Меню

Общие нормативно правовые акты регулируют трудовые отношения



Перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Законы Российской Федерации

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 82-ФЗ

(с изменениями от 01.01.01 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г., 23 июля 2008 г.)

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 134-ФЗ

«О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями от 01.01.01 г., 22 августа 2004 г.)

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 125-ФЗ

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ

«О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 82-ФЗ

«О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями от 29 апреля, 26 ноября 2002 г., 1 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 20 апреля 2007 г., 24 июня и 27 ноября 2008 г.)

Трудовой кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 197-ФЗ

(с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1,18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 22, 23 июля, 25 и 30 декабря 2008 г., 7 мая 2009 г.)

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (с изменениями от 01.01.01 г., 31 декабря 2005 г., 6 июля 2006 г.)

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» с изменениями от 5 декабря 2005 г. и 1 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 44-ФЗ

«О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»

Указы Президента Российской Федерации

Указ Президента РФ от 01.01.01 г. N 66

«О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат» (с изменениями от 01.01.01 г.)

Постановления Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 192

«Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации» (с изменениями от 01.01.01 г., 12 августа 2005 г., 4 июня 2007 г.)

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 163

«Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 244

«Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» (с изменениями от 1 февраля 2005 г.)

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 750

«Об организации альтернативной гражданской службы» (с изменениями от 01.01.01 г.)

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 256

«Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» (с изменениями от 01.01.01 г.)

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года N°870

«Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»

Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01.01.01 г. N 51

«Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (с изменениями от 01.01.01 г., 3 февраля 2004 г.)

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01.01.01 г. N 86

«Об утверждении рекомендаций по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в РФ»

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01.01.01 г. N 93

«Об утверждении формы представления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложений по организации альтернативной гражданской службы»

Другие федеральные документы

Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 01.01.2001 N° 569.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на годы

Организация обучения безопасности труда. Общие положения. ГОСТ 12.0.004-90

Разработан и внесен Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных союзов

«Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». Р 2.2.2006-05

(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.)

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.01.01 года N°45-н

«Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов» с приложениями

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.01.01 года N°46н

«Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания» с приложениями

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.01.01 года N°158н

«О признании утратившими силу нормативных правовых актов Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации, устанавливающих нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания»

Закон Краснодарского края от 7 мая 1998 г. N 125-КЗ

«О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае»

(с изменениями от 01.01.01 г., 26 ноября 2003 г. и 2 декабря 2004 г.)

Закон Краснодарского края от 7 мая 1998 г. N 129-КЗ

«О Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»

(в ред. Законов Краснодарского края от 01.01.2001 N 680-КЗ, от 01.01.2001 N 1213-КЗ, от 01.01.2001 N 1722-КЗ)

Читайте также:  Как отрегулировать температуру в инкубаторе несушка

Закон Краснодарского края от 3 июня 1998 г. N° 133-КЗ

(с изменениями от 01.01.2001 N° 311-КЗ, от 01.01.2001 N° 1011-КЗ, от 01.01.01 года N° 1349-КЗ)

Закон Краснодарского края от 2 апреля 2001 г. N 349-КЗ

«О потребительской корзине в Краснодарском крае»

(с изменениями от 01.01.01 г.)

Закон Краснодарского края

«О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об охране труда» от 01.01.01 года N° 1349-КЗ»

Закон Краснодарского края от 01.01.01 года N° 1572-КЗ

«Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края»

Закон Краснодарского края от 5 мая 2009 года N° 1732-КЗ

«О внесении изменений в Закон Краснодарского края от 7 августа 2000 года N 310-КЗ «О социальном партнерстве в Краснодарском крае»

Постановления главы администрации Краснодарского края

Постановление главы администрации Краснодарского края от 01.01.01 г. N 284

«Об организации альтернативной гражданской службы в организациях Краснодарского края»

(с изменениями от 3 августа 2004 г., 18 марта 2005 г., 22 июня 2006 г., 27 апреля 2007 г., 31 марта 2008 г.)

Постановление главы администрации Краснодарского края от 8 июня 2004 г. N° 554

«О проведении Дня охраны труда в муниципальных образованиях и организациях края»

Постановление главы администрации Краснодарского края от 01.01.01 г. N 581

«О составе представителей администрации Краснодарского края в постоянно действующей Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (с изменениями от 15 марта, 6 июня и 7 сентября 2005 г., 21 февраля 2006 г. и 9 марта 2007 г., 14 февраля 2008 г. и 27 февраля 2009 г.)

Постановление главы администрации Краснодарского края от 01.01.01 г. N 1070

«О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 01.01.01 года N° 360 «Об образовании краевой межведомственной комиссии по охране труда»

Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.01.01 года N° 1152

«О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края»

(с изменениями, внесенными постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 мая 2009 года N° 365)

Распоряжения главы администрации Краснодарского края

Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 июля 2004 г. N° 805-р

«О мерах, направленных на погашение предприятиями края задолженности по заработной плате» с изменениями по состоянию на 18.02.2009

Приказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 7 февраля 2008 года N°42

«О системе управления и организации работы по охране труда в департаменте социальной защиты населения Краснодарского края, управлениях социальной защиты населения и государственных учреждениях Краснодарского края, подведомственных департаменту»

Приказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 2 декабря 2008 N°852

«Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Краснодарском крае»

Приказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 01.01.01 N°876

«Об организации обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда, проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в департаменте социальной защиты населения Краснодарского края, управлениях социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях, государственных учреждениях Краснодарского края, подведомственных департаменту»

Приложение N°1 к приказу департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 01.01.01 N°876

«Положение об организации обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников департамента социальной защиты населения Краснодарского края, управлений социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях и государственных учреждений Краснодарского края, подведомственных департаменту»

Приложение N°2 к приказу департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 01.01.01 N°876

«Положение об организации и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в департаменте социальной защиты населения Краснодарского края, управлениях социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях и государственных учреждениях Краснодарского края, подведомственных департаменту»

Приказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 3 февраля 2009 года N°23

«Об утверждении Программы действий по улучшению условий и охраны труда в организациях Краснодарского края на 2009 – 2011 годы»

Приказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 3 февраля 2009 года N°24

«О проведении смотра-конкурса на лучшую организацию работы в области охраны труда в организациях Краснодарского края в 2009 году»

Прочие документы Краснодарского края

Краснодарское краевое трехстороннее Соглашение на годы между Краснодарским краевым территориальным объединением организаций профсоюзов «Краевой совет профсоюзов», Краснодарским краевым (региональным) объединением работодателей «Федерация объединений работодателей Кубани» и администрацией Краснодарского края

Решение Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 01.01.01 года N° 1-3

«Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае»

Источник

Правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2011, N 8

В целях согласования интересов работников и работодателей законодатель предусмотрел возможность заключения ими коллективных договоров и соглашений. Это осуществляется с помощью коллективных переговоров, при проведении которых стороны должны уважать и учитывать интересы друг друга, а также соблюдать иные принципы социального партнерства, установленные ТК РФ. В настоящей статье расскажем, в чем состоят сходство и различия коллективного договора и соглашения, в каком порядке они оформляются и на что следует обратить внимание работодателю при заключении данных правовых актов.

Прежде чем рассмотреть структуру и порядок заключения коллективных договоров и соглашений, определим, какое место среди нормативных актов, регулирующих трудовые отношения в коллективе, они занимают.

Конечно, первый документ в этом списке — Конституция РФ, устанавливающая основополагающие нормы российского трудового права. Затем идут федеральные конституционные законы. Согласно ст. 5 ТК РФ уже в соответствии с Конституцией РФ и названными законами регулирование трудовых и иных связанных с ними отношений осуществляется:

  1. трудовым законодательством (в том числе законодательством об охране труда), включающим в себя Трудовой кодекс, федеральные законы, законы субъектов РФ;
  2. иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  3. указами Президента РФ;
  4. постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  5. нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;
  6. нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
  7. коллективными договорами и соглашениями и локальными нормативно-правовыми актами организации.
Читайте также:  Как регулировать клапана mazda

Все эти нормативные акты не должны противоречить ТК РФ и федеральным законам. А в случае противоречия между ТК РФ и федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ. Федеральный закон в данной ситуации будет применяться при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс.

Что касается коллективных договоров, соглашений и локальных нормативных актов, то они формируются с учетом требований трудового законодательства, но при этом восполняют пробелы в законодательстве либо конкретизируют нормы закона. А коллективные договоры и соглашения, кроме того, являются одной из форм реализации социально-партнерских отношений между работниками и работодателями.

Социальное партнерство в сфере труда — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ). Осуществляться социальное партнерство может на разных уровнях: федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном и, наконец, локальном.

На локальном уровне, то есть в рамках организации, основные принципы социального партнерства закреплены в коллективных договорах, а за пределами одной организации — в виде соглашений различного уровня.

Соглашение

В силу ст. 45 ТК РФ соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Участниками соглашений могут быть любые представители сторон социального партнерства. Инициатива заключить соглашение, в силу принципа равноправия сторон, также может исходить от любой стороны.

Примечание. Сторонами социального партнерства являются работники, работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей и органы государственной власти и местного самоуправления в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 25 ТК РФ).

Что касается предмета таких соглашений, им обычно является какой-либо вопрос регулирования социально-трудовых отношений. В качестве примера можно привести Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 02.12.2010, заключенное в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, которая предусматривает установление минимальной заработной платы в субъекте РФ региональным соглашением.

Итак, сторонами соглашения могут быть:

  • со стороны работодателей — объединения работодателей или иные представители;
  • со стороны работников — представители работников данных работодателей в лице профсоюзов и их объединений;
  • орган исполнительной власти или местного самоуправления, выступающий в качестве работодателя, в случае, когда соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджета соответствующего уровня.

В зависимости от количества участников соглашения могут быть трехсторонними или двухсторонними. Трехсторонним, например, является так называемое генеральное соглашение, которое устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Одной стороной генерального соглашения является Правительство РФ. Особенности заключения данного соглашения установлены Федеральным законом от 01.05.1999 N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Межрегиональные, региональные и территориальные соглашения, которые устанавливают общие условия труда, трудовые гарантии и льготы на территории соответствующего региона, субъекта или муниципального образования, также, как правило, являются трехсторонними. А вот отраслевые соглашения, определяющие общие условия оплаты труда, гарантии и льготы работникам отдельной отрасли (образования, здравоохранения), обычно двухсторонние. Например, Отраслевое соглашение по организациям Российской академии медицинских наук на 2009 — 2011 годы: сторонами, заключившими данное Соглашение, являются работники организаций РАМН в лице их представителя — Профсоюза работников здравоохранения РФ и работодатели в лице их представителя — РАМН.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

  • оплата труда;
  • условия и охрана труда;
  • режимы труда и отдыха;
  • развитие социального партнерства;
  • иные вопросы, определенные сторонами (ст. 46 ТК РФ).

Обратите внимание! Соглашение распространяется:

  • на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей и заключивших соглашение. В их число также входят работодатели, заключившие соглашение и вышедшие из объединения, и работодатели, вступившие в объединение в период действия соглашения;
  • на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с указанными работодателями;
  • на органы государственной власти и местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (ст. 48 ТК РФ).

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Коллективный договор

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК РФ).

Примечание. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Сторонами коллективного договора являются:

  • со стороны работодателя — руководитель предприятия, действующий на основании устава, либо иное уполномоченное лицо, действующее на основании доверенности, приказа или иного документа. Если коллективный договор заключается в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении, представителем будет руководитель этого подразделения или иное лицо (ч. 5 ст. 40 ТК РФ);
  • со стороны работников — первичная профсоюзная организация. Если она отсутствует или объединяет менее половины работников и при этом не уполномочена представлять интересы всех работников, на общем собрании работников может быть избран иной представитель (ст. ст. 29, 31 ТК РФ).

Как и стороны соглашения, стороны коллективного договора абсолютно свободны в определении его содержания и структуры. В ст. 41 ТК РФ представлен перечень взаимных обязательств, которые могут включаться в коллективный договор:

  • формы, системы и размеры оплаты труда;
  • выплата пособий, компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
  • соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
  • оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • частичная или полная оплата питания работников;
  • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
  • отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
  • другие вопросы, определенные сторонами.
Читайте также:  Регулировка сход развала опель вектра

Стороны вправе расширять круг вопросов, включаемых в коллективный договор. При этом работодателю следует в первую очередь учитывать принципы социального партнерства и помнить, что положения коллективного договора не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством и соглашениями (если они существуют).

Кроме этого, работодателю нужно учитывать свои экономические и финансовые возможности, устанавливая в коллективном договоре различные гарантии, компенсации и льготы, не предусмотренные ТК РФ и соглашениями, поскольку он будет обязан исполнять принятые обязательства.

Процедура заключения договора

Заключение коллективного договора начинается с коллективных переговоров с участием представителей работников и работодателя. Трудовое законодательство не принуждает заключать такой договор, но если одна из сторон обратилась к другой с предложением начать коллективные переговоры по подготовке проекта коллективного договора и его заключению, другая сторона обязана начать переговоры.

Итак, инициатор направляет письменное предложение о начале переговоров второй стороне, которая в течение семи календарных дней со дня получения предложения должна дать ответ. Затем стороны выбирают своих представителей и определяют порядок, место и сроки проведения переговоров. Не позднее двух недель со дня получения запроса стороны должны предоставить друг другу информацию, необходимую для ведения переговоров (ч. 7 ст. 37 ТК РФ).

В ходе переговоров разрабатывается и обсуждается проект коллективного договора. Если стороны достигли согласия по всем пунктам, готовится окончательная редакция коллективного договора в трех экземплярах, которая подписывается обеими сторонами. При недостижении согласия между сторонами по отдельным вопросам проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами (ч. 2, 3 ст. 40 ТК РФ). Разногласия урегулируются в порядке, установленном гл. 61 ТК РФ.

Что касается порядка разработки проекта соглашения, к нему применяются общие положения о порядке проведения коллективных переговоров, при этом отдельные требования устанавливаются к разработке тех положений соглашения, которые требуют финансирования на любом уровне (ст. 47 ТК РФ). В данном случае необходимо учитывать общие принципы бюджетного процесса.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, не обязаны участвовать, но обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч. 5 ст. 47 ТК РФ). Коллективные переговоры по разработке и заключению соглашения завершаются подписанием соглашения представителями сторон.

Обратите внимание! Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более чем на три месяца. А представители работников не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя в период переговоров без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство (ст. 39 ТК РФ).

Подписанный сторонами коллективный договор (соглашение) в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган, занимающийся вопросами трудовых отношений, по месту нахождения организации для уведомительной регистрации. При этом вступление коллективного договора (соглашения) в силу не зависит от факта уведомительной регистрации.

Примечание. В соглашение и коллективный договор можно вносить изменения и дополнения. Осуществляется это в порядке, в котором производилось их заключение, либо в порядке, установленном данными документами (ст. ст. 44, 49 ТК РФ).

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению (ч. 3 ст. 50 ТК РФ).

Срок действия коллективного договора, соглашения составляет не более трех лет. Данные документы вступают в силу со дня подписания их сторонами либо со дня, установленного в этих документах. Срок действия может быть продлен тоже не более чем на три года.

Отметим, что коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, ее реорганизации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации. При смене формы собственности организации он сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности. При реорганизации фирмы в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

В заключение обращаем внимание работодателя, что, если он или его представитель:

  • уклоняется от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения;
  • нарушает установленный законом срок проведения переговоров;
  • не обеспечивает работу комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки;
  • не предоставляет в срок, установленный законом, информацию, необходимую для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения;
  • отказывается от заключения коллективного договора, соглашения;
  • нарушает или не выполняет обязательства по коллективному договору, соглашению,

он может быть привлечен к административной ответственности и подвергнуться штрафу в размере от 1000 до 5000 руб. (ст. ст. 5.28 — 5.31 КоАП РФ).

Источник

Adblock
detector