Меню

Отрегулируйте зазор в зацеплении шестерен главной передачи



Регулировка главных передач автомобиля

В главной передаче автомобиля могут регулироваться осевые зазоры в подшипниках вала ведущей шестерни, подшипниках промежуточного вала двойной главной передачи, подшипниках коробки дифференциала, а также зацепление шестерен (положение ведущей и ведомой шестерен).

Необходимость в регулировке возникает при замене каких-либо деталей или при большом износе подшипников.

Осевой зазор подшипников вала ведущей шестерни главной передачи автомобиля ГАЗ-66 (см. рис. 71) проверяют при помощи индикатора или покачиванием фланца 12 рукой.

Регулировка необходима, если зазор превышает 0,03 мм. Для регулировки служат прокладки 15, установленные между распорным кольцом и торцом внутреннего кольца заднего конического подшипника.

Порядок регулировки следующий:

  1. отсоединить задний кардан и вынуть полуоси 9;
  2. отвернуть болты крепления картера главной передачи и вынуть ее;
  3. отвернуть упор 10, снять маслосъемную трубку;
  4. нанести метки на крышках 7 и гайках 17, отвернуть болты н снять стопорные пластины 8, отвернуть гайки 17, снять крышки 7, вынуть дифференциал;
  5. отвернуть болты крепления муфты 11, вынуть ее и зажать в тиски;
  6. отвернуть гайку 13 крепления фланца на ведущем валу 14, снять фланец 12, крышку сальника и внутреннее кольцо с роликами наружного подшипника;
  7. вынуть или добавить одну или две регулировочные прокладки 15;
  8. собрать муфту 11 (без сальника и крышки) и затянуть гайку 13 до отказа, поворачивая фланец 12;
  9. проверить затяжку подшипников. При повороте фланца 12 динамометром усилие должно быть 1,25—2,9 кГ;
  10. собрать муфту 11 с сальником, затянуть гайку 13 и зашплинтовать; поставить муфту на место;
  11. собрать главную передачу.

Гайки подшипников дифференциала завернуть до положения, отмеченного метками (см. п. 4). Упор 10 ведомой шестерни 6 завернуть до отказа, а затем отвернуть на 1/6 оборота и закрепить гайкой.

Люфт подшипников дифференциала, боковой зазор и контакт в зацеплении шестерен главной передачи регулируют гайками 17. Подшипники регулируют так, чтобы они не имели предварительной затяжки и осевого перемещения, а затем затягивают регулировочные гайки на одну выемку.

Боковой зазор в зацеплении шестерен проверяют индикатором в четырех равномерно расположенных точках. Для разных задних мостов зазор может быть 0,15—0,3 мм, но для шестерен одно го моста он не должен изменяться более чем на 0,1 мм.

Для увеличения бокового зазора надо отпустить регулировочную гайку со стороны ведомой шестерни и на столько же выемок затянуть гайку с другой стороны.

После отвертывалия гаек их надо затянуть, т. е. если нужно отвернуть гайку на одну выемку, ее отпускают на две выемки, а затем затягивают на одну выемку.

Положение ведущей шестерни относительно ведомой может быть изменено регулировочными прокладками 16, расположенными между фланцем муфты 11 подшипников и картером главной передачи.

Для проверки зацепления шестерен главной передачи окрашивают зубья краской, притормаживают ведущую шестерню и вращают ведомую в обоих направлениях до получения четкого пятна контакта.

Пятно контакта должно быть расположено в середине зуба и не должно выходить на вершину зуба (допускается небольшое смещение к узкому концу зуба).

Подшипники вала ведущей шестерни главных передач автомобиля ЗИЛ-131 регулируют подбором толщины регулировочных шайб 10 (см. рис. 69). Подшипники должны иметь небольшой предварительный натяг; осевой зазор не допускается. Усилие, приложенное к отверстиям фланцев 6 и 9, должно быть 1,3—2,7 кГ.

После замены конических шестерен необходимо отрегулировать боковой зазор и зацепление шестерен.

Для этого используют регулировочные прокладки 4 и 7. Боковой зазор должен быть 0,15 — 0,45 мм у широкой части зуба, что соответствует повороту фланца 6 (для среднего моста фланца 9) на 0,18—0,54 мм при замере на радиусе расположения отверстий для болтов при неподвижной ведомой шестерне.

После регулировки надо проверить правильность зацепления шестерен по пятну контакта.

Источник

Регулировка бокового зазора и положения шестерен главной передачи

Регулировку бокового зазора и положения шестерен главной передачи производите после регулировки подшипников ведущей шестерни и дифференциала в следующем порядке:

    Установите в картер дифференциал с отрегулированными подшипниками в сборе. Установите прокладку на плоскость разъема картера с крышкой. Установите крышку картера и закрепите болтами.


Рис. 161. Задний мост:
1-предохранительный клапан; 2-подшипник дифференциала; 3,8-регулировочные прокладки; 4-задний подшипник ведущей шестерни; 5-регулировочное кольцо (с 1991 г. не устанавливается); 6-маслосгонное кольцо; 7-гайка; 9-ведущая шестерня; 10-передний подшипник ведущей шестерни; 11-упорная шайба полуосевой шестерни; 12-ведомая шестерня

Замерьте боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен, который должен быть 0,2-0,6 мм. Замер производите на фланце ведущей шестерни на радиусе 40 мм (рис.177). Боковой зазор регулируйте перестановкой прокладок 3 (см. рис.161) с одной стороны коробки дифференциала на другую. Если снимаете прокладки со стороны ведомой шестерни, то зазор в зацеплении увеличивается, если же прибавляете, зазор уменьшается. Прокладки переставляйте, не изменяя их количества, так как это нарушит натяг подшипников дифференциала.


Рис. 177. Проверка бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи

На мостах, имеющих регулировочное кольцо 5 (см. рис.161), проверьте зацепление шестерен по пятну контакта. Для этого окрасьте зубья ведомой шестерни краской. Учитывайте, что очень жидкая краска растекается, а слишком густая-не выжимается из промежутков между зубьями. Затем с помощью полуосей притормозите ведомую шестерню, а ведущую вращайте в обоих направлениях до тех пор, пока не обозначится четкое пятно контакта. На рис.178 показаны типичные положения пятна контакта на зубьях ведомой шестерни и способы устранения неправильного контакта. Перемещение ведущей шестерни производите установкой регулировочного кольца 5 (см. рис.161) другой толщины. Перемещение ведомой шестерни производите перестановкой прокладок 3 подшипников дифференциала.


Рис. 178. Пятно контакта шестерен главной передачи:
I-сторона переднего хода; II-сторона заднего хода;

  1. правильный контакт в зацеплении шестерен при проверке под небольшой нагрузкой;
  2. контакт на вершине зуба (для исправления следует ведущую шестерню подвинуть к ведомой);
  3. контакт на корне зуба (для исправления следует ведущую шестерню отодвинуть от ведомой);
  4. контакт на узком конце зуба (для исправления следует отодвинуть ведомую шестерню от ведущей);
  5. контакт на широком конце зуба (для исправления следует подвинуть ведомую шестерню к ведущей)

Примечание. Указанную проверку зацепления шестерен производите и на мостах с бортовыми передачами.

Источник

Отрегулируйте зазор в зацеплении шестерен главной передачи

Трактор ДТ-75М. Регулировка зазора в главной конической передаче при замене шестерен

Для правильной регулировки конических шестерен запрессуйте левый (по ходу трактора) подшипник коронной шестерни до упора в торец зубьев коронной шестерни и прижмите к торцу левого стакана подшипника. Таким положение подшипника должно быть в течение всего периода регулировки.

Регулировку производите в следующем порядке:

1. При помощи регулировочных прокладок 2 1(рис. 88) установите малую коническую шестерню вторичного вала коробки передач так, чтобы размер от ее торца до оси заднего моста был равен 133 +0,3 мм. При этом вторичный вал отожмите от оси заднего моста до выбора зазора в радиально-упорном подшипнике.

Комплект прокладок 2 позволяет регулировать зазор интервалами в 0,15 мм. Допустимая максимальная толщина комплекта прокладок не более 1,5 мм.

2. Установите большую коническую шестерню при помощи регулировочных прокладок 3 так, чтобы боковой зазор между зубьями шестерен был в пределах 0,25—0,51 мм. Зазор проверяйте у четырех пар зубьев, расположенных на большой конической шестерне под углом примерно 90° друг от друга (зазор прове-ряйте индикатором или прокатыванием между зубьев свинцовой пластинки).

3. После получения требуемой величины Зазоров между зубьями обкатайте коническую пару для проверки отпечатков приработки.

Полученные отпечатки приработки должны соответствовать допустимым (рис. 89). Они должны составлять не менее 60% длины зуба и отстоять от торца меньшего основания зуба не более чем на 6 мм.

Допускается отпечаток в виде отдельных пятен длиной не менее 10 мм и разрывом между пятнами не белее 8 мм. Плита по высоте должны составлять не менее 60% высоту зубр, к располагаться по образующей начального конусу.

Если полученные отпечатки отличаются от допустимых, производите дальнейшую регулировку конической пары перемещением большой конической шестерни и вторичного вала коробки передач; при этом величины боковых зазоров между зубьями шестерен должны соответствовать указанным в пункте 2.

Допускается разность толщин комплектов прокладок большой конической шестерни до 0,3 мм.

4. После окончательной регулировки конической пары болты 1 попарно законтрите проволокой, усы регулировочных про-

кладок 3 отогните в сторону конической шестерни, усы замковых шайб отогните в сторону фланца коронной шестерни, а болты

4 крепления большой конической шестерни законтрите замковыми пластинами.

Рис. 88. Установка шестерен конической передачи: 1,4— болт; 2, 3 — регулировочная прокладка

Рис. 89. Схема расположения отпечатков на зубьях шестерни главной кбиической передачи

Источник

Отрегулируйте зазор в зацеплении шестерен главной передачи

Регулировка зацепления конических шестерен главной передачи самосвалов БелАЗ-7540А, 7540D

Регулировка зацепления ведущей и ведомой конических шестерен заключается в получении нормального контакта и рекомендуемого бокового зазора в зацеплении зубьев шестерен.

Контроль пятна контакта производите по отпечатку краски на зубьях ведомой шестерни. Для этого зубья ведомой шестерни необходимо с обеих сторон покрыть тонким слоем краски, разведенной в масле до такого состояния, чтобы краска распространялась по поверхности зуба не растекаясь. После этого, проверните ведущую шестерню за фланец вправо и влево, притормаживая рукой ведомую шестерню. По пятнам контакта на зубьях ведомой шестерни установите правильность зацепления, руководствуясь таблицей 8.5.

Получившиеся отпечатки на зубьях ведомой шестерни в виде пятен при правильном зацеплении шестерен должны иметь овальную форму и расположены, как показано на рисунке 8.22. Не допускайте выход пятна контакта на кромки зубьев у внутреннего и внешнего торцов, на головку и ножку зубьев, расположение пятна контакта на профиле зуба с перекосом по диагонали, а также разрыв пятна контакта по длине и высоте зубьев. Смещение пятна контакта к широкому концу зуба приведет к поломке шестерен. На ведомой шестерне пятно контакта должно быть расположено ближе к узкому концу зуба и не должно доходить до верхней кромки зуба на 1,0 — 1,5 мм и до кромки узкого конца зуба на 4 — 6 мм. Ширина пятна контакта по высоте зуба должна быть 10 — 15 мм.


Рисунок 8.22 — Правильное расположение пятна контакта зубьев в зацеплении главной
передачи (изображена ведомая шестерня ведущего моста при движении вперед)

Зацепление регулируют перемещением шестерен: ведущая шестерня перемещается за счет суммарной толщины прокладок 18 (смотри рисунок 8.10), а ведомая — гайками 13, для чего одну из гаек необходимо отвернуть, а другую завернуть на одинаковое число оборотов.

Проверить с помощью индикатора боковой зазор между зубьями шестерен по наружному диаметру ведомой шестерни эвольвентного профиля зуба при неподвижной ведущей шестерни в четырех равномерно расположенных по окружности точках, как показано на рисунке 8.23. Ножка индикатора должна быть установлена перпендикулярно направлению боковой поверхности зуба в измеряемом месте. Покачивая ведомую шестерню вправо и влево по отклонению стрелки индикатора определяется боковой зазор между зубъями в нормальном сечении. Разница между наибольшим и наименьшим значениями четырех измерений соответствует колебанию бокового зазора в паре. У новой пары шестерен нормальный боковой зазор должен быть — 0,35 — 0,60 мм, а допустимый боковой зазор в эксплуатации соответственно до 0,9 мм. Уменьшение бокового зазора между зубьями за счет смещения пятна контакта не допускается, так как это приводит к нарушению зацепления шестерен и быстрому их износу. В тоже время увеличение зазора до 0,9 мм (при правильно отрегулированном по пятну контакта зацепления шестерен) не вызывает увеличение шума шестерен и повышения их износа. Колебание бокового зазора не должно быть более 0.20 мм.

Рисунок 8.23 — Измерение бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи

Регулировка зазора в подшипниках дифференциала. Операция выполняется только после регулирования бокового зазора в зацеплении ведущей и ведомой шестерен.

Перед регулировкой зазора необходимо одну из регулировочных гаек подшипников расстопорить, а вторая гайка должна быть застопорена.

Последовательность выполнения операции:

— затянуть до отказа гайки крепления крышек подшипников дифференциала и застопорить их;

— завернуть регулировочные гайки 13 (смотри рисунок 8.10) подшипников крутящим моментом 220 — 280 Н.м и отпустить на 11 — 22о до совпадения ближайшей прорези со стопорными пластинами

11 и в таком положении закрепить стопорные пластины;

— стопорные пластины 11 закрепить болтами, а болты застопорить шплинт-проволокой.

После регулировки зазора в подшипниках дифференциала ведомая шестерня должна легко, без заеданий, проворачиваться рукой. Признаком правильно отрегулированного зазора может служить отсутствие осевого люфта коробки дифференциала и свободное перекатывание роликов (без скольжения) по коническим поверхностям колец подшипников.

— снять ведущую шестерню с картером подшипников с картера главной передачи;

— завернуть в картер главной передачи упорный болт 35 с контргайкой 34 и уплотнительным кольцом в сборе и надеть на него головку упорного болта;

— установить ведущую шестерню с картером подшипников в сборе, смазав уплотнительную прокладку герметизирующим лаком и закрепить болтами;

— отрегулировать зазор между головкой упорного болта и ведомой шестерней, завернув болт до упора и отвернув его на 1/7 — 1/6 части оборота. Полученное положение будет соответствовать зазору между головкой болта и ведомой шестерней 0,28 — 0,33 мм;

— проверить правильность сборки и регулировки главной передачи при помощи обкатки ее на стенде. Главную передачу испытывают на режимах, указанных в таблице 8.6.
Способы достижения правильного зацепления конических шестерен главной передачи приведены в таблице 8.4

Таблица 8.4 — Регулировка положения пятна контакта в зацеплении шестерен главной передачи

Установка главной передачи.

Установка главной передачи на самосвал производится при помощи стенда (смотри рисунок 8.8) для установки главной передачи или автокрана и чалочного приспособления.

Установить собранную главную передачу в проем картера ведущего моста.

Прокладку, устанавливаемую между картерами главной передачи и ведущего моста, установить на герметизирующий лак.

При установке следить за тем, чтобы отверстия в крышках подшипников дифференциала совпали со штифтами, установленными в картере моста. Завернуть болты крепления картера главной передачи к картеру ведущего моста крутящим моментом 125 — 150 Н.м.

Сборка водила колесной передачи.

При сборке водила необходимо обратить внимание на следующее:

— подшипники сателлитов при запрессовке должны быть расположены так, чтобы их внутренние кольца вынимались наружу;

— перед запрессовкой осей сателлитов необходимо убедиться, что на канавках уплотнительных колец и на заходных фасках в водиле острые кромки притуплены, в противном случае при запрессовке осей могут быть срезаны уплотнительные кольца. Уплотнительные кольца перед установкой должны быть смочены в масле.

Сборка водила производится в следующей последовательности:

— вставить стопорные кольца 38 (смотри рисунок 8.1) в канавки сателлитов 2;

— запрессовать в сателлиты 2 с обеих сторон наружные кольца подшипников 37 до упора в стопорные кольца. Установить внутренние кольца подшипников;

— установить водило на стенд (смотри рисунок 8.4) и вставить в проушины водила три сателлита в

— установить оси в отверстия водила и сателлитов и запрессовать их.

Подсобрать полуось 26 с ведущей шестерней 6 колесной передачи.

Источник

Порядок регулировки зазора в подшипниках и бокового зазора в зацеплении шестерён главной передачи трактора Т-150К

При сборке либо замене главной передачи зазор в подшипниках (23) [рис. 1] и боковой зазор в зацеплении шестерён главной передачи трактора Т-150К регулируется в следующем порядке:

1) – Отвернуть пробки (3) [рис. 2] и (31) [рис. 3] и слить масло из ведущего моста и обоих колёсных редукторов, снять крышки (35), упорные пластины (34) и вынуть солнечные шестерни с полуосями;

2) – Отъединить конец карданного вала от фланца (10) [рис. 1] главной передачи, свинтить гайки со шпилек (10) [рис. 2] и снять главную передачу в сборе;

3) – Проверить зазоры в конических подшипниках ведущей шестерни. В случае необходимости отрегулировать их;

4) – Отрегулировать зазоры в подшипниках и зацепление конических шестерён, для чего необходимо:

а) – Расшплиновать и отпустить гайки (33) [рис. 1] крепления крышек (27) подшипников;

б) – Отпустить регулировочную гайку (38);

в) – Поворачивая ведомую шестерню (20), регулировочной гайкой (24) поджать конический подшипник до получения беззазорного зацепления (ведомая шестерня не вращается) и отпустить его на 6-8 стопорящих выступов. Лёгким постукиванием по ведомой шестерне со стороны зубьев поджать подшипники (23) к регулировочной гайке (24), ведомая шестерня при этом должна вращаться свободно от руки;

г) – Переместить регулировочную гайку (38) до получения натяга в подшипниках и отпустить её на 2-3 стопорящих выступа;

д) – Затянуть и зашплинтовать гайки (33) крышек подшипников (23);

е) – Застопорить регулировочные гайки (24) и (38) замковыми шайбами (25);

ж) – Проверить индикатором либо специальной пластиной боковой зазор в зацеплении конических шестерён (для новой пары – 0,17-0,47 мм, для пары, бывшей в эксплуатации, — 0,3-0,5 мм). Для получения требуемого зазора в зацеплении без изменения зазора в подшипниках нужно отпустить гайки (33) крышек (27) подшипников ступицы, увеличить либо уменьшить боковой зазор в зацеплении конических шестерён (1) и (20). При слишком малом зазоре следует отпустить регулировочную гайку (24) на один стопорящий выступ, после чего подтянуть на один стопорящий выступ регулировочную гайку (38). При слишком большом боковом зазоре сначала нужно подтянуть гайку (24) на один стопорящий выступ, а потом отпустить гайку (38) также на один стопорящий выступ. Далее требуется затянуть и зашплинтовать гайки (33) крышек (27) подшипников (23) ступицы.

Рис. 1. Главная передача и дифференциал колёсного трактора Т-150К.

1) – Ведущая шестерня;

2) – Конический роликоподшипник;

5) – Регулировочная прокладка;

6) – Конический роликоподшипник;

8) – Корпус сальника;

9) – Маслоотражательная шайба;

12) – Войлочный пыльник;

13) – Пылеотбрасывающее кольцо;

14) – Каркасный сальник;

16) – Регулировочная прокладка;

17) – Уплотнительное кольцо;

18) – Дистанционная втулка;

19) – Уплотнительное кольцо;

20) – Ведомая шестерня;

23) – Конический роликоподшипник;

24) – Регулировочная гайка;

25) – Стопорная пластина;

35) – Полуосевая шестерня;

38) – Регулировочная гайка.

Рис. 2. Передний мост трактора Т-150К в сборе с колёсным редуктором.

6) – Колёсный редуктор;

7) – Главная передача;

Рис. 3. Конечная передача планетарного типа трактора Т-150К.

Источник

Читайте также:  Регулировка фрезерного станка 6р12