этом необходимо использовать только специальную тормозную смазку Nexus. Для смазки роллерного тормоза вам потребуется всего навсего открыть затвор, вставить в него носик тюбика со смазкой и выдавить её.

Источник

Стопорная система и регулировка цепи на велосипедах с планетарной втулкой

Стопорная система.

Ось является частью зубчатой передачи планетарной втулки. Вы можете сами в этом убедиться, если возьмете в руки втулку или обод и покрутите звёздочку. Вместе с ней будет вращаться и ось — на высокой передаче назад, а на низкой передаче вперёд.

Стопорные гайки для планетарной втулки.

С целью предотвращения прокручивания оси на велосипеде используются специальные фиксирующие шайбы, контактирующие с выемкой на оси и лапками, лежащими в выемке дропаута. Под каждую модель втулки и ширину выемок дропаутов идут свои шайбы. Во многих современных втулках переключающий кабель крепится к специальному поворотному механизму, установленному между правым дропаутом и звёздочкой. В зависимости от типа дропаутов — горизонтальных, вертикальных или обратных, требуется свой тип стопорной шайбы, который не будет мешать подведению троса. Следуйте инструкциям по установке планетарной втулки.

Различные типы втулочных тормозов также должны иметь защиту от вращения. С этой целью тормоза на планетарных втулках снабжены отдельным специальным рычагом обратного действия. Он так же как и стопорные шайбы обязателен к установке. В планетарной втулке Rohloff по причине её очень широкого диапазона передаточных чисел вместо стопорных шайб используется рычаг обратного действия.

На велосипеде с задним амортизатором амортизационная точка вращения находится впереди задней втулки. Так как амортизатор пытается вращать ось втулки, то возникает так называемый эффект пого-стик, незначительный на передачах ниже 1:1 и наоборот высокий на передачах выше 1:1. Этот эффект уменьшает эффективность педалирования на величину, зависящую от применяемой схемы амортизации.

Регулировка цепи на велосипеде с планетарной втулкой.

На большинстве планетарных втулок обычно используются односкоростные задняя и передняя звёздочки. Натяжение цепи обеспечивается регулировкой смещения оси втулки в щели дропаутов. Так как на велосипеде с вертикальными дропаутами невозможно отрегулировать положение втулки, то такой велосипед должен иметь эксцентриковую каретку или натяжитель цепи.

Читайте также:  Отрегулировать форсунки фольксваген тди

Со временем вследствие износа и удлинения цепь начинает постоянно спадать. Поэтому на велосипедах с планетарной втулкой без натяжителя цепи требуется постоянная регулировка натяжения.

Источник

Планетарная втулка — нужна ли?

Всем привет, очень рад видеть Вас в блоге PRO-велосипед. Сегодня хочу рассказать Вам про планетарную втулку, ее плюсы и минусы. Я сравню «планетарку» с классическими переключателями скоростей.

Планетарная втулка была изобретена более 100 лет назад и, как ни странно, до сих пор является нишевым элементом велосипеда. Конечно первые модели планетарной втулки больше напоминали коробку передач с определенным набором шестеренок. На сегодняшний день есть основные производители планетарных втулок, которые предлагают варианты от 3 до 14 внутренних переключаемых передач.

· SRAM-SACHS производит 3-5-7-9 скоростные планетарные втулки.

· Shimano Nexave 3×8 скоростей с аналогичным диапазоном передаточных чисел как у горного велосипеда 520%.

· Shimano Inter 3-5-7-8 с соответствующими передаточными числами Inter3 184%, Inter7 244%, Inter8 307%.

· Rohloff производят втулки с большим количеством скоростей – 14, с большим диапазоном передаточных чисел 600%

Плюсы эксплуатации планетарной втулки :

· Минимум обслуживания втулки. Корпус втулки защищает звездочки от грязи, воды и других неблагоприятных воздействий.

· Большой ресурс работы.

· Диапазон передаточных чисел аналогичен как у горных велосипедов (у горного 3×8 – 42-22×11-30 520%).

· Быстрое переключение скоростей, можно осуществлять без движения

· Простая настройка и установка

При таком количестве плюсов почему же планетарная втулка еще не стала «народной»? Если посмотреть на европейский парк велосипедов, то «планетарка» там находится в паритете с классической системой переключения скоростей.

Минусы эксплуатации планетарной втулки :

· Сравнительно большой вес

· Не предназначены к использованию в экстремальных условиях (не смотря на хорошую защищенность)

· Практически не ремонто-пригодна. Про ремонт на трассе можно вообще забыть.

Как видно минусов не так много и соответственно для простого городского катания я считаю планетарную втулку лучшим выбором.

Вам нужен велосипед? Основные моменты по модулям выбора велосипеда были освещены в соответствующих статьях:

Источник

Установка планетарной втулки на велосипед.

Установка планетарной втулки на велосипед.

Сегодня мы расскажем об одном интересном апгрейде велосипеда, который задумал провести один из наших постоянных клиентов. Недавно им был куплен у нас велосипед Centurion Backfire Pro 200.29 и владелец решил его сразу перевести на планетарную трансмиссию, так сказать, «отпланетарить». Для переоснащения были выбраны компоненты Shimano Nexus и Alfine.
Планетарная втулка (для тех, кто не в курсе) – это задняя втулка с механизмом переключения внутри самой втулки, при этом весь принцип переключения передач напоминает чем-то механическую коробку передач в автомобиле, со множеством шестеренок, сателлитов, валов и т.д. Ресурс такой втулки огромен – до 50 000 км, но и обслуживать, менять масло, которое обеспечивает плавность и четкость переключения, тоже нужно регулярно.
Еще один плюс таких втулок, особенно при езде по городу с кучей перекрестков, светофоров, оленей на дорогах пешеходных переходов, в том, что передачи можно переключать, стоя на месте, допустим, с шестой сразу перейти на первую! Минусов всего два – это вес (1670 грамм весит Shimano Alfine S7001) и боязнь сильных ударов. Но эти минусы с лихвой перекрываются тем удобством, комфортом и неприхотливостью, которые дает данное оборудование.
Собственно, вот «пациент» уже висит на стойке в нашей веломастерской «Mighty-Sport»:

Снимаем заднее колесо — с него, собственно, и начнем.

Скидываем резину, ободную ленту, снимаем кассету и тормозной диск. Далее ставим колесо для удобства на стенд для протяжки и начинаем расспицовывать.

Далее, после того, как колесо расспицовано, идем мерить обод и втулку для расчета длины новых спиц:

спицы нам нужны 290 мм с левой стороны и 288 мм с правой.

Теперь берем планетарную втулку (а это у нас Shimano Alfine S7001 на 8 скоростей) и начинаем заспицовывать. Спицовка классическая, в три креста.

Читайте также:  Твердотопливный котел с тэном и автоматической регулировкой температуры

Затем, когда все спицы на своих местах, ставим на стенд и начинаем протяжку, попутно убирая «яйцо» (биение по вертикали) и «восьмерки» (биение по горизонтали).

Колесо с новой втулкой готово. Одеваем резину, устанавливаем тормозной диск и ведомую звезду на 18 зубьев. С велосипеда снимаем задний и передний переключатели, цепь и ставим колесо, закрепляем его гайками.

Из-за того, что у такого типа велосипедов дропауты вертикальные, т.е. натяжение цепи не отрегулировать путем горизонтального смещения втулки, было принято решение установить натяжитель Shimano Alfine ST-500, который будет компенсировать провис цепи. Устанавливается он, как и обычный переключатель, на петух.

Путем подкладывания шайб разной толщины, идущих в комплекте с натяжителем, добиваемся вертикальной соосности звезды на втулке и роликов натяжителя.

Далее переходим к рулю. Снимаем грипсы, тормозные ручки и убираем теперь уже ненужные манетки Shimano Alivio 3×9. Вместо них ставим справа манетку Alfine!

Затем переходим к системе – снимаем Shimano Alivio, снимаем каретку Hollowtech и начинаем подбирать длину вала новой каретки. Система Nexus у нас с одной звездой и под квадрат, соответственно, надо выбрать длину вала каретки, при которой линия цепи будет максимально ровной, без перекосов. Путем подбора была определена каретка с длиной вала 123 мм, при этом расстояние от звезды до пера оставалось примерно 5 мм – безопасно, можно ставить!

Установили систему. Серебристый цвет шатунов идеально подходит к цвету самого байка!

Прокладываем тросик с рубашкой, одеваем цепь, предварительно укоротив ее на несколько звеньев и начинаем все настраивать!

Велосипед готов и ждет хозяина!

Снятое оборудование, которое стояло на велосипеде в стоке:

Все работы проведены в специализированной мастерской веломагазина «Mighty-Sport».

Источник

Настройка планетарной втулки Shimano Nexus

Для начала стоит рассказать, что такое планетарная втулка, чем она отличается от обычного переключателя скоростей. В России данная втулка распространена мало, в Калининграде ее чаще можно увидеть на привезенных из Германии велосипедах. Отличается она от обычного переключателя своим устройством. На ней вы не увидите рычагов, а все шестерни спрятаны в саму втулку. Именно поэтому она считается в разы надежнее обычного переключателя. Да и переключать скорости на ней удобнее, так как переключаются они без вращения педалей, стоя на месте.

На складных и подростковых велосипедах NOVATRACK, трех скоростная втулка Shimano Nexus 3 установлена на таких моделях как:

На дорожных велосипедах бренда STINGER она установлена на круизерах и женских велосипедах:

Внешний вид втулки отличается от обычной лишь более крупным диаметром. Да и настройка её на самом деле проще, чем обычного переключателя. Сложнее с техническим обслуживанием, не рекомендую самому разбирать данную втулку, она состоит из большого количества маленьких шестеренок, шайб. Лучше обслуживание доверить мастеру, который уже имел опыт их разборки и сборки.

Эта статья предназначена прежде всего для того, чтобы вы без обращения в сервисный центр смогли снять заднее колесо для замены шины, установить его обратно и самостоятельно настроить систему переключения передач данной втулки.

В данной системе нет никаких регулировочных винтов, вся регулировка осуществляется в два шага.

Первым действием устанавливаем переключатель на руле в регулировочное положение (оно отмечено галочками), обычно это средняя скорость.

Вторым действием смотрим на саму втулку, вернее на окошко в ней, там будут такие же галочки или риски, которые нужно совместить при помощи регулировочного винта натяжения тросика. Если данного винта (барашка) нет у втулки, то он обязательно есть на переключателе, установленном на руле.

На этом настройка закончена, на некоторых моделях велосипедов, например, велосипедов с карданным валом данный переключатель закрыт защитным кожухом, его необходимо снять.

Но какая бы ни была модель планетарной втулки, принцип ее настройки остается такой же. На некоторых моделях необходимо совмещать не риски, а край штока с цепочкой, но также при помощи регулировки натяжения тросика.

Если остались вопросы, задавайте в комментариях, рассмотрим проблемные вопросы.

Источник

Adblock
detector