Меню

Нравственные ценности регулируют отношения между людьми



Ценности в жизни человека

Духовные ценности человека — это набор понятий и принципов, которых личность придерживается и которые готова отстаивать. Первые понятия складываются в детстве под влиянием близких. Семья формирует у ребенка понятие об окружающем мире и учит хорошему или плохому поведению.

Какие бывают принципы

Ценности делятся на материальные и духовные:

  • материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
  • духовные ценности — объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.

Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.

С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья. В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными. Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.

Виды нравственных идеалов

Виды духовно-нравственных ценностей:

  1. Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
  2. Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
  3. Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.

Основные духовные понятия

Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.

Красота

Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.

Истина

Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как духовной потребности человечество создало свод моральных законов и правил поведения.

Искусство

Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.

Творчество

Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:

Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.

Любовь

Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:

Без нее невозможно существование.

Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.

Источник

Нравственные (этические) ценности

Нравственность в системе ценностей занимает особое место:

во-первых, нравственные ценности регулируют взаимоотношения в обществе;

во-вторых, они применяются в качестве оценочных критериев во всех областях человеческой деятельности.

Становление моральных представлений, норм, принципов, традиций, ставших первоначально единственным регулятором человеческих отношений — длительный, сложный и противоречивый процесс. Нравственные представления человека, формировавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как добро, зло, справедливость, совесть, долг, счастье, любовь и др.

Специальный раздел философского знания — этика — обобщила формирование нравственности.

Еще в античности, Аристотель, определил место этики, назвав ее практической наукой. Этическая проблематика активно разрабатывалась стоиками. Исследуя категории добра и зла, они утверждали, что добро есть нечто объективно существующее, тогда как зло — это результат субъективной оценки человека.

Добро и зло– самые общие и основные этические понятия (катего­рии). Они заключают в себе оценочно-повелительное содержание и высту­пают критериями нравственной деятельности. Добро можно определить как все то, что имеет положительно-нравственное значение, ведет к совер­шенствованию человека и общества, к максимальной реализации личности. Противоположное добру – зло: все то, что разрушительно, деструктивно, омертвляюще.

Читайте также:  Как отрегулировать двери профиль дорс скрытые петли

Проблема добра и зла заключается, наверное, в их неразрывном един­стве. Добро рассматривается как противопоставление злу. Выбирая добро, человек должен определиться в отношении зла. Самое трудное – определить их четкие границы, ибо они чрезвычайно текучи. Если человек научился определять их границы, то, значит, он приобрел определенную нравственную мудрость.

Если человек научился определять их границы, то, значит, он приобрел определенную нравственную мудрость.

Свобода – высшая духовная ценность, универсальное и всеобщее понятие культуры, наличие которой позволяет человеку действовать исключительно по собственному волению, без внешнего принуждения. Свобода есть фундаментальное качество человека, определяющее его как личность. Именно благодаря свободе человек приобретает способность не просто приспосабливаться к окружающей действительности, но и преобразовывать ее в соответствии со своими целями. Условия природного и социального бытия навязывают личности определенные рамки поведения, поэтому абсолютной свободы личности нет и не может быть ни в каком обществе.

Нравственная свобода связана с ситуацией морального выбора, с поступками, с осознанием их последствий, с нравственной оценкой своей деятельности. Объективной предпосылкой нравственной свободы является высокий уровень нравственного сознания субъекта. Способность к моральному выбору говорит о зрелости личностного развития. Зрелое моральное сознание (этические знания, личные убеждения, мотивы, идеалы и самооценки) позволяет самому индивиду контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснования, вырабатывать целую линию поведения. Моральный выбор – это всегда движение между различными возможностями как внутри нормы, так и между следованием норме или ценности и ее отрицанием.

Этику в отношении морали интересует, прежде всего, происхождение морали, ее природа, сущность морали, ее роль, значение и функции, ее историческое развитие, ее содержание и структура. Некоторые этические концепции разделяли понятия «мораль» и «нравственность» (например, в этике Гегеля). Чаще эти понятия употребляются как одно­значные, в том числе и в этической литературе, выражая различные структурные элемен­ты морали как социального явления.

В структуру морали, следовательно, входят: а) моральное сознание; б) нравственные отношения; в) нравственная деятельность (собственно поступки). Все эти моменты морали тес­но переплетены между собой и взаимно определяют друг друга.

Моральное сознание, являющееся определяющим духовным фактором в структуре личности, выражающее уровень ее развития, ее социализации, требует определенной воли от субъекта (доброй воли), чтобы оно могло быть реализовано в практике деятельности.

Источник

Мораль и нравственные ценности

Мораль – (лат. мoralitas от мoralis – относящийся к нраву, характеру, складу души,
привычкам) предмет изучения этики; форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной
жизни – в труде, быту, политике, науке, семейных, личных, внутригрупповых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее, основное и изначальное, что делает возможным сами эти особые требования и составляет ценностный базис общества, взаимоотношений между людьми. Принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность; будучи предельно обобщенными, они отражают глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, его сущностные потребности.

Под нравственной ценностью понимаются:

1) нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов;

2) ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, – моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.

Поступки людей имеют определенную моральную значимость, потому что они оказывают воздействие на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего общества, способствуют или противодействуют социального прогрессу. Именно в силу социального значения действий людей общество регулирует их поведение посредством нравственных отношений, предъявляет к людям моральные требования, ставит перед ними определенные цели, которым они должны следовать. Отсюда и возникает в поступках моральная ценность (положительная или отрицательная): действие, отвечающее нравственным требованиям, представляет собой добро; противоречащее им – зло. Из этого следует, что,
во-первых, ценностные характеристики действий людей носят исторически конкретный характер, обусловлены социальной жизнью и, во-вторых, нравственная ценность может характеризовать только общественные явления. Представления нравственного сознания являются разновидностью духовных ценностей общества. В идеалах, принципах, понятиях добра и зла можно выделить их ценностную сторону: в них выражено деятельно-заинтересованное отношение людей к явлениям действительности. В них содержится:

• моральное требование (пожелание, чтобы нечто было осуществлено);

• оценка существующих или имевших место явлений с точки зрения присущего им мораль-ного значения.

Читайте также:  Регулировка потока воды в трубе

Одновременно понятие добра является критерием оценки самых разнообразных человеческих поступков. Точно так же и идеал одновременно выступает как конечная цель моральной деятельности людей и является основой критической оценки существующей действительности. Именно эта ценностная сторона нравственного сознания, в которой выражено деятельно-заинтересованное отношение людей к миру, послужила одной из причин того, что мораль в истории философии часто называли «практическим сознанием» в отличие от теоретического, созерцательно-незаинтересованного. Мораль требует от людей не знаний или эмоционального настроя, а прежде всего определенной практической позиции в том, что касается отношения каждого из них к самому себе и их взаимоотношений друг с другом.

Высшей нравственной ценностью является добро, которое понимается как благо, соединенное с особого рода долженствованием. Различаются добро-цель (абсолютное, безусловное добро) и добро-средство, способствующее достижению добра-цели. Безусловное добро есть высшее благо, к которому ты должен направлять себя, руководствуясь определенными требованиями к себе.
В морали человек совершенствуется, устанавливая расхождение между сущим (реальным, наличным состоянием) и должным, делая свой выбор таким образом, чтобы отдалиться от недолжного и приблизить сущее к должному. Зло есть отдаление от добра, недостаток добра – выбор в пользу недолжного.

Эстетические ценности

Строение духовной жизни проступает при рассмотрении ее ценностных позиций. В религии определяющая ценность – божественное. Священное. Высшая ценность морали – добро. Ценностью прекрасного определяется эстетическое отношение к действительности, специально развиваемое в искусстве. Прекрасное (красота) – ценность непосредственной явленности блага, его представленности, открытости созерцанию. Действительность в ее эстетическом богатстве предстает как предмет искусства. Отсюда понятна долговечность произведений классического искусства: в них предметы и явления современности были взяты эстетически, то есть в их общечеловеческом значении. Без этого произведение лишается непременного для искусства качества – художественности, становится иллюстративным и декларативным.

Объективные эстетические свойства действительности – жизненная основа художественного образа. Эстетическое освоение природного и общественного мира предполагает широкую заинтересованность в самом предмете освоения, ориентацию на восприятие его в целостности, на всесторонность его охвата. Искусство формирует и регулирует механизм индивидуального присвоения общественно-исторического опыта человечества. Воспринимая произведение, человек переживает знание о мире как свое собственное ощущение.

Итак, эстетическое – это общезначимая ценность. В общечеловеческой природе эстетических ценностей – источник непреходящего значения великих творений искусства, созданные в разные эпохи.

Прекрасное – это самое положительное общественное значение явления, его позитивная ценность для человечества как рода. Прекрасное – сфера свободы человека, то есть познанное, освоенное явление. Красота – исторический продукт. Явления действительности, в которых проявляется максимальное для данного уровня исторического развития общества господство человека над окружающим материальным миром, выступают как прекрасные. Свободное владение силами природы, умение подчинить их закономерности и свойства разумной практической цели вызывают у человека высокое эстетическое наслаждение.

Искусство – высшая форма освоения мира по законам красоты. Оно перерабатывает все впечатления бытия в прекрасное. Красота в искусстве и в совершенстве формы, и в глубине содержания, и в мастерстве – свободном владении темой и художественными средствами, и в значимости художественной концепции произведения. Воплощая в своих образах идеал красоты, искусство пробуждает в людях художников, воспитывает способность находить внутреннюю меру предметов, сообразовывать их свойства с общественными потребностями человека, учит чувствовать и понимать красоту, творить ее сообразно ее законам, формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире.

Право и справедливость

Право в любой культуре понимается в двух смыслах: 1) как система устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе и 2) как гарантированная государством, узаконенная возможность что-либо делать, осуществлять.

Право – это способ организации социального порядка в политическом сообществе, характеризующемся чрезвычайной разнородностью индивидуальных и групповых интересов. Право – это общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженная в системе формально-определенных и охраняемых публичной властью общеобязательных норм (правил) поведения и деятельности социальных субъектов. От других нормативных систем право отличается универсальностью своих притязаний и использованием силы государства для принуждения субъектов социальных отношений к должному поведению. Право необходимо человеку для того, чтобы состояться в качестве индивида, члена локальной социальной группы, а также в качестве гражданина большого политического сообщества – государства. Вездесущность права объясняется тем, что, выступая средством организации свободы воли на индивидуальном, групповом и общественном уровнях, право действует избирательно, одновременно и ограничивая свободу, и защищая ее. Границы права – это границы свободы в положительном и негативном смысле: право, с одной стороны, защищает свободу от несоизмеримых посягательств со стороны жизненного мира, а с другой, защищает жизненный мир от спонтанных и разрушительных проявлений свободы. Только право в состоянии защитить и ограничить свободу человеческой воли, и причины этого заключаются как в характере самой свободы, так и в сущности права.

Читайте также:  Регулировка фар ваз 2190 своими руками

Внутренняя связь, нераздельность и взаимная обусловленность таких признаков права, как свобода, равенство, справедливость, должное, выражающих социальную и духовную природу человека, составляют ценностную сущность права. Реализуя фундаментальные функции культуры (освоения и познания мира, нормативную, коммуникативную, преемственности, защитную и т.д.), право обнимает собой весь комплекс связей, в которых люди достигают свои цели, интересы, жизненные планы.

«Юстиция», в самом широком смысле этого слова, понимаемая как правосудие, на латыни означает «справедливость» и изображается в виде женщины с завязанными глазами, держащей в руке весы. Справедливость – это, в первую очередь, беспристрастность, объективность. Справедливость есть высшая правовая ценность, имеющая общечеловеческий, универсальный характер. В западной культурной традиции справедливость связана с правами индивида и чаще всего ее рассматривают как количественную меру общественного требования и воздаяния. Справедливость понимается как равное воздаяние.

Понятие справедливости является основным смысловым ядром многих религиозных, философских, правовых и политических учений и содержит в себе меру соответствия сущего должному в свете моральных, политических, правовых и других норм и ценностей.

Насилие и ненасилие

В определении понятия насилия существуют два подхода: абсолютистский и прагматический. Абсолютистский подход исходит из того, что понятие насилия несет четко выраженную негативную оценочную нагрузку, оно включает все формы физического, психологического, экономического подавления и соответствующие им душевные качества (ложь, ненависть, лицемерие и т.д.). Насилие, по сути дела, прямо отождествляется со злом вообще. При таком подходе возникают как минимум две трудности: во-первых, снимается проблема оправдания насилия, возможности его конструктивного использования; во-вторых, отрицание насилия выглядит как сугубо моральная программа, вступающая в непримиримую конфронтацию с реальной жизнью. Не случайно, например, Л.Н. Толстой, который наиболее последовательно придерживался этой интеллектуально-духовной традиции, вкладывая в понятие насилия сугубо негативный и предельно широкий смысл, был одновременно радикальным критиком современной цивилизации, всех свойственных ей форм эгоизма и принуждения.

Прагматический подход ориентируется на ценностно нейтральное и объективное определение насилия и отождествляет его с физическим и экономическим ущербом, который люди наносят друг другу. С этой точки зрения насилием считается убийство, ограбление и пр. Такая интерпретация позволяет ставить вопрос об оправданности насилия, возможности его использования в определенных ситуациях, но при этом отсутствует критерий для его решения.

Насилие и ненасилие представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Возможные линии поведения человека перед лицом насильственно поддерживаемой социальной несправедливости можно свести к трем основным. Во-первых, это пассивность, малодушие, трусость, капитуляция, словом, непротивление насилию. Такая позиция заслуживает безусловной негативной оценки. Во-вторых, ответное насилие. Эта линия поведения является в практическом плане более эффективной и в нравственном плане более достойной, чем первая. Это уже вызов насилию, активное его неприятие, борьба с ним. Широко известны слова Махатмы Ганди о том, что если бы перед человеком был выбор между трусливым смирением или насильственным сопротивлением, то предпочтение, конечно, следовало бы отдать насильственному сопротивлению. Ответное насилие лучше, чем покорность. Сам термин «ненасилие» возник в современных европейских языках как перевод ключевого понятия мировоззрения Ганди: ahimsa.

Но есть еще третья линия поведения – это активное ненасильственное сопротивление, преодоление ситуации несправедливости, но другими – принципиально ненасильственными – методами. Отождествление ненасилия с пассивностью является одним из устойчивых общественных предрассудков. В обыденном сознании насилие, как правило, оправдывается в качестве альтернативы покорности. Такая позиция была бы понятна только в том случае, если бы не было третьей возможности – ненасилия, предполагающего исключительно высокую степень активности и действенности, более высокую, чем ответное насилие.

Самое слабое, уязвимое место современной цивилизации – это противоестественное сочетание универсальных производительных сил каждый раз с локальным, многократно (национально, регионально, социально и т.д.) ограниченным мировоззрением, компьютерной технологии с пещерной этикой. Нависшая над человечеством глобальная опасность – ядерная, экологическая, демографическая, антропологическая и другие – поставила его перед роковым вопросом: или оно откажется от насилия, «этики вражды», или оно вообще погибнет. Философия и этика ненасилия сегодня уже не являются просто актом индивидуальной святости, они приобрели в высшей степени актуальный исторический смысл.

Этика ненасилия – совокупность этических, моральных представлений, согласно которому нравственные цели, прежде всего социальная справедливость, могут быть достигнуты только ненасильственными методами. Особенность этики ненасилия состоит не в том, что она отрицает насилие, а в том, что она переводит идеи ненасилия в план практического осуществления, в конкретные программы общественных движений. Пассивность, покорность являются антиподами активного ненасилия. По сравнению с ними позиция противонасилия, насильственной борьбы со злом признается сторонниками этики ненасилия в ценностном отношении более высокой. Этика ненасилия есть этика активной борьбы за нравственные цели, но особыми средствами.

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

Источник