Меню

Обязательные нормативы банковской деятельности регулируют



Об обязательных нормативах банков

Об Инструкции Банка России «Об обязательных нормативах банков»

Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что на заседании Совета директоров Банка России, состоявшемся 14 января 2004 года, утверждена Инструкция Банка России «Об обязательных нормативах банков» (далее — новая Инструкция).

Новая Инструкция представляет собой существенно переработанный вариант действующей в настоящее время Инструкции Банка России от 1 октября 1997 года № 1 «О порядке регулирования деятельности банков» (далее — Инструкция № 1) и призвана ее заменить.

Новая Инструкция подготовлена с учетом положений Федеральных законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности» и учитывает отечественную и международную практику банковского надзора, результаты обсуждения проектов с банковским сообществом и с независимыми экспертами, включая зарубежных.

Новая Инструкция содержит следующие основные изменения по сравнению с Инструкцией № 1:

1. Исключены обязательные нормативы максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) (норматив Н8), максимального размера кредитного риска на одного акционера (участника) (норматив Н9), максимального размера риска на одного инсайдера (норматив Н10), максимального размера привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения (норматив Н11), максимального размера обязательств банка перед банками-нерезидентами и финансовыми организациями-нерезидентами (норматив Н11.1), использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) одного юридического лица (норматив Н12.1), риска собственных вексельных обязательств (норматив Н13) и ликвидности по операциям с драгоценными металлами (норматив Н14).

2. Снижены числовые значения обязательных нормативов:

мгновенной ликвидности (Н2) с 20 % до 15%,

текущей ликвидности (Н3) с 70 % до 50% .

3. Внесены следующие изменения в методику расчета норматива достаточности собственных средств (капитала):

3.1. Кредитные требования к банкам стран из числа «группы развитых стран» классифицируются по группам риска в зависимости от сроков размещения денежных средств (на срок до 90 календарных дней в III группу риска, на срок свыше 90 календарных дней — в IV группу риска).

3.2. В IV группу риска классифицируются кредиты и депозиты (в том числе в драгоценных металлах) и иные средства, размещенные в банках-резидентах Российской Федерации, сроком размещения до 30 дней; кредиты, исполнение обязательств по которым обеспечено гарантийным депозитом, размещенным контрагентом — юридическим лицом в банке-кредиторе, залогом собственных долговых ценных бумаг банка кредитора.

3.3. Для активов, отнесенных к IV группе риска, установлен коэффициент риска 50% (в Инструкции № 1 для активов, отнесенных к IV группе риска, установлен коэффициент риска 70%).

3.4. Детализированы и уточнены подходы к определению синдицированных кредитов, при этом выделены три типа синдицированных кредитов и определены подходы к оценке рисков по ним в зависимости от конкретного типа синдицированного кредита.

3.5. Величина риска по требованиям к связанным с банком лицам оценивается с коэффициентом 1,3.

4. В целях более адекватной оценки рисков, изменена методика расчета ряда обязательных нормативов:

4.1. Из расчета высоколиквидных (Лам) и ликвидных (Лат) активов исключены кредиты «до востребования», а депозиты «до востребования» включены в расчет указанных показателей.

4.2. Суммы активов и обязательств корректируются на одинаковые (сопоставимые) по размеру встречные требования банка к кредитным организациям-корреспондентам и кредитных организаций-корреспондентов к банку по счетам НОСТРО и ЛОРО.

4.3. К высоколиквидным (Лам) и ликвидным (Лат) активам относятся только те финансовые активы банка, которые в соответствии с нормативными актами Банка России о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, а также о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери, относятся к и категориям качества.

4.4. В расчет норматива «Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков» (Н6) по банкам-корреспондентам включаются средства на корреспондентских счетах в указанных банках. В расчет норматива Н6 помимо кредитов, предоставленных банком заемщику, включаются также ценные бумаги торгового и инвестиционного портфелей, эмитированные заемщиком (контрагентом), если они не исключаются из расчета капитала.

4.5. В расчет обязательных нормативов включаются величины рисков, присущих операциям прямого и обратного РЕПО, а также связанных со сделками по отчуждению/приобретению финансовых активов, с одновременным предоставлением контрагенту права отсрочки платежа/поставки финансовых активов.

5. Устанавливается требование о соблюдении обязательных нормативов на постоянной основе. Предусмотрено, что расчет обязательных нормативов осуществляется банками ежедневно на конец каждого операционного дня. Территориальным учреждениям Банка России предоставляется право запрашивать у банков информацию о соблюдении обязательных нормативов на внутримесячную дату (даты) и определяются сроки предоставления этой информации. В отношении банков вводится требование об информировании (в составе ежемесячной отчетности) территориальных учреждений о наличии фактов нарушения обязательных нормативов на внутримесячные даты.

Инструкция устанавливает, что Банк России может применять к банкам принудительные меры воздействия в случае несоблюдения обязательных нормативов, если совокупное количество случаев (операционных дней) несоблюдения установленного значения хотя бы одного обязательного норматива превышает пять за последние 30 операционных дней.

Инструкция вступает в силу с 1 апреля 2004 г.

В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Инструкция будет передана для регистрации в Министерство юстиции Российской Федерации.

При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

Источник

Инструкция Банка России от 29 ноября 2019 г. N 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией» (с изменениями и дополнениями)

Инструкция Банка России от 29 ноября 2019 г. N 199-И
«Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией»

С изменениями и дополнениями от:

26 марта, 3 августа 2020 г.

Настоящая Инструкция на основании статей 56, 62, 64-67, 70, 71.1, 72 и 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2013, N 27, ст. 3438; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6699; 2014, N 58, ст. 7543; 2017, N 18, ст. 2669; 2018, N 11, ст. 1588; N 18, ст. 2557; 2019, N 18, ст. 2198) (далее — Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), статьи 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2017, N 18, ст. 2669) (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности») и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 29 ноября 2019 года N 32) устанавливает числовые значения и методики определения обязательных нормативов банков с универсальной лицензией и надбавок к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией, а также порядок осуществления Банком России надзора за их соблюдением.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 декабря 2019 г.

Регистрационный N 57008

Банк России внедряет новый стандартизированный подход к оценке кредитного риска по требованиям к банкам и корпоративным заемщикам в зависимости от уровня кредитоспособности заемщика и показателей его деятельности.

Предусмотрен расчет нормативов по классам контрагентов (активов), а не по группам активов. Выделяется 7 основных классов контрагентов: суверенные заемщики, кредитные организации, международные банки развития, корпоративные заемщики, субъекты малого и среднего бизнеса, физлица и центральные контрагенты.

Подходы к оценке кредитного риска в отношении требований к физлицам существенно не изменились.

Ранее изданные акты по этим вопросам утратили силу.

Инструкция вступает в силу с 1 января 2020 г.

Инструкция Банка России от 29 ноября 2019 г. N 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией»

Читайте также:  Термоклапан на батарею отопления регулировка

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 декабря 2019 г.

Регистрационный N 57008

Настоящая Инструкция вступает в силу с 1 января 2020 г.

Текст инструкции опубликован на сайте Банка России (http://www.cbr.ru) 30 декабря 2019 г., в «Вестнике Банка России» от 30 января 2020 г. N 11-12

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указание Банка России от 3 августа 2020 г. N 5521-У

Изменения вступают в силу с 17 сентября 2020 г.

Указание Банка России от 26 марта 2020 г. N 5423-У

Изменения вступают в силу с 17 апреля 2020 г.

Источник

Глава 1. Общие положения

Глава 1. Общие положения

Информация об изменениях:

Пункт 1.1 изменен с 27 января 2018 г. — Указание Банка России от 6 декабря 2017 г. N 4635-У

1.1. Настоящая Инструкция применяется в отношении следующих обязательных нормативов банков с универсальной лицензией (далее — банки):

максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

максимального размера крупных кредитных рисков;

максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);

совокупной величины риска по инсайдерам банка;

использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

максимального размера риска на связанное с банком лицо (группу связанных с банком лиц).

Информация об изменениях:

Пункт 1.2 изменен с 27 января 2018 г. — Указание Банка России от 6 декабря 2017 г. N 4635-У

1.2. Числовые значения и методики определения иных обязательных нормативов, установленных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а именно: предельного размера имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала; минимального размера резервов, создаваемых под риски; размеров валютного и процентного рисков; обязательных нормативов для банков с базовой лицензией, банковских групп и небанковских кредитных организаций — устанавливаются иными нормативными актами Банка России.

Информация об изменениях:

Пункт 1.3 изменен с 27 января 2018 г. — Указание Банка России от 6 декабря 2017 г. N 4635-У

1.3. Обязательные нормативы банков (далее — обязательные нормативы) рассчитываются в соответствии с определенными в настоящей Инструкции методиками их определения на основании принципов достоверности и объективности, осмотрительности, преобладания экономической сущности над формой и других международно признанных принципов, позволяющих качественно оценить операции и отразить их в отчетности. При расчете обязательных нормативов учитываются остатки на балансовых и внебалансовых счетах (их частях), если иное не определено Банком России.

При расчете обязательных нормативов должны выполняться следующие требования:

если остатки на балансовых счетах и (или) их части, не входящие в перечень балансовых счетов и (или) кодов, приведенных в настоящей Инструкции для расчета обязательного норматива, по экономическому содержанию относятся к рискам, регулируемым (ограничиваемым) обязательным нормативом, банк включает эти счета (их части) в расчет обязательного норматива;

если остатки на балансовых счетах и (или) их части, входящие в перечень балансовых счетов и (или) кодов, приведенных в настоящей Инструкции для расчета обязательного норматива, и предназначенные для покрытия (уменьшения) регулируемого им риска, по экономическому содержанию не покрывают (не уменьшают) данный риск, банк не включает эти счета (их части) в расчет обязательного норматива.

При расчете обязательных нормативов банками, осуществляющими функции центрального контрагента, соответствующими условиям кода 8846 приложения 1 к настоящей Инструкции, не учитываются остатки на балансовых и внебалансовых счетах (их частях), образовавшиеся в результате проведения операций при осуществлении клиринговой деятельности и функций центрального контрагента.

1.4. Настоящая Инструкция устанавливает числовые значения и методику расчета следующих надбавок к нормативам достаточности капитала банка (далее — надбавки):

поддержания достаточности капитала;

за системную значимость.

Информация об изменениях:

Пункт 1.5 изменен с 27 января 2018 г. — Указание Банка России от 6 декабря 2017 г. N 4635-У

1.5. При расчете обязательных нормативов рейтинги долгосрочной кредитоспособности, присвоенные иностранными кредитными рейтинговыми агентствами по международной рейтинговой шкале «Эс-энд-Пи Глобал Рейтингс» (S&P Global Ratings) или «Фитч Рейтингс» (Fitch Ratings) либо «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service) (далее — иностранные кредитные рейтинговые агентства), используются только в отношении иностранных объектов рейтинга (за исключением пункта 2.6 настоящей Инструкции, приложений 7, 10 к настоящей Инструкции, в которых рейтинги долгосрочной кредитоспособности, присвоенные иностранными кредитными рейтинговыми агентствами, используются с учетом положений документов Базельского комитета по банковскому надзору).

В отношении российских объектов рейтинга используются кредитные рейтинги, присвоенные по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств (далее — российские кредитные рейтинговые агентства), не ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России. Информация о минимальных уровнях кредитных рейтингов, присвоенных российскими кредитными рейтинговыми агентствами, размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт Банка России) и публикуется в «Вестнике Банка России».

Рейтинги долгосрочной кредитоспособности, присвоенные иностранными кредитными рейтинговыми агентствами, используются при применении настоящей Инструкции с учетом особенностей, установленных Указанием Банка России от 25 ноября 2014 года N 3453-У «Об особенностях использования рейтингов кредитоспособности в целях применения нормативных актов Банка России», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2014 года N 35194.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Нормы и законодательное регулирование банковской деятельности

Содержание:

Образование и изменение банковской системы привело к необходимости правового регулирования банковской деятельности. В государствах с прогрессивной экономикой за достаточно долговременный срок сформировался очень значительный массив законодательства, включающий в себя большое разнообразие постановлений, руководств по исполнению, положений и других законодательных актов, которые регулируют разного рода проблемы материализации банковского функционирования. При помощи этой особенности правовое обеспечение банков обеспечило себе одно из первых мест в государственной координации работы банков и банковского механизма в целом.

Объединение гражданско-правовых норм, регламентирующих финансово-монетарные связи, возникающие при воплощении в жизнь банками, кредитными организациями и финансовыми учреждениями своей работы – вот что такое банковское законодательство.

Вопросы банковской деятельности находят свое воспроизведение в многообразии видов права (конституционном, административном, гражданском, уголовном, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном и др).

Задачи кредитной и денежной политики государства регламентируют конституционные нормы. Они же устанавливают органы, которым разрешено выполнять функции управления кредитной системой, а также систему их образования и принципов осуществления поставленных перед ними задач.

Приводя пример, в соответствии с и. «ж» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся, в частности:

  • финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование;
  • денежная эмиссия;
  • основы ценовой политики.

Данное положение устанавливает, что юридическое регулирование банковской деятельности может реализовываться только на федеральном уровне. Защита и обеспечение устойчивости рубля, при осуществлении своей основной деятельности – вот главный принцип суверенитета Центрального Банка России от иных государственных органов, закрепленный в части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации.

Роль уголовного кодекса

Для того, чтобы предоставить защиту от особенно серьезных и опасных для общества покушений на права и интересы страны, субъектов, которые осуществляют свое функционирование в кредитной сфере, уберечь физические и юридические лица, использующие эквайринг банковских и иных финансовых учреждений разработаны и приняты нормы уголовного права. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) определяет подсудную ответственность в отношении лиц, которые изготавливают и/ или сбывают поддельные денежные средства и ценные бумаги, а также в отношении должностных лиц органов власти субъектов РФ, изготавливающие любые денежные знаки, отличающиеся от официальной денежной единицы, за фальсификацию пластиковых карт и платежных документов.

Читайте также:  Регулировка фар на крыше

Также к уголовной ответственности привлекаются за присвоение денег и ценных бумаг, за принятие незаконного вознаграждения от граждан, связанное с результатом работ по обслуживанию населения. Вымогательство вознаграждения работниками банков за выполнение незаконных сделок с валютой, утаивание ими средств в валюте других государств, которые подлежат обязательному переводу на счета в разрешенные банки, невозвращение фондов в иностранной валюте за границу, также разглашение информации, являющейся банковской тайной, а также за ведение банковской деятельности без разрешительных документов и лицензии – вот далеко не полный перечень тех действий, за совершение каковых банковских служащих могут привлечь к уголовной ответственности.

Роль гражданского кодекса

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) включает в себя свод норм гражданского законодательства, которые составляют юридическую основу для реализации деятельности банков. В статьях ГК Российской Федерации заключены ответы на такие вопросы как:

  • функционирование в кредитной области, основанное на праве положения субъектов, которые принимают участие в гражданском обороте;
  • исполнение государственной регистрации и окончание деятельности кредитных образований;
  • общие инструкции о положении юридических лиц и праве их собственности;
  • принципы осуществления соглашений;
  • режимы заключения договоров и обязательств;
  • контракты, практикуемые в банковском функционировании;
  • проблемы расчетов, параметры конфиденциального управления имуществом, вопросы финансового лизинга и многое другое.

Законы и документы

Законодательные и подзаконные акты содержат в себе принципы административного права, а также должны обеспечивать регулирование банковской структуры в целом.

Обязательными для исполнения для всех коммерческих банков являются нормативные положения банковского законодательства или управления, а также различные инструкции, положения и иные документы органов банковского контроля, считающиеся законодательными.

Самую главную и очень важную нишу занимает Закон о Банке России, определивший юридическое положение Банка России, включающее в себя:

  • правила его организации, главные задачи и назначения, связь с органами государственного руководства, структуру руководства Банка России и и его осведомленность;
  • систему отчетности Банка России, вопросы организации имеющегося в наличие денежного обращения, осуществление и основные инструменты денежно-кредитной политики, перечисление операций Банка России, генеральные инструменты и способы банковских координации и надзора, принципы формирования безналичных расчетов;
  • порядок вступления в силу нормативных актов;
  • положение, Устав о правах и обязанностях работников Банка России.

Другим важным по значению является Закон о банковской деятельности, устанавливающий представление о кредитной организации, банке и небанковских кредитных организациях, банковской системе Российской Федерации, определяющий номенклатуру банковских операций, отличительные черты деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, философию взаимоотношений кредитных организаций с потребителями и государством, последовательность создания кредитной организации, ее государственной регистрации и лицензирования, причины для отзыва лицензий, порядок открытия филиалов и представительств, принципы обеспечения устойчивости деятельности кредитных организаций, банковскую тайну, антимонопольные принципы, правила формирования сберегательного дела, постановка отчетности кредитной организации.

25 февраля 1999 г. был принят Федеральный Закон №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — Закон о банкротстве кредитных организаций). Для развития в Российской Федерации высокоразвитой системы, которая будет соответствовать непререкаемым международным эталонам признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) это стало историческим шагом.

В Законе содержатся следующие положения и понятия:

  • последовательность и требования к выполнению мер по предупреждению необеспеченности (банкротства) кредитных организаций;
  • специфика основных положений и мероприятий по признанию банкротства кредитных организаций и, как следствие окончание их функционирования.

В соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций кредитную организацию можно считать лишенной необходимых возможностей для осуществления требования кредиторов по финансовым обязательствам и (или) исполнить обязанность по выплате обязательных платежей, если взятые на себя ею обязанности не выполнены в течение двух недель после наступления даты их исполнения и (или) ценности имущества (активов) кредитной организации не хватает для реализации всех обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей. В обозначенном законе большое внимание уделено нормам по недопущению банкротства. Руководствуясь этими нормами, можно не допустить отзыв лицензии на совершение банковских операций.

  • провести финансовую санацию кредитной организации;
  • назначить управлять кредитной организацией новое руководство;
  • принять меры к преобразованию кредитной организации.

Также 26 октября 2002 г. был принят Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В нем разъясняются вопросы, не вошедшие в ФЗ №40-ФЗ от 25.02.1999 г.

Кроме этого, в Российской Федерации разработана система страхования вкладов. (Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»).

Для гарантирования осуществления целостности государственной политики, касающейся валюты, устойчивости национальной валюты и внутреннего валютного рынка был принят Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В нем определяется положение о валютных операций. Этим законом также предусмотрено:

  • дифференциация зоны ответственности по управлению валютными операциями между Правительством РФ и ЦБ России;
  • осуществление расчетов между представителями и не представителями по операциям с внутренними и внешними ценными бумагами как в национальной, так и в иностранной валюте;
  • операции, связанные с торговлей иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), обозначенная ценность которых указана в иностранной валюте, только через банки, наделенные соответствующими полномочиями.

Огромнейшее значение для критериев оценки финансового положения, формирования кредитных связей и выстраивания современной экономики в целом несет в себе Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях» (далее — Закон о кредитных историях). Он призван контролировать:

  • создание и определение условий для образования, переработки, сохранения и выявления НБКИ сведений, характеризующих своевременность совершения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита);
  • наращивание безопасности кредиторов и заемщиков за счет общего сокращения кредитных рисков;
  • увеличение рентабельности работы кредитных организаций;
  • уменьшение затрат банков для оценки финансовой надежности заемщиков в результате чего происходит уменьшение реверсии выдаваемых кредитов.

Центральный каталог кредитных историй, являющийся структурным подразделением Банка Российской Федерации, также призван помочь в реализации Закона о кредитных историях. Он несет в себе функцию единого справочного центра, обратившись в который можно бесплатно почерпнуть информирование о том, в каком бюро кредитных историй находятся сведения об определенном субъекте кредитной истории.

Основное назначение бюро кредитных историй – это накопить определенный перечень сведений, который квалифицирует финансовую дисциплину заемщика по погашению договоров займа (кредита) и в дальнейшем передать кредитные истории (принадлежащие юридическим и физическим лицам) субъектам, получившим согласие на принятие кредитного отчета для того, чтобы заключить кредитный договор.

В практическом отношении вся деятельность кредитного образования строго подчиняется системе установленных законов и правил.

Наиболее значительные законы, координирующие систему организации, лицензирования, реконструкции и прекращения работы банков и кредитных организаций -Закон о Банке России, Закон о банковской деятельности, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Закон о банкротстве кредитных организаций, Закон о страховании вкладов, Федеральный закон от 3 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также Гражданский Кодекс Российской Федерации.

Упомянутые выше законы служат основанием для типичной документации, разработанной Банком России, координирующих функционирование кредитных организаций. Это Инструкции Банка России:

  • от 2 апреля 2010 г. № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»;
  • от 21 февраля 2007 г. № 130-И «О порядке получения предварительного согласия Банка России на приобретение и (или) получение в доверительное управление акций (долей) кредитной организации»;
  • от 10 марта 2006 г. № 128-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (далее — Инструкция Банка России № 128-И);
  • от 11 ноября 2005 г. № 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций».
Читайте также:  Закон российской федерации о защите прав потребителей регулирует отношения

А также Положения Банка России:

  • от 19 июня 2009 г. № 338-П «О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц — учредителей (участников) кредитной организации»;
  • от 29 октября 2008 г. № 325-П «Об особенностях выпуска (дополнительного выпуска) и регистрации акций банка при осуществлении Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» мер по предупреждению банкротства банка, являющегося участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;
  • от 9 ноября 2005 г. 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией», от 4 июня 2003 г. 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединении» и др.

Разнообразные моменты осуществления коммерческими банками операций упорядочиваются наряду с указанными и иными законодательными актами Банка России. Важнейшим документом в этой сфере является Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков» (далее — Инструкция Банка России № 110-И), где содержится ряд необходимых нормативов деятельности банков, включающий в себя:

  • норматив обеспеченности капитала;
  • наибольший объем риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  • предельную величину крупных кредитных рисков;
  • наивысшие параметры кредитов, обеспечения и ответственности банка перед своими участниками;
  • нормативы ликвидности.

В связи с вышеупомянутой Инструкцией важно также отметить следующие документы:

  • Инструкцию Банка России от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия» (далее — Инструкция Банка России № 59);
  • Положение Банка России от 16 октября 2008 г. № 323-11 «О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения»;
  • Положение ЦБ РФ от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»;
  • Распоряжение Банка РФ от 3 ноября 2009 г. № 346-П «О порядке расчета размера операционного риска»;
  • Положение Банка России от 14 ноября 2007 г. № 313-П «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска»;
  • Инструкция Банка РФ от 20 марта 2006 г. № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»;
  • Приказ ЦБ РФ от 10 февраля 2003 г. № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций».

Так как расчеты так называемой «наличкой» на сегодня остаются самыми частыми, интуитивно понятными и простыми для населения (очень часто единственной формой платежей), был разработан основной документ, где отражена система для работы банков и иных компаний, организаций и учреждений с наличными деньгами. Этот документ существует как Положение Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации».

Все без исключения расчетно-платежные операции в нашем государстве осуществляются в целесообразности с согласованными принципами, которые устанавливаются законодательством и правовыми актами, разработанными в основном Банком России.

В качестве примера можно привести Положения:

  • от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»;
  • от 1 апреля 2003 г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»;
  • от 24 февраля 2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правил хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

Процитированные выше документы позволяют осуществление безналичных расчетов в следующих моделях:

  • платежными поручениями;
  • чеками;
  • аккредитивами;
  • по инкассо;
  • платежными картами.

Потребители имеют право предпочитать любую из разрешенных форм безналичных платежей, руководствуясь собственными интересами. Банк не имеет права противодействовать выполнению расчетов и платежей в формах, предустановленных в договорах контрагентов. Платежи оформляются только, если на счетах клиентов-плательщиков есть необходимая сумма собственных средств, если не существует другой договоренности между банком и собственником счета.

Валютное законодательство Российской Федерации заключает в себе специальные принципы Закона о банковской деятельности:

  • Закона о Банке России, Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон о противодействии отмыванию доходов);
  • Закон о валютном регулировании;
  • Инструкции Банка России от 16 сентября 2010 г. № 136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»;
  • Инструкция Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»;
  • Положение Банка России от 1 июня 2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, а также другие нормативные акты.

Деятельность рынка ценных бумаг в целом и функционирование на нем финансовых учреждений упорядочиваются параметрами ряда Федеральных законов, а также законодательными актами Федеральной службой по финансовым рынкам России и Банка России:

  • от 22.04.1996 г.№ 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке цепных бумаг);
  • от 11.03.1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» (далее — Закон о векселе);
  • от 29.07.1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг;
  • от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • от 11.11.2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (далее — Закон об ипотечных ценных бумагах);
  • Положение Банка России от 25.03.2003 г.№ 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг».

Самым главным документом ФСФР России, касающихся деятельности банков на рынке ценных бумаг, сегодня является Положение о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, соответствующее Приказу ФСФР России от 27.07.2010 г.

Законодательное основание по выполнению банками добавочных операций складывается преимущественно из стандартов Гражданского Кодекса РФ. Специальные законоположения предназначены для процедур с лизингом и с драгоценными металлами.

При этом кредитные учреждения в ходе своего функционирования обязаны соблюдать законоположения как специально к ним относящиеся, так и регламентирующие товарный оборот в основном (залоговое право) и рядом правил межнационального права.

Опираясь на международные принципы, принятые в Базеле, правовое обеспечение контроля и надзора за банковской деятельностью добилось высокоэффективного банковского контроля. В качестве основы выбраны основные федеральные законы и нормативные документы Банка России, о которых уже говорилось выше. Отдельное место в этой области принадлежит:

  • Инструкции Банка России № 110-И и № 59;
  • Положению Банка России от 7.09.2007 г. № 310-П «О кураторах кредитных организаций» – Положению от 16.12.2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

Как видим количество законодательных и нормативных актов, действующих в РФ, имеется в достаточной степени. К сожалению банковское законодательство не соответствует нынешнему экономическому состоянию и международной степени основанного на праве координирования социальных связей в интересующей Поэтому необходимость модернизировать банковское законодательство Российской Федерации остается актуальной и на сегодняшний день.

Источник

Adblock
detector